Реферат по предмету "Экономика"


Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика» на тему:
«ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ     ПОЛИТИКА     И     ЕЕ   ОСОБЕННОСТИ  В   РЕСПУБЛИКЕ   БЕЛАРУСЬ»
ПОДГОТОВИЛ:                                                                                       студент 2 курса ФМ
                                                                                                                                группы ДКЭ
                                                                                                               Буткин Илья Игоревич
ПРОВЕРИЛА:                                                                                                       к.э.н. доцент
                                                                                                     Воробьева Ираида Ивановна 
МИНСК, 2006

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение… 3
1. Цели  и  инструменты   денежно-кредитной   политики   5
1.1  Понятие денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики. 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 10
1.2.1 Операции на открытом рынке. 10
1.2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика) 11
1.2.3 Изменение норм обязательных резервов. 14
1.2.4 Ограничение кредитования. 15
2. Модели   денежно-кредитной   политики   в   современной экономике… 16
2.1 Кейнсианская теория денег. 17
2.2 Монетаристский подход. 19
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь… 24
Заключение… 31
Список литературы… 33
Введение
Однимиз необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства врамках смешанной экономики является формирование четкого механизмаденежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политикагосударства — очень демократичный инструмент воздействия на смешаннуюэкономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Видеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полнуюзанятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитнаяполитика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров:ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредствоммонетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственногокомплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы исостоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристскойтеориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
В качествепроводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Эмиссионный Банкгосударства. Такими банками, например, являются центральный банк РоссийскойФедерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. Внекоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняетцелая группа банков (в США, например — Федеральная Резервная Система). Влияя наосновной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый органиграет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночнойэкономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализуетполитику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Регулирующаядеятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономическихпоказателей, в том числе валового национального продукта и национальногодохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы.Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежноймассы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежнымоборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границприроста денежной массы.
Денежно-кредитная политика на макроуровне — это совокупностьмер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитныхотношений для придания макроэкономическим процессам нужного государствунаправления развития.
Механизм регулирования включает методы, инструментырегулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формыконтроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковскойликвидностью на макро и микроуровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономикев достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью,отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональнаяденежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства,не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача этадостаточно сложная.
В своей работе я попытаюсь рассмотреть основные вопросыденежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется  НациональныйБанк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки,макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.1. Цели  и  инструменты  денежно-кредитной   политики1.1  Понятие денежно-кредитной политики. Задачи ицели денежно-кредитной политики
Начнемс того, что интересует всех – деньги. Деньги существуют на протяжении тысячелетий.Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временносвободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции.Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк.Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования,а также совокупность кредитных институтов, способных  мобилизовать временносвободные денежные средства, превратить их в кредиты, и, в конечном счете — винвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляетрегулирование деятельности коммерческих банков и специализированныхкредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховыхкомпаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д.  Изначальноосновной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег,в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль заденежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков.
А вот сфера деятельностичастных банков – это широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладови выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами,размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросами т.п. Наличие в рыночной экономике коммерческих банков приводит к тому, чтоони увеличивают предложение денег в период инфляции,  так как им это выгодно, исокращают в период депрессии, способствуя тем самым усилению циклическогоразвития. Их нерегулируемая деятельность приводит  к колебаниям деловой активности.Поэтому за деятельностью частных банков необходим контроль государства. Такойконтроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитнойполитикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержаниестабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения иденежного рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупностьмер  экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленныхна обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень идинамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшиемакроэкономические процессы.
Основополагающей цельюденежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровняпроизводства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с цельюстабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Обсуждая направленияденежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральныхбанков различных государств постоянно ссылаются на шесть ее основных целей:
1) Высокий уровеньзанятости;
2) Экономическийрост;
3) Стабильность цен;
4) Стабильностьпроцентной ставки;
5) Стабильность нафинансовых рынках;
6) Стабильностьвалютного рынка.
Высокий уровень занятости
Высокий уровень занятости – этодостойная цель по двум основным причинам: 1. высокий уровень безработицывызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, людитеряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний выводвесьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не тольконезанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемогооборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).
Желательность высокого уровнязанятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость достигаетсятогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когдабезработица равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например,фрикционная безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшуюработу, может оказаться безработным на время ее поиска.
Вот почему, ставя целью достичьвысокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, ак некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полнойзанятости и обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономистыназывают его естественным уровнем безработицы.
Экономический рост
Нацеленность на постоянныйэкономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровнязанятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будутосуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность трудаи обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок ифабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительныезаводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политикаможет быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путемстимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формированиясбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами дляинвестирования.
