Решения операторского класса Ай-Пи для Ай-Эс-Пи Аргументация одного из поставщиков решений IP-телефонии для интернет-сервис-провайдеров (ISP) «бьет наповал»: «Один час доступа в интернет стоит меньше $1, причем наблюдается тенденция к снижению цены доступа, минута обычного телефонного разговора с АТС $1,5 — $2,3. Себестоимость же терминации одной минуты телефонного разговора вАТС(любой город) через интернет сегодня составляет $0,07 — $0,17. Требования к ширине интернет-канала для передачи одного телефонного разговора через интернет составляет всего лишь 11 Kbps — это меньше, чем занимает обычный dial-up пользователь». Вывод гениально прост: «IP-телефония — это весьма интересный сектор рынка телекоммуникационных услуг». Оставляя пока в стороне более детальные рассуждения о плюсах и минусах IP-телефонии, следует согласиться с тем, что этот рынок является для провайдеров доступа в интернет весьма привлекательным: они не только имеют в своем распоряжении интернет-каналы, но и обладают абонентской базой, на основе которой возможно «взрастить» потребителей голосовых IP-услуг. Следовательно ISP могут войти в этот бизнес с наименьшими стартовыми затратами. Действительно, существующая у интернет-провайдеров IP-инфраструктура дает им хорошие возможности для внедрения услуг VoIP — они уже имеют точки присутствия (POP), связанные с коммутаторами местных провайдеров и операторов связи общего доступа. К примеру, сеть компании Зенон Н.С.П имеет 5 точек присутствия в Москве, связанных каналами с полосой пропускания от 2 Мбит/с до 1 Гбит/с. Опорная сеть провайдера базируется на собственных опто-волоконных кабелях, общей протяженностью более 100 км. Для того, чтобы предоставлять услуги IP-телефонии по dial-up, как минимум необходимо установить станционный шлюз, к которому подключаются телефонные линии городскойАТС(рис.1). Шлюз настраивается на оборудование оператора IP-телефонии. Клиенту предоставляется городской телефонный номер, который он набирает вместо «восьмерки» и уникальный персональный код доступа (PIN); с оператором заключается партнёрский договор. «Плюсами» такой схемы являются низкие стартовые затраты на оборудование и возможность предоставлять услуги, пользуясь лицензией оператора IP-телефонии. Рис. 1. Подключение станционного телефонного шлюза.Источник: Nets.TelecomSite.ru Подобное решение может быть использовано и в компаниях, чей междугородний и международный телефонный трафик превышает $1 тыс. в месяц (в этом случае его следует позиционировать как корпоративное). Оно может быть построено, к примеру, на базе телефонных шлюзов VocalTec Gateway 4&8 компании VocalTec: 4-х или 8-и портовый шлюз устанавливается в офисе компании, с одной стороны к нему подключаются обычные телефоны, факсы или исходящие линии офиснойАТС, с другой — локальная сеть с выходом в интернет, через который шлюз подключается к оборудованию оператора IP-телефонии (рис.1). На шлюзы, обеспечивающие стыковку с традиционными телефонными сетями, в самом простом случае возлагаются обработка команд телефонной сигнализации и передача голосового трафика. Шлюзы и объединяющая их IP-сеть являются необходимыми элементами для построения телефонной пакетной сети, однако на практике в состав операторского решения входит немало и других компонентов — контроллеры домена или гейткипперы (gatekeeper), система биллинга, и т. п. Они не входят в число обязательных элементов сети, но существенно облегчают жизнь операторам. Примерная стоимость оборудования и программного обеспечения в таком простейшем варианте колеблется в районе $40–60 тыс. Имея «джентльменский набор» «железа» и «софта», интернет-провайдер может либо установить связи с операторами дальней связи для передачи внешних вызовов на местные точки присутствия, либо сконцентрировать эти связи в единой точке присутствия. Выбор того или иного решения зависит, прежде всего, от предполагаемого объема трафика и географического расположения точек присутствия, однако на значительные скидки от оператора дальней связи можно надеяться лишь в том случае, если установить одно соединение с большой полосой пропускания. В качестве примера рассмотрим архитектуру сетей Cisco Systems, основанных на стандарте H.323 и предназначенных для услуг дальней связи (рис. 2).Рис. 2.