Реферат по предмету "Искусство"


Архитектурный музей им. Щусева

Архетектурный музей им. ЩусеваВ центре Москвы, близ Кремля, в старинном особнякеекатерининского времени разместился единственный в России Музей архитектуры. История создания Музея архитектуры во многомраскрывает специфику, т.е. его отличие от прочих известных художественных,исторических и профильных музеев. Прежде всего, архитектура, которая являетсяосновной экспозицией музея, есть главный и наиболее сложный

для широкогопонимания вид изобразительного искусства. Возникает вопрос зачем показыватьв музее то, что окружает нас везде? Делов том, что даже архитектура исчезает она разрушается временем, заменяетсяновомодной, более удобной для современного человека. Н.В. Гоголь сказал Архитектура тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни,и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

Идея создания в России особогонаучно-просветительского центра, который возглавил бы работу по собиранию исохранению различных материалов, относящихся к архитектуре, возникла в концеXIX в. Ученые историки, архитекторы, многие люди искусства и, конечно,меценаты, возглавили мощное движение по охране национального наследия русскогонарода. Комиссия по сохранению древних памятников истории и культуры приИмператорском Московском археологическом обществе занималась вопросами охраны иреставрации

памятников истории и культуры, работали археологические экспедиции,организовывались научные общества, выставки, создавались музеи. Почти каждыйкрупный город имел свой историко-краеведческий музей. Так накапливалсяматериал, положивший начало формированию архитектурного фонда, а в связи с этимвозникла необходимость в открытии Музея архитектуры в Москве.Но прошло более 60 лет, прежде чем он был создан.Произошло это в 1934г.

В разработке научной концепции Музея участвоваликрупнейшие отечественные искусствоведы, занимавшиеся не только проблемамирусского искусства, но и исследованием западно-европейской, византийской иближневосточной культур. Уместно отметить еще одну особенность этого Музея. Онасостоит в том, что, когда Музей создавался, Россия переживала период разрушениястарой культуры шло тотальное уничтожение древних памятников, особеннохрамов,

монастырей, дворцов, дворянских усадеб. В молодом советском государствееще не существовало охранных законов и учреждений, занимающихся этимивопросами. И вот в этих условиях Музей архитектуры принял на себянесвойственные обычным музеям охранные функции. Отпечаток этого лежит на всехнаправлениях деятельности Музея. Самый многочисленный раздел фондов обмерный,состоящий из чертежей, выполненных при реставрации

или при научном обследованииархитектурных сооружений, здесь же хранятся графические материалы,изготовленные и собранные Музеем и оставшиеся от исчезнувших памятников. Этиматериалы являются единственным источником, позволяющим точно воспроизвестиконструкцию и художественные формы древних сооружений. Например, в Москве, припомощи таких чертежей и фотосъемки прошлых лет, были восстановлены Триумфальнаяарка архитектора О.И. Бове

На Кутузовском проспекте , Воскресенские ворота наКрасной площади и знаменитый Храм Христа Спасителя. В последнем случае основусыграли оригиналы, т.е. подлинные чертежи и модель конструкции центральногокупола, выполненные самим К. Тоном. В 30-е гг когда памятник был приговорен куничтожению, сотрудники Музея спасали то, что можно было увезти из Музея.Теперь все эти ценности можно увидеть на тематических выставках.

Многиекрупногабаритные и тяжелые экспонаты размещались на территории Донскогомонастыря, который был передан советским правительством Музею. Разместившись натерритории монастыря уже в 1935 г Музей архитектуры практически спас монастырьот полного уничтожения - участи, котораяпостигла такие монастыри как, например, Страстной, Симонов и др. Храмы инекрополь монастыря сразу же стали объектом экскурсионного

показа всемжелающим.Благородная миссия Музея по спасению памятниковкасалась не только Москвы, но и других древних городов и деревень России. Многоматериалов поступило в музей благодаря экспедициям в районы затопления Верхнего и Среднего Поволжья, в районыСевера. Например, таким образом была собрана большая коллекция архитектурногодекора народного деревянного зодчества.

Уникальные работы были проведены сотрудниками Музея в Троице-Макарьевом монастыре г. Калязина XVI-XVII вв Знаменитый монастырь был обречен на снос. Музейная экспедиция вочень короткие сроки 1939-1940 гг. провела работы по фиксации графической ифото всех его сооружений. Было спасено более 180 кв.м главного Троицкого собора, выполненныхлучшими царскими живописцами.

