Реферат по предмету "Разное"


А. В. Сазиков Ведущая организация: Оренбургский Государственный

Министерство образования и науки Российской ФедерацииВсероссийский научно-исследовательский институт технической эстетикиНа правах рукописиГУЗЕНКОПавел АлександровичРИСУНОК В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕСОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫСпециальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайнАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведенияМосква 2009 Работа выполнена в Московском Государственном Университете Печати и Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики.Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Ю.И.ЧувашевОфициальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор А.И.Кудрявцевкандидат искусствоведения А.В.СазиковВедущая организация: Оренбургский Государственный УниверситетЗащита диссертации состоится «______» ___________ 2009 года в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223 Москва, ВВЦ РФ, корп. 312.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ.Автореферат разослан «_____» ____________________ 2009 г.Ученый секретарь Диссертационного совета М.М.Калинчева^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Развитие отечественной рекламной деятельности на рубеже XX – XXI вв. несет экстенсивный характер и требует к себе самого пристального внимания со стороны научного сообщества. Так как реклама на данный момент является неотъемлемой частью визуальной культуры, представляется совершенно необходимым изучение ее процессов, как с точки зрения коммуникативного феномена, так и с творческой позиции автора рекламного сообщения. Определение и изучение художественной составляющей в процессе проектирования печатной рекламы необходимо для наиболее целостного и всестороннего восприятия современной массовой культуры. Результаты подобного исследования, позволят сформировать подход к решению дизайнером коммуникативных и эстетических задач в современной коммерческой печатной рекламе. Большинство авторов, исследующих рекламную деятельность, определяют рекламу как «неперсонифицированную передачу информации, обычно оплачиваемую и обычно имеющую характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей»1 . Данное исследование посвящено коммерческой рекламе, которая содействует распространению продукции с намерением получения прибыли. Подобной функцией обладают следующие типы реклам: реклама торговой марки, торгово-розничная реклама, частично реклама с обратной связью (direct marketing) и бизнес-реклама (business-to-business). Механизмы размещения данной рекламы и количество носителей в данных видах огромно, при этом методика разработки и повышения эффективности этой рекламы постоянно совершенствуется. В нашем случае выделена самая распространенная область рекламной деятельности, которая воздействует на покупателя до того как он примет какое-либо решение о покупке товара. Основная рассматриваемая в данной диссертации проблема заключается в том, что из всех используемых на сегодняшний момент выразительных средств графического дизайна в коммерческой рекламе рисованная иллюстрация оказалась наименее развивающейся областью. В свете возрастающей коммуникативной роли рекламных сообщений необходимо поднять уровень осознания роли рисованной иллюстрации в графическом дизайне в целом и в печатной рекламе в частности. Именно современная реклама оказывается той областью графического дизайна, где нарисованная дизайнером иллюстрация зачастую является наиболее востребованным средством для создания эффективного рекламного сообщения. На сегодняшний момент наработан обширный методологический материал по рисунку как одному из основных разделов графики. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна и включает такие многообразные виды, как рисунок научно-вспомогательный, прикладной, технический и, наконец, художественный. Последний является одной из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. При этом роли рисунка в рекламной деятельности, а в частности, связи рисунка с текстом в рекламном сообщении, уделялось крайне мало внимания. В данном исследовании впервые делается попытка анализа взаимодействия нарисованной дизайнером иллюстрации и других элементов графического дизайна в печатной рекламе. В связи с этим, для более точного определения предмета исследования используется термин – рисованное изображение в печатной рекламе. Делается это для того, чтобы избежать путаницы с такими понятиями как «рисунок» и «коммерческая