АТСхитектура сети междугородной связи Cisco H.323 Источник: Cisco Шлюз H.323, стоящий между телефонной сетью общего пользования (ТфОП) и сетью H.323 с коммутацией пакетов, обеспечивает стандартные интерфейсы для связи с ТфОП, обрабатывает голосовые и факсимильные сигналы с помощью кодирующих/декодирующих устройств (кодеков), преобразуя формат коммутации каналов в формат коммутации пакетов и обратно. Он работает с гейткиппером по протоколу Registration Admission Status (RAS) и маршрутизирует вызовы. Сервер доступа Cisco AS5300 (один из множества шлюзовых платформ VoIP от Cisco Systems) в случае установки на нем карты «голос/факс» и карты интерфейса T1 или E1, может использоваться в качестве шлюза в местной точке присутствия (POP). В более крупных точках присутствия он может использоваться в сочетании с AccessPath-VS3 для поддержки полномасштабных точек присутствия VoIP с высокой доступностью и качеством телефонного класса. Этот сервер поставляется в полностью интегрированном и сконфигурированном виде, что облегчает процесс быстрого внедрения услуг VoIP. VoIP-гейткиппером в данной сети является Multimedia Conference Manager — программа, совместимая со стандартом H.323 и включенная в состав операционной системы Cisco IOS. Multimedia Conference Manager может работать на маршрутизаторах Cisco 2600 и 3600. Использование гейткиппера повышает возможности масштабирования сети за счет централизации данных о маршрутизации и планах нумерации, что облегчает процессы модификации и расширения сети. Гейткиппер решает вопросы адресации и находит IP-адрес шлюза, указанного в конфигурации для вызываемого номера. Он также управляет полосой пропускания и качеством услуг (QoS). Каждый гейткиппер имеет свою зону административного контроля, в пределах которой он управляет множеством шлюзов. Зоны контроля, как правило, соответствуют границам географических районов. Сервер RADIUS выполняет функции, необходимые для идентификации, авторизации и учета (AAA). Для поддержки этих функций интернет-провайдеры могут использовать имеющиеся у них серверы RADIUS или средства CiscoSecure. Серверы биллинга необходимы для выставления счетов на повременной основе. Интернет-провайдер может пользоваться любой биллинговой системой, основанной на средствах RADIUS, которая поддерживает расширения Cisco VoIP. В качестве примеров можно привести Portal, Belle, MindCTI и Xaact. Сервер RADIUS собирает и сохраняет данные о вызовах, которые поступают от шлюзов VoIP. Серверы биллинга собирают эти данные с серверов RADIUS и обрабатывают данные с помощью специальных биллинговых приложений. Счета рассылаются абонентам через интернет или по почте в зависимости от модели обслуживания, принятой у того или иного провайдера. ^ Решения в коробке Одна из ниш на рынке продуктов операторского класса — решения «под ключ», которые, в частности, позволяют начинающим операторам IP-телефонии уберечься от возможных ошибок, связанных с самостоятельным выбором шлюзов, маршрутизаторов, гейткиперров и прочего «железа», а также с выбором и настройкой системы биллинга, поиском партнера-провайдера верхнего уровня и технологической площадкой, тестированием, настройкой и стыковой оборудования, и т.п. Очевидно, что указанные выше проблемы выливаются для новичков, далеко не всегда обладающих нужной квалификацией и опытом, в увеличение временных и денежных ресурсов и, в конечном итоге, в увеличение времени возврата инвестиций. Одно из таких законченных решений для операторов IP-телефонии и интернет-сервис-провайдеров предлагает дистрибьютор сетевого и телекоммуникационного оборудования ведущих мировых производителей компания CompTek в сотрудничестве с одним из крупнейших российских операторов IP-услуг Зенон Н.С.П. и разработчиком решений в области интеграции телекоммуникаций и прикладных приложений компанией IPSoft. Решение, базирующиеся на оборудовании Cisco Systems и системе биллинга IPSoft billing, позволяющей тарифицировать IP-телефонные разговоры, Dial-up и IP-трафик, по словам представителей компаний, значительно снижает «порог вхождения» на рынок операторов IP-телефонии и других IP-сервисов. ЗенонН.С.П., в свою очередь, обеспечивает подключение к своей транспортной сети и услугам IP-телефонии по льготным тарифам. Представляя это «коробочное» решение в мае этого года, Игорь Маслеников, директор по развитию бизнеса CompTek, отметил, что в компании надеются, «что такое предложение окажется полезным для компаний, работающих на российском рынке связи и IP-услуг, позволяя экономить силы, деньги и время и концентрироваться на выполнении собственно операторских бизнес-задач, а не на решении технологических и организационных проблем». Безусловно, идея комплексного решения для начинающих операторов IP-услуг (в первую очередь услуг IP-телефонии) на российском рынке не нова, однако основное отличие данного предложения, по словам заместителя генерального директора ЗенонН.