Стабильность цен
Экономисты стали уделять большевнимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильностиуровня цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по тойпричине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность вэкономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция,которую пережила Германия в 1921 -1923 гг. Инфляция затрудняет и планированиена будущее. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны:социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальнаягруппа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы,компенсирующее рост уровня цен.
Стабильность процентной ставки
Поддержание стабильности процентныхставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождатьнеопределенность в экономике и осложнять планирование будущего.
Стабильность на финансовых рынках
Один из способов обеспечениястабильности – это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность нафинансовых рынках обеспечивается также стабильностью процентной ставки,поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых учреждений.
Стабильность на валютном рынке
Рассмотрим этот пункт на примере США.По мере того как возрастала важность международной торговли для экономики США,курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все болеепристального внимания со стороны Федеральной Резервной Системы. Рост курсадоллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной за рубежом, аего снижение стимулирует инфляцию в США. Предотвращение больших изменений курсадоллара упрощает людям и фирмам планирование будущих покупок и продаж зарубежом. Таким образом, стабилизация резких колебаний курса доллара на рынкахиностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной политики.
Исходя из всех этих объяснений, можносделать вывод о том, что все цели взаимосвязаны друг с другом и достигаютсятолько при осуществлении каждой из них.
Осуществляяденежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельностькоммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращениекредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики,укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономическихпроцессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубокихстратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Нужно отметить, чтоденежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), таки прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоитв том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие черезликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественныхи качественных параметров деятельности банков.
Денежно-кредитнаяполитика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валовогонационального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики,т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение вэкономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение попроведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которыеобсуждают и утверждают их. А какой парламент или президент примет решение обувеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо дляэкономики? И поэтому часто принятие таких решений откладывается.Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный  Банк  и  другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решенияо покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение ипроцентную ставку. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теорияденег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики вцелом.1.2 Инструментыденежно-кредитной политики.
Рассмотримтеперь основные инструменты денежно-кредитной политики. К ним относятсяоперации на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменениенорм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административныйхарактер.1.2.1 Операциина открытом рынке
Этотметод наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования. Он заключается втом, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг вбанковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличиваетресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитногорегулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Поформе проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могутбыть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупкуили продажу. Обратная (сделка REPO)заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратнойсделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, болеемягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструментурегулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути этиоперации аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банкпредлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях,определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратнойпродажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по даннымценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будутпринадлежать коммерческим банкам.
Например,если Центральный Банк будет продавать государственные ценные бумаги на открытомрынке,  часть денег будет ликвидировано  из обращения, а кредитные ресурсыбанков сузятся. Произойдет мультипликативное сокращение объема кредитных денег,а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка возрастет, аделовая инвестиционная активность снизится. Указанный механизм работает и вобратном направлении.
                            1.2.2 Политикаучетной ставки (дисконтная политика)
Термин«рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениямиот Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческимбанкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило,векселя).
Переучетвекселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политикицентральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенныетребования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежностьдолгового обязательства.
Векселяпереучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальнойдисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования)на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5-2 процентныхпункта). Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене,чем коммерческий банк.
Вслучае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банкибудут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита)путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной(рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческихбанков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитнойполитики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в периодусиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциямкоммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожаниекредита, и наоборот.
Мывидим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитнуюсферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банковполучить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений.Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевлениекредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменениепроцентных ставок по активным кредитным операциям.
Такжеизменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новойденежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимыекоррективы в свою деятельность.
Недостаткомиспользования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политикиявляется то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансированиеиспользуется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный методпочти полностью теряет свою эффективность.
Помимоустановления официальных ставок рефинансирования и редисконтированияЦентральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е.кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычноценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценныебумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков вкачестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценныебумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимостьдолжна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения — не более трехмесяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемыецентральными банками. [13, с. 407-409]
ЦентральныйБанк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтнойполитикой), выступая в роли «займодателя в последней инвестиции». Онпредоставляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающимвременные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляетдолгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелкимбанкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах.  Иногдатакже ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положениии нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.
Когдабанк берет ссуду, он переводит ФРС  выписанное на себя долговое обязательство,обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссудыФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.
Даваяссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержанияне нужны обязательные резервы, то есть вся ссуда увеличивает избыточные резервыбанка, его способность к кредитованию.
ЕслиФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительныхрезервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличенияденежной массы. Напротив повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящихкредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.
                                                
Изменениеучетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но,изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставитьбанки взять кредит на сумму, необходимую государству. 1.2.3 Изменениенорм обязательных резервов
Минимальныерезервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитныеучреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо ввиде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемыхцентральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленноев законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов кабсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных(депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использованиенормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательствили ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальныерезервы выполняют две основные функции.