иллюстрация». В случае с понятием «рисунок» исследуемые образцы графического дизайна печатной рекламы будут ограничены черно-белой техникой исполнения рисунка. В случае с «коммерческой иллюстрацией» выделяется, прежде всего, ее рекламная функция, при этом в самой технике исполнения подобной иллюстрации могут присутствовать, и фотографическое изображение (в виде коллажа) и изображения, полученные с помощью компьютерной программы для трехмерного моделирования. Для данной работы наиболее важным является то, что исследуемые образцы печатной рекламы содержат рисунок, выполненный вручную именно дизайнером-графиком, причем в любой технике, в том числе с использованием цвета, без применения фотографии и компьютерного трехмерного моделирования.^ Состояние изученности темы исследования. Серьезное начало теоретическому осмыслению графического дизайна было положено в 1920 – 1930-х гг. (А.А.Сидоров, В.К.Охочинский, Я.А.Тугендхольд, В.П.Полонский, Б.С.Земенков, Н.М.Тарабукин, П.М.Дульский, М.Г.Шерешевский, Р.Г.Дрюбин, Г.Т.Горощенко, и др.). Значительным вкладом в изучение дизайна как сферы творческой деятельности со многими социальными, культурными и психологическими аспектами послужили работы В.Л.Глазычева. Культурологические, социологические и эстетические проблемы, связанные с развитием графического дизайна и рекламы, нашли отражение в исследованиях Н.А.Адаскиной, Г.М.Бреньковой, Ю.Дегтярева, Л.Корнилова, П.А.Кудина, И.П.Лукшина. Особую роль в искусствоведческом анализе графического дизайна сыграли такие монографии как «Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880 – 1980-е гг.)» Э.М.Глинтерник, «Особенности и перспективы развития современного российского дизайна. Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности» Ю.В.Назаров, «Проектная идея и визуальное воплощение в дизайне печатной рекламы» А.Б.Симонов, «Плакат в системе подготовки художника-педагога» Р.В.Соколов, «Искусство и визуальное восприятие» Р.Арнхейм, «Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII – начале ХХ вв.» М.Э.Гизе, «Дизайн рекламы: Стратегия проектного творчества» Е.Э.Павловская. Рассмотрению различных коммуникативных функций графического дизайна и процессу смыслообразования в нем, посвящена монография Е.В.Черневич «Исследование языка графического дизайна». Работы Е.В.Черневич по семиотике графического дизайна послужили научной базой не только для дальнейших исследований отечественных авторов (И.Н.Стор, Е.Н.Ищенко), но и для данной работы, определив основные семиотические закономерности и процесс смыслообразования в рекламной деятельности графического дизайнера. На сегодняшний момент, когда отечественный рынок сформировался в основном усилиями западных компаний, использующих американские методы рекламного бизнеса, наиболее значимые работы по изучению дизайнерской деятельности в рекламе принадлежат также западным авторам. Среди таких авторов особо стоит отметить Джона Филиппа Джонса («Мифы, небылицы и факты о рекламе: анализ 28 самых живучих мифов»). Серьезный вклад в теоретическое осмысление рекламы как сферы проектной деятельности и как социального и культурного феномена современного общества также внесли такие иностранные авторы, как У.Уэллс, Дж.Бернет и С.Мориарти, Кортлэнд Л.Бове и Уильям Ф.Аренс, К.Хопкинс. Среди отечественных авторов стоит отметить Е.А.Песоцкого, А.Х.Кутлалиева и А.В.Попова. В период с 1960 года по настоящее время набрался значительный аналитический материал по типографике в графическом дизайне, в котором особое место занимают такие авторы как В.Л.Ляхов, Э.Рудер, Г.П.Вильберг, Ф.Форсман, В.Тоотс, Ю.Гордон, В.Г.Кричевский, А.И.Кудрявцев, Р.Брингхерст. Основой для искусствоведческого анализа рисованной иллюстрации в рекламной графике послужили работы В.А.Фаворского и П.А.Флоренского (статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии). Для данного исследования наиболее важными были труды В.А.Фаворского, посвященные теории композиции, теории графики, проблеме синтеза графических элементов в книге. Исследования В.А.Фаворского послужили основой для пространственно-композиционного анализа, как рисованной иллюстрации, так и для анализа синтеза текста и изображения в печатной рекламе. В композиционном анализе рисованного изображения стоит выделить также труды А.Д.Гончарова и А.С.Котлярова, Е.А.Кибрика, Н.Н.Розановой, П.А.Кудина. Анализу выразительно-изобразительных возможностей рисованной иллюстрации особое внимание уделяли Б.В.Лушников и В.В.Перцов, А.А.Дейнека, Ю.Я.Герчук, Н.Н.Волков, В.Ф.Сидоренко, Н.П.Бесчастнов.