С.П. Виктора Белова, заключается в том, что «в нем каждый из партнеров занимается „своим“ делом — поставляет оборудование, обеспечивает поддержку, создает ПО и наконец оказывает услуги». По его заверениям, все продукты и услуги многократно оттестированы не только в лаборатории, но и в полевых условиях, и поэтому разработчики этого решения уверены в том, что их заказчики получат «качественное решение уровня профессионального оператора». ^ Софтсвичи или новое лицо операторских решений Вариант построения сети IP-телефонии (в той или иной модификации), показанный на рис.1, наиболее часто используется российскими альтернативными провайдерами и является базовым — с подобных сетей и начиналось внедрение IP-телефонии. Однако все чаще слышны голоса о том, что бизнес-модель, лежащая в основе такого решения и впоследствии названная «шунтированием» междугородного и международного голосового трафика, фактически не имеет будущего: во-первых, эта технология стала пользоваться популярностью у традиционных операторов связи, конкурировать с которыми по кабельной инфраструктуре «альтернативщикам» не имеет смысла, а во-вторых, это решение сводит возможности широкополосного абонентского доступа практически на нет (в этом «заслуга» обязательного шлюза на стыке с местной телефонной сетью). В качестве альтернативного решения предлагается создавать операторскую сеть IP-телефонии на основе идей, позаимствованных из корпоративных сетей пакетной телефонии (рис. 3). Рис. 3. Операторская сеть нового поколения.Источник: Network World, 2002 В основе такой сети лежит концепция программного коммутатора телефонной сигнализации (softswitch), подразумевающая разделение функций интеллектуальной обработки вызова, управления телефонной сигнализацией и непосредственной работы с голосовыми потоками. В качестве примера можно привести вариант построения операторских сетей следующего поколения, предложенный Lucent Technologies.АТСхитектура «новой» сети базируется на использовании интеллектуальной сервис-ориентированной архитектуры (Lucent Service Intelligent), основным принципом которой является «разобщение» уровней сетевого транспорта, управления и предоставления услуг. В результате появляется возможность интеграции в сеть сервисных приложений, разработанных третьими фирмами. Применение «умных» алгоритмов на транспортном уровне позволяет резервировать необходимую полосу пропускания под нужды конкретного приложения, не допуская ее расходования на передачу трафика иного происхождения. На уровне управления интеллектуальные решения дают возможность оптимизировать функционирование сети и гарантировать своевременную обработку всех пользовательских запросов к сетевым ресурсам. На прикладном уровне «интеллект» обеспечивает формирование индивидуального пакета сервисных услуг для каждого конкретного клиента. Ядро сети составляют программный коммутатор Lucent SoftSwitch и коммутатор IP Service Switch. Lucent Softswitch способен работать с различными сигнальными протоколами традиционных телефонных сетей и взаимодействовать со шлюзами пакетных сетей, базирующихся на самых разных технологиях. По словам разработчика, это решение дает возможность заметно упростить схемы прохождения трафика при оказании услуг коммутируемого соединения и снизить общую загрузку сети. Кроме того, программный коммутатор позволяет на базе операторской сети формировать корпоративные частные телефонные сети. При всех преимуществах использования такой архитектуры у нее есть один серьезный недостаток — цена. Поэтому в настоящее время подобные решения по карману разве что только крупным холдингам. Самый свежий пример внедрения интеллектуальной сервис-ориентированной архитектуры Lucent Service Intelligent в России — ввод в эксплуатацию пускового комплекса мультисервисной сети Московской области, объявленный ОАО «ЦентрТелеком». Этот оператор, на базе которого в рамках реорганизации холдинга «Связьинвест» создается межрегиональная телекоммуникационная компания, объединяющая 17 региональных предприятий связи Центрального региона России, таким образом, существенно расширил свои возможности по предоставлению современных услуг связи в Подмосковье бизнес-клиентам, частным абонентам и сервис-провайдерам. Речь идет о различных видах доступа в интернет, IP-телефонии, виртуальных частных сетях, разнообразных услугах мультимедиа, доступе к услугам контента (информационно-справочные службы, телемедицина, телеобучение, электронная коммерция и т.