АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙКомарова В.М.МОУ Тамбовская СОШ Терновского районаkomarvm@rambler.ruСреди всех мотивов учебной деятельности одним из главных является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Каждый учитель-филолог стремится научить своих ребят грамотно писать, осознанно читать, красиво говорить, логически мыслить, анализировать, делать правильные выводы и т. д. И главное, чтобы учащиеся делали все это с интересом. Не так часто можно наблюдать уроки, на которых ученики работают увлеченно, слушают с широко раскрытыми глазами, и кругом царит атмосфера сотрудничества и поиска. Поэтому приходится искать что-то новое, чтобы получить желаемый результат. Этим новым сейчас является использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Использовать ИКТ можно по своему усмотрению: при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного материала. Важнейшим приемом активизации урока для меня всегда являлось разнообразие жанров: урок-новелла, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-диалог и т.д. Использование на уроках русского языка кроссвордов, загадок, тестов повышало интерес учащихся к предмету. Нравились им и различные литературные игры: «Лото», «Кто быстрее?», «Угадай меня», «Умники и умницы» и другие. И сейчас я использую в своей работе все те же типы и жанры уроков, но разница лишь в том, что эти уроки проходят с применением информационных технологий. Использование на уроке и при его подготовке компьютера и мультимедийного проектора заметно облегчает работу учителя и учащихся. Раньше урокам предшествовала огромная работа в подборе соответствующей литературы, в поисках фотографического, иллюстративного и музыкального оформления. Теперь при помощи Интернета можно быстро найти любую информацию (это позволяет создать банк иллюстративных, критических и дидактических материалов, рефератов и т.д.) При умении пользоваться программой PowerPoint можно создать необходимую презентацию – яркую, красочную, с музыкальным сопровождением. Например, все это можно применять при подготовке урока-новеллы по литературе. Урок-новелла – это монолог учителя, но отличающийся сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего художественное произведение. При изучении лирики А. А. Блока я проводила такой урок по теме: «Все в красоту она преобразила» («Стихи о Прекрасной Даме»), где рассказывалось о любви А. Блока и Л. Менделеевой. Вместе с ребятами мы подготовили интересную презентацию с фотографиями Александра Александровича, Любови Дмитриевны и их современников (электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке). Музыкальным фоном, который был близок по своему настроению к истории любви двух молодых людей, прозвучали произведения: «Полонез» М. Огинского, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. Ребята близко к сердцу приняли рассказ о том, как протекала дружба этих двух молодых людей: юного поэта и «розовой девушки». На фоне музыки позвучало актерское прочтение одного из стихотворений этого цикла «Вхожу я в темные храмы», посвященного Л. Менделеевой. С помощью ИКТ мне удалось заставить ребят с большим волнением пережить и прочувствовать услышанное, чтобы каждому обрести «своего» Блока. Ребята сами искали материал в Интернете для составления презентации. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. А использование в презентации иллюстраций, рисунков, музыкальных образов воспитывают интерес к уроку, делают урок более эмоциональным. Чтобы вызвать ребят на откровенный разговор, я провожу уроки-диспуты. Это помогает ученикам выразить свою мысль, доказать свою точку зрения. И опять мне в этом помогают современные информационные технологии. Я использую отдельные видеофрагменты при проведении таких уроков. Сейчас можно приобрести множество дисков с постановками произведений русских классиков. Например, при изучении романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», мы просматриваем видеофрагменты из этого произведения, а потом уже я прошу ребят подумать над вопросом: «Как сложилась бы судьба Наташи Ростовой и князя Андрея, если бы он остался жив?». Или слушаем аудиозапись песен В. Высоцкого в исполнении самого автора (прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках), просматриваем слайды с его фотографиями, считываем тексты с воспоминаниями его друзей и отвечаем на вопрос: «О чем сейчас пел бы Высоцкий, если был жив?» И учащиеся позволяют себе свободный полет мыслей и чувств. При проведении литературных викторин по произведениям русских и советских писателей также не обойтись без ИКТ. Такие викторины я провожу после изучения творчества художника слова для обобщения и повторения материала, для углубления знаний по анализу лирических и прозаических произведений. Это могут быть викторины по творчеству М. Булгакова и М. Шолохова, где используются видеофрагменты из произведений «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», «Тихий Дон» и «Поднятая целина». При проведении викторины по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова весь необходимый материал: вопросы и задания, иллюстрации к произведениям, отрывки из художественных текстов и критических статей – можно поместить на слайды. Если необходимо изменить цветовую гамму иллюстраций, добавить какие-то штрихи к портретам или создать им определенный фон, то эту работу можно выполнить в программе Photoshop. Также после проведения викторины можно воспользоваться программой Microsoft Publisher для создания информационного листка. Работа с программой используется для оформления выпуска школьной газеты, при необходимости позволяет получить желаемый материал своего труда в виде буклета, журнала и т.д. При составлении кроссвордов я обращаюсь также к компьютерной программе, которая помогает эстетически грамотно расположить вертикальные и горизонтальные линии, сохранить параллели. Чтобы урок литературы был увлекательным и более эффективным, я использую кроссворды на разных этапах: в начале урока, для создания творческой атмосферы в классе, или ближе к концу, чтобы ребята унесли с собой ощущение радости. При составлении вопросов необходимо учитывать уровень подготовленности класса: кроссворд не должен быть чересчур легким, иначе он не вызовет интереса, но в то же время слишком сложные задания могут отпугнуть ребят. Материал для проведения урока, представленный в компьютерном варианте, сэкономит время учителя на подготовительном этапе, обогатит наглядностью, повысит производительность труда учителя и учащихся на уроке. Допустим, при проведении игровых моментов на уроках. Это один из самых демократических приемов общения ученика и учителя. Она стимулирует творческую деятельность учащегося. Это такие игры, как «Умники и умницы», «Лото». Чаще всего используется игра «Угадай меня». В чем она заключается? Учащемуся дается карточка, на которой дано описание внешности литературного героя какого-то произведения или предоставляется нужный материал на слайде. Ученик должен угадать героя и рассказать его историю, а класс слушает и называет этого героя. Например: «Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет…» (Алена Дмитриевна, «Песня про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова) Таким образом, информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. И если ИКТ используется в системе, то позволяет формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.