^ Цель настоящей работы – исследование специфики языка рисованного изображения в отечественной печатной рекламе ХХ – начала XXI века.Задачи данной работы: 1) Анализ роли рисованного изображения в графическом дизайне в процессе его исторического развития; 2) Анализ взаимодействия рисованного изображения с другими средствами графического дизайна в творческом процессе; 3) Определение специфики художественно-выразительных средств рисованного изображения в печатной рекламе.^ Объект исследования – образцы печатной коммерческой рекламы с элементами рисованной графики и товарным знаком, являющиеся носителями непосредственного рекламного сообщения, которое потребитель получает до выбора товара или принятия решения о покупке (рекламные модули в полноцветных журналах, листовки, плакаты). ^ Предмет исследования – особенности графического языка рисованного изображения и его синтез с другими элементами графического дизайна на материале отечественной печатной коммерческой рекламы ХХ – начала XXI века.^ Границы исследования – отечественная печатная коммерческая реклама с элементами рисованного изображения ХХ – начала ХХI века.Методы исследования – искусствоведческий анализ произведений графического дизайна и системно-структурный анализ языка рисованного изображения в печатной рекламе. Для анализа берутся образцы графического дизайна в рекламе, где одним из важных элементов является нарисованная дизайнером изображение, в котором отсутствует фотография и объекты, выполненные с помощью компьютерного трехмерного моделирования. К подобным изображениям относится, как и максимально реалистичное изображение, так и беспредметное, нефигуративное изображение. Рисованное изображение представляется как отдельный элемент целостной структуры графического оформления рекламного сообщения. Наиболее важным аспектом, для анализа характерных особенностей рисованного изображения является его неразрывная система взаимосвязи с другими элементами оформления. В качестве исследуемых образцов печатной рекламы берутся примеры графического дизайна ведущих отечественных дизайн-студий и рекламных агентств, и работы, получившие международное признание на таких фестивалях как ММФР (Московский Международный Фестиваль Рекламы), ADCR Awards (Art Directors Club Russia Awards) и др. Также, для выявления характерных особенностей рисованного изображения в печатной рекламе проводится семиотический анализ рекламного сообщения.^ Научная новизна и значимость исследования. В настоящем исследовании впервые сделана попытка рассмотреть рисованное изображение как язык визуального выражения рекламной идеи. Это дает возможность исследовать рисунок как один из основных элементов графического дизайна с точки зрения формирования авторского композиционного мышления и графического стиля дизайнера-графика. В работе выявлены характерные особенности языка печатной рекламы, на основе которых впервые исследуется проблема выработки принципов взаимосвязи рисованного изображения с другими элементами графического дизайна в печатной рекламе. Диссертация может быть использована как основа для последующих теоретических и методических исследований, направленных на изучение рисунка не только в печатной коммерческой рекламе, но и в социальном и зрелищном плакате и в других сферах деятельности дизайнера-графика. ^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях и в докладах на научно-методических конференциях в Московском Государственном Университете Печати. В ходе практических заданий со студентами Московского Государственного Университета Печати были отработаны различные виды смыслообразования в газетной и журнальной иллюстрации.^ Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения и списка литературы из 171 источника. Объем текста 173 страницы. Приложение к диссертации содержит 94 иллюстрации.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обоснована актуальность исследования, раскрыта степень разработанности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. В первой главе «История развития отечественной рекламы и рекламной графики на фоне мирового развития дизайна и рекламы» осуществляется ретроспективный анализ теоретического и практического опыта отечественного дизайна, учитывая как социальные и культурные изменения в обществе, так и развитие творческой деятельности художников. Рекламная графика на всем протяжении истории ее развития в России испытывала влияние других сфер искусства, в том числе и экспериментальных поисков художественно-выразительных приемов. На пике интенсивного