Воронов А.А. Паспорт безопасности субъекта Российской Федерации Жизнеспособное государство должно успешно выполнять базисные функции в различных сферах международной и внутренней жизни, где функционируют национальные интересы. и воздействуют на них внешние и внутренние угрозы. Государство не должно допустить административного хаоса, дегенерации власти, социального распада до того уровня, когда утрачивается смысл и значение национальных интересов, становится неэффективной действующая система их защиты. Прогрессивное устойчивое развитие России во многом зависит от поддержания государством гарантированного уровня защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз в каждом субъекте Российской Федерации. Однако обеспечить необходимый уровень защищенности интересов возможно на основе своевременного и корректно поставленного диагноза степени угроз национальным интересам, степени защищенности национальных интересов и ущербу, нанесенному национальным интересам во всех регионах России в разных сферах жизни российского общества и государства (экономической, политической, идеологической, оборонной, правопорядка, информационной и экологической). Критическое состояние дел в указанных сферах жизни в результате проявленных внешних и внутренних угроз может достигать таких показателей «пороговых значений», при которых возрождение может быть связано с очень большими трудностями для населения, значительными затратами ресурсов. В ряде зон существования интересов положение дел может оказаться просто катастрофическим. Поэтому, чтобы сконцентрировать усилия сил обеспечения национальной безопасности, имеющиеся ресурсы прежде всего в зонах катастрофического состояния дел в отдельных сферах жизни необходима диагностика защищенности интересов прежде всего в отраслях экономики, где велик износ основных фондов, где подрыв экономических интересов перешел показатели «пороговых значений» (особенно очевидна и велика опасность в зоне рынка продовольственных товаров, где импортное продовольствие по отдельным товарам достигает более 50 %), во властных структурах, где коррупция «зашкалила» все допустимые показатели «пороговых значений», в общественной жизни, где уровень криминализации общественного сознания и общественных отношений также перешел «пороговые значения» и начинает приближаться к показателям близким к характеристикам отношений, существующих в расконвоированной зоне - требуется измерение степени деформации национальных интересов. Диагностика предполагает измерение состояния деформированности интересов, уровня защищенности интересов, состояния самой системы их защиты. Она связана с системным подходом, с использованием современной теории «пороговых значений» как составной части общей теории национальной безопасности. Целесообразно диагностику проводить не только на федеральном общероссийском уровне, но на уровне российских регионов – субъектов федерации. Данная работа позволит преодолеть ведомственные барьеры сил обеспечения национальной безопасности при оценке защищенности интересов от внешних и внутренних угроз, повысит объективность оценки состояния защищенности интересов.Организация работы требует сотрудничества всех заинтересованных научно-исследовательских учреждений сил обеспечения национальной безопасности. Сложность координации комплексного исследования потребует: создания координационного центра, роль которого мог бы взять на себя Государственный совет. На первом этапе работы предполагается разработка комплексной программы исследования. На втором этапе - проведение исследований. Результаты работы могут быть отражены в государственном документе - Паспорте региональной безопасности субъекта Российской Федерации.Паспорт региональной безопасности субъекта Российской федерации – должен иметь статус государственного документа, в котором комплексно могут быть на научной основе отражены - жизненно важные интересы, угрозы интересам, состояние защищенности национальных интересов в регионе и степень их реальной деформации. в различных сферах жизни в зависимости от имеющихся ресурсов. ^ Структурно Паспорт мог бы иметь следующие разделы: характеристика региона в системе субъектов Российской Федерации,национальные и региональные интересы, реализуемые в регионе, внешние и внутренние угрозы интересам региона,система региональной безопасности, система обеспечения региональной безопасности. Особенно важно корректно оценить состояние защищенности национальных интересов функционирующих на региональном уровне. Например, в сфере экономики состояние защищенности экономических интересов может быть охарактеризовано следующими показателями: показатели, характеризующие:уровень развития производительных сил и производственных отношений, направленных на устойчивое расширенное развитие экономики региона,наличие развитой инфраструктуры,запасы полезных ископаемых и интенсивность их добычи, состояние здоровья населения,наличие квалифицированной рабочей силы, способной реализовать современные технологии, наличие обоснованных интеграционных экономических связей, финансовое состояние региона,состояние промышленных предприятий,уровень технического оснащения промышленных предприятий,состояние сельскохозяйственного производства, инвестиции, обеспеченность региона промышленными и продовольственными товарами и др. Поскольку жизненно важные экономические интересы региона отражают сбалансированные национальные и региональные потребности, без удовлетворения которых не только осложняется процесс устойчивого развития экономики в регионе, но и подрывается безопасность на федеральном уровне.Жизнь регионов является неотъемлемой составной частью жизни России, она связана и с национальными интересами и угрозами им. На региональном уровне существуют угрозы не только федерального уровня, но и отражающие особенности развития самого региона. Они разнообразны как разнообразны сферы общественной жизни в регионе. Они могут иметь различные источники внешнего и внутреннего характера. К общим для всех регионов угрозам внешнего характера можно отнести: противоправные проявления экономической экспансии транснациональных корпораций, международных криминальных структур, противоправные действия отдельных зарубежных предпринимателей. К общим угрозам внутреннего характера можно отнести: противоправный протекционизм зарубежным корпорациям в ущерб национальным и региональным интересам, противоправная деятельность отечественных товаропроизводителей, коррумпированность чиновников, работающих в экономической сфере, критическое состояние здоровья населения, экологии, противоправная продажа невосполнимого стратегического сырья, несовершенство регионального законодательства, регулирующего экономическую деятельность товаропроизводителей, существование теневой экономики криминальных структур, несовершенство законодательной базы, низкий профессионализм отдельных руководителей и др. К угрозам регионального характера можно отнести: формирующиеся опасные диспропорции в отраслях экономики в регионе, ограниченные запасы природного сырья, энергоресурсов, наличие зон ожидаемых природных и техногенных катастроф и др.