На правах рукописиУДК 339.924 (470 + 5) ББК 65.9 (2РОС) 8 К 937 КУРСКИЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Участие России в интеграционных процессах в азиатско-тихоокеанском регионеСпециальность 08.00.14 - Мировая экономика АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукМосква - 2007 Работа выполнена на кафедре международной торговли и внешней торговли Российской Федерации Всероссийской академии внешней торговли^ Научный руководитель: кандидат экономических наук, профессор Зайцев Леонид ГригорьевичОфициальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Костюнина Галина Михайловнакандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ^ Чеклина Татьяна Николаевна Ведущая организация: Экономический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. ЛомоносоваЗащита состоится 22 марта 2007 г. в 14-00 на заседании Диссертационного совета Д 227.002.01 при Всероссийской академии внешней торговли по адресу: 119285, г. Москва, улица Пудовкина, д. 4а, ауд. 202.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской академии внешней торговли.Автореферат разослан 18 января 2007г.Ученый секретарь Диссертационного совета Д 227.002.01, кандидат экономических наук, доцент В.И.Пстыго^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность диссертационного исследования. Одним из основных приоритетов современного этапа экономического развития Российской Федерации является расширение и повышение эффективности ее участия в мирохозяйственных связях. Необходимость движения России в этом направлении обусловлена тем, что в современном мире эффективность национальной экономики во многом определяется ее рациональным включением в мировую хозяйственную систему, участием страны в международных интеграционных процессах. Для решения этих задач, следует определить условия и перспективы активизации международного регионального экономического интеграционного сближении России со своими партнерами, его приоритетные направления и формы в условиях глобализации и усиливающейся интеграционной активности стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Значительная часть территории России находится в Азии, поэтому интеграционное сближение со странами АТР представляется объективно необходимым условием ускорения ее социально-экономического развития. Актуальность интеграционного сближения России со странами АТР обусловлена значительным усилением позиций стран региона в мировой экономике, экономические лидеры которого демонстрируют стабильно высокие темпы роста. Так ВВП Китая ежегодно растет на 9-10% в течение более двух десятилетий. Интеграционное взаимодействие со странами этого региона во многом будет способствовать определению эффективной внешнеторговой специализации России, преодолению сырьевой направленности российского экспорта, а также выравниванию уровня социально-экономического развития регионов России. ^ Степень разработанности проблемы. При проведении диссертационного исследования автор использовал положения и выводы, содержащиеся в трудах известных российских специалистов, по данной проблематике: Е.Ф. Авдокушина, И.И Герчиковой, Р.С. Гринберга, С.А. Бартенева, А. С. Белорусова, Ю.А.Борко, В.Б. Буглая, А.С. Булатова, С.И. Долгова, И.И. Дюмулена, И.Д. Иванова, А.П. Киреева, Г.М. Костюниной, Э.Г. Кочетова, И.И. Кретова, В.М. Кудрова, Н.Н. Ливенцева, В.В. Михеева, А. Д. Некипелова, В.А. Орешкина, К.Л. Рожкова, П.А. Смирнова, А.Н. Спартака, К.А. Семенова, И.П. Фаминского, В.Н. Шенаева, Ю.В. Шишкова, Н.П.Шмелева, Ю.М. Юданова и других. Также использовались труды известных иностранных специалистов, по данной проблематике: Б. Баласса, М. Интрилигейтора, П. Кругмана, П. Линдерта, Б. Олина, Э. Хекшера, Ф. Фурутана и других. Данная проблематика достаточно широко разработана в трудах указанных ученых, однако динамично меняющийся мир ставит все новые и новые задачи, ответы на которые должны быть найдены. ^ Цель диссертационного исследования – определение условий и перспектив активизации интеграционного взаимодействия России и стран АТР и подготовка предложений по его развитию. Для достижения цели, в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи: определено место международной региональной экономической интеграции в системе мирохозяйственных связей и выявлены основные особенности азиатско–тихоокеанской и европейской экономической интеграции и их значение для участия России в региональных интеграционных процессах в начале XXI в.; проведена оценка значения, состояния, проблем и перспектив для Российской Федерации азиатско–тихоокеанского и европейского направлений региональной экономической интеграции, в том числе со странами СНГ; сформулированы и обоснованы аргументы ускорения интеграционного сближения Российской Федерации со странами АТР, а также условия такого сближения, определены перспективы участия России в создании зон свободной торговли АТЭС и АСЕАН; раскрыто содержание, выявлены проблемы и определены перспективы экономического регионального интеграционного взаимодействия Российской Федерации со странами-членами ШОС; подготовлены предложения по активизации российской позиции в азиатско–тихоокеанской региональной экономической интеграции.