развития рекламной деятельности в стране заметно развитие изобразительно-выразительных средств для визуализации смысла рекламного сообщения. При этом сам рисунок определяется отношением общества к рекламной деятельности в целом. Если в начале ХХ века общество готово было перестроить все вокруг себя, то и рисунок отражал в себе все новые формообразующие тенденции. К середине ХХ века необходимо было создать искусственную реальность – рисунок использовал все возможности по созданию наиболее реалистичного изображения. Таким образом, рисованное изображение в коммерческой рекламе развивалось параллельно с развитием художественной деятельности как средство коммуникации и визуализации смысла. Опыт Строгановской Школы и ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа рубежа XIX–XX веков показал, что в связи с развитием новых технологий и расширением спектра проектной деятельности стало насущным переосмысление специфики рисунка с целью обучения будущих специалистов навыкам, необходимым им в профессиональной работе. Для рекламной графики это означает поиск новых художественных решений по визуализации смысла и наиболее убедительных художественных форм, воздействующих на большое количество людей. Развитие зарубежной рекламной деятельности не только повлияло на рекламную деятельность в России, но и является характерным примером того, как развивается реклама и что можно ожидать от отечественного маркетинга в России. В связи с этим остро встает вопрос о том, как должен развиваться графический дизайн, учитывая возрастающую роль рекламных зарубежных компаний, функционирующих на российском рынке. Во второй главе «Роль рисованного изображения в графическом дизайне печатной рекламы» рассмотрены этапы проектирования и творческая деятельность дизайнера-графика. В настоящем исследовании деятельность дизайнера-графика рассматривается как явление целостное, организующее синтез различных творческих специальностей. В современной отечественной рекламной практике получил распространение такой термин как – творческая группа – группа различных специалистов, среди которых есть как художник-иллюстратор, так и дизайнер. Однако стоит отметить и то, что в рекламной деятельности функционируют дизайнеры-графики, которые удачно сочетают в себе навыки, в число которых входят как создание художественных иллюстраций, графическое оформление, так и написание лозунгов (слоганов), названий предприятий (нейминг) и многие другие. Такая многофункциональность в работе дизайнера была отмечена на первом конгрессе ИКОГРАДА в 1964 году и легла в основу определения специальности дизайнера, актуальность которого, по нашему мнению, не утрачена и по сей день. Для анализа изобразительно-выразительных свойств рисованного изображения в отечественной печатной рекламе деятельность дизайнера была рассмотрена с точки зрения трех видов изобразительной графики, с которой дизайнеру приходится сталкиваться в своей работе над оформлением рекламного сообщения. К таким видам относится: эскиз, познавательное изображение и художественная иллюстрация. Роль каждого вида изображения в рекламной графике различна, однако именно с иллюстрацией дизайнеру чаще всего приходится иметь дело, и именно ей отводится значительная роль в рекламной графике. В результате анализа трех видов изобразительной графики и технических средств, используемые дизайнером в своей работе, были определены некоторые характерные особенности рисованного изображения в печатной рекламе, а именно: 1) наиболее распространенным и при этом малоэффективным в рекламе является нефигуративное изображение (где отсутствует изображение предметного мира); 2) гибкость и многообразие графических средств рисованного изображения позволяют дизайнеру выразить в полной мере эмоциональную составляющую рекламы, визуализировать сложноструктурную информацию и передать в наиболее информативной форме сообщение целевой аудитории; 3)наиболее эффективным в решении поставленной перед рекламным сообщением задачи является изображение, основанное на реальных характеристиках; 4) средства, которыми обладает дизайнер-график в печатной рекламе, практически неисчерпаемы. Наиболее быстро развивающимся среди этих средств на данный момент является компьютерная графика (CG). Компьютерная графика не заменяет рисунок, выполненный без использования компьютерных технологий, а является отличным от него явлением, требующим дальнейшего всестороннего искусствоведческого исследования. В третьей главе «Визуализация смысла в графическом дизайне печатной рекламы» графический дизайн рассмотрен как семиотическое образование. Наиболее важным в данном случае является процесс смыслообразования, в котором выбирается концептуально-логическая формула, определяющая не только жанр рисованного изображения, но и стилистику в которой изображение будет выполнено. Смыслообразование как ключевая цель создания проектного образа в дизайне подробно анализируется в монографиях «Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов» И.