Во-первых,они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банковпо депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервовцентральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков наминимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых,минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком длярегулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения нормативарезервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операцийкоммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно,и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могутрасширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышаютустановленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных)превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитнойрестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервированиясредств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объемактивных операций.
Изменениенормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так,в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучениеприбыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служитнаиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостатокэтого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основномспециализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественномположение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большимиресурсами.
Впоследние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитногорегулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах)происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторымвидам депозитов.1.2.4 Ограничениекредитования
Этотметод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничениесуммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования,контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельностьбанков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщикипопадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первуюочередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкиеи средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужноотметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковскойдеятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижениюделовой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоватьсяне так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
ТакжеЦентральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты),которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятсянормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидностибаланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторыедополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческимибанками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, такназываемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживатьна должном уровне.
Принарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершениябанковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет кущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применятьк ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидациибанков.
Очевидно,что использование административного воздействия со стороны Центрального Банкапо отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера,а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 2. Модели  денежно-кредитной   политики   в   современной экономике
Длительноевремя среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленныедвумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианскойтеории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм)- с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменениеденежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разномуи значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основуденежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентнойставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег. 2.1 Кейнсианская теория денег
Основныеположения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
Рыночнаяэкономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними«пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструментырегулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.
Цепочкапричинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова:изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентнойставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе ичерез мультипликативный эффект — к изменению номинальном ВНП. Основноетеоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:
Y=C+G+I+NX,
где Y ­­­− номинальный объем ВНП, 
С − потребительские расходы,
G−государственные расходы на покупку товаров и услуг,
I–частные плановые инвестиции,
NX – чистый экспорт.
Кейнсианцыотмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег иноминальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при проведении денежно-кредитнойполитики должен обладать значительным объемом экономической информации(например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентнойставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Наращивание денежногопредложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, втак называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться докритического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтениеликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, чтоценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от ихприобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денегпродолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это,так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставкапроцента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепьпричинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении иноминальным ВНП.
 Первоначально,Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдает предпочтениеденежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с помощью государственноговмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременнойперспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.
Дляэтого Кейнс предлагает проводить политику дешевых денег. Увеличение количестваденег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах.Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и нормапроцента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются дляпокупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично– для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. Врезультате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигаютравновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означаетувеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.
Однакопрактика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо илипочти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулированиеявляется малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.
                                    
Всвязи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективнымсредством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговаяполитика, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложенияподчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которогообеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранениистабильности цен.2.2 Монетаристский подход
Вцелом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. Вэкономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в томчисле его современная форма — монетаризм.
Главныйтеоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреатНобелевской премии М. Фридман. В самых общих чертах основные положениясовременного монетаризма таковы:
Монетаризмбазируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система.Все негативные моменты — результат некомпетентного вмешательства государства вэкономику, которое надо свести к минимуму.
Корреляциямежду денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНПобнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следуетнепосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существуетопределенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемомпроданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражаетсяуравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теорииденег:
М•Y= P•Q,
где М −количество денег в обращении; V − скорость обращения денег; Р− средняя цена товаров и услуг; Q − количество товаров иуслуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенногопериода времени (обычно за год).
ПроизведениеР•Q равно совокупному объему денежныхсредств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг заопределенное время (Q) примерно равно объему производства за тот жепериод (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могутперепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1).Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показательтекущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаровв общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.
Если Р− средняя цена единицы произведенной продукции, то
M•V=P•Y
где Р•Y − объем производства в денежномвыражении, или номинальный объем ВНП; Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП, а P − как дефлятор ВНП. Отсюда Y − номинальный объем ВНП.
Сторонникиколичественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение опостоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией,поскольку показатель Y,конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут бытьобусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения,что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение«пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.) Кредитные карточкирассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый моментв организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий,по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке?Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин.Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина илив форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реальнооплачена.
Если величинаV постоянна, ее можно заменитьопределенным коэффициентом K,тогда уравнение количественной теории денег примет вид:
K•M=P•Y
Втакой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежногопредложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызыватьпропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производствав денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущениипостоянной скорости их обращения. Вспомним, что такое реальный объем производства.Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономикефакторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинальногообъема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии сколичественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег вобращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также вопределенной зависимости от изменения денежного предложения.
 В своюочередь, изменение уровня цен — это показатель темпа инфляции. Следовательно,прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег,темп инфляции.
