Реферат по предмету "Разное"


Абрахам Маслоу. Самоактулизация

Начало формы Оцените этот текст: Конец формы Начало формы Конец формы Абрахам Маслоу. Самоактулизация --------------------------------------------------------------- Самоактуализированные Люди: Исследование психологического здоровья (Мотивация и личность, Гл.11, Спб., 1999; Перевод А.М.Татлыбаевой Гл.11, Спб., 1999 OCR: Ихтик---------------------------------------------------------------^ НЕСОВЕРШЕНСТВО САМОАКТУАЛИЗИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА Общая ошибка литераторов -- романистов, поэтов, эссеистов --заключается в том, что, взявшись за изображение положительного героя, онизачастую представляют его нам исключительно в розовых тонах, в результатечего их герой превращается в пародию на хорошего человека, он настольконеестествен, что вряд ли кто-нибудь пожелает стать похожим на него.Среднестатистический человек, пусть даже сам очень далекий от совершенства,склонен проецировать свое стремление к идеалу, также как и своепредставление о вине и о стыде на всех, кого встречает на своем пути.Вспомните, как часто вы готовы были увидеть в своем учителе или наставникечеловека очень серьезного, чрезвычайно солидного, чуждого всех земныхрадостей и наслаждений. Подвигаемые этой же склонностью, многие романисты,пытаясь написать портрет положительного героя, изображают не реальногочеловека с присущими ему слабостями и недостатками, не крепкого,жизнелюбивого здоровяка, а какой-то неестественный, ходульный образ этакогозануды-праведника. А между тем самоактуализированные люди, с которыми мнедовелось общаться, -- это здоровые, нормальные люди со своими слабостями инедостатками. Так же, как обычные люди, они могут поддаться вреднойпривычке. Они могут быть занудными, упрямыми, раздражительными. Они незастрахованы от тщеславия, гордости, пристрастности, особенно по отношению крезультатам собственного труда, к своим детям и друзьям. Они тоже подверженывспышкам гнева и приступам меланхолии. Иногда их поступки могут показаться окружающим жестокими. Но мы недолжны забывать, что мы имеем дело с очень сильными людьми. Их жестокостьсродни безжалостности хирурга, они могут резать по живому, если ситуациятребует того. Например, один из моих испытуемых, обнаружив предательстводруга, не колеблясь, прервал все отношения с ним. Или другой пример.Замужняя женщина поняла, что не любит мужа, с которым прожила более двадцатилет. Она подала на развод и сделала это почти с жестокой решительностью.Некоторые из них так быстро смиряются со смертью любимого человека, чтомогут заслужить звания бездушных людей. Эти люди не только сильны, но и независимы от мнения окружающих.Например, одна из моих испытуемых как-то поведала мне, что однажды навечеринке она была так раздражена глупостью одной дамы, что не смогласдержаться и просто послала ее ко всем чертям, шокировав своим поведением игостей, и хозяев дома. Конечно, можно было бы сказать, что так, мол, и надообходиться с дураками, если бы не одно обстоятельство -- поставленная наместо дама страшно обиделась, причем не только на свою обидчицу, но и нахозяев дома. И если наша героиня хотела отделаться от надоевшей собеседницы,то вот хозяева вовсе не хотели разрывать отношения с ней. Можно упомянуть еще об одной особенности этих людей, котораянепосредственно связана с их служением. Погружаясь в какую-то проблему,предельно концентрируясь на ней, они могут просто забыть о своих близких, обих нуждах, заботах и тревогах. В такие минуты для них не существует ничего,кроме их дела, все остальное становится несущественным. В такие минуты онине слышат обращенных к ним вопросов, не выходят к гостям, забывают обэлементарной вежливости, могут обидеть и даже оскорбить дорогих им людей.Другие негативные (с точки зрения окружающих) последствия такойотстраненности перечислены выше. Даже их доброта, их великодушие порой становятся недостатком, так какзаставляют их ошибаться. Например, мужчина, отличающийся великодушием, изжалости не решается оставить нелюбимую жену, или часами выслушивает жалобылюбителя поплакаться в жилетку, или содержит какого-нибудь негодяя илипсихопата. И наконец, эти люди, как я уже говорил, не свободны от чувства вины, отстыда и тревоги, от самобичевания, самоедства и внутренних конфликтов. Ноэто еще не позволяет нам отказывать им в праве называться здоровыми людьми,так как их чувство вины принципиально отличается от вины невротика. И представьте себе, в результате своего исследования я пришел к одномуочень банальному выводу. Совершенных людей нет! Есть люди, которых можноназвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы,пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Такихлюдей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существованиявселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее,ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный ксаморазвитию. Но даже эти люди несовершенны -- им, как и простым смертным,знакомы скука, раздражение, гнев, эгоизм и депрессия. Чтобы не испытыватьгорьких разочарований, мы должны освободиться от иллюзий относительночеловеческой природы, должны смотреть на нее трезвым взглядом.^ ЦЕННОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит егофилософское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологическойприродой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение кжизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и вкаждом суждении самоактуализированного человека. Все, что он любит или нелюбит, все, что он одобряет или осуждает, все, что он предлагает илиотвергает, --- * Origin: #20 Private Station (2:463/997.21) все, что радует его или огорчает, все его вкусы, предпочтения и оценки-- все это уходит корнями в присущее ему базовое приятие жизни. Эта характеристика, судя по всему, универсальна и надкультурна, это тообщее, что объединяет всех самоактуализированных людей независимо откультуры, взрастившей их; она лежит в основе прочих качеств и особенностей,таких как: 1) комфортные взаимоотношения с реальностью, 2) чувство общности(Gemeinschaftsgefuhl),3) базовая удовлетворенность и ее эпифеномены, такиекак чувство благополучия, достатка, изобилия, 4) умение отделять средство отцели, и другие качества, о которых мы говорили выше. Одним из самых важных следствий и, вероятно, подтверждением этогоотношения к жизни и к миру является иное качество свободы воли, которое мыможем отметить у самоактуализированного человека по сравнению с обычнымчеловеком. Необходимость выбора не вызывает у него амбивалентного отношения,сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко исвободно. Я уверен, что изобилие так называемых нравственных проблем иморальных вопросов вызвано именно недостатком жизнелюбия, обусловленоотсутствием базового приятия действительности или же является прямымследствием присущей нам базовой неудовлетворенности. Стоит лишь разокунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всехее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутсявам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находятсвое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когдачеловек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденныенездоровым сознанием. Разве стоят серьезного внимания такие "проблемы" какпроблема отношения к азартным играм, проблема ношения коротких юбок,употребления алкоголя или множество псевдорелигиозных вопросов, вроде:"Можно ли переступать порог храма в головном уборе?", "Можно ли есть мясо почетвергам?" и т.д. и т.п. Но нас перестают тревожить не только пустячные,надуманные проблемы -- процесс заходит гораздо глубже, он затрагивает самыефундаментальные уровни взаимоотношений человека с окружающей егодействительностью, например, такие как отношение человека к представителямпротивоположного пола, отношение к собственному телу и к его отправлениям, идаже его отношение к смерти. Это наблюдение подтолкнуло меня к выводу, что склонность задаватьсямногими из тех вопросов, которые мы по привычке относим к разряду моральных,этических или ценностных -- на самом деле психопатологическая склонность.Это та психопатология, которая присуща среднестатистическому человеку. То,что среднестатистический индивидуум воспринимает как мучительный конфликт,то, что обрекает его на муки ценностного выбора -- длясамоактуализированного человека даже не вопрос, и он управляется с этим также легко, как с выбором, танцевать ему или не танцевать. Мучительныевопросы, связанные с любовью и дружбой, проблемы взаимоотношений спротивоположным полом, которые для обычных людей обращаются в поле битвы,становятся гладиаторской ареной, на которой разворачиваются кровавыеединоборства за самоутверждение -- не вопрос и не проблема длясамоактуализированного человека, -- в дружбе и любви он видит толькоприятную возможность для сотрудничества. Для него не существует проблемыотцов и детей, конфликт поколений -- не конфликт для него. Он спокоен нетолько по отношению к половому и возрастному полиморфизму, он считаетнастолько же безопасными и биологические, и классовые, и политические, иролевые, и религиозные различия между людьми. Нам не придется слишком долгоискать примеры тому, как