Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"Утверждаю Зав.кафедрой Н.А. Литвиненко Решение заседания кафедры Протокол № 5 «___» ___января_2011.Аннотированная программа дисциплины/ модуля«История зарубежной литературы»Направление: Педагогическое образование Профиль: Филологическое образование Квалификация: бакалаврСоставитель: Н.А. Литвиненко – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой зарубежной литературыМосква-2010 ^ Основные цели и задачи курса: ЦЕЛИ: составить представление о становлении зарубежных литератур, об основных формах и жанрах, в которых осуществляется ее развитие на протяжении веков, о взаимодействии литературных направлений, о международных связя и взаимодействиях, в том числе с русской литературой.ЗАДАЧИ: сформировать представление об общих закономерностях развития литературного процесса; изучить закономерности возникновения и развития литературных родов и их основных жанровых разновидностей; овладеть навыками литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-содержательном, структурно-композиционном, жанрово-стилистическом, стиховедческом и т.д.); выделить круг конфликтов и образов, входящих в состав «вечных» или «мировых»; сформировать навыки работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями и справочниками; усвоить основные теоретические понятия, необходимые для работы с явлениями литературы на разных этапах ее развития.Объем в ЗЕ: ____________10____________________________Время изучения: курс______1,2,3______семестр_______1,3,5__________Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:^ Введение в литературоведени^ Периодизация и общая характеристика античной литературы Периодизация и общая характеристика древнегреческой литературы Периодизация и общая характеристика древнеримской литературы Древнегреческая мифология. Общая характеристика. Этапы развития Космогонические мифы Боги и герои Культ Диониса Мифы о родовом проклятии Фиванский цикл Плавание аргонавтов Миф о Троянской войне Мифологические представления о судьбе. Жрецы и прорицатели Мифы творчества Мифы о превращениях Гомеровский эпос. «Илиада». Миф и сюжет поэмы. Конфликт. Герои. «Одиссея». Сюжет, композиция, герой. Отличия от «Илиады» Поэтика гомеровского эпоса. Приемы ретардации. Стих Гомеровский вопрос Древнегреческая лирика. Ямб, элегия, мелика. Хоровая лирика Становление древнегреческого театра. Его особенности Трагедия Эсхила «Орестея». Сюжет, конфликт, поэтика «Прикованный Прометей» Эсхила. Интерпретация мифа. Поэтика Трагедия Софокла «Эдип-царь». Конфликт, герой, построение. «Антигона» Софокла. Конфликт, идея, герои Трагедия Еврипида «Медея». Миф и сюжет. Героиня. Особенности мировоззрения трагика и их выражение «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки Аристотель «Поэтика»: теория трагедии Платон. Идеалистическая философия «Древняя» аттическая комедия. Происхождение. Проблематика. Особенности комического театра Аристофан: Облака, Лягушки Новоаттическая комедия. Менандр Общая характеристика эпохи эллинизма Александрийская поэзия. Каллимах. «Идиллии Феокрита» Древнегреческий роман. Лонг «Дафнис и Хлоя» Древнеримская комедия. Плавт. Любовная лирика Катулла «Золотой век» римской литературы: Гораций Овидий: судьба и творчество Сельские поэмы Вергилия. «Энеида». Особенности древнеримского эпоса 40. Древнеримский роман. Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел»2. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения 1.Роль народного творчества и античного наследия в развитии культуры периода раннего средневековья. Христианская концепция мира и искусства. 2.Славянские литературы и их значение в литературном процессе средних веков.3.Эпос и его древнейшие корни. Эволюция эпоса от архаических форм к формам зрелым (героический эпос)4.Трагедии Шекспира5.Англо-саксонаская поэма «Беовульф» как яркий памятник догосударственного эпоса. Нравственно-этическая и социальная проблематика поэмы6.Проблематика трагедии Шекспира «Гамлет».7..Кельтский эпос. Ирландские саги о Кухулине. «Фантастические» саги о морских странствиях древних ирландцев. Проблематика и художественные особенности Ирландского эпоса. 8.