^ Объект исследования - международная региональная экономическая интеграция как условие ускорения социально-экономического развития Российской Федерации, ее эффективного включения во всемирный хозяйственный механизм. ^ Предмет исследования – Россия в региональной азиатско–тихоокеанской экономической интеграции, в том числе со странами СНГ, а также в рамках ЕврАзЭС и ШОС.^ Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили основополагающие труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам международных экономических отношений и международной экономической интеграции. При написании работы автор, уделил значительное внимание ознакомлению с кандидатскими и докторскими диссертациями по теме исследования. При реализации поставленных целей и задач использовались методы систематизации и обобщения, а также логического, исторического, сравнительного и статистического анализа. В работе использовались официальные статистические данные Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ), Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития РФ), Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ), Федеральной службы статистики Российской Федерации, а также материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе, периодической печати и интернет сети. Также использовались данные международных статистических изданий, экономические обзоры, публикации и доклады Всемирной торговой организации (ВТО), Организации объединенных наций (ООН), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и другие.^ Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринята попытка научно аргументировать необходимость ускорения интеграционного сближения России со странами АТР на современном этапе и определить приоритетные направления этой интеграции. К наиболее существенным научным результатам исследования относятся следующие: на основе изучения мирового и российского опыта интеграционного сближения с различными странами и группами стран показано, что на современном этапе развития мирового хозяйства региональные экономические интеграционные процессы не только не препятствуют процессам глобализации, но и дополняют их, если носят открытый, относительно недискриминационный характер и базируются на принципах открытого регионализма. используя мировой опыт интеграционного взаимодействия, а также российский опыт в этой сфере, установлено, что начало и перспективы интеграционного сближения предприятий и стран определяют две группы условий: статические условия, сложившиеся на начальном этапе, в результате объективных причин, и динамические условия, определяющие ее дальнейшее развитие, которые формируются участниками интеграции. базируясь на результатах анализа состояния и перспектив для Российской Федерации азиатско–тихоокеанского и европейского направлений региональной экономической интеграции, показано, что на современном этапе развития России следует найти более сбалансированный подход в развитии своих международных региональных экономических связей в Европе и АТР. Приоритетным направлением интеграционного сближения со странами АТР, в частности с Китаем следует определить сотрудничество в рамках ШОС; на основе изучения и анализа теории и практики развития и становления различных интеграционных объединений, установлено, что интеграционное сближение со странами АТР в рамках АТЭС и АСЕАН, наиболее целесообразно осуществлять в рамках ЗСТ, в том числе в расширенном составе с участием Китая, Японии и Южной Кореи; используя мировой опыт развития внешнеэкономических связей, имея в виду очевидную необходимость диверсификации товарного ассортимента, а также принимая во внимание тенденции развития мирового хозяйства, показано, что интеграционное сближение со странами АТР, не должно базироваться только на основе эксплуатации сырьевых ресурсов Российской Федерации, а также развиваться в области высокотехнологичных производств; на основе анализа состояния интеграционного взаимодействия Российской Федерации со странами АТЭС и АСЕАН и перспектив его дальнейшего развития определены приоритетные проекты интеграционного сближения Российской Федерации и стран АТР.