Длящееся воздействие негативных процессов на интересы граждан, общества и государства в регионах не безгранично, как не безгранично терпение людей там живущих. Поэтому при отсутствии эффективного комплексного контроля за развитием ситуации при проявлении особенно скрытых угроз, наращивании формируемого ущерба жизненно важным интересам можно рано или поздно получить в регионах кризисную ситуацию, развитие которой может быть трудно нейтрализуемо, а последствия сложно локализовать. Поэтому, имея объективную лишенную ведомственной лакировки картину региональной безопасности, можно планомерно и последовательно воздействовать на причины и условия, формирующих опасность деформации жизненно важных интересов, уверенно действовать по принципам модели стабильного развития. Это значительно эффективнее, чем в пожарном порядке лечить скрытую и давно текущую болезнь с опозданием и большими издержками для страны.Для своевременного установления, профилактики, локализации и нейтрализации негативных процессов в сфере экономических, политических и иных интересов, имея Паспорт безопасности можно обоснованно проводить системный мониторинг состояния защищенности национальных интересов, степени деформации интересов, определение размера ущерба, причиненного национальным интересам. Например, в сфере экономических интересов важно в процессе мониторинга своевременно и корректно определить какие негативные процессы протекают в сфере экономики в регионе (стагнация, депрессивное состояние, устойчивое развитие, как далеко зашли разрушительные процессы, возможна ли реанимация). В сфере политической жизни в процессе мониторинга можно измерить уровень коррумпированности чиновников, в сфере правопорядка - уровень криминализации общественных отношений и т.д. Такие методики в зарубежных и отечественных научных учреждениях имеются (например, известно, что специалистами ведущих стран мира ежегодно измеряется уровень коррумпированости в различных странах, в частности установлен «индекс коррумпированности» по которому из 85 стран мира наиболее благополучная страна - Дания с оценкой –10 балов, Россия занимает 76 место и др.). Поэтому работу по мониторингу и диагностике можно успешно проделать, применив научно обоснованные шкалы с показателями их «пороговых значений», а также проведя оценку состояния защищенности интересов и эффективности функционирования самой системы защиты.Полученные в ходе мониторинга результаты измерений могут служить основанием для внесения корректив в Паспорт региональной безопасности субъекта Российской Федерации. Паспорта региональной безопасности позволят Правительству каждого субъекта федерации и межведомственным региональным комиссиям критически и достаточно объективно оценить состояние экономической безопасности в регионе – субъекте Российской Федерации, всесторонне оценивать эффективность работы в регионе сил обеспечения безопасности, определить зоны повышенной опасности региональным интересам, своевременно наметить комплекс мер по повышению уровня защищенности интересов, поможет дотационным регионам обоснованно обратиться за помощью к федеральному центру, представителям Президента в Федеральных округах, -повысить скоординированность в рамках Округа действий субъектов Федерации, Совету Безопасности позволит оптимизировать усилия всех сил обеспечения национальной безопасности, иметь полную картину динамично развивающейся обстановки в России. В конечном итоге работа по формированию Паспортов региональной безопасности будет способствовать созданию Паспорта национальной безопасности Российской Федерации. Он позволит Парламенту России более предметно обсуждать проблемы внешней и внутренней политики, пути экономического развития, обороны, состояния правопорядка, экологии, информационной безопасности.Проблема носит комплексный характер и решать её возможно комплексно, усилиями всех ведомств, входящих в систему национальной безопасности. Ведущие ведомственные научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения страны должны получить на основе комплексной программы разработки Паспорта свои задания на разработку частных методик анализа и оценки защищенности совокупности жизненно важных интересов в важных сферах жизни субъектов Российской Федерации, установления, анализа и оценки совокупности угроз жизненно важным интересам, методик разработки и применения шкал «пороговых значений» степени деформации жизненно важных интересов. США и странам ЕС, успешно реализующим устойчивую модель развития также приходится осуществлять мониторинг состояния дел в различных сферах жизни своих государств, в регионах, на территориях отдельных государств, куда простираются их национальные интересы. Мониторинг функционирования системы национальной безопасности и системы её обеспечения позволяет развитым странам мира обосновано и заблаговременно разрабатывать стратегию национальной безопасности и её своевременно реализовывать. Известна стратегия национальной безопасности США и ряда стран ЕС. Это первая важнейшая составляющая Паспорта национальной безопасности. Вторая часть Паспорта содержит оценки состояния дел в различных сферах жизни, данные по итогам мониторинга состояния национальной безопасности -установленных национальных интересов, угроз им, программ действий сил обеспечения национальной безопасности, сведения о которых составляют государственную тайну и доступ к ним строго ограничен.Руководителям регионов при наличии Паспорта региональной безопасности представится возможность на научной основе, без ведомственных барьеров и ретуши установить не только степень «запущенности» решения проблем безопасности на региональном и федеральном уровне, но и надежно отслеживать процессы по установлению угроз, нейтрализации их проявлений, локализации последствий причиненного вреда региональным и национальным интересам. Таковы объективные потребности в разработки Паспорта региональной безопасности субъекта Российской Федерации и общие вопросы возможной организации работы по созданию такого документа.