Творчество Боккаччо.^ 9.Сборник скандинавских песен «Эдда» и языческая мифология. 10.Возрождение в Италии11.Искусство скальдов, Содержание и проблематика. Особенность поэтического языка и метрической системы поэзии скальдов, понятие «кеннинга». 12.Исландский поэт и историк Снорри Стурлусон. «Младшая Эдда». 13.Комедии Шекспира14..Исландские саги, их место в жизни народа. Классификация исландских саг. «Классическая» биография викинга и скальда в родовых сагах. Исторический и бытовой характер исландских саг, отражение в них эстетического и этического идеала.15..Творчество Рабле16..«Сага о Гисли» как энциклопедия жизни исландцев Х-ХШ вв. Этический и эстетический идеал.17.Позднее творчество Шекспира18..«Песнь о Роланде» и поэмы каролингского цикла. Основная проблематика и стиль поэмы. Героический образ как этический идеал эпохи.19..Творчество Чосера Отражение исторических событий в «Песни о Роланде». Принципы отражения исторической действительности в героическом эпосе. Проблема творческого метода Шекспира-драматурга Германский героический эпос Поэзия Плеяды Испанский героический эпос. Особенности исторической обстановки в Испании. «Песнь о моем Сиде». Основная проблематика поэмы и ее художественные особенности. Героический образ как этический идеал эпохи. Возрождение в Англии «Песнь о Нибелунгах» и ее сюжетные корни в древнейшей поэзии. Влияние куртуазно-рыцарской поэзии на форму поэмы. «Песнь о Нибелунгах» в творчестве Р.Вагнера. Роман в эпоху Возрождения Исторические условия развития рыцарской культуры в ХП-ХШ вв. Рыцарский этический идеал и его проявление в рыцарской поэзии и романе Реформация в Германии и проблемы литературы Прованс и его роль в развитии рыцарской лирики. Поэзия трубадуров и ее генезис. Основные формы, жанры и тематика поэзии трубадуров. Связь с народной лирикой и латинской поэзией. Бернарт де Вентардон и другие выдающиеся трубадуры. Творчество Данте Основные циклы куртуазных романов (античный, бретонский, романы «круглого стола» и др.). Широкая разработка тем земной любви и авантюр, подчиненных принципам сословной феодальной этики. Фантастика рыцарских романов. Творчество ШекспираРоман о Тристане и Изольде. Идейно-художественные особенности обработки старинного сказания Готфридом Страсбургским.Творчество ПетраркиТворчество Кретьена де Труа. Содержание и проблематика романов Кретьена де Труа , «Ланселот или рыцарь телеги», «Эрек и Энида», «Персеваль или повесть о Граале»).Возрождение и античность Возникновение городской литературы. Жанры и стили городской литературы. Фаблио и шванки. Роман о Лисе Жанровая поэтика драматургии Шекспира. Общая характеристика развития европейской литературы средних веков. Ее роль и значение в общественной жизни. Периодизация литературы средних веков. Возрождение в Испании.Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового Времени. Идейная насыщенность произведения.Гуманизм в культуре и литературе ИталииЦентральный женский образ в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо. Отражение в нем проблем Гуманизма. Эволюция женского образа в раннем итальянском Возрождении. Поэма Ариосто «Неистовый Роланд» как памятник Высокого итальянского Возрождения. Идейное содержание и художественные особенности поэмы. Ирония Ариосто. Черты жизнерадостного свободомыслия. «Освобожденный Иерусалим» Тассо. Идейное содержание и художественные особенности произведения. Противоречия поэмы.«Роман о Розе» 1.Гуманизм в Нидерландах. Роль литературы и ее идейно-художественные особенности. Творчество Эразма Роттердамского. Лирика трубадуровОсобенности исторического развития Германии в эпоху Возрождения. Гуманизм. Немецкая реформация. Литература Реформации. Лютер и его роль в создании немецкого языка. Бюргерская литература. Народные книги «Тиль Эйленшпигель» и «История о докторе Фаусте». Народные немецкие песни и баллады.Исландский эпос «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гуманистические идеалы Рабле. Утопия Телемской обители. Взгляды Рабле на политическое устройство общества.