Значение для теории и практики. Теоретические положения диссертации раскрывают взаимосвязь между регионализмом и глобализмом на современном этапе экономического развития, основные особенности азиатско–тихоокеанской и европейской экономической интеграции, а также условия регионального интеграционного сближения и могут быть использованы в учебном процессе, а также при дальнейшей теоретической разработке проблем участия России в азиатско–тихоокеанской и европейской экономической интеграции, в частности при разработке вопросов формирования благоприятных экономических и организационно - правовых условий такого участия. ^ Рекомендации к использованию. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть полезными для российских министерств и ведомств - Министерства экономического развития и торговли, Министерства иностранных дел, Государственной Думы при разработке стратегии внешнеэкономической политики России, стратегии активизации участия нашей страны в региональных интеграционных процессах в Азиатско-тихоокеанском регионе и на постсоветском пространстве. ^ Апробация исследования. По теме диссертации автором опубликовано 7 научных работ общим объемом 15,2 а. л., в том числе одно учебное пособие. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Работа изложена на 174 листах, включая библиографию на 10 листах, состоящую из 186 наименований и приложений на 12 листах. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении определяется актуальность темы диссертационного исследования, состояние научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы, научная новизна и практическая значимость полученных результатов. Наряду с интеграционными процессами с участием Российской Федерации в рамках АТЭС и АСЕАН - группировок, определяющих характер интеграционного взаимодействия в АТР, в диссертационном исследовании анализируются процессы интеграционного сближения России с государствами Центральной Азии – бывшими республиками СССР, участниками СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. ^ В первой главе работы исследуется развитие региональных экономических интеграционных процессов в условиях глобализации в мировой экономике, их взаимовлияние в рамках открытого и закрытого регионализма. При этом международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов. На наднациональном уровне, на котором страны – участницы добровольно передают союзу ряд политико – экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.Определяется влияние глобализации на национальную экономику, а также основные особенности азиатско-тихоокеанской региональной и европейской экономической интеграции. Обосновывается необходимость активизации интеграционного взаимодействия Российской Федерации и стран АТР, поиска более сбалансированного подхода в развитии своих международных региональных экономических связей в Европе и АТР. Процесс глобализации, способствуя превращения мирового хозяйства в единый рынок, затрагивает интересы всех участников хозяйственной деятельности, независимо от их отношения к нему и определяет пути развития мировой экономики. Глобализация мирового производства ведет к увеличению объемов мировой торговли и таким образом к ужесточению конкурентной борьбы между производителями товаров и услуг на мировом рынке. Влияние глобализации на национальную экономику многообразно, начиная от необходимости ее разумной интеграции в мировое хозяйство и закачивая изменяющимися условиями конкуренции. Это означает, что глобализация объективный процесс, эффект и размеры которого только увеличиваются с течением времени, и Российской Федерации, как впрочем и любой другой стране, необходимо адекватно реагировать на соответствующие тенденции развития мировой экономики дабы не оказаться в положении экономической периферии. Наряду с процессом глобализации в современном мире, одновременно с ней, происходят и другие процессы, получившие название регионализация. Под регионализацией понимается процесс образования, функционирования, развития и расширения региональных интеграционных объединений и группировок. Это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений. Это происходит потому, что часто партнерами по производственной кооперации, подетального и технологического международного разделения труда становятся страны находящиеся в одном регионе. Регионализация, наряду с глобализацией - это еще одна отличительная черта современного этапа развития мировой экономики. Рассматривая, региональную экономическую интеграцию нельзя не сказать о таком понятии как «открытый регионализм». Понятие открытого регионализма, принятое в мировой практике, означает свободный доступ факторов производства страны на территории стран членов группировки при условии ее вступления в интеграционную группировку и принятия общих правил и обязательств на условиях принципа