Министерство транспорта российской федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта Уфимский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (уфимское командное речное училище)РАБОЧАЯ ПРОГРАММАИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ № 190502 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»Уфа-2010 г.Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией специальных судоводительских дисциплин. Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190502 «Эксплуатация транспортных энергетических установок».Согласовано Заместитель директора по учебной работе _________________ Ф.Ш.Ахмадеева «_____»___________2010Председатель цикловой комиссии __________С.П.Крикунов «_____»___________2010Рецензент - Тимиргазин З.А., председатель комиссии, заместитель начальника Бельского района водных путей и судоходства - филиал ФГУ «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».Утверждаю Председатель Ученого совета филиала ____________________Н. В. БричкинПротокол № ____ от «_____»__________ 2010 Рецензия на программу итоговой государственной аттестации выпускников специальности 190502 «Эксплуатация транспортных энергетических установок». Программа итоговой государственной аттестации составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190502 «Эксплуатация транспортных энергетических установок». Итоговая государственная аттестация выпускников данной специальности будет проводиться в форме Итогового междисциплинарного экзамена. В программу итоговой государственной аттестации включены следующие дисциплины: Судовые энергетические установки и их эксплуатация; Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов; Организация и технология судоремонта; Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота. Проведение итоговой государственной аттестации в два этапа (теоретический и практический) позволит оценить уровень знаний теоретического материала, а так же умения и навыки выпускников применять теоретические положения при выполнении практических задач, расчетов, анализе различных вариантов принимаемых решений и умение грамотно и логично обосновывать свои действия. Считаю, что данная Программа позволит Государственной аттестационной комиссии объективно оценить профессиональную подготовку выпускников.Председатель государственной аттестационной комиссии ____________ З.А.Тимиргазин«_____»___________2010 ПРОГРАММА^ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190502 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК» Вид итоговой государственной аттестации: итоговый междисциплинарный экзамен по специальности в два этапа: теоретический и практический. Объём времени на подготовку и проведение: всего 4 недели, из них 2 недели на подготовку и 2 недели на проведение экзаменов. Сроки проведения: на очном отделении – с18.05.11. по 14.06.11.; на заочном отделении – с 22.11.11. по 19.12.11.; для курсантов очного отделения, обучающихся одновременно второй специальности- с 01.06.11. по 28.06.11.. Необходимые экзаменационные материалы: Дисциплины, включенные в ИГА. Судовые энергетические установки и их эксплуатация; Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов; Организация и технология судоремонта; Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота. Перечень теоретических вопросов по дисциплинам «Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота», «Судовые энергетические установки и их эксплуатация», «Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов». Приложение № 1. Перечень заданий на выполнение практических задач по дисциплинам «Судовые энергетические установки и их эксплуатация», «Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов», «Организация и технология судоремонта». Приложение № 2. Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и техники, разрешенных к использованию на ИМЭС. Приложение № 3. Экзаменационные билеты теоретического и практического этапа ИМЭС. Приложение № 4. Условия подготовки и процедура проведения. Программа итоговой государственной аттестации и критерии оценок доводятся до выпускников не позднее, чем за 6 месяцев до начала государственной аттестации. К аттестации допускаются лица, выполнившие в полном объёме требования, предусмотренные курсом обучения по данной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. В период подготовки к экзамену консультации проводятся в пределах 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации по следующим учебным дисциплинам: Судовые энергетические установки и их эксплуатации – 14часов; Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов – 14 часов; Организация и технология судоремонта – 6 часов; Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота – 6 часов . Расписание проведения итоговой государственной аттестации утверждается директором филиала и доводится до сведения курсантов не позднее, чем за 2 недели до начала работы государственной аттестационной комиссии.Допуск курсантов к итоговой государственной аттестации объявляется приказом по филиалу. Заседание государственной аттестационной комиссии по допуску курсантов очной формы обучения к итоговой аттестации пройдет 11.05.11., по второй специальности 30.05.11., заочной формы обучения – 21.11.11..Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности состоит из 2-х последовательно реализуемых этапов (теоретического и практического). 5.6.1. 1 этап – контроль теоретических знаний – служит для оценки усвоения теоретического материала, отвечающих государственным требованиям и уровню подготовки выпускников. На данном этапе проводятся устные экзамены по экзаменационным билетам, состоящим из 3 вопросов. Результат оценивается по 5-ти бальной системе путём открытого голосования всех членов государственной аттестационной комиссии (ГАК). Экзаменационный билет 1 этапа ИМЭС состоит из трех вопросов – по одному из перечисленных дисциплин: Судовые энергетические установки и их эксплуатация Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота. 5.6.2. 2 этап – (практический) проводится на одном из учебно- производственном судне филиала и представляет собой выполнение и защиту перед ГАК индивидуального профессионального творческого задания, служащего для оценки умений и навыков будущих специалистов применять теоретические положения при выполнении практических задач, расчётов, анализе различных вариантов принимаемых решений. Данный этап позволяет определить умение выпускника логически излагать и грамотно обосновывать результаты выполнения индивидуального задания, а ГАК объективно оценить профессиональную подготовку специалиста. Второй этап так же оценивается по 5-ти бальной системе. Каждый экзаменационный билет второго этапа ИМЭС содержит 3 вопроса - по одному из перечисленных дисциплин: Судовые энергетические установки и их эксплуатация Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов Организация и технология судоремонта. 5.6.3. Число вариантов вопросов по каждой дисциплине составляет 25. 5.7. Интервал между отдельными этапами итоговой аттестации составляет не менее 5 дней. Перед каждым этапом проводятся консультации по всем дисциплинам. 5.8.1. Получение оценки «неудовлетворительно» на одном из этапов междