Карпов А. Ю.
Антоний Римлянин (ум. 1147/48), основатель и первый игумен новгородского Рождество-Богородицкого Антониева монастыря.
Житие преп. Антония сообщает о том, что он был уроженцем г. Рима, принял монашеский постриг в 18-летнем возрасте в некой «пустыни», пробыл в ней двадцать лет и после разорения обители «латинянами» еще год с лишним провел на камне близ берега моря, после чего чудесным образом — минуя «теплое» море, Неву, Ладожское озеро и Волхов — приплыл на камне в Новгород. Впрочем, прозвище «Римлянин» появляется в источниках лишь со второй половины XVI в. (наиболее ранние списки Жития); летописи же никоим образом не намекают на «римское» или вообще иноземное происхождение основателя Антониева монастыря, так что современные исследователи склонны считать это не более чем легендой, появившейся в эпоху утраты Новгородом своей государственности. Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что в XII в. словом «римлянин» мог называться выходец не только из самого Рима, но и из другой части Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.
Известно, что Антоний появился в Новгороде при жизни епископа Никиты (т. е. не позднее января 1109 г.). Житие называет точную дату, когда это произошло: сентябрь 1106 г. (5 сентября указанного года камень, на котором находился преподобный, оторвало от берега, и спустя два дня и две ночи он уже был в Новгороде), однако насколько эта дата достоверна, сказать трудно. Несомненно, Антоний был весьма состоятельным человеком. (В Житии приведены чудесные обстоятельства, при которых он возвратил богатство, утраченное им ранее.) В копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония, в которой он «возвещает», что «изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа». За земли и «тони», на которых возник основанный им монастырь, Антоний уплатил из собственных денег 70 гривен и еще 100 гривен «на селе… на Волховскомъ».
В Новгородской Первой летописи имя Антония упоминается начиная с 1117 г. в связи с активным каменным строительством, развернувшимся в основанной им обители. В 1117 г. Антоний «заложи церковь камяну Святыя Богородиця манастырь»; эта церковь была завершена строительством в 1119 г.
В 1125 г. Богородицкая церковь была расписана, о чем также сохранилась запись в летописи, а спустя два года, в 1127 г., Антоний закладывает в своем монастыре каменную трапезную. Таким образом, Антониев монастырь очень быстро превращается в один из наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей.
Тем не менее в течение длительного времени Антоний возглавлял монастырь, не имея сана игумена. По предположению В. Л. Янина, это могло быть следствием некоего конфликта между основателем монастыря и новгородским епископом Иоанном Попьяном (1110—1130), что в свою очередь отражало более широкий конфликт, существовавший между новгородцами и новгородским епископом. И в самом деле, в духовной грамоте Антония Римлянина (ее предположительно датируют временем не позднее 1131 г.) ощущается откровенно неприязненное отношение к епископской (и, к слову сказать, княжеской) власти, заведомое осуждение возможного в будущем перехода монастыря под покровительство новгородского владыки: «А которои братъ нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ… или ото князя начнетъ по насилью деяти кому или по мзде, да будетъ проклятъ; или епискупъ по мзде начнетъ кого ставити… да будетъ проклятъ».
Лишь после появления в Новгороде нового владыки, Нифонта (1 января 1131), Антоний был поставлен им в игумены основанной им обители (1131/32, возможно, в конце января — феврале 1132). Преставился преп. Антоний в 1147/48 г. (согласно Житию, 3 августа 1147; по летописи, скорее, зимой 1147/48).
Преп. Антоний был погребен в построенной им церкви Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, его почитание в монастыре началось уже вскоре после его кончины. В Житии преп. Антония, составленном в XVI в., повествование ведется от имени его ученика и преемника Андрея, второго игумена Антониева монастыря (1147—1157); не исключено, что книжник XVI в. воспользовался подлинным кратким Житием святого, действительно написанным Андреем в XII в., но не дошедшим до нас. Больше оснований говорить о прославлении преподобного начиная с XVI в., когда при игумене Вениамине (1547—1552) в монастырь с берега Волхова был перенесен камень, на котором Антоний якобы приплыл в Новгород (камень сохранился до сих пор), и на камне был написан образ святого; позднее, при игумене Кирилле (1580—1594), образ был поновлен. 3 августа 1597 г. состоялось обретение мощей преп. Антония и их перенесение в окованную серебром раку в Рождественском соборе; тогда же преп. Антоний Римлянин был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1731 г. мощи переложены в новую, также окованную серебром кипарисовую раку. В 1927 г., в разгар антицерковной кампании, рака преп. Антония Римлянина была вскрыта, мощи вынуты; их нынешнее местонахождение неизвестно.
Церковная память преп. Антония Римлянина празднуется 17 января (день памяти преп. Антония Великого), 3 августа (день перенесения мощей), а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых.
Как уже было сказано, в копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония. Вместе с нею в том же списке читается купчая на землю для Антониева монастыря, тогда же (т. е. в XVI в.) атрибутированная преподобному. Однако относительно ее подлинности в литературе были высказаны различные мнения: согласно одной точке зрения, эта купчая является поновленной копией с оригинала; по-другому, она представляет собой фальсификат XVI в.
В новгородском Софийском соборе сохранялось медное паникадило, принадлежащее, по преданию, преп. Антонию Римлянину; в Антониевом монастыре до 20-х г. XX в. хранились две приписываемые преподобному камчатые ризы.