 Причинно-следственная связь междупредложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентнуюставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходныеданные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт.М. Фридман попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию — «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладаетиндивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определеннойструктуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. Приувеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобывосстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы.Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.
Исходя изэтого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочноймонетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованныйпостоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяетсяуравнением М. Фридмана:
DM=DP+DY,
где DM — среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY — среднегодовойтемп прироста ВНП, % за длительный период; DP — среднегодовой темп ожидаемойинфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общегоуровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами ит.п.).
Монетарноеправило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежноймассы в обращении — в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массывызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличенияденежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции,а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНПбудет падать.
Денежноеправило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США иВеликобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Такназываемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенныхограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам:на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНПна уровне 3- 5% в год [14, с. 270-275].
Основнымобъектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении.Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, нонестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитныхинститутов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могутявиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом наних вызывает инфлицию. В случае, если их количество меньше, чем потребность длянужд общества, возможен кризис.
Сдвигив денежной сфере также выступают основной причиной нарушения естественногохозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождаетсянестабильностью экономического роста.
Всвязи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности вбольшей степени зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денегявляется фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.
Такимобразом, современные теоретические модели денежно-кредитной политикипредставляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтенырациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде вденежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе стем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействиянепосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономическогоманеврирования.3.Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Денежно-кредитнаяполитика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономическойполитики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решениезадач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страныи макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковскогосектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечиватьсохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств,нормальный ход платежного процесса [8, с.86-93]. Все эти задачи одинаково важныи взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем,насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач,решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных»мероприятий.
В условиях экономикипереходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализацииинструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, чторыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточнойстепени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым иорганизационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политическойситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различнымисоциальными группами также в значительной степени определяют спектр возможныхальтернатив как социально-экономической политики в целом, так иденежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иныхформ организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитнаяполитика Республики Беларусь направлена на неуклонное углублениефинансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных,согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этомНациональный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным являетсятакой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резкихскачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Сегодня можно говорить отом, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить рядположительных результатов.
1.  Беларуси одной из немногих странбывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно,случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во времяроссийского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативноевлияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялисьстабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.
2.  В последние годы в республикедостигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальнойвалюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусскогорубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. За 6 месяцев текущего года по сравнению саналогичным периодом предыдущего соответственно – 7,3 и 13,7%. По темпаминфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских ценсоставил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [9, с.5-7].
Таким образом, отмечу,что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, чтообусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивымснижением инфляции и действующей курсовой политики.
Так, за январь-июнь 2006 г. долярублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%,и на 1 июля текущего года достигла 69,6%. За I полугодие средства физических лиц в белорусских рублях,привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты – на 31,2%. Заэтот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на5,5%, в том числе депозиты – на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения вбанках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю ипривлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же времякурсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенныйвклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовалаповышению эффективности внешней торговли.
Опережающие темпыкредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ееукрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогдакак валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.
И в заключение, хотелосьбы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк РеспубликиБеларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.
Во-первых, важно иметь ввиду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечениесоциально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенныхреформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, чтоденежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом,чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчениевозможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственныхструктур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплексаСССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий икоторую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и ВосточнойЕвропы, не должны повториться в Беларуси [8, с.86-93].
Во-вторых, следуетучитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплексаэкономики республики составляют высококонцентрированные предприятия,относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности(машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическаяструктура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых,а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая являетсявесьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другойстороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядомдругих фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет осистеме перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающихиздержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунальногохозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровеньофициального валютного курса является «составным элементом» сложившейся,искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типатехнологического базиса производства. Учитывая первую установку, все этоозначает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе сфинансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства,достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметыконечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Третья установка – общегохарактера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможныепараметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации еемероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечаеткритериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Малая открытаяэкономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимоговлияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуетсяопределенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведенииденежно-кредитной политики:
1)  Динамика валютного курса тесносвязана с относительной доходностью операций в национальной валюте, котораяопределяется разницей между реальными уровнями  внутренней и  мировой процентных  ставок  (r′- r, рис. 3.1). Поэтому  все множествовозможных состояний малой открытой экономики можно отобразить линией α(рис. 3.1).
r′ — r   />
α  
d    
 

r′- внутренняя ставка процента
r– мировая ставка процента
d– темп девальвации национальной валюты
Рис. 3.1.Множество возможных состояний малой открытой экономики: точка 0соответствует устойчивому равновесию (r′ = r, курс национальной валюты стабилен), линия α –множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r′> r, валютный курс растет; справа — r′
2) При заниженной(относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвациянациональной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и ростуВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономикадолжна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. 3.1).
