Реферат по предмету "Разное"


Активизации познавательной деятельности на урок

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙКомарова В.М.МОУ Тамбовская СОШ Терновского районаkomarvm@rambler.ruСреди всех мотивов учебной деятельности одним из главных является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Каждый учитель-филолог стремится научить своих ребят грамотно писать, осознанно читать, красиво говорить, логически мыслить, анализировать, делать правильные выводы и т. д. И главное, чтобы учащиеся делали все это с интересом. Не так часто можно наблюдать уроки, на которых ученики работают увлеченно, слушают с широко раскрытыми глазами, и кругом царит атмосфера сотрудничества и поиска. Поэтому приходится искать что-то новое, чтобы получить желаемый результат. Этим новым сейчас является использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Использовать ИКТ можно по своему усмотрению: при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного материала. Важнейшим приемом активизации урока для меня всегда являлось разнообразие жанров: урок-новелла, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-диалог и т.д. Использование на уроках русского языка кроссвордов, загадок, тестов повышало интерес учащихся к предмету. Нравились им и различные литературные игры: «Лото», «Кто быстрее?», «Угадай меня», «Умники и умницы» и другие. И сейчас я использую в своей работе все те же типы и жанры уроков, но разница лишь в том, что эти уроки проходят с применением информационных технологий. Использование на уроке и при его подготовке компьютера и мультимедийного проектора заметно облегчает работу учителя и учащихся. Раньше урокам предшествовала огромная работа в подборе соответствующей литературы, в поисках фотографического, иллюстративного и музыкального оформления. Теперь при помощи Интернета можно быстро найти любую информацию (это позволяет создать банк иллюстративных, критических и дидактических материалов, рефератов и т.д.) При умении пользоваться программой PowerPoint можно создать необходимую презентацию – яркую, красочную, с музыкальным сопровождением. Например, все это можно применять при подготовке урока-новеллы по литературе. Урок-новелла – это монолог учителя, но отличающийся сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего художественное произведение. При изучении лирики А. А. Блока я проводила такой урок по теме: «Все в красоту она преобразила» («Стихи о Прекрасной Даме»), где рассказывалось о любви А. Блока и Л. Менделеевой. Вместе с ребятами мы подготовили интересную презентацию с фотографиями Александра Александровича, Любови Дмитриевны и их современников (электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке). Музыкальным фоном, который был близок по своему настроению к истории любви двух молодых людей, прозвучали произведения: «Полонез» М. Огинского, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. Ребята близко к сердцу приняли рассказ о том, как протекала дружба этих двух молодых людей: юного поэта и «розовой девушки». На фоне музыки позвучало актерское прочтение одного из стихотворений этого цикла «Вхожу я в темные храмы», посвященного Л. Менделеевой. С помощью ИКТ мне удалось заставить ребят с большим волнением пережить и прочувствовать услышанное, чтобы каждому обрести «своего» Блока. Ребята сами искали материал  в Интернете для составления презентации. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. А использование в презентации иллюстраций, рисунков, музыкальных образов воспитывают интерес к уроку, делают урок более эмоциональным. Чтобы вызвать ребят на откровенный разговор, я провожу уроки-диспуты. Это помогает ученикам выразить свою мысль, доказать свою точку зрения. И опять мне в этом помогают современные информационные технологии. Я использую отдельные видеофрагменты при проведении таких уроков. Сейчас можно приобрести множество дисков с постановками произведений русских классиков. Например, при изучении романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», мы просматриваем видеофрагменты из этого произведения, а потом уже я прошу ребят подумать над вопросом: «Как сложилась бы судьба Наташи Ростовой и князя Андрея, если бы он остался жив?». Или слушаем аудиозапись песен В. Высоцкого в исполнении самого автора (прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках), просматриваем слайды с его фотографиями, считываем тексты с воспоминаниями его друзей и отвечаем на вопрос: «О чем сейчас пел бы Высоцкий, если был жив?» И учащиеся позволяют себе свободный полет мыслей и чувств. При проведении литературных викторин по произведениям русских и советских писателей также не обойтись без ИКТ. Такие викторины я провожу после изучения творчества художника слова для обобщения и повторения материала, для углубления знаний по анализу лирических и прозаических произведений. Это могут быть викторины по творчеству М. Булгакова и М. Шолохова, где используются видеофрагменты из произведений «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», «Тихий Дон» и «Поднятая целина». При проведении викторины по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова весь необходимый материал: вопросы и задания, иллюстрации к произведениям, отрывки из художественных текстов и критических статей – можно поместить на слайды. Если необходимо изменить цветовую гамму иллюстраций, добавить какие-то штрихи к портретам или создать им определенный фон, то эту работу можно выполнить в программе Photoshop. Также после проведения викторины можно воспользоваться программой Microsoft Publisher для создания информационного листка. Работа с программой используется для оформления выпуска школьной газеты, при необходимости позволяет получить желаемый материал своего труда в виде буклета, журнала и т.д. При составлении кроссвордов я обращаюсь также к компьютерной программе, которая помогает эстетически грамотно расположить вертикальные и горизонтальные линии, сохранить параллели. Чтобы урок литературы был увлекательным и более эффективным, я использую кроссворды на разных этапах: в начале урока, для создания творческой атмосферы в классе, или ближе к концу, чтобы ребята унесли с собой ощущение радости. При составлении вопросов необходимо учитывать уровень подготовленности класса: кроссворд не должен быть чересчур легким, иначе он не вызовет интереса, но в то же время слишком сложные задания могут отпугнуть ребят. Материал для проведения урока, представленный в компьютерном варианте, сэкономит время учителя на подготовительном этапе, обогатит наглядностью, повысит производительность труда учителя и учащихся на уроке.  Допустим, при проведении игровых моментов на уроках. Это один из самых демократических приемов общения ученика и учителя. Она стимулирует творческую деятельность учащегося. Это такие игры, как «Умники и умницы», «Лото». Чаще всего используется игра «Угадай меня». В чем она заключается? Учащемуся дается карточка, на которой дано описание внешности литературного героя какого-то произведения или предоставляется нужный материал на слайде. Ученик должен угадать героя и рассказать его историю, а класс слушает и называет этого героя. Например: «Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет…» (Алена Дмитриевна, «Песня про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова) Таким образом, информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. И если ИКТ используется в системе, то позволяет формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аптечні магазини
Реферат Расширение семейства торговой марки
Реферат Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики
Реферат Экзамен по химии (11 класс)
Реферат Общие особенности русской культуры “Серебряного века”
Реферат Необхідність та методи регулювання валютного курсу
Реферат Военная индустрия в экономической жизни общества накануне фашистск
Реферат Внутрішня і зовнішня торгівля України на поч. ХІХ ст.
Реферат Криминалистическое оружиеведение.
Реферат Порядок списания доходов и расходов на финансовый результат деятельности организации
Реферат Themes Of The Book
Реферат Автономной Республики Крым Крымское республиканское высшее учебное заведение «Феодосийский политехнический техникум» методические рекомендации
Реферат Иран под властью сефевидов
Реферат Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных
Реферат Статистико-экономический анализ эффективности продукции животноводства по группе предприятий