Периодизация творчества Шекспира^ 3. История зарубежной литературы XVII – XVIII вековВопросы к зачету. Испанская литература XVII века Французская литература XVII века Английская литература XVII века Немецкая литература XVII века Барокко как литературно-эстетическое направление. Классицизм как литературное направление. «Поэтика» Буало. Творчество Лопе де Веги. Творчество Кальдерона. Творчество Мильтона. «Потерянный рай» Мильтона. Французский классицизм. Творчество Корнеля Театр Расина. Становление французского классицистического театра ХУП века. Испанский театр ХУП века. Особенности поэтики. Испанская классицистическая драма. Основные представители. Идеи и эстетика Возрождения в испанской драме ХУП века. Мольер – связь с литературой античности. Роль Мольера в создании жанра Высокой комедии. Мольер и предшествующая ему итальянская комедия. Мольер и предшествующая ему французская комедия. Мольер и Бальзак. Мольер и Грибоедов. Булгаков о Мольере. 26.Специфика героя в классицизме. 27.Поэтика Аристотеля и поэтические принципы французского классицизма. * * * Зарубежная литература XVIII века. Этапы развития. 2. Своеобразие жанра «Манон Леско» Прево. 3.Основные литературные направления зарубежной литературы XVIII в. 4.Поэзия Р.Бернса. 5. Основные модификации жанра романа в английской литературе XVIII в. 6. Поэтика драмы Шиллера «Разбойники» 7.Французская литература XVIII в. Общая характеристика. 8. Жанровое своеобразие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». 9. Английская литература XVIII века. Этапы развития. Поэтика философских повестей Вольтера. Жанровое своеобразие романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Немецкая литература XVIII в. Общая характеристика. Жанровое своеобразие романа Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Поэтика драмы Ф.Шиллера «Коварство и любовь». 15. Творчество Дидро. 16. «Фауст» Гете. Идейно-художественная проблематика. Творчество Руссо. «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта. Особенности сатиры. Творчество Дж.Свифта. Комедии Бомарше. Проблематика и поэтика. Творчество Гете. Этапы развития. Жанровое своеобразие романа Д.Дидро «Монахиня» 23. Творчество Г.Филдинга. Поэтика французского сентиментализма. 25. Творчество Стерна. Драма Лессинга «Эмилия Галотти». Особенности поэтики. Немецкий сентименталистский роман. История Тома Джонса Найденыша. Проблематика и поэтика. 29. «Сентиментальное путешествие Л.Стерна. Особенности новаторства. 30. Движение «бури и натиска» в немецкой литературе. 31. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л.Стена. Особенности поэтики. 32. Французское Просвещение. Этапы развития. Рококо как литературное направление. «Школа злословия» Шеридана. Своеобразие проблематики. Творчество Вольтера. 36. Особенности повествования в романе Г.Филдинга «История Тома Джонса Найденыша». 37. Веймарский классицизм. «Исповедь» Руссо. Особенности жанрового новаторства писателя. Творчество Д.Дефо. Поэма Вольтера «Орлеанская девственница». Особенности поэтики. Романы Ричардсона. Феномен популярности. Руссоизм и вольтерьянство в системе европейской культуры XVIII века.^ 4. История зарубежной литературы XIX века 1. Зарубежная литература XIX века. Общая характеристика. 2. Зарубежная литература 1789 – 1820-х гг. Общая характеристика. 3. Основные литературные направления XIX века. 4. Романтизм как литературное направление. 5. Реализм как литературное направление. Поэтика. Этапы эволюции. 6. Французская литература 1789 – 1820-х гг. Общая характеристика. 7. Французская литература периода революции 1789 – 1799 гг. 8. Французская литература периода Консульства и Империи. 9.Творчество Шатобриана. Его роль в становлении французкого романтизма. 10.«Рене» Шатобриана. Особенности жанра. Историко-литературное значение. 11.Творчество Жермен де Сталь. Роль писательницы в становлении французского романтизма. 12.«Коринна, или Италия» Ж. Де Сталь. Проблема « местного колорита». 13.Немецкая литература 1789 – 1820-х гг. Общая характеристика. 14.Иенский романтизм : эстетика, поэтика, историко-литературное значение. 15.Творчество Новалиса. 16.Особенности поэтики романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген ». 17.Творчество Л.Тика. 18.Особенности фантастики в новелле Л.Тика «Белокурый Экберт». 19.