эти различия становились благодатной почвой длятревог, страхов, враждебности, агрессии и зависти, и нас это почти неудивляет, кажется неизбежным и даже естественным. Но, пообщавшись некоторое время с самоактуализированными людьми, выубедитесь, что тревога, страх, враждебность, агрессия и зависть вовсе неестественны в данном случае, а скорее, напротив, противоестественны. У моихиспытуемых человеческое разнообразие не только не вызывало страха илитревоги, но, наоборот, вселяло в них радость и оптимизм. Взяв за парадигму такие отношения как "учитель-ученик", которые оченьчасто становятся отношениями противоборства, мы увидим, что в интерпретациисамоактуализированного педагога эти отношения получают совершенно инуюокраску. Урок для самоактуализированного педагога -- это не ситуацияпротивостояния, не арена борьбы разнонаправленных желаний и интересов, априятная возможность сотрудничества с учеником, возможность совместногоисследования и совместного познания истины. Он отказывается от внешних,сомнительных и спорных атрибутов своего превосходства, хотя и знает о своемпревосходстве над учеником, но его превосходство сущностно. Ему чужданачальственность тона, многозначительность интонаций, он ведет себя просто иестественно. Он не давит на ученика своей эрудицией или авторитетом, неизображает из себя профессора-всезнайку, он оставляет за собой право простобыть человеком. Он и сам не соперничает со своими учениками и стараетсясделать так, чтобы они не конкурировали друг с другом. В результате такойустановки преподавателя в стенах его класса невозможны зависть, страх,подозрительность или тревога. Мы знаем, что все эти реакции возникают вответ на угрозу, следовательно, для того, чтобы искоренить зависть, страх,подозрительность и тревогу, необходимо всего-навсего исключить возможностьугрозы. Несложно расширить все эти рассуждения на отношения между супругами,между родителями и детьми, на другие межличностные отношения, которые стольже заслуживают гармонии, как и вышеописанные отношения "учитель-ученик". Очевидно, что моральные принципы и ценности отчаявшегося человека, еслине все, то хотя бы некоторые из них, отличаются от принципов и ценностейпсихологически здорового человека. Эти люди по-разному воспринимаютфизическую, социальную и психологическую реальность, по-разномуструктурируют и интерпретируют ее. Человек, не удовлетворенный в своихбазовых потребностях, воспринимает мир как вражескую территорию, как дикиеджунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами,победителями и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежноподчинена потребностям низших уровней, главным образом животным потребностями потребности в безопасности. Иное дело -- человек, удовлетворивший своибазовые потребности. У него сформировано чувство психологического достатка,которое он воспринимает как само собой разумеющееся, и потому онустремляется к поиску иного, более высокого удовлетворения. Таким образом,можно уверенно утверждать, что эти люди исповедуют -- должны исповедовать --разные ценности. Ценностная система самоактуализированного человека представлена главнымобразом ценностями уникальными и идиосинкратическими для данного человека,ценностями, которые непосредственно отражают его характер. Поэтому мы можемговорить о том, что ценностная система самоактуализированного человекапредставляет собой скорее экспрессивный, нежели функциональный феномен. Этоумозаключение не требует доказательств, оно справедливо уже по определению,-- самоактуализация всегда предполагает актуализацию собственной "самости",собственного Я, которое всегда уникально и неповторимо. Не может быть двухидентичных Я. Есть только один Ренуар, один Брамс и один Спиноза. Я говорило том, что мои испытуемые во многом схожи, но, несмотря на это, каждый изних абсолютно индивидуален, каждый является самим собой и только собой, --никогда и ни при каких обстоятельствах их не спутаешь друг с другом. Ониодновременно и очень похожи, и очень непохожи друг на друга. Это совершенноособая группа людей, она отлична от любой группы из когда-либо описывавшихсяв психологической литературе. Каждого из этих людей можно назватьиндивидуалистом, но каждый из них в то же самое время является глубокосоциальной личностью, личностью, отождествляющей себя со всем человечеством.В отличие от других людей эти люди сумели приблизиться и к своейчеловеческой, общевидовой природе, и к своей уникальной, индивидуальнойприроде.^ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИХОТОМИЙ В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одноочень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашегоисследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем вашевнимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько разупоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принятосчитать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле, имнавязано это противостояние и навязано оно именно искаженным представлениемо них нездоровых людей, людей, не достигших уровня самоактуализации.Самоактуализированный индивидуум изжил в себе эти дихотомии, преодолелатомизм, объединил частности в общее, поднялся на уровень наджитейскойцелостности. И все-таки мне хочется отослать вас за подробной аргументациейк другим работам. Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видитздесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одноми том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желаниясамоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа ипоступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своейприроде". В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии"эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно иэгоистичен, и альтруистичен. Его жизнь одновременно и духовна, и низменна,его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать для негодорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для негоудовольствия, работа не мешает игре, -- напротив, обязанность становитсяудовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельноисполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться вчеловеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Еслизрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли ужвелика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные людиоказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором междудуховной жизнью и жизнью животной? Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к такимдихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность,приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм,отчуждение-отождествление, серьезность-юмор, дионисизм-аполлинизм,интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность,серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность,активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь,Эрос-Агапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизммежду Ид, Эго и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован вотношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостнаи едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивныепроцессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевскомединстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полномсогласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде былодилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это нипарадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборствомежду мужским и женским началом -- это не что иное, как признак незрелости,ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор междуэтими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользупатологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе идобродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной иженщиной порочной? Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистическогочеловека не количественные, а качественные различия; они настолькокардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Яубежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербнуюпсихологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человекедолжно стать изучение самоактуализированной личности. --- * Origin: #20 Private Station (2:463/997.21)^ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК* Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в НьюЙорке и был самымстаршим из семи детей. Отношения Маслоу со своими родителями,эмигрировавшими из Киева русскими евреями, не отличались ни близостью, нилюбовью. Среднее образование он получил в бесплатных нью-йоркских школах.Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города вдругой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то онузнал, что такое антисемитизм. Он сам говорил о том, что до двадцати лет былчрезвычайно стеснительным, нервным, подавленным, одиноким, погруженным всебя и страдающим от жестоких неврозов человеком. В школе он был в изоляции,семью свою не выносил, и поэтому его настоящим домом была библотека. Он былодним из лучших учеников в школе. Потом, по совету отца, поступил вюридический колледж. Быстро утратив интерес к учебе, он даже не закончилпервого курса. В конце двадцать восьмого года, когда ему было двадцать лет,он женился на Берте, своей двоюродной сестре, за которой долго ухаживал. Онипоступили в Мэдисонский университет (Висконсин), где Маслоу стал бакалавром(1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Учась в Мэдисоне, Маслоу оставался стеснительным и скромным человеком,но преподаватели очень любили его. Увлекшись бихевиоризмом Уотсона, которыйтогда был в моде, Маслоу сосредоточил свои усилия на классическихлабораторных исследованиях с собаками и обезьянами. Первые его доклады истатьи были посвящены анализу эмоциональных проявлений отвращения у собак иособенностям протекания процессов обучения у приматов. В своей докторскойдиссертации он исследовал роль По материалам статьи из журнала "Thought: A Review of Culture andIdea", vo).66, N.260 (March 1991). 8 Абрахам Маслоу. Психология Бытия доминирования в общественной и сексуальной жизни приматов, утверждая,что доминирование у приматов, как правило, устанавливается посредствомвизуального контакта, а не в ходе борьбы. С 1934 по 1937 г. Маслоу работал в педагогическом колледже приКолумбийском университете у Эдварда Торндайка, в качествеассистента-исследователя по социальной психологии. Преподавать он начал вколледже Бруклин, где работал с 1937 по 1951 г. За этот периодэмигрировавшие из Германии психологи превратили НьюЙорк в интеллектуальнуюстолицу Америки. Маслоу работал с Максом Вертхаймером, Эрихом фроммом, КаренХорни, Куртом Голдстайном и Рут Бенедикт. В 1951 г. Маслоу предложили возглавить только что созданный факультетпсихологии в Университете Брандейс. Этот пост он занимал в течение десятилет. В 1969 г. он стал членом Фонда Лафлин в Менло Парк (Калифорния). Вскоре после того, как Маслоу покинул Мэдисон, он пришел к убеждению,что большинство современных психологов, как исследователей, так итеоретиков, излишне полагаются на данные наблюдений за лицами, обратившимисяк психологам по патологическим причинам. Образ человеческой природы,сложившийся в результате исследования этих пациентов, не мог не бытьискаженным и пессимистическим. Пытаясь исправить это положение, Маслоу начализучать тех людей, которых он считал наилучшими образцами здоровой личности.Он назвал этих людей "самоактуализующимися", поскольку их отличалапотребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытость исправедливость. В написанной им в 1943 г. эпохальной статье "Теория человеческоймотивации" и (более подробно) в работе "Мотивация и личность" (1954) Маслоуутверждал, что у людей есть высшие и низшие потребности. И те, и другиеявляются "инстинктоидными" и расположены в следующем иерархическом порядке:физиологическое благополучие, безопасность, любовь, уважение исамоактуализация. Каждая высшая группа потребностей зависит отпредварительного удовлетворения потребностей низшего уровня. Биографический очерк 9 Таким образом, по мнению Маслоу, человеческая природа представляетсобой непрерывное удовлетворение внутренних потребностей, начиная с основныхфизиологических потребностей и вплоть до метапотребностей. Он утверждал, чтосамореализующиеся личности -- это люди, которые уже удовлетворили своинизшие потребности и стремятся осуществить высшие устремления человеческойприроды, становясь всем, чем они способны стать. В своей работе "Религия, ценности и пиковые переживания" (1964) Маслоуутверждал, что самореализующиеся люди представляют руководство к действиюдля всего человечества. Их ценности должны лечь в основу научной этики. Втой же работе Маслоу пришел к заключению, что самореализующиеся людипериодически спонтанно и естественно испытывают экстаз и блаженство, моментывеличайшего восторга -- "пиковые переживания", как он их назвал. В работе "Эупсихологический метод управления" (1965) Маслоу попыталсявнедрить свою мысль в новую тогда область организационной психологии. В этойработе, приняв как данность, что мир нельзя улучшить посредствоминдивидуальной психотерапии, он выдвинул идею "эупсихологии", или хорошегопсихологического управления. Поначалу он использовал термин "эупсихиа"*,применительно к культуре, которая смогла бы породить тысячисамореализующихся личностей, представляя собой закрытую среду, неподверженую внешнему воздействию. В "Эупсихологическом методе управления"Маслоу утверждал, что рабочие достигнут максимально возможного уровняпроизводительности труда, если их "человеческие качества" и потенциалсамореализации смогут развиваться в направлении удовлетворения их высшихпотребностей, или метапотребностей. В последние годы своей жизни (в основномэто нашло выражение в опубликованной уже после его смерти работе "Высшиеустремления человеческой