Тем не менее в реальнойдействительности девальвация не обязательно автоматически приводит к ростуэкспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующегоэкспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера,следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях малойоткрытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты,необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики [8, с.86-93].
В конце своей работы я бы хотелпривести планы Национального Банка РБ относительно проведенияденежно-кредитной  политики. Стратегической целью денежно-кредитной политики в2006-2010 годах остается обеспечение эффективного функционированияденежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономическогороста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровняинфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономическойполитики.
Предусматривается обеспечениеустойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности иобменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мерподдержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпынаращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться всоответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции,допустимый уровень которой в 2010 году не должен превысить 5%. Основнымиканалами наращивания денежного предложения со стороны НБРБ будут покупкаиностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. Винструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям нааукционной основе.
Роль обменного курса в областирегулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенноуменьшаться в связи с перемещением в ней акцента на некурсовые факторы(повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости,эффективная маркетинговая политика). Долгосрочная стратегия на укреплениереального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательнойспособности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютныхсбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту,которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение вхозяйственный оборот.
Стратегическими направлениямиразвития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивостибанков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов ивкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.
Реализация указанных направленийбудет обеспечиваться посредством:
совершенствования политикигосударства в развитии банковского сектора, повышения эффективностиинституциональной и функциональной структур банковской системы;
совершенствования корпоративногоуправления;
повышения конкуренции в банковскомсекторе;
увеличения капитала и ресурсной базыбанков, оптимизации структуры их пассивов и активов;
расширения состава и улучшениякачества банковских услуг, развития информационных и новых банковскихтехнологий. Валовые кредиты банков увеличатся в 2,9 раза.
Государственная политика по развитиюбанковской системы в основе своей будет направлена на обеспечение стабильногофункционирования банковского сектора страны посредством совершенствованиянормативной и правовой база в области денежно-кредитного регулирования,налогообложения банков, усиления надзора за их деятельностью, поступательноеуменьшение участия государства в уставных фондах  банков, а также наневмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Предусматривается сохранить загосударством контрольный пакет акций АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк»,ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк».
Продолжится процесс взаимовыгодногосближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других странСНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и другихинтеграционных образований, а также расширения и углубления  взаимодействия смеждународными финансовыми организациями [8, с.86-93].Заключение
В своей работе я дал определение понятию «денежно-кредитнаяполитика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политикумонетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения даннойполитики в Республике Беларусь.
В заключение отмечу, что осуществляяоптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добитьсяопределенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается впределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны,проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов,платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-тоокончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более чтопроблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинствадругих стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решеныв течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность тойситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезностьзадач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономическойполитикой, требуют комплексности и системности при определении  конкретных мерэкономической политики, придания им стратегической направленности.
Таким образом, денежно-кредитнаяполитика Республики Беларусь осуществляется в общем контекстесоциально-экономической политики и направлена на формирование благоприятныхусловий для реформирования народного хозяйства при недопущении (илиминимизации) разного рода шоковых явлений.
Список литературы
1. Программасоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы – Мн.:«Беларусь», 2006. – с.32-34.
2. Национальнаяэкономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалыреспубликанской научной студенческой конференции Минск, 29-30 апреля 2004 г. –Мн.: БГЭУ, 2004. – с.50-53.
3. Государственноерегулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358.
4. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 940с./с. 319-337.
5. Чему отдатьприоритет? Основные целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2000год./А. Раков//Белорусский банковский бюллетень – 2000 — №13. – с.89-100.
6. Финансовоеобеспечение социально-экономического развития.//Белорусская экономика: анализ,прогноз, регулирование. – 2000 — №8. – с.12-18.
7. Проблемыденежного обращения и факторы его оздоровления./В.Сенько, А.Сорокин//Банкаўскі веснік – 2000 — №31. — с.4-13.
8. Денежно-кредитнаяполитика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономическийжурнал. – 2000 — №3. -  с. 86-93.
9. Финансовый рынокРБ в январе-июле 2006 года./А.А.Колесников// Экономика.Финансы.Управление. –2006 — №9. с.24-30.
10. Залогстабильности: перспективы развития банковского сектора РеспубликиБеларусь./П.Прокопович//Беларуская думка. – 2006 — №2. с. 4-9
11. Долан Э.Дж.Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. —  М/Спб.,1993. – 348с./с. 251-262.
12. Мэнкью Н. Г.Принципы макроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. –576с./с. 479-486.
13. Мишкин Ф.Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебноепособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко –М.: Аспект Пресс, 1999. – 820с./с. 407-409.
14. Историяэкономических учений:  Учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е.Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание»,2000. – 340с./с. 270-275.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.