Творчество Гельдерлина. 20.Особенности поэтики романа Гельдерлина «Гиперион». 21.Творчество Г. фон Клейста. 22.«Михаэль Кольхаас» Г. фон Клейста. Своеобразие жанра. 23.Шамиссо и его новелла « Необыкновенная история Петера Шлемиля ». 24.Гейдельбергский романтизм : поэтика, жанровая система, историко-литературное значение. 25.Творчество Гофмана. 26.Проблема искусства в новелле Гофмана « Дон Жуан ». 27.«Житейские воззрения Кота Мурра» и традиции иенского романтизма. 28.Особенности сатиры Гофмана в новелле « Крошка Цахес ». 29.«Озерная школа», ее эстетическая программа, значение в становлении английского романтизма. 30.«Сказание о Старом Мореходе » Кольриджа. Особенности поэтики. 31.Жизнь и творчество Байрона. 32.Новаторство Байрона в поэме « Паломничество Чайльд Гарольда ». 33.Идейно-художественная проблематика драмы Байрона «Манфред». 34.Жанровое своеобразие драмы Байрона « Каин ». 35.«Восточные поэмы » Байрона. Анализ одного произведения на выбор. 36.Лирика Байрона. 37.Творчество П.Б.Шелли. 38.Особенности поэтики романа М.Шелли « Франкенштейн » 39.Творчество Вальтера Скотта. 40.Специфика историзма Вальтера Скотта в романе «Айвенго». 41.Жанровое своеобразие романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард». 42.Творчество Ф.Купера. 43.Идейно-художественный анализ одного из романов Ф.Купера. 44.Творчество Э.По. Поэмы и новеллистика. 45.Особенности романтизма Э.По в новелле «Падение дома Ашеров». 46.Литература США.* * * 1.Зарубежная литература XIX века. Этапы развития. 2.Французская литература 1820 – 1840 гг. Общая характеристика. 3.Жизнь и творчество Беранже. Творчество П.Мериме: система жанров, специфика реализма. Новеллы П.Мериме с французской и экзотической тематикой. Своеобразие конфликта. Творчество Бальзака. Замысел «Человеческой комедии». Проблема героя в романе «Отец Горио». Особенности конфликта в романе Бальзака «Евгения Гранде». Жанровое своеобразие романа Бальзака «Утраченные иллюзии». Творчество Стендаля. Специфика реализма. Система жанров. Новеллистика Стендаля. Специфика реализма Стендаля в романе «Красное и черное» Особенности психологического мастерства Стендаля в романе «Пармская обитель» или «Люсьен Левен». Творчество А.Дюма. Жизнь и творчество В.Гюго. «Собор Парижской богоматери» В.Гюго как исторический роман. «Отверженные» В.Гюго как социальная эпопея. Социальный роман Жорж Санд. Женская тема в романе Жорж Санд «Индиана» («Орас» или «Мопра»). Тема искусства в романе Жорж Санд «Консуэло». Основные модификации жанра романа во французской литературе второй половины XIX века. Французская литература 1848 – 1870 гг. Общая характеристика. Особенности поэтики романа Г.Флобера «Мадам Бовари». Творчество Ш.Бодлера. Немецкая литература 1820 – 1840 гг. Жизнь и творчество Г.Гейне. Своеобразие лирического героя в «Путевых картинах» Г.Гейне. Лирика Г.Гейне: проблематика и поэтика. Особенности сатиры Г.Гейне в поэме «Германия, или Зимняя сказка». Американская литература 1840-1860-х гг. Поэзия У.Уитмена. Поэтика романа Мелвилла «Моби Дик». «Хижина дяди Тома» Б.Стоу как социальный роман. Особенности развития английской литературы в 1830 – 1860 гг. Основные модификации жанра романа в английской литературе 1830 – 1860 гг. Творчество Ч.Диккенса. Проблематика, поэтика, жанровая система. Особенности поэтики романа Ч.Диккенса «Тяжелые времена». 38. Тема добра и зла в романе Ч.Диккенса «Домби и сын». 39. Творчество У.Теккерея. Проблематика, поэтика, жанровая система. Новаторство У.Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия». ^ 5. История зарубежной литературы XX века Эстетика натурализма в творчестве Эмиля Золя. Поэзия французского символизма. Французская литература рубежа XIX-XX веков. «Непрошенная» Метерлинка и символистская драма. Импрессионизм в поэзии Поля Верлена. Творчество С.Малларме. «Новая драма», разновидности жанра. Творчество Г.Ибсена. Литература Великобритании рубежа XIX-XX веков. Эстетика дендизма в «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. Неоромантизм и творчество Дж. Конрада. Литература США рубежа XIX-XX веков. Модернизм в зарубежной литературе ХХ века: модернистское мировоззрение и новые художественные приемы. Авангардизм в литературе 10-х – 20-х годов. Импрессионизм и творчество М. Пруста. Немецкая литература 20-30-х годов ХХ века. Немецкий экспрессионизм. Э.