Реферат по предмету "Разное"


Kfi/rph zs 2011 – 2012 Téma 9

KFI/RPH ZS 2011 – 2012 Téma 9 Философия в России XVIII века С конца XVII — начала XVIII в. (наступить) _____________________ новый этап в истории России. Он был отмечен прежде всего преобразованиями, осуществленными Петром I и открывшими путь к европеизации страны. Идеологическое обоснование Петровских реформ проводилось постепенно и свое законченное выражение (получить) _____________________ лишь после смерти великого преобразователя. В силу особенностей перехода страны от Средневековья к эпохе Нового времени, а также под влиянием установившихся тесных культурных связей со странами Запада в русской мысли XVIII в. проявилось сложное сочетание старого и нового, оригинального и заимствованного. В XVIII в. Россия (начинать) ________________ испытывать вместе с Западом синхронно влияние идей Просвещения. Однако назвать эту эпоху русской истории «веком Просвещения» нет оснований. С одной стороны, в обществе (распространяться) ______________________ идеи новоевропейской рационалистической философии (Декарт, Локк, Гердер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.), с другой — в России (происходить) ___________________ подъём православной богословско-философской мысли, представленной школой выдающегося церковного иерарха митрополита Московского Платона (Левшина). Публикуется перевод «Добротолюбия» — сборника творений восточных отцов церкви; утверждаются традиции православного старчества, открывается знаменитый монастырь Оптина пустынь (1792), куда (совершать) ________________________ паломничества многие русские философы и писатели XIX в. — Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др. XVIII век (придавать) _______________________ качественно новые характеристики отечественной мысли. Если на этапе своего становления русская мысль (выступать) ________________________ в значительной степени как часть общеславянской культуры, то теперь она (начинать) ______________________ развиваться на своей собственной основе, осмысливая и усваивая обширный опыт западноевропейской философии и науки. В этот период (происходить) _____________________ секуляризация и в этой связи начинается становление светского типа философствования. Зарождается университетская философия в университете при Петербургской Академии наук (1724) и Московском университете (1755). Впоследствии, в XIX в., университетское философское образование (стать) _________________ развиваться также в Казани, Харькове, Киеве, Одессе, Варшаве, Томске и Саратове. Университетская философия (становиться) _______________________ особой отраслью философской культуры и важным направлением отечественной мысли. Она (сформироваться) __________________________ при решающей роли русско-немецких связей и под влиянием философии Г. Лейбница и X. Вольфа. Последний (рекомендовать) _________________________ в качестве преподавателя философии для Петербургского университета Г. Б. Бильфингера. Позднее в России (работать) _______________________ в качестве профессоров философии И. Б. Шад, И. М. Шаден, Ф. X. Рейнгард, И. Ф. Буле и другие ученые, приехавшие из Германии. Ярким примером философского творчества того периода является книга князя А. И. Вяземского (отца поэта П. А. Вяземского) «Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру», опубликованная по-немецки под псевдонимом в Германии (1790) и получившая высокую оценку в немецкой печати (впервые переведена на русский язык в 2003 г. В. В. Васильевым). Утверждение в России светской философии европейского типа — процесс достаточно длительный. Так, уставные документы Российской Академии наук (предписывать) ______________________ ведение учебного процесса в духе, не противоречащем «православной греко-российской вере, форме правительства и добронравию».Больше новаций наблюдалось в развитии общественно-политической мысли (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий), поскольку это отвечало потребности модернизации старомосковского самодержавного строя в духе новой европеизированной Российской империи. Широко (использоваться) _______________________________ с этой целью западноевропейские теории естественного права и общественного договора. Эта тенденция (вызывать) _________________ реакцию со стороны идеологов дворянско-аристократической оппозиции. Особенно ярко она (проявиться) _________________________ в творчестве историка и социального мыслителя консервативного направления Михаила Михайловича Щербатова (1733—1790), критика политики абсолютизма Екатерины II, автора острого памфлета «О повреждении нравов в России» (ок. 1787). Он же (создать) __________________ первую в России консервативную утопию «Путешествие в землю Офирскую» (1784). Значительное распространение в аристократических кругах (получить) ____________________ идеи европейского мистицизма. Сочинения Ф. Парацельса, Я. Бёме, Э. Сведенборга, К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена широко (обсуждаться) _________________________ и комментировались в кругах русского масонства, имевшего своих представителей практически во всех известных дворянских фамилиях (А. Ф. Лабзин, И. В. Лопухин, П. И. Голенищев-Кутузов, М. М. Херасков, И. Н. Болтин, А. П. Сумароков и др.). Являясь в некоторых отношениях продолжением прежних эпох, философская мысль в России XVIII в. (представлять) ______________________ собой новый этап в русской интеллектуальной истории. ^ Учение Г. С. СковородыТворчество Григоря Саввина Сковороды (1722—1794) вместило в себя два основных типа философской культуры — традиционный и набирающий силу в XVIII столетии — светский, т. е. обращённый к мирским, нецерковным темам и проблемам. Г. С. Сковорода — сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование (получить) _______________ в Киево-Могилянской академии. (Состоять) ______________________ в придворной капелле в Петербурге, три года (путешествовать) _________________________ по Венгрии, Германии, Австрии и Швейцарии в составе русской военной миссии. (Преподавать) ________________________ различные философские предметы в Харьковском коллегиуме, (работать) ____________________ переводчиком, домашним учителем.Философские взгляды Сковороды изложены в форме диалогов, в притчах, стихах, баснях и (отличаться) _______________________ практической жизнесмысловой ориентацией. Последние двадцать пять лет жизни Сковорода (провести) ___________________ в странствиях по югу России и Украине; он (становиться) ________________________ странствующим проповедником своего собственного религиозно-философского учения. В центре философии Сковороды — учение о «трех мирах»: «мире великом» (макрокосм), «мире малом» (человек) и «мире символическом» (мир Библии). Центральным звеном этой триады является человек как венец творения, истинный субъект и цель философствования. Этим объясняется и акцентирование внимания Сковороды на проблемах добра и зла, счастья, смысла жизни и т. п. Он (создать) ___________________ своеобразную нравственно-антропологическую философию жизни, подчёркивающую приоритет нравственного начала в человеке и обществе, пронизанную идеями любви, милосердия и сострадания. Многие философские термины Сковорода (вводить) ____________________ самостоятельно. Таковы, например, понятия «сродность» и «несродностъ», характеризующие содержание его нравственно-религиозного учения. Сродность в самом общем ее выражении — это структурная упорядоченность человеческого бытия, определяемая прежде всего сопричастностью и подобием человека Богу: «Божие имя и естество его есть то же». Несродность как противоположность сродности есть персоналистическое воплощение греха, людской злой воли, расходящейся с Божьим промыслом. Уклонение от «несродной стати» (происходить) _______________________ в результате самопознания, постижения человеком своего духа, призвания, предназначения. Познавшие свою сродность (составлять) _____________________, по Сковороде, «плодоносный сад», гармоническое сообщество счастливых людей, соединенных между собой как «части часовой машины» причастностью к «сродному труду» (сродность к медицине, живописи, архитектуре, хлебопашеству, воинству, богословию и т. п.). В учении о сродности и несродности Сковорода (переосмысливать) _________________________ в христианском духе некоторые идеи античной философии: человек — мера всех вещей (Протагор); восхождение человека к прекрасному (эрос у Платона); жизнь согласно природе (стоики). Приближение к сродности Сковорода (трактовать) ____________________________ как особую разновидность познания — не доктринального, а практического, годного к применению в жизни, связанного с самостоятельным поиском правды, с «деланием». Сродность — это также своего рода гармония, слияние нравственного и эстетического начал, идеал гармонической жизни, образ поведения совершенного человека, к которому (следовать) ____________________ стремиться, ибо «сродность (обитать) ________________________ в Царствии Божием». И наконец, сродность — это развитие по органическому типу, обусловленный замыслом Бога процесс, где каждая последующая фаза подготовлена предыдущей и (вытекать) _____________________ из нее. Узнать тайные пружины скрытого от глаз механизма развития человека, мироздания и означает, по Сковороде, познать сродность.^ Философские идеи М. В. ЛомоносоваОснователем светского философского образования в России явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — ученый-энциклопедист, реформатор русского языка и литературы. (Учиться) _____________________ Ломоносов в московской Славяно-греко-латинской академии и в Марбургском университете в Германии, где (слушать) _________________ лекции X. Вольфа. Творчество Ломоносова исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в области физики и химии. Он (внести) ____________________ также вклад в русскую филологию и поэзию. В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов (выдвинуть) _______________________ догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру (1748) Ломоносов (сформулировать) ___________________________ закон сохранения вещества и движения. М. В. Ломоносов (положить) _______________________ в основу объяснения явлений природы философское представление о материи, состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяжённость, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он (считать) __________________, что «первичное движение» (существовать) ____________________ вечно. Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не (противоречить) _______________________ религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не (отвергать) __________________ «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время (полагать) ______________________, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями (мочь) _________________ привести к истине. М. В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; он первый (установить) __________________, что планета Венера окружена атмосферой, (ввести) _______________________ в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования. Являясь вместе с графом И. И. Шуваловым основателем Московского университета (1755), Ломоносов (подготовить) ________________________ плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Он (предложить) ___________________________ вести преподавание в университете на трех факультетах: юридическом, медицинском и философском. На последнем в число преподававшихся дисциплин он (включить) _______________________: философию (логику, метафизику и нравоучение), физику, ораторию (красноречие), поэзию и историю. В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные... никогда между собою в распрю притти не могут». Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера (стоять) _____________________ непреложно». В «республике науки» (властвовать) ________________________ критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно (признавать) ________________________ право «прочих философов в правде спорить», подчёркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка.Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России — самодержавия. Именно благодаря самодержавию, (считать) ______________________ он, Россия «усилилась... умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов (понимать) _____________________ как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История — не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т. п. Исторические и философские понятия (отражать) ______________________, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определённом смысле и есть история образования понятий. Они (сложиться) __________________________ первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма (приписывать) ______________________ понятиям «некоторую потаенную силу, от звёзд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») (учить) _________________, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путём познания отдельных имён, названия вещей и их качеств, но путём «собирания» имён, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не (состоять) ________________________ в разности языка, но в разности времён», т. е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии. В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов (доказывать) _____________________, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения». Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» — простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», — сложное, так как (включать) _______________________ идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, (подразделяться) ____________________________ на «первичные, вторичные и третичные». Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано — от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В. И. Вернадского и С. И. Вавилова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фінансовий план підприємства по виробництву столів та шаф на основі аналізу фінансових показників
Реферат Plot To Steppenwolf Essay Research Paper THE
Реферат Алиментные обязательства в системе семейного права Республики Казахстан
Реферат Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки
Реферат Роль рекламы в туристическом бизнесе
Реферат Сравнение Челкаша и Гаврилы по рассказу М. Горького Челкаш
Реферат Василий Мачуга
Реферат Организация внутреннего аудита на предприятии
Реферат Біографія Марко Вовчок (1833—1907)
Реферат Иерархи Союза писателей России
Реферат Регуляція обміну речовин. Терморегуляція
Реферат Miss Essay Research Paper Leanne BeswickHenry VScene
Реферат Liber аbaci Леонардо Фибоначчи
Реферат Поняття екологічної безпеки та її правові форми
Реферат Мотив игры и театра в романе "Война и мир"