Н.Стор и «Язык графического дизайна» Е.В.Черневич. Данные исследования включает в себя 16 способов визуализации смысла в графическом дизайне: синонимию, метафору, метонимию, антонимию, гиперболизацию, гротеск, символизацию, аллегорию, стилизацию, метаморфозы зрительных образов, формализм, серийность, логографику, абсурдизацию и синтез. В результате анализа способов визуализации смысла в графическом дизайне в контексте использования в нем рисованного изображения могут быть сделаны следующие выводы: 1) для любого изображения определяющим всегда будет система связи между непосредственным смыслом и композиционным решением рекламного сообщения; 2) подача рекламного материала зависит от выбранного типа смыслообразования, а удачно подобранная идея, основанная на одном из вышеперечисленных типов, ценится на данный момент превыше всего; 3) в таких типах смыслообразования как синонимия и метафора художественно-выразительные особенности языка рисованного изображения открывают перед дизайнером огромные возможности по реализации рекламной идеи. Одной из важнейших особенностей языка рисованного изображения является передача эмоций и импульса к формированию определенного настроения у реципиента; 4) в таких типах смыслообразования как аллегория и стилизация рисованное изображение создается посредством внедрения в рекламу культурного наследия и всего исторического богатства изобразительного искусства, которое может быть доступно дизайнеру. При создании такого рисунка обогащается сам изобразительный язык используемый дизайнером, что в результате положительно сказывается на восприятие рекламы зрителем; 5) наиболее характерными чертами, которыми обладает рисованное изображение в рекламе, является простота и легкость прочтения сообщения. В данном случае речь должна идти не о простоте рисунка, но об образном восприятии дизайнера, которое помогает ему создать рисованное изображение, являющейся наиболее точным и информативным способом передачи смысла рекламного сообщения, и помогает акцентировать внимание на идее сообщения; 6) рисованное изображение обладает огромными возможностями по реализации некоторых типов смыслообразования, в то время как средства фотографии или типографики оказываются бессильны. Рисованное изображение также часто является единственным способом визуализации смысла, основанного на стилизации, символизации, аллегории, формализме, логографике и абсурдизации. Наибольшего развития графической формы рисованное изображение достигает при использовании в дизайне символизации. Четвертая глава «Выразительные возможности рисованного изображения в печатной рекламе» состоит из 3 параграфов. В первом параграфе этой главы описываются основные формообразующие элементы рекламного сообщения, а именно: точка, линия, штрих, цвет, шрифт, композиция. В работе над рисованным изображением в рекламе, дизайнер по мере создания художественного образа формирует композицию визуального сообщения. В данном случае дизайнеру очень важно подобрать именно те средства, которые бы дали возможность потребителю понять и осознать передаваемую информацию. В изобразительном искусстве существует множество способов для передачи подобной информации; рисунок обладает богатейшими изобразительно-выразительными возможностями для таких целей. Последние два параграфа четвертой главы посвящены характерной особенности рекламного сообщения – его сложной структуре, с которой приходится сталкиваться дизайнеру. Несмотря на большое разнообразие рекламных коммуникаций, в печатной отечественной рекламе можно выделить три основных элемента: текст, изображение и товарный знак. Для характеристики различных видов синтеза текста и рисованного изображения была предложена следующая классификация: 1) текст (шрифт) является отдельным от изображения элементом, который, тем не менее, представляет собою неотъемлемую часть общего рекламного сообщения. В данном случае текст вынесен за границы изображения, обретая при этом свои собственные границы; 2) текст (шрифт) находится в границах изображения и подчиняется композиционному строю изображения. При этом текст