М. Ремарк и литература «потерянного поколения». Творчество Т. Манна. Творческий метод Г. Гессе. Новаторский метод в драматургии Б.Брехта. Австрийская литература 10-х – 30-х годов ХХ века. Творчество Ф. Кафки и эстетика абсурда. Модернизм в английской литературе 10-30-х гг. ХХ века. Творческий метод Дж. Джойса. Модернистский роман (на примере «Миссис Деллоуэй» В.Вульф). Английская литература 10-30-х годов ХХ века. Американская литература 10-30-х годов ХХ века. Творческий метод Э. Хемингуэя. Отражение эпохи «века джаза» в романе Фицджеральда «Великий Гэтсби». Становление «великого американского романа» в первой половине ХХ века. Творческий метод У.Фолкнера (на примере романа «Шум и ярость»). * * * Экзистенциализм во французской литературе. «Тошнота» Ж.-П. Сартра как экзистенциалистский роман. Творческий метод А.Камю. Эстетика абсурда в творчестве Кафки и Камю. «Новый роман» и его жанровые особенности (А.Роб-Грийе). «Антидрама» и ее жанровые особенности (Беккет и Ионеско). Эпоха 1960-х гг. в западноевропейской литературе: последний этап модернизма. Традиции смеховой литературы в романе Г.Грасса «Жестяной барабан». Английская литература второй половины ХХ века. Сатирическая традиция в романе Ивлина Во «Незабвенная». Творческий метод Дж. Фаулза. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Т.Гарди и «Женщина французского лейтенанта» Дж.Фаулза: викторианский роман и его переосмысление. Творческий метод Г. Грина. Драма Дж.Осборна «Оглянись во гневе!». Американская литература второй половины ХХ века. Роман Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и эстетика битничества. «Контркультура» и «массовая культура»: отражение в литературном процессе второй половины ХХ века. Творческий метод Дж.Апдайка. Антиутопия в литературе ХХ века. «Повелитель мух» Голдинга и традиция антиутопии. Латиноамериканский роман второй половины ХХ века. Пространственно-временной топос в романе Г.Маркеса «Сто лет одиночества». Роман А.Карпентьера «Царство земное». Эпоха постмодернизма в западноевропейской литературе: основные понятия. Эстетика постмодернизма и роман У.Эко «Имя розы». «Игра в классики» Х.Кортасара как постмодернистский роман. Рассказ Х.Л.Борхеса «Вавилонская библиотека».Учебно-методическое обеспечение дисциплины.Рекомендуемая литература.Основная: Лосев А.Ф. Античная литература. – М., 2001, 2006 История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение.– М., 2000, 2008. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. Н.Т. Пахсарьян – М., 2007. История зарубежной литературы XVIII в. М., 2007. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А, Соловьевой. М., 2007. Луков В.А, Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2008. Дополнительная: Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева Хрестоматия по античной литературе в 2-х т. – М., 1965; 1958. Античная литература. Греция. Антология. В 2-х частях. / Под ред. Н.А. Федорова, В.И. Мирошенковой. – М., 1989; 2002. Античная литература. Рим. Хрестоматия. / Под ред. Н.А. Федорова, В.И. Мирошенкова – М., 1981. Мифы народов мира. В 2-х томах. – М., 1981-1982 Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. – М., 1991 К. Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990 М.А. Гаспаров Занимательная Греция. – М., 1995 А.Ф. Лосев Мифология греков и римлян. – М., 1996 А.Ф. Лосев Очерки античного символизма и христианства. – М., 1993 А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев Греческая культура в мифах, символах и терминах. – М., 1999 Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции Р. Грейвз Мифы Древней Греции Я. Парандовский Мифология Я.Э. Голосовкер.Сказания о титанах. М., 1993 И.М. Тронский История античной литературы. – 4-е изд. – М., 1983 С.И. Радциг История древнегреческой литературы. – М., 1977 Н.А. Чистякова и Н.В. Вулих История античной литературы. – М., 1972 В.Н. Ярхо. Семь дней в афинском театре. М., 2004 В.Н. Ярхо. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001 В.