взаимности. Процессы глобализации и регионализации не являются противоположными по направлению, ведь направление обоих процессов - это движение к глобальному миру, как объективной реальности через процессы все более усиливающейся интернационализации мирового рынка. Разнонаправленными их можно назвать лишь в связи с желанием стран объединиться для борьбы с «превосходящими силами противника», а иными словами создать себе наиболее выгодные условия для участия в процессах глобализации. Таким образом, международная региональная экономическая интеграция тесно взаимосвязана с процессом глобализации, если она носит открытый, относительно недискриминационный характер в отношении других стран, базируется на принципах открытого регионализма. Рассматривая и азиатско-тихоокеанскую и европейскую модели региональной экономической интеграции, необходимо отметить разные социально - экономические условия формирования самой идеи интеграции и соответственно пути ее осуществления. Они отличаются между собой по следующим основным признакам: (1)Мягкие схемы интеграции в АТР (процесс принятия совместных решений и их выполнения не подчинен жесткому алгоритму), и жесткая схема интеграции в Европе – выполнение в определенный срок совместно принятых решений; (2) Многоуровневый характер интеграции как в АТР, так и в Европе, однако, преобладание микроуровня в АТР и макроуровня и наднационального начала в Европе; (3) Начало интеграционному сотрудничеству в АТР, положили неправительственные организации – советы сотрудничества (ТЭС и СТЭС), созданные при активном участии деловых кругов и лишь позднее это сотрудничество получило свое развитие на уровне государств и правительств, тогда как в Европе это было образование ЕОУС по инициативе правительства; (4) В интеграционные процессы в АТР вовлечены страны с различными уровнями экономического развития, при этом целью интеграции не является задача выравнивания этих уровней в отличие от Европы, где это является одной из главных задач; (5) В состав интеграционных группировок АТР входят государства, участвующие в других интеграционных группировках, например, НАФТА – США, Канада, Мексика, СНГ – Россия, тогда как в Европе это участие только в одной группировке. Нахождение Российской Федерации на Евразийском континенте, не только предоставляет ей возможности участия в международной региональной интеграции, как в Европе, так и в АТР, но и одновременно ставит перед ней проблему выбора вектора своего регионального сотрудничества. Это либо политика «многоприоритетного» развития региональных экономических связей либо приоритет какого-то одного направления. Если мы обратимся к статистике, то станет ясно, что уровень хозяйственного сотрудничества России со странами АТР в настоящее время значительно ниже уровня, достигнутого со странами ЕС. Так, в течение 2000 – 2005 гг. объем товарооборота со странами ЕС неуклонно возрастал с 48,5 млрд. долл. США до 177,0 млрд. долл. США. В 2000 г. его доля в общем товарообороте Российской Федерации составляла 35,4%, а в 2005 г. уже 52,1%. За тот же период товарооборот со странами АТР также увеличился, однако не столь значительно. Так со странами - АТЭС с 19,8 млрд. долл. США до 55,2 млрд. долл. США (соответственно с 14,7% до 16,2%), со странами АСЕАН с 1,3 млрд. долл. США до 4,2 млрд. долл. США (0,95% и 1,24%). Можно отметить и рост товарооборота со странами ШОС с 14,7 млрд. долл. США в 2002 г. до 33,1 млрд. долл. США в 2005 г., однако, как и в отношении АТЭС этот рост, в основном, обусловлен ростом объемов товарооборота с Китаем. Рост товарооборота со странами АТР, хотя и не столь быстрый как со странами ЕС, свидетельствует о намерениях Российской Федерации укреплять свои позиции в АТР, расширять свое взаимодействие с региональными интеграционными группировками. Региональное интеграционное взаимодействие в начале ХХI века набирает обороты, все большее количество стран идет по пути интеграции. Российская Федерация не может оставаться в стороне от этих процессов и имеет возможности в настоящее время реализовать свой возросший экономический потенциал. В конце прошлого века Россия только формировала свою внешнеполитическую доктрину и не имела финансовых возможностей, да и видимо желания, участвовать в экономических проектах по нескольким направлениям, кроме этого рекомендации ведущих международных экономических организаций содержали достаточно жесткие инструкции на этот счет. В определенной степени это обстоятельство способствовало аморфному экономическому содержанию СНГ. В настоящее время, ситуация изменилась, и с ростом своей экономики, Российская Федерация может и должна предпринимать больше усилий на азиатско-тихоокеанском направлении. И, очевидно, что это