Производство фруктовых соков. Анализ проблем и перспективы развития. 20.10.2011 03:25 В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению потребления местным населением фруктовых (яблочный, абрикосовый и др.) соков, как в повседневной жизни, так и на массовых мероприятиях (свадьбы, тои, праздники и др.). Особенно это можно заметить в сельской местности, расположенной вблизи от предприятий производящих подобную продукцию. Но, тем не менее, по оценкам экспертов, потребление фруктовых соков на душу населения в Кыргызстане в 2,5-3 раза меньше, чем в Казахстане и в 3-3,5 раза меньше, чем в России. Можно однозначно отметить, что рынок Кыргызстана не насыщен фруктовыми соками местного производства, а ведь львиная доля местных фруктовых соков производятся по советским технологиям, т. е. из свежих фруктов и с применением натуральных ингредиентов. Во многих странах мира сначала создаются оптимальные условия для насыщения внутреннего рынка продуктами питания, в том числе, фруктовыми соками, и только после этого, решают вопросы, связанные с экспортом в другие страны. Однако эта проблема, если посмотреть с другой стороны, скрывает в себе огромный потенциал и возможности для местных производителей фруктовых соков. Но, для начала, необходимо разобраться: какие напитки действительно являются фруктовыми соками, а какие таковыми не являются. Ведь конечный потребитель должен знать – какой продукт он приобретает. Существует два принципиально различных способа изготовления соков. Первый – отжать и упаковать. Это сок прямого отжима. Второй – отжать, получить концентрированный сок путем отъема воды и ароматов, а затем восстановить и упаковать. Это так называемый восстановленный сок. Сок прямого отжима является более качественной продукцией с точки зрения сохранения полезных свойств. На смену сокам прямого отжима, которые абсолютно доминировали в советский период, пришли восстановленные соки, в основном, импортируемый из Российской Федерации, Республик Казахстан и Узбекистан. Технология восстановления не относится к числу сложных, и практически ничего не требуется кроме концентрированного сока, ингредиентов, воды и пакетов для упаковки. В настоящее время на рынке Кыргызстана, соки прямого отжима занимают менее 10%, а восстановленные соки занимают более 90%. Сок прямого отжима позиционируется как продукция премиум-класса. Во фруктовом соке не допускается присутствие любых консервантов, красителей, искусственных ароматизаторов или ароматизаторов, идентичных натуральным. Использовать в качестве ароматизаторов в натуральных соках разрешается только натуральные вещества, полученные из фруктов или ягод. Очень часто, покупая в магазине сок, впоследствии обнаруживается, что он совсем не сок, а нектар или сокосодержащий напиток. Сейчас в магазинах помимо большого выбора стопроцентных соков, представлены различные нектары и сокосодержащие напитки. Отличаются они составом, консистенцией, и, наконец, вкусовыми качествами. Нектар — напиток, приготовленный из концентрированного сока (пюре), специально подготовленной воды и натуральных ароматических веществ (аромата плодов). При этом доля концентрированного сока должна составлять 20-50% от всего объема. Кроме воды в нектаре могут содержаться сахар и натуральные подкислители (например, лимонная кислота), мякоть плодов (фруктов и овощей) и клетки цитрусовых фруктов. Сокосодержащий напиток — смесь концентрированного сока (пюре) и специально подготовленной воды при условии, что доля концентрированного сока составляет не менее 10%. Необходимо отметить, что сок не содержит трудноперевариваемую клетчатку, а значит, легко усваивается организмом, питает, утоляет жажду, наполняет силами. Также он повышает иммунитет и помогает нашему организму избавиться от токсинов и шлаков. Но несмотря на безусловную полезность и необходимость, а также высокий потенциал для роста производства отечественных фруктовых соков в последние 20 лет не наблюдается динамичного роста в этом направлении. И основными сдерживающими факторами являются:: Отсутствие эффективной государственной политики по развитию садоводства; Отсутствие (недостаточно активная работа) государственных служб защиты растений на селе; Подавляющее большинство фермеров рассматривают выращивание фруктов не как основной источник доходов, а как дополнительный; Несоблюдение договорных обязательств между производителями и переработчиками фруктов; Низкая урожайность фруктов у производителей; Низкое качество фруктов, поступающих на перерабатывающие заводы; Проблема отсутствия специалистов или нежелание специалистов работать в сфере садоводства Есть два ключевых момента в наращивании отечественного производства фруктовых соков: Увеличение доли добавленной стоимости, зарабатываемой представителями кыргызского агробизнеса, за счет увеличения производства фруктовых соков в Кыргызстане и увеличение объемов реализации как на внутреннем, так и на экспорт в другие страны. Сокращение импорта фруктовых соков из-за рубежа и, как следствие, обеспечение повышения поступлений в бюджет страны от налоговых и социальных отчислений. Использовать инновационные технологии не только при производстве сельхозпродукции, но и при переработке и последующем сбыте готовой продукции. Для большей части предприятий главными препятствиями на пути повышения конкурентоспособности выступают внутренние факторы: низкая инновационная активность, встречаются случаи невысокого качества менеджмента, низкие стимулы к реформированию и модернизации, недостаточная обеспеченность в ряде отраслей пищевой промышленности сельскохозяйственным сырьем. Около 3/4 от всего объема плодоовощной продукции Кыргызстана поставляется в регионы России где реализуется. Возможные пути решения проблем: ü Разработка долгосрочной и среднесрочной программы развития плодоовощной отрасли КР; ü Разработка и реализация реальной среднесрочной экспортной стратегии; ü Создание комплексной системы обучения и консультирования производителей и переработчиков фруктов, овощей и ягод по вопросам эффективного выращивания, хранения и транспортировки во всех регионах Кыргызстана и активное её внедрение; ü Создание и активное стимулирование развития системы подготовки высококвалифицированных производственных и административных специалистов в плодоовощной отрасли; ü Оказание активного содействия в развитии лизинга оборудования и техники; ü Стимулирование, на основе государственно-частного партнерства, развития предприятий плодоовощного сектора с последующим налаживанием производства и реализации; ü Создание лабораторий по сертификации плодовощной продукции, аккредитованных международных компаний, сертификат, которых признается странами СНГ, Европейского Союза и странами арабского мира (Халал); ü Создание единого странового зонтичного бренда для продукции производителей плодоовощной продукции Кыргызстана и всесторонняя поддержка для его динамичного развития; ü Создание новых предприятий и стимулирование уже созданных предприятий по закупке сырья и необходимых материалов; ü Стимулирование и оказание практического содействия в создании разветвленной сети заготовительных пунктов с соответствующим техническим оснащением; ü Создание системы поиска и освоения внешних экспортных рынков для реализации продукции кыргызских производителей; ü Устранение «дискриминационных» барьеров в торговле со странами Центральной Азии, Казахстана и России. ü Добиться, в ходе переговоров по вступлению в Таможенный Союз, выгодных условия для производителей и переработчиков плодоовощной продукции при поставке в страны-члены ТС.