Н. Ярхо. Трагедия. М., 2000 В.Н. Ярхо. Менандр. У истоков европейской комедии. М., 2004 Зарубежная литература. Средние века. Хрестоматия. Составитель – Пуришев Б.И. М., тт.1-2, 1974, 1975 или другое издание. (Обязательные тексты указываются преподавателем). Михальская Н.П История английской литературы. М., 2007 Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. – М., 1996 (Курс лекций). И более поздние издания Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: Хрестоматия. – М., т.1, т.2, 1962, 1974, 1976. (Обязательные тексты указываются преподавателем). Алексеев В.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.; Л.,1948-1955. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963. Аникин Г.В., Михальская Н.П.. История английской литературы. М., 1975. Аникст А.А. История английской литературы.-М.,1956. Баткин Л.М. Не мечтайте о себе: О культурно-историческом смысле "я" в "Исповеди" блаженного Августина. М.,1993 Бранка Витторс. Боккаччо средневековый / Пер. с итальянского. М., 1983. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1984. Всеобщая история искусств: в 6-и тт. М.,1956-1966. Гаспари А. История итальянской литературы: Итальянская литература средних веков.- М.» 1985. Гильберт К., Кун Г. История эстетики /Пер. с анг. М., 1860 ; М.. 1969. Голенищев-Кутузов. Романские литературы: Статьи и исследования. М., 1975. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. исправл. и дополненное. М., 1984. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Гуревич А.Я. Эдда и Сага. М., 1979. Л., 1961. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. -М., 1988. Домбровский Ю.0. Хранитель древностей: Роман, новелла, эссе. М., 1991. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962. Западноевропейская средневековая словесность. Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1985. Зарубежная литература средних веков: в 2-х изд.: М.,1974; М., 1975. Из истории культуры средних веков и Возрождения // Сб. статей. М., 1976. Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия: в 5 тт. М., 1962-1981. История английской литературы: В 2-х вып. - Т. 1, вып.1 - Л., 1943; - Т.1, вьп.2.-Л.,1976. История всемирной литературы: в 9-и тт. М.,1984-1994. История западноевропейского театра. М.,1956. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.,1963. Культура и общество в средние века: Методология и методика зарубежных исследований. М., 1987. Литературное наследство. М., 1932. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.,1963. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983. Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М.,1989 Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. - М., 1986. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М.,1976. Очерет Ю.Д. К вопросу определения жанра Фаблио./ Уч. , зап. МГПИ им. Ленина. 1970.- № 382. Плавскин З.И. Литература Испании 1Х-ХУ в. М.,1986. Попова Т.В. Византийская народная литература. М., 1985. Пуришев Б.И. Очерки ненецкой литературы ХУ-ХУП в. М., 1955. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.;Л., 1965. Смирнов А.А. Кто был автором «Песни о Роланде» //Из истории западноевропейской литературы. М. ,1965. Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. Л., 1969. Стеблин-Каменский. Древнескандинавская литература. М., 1979. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960. Художественный язык средневековья / Сб. статей. М.,1982. Шишмарев В.Ф. Французская литература / Избр. статьи. М.; Л. 1965. Шишмарев В.Ф. Избр. статьи.: История итальянской литературы и итальянского языка. Л., 1972. Штейн А.Л. История испанской литературы: Средние века и Возрождение. М., 1975. (Эпоха Возрождения) Алексеев В.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. – М., 1984. Алексеев М.П. Кентерберийские рассказы и Декамерон.// уч.зап.ЛГПИ им. А.И.Герцена. – 1941. – т. 4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. – М.;Л.,1948-1955. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976. Алексеев М.П. Славянские источники "Утопии" Томаса Мора. М., 1955. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднее Возрождения. – М., 1988. Аникин Г.