происходит – об этом свидетельствует ее активное участие в урегулировании ситуации в Киргизии и Узбекистане, укрепление сотрудничества в рамках ШОС и ЕврАзЭС. Меньше стало заявлений о союзе славянских народов. В то же время на европейском направлении, все больше неопределенности в перспективах СНГ (видимо это группировка так и останется механизмом цивилизованного «развода» и дискуссионным клубом), пауза в строительстве ЕЭП с Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Это позволяет предположить, что происходит осознание необходимости поиска более сбалансированного подхода в развитии международных региональных экономических связей в Европе и АТР. Учитывая тот факт, что новый миропорядок формируется в рамках региональных группировок, осуществляющих сотрудничество в интересах глобальной экономики, Российской Федерации следует и дальше укреплять азиатско-тихоокеанское направление сотрудничества. Вместе с этим страны ЕС остаются в составе приоритетных партнеров России, таким образом, возможно, говорить о «многоприоритетном» характере развития региональной экономической интеграции. Действительно, рассматривая региональную экономическую интеграцию как трехуровневую модель можно определить приоритеты каждого из этих уровней, по крайней мере, корпоративного и государственного уровней. На корпоративном уровне, отдельные компании, развивая интеграционные связи, стремятся повысить эффективность своих производств и увеличить прибыль. В этой связи вполне естественно их желание диверсифицировать рынки сбыта, и таким образом повысить конкурентоспособность своей продукции и снизить уровень рисков. Таким образом, если рынок АТР окажется для компании перспективнее европейского, то движение будет происходить в сторону АТР и наоборот. На межгосударственном уровне, государство, используя доступные ему способы регулирования экономики, будет способствовать развитию интеграции по направлениям определенным указанными компаниями. Противодействие этому со стороны государства возможно лишь в случае, если это противоречит государственным интересам. Такого противоречия нет ни на европейском направлении и в АТР, таким образом, сделанный вывод вполне обоснован, учитывая тот факт, что основа интеграционного сближения стран это частноправовой уровень сотрудничества. Особенно перспективным направлением интеграционного взаимодействия России и стран АТР представляется сотрудничество в рамках ШОС. Таким образом, Российская Федерация, используя благоприятную для себя внешнеэкономическую конъюнктуру, имеет возможность более эффективного использования полученных от торговли энергоносителями средств, нежели простое накопительство.^ Во второй главе работы исследуется современное состояние и проблемы развития экономического сотрудничества Российской Федерации со странами АТР - экономическое сотрудничество России в рамках форума АТЭС и АСЕАН, проблемы экономической интеграции России со странами СНГ и ЕврАзЭС, а также развитие экономического интеграционного взаимодействия в рамках ШОС. Важность сотрудничества Российской Федерации со странами азиатско-тихоокеанского региона трудно переоценить, АТР - это регион стратегических интересов России, страны этого региона демонстрируют высокие темпы экономического развития, несомненно, ХХI век будет характеризоваться бурным развитием стран АТР. Так, еще в конце XIX в. бывший госсекретарь США Дж. Хей высказался о том, что Средиземное море - океан прошлого, Атлантический - океан нынешнего времени, а Тихий океан - океан будущего. Важным представляется накопленный положительный опыт новых индустриальных стран Восточной Азии в деле формирования (а после азиатского финансового кризиса) и трансформации модели экономического развития на основе диверсифицированной индустриализации и экспортного ориентирования, что важно для создания парадигмы национального развития России. Членство России в такой влиятельной организации, как АТЭС, объединяющей 21 страну и территорию с населением 2,5 млрд. человек (40% населения мира), ВВП которых составляет свыше 18 трлн. долл. США (около 60% мирового ВВП) и осуществляющих около 47% мировой торговли, подтверждает её статус крупной азиатской державы. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится более 15% торгового оборота Российской Федерации, это второй показатель после ЕС. Участие Российской Федерации в интеграционном объединении наряду с такими странами как США, Япония и Китай способствует укреплению ее авторитета на мировой арене. Нахождение в составе АТЭС позволяет России получить преимущества членства в организации, и в то же время не ставит ее в жесткие рамки интеграционных процессов. Однако, только отсутствие жесткого плана интеграции, как в ЕС, автоматически не открывает перед Россией рынки стран объединения. Как известно это, больше, вопрос и конкурентоспособности и инфраструктуры и других компонентов. Движение к расширению масштабов экономического сотрудничества со странами АТЭС и участию в интеграционных процессах в регионе будет для России нелегким, поскольку ей придется подстраиваться под те «правила игры» в вопросах торговли и инвестиций, которые уже сложились в АТЭС. Исторически сложилось, что наиболее продвинутой сферой российско-асеановских связей является политическая. Вместе с этим, следует отметить, что отношения Россией и АСЕАН неуклонно развиваются, в декабре 2005 г. в Малайзии был проведен первый в истории отношений саммит Россия - АСЕАН на котором было подписано соглашение о двусторонних отношениях. Создан механизм регулярных политических контактов России с членами ассоциации. Структура внешней торговли России со странами АТЭС и АСЕАН имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Основой российского экспорта в страны ассоциации, как и в страны Европы, являются топливно-сырьевые товары. Россия была и остается традиционным и важным поставщиком энергоносителей, металлопродукции, морепродуктов, древесины для стран АТР. В целом, сложившаяся структура и динамика объема торгового и инвестиционного сотрудничества России со странами АТР не соответствует стратегическим интересам, потенциальным возможностям и потребностям сторон. Фактические результаты интеграционного строительства на постсоветском пространстве на сегодняшний день носят для России либо нейтральный, либо негативный характер. Недополученные Россией за последнее десятилетие, средства в связи с поставками энергоносителей в СНГ по льготным ценам, а также связанные с неплатежами по этим поставкам и прямыми хищениями транзитных энергоресурсов достигают десятков триллионов рублей. К этому необходимо добавить, что практически все документы СНГ не выполняются. России (как явному экономическому лидеру на постсоветском пространстве) пора определить свою позицию по вопросу интеграции на территории бывшего СССР. И если предстоящее вступление Российской Федерации в ВТО должно способствовать созданию цивилизованного рынка на постсоветском пространстве, видимо, целесообразно сделать небольшую паузу в вопросах интеграции, оглядеться и в дальнейшем строить отношения со странами СНГ в соответствии с принципами цивилизованного рынка. Возможно, что такая пауза будет полезна не только для Российской Федерации, но и для других стран содружества, которые смогут осмыслить свои национальные интересы. Наиболее эффективной тактикой для России на постсоветском пространстве является создание интеграционной группировки на основе взаимной экономической заинтересованности. В последнее время заметной субрегиональной организацией в АТР становится ШОС. ШОС – это субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, в странах — участницах ШОС проживают около 1,5 млрд. человек (на Россию приходится около 10%), что составляет почти четверть населения земного шара. Хотя изначально ШОС была создана для решения пограничных вопросов и взаимного сокращения вооруженных сил в этом районе, очень скоро участники объединения начали понимать, что без экономической составляющей нет перспективы дальнейшего развития. Уже в сентябре 2004 г., премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао заявил, что приоритетом для ШОС должна стать экономика, и призвал создать наиболее благоприятные условия для инвестиций и торговли и на этой основе общий рынок. Началом интеграционного сближения стран-членов ШОС, по мнению Китая, должно стать создание зоны свободной торговли. Государства ШОС договорились о формировании условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий, совместной нормативно-правовой базы и гармонизации национального законодательства. Был принят план мероприятий по расширению торгово-экономического сотрудничества до 2020 г. В частности предполагается гармонизировать таможенное законодательство, сблизить процедуры стандартизации, ввести общие правила транзитных грузоперевозок через территории стран-организаций. Решено также создать фонд развития ШОС, который будет аккумулировать негосударственные инвестиции, направленные на развитие совместных проектов в сфере энергетики, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры. В будущем на основе фонда возможно создание межгосударственного банка ШОС. Есть достаточно оснований предполагать, что ШОС состоится в экономическом смысле. Аргументируем эту точку зрения. Основанием для оптимизма является стабильный экономический рост во всех странах-членах организации. Нельзя не отметить, что ШОС уже продемонстрировала эффективность при разрешении вопросов