природы" -- 1971) Маслоу пошел дальше и за * Идеальное общество, построенное на сновании принципов психологииздоровья, или "эупсихологии" 10 Абрахам Маслоу. Психология Бытия явил о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации --трансцендентальных или трансперсональных потребностей. По мнению Маслоу, этитрансчеловеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии имистического царства бытия. В шестидесятые годы Маслоу в сотрудничестве с Энтони Сутичем оченьмного сделал для легализации "гуманистической" психологии, организовавжурнал по гуманистической психологии и ассоциацию работающих в этой областиученых. В конце шестидесятых годов он поддержал становлениетрансперсональной психологии. Свою наиболее значительную работу по гуманистической психологии,которая предлагается вниманию читателя, "Психология Бытия", Маслоу посвятилКурту Голдстайну, который, по его мнению, оказал огромное влияние на егомышление. Голдстайн помог ему понять, что "холодные" аспектыгештальтпсихологии можно соединить с психодинамической психологией, а такжепомог ему сформулировать холистско-динамический подход, истоки которого -- ворганизмической психологии Голдстайна, скорее холистской, функциональной,динамической и телеологической, чем атомистической, таксономической,статической и механистической. Маслоу широко известен в психологических кругах своими исследованиями вобласти "самоактуализации". Этот термин тоже был придуман Голдстайном в ходеисследования им участников войны, у которых в результате ранения былповрежден мозг. Под "самоактуализацией" Голдстайн понимал реорганизациюспособностей личности после перенесенного ранения. Маслоу заимствовал этоттермин, но использовал его в более широком смысле. Для него"самоактуализация" означала тенденцию к реализации внутреннего потенциала,то есть самореализацию Это -- желание человека стать всем, чем он способенстать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Умер Маслоу от сердечного приступа 8 июня 1970 г., в возрасте 62 лет.Часть I^ ПСИХОЛОГИЯ РАСШИРЯЕТ СФЕРУ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ В настоящее время над горизонтом восходит новая концепция человеческогоздоровья и недугов, психология, которую я нахожу настолько замечательной имногообещающей, что не могу удержаться от искушения, чтобы не представить ееобщественности еще до того, как она будет проверена и подтверждена и ееможно будет назвать достоверным научным знанием. Вот основные положения этойконцепции: 1. Присущая каждому из нас внутренняя биологическая природа вопределенной мере является "естественной", врожденной, изначальной и, вузком смысле, неизменной или, по крайней мере, не меняющейся. 2. Внутренняя природа каждого индивида отчасти уникальна, а отчаститождественна природе всего вида. 3. Эту природу можно изучать научными методами и можно открыть, что онаиз себя представляет (не "изобрести", а "открыть".) 4. По тем сведениям, какими мы располагаем в настоящий момент, эта нашаприрода не есть изначально ни главным образом, ни обязательно злой. Основныепотребности (в сохранении жизни, в безопасности, в сопричастности, в любви,в уважении и в самоуважении, в самоактуализации), основные человеческиеэмоции и основные человеческие качества либо нейтральны, вненравственны (какпредшествующие любым системам нравственных ценностей), либо их уверенноможно отнести к категории добра. Жажда разрушения, садизм, жестокость, злобаи т.д.-- все это представляется не врожденными качествами, а, скорее,жестокой реакцией на неудовлетворенность наших врожденных потребностей,эмоций и качеств. Злость "сама по себе" не является злом, как не являются имстрах, лень и даже невежество. Разумеется, эти качества могут привести иприводят к злым поступкам, но отнюдь не обязательно. Такой резуль Психология расширяет сферу влияния 27 тат вовсе не неизбежен. Человеческая природа не так плоха, как о нейпринято думать. Скорее можно сказать, что ее возможности постояннонедооцениваются. 5. Поскольку эта внутренняя природа скорее хороша или нейтральна, чемплоха, то нужно всячески поощрять ее и давать ей выход наружу, вместо тогочтобы подавлять. Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье,успех и счастье. 6. Если существование этого истинного стержня личности отрицается илизамалчивается, человек заболевает явно либо подспудно, немедленно либо попрошествии определенного времени. 7. Эта внутренняя природа не так сильна и ярко выражена, как инстинктыживотных. Она слаба и уязвима и, поэтому, легко становится жертвой привычки,давления цивилизации и неадекватного отношения. 