В., Михальская Н.П.. История английской литературы. -М., 1975. Аннкст А.А. История английской литературы.-М.,1956. Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга.-М.,1974. Аникст А.А. Творчество Шекспира,- М., 1963. Античное наследие в культуре Возрождения//Сб.ст. – М.,1984. Асоян А.А. Данте и русская литература. – Свердловск, 1989. Банго В.С. Дорогами Дон Кихота. М., 1988. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления.- М., 1978. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мышления. – И., 1990. Баткин Л.М. Возрождение в Италии: Проблемы и люди. -М., 1995. Барг М.А. Шекспир и история. – М., 1963. Барковский Н.Я. Театр Шекспира //Статьи о литературе. – М.;Л., 1981. Барташевич А.В. Поэтика раннего Шекспира. – М., 1987. Барташевич А.В. Шекспир на английской сцене. -М.,1985. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. -М.1965 Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. -М.,1965;1990. Бонташ П.К. Прозорова Н.С. Томас Мор. -М., 1983. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. -Л., 1973. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения Х1У-ХУ веков. -М., 1977. Бранка Витторс. Боккаччо средневековый/Пер. с ит. М., 1983. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих. – М., Изобр. искусство. 1995. Варжапетян В.В. Баллада судьбы /Повесть о Ф.Вийоне. -М., 1994. Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. – М.,1962. Веселовский А.Н. Рабле и его роман.- Л., 1939. Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники. СПб.. 1993-1994. – Т. 1-2. Виппер Ю.Б. Борьба течений в итальянском искусстве ХУ1 в. – М., 1956. Волгин В.П. Историческое значение "Утопии". – М.,1953. Гарднер Джон. Жизнь и время Чосера /Пер. с анг.- 1986. Гаспари А. История итальянской литературы: Итальянская литература средних веков.- М.» 1985. Гейне Г. Введение к Дон Кихоту//Собр.соч.:в 10 т. Т.7 – М., 1958. Гильберт К., Кун Г. История эстетики /Пер. с анг. -М., 1860 ; М.. 1969. Голенищев-Кутузов.И.Н. Данте. – М., 1967 /ЖЗЛ. Голенищев-Кутузов. Итальянское Возрождение и славянская литература ХУ-ХУ1 веков. – М., 1963. Голенищев-Кутузов. Романские литературы: Статьи и исследования,- М., 1975. Голенищев-Кутузов. Творчество Данте и мировая культура- М., 1971. Гуковская З.В. Из истории лингвистических воззрений эпохи Возрождения. – Л.» 1940. Гуковская З.В. Пьер Ронсар//Писатели Франции.-М.1964. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение: в 2-х т. Т.1, 1947 – Т.2 – Л.. 1961. Дживилегов А.К. Очерки итальянского Возрождения. -М., 1929. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Эстетические взгляды. – Саратов, 1988. Доброхотов А.П. Данте Алигьери. – М., 1990. Домбровский Ю.О. Смуглая леди: Повесть, роман и три новеллы о Шекспире.- М., 1985. Европейская новелла Возрождения. -М., 1974//БВЛ. вст.ст. Н.Балашова. А.Михайлова, Р.Хлодовского. Европейские поэты Возрождения – М., 1974 /вст. ст.Р. Самарина. Елина Н.Г. Данте: Критико-библиографический очерк. -М., 1965. Зарубежная литература средних веков: в 2-х изд. 1-М.,1974, 2-М., 1975. Зойфер Юра. Франсуа Вийон-гениальный босяк./Пер. с нем. – СПб.1992. Из истории культуры средних веков и Возрождения.//Сб.статей, – М., 1976. Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия: в 5 т. – М., 1962-1981. История английской литературы: В 2-х вып. – Т. 1, вып.1 – Л., 1943; – Т.1,вьп.2.-Л.»1976. История всемирной литературы: в 9-и т.-М.,1984-1994. История западноевропейского театра. -М.,1956. История немецкой литературы. -М.;Л.,1956. Кагарицкий Ю.И. Шекспир и Вольтер. -М.,1980. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир/2-е изд. – Л.;М., 1966. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира.- Л.,1977. Комарова В.П. Метаморфозы и аллегории в произведениях Шекспира. -Л., 1989. Комарова В.П. Шекспир и Монтень. – Л., 1983. Культура эпохи Возрождения и Реформация/Сб.ст.- М.,1981. Левин Ю.Д. Шекспир и русская литература XIX в. – Л., 1988. Литературное наследство. -Т. 4-6, М., 1932. Леонардо да Винчи. Избранные произведения, в 2т. -Т.2.- Л., 1935. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы /Сб.ст. – М., 1967. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, М., 1982. Мандельштам 0. Франсуа Вийон. Разговор о Данте.- Л., 1967. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М., 1993. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983. Мендес Пидаль Р. Избранные произведения, Испанская литература средних веков и Возрождения. -М.,1981. Михайлов А.Д. Основные этапы творческой эволюции Ронсара /Изв. АН СССР, 1962 – Вып. 6. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. – М.,1976. Морозов М.М. Театр Шекспира. – М., 1984. Морозов М.М. Шекспир: 1564-1616. -М., 1964. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты ХУ в.-Л.,1979. Осиновский И.Н. Томас Мор. – М.,1985. Парандовский Ян. Алхимия слова: Петрарка. Король жизни. – М., 1990. Парфенов А. Кристофер Марло. – М., 1964. Пинский Л. Шекспир: Основные начала драматургии.- М. 1971. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М.,1961. Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании. -СПб 1994. Плейди Джин. Канун для святого Фомы: Роман о Т.Море. /Пер. с анг. – М., 1995. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы ХУ-ХУП в. – М., 1955. Пушкин А.С. Заметка о Ромео и Джульетте Шекспира.1834. Пушкин А.С. О поэзии классической и романтической. О русской литературе с очерком французской. – ПСС. Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966. Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры //Сб.науч.ст. – М., 1987. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л..1976. Рябцева С.Ф. Изучение новелл "Декамерона" Джовани Боккаччо. – Новокузнецк, 1993. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. – М., 1964. Сервантес и современная литература ХУ-ХУП в.в. – М., 1955. Сервантес: Статьи и материалы. -Л., 1948. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М.;Л., 1965. Смирнов А.А. Шекспир. – Л.; М., 1963. Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. – М.;Л., 1965. Современная книга по эстетике: Антология./Пер. с английского – М., 1957. Стивенсон Роберт Льюис. Ночлег Франсуа Вийона: Рассказы / Пер. с анг. – Казань, 1992. Сутуева Т.О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Ранее Возрождение. – М., 1964. Типология и периодизация культуры Возрождения / Сб. ст. – М., 1978. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот.// Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. – Т.8 – М.;Л., 1964. Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Веги. – М., 1963. Уильям Шекспир: Библиографический указатель русской переводной и критической литературы на русском языке. – М., 1989. Урнов М.В. , Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. - М., 1989. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герои и его время. М., 1964. Фавье Жан. Франсуа Вийон/Пер. с фр. – Н.» 1881. Франк Бруно. Сервантес./Пер.с нем.-М.,1982. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. М.,1982. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия Гуманизма. - М., 1972. Шекспир в меняющемся мире.//Сб.ст.-М.,1966. Шекспир и театр. – СПб., 1993. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. -М., 1975. Шведов Ю.Ф. Исторические хроники Шекспира. -М.,1964. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. – М., 1985. Шишмарев В.Ф. Французская литература / Избр.ст.-М.;Л. 1965. Шишмарев В.Ф. Избр. статьи: История итальянской литературы и итальянского языка. – Л., 1972. Штейн А.Л . "Декамерон" Боккаччо – книга о любви. – М., 1993. Штейн А.Л. История испанской литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1975. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопр. Философии. 1989. №3. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. М, 1994. Пуришев Б.И. Колесников Б.И. Хрестоматия по зарубежной литературе. XVIII век. Т.1 – М.: 2006. Асмус В. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. Мокульский С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М., 1966. Мокульский С. С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра, ч. II. М, 1955. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968. Пуришев Б.И., Божор Ю.И. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века, ч. II, М., 1972. Пасхарьян Н.Т. История з