д.). Не обошлось без серьезной модернизации кабельной инфраструктуры — менее чем за год «ЦентрТелеком» проложил около 400 км оптоволоконного кабеля, связавшего между собой узлы электросвязи в пригородных районах, технически реализовал включение сети в транзитные узлы «Ростелекома» и МГТС, ввел в эксплуатацию собственные транзитные узлы в Люберцах и Долгопрудном. В итоге (с учетом «дальнего» кольца, проходящего в 60 км от Москвы) была сформирована довольно мощная телекоммуникационная транспортная система, интегрированная в национальную и глобальную сети. Транспортная пакетная сеть «ЦентрТелеком» реализована на мультисервисных коммутаторах Lucent Technologies GX 550 и мультисервисных шлюзах PSAX 1250. Сеть доступа организована с использованием концентраторов доступа для цифровых абонентских линий (DSL) Stinger и серверов удаленного доступа семейства MAX. Интеллектуальным центром формирования IP-услуг в новой сети стал коммутатор IP-услуг (IPSS). В секторе softswitches работают и другие производители. В частности, концерн Siemens предлагает комплексное решение SURPASS для перехода от классических операторских сетей на базе TDM к сетям на базе IP. В состав данного семейства продуктов входит линейка шлюзов hiGMedia-Gateway (hiG 1200 и hiG 1000), отвечающая за интеграцию телефонных сетей с сетями IPАТС. Устройство hiQ 9200 Softswitch является ядром решения Next Generation Local Switch (NGLS), позволяющего предоставлять заказчикам услуги голосовой связи на базе любой технологии доступа с полным спектром услуг PSTN/ISDN. Поддерживаются такие распространенные протоколы, как Н.323, SIP, ISDN и SS7. Устройство hiQ 6200 SIP ориентировано на работу терминалов по протоколу SIP через IP-сеть. В семействе SURPASS имеется устройство SON, служащее для построения наложенной сети сигнализации не только поверх существующих сетей канальной коммутации илиАТС, но и в среде IP. Данное решение позволяет создать единое сигнальное пространство в разнородной среде, например в мобильных и фиксированных сетях связи. В составе операторской сети, наряду с абонентским оборудованием, основанным на применении IP-протокола, можно использовать и имеющиеся цифровые телефоны. Для этого необходима другая часть решения NGLS — Access Gateway Attane hiA 7500. Сервер приложений NetCentrex VoIP VPN, разработанный американской компанией «NetCentrex», поддерживает одновременно три протокола IP-телефонии — SIP, H.323 и MGCP. Кроме того, вместе с программным коммутатором CCS 3.0 он обеспечивает функциональность транзитнойАТС(Class 4), применение различных тарифных планов, биллинг в режиме реального времени и направление вызовов по наиболее выгодным маршрутам. CCS Softswitch обеспечивает маршрутизацию телефонных вызовов на основе анализа информации о вызывающей и вызываемой стороне, в том числе по самому дешевому маршруту (least-cost routing). Кроме того, он способен модифицировать телефонные номера путем добавления/отбрасывания префиксов, что позволяет, в частности, использовать сокращенную нумерацию. CCS Softswitch базируется на открытой архитектуре и может также поддерживать сигнализации SS7, SIP и MGCP. CCS Softswitch представляет собой кластер серверов, поэтому обеспечивает высокую надежность и производительность, отвечающие требованиям операторов телекоммуникационных сетей. Все серверы кластера работают под управлением ОС Linux. Серверное ПО NetCentrex выполняется на компьютерах LP1000 или CC2300 компании Hewlett-Packard и взаимодействует с такими устройствами производства Cisco, как ATA 186, 827–4V и AS53xx, а также IP-УАТС Cisco CallManager и шлюзом в ТфОП PGW 2200. По данным NetCentrex, новый сервер приложений совместим также с программными коммутаторами компаний Radvision (viaIP/400), Sonus (GSX и Insignus), Nuera (ORCA) и ECI (ITX). Так, менеджер Equant по продуктам в области конвергентных услуг Майкл Баррелл заявил: «Equant успешно развивает сервис по организации телефонной связи в IP VPN. Благодаря этому мы смогли сократить свои издержки, а наши клиенты воспользоваться более эффективными приложениями. Услуга Equant IP Telephony, предоставляемая на базе программного коммутатора CCS и сервера приложений VoIP VPN, обеспечивает поддержку в режиме plug-and-play IP-УАТС Cisco CallManager». Решения операторского класса типа «softswitch» представлены и отечественными разработчиками. В