о делимитации границ Китая с сопредельными странами – бывшими союзными республиками СССР. В связи с этим, справедливо предположить, что страны способные договариваться в политической сфере, имеют шанс сделать тоже самое и в экономической. В состав ШОС входят два государства, играющих важную роль в мировой политике – Китай и Россия, которые являются членами Совета безопасности ООН. Страны-члены ШОС располагают большой территорией, огромными демографическими ресурсами, а также внушительными запасами энергетических ресурсов, растущие экономики стран региона нуждаются в этих ресурсах. Вместе с этим, говоря об экономическом сотрудничестве, уже сейчас можно определить фактор, который будет противодействовать его эффективному развитию. На нынешнем этапе развития в рамках ШОС принят правовой принцип полного равенства всех членов организации. Понятно, что при решении экономических вопросов это принцип, не будет в полной мере, отвечать интересам крупных государств-участников. Этот принцип в дальнейшем придется модернизировать. В противном случае он будет препятствием на пути осуществления экономических проектов, развития интеграционного взаимодействия, самой организации. Подобное мы наблюдем в рамках СНГ, и нельзя закрывать глаза на эту проблему к ее решению необходимо готовится. Отказ России от участия в зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС, скорее всего, приведет к ее созданию, но без участия России и тогда, возможно, в дальнейшем Россия присоединится к ней, но уже без возможности повлиять на правила ее формирования и функционирования. В этом отношении, вопрос участия в ЗСТ с Китаем перекликается с вопросом вступления России в ВТО - понятно, что своим вступлением, учитывая характер российского экспорта, она не получит единовременных преимуществ, но не вступая можно оказаться в положении экономической, а затем и политической периферии. ЗСТ, по крайней мере, должна быть реализована на государственном и корпоративном уровне, тогда участники этих уровней увидят в каком направлении в дальнейшем им необходимо двигаться и какие меры предпринимать. Безусловно, для них не секрет, что достигать повышения конкурентоспособности российских товаров следует путем снижения издержек производства, на основе достижений научно-технического прогресса, повышения качества продукции и производительности труда, а также оптимизации системы управления производством. Это позволит прагматично подойти к проблеме интеграции с нашим восточным соседом – выработать приемлемые правила игры на основе реального экономического взаимодействия. Не принижая роль остальных стран – участниц и наблюдателей ШОС, следует признать, что главным игроком в этой команде, безусловно, является Китай. Развитие сотрудничества с Китаем в рамках ШОС имеет все основания стать для России тем локомотивом развития, который потянет ее экономику вперед. В противном случае с большой степенью вероятности можно предсказать «втягивание» российского Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую орбиту Китая даже без желания на то России, тем более что во многом это уже стало реальностью.^ В третьей главе работы исследуются условия и перспективы активизации интеграционного взаимодействия России и стран АТР, в том числе перспективы ее участия в создании зон свободной торговли АТЭС и АСЕАН, определяются приоритетные проекты интеграционного взаимодействия Российской Федерации и стран АТР. Известно, что все явления в мире подчиняются определенным объективным законам. Их реализация зависит от наличия соответствующих условий, и создание таких условий обеспечивает переход следствий, вытекающих из законов, из сферы возможного в сферу действительного. Такие условия определяются объективными и субъективными факторами развития, способствующими либо тормозящими определенные экономические процессы, в том числе интеграционные. Экономические законы, однако, не действуют, сами по себе, экономический прогресс автоматически не осуществляется, для этого необходимы действия людей. Осознавая, те или иные экономические явления и процессы, человек принимает или не принимает их, и это формирует его поведение в рамках указанного процесса. Это означает, что эффективное участие Российской Федерации в региональных интеграционных процессах, предполагает, учет и использование, сложившихся реалий – факторов, определяющих начало (старт) интеграционных процессов и составляющих первую группу условий. В их число входят геополитические интересы партнеров, уровень экономического развития и политической стабильности в странах партнерах, совместимость и взаимодополняемость их экономик, характер, а также степень их участия в международном разделении, географическое положение стран и