остается вербальным сообщением; 3) текст (шрифт) является частью изображения. В данном случае он используется как графическая форма. Для исследования подобного синтеза были отобраны и проанализированы примеры из печатной рекламной продукции. В виду отсутствия специализированного фонда хранения отечественной рекламной продукции, многие примеры рекламной графики для нас утеряны, более того многие дизайнеры-графики не утруждают себя хранением собственных работ. В связи с этим, а также для того, чтобы исследуемый материал содержал примеры современной рекламной графики, были использованы студенческие работы ведущих отечественных художественных вузов. В случае, когда текст расположен вне границ изображения, его характеристики соответствуют общепринятым законам типографики, где учитываются метрические соотношения, степень светлоты, удобочитаемость и эстетические характеристики шрифта. Как отдельно взятый элемент графического дизайна, текст приобретает свои собственные характеристики, не влияющие на композицию изображения, однако, как любой другой элемент дизайна, он остается подчиненным элементом общей композиции. Во втором типе синтеза текста (шрифта) и изображения, когда текст располагается в пределах изображения, он не теряет свою вербальную значимость, однако его художественные характеристики приобретают иное значение. Шрифт начинает подчиняться ритму изображения, нередко меняя свой первоначальный рисунок так, что его уже нельзя отнести к какой-нибудь известной шрифтовой гарнитуре. Третий тип нашей классификации относится к тем произведениям, где дизайнер использует рисунок шрифта как орнамент или цветовое пятно. Перенесение акцента с коммуникативных функций в шрифте на использование его как формообразующего элемента, к сожалению, встречается в коммерческой рекламе реже, чем социальной рекламе или в некоммерческом искусстве. Последний параграф четвертой главы посвящен синтезу рисованного изображения с товарным знаком. В данном случае для нас важно рассмотреть особую знаковую структуру, по своим характеристикам отличающуюся от текста и других издательских знаков. Под знаковой структурой в данном исследовании подразумевается как логотип предприятия, так и его товарный знак (далее – товарный знак). Для анализа подобного синтеза были также отобраны примеры из печатной отечественной и зарубежной рекламной продукции. Были определены два типа синтеза товарного знака и рисованного изображения. Первый тип синтеза – товарный знак может использоваться отдельно от изображения и подчиняться только самым общим правилам композиции рекламного формата. Характерные особенности второго типа синтеза товарного знака и рисованного изображения заключаются в том, что логотип в композиции какого-либо рекламного сообщения тесно взаимодействует с изображением, образуя композиционно-смысловое единство. Реклама с подобным типом взаимосвязи товарного знака и изображения является наиболее сложным и проблематичным случаем в дизайне рекламного сообщения. Создать такую иллюстрацию, которая полностью сочеталась бы с рисунком товарного знака и учитывала его ритм и пластику, крайне сложно. Рассмотренные в четвертой главе примеры синтеза текста, рисованного изображения и товарного знака, позволяют нам сделать следующие выводы: 1) в работе над рисованным изображением правомочно использование как наборных, так и рисованных шрифтов. При этом текст, который находится в непосредственной близости от изображения, должен рассматриваться как графическая форма. И эта форма должна быть уравновешена с изображением и представлять единую композицию; 2) текст может быть использован как формообразующий элемент в дизайне, но в этом случае снижается его коммуникативная функция. При этом как художественная форма шрифт становится уникальным инструментом по созданию запоминающегося и эффективного изображения; 3) если текст находится на специально отведенной для него части макета, то он по визуальной значимости уступает изображению. В этом случае основным носителем рекламного сообщения становится изображение, а не текст; 4) в случае, когда товарный знак не вписан в область самого изображения, он читается как отдельный графический элемент. При этом товарный знак не должен терять своей значимости в общем дизайне макета или быть подчиненным изображению. Вместе с тем рисованное изображение и товарный знак должны представлять собою единую композицию – художественную целостность; 5) если товарный знак вписан в область рисованного изображения, то сам рисунок должен подчиниться общему ритму, выявляя визуальные характеристики знака. Чаще всего это достигается путем сильного упрощения рисунка и использования в нем ограниченного количества цветов. При этом необходимо учитывать основные композиционные характеристики, свойственные товарному знаку. Во всех случаях о которых шла речь выше, для решения пространственных конфликтов между различными по своему характеру элементами в рекламной графике необходимо использовать художественные методы, которые использовались и при создании рисованного изображения. Здесь следует привлекать композиционные средства, к которым относятся метрические особенности элементов рисунка (длина штриха, линии, пятна и т.