частности, подразделение RealEast компании «СТЕЛТ Телеком», занимающееся разработкой программного обеспечения и систем для телекоммуникаций, на выставке NetCom-2002 представило RSF1000 Softswitch. Программный коммутатор обладает распределенной архитектурой, основанной на CORBA, и обеспечивает интеллектуальную коммутацию звонков и гибкое предоставление услуг как в традиционных сетях, так и в случае IP-телефонии. Softswitch состоит из набора логических модулей: Routing Server, Policy Server (QoS), Signaling Gateways, Application Server и др. и поддерживает протоколы SIP, H.323, SS7, ISDN, RADIUS, SIGTRAN и др. По словам разработчиков, RealEast Softswitch базируется на открытых стандартах, обеспечивает быструю и беспроблемную интеграцию в окружение конечного клиента, работает с широким спектром оборудования сторонних производителей. Более 20 заявок на поставку продуктов RealEast, полученных после участия компании на выставке CeBIT'2002, указывают на то, что решения операторского класса от RealEast имеют определенный интерес у потенциальных заказчиков и могут составить реальную конкуренцию зарубежным аналогам по соотношению производительность/цена. Другим примером отечественной разработки является «softswitch» Mera VoIP Transit Softswitch (MVTS) который представляет собой аппаратно-программный комплекс, разработанный компанией «МЕРА НН» и предназначенный для управления VoIP-оборудованием и проксирования VoIP-трафика корпоративных клиентов и операторов VoIP-связи. MVTS — аппаратно-программный комплекс операторского класса (но может применяться и для организации корпоративных VoIP-сетей), обеспечивающий рациональный подход к управлению телефонными вызовами и голосовыми потоками в сетях. MVTS предоставляет возможность полного проксирования телефонных сигнализаций на базе рекомендаций H.323, а также собственно речевого трафика, является удобным средством концентрации и транзита, обладает развитыми механизмами интеллектуальной маршрутизации вызовов. Решение учитывает специфику потребностей как корпоративного, так и провайдерского сегментов рынка IP-телефонии, предоставляя оптимальные условия для построения и развития сетевой структуры любой сложности от VPN до ITSP-сети. Функциональность прокси-сервера обеспечивает эффективный способ сокрытия реальной структуры сети, защищая коммерческие интересы использующих его операторов и корпоративных клиентов. Используя MVTS, провайдеры IP-телефонии получают возможность разработки и поддержки индивидуальных планов нумерации для каждой из обслуживаемых ими VPN в отдельности. Ключевой особенностью решения является поддержка множества диалектов H.323-стандарта, что позволяет объединять в единой сети VoIP-оборудование различных производителей. Авторизация сетевых абонентов осуществляется средствами RAS и RADIUS. Поддержка различных алгоритмов MD5 является одной из сильных сторон MVTS. Реализована возможность организации централизованного биллинга, в том числе по протоколу RADIUS, а также с использованием вариативных CDR-структур. MVTS предоставляет удобные и гибкие механизмы настройки и управления: веб-интерфейс, текстовые файлы конфигурации. Встроенные и автономные средства диагностики и контроля (консольная панель, монитор, уведомление по e-mail, сервер горячей замены и др.) обеспечивают высокую работоспособность системы. Отличительная черта MVTS — возможность перезапуска системы без прерывания обслуживания. Внедрение новейших технологий, разумеется, могут позволить себе далеко не все операторы. Однако, что касается IP-телефонии в целом, то, по словам Андрея Радкевича, технического директора Lucent Technologies (Россия и СНГ), «сегодня практически все операторы телефонной связи применяют IP-телефонию. Часть операторов предоставляет услуги на ее основе, часть — тестирует, некоторые — используют, но, например, не получают пока за это денег». Любопытное решение для операторского и абонентского узлов мультисервисной сети передачи данных предлагает «ИТ-Центр-Ярославль». Поскольку основная доля магистрального «кабельного хозяйства» по-прежнему принадлежит монополистам, для альтернативных операторов имеет смысл в качестве среды для IP-транспорта выбирать радиодоступ. Тестовая IP-сеть построена на базе продуктов Cisco Systems, основными из которых являются маршрутизаторы Cisco 3620, исполняющие функции голосового шлюза на абонентской стороне и гейткиппера — у провайдера. Компания Cisco Systems в большей степени известна как поставщик решений для корпоративного сектора, однако