Сегодня Музей является единственным по составу материалов и задачам не только в России, но и в Европе. Многие изсуществующих европейских музеев основывались в своей работе на методическомопыте московского музея. Особое значение для музейного экспонирования имеютавторские модели XVIII-XIX вв. и макеты, выполненные с большой точностью по существующимчертежам. В музее хранится всемирно известная модель Большого

КремлевскогоДворца, выполненная знаменитым русским зодчим В.И. Баженовым в 1769-1773 гг.Она единственный свидетель исторической драмы времен Екатерины II.Грандиозный проект по реконструкции Кремля, по масштабам и художественномурешению не уступающий европейским дворцовым и храмовым комплексам, не былосуществлен. Даже с утратами сохранившаяся модель сегодня представляет собойзрелище, поражающее воображение дворцовое

сооружение, выполненное из дерева,четырехэтажное, на высоком цоколе и большой протяженностью около 17 м длиной,4 м шириной, и более 2-х м высотой , охватывающее почти половину территорииКремля. Роспись на фасадах и интерьерах имитирует поделочные камни и мрамор, тонкопроработанный декор выполнен из металла олово с примесями . Еще при жизнисамого Баженова эта модель была одной изглавных достопримечательностей

Москвы и показывалась публике в специальном домев Кремле.Кроме баженовской в Музее хранятся авторские моделиКазанского собора в Петербурге арх. А. Воронихин , Триумфальных ворот в Москве арх. О. Бове , Казанского вокзала в Москве арх. А. Щусев , скульптурнойгруппы Рабочий и колхозница ск.

В. Мухина . Очень популярен у разного родаспециалистов фонд фототеки с богатейшим собранием негативов, самые старые изкоторых относятся к началу развития фотографии.В 1963 г. с музеем Академии архитектуры был объединенМузей русской архитектуры, существовавший с 1945 г. С этого момента он сталназываться Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева и получил дополнительное помещение Дома

Талызина на Воздвиженке .Здесь разместились экспозиция и фонды архитектуры советского периода.В 1990 г. Донской монастырь был возвращен церкви иМузей переехал полностью на территорию усадьбы Талызина. История места, накотором расположена усадьба, богата событиями. В нач. XVII в. эта местностьпринадлежала Псковскому Печерскому монастырю, здесь располагалось его подворье.

В сер. XVII в. этой землей владел боярин И.Б. Милославский, ближайшийродственник царя Алексея Михайловича. С 1660-х гг. на этом месте расположилсяЦарский Новый Аптекарский двор, переведенный от Троицких ворот Кремля. Артельдворцовых каменщиков возвела целый комплекс хозяйственных сооружений. Здесьхранились припасы для царского двора, изготавливались и хранились лекарства илекарственные травы.

До наших дней сохранилась палата для кормления трапезная на трех погребах, используемая Музеем как выставочный зал. В концеXVIII в когда все хозяйство Аптекарского двора было перенесено на другуютерриторию, этот выгодный близостью к Кремлю участок принадлежал различнымбогатым владельцам князю В.Л. Долгорукому, видному политическому деятелюРоссии первой половины

XVIII в затем грузинскому царевичу Вахтангу и егонаследникам. С 1785 г. он перешел во владение старинному дворянскому родуТалызиных, давшему России крупных военных деятелей времен Екатерины Великой иАлександра I. В конце XVIII в. сложился ансамбль усадьбы, характерный дляклассической Москвы.С 1845 г. усадьба была продана владельцами Казеннойпалате, после

Октябрьской революции в помещениях усадьбы разместились различныегосударственные учреждения, ряд помещений был отдан под жилье. В 1945 г.усадебный дом был передан новому Государственному музею русской архитектуры,созданному по инициативе архитектора А.В. Щусева.Сейчас Музею принадлежит вся территория усадьбы.Несмотря на реставрационные работы, проводившиеся в 1920-х гг. худ.

Д.Г.Богуславским укреплена живопись плафонов и в период новой жизни здания с 1946по 1964 гг. восстановлена планировка поэтажных анфилад, укреплены и частичновосстановлены декоративная лепнина, искусственный мрамор стен, росписьплафонов, работы проводили реставраторы М.С. Куркин, Н.П. Сычев, А.С. Рыбников,П.И. Спасский, В.П. и Л.В. Трофимовы и др весь ансамбль усадьбы подготовленк проведению реконструкции и созданию нового

музейного комплекса. На периодремонтно-реставрационных работ в музее работают только выставочные залы, лекторийи, конечно, материалы фондов доступны всем специалистам разных областей знаний.Материал взят ссайта http moskvoved.narod.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.