д.), основные формы, ритмику (движение) этих форм и пространственные характеристики (объемные, плоскостные, рельефные особенности).^ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ1. Ретроспективный анализ показал, что на пике наибольшего развития рекламной деятельности в стране наметилось развитие изобразительно-выразительных средств в рисунке. Развитие зарубежной маркетинговой системы воздействует на формирование творческой профессии в рекламной индустрии. История формирования новой специальности в графическом дизайне выявила характерную особенность рисунка, который выступает не только как основа формирования изобразительной культуры, но и как средство для достижения проектного результата. 2. В печатной отечественной рекламе выделены три основных элемента: текст, изображение и товарный знак. Синтез этих элементов является одним из самых важных этапов в создании рекламного сообщения. Для решения пространственных конфликтов между различными элементами в рекламной графике необходимо использовать композиционные средства, к которым относятся метрические особенности элементов рисунка (длина штриха, линии, пятна и т.д.), основные формы и ритмика (движение) этих форм и пространственные характеристики (объемные, плоскостные, рельефные особенности). 3. Выявлена специфика художественно-выразительных средств рисованного изображения в печатной рекламе, которая состоит в следующем: – гибкость и многообразие графических средств рисованного изображения позволяют дизайнеру выразить в полной мере эмоциональную составляющую рекламы, визуализировать сложноструктурную информацию и передать в наиболее информативной форме сообщение целевой аудитории; – большое многообразие технических средств; – визуализация таких идей, которые нельзя отобразить с помощью фотографии, техники коллажа или средствами типографики; – процесс формообразования позволяет дизайнеру донести до зрителя и его сознания рекламную идею в художественной форме; – синтез текста, рисованного изображения и товарного знака в пределах композиционной целостности рекламного сообщения, их смысловые, пространственные и стилистические связи как органически связанные элементы композиционной структуры сообщения. Проведенное в данной диссертации исследование специфики языка рисованного изображения чрезвычайно важно в понимании роли и места рисунка как одного из видов художественной деятельности в рекламной графике. Дальнейшая адаптация данного исследования позволит дизайнерам-графикам в большей мере использовать возможности рисованного изображения для решения поставленных перед ними задач в графическом дизайне, который является неотъемлемой частью визуальной культуры общества.^ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ1. Гузенко П.А. Смыслообразование в современной печатной отечественной рекламе. // «Проблемы полиграфии и издательского дела» № 6 – М.: МГУП, 2008. – С. 134 – 136 – 0,7 п.л.^ 2. Гузенко П.А. Рисунок в современной отечественной печатной рекламе. // «Проблемы полиграфии и издательского дела» № 2 – М.: МГУП, 2009. – С. 102 – 106 – 0,3 п.л. 3. Гузенко П.А. Свойства и качества рисованного изображения в печатной рекламе. // «Вестник МГУП» - М.: МГУП, 2008. – С. 158 – 159 – 0,3 п.л. 4. Гузенко П.А. Творческая деятельность художника в графическом дизайне. // «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» – Курск: 2007. – С. 175 – 176 – 0,3 п.л. 5. Гузенко П.А. Связь изображения с текстовыми элементами в печатной рекламе. // «Вопросы гуманитарных наук» № 6 – М.: Спутник +, 2007. – С. 268 – 269 – 0,3 п.л. 6. Гузенко П.А. Связь рисованного изображения с логотипом в печатной рекламе// «Вопросы гуманитарных наук» № 2 – М.: Спутник +, 2008. – С. 223 – 224 – 0,2 п.л. 1 Кортлэнд Л.Бове, Уильям Ф. Аренс «Современная реклама». – Тольятти: «Изд. Дом Довгань». 1995. – 5 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.