в ее портфеле имеются продукты и для построения операторских сетей IP-телефонии. Как недавно стало известно, ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК), входящая в состав холдинга «Связьинвест», стала первым в России оператором, развернувшим на базе оборудования Cisco Systems мультисервисную IP-сеть многопротокольной коммутации с использованием меток (MPLS). Сеть способна консолидировать трафик разных типов и поддерживать услуги, связанные с передачей данных, голоса и видео. В перспективе предусмотрено создание в Краснодаре DPT/RPR-кольца, которое послужит фундаментом для волоконно-оптической IP-сети нового поколения. Это позволит предоставлять пользователям широкий набор услуг, который, помимо MPLS VPN, включает IP-телефонию, доступ в интернет, доступ к игровым серверам и системам видеонаблюдения, видео и аудио по запросу, передачу телеметрических данных (для охранной и пожарной сигнализации). Тем временем на российским рынке операторских решений появляются новые имена. Так, в середине апреля о начале своей деятельности в нашей стране заявила компания Poplar Systems — официальный российский представитель фирмы Juniper Networks. Последняя известна как производитель мощных и надежных маршрутизаторов для ядра IP-сети. Основные приоритеты ее деятельности — технологическая разработка и проектирование устройств (промышленный выпуск отдельных компонентов и готового оборудования поручен аутсорсерам). Сетевой процессор Internet Processor II изготовлен IBM по заказу Juniper на основе инновационной технологии ASIC. Последняя позволяет разделить процесс передачи пакетов в узле IP-сети на маршрутизацию (то есть вычисление пути следования пакета по его заголовку) и трансляцию (пересылку пакетов по заранее определенном маршруту). Сможет ли Juniper отвоевать долю российского рынка у Cisco? В компании смотрят в будущее с оптимизмом: если в IV квартале 1998 года глобальный рынок магистральных маршрутизаторов на 85% контролировала Cisco, а Juniper имела на нем только 7%, то во II квартале 2001 года соотношение их долей составило 60% и 35% соответственно. Пока же в нашей стране эксплуатируется всего один маршрутизатор M10 производства Juniper: его приобрела фирма Cable&Wireless для организации пиринга с другими интернет-провайдерами carrier-класса. ^ Корпоративные решения. IP-PBX. Call-центры. Cisco Systems По словам Дмитрия Коваля, менеджера по работе с корпоративными клиентами Cisco Systems, интерес заказчиков к технологии VoIP очень велик. По его данным, доля продуктов для IP-телефонии составляет не менее 5% решений для корпоративного сектора, а объемы продаж соответствующего оборудования Cisco уже в четыре раза превысили показатели прошлого финансового года. К концу нынешнего года ожидаемый рост продаж составит порядка 600%. Говоря о корпоративных решениях IP-телефонии невозможно обойти стороной решение концерна Cisco Systems, основанное на использовании архитектурной модели AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data) и предназначенное для решения таких задач, как построение современной многофункциональной системы цифровой телефонии на базе корпоративной IP-сети, подключение системы корпоративной IP-телефонии к ТфОП и стыковка с существующими участками традиционной телефонной сети компании, а также обеспечение широкого спектра современных сервисов для абонентов. Решение Cisco IP-телефонии, рассчитанное на число пользователей от нескольких десятков (малое предприятие или удаленный офис корпорации) до нескольких сот тысяч (распределенная сеть крупной корпорации), состоит из следующих основных компонентов: специализированные цифровые IP телефоны Cisco, которые подключаются в коммутируемую локальную сеть Ethernet 10/100 и обеспечивают как традиционную функциональность цифровых телефонов, так и ряд новых возможностей, присущих IP телефонам Cisco; управляющий сервер Cisco CallManager, который обеспечивает управление установлением телефонных соединений и дополнительными сервисами в системе Cisco IP телефонии, а также обеспечивает администратора сети сервисами для настройки и управления взаимодействием различных компонентов системы IP-телефонии; голосовые шлюзы, предназначенные для стыковки с существующими системами традиционной телефонии, в том числе установленными ранееАТС, и подключения к ТфОП. Данная функциональность реализована на базе целого ряда мультисервисных маршрутизаторов Cisco. Существуют также голосовые модули для некоторых моделей коммутаторов Cisco