8. Но несмотря на свою слабость, она редко исчезает у нормальногочеловека -- и может быть, даже у "ненормального". Несмотря на то, что еесуществование отрицают, она скрывается в "подполье" и вечно жаждетреализации. 9. Говоря об этом, необходимо упомянуть о неизбежности дисциплины,лишений, разочарований, страданий и трагедий. Пока эти ощущения обнажают,питают и реализуют нашу внутреннюю природу, они остаются желательнымиощущениями. Все яснее становится, что эти ощущения каким-то образом связаныс чувством удовлетворения и силой это, стало быть, с чувством здоровогосамоуважения и уверенности в себе. Личность, которой не пришлось"побеждать", "преодолевать" и "отражать натиск", продолжает сомневаться втом, что она "может" все это совершить. Это верно не только по отношению квнешним опасностям; здесь речь идет также об умении контролировать иукрощать свои собственные порывы, стало быть, об умении не бояться их. Замечу, что если эти положения окажутся верными, тогда появляетсявозможность создания научной этики, естественной системы нравственныхценностей, "высшего апелляционного суда", решающего, что такое "хорошо" ичто такое "плохо", что верно, а что неверно. Чем 'больше 28 Абрахам Маслоу. Психология Бытия мы узнаем о естественных склонностях человека, тем легче нам будетподсказать ему, как стать "хорошим", счастливым, полезным, уважающим самогосебя, любящим, способным реализовать весь свой потенциал. Это равносильноавтоматическому решению многих личностных проблем, которые могут возникнутьв будущем. Что нам нужно сделать, так это увидеть личность изнутри -- какчлена рода человеческого и как конкретного индивида. Изучение таких достигших самоактуализации людей в значительной мереможет помочь нам понять наши ошибки и недостатки и верно определитьнаправление нашего развития. У каждого века, за исключением нашего, был свойидеал. Наша цивилизация отказалась от идеала -- святого, героя, аристократа,рыцаря, мистика. У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться"человек без проблем", бледный и сомнительный суррогат идеала. Возможно,вскоре мы сможем взять себе в качестве образца для подражания полностьюразвитое и самореализующееся человеческое существо, использующее свойпотенциал на все сто процентов, существо, внутренняя природа которогосвободно выражает себя, а не подавляется, калечится или отрицается. Очень важно, чтобы каждый человек хорошо усвоил горькую истину: любоеотступление от родовых добродетелей, любое преступление против своейсобственной природы, любое злое деяние (все без исключения!) откладывается внашем бессознательном и заставляет нас презирать самих себя. Карен Хорниподобрала удачное название этому происходящему в бессознательном процессувосприятия и запоминания; она сказала, что бессознательное "регистрирует".Если мы совершаем постыдный поступок, оно "заносит" его в графу "позор", аесли мы делаем что-то честное, благородное или доброе, то оно "заносит" егов графу "почет". Общий итог может быть или "положительным", или"отрицательным" -- мы либо уважаем себя и пребываем в ладу с самими собой,либо презираем и считаем себя бесполезными и недостойными любви. Когда-тотеологи говорили о грехе отчаяния -- несо Психология расширяет сферу влияния 29 вершения в жизни всего, что человек способен совершить. Наша точка зрения ни в коей мере не отрицает обычную Фрейдову картину.Она дополняет ее. Если выражаться предельно упрощенно, то можно сказать, чтоФрейд дал нам психологию болезни, а мы теперь должны дополнить еепсихологией здоровья. Возможно, эта психология здоровья позволит намуправлять нашей жизнью и становиться лучше. Возможно, этот подход будетболее эффективным, чем стремление узнать, как "избавиться от болезни". Каким образом мы можем способствовать свободному развитию? Какиестимулы являются для него наилучшими? Половые? Экономические? Политические?Какой мир нужно нам построить, чтобы в нем росли такие люди? Какой мирпостроят такие люди? "Больные" люди созданы "больной" цивилизацией;вероятно, "здоровых" людей создает "здоровая" цивилизация. Но не менееистинно и другое: "больные" индивиды делают свою цивилизацию еще более"больной", а "здоровые" -- делают свою цивилизацию более "здоровой".Улучшение здоровья человека -- это один из подходов к созданию лучшего мира.Иначе говоря, индивид вполне способен сам дать толчок своему развитию; чтоже касается излечения уже существующего невроза, то оно гораздо менеереально без помощи извне. Осознанная попытка сделать себя более честнымчеловеком является относительно легким делом: куда как


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.