Catalyst (о новом семействе Cisco Catalyst 4500 читайте здесь) и отдельно стоящие устройства, обеспечивающие функциональность голосовых шлюзов; пользовательские голосовые приложения. Встречаются три основные модели построения сетей Cisco IP-телефонии. Простейший вариант представляет собой локальную/кампусную сеть с интеграцией голоса и данных. В этом случае сетевая инфраструктура представлена коммутируемой сетью на базе технологий Ethernet/Fast Ethernet/Gigabit Ethernet. Пользовательские IP телефоны подключаются в пределах такой сети и работают под управлением Cisco CallManager. Один сервер Cisco CallManager может поддерживать до 2500 IP телефонов. В целях масштабирования системы и для обеспечения отказоустойчивости серверы Cisco CallManager могут быть объединены в кластер. Вторая модель сети представляет собой распределенную систему, обеспечивающую сервисы корпоративной IP телефонии не только для центрального офиса, но и для удаленных подразделений/офисов, подключенных к корпоративной IP сети с обеспечением необходимых механизмов качества сервиса (QoS). В такой схеме сервер CallManager, расположенный в центральном отделении, управляет установлением телефонных соединений и функционированием телефонов, расположенных в удаленных точках в пределах корпоративной IP сети. Третий вариант построения сетей IP телефонии предусматривает использование собственных управляющих серверов Cisco CallManager и серверов приложений в каждом офисе. Такая модель применяется для сетей, объединяющих крупные и средние офисы или в случае, когда имеются специфические требования к сервисам телефонии для конкретных офисов, их надежности и быстродействию. Примером может служить небольшой офис, в котором сосредоточено руководство компании или организован центр обработки вызовов (Call/Contact Center) с высокой загрузкой телефонной сети. В таком варианте построения сети для организации взаимодействия между серверами/кластерами серверов CallManager может использоваться H.323 Gatekeeper (он может также выполнять функции контроля телефонных соединений. ОдинH.323 Gatekeeper на базе маршрутизатора Cisco может обеспечить взаимодействие до 100 кластеров Cisco CallManager. Возможна также иерхаическая модель построения сети с использованием Directory Gatekeeper’а, которая обеспечивает возможность масштабирования системы до многих сотен тысяч абонентов. Разумеется, возможно использование смешанных моделей построения сетей IP телефонии. Внедрение голосовых решений для малых предприятий на основе архитектуры Cisco AVVID предполагает осуществление следующих этапов: перенос «голоса» и «факса», которые раньше передавались через ТфОП, в сеть данных с помощью голосовых маршрутизаторов (voice-enabled routers). приобретение для локальной сети коммутаторов, поддерживающих IP-телефонию, с целью передачи по сети данных всего телефонного трафика внутри офиса и между офисами. переход к модели связи, полностью основанной на технологии «голос поверх IP» (VoIP) и включающей протокол IP, сетевыеАТСтелефоны, поддерживающие новые телефонные приложения, услуги по управлению отношениями с заказчиками и многое другое. Для малого бизнеса Cisco реализовала решения на базе нового сервера Media Convergence Server (MCS) серии 7815–1000, предназначенного для обслуживания узлов, которые насчитывают до 200 пользователей. На оборудовании IP PBX, функционирующем под управлением Windows 2000, работает программное обеспечение управления вызовами CallManager. Cisco предлагает также два модуля на платформе Integrated Communication Solution (ICS) 7750, которая реализует функции голосовой почты, PBX и автоматического обслуживания в сетях IP. Модуль ICS 7750-AV имеет восемь аналоговых портов для подключения общедоступных коммутируемых телефонных линий связи или восемь аналоговых интерфейсов для факсов и устройств, предназначенных для проведения аудиоконференций. В качестве конкретных примеров использования решений, построенных на оборудовании Cisco, можно привести предложения провайдера «Зенон Н.С.П.», который предлагает своим интернет-клиентам местную и междугородную IP-телефонную связь. По словам Виктора Белова, технического директора компании, стоимость московского телефонного номера составляет около $300, за установку линии плата не взимается, а ежемесячная абонентская плата составляет $25. Таким образом, за $100 в месяц можно получить телефонную серию на четыре линии. «Время установления IP-телефонного соединения в среднем составляет секунду, а разницы по качеству связи между традиционной и IP-телефонией практически не существует», — утверждает г-н Белов. Компаниям с большим числом сотрудников «Зенон Н.С.П.» предоставляет скоростное подключение с использованием оптико-волоконных каналов. При наличии у фирмы нескольких офисов, подключенных к сети оператора, граница между их локальными сетями, по словам г-на Белова, будет абсолютно незаметна. Вдобавок к этому компания получает и корпоративную, и внешнюю телефонию. «У нас уже есть клиенты, все рабочие места которых в офисе оборудованы IP-телефонами Cisco и установлена система обработки вызовов Cisco Call Manager. Но никаких шлюзов в обычную телефонию не требуется, все услуги — от доступа в Интернет до телефонии — они получают по единому каналу. Цены на законченное решение на 80–100 рабочих мест (при построении „с нуля“) получаются даже ниже, чем при использовании традиционной телефонии, а возможности такого решения для задач клиента гораздо шире. Так, один из наших клиентов создал сall-центр, который обслуживает и другие компании. Центр построен по распределенной схеме: его ядро находится у нас, в data-центре (сервера стоят на collocation, установлены Cisco Call Manager, IVR, IPCC), голосовые шлюзы расположены на нашем узле на ММТС-9, а сами операторы находятся в офисе», — рассказывает г-н Белов. Другой тип услуги среди предоставляемых «Зенон Н.С.П.» — это так называемая услуга Centrex (вынос функцийАТСк оператору связи). При этом у клиента устанавливаются только офисные телефоны, а обработку и тарификацию вызовов производит сall manager, установленный у оператора. По мнению г-на Белова, Centrex удобен и для небольших фирм, и для филиалов больших компаний. «В общей сложности около трети наших корпоративных клиентов, получив постоянное подключение к интернету, используют услуги телефонии поверх IP. Объяснение востребованности этой услуги достаточно простое: в офисе стыковать обычную телефонию с IP, минуя оператора, непрактично: решение удорожается за счет установки шлюзов для стыковки корпоративной телефонии с обычным оператором», — утверждает г-н Белов. При предоставлении услуг IP-телефонии в «Зенон Н.С.П.» используется кодек G.711, что позволяет реализовать качество традиционной телефонии (большая полоса потребления кодека G.711 никак не отражается на стоимости услуги: в сети «Зенон Н.С.П.» тарифицируются только минуты исходящей связи. В качестве другого примера внедрения IP технологии в корпоративных сетях на основе оборудования Cisco Systems можно привести реализацию проектов в «Альфа-банке» и банке «Зенит», выполненных компанией «Крок». В этих банках на основе тестовых телефонных сегментов планировалось полностью перейти на IP-телефонию. Что касается центров обработки вызовов, то существует, по крайней мере, три подхода к их построению: с помощью традиционных телефонных станций, конвергентных решений на базе IP и приложений компьютерной телефонии (CTI). «Конвергентный» путь, с точки зрения специалистов CompTek (эта компания имеет статус Cisco Advanced Technology Provider по направлению Cisco IP Contact Center, IPCC), является самым элегантным. IPCC представляет собой решение для построения интеллектуальных центров обработки вызовов, базирующееся на архитектуре Cisco AVVID. Основной задачей Cisco IP Contact Center является обеспечение обработки клиентских вызовов (не только телефонных звонков, но и обращений через интернет или по электронной почте) в соответствии с заданными бизнес-правилами оптимальным образом как с точки зрения технических средств общения, так и с точки зрения предоставляемой клиенту информации. С другой стороны, IPCC позволяет организовать процесс обработки вызовов наиболее эффективным образом с точки зрения использования корпоративных ресурсов. Cisco IPCC включает в себя следующие основные компоненты: ядро системы IPCC — программный комплекс Cisco ICM (Intelligent Contact Manager); подсистему Cisco IP телефонии (CallManager, IP телефоны, шлюзы и т.д.); • автоматизированное рабочее место оператора центра обработки вызовов; систему интерактивных голосовых меню Cisco IP IVR; опциональные компоненты, отвечающие за обработку запросов, приходящих по электронной почте, или веб-обращений. Кроме того, благодаря поддержке открытых протоколов и программных интерфейсов (API), возможна интеграция с целом рядом внешних приложений, таких как корпоративные системы баз данных, CRM системы, системы унифицированной обработки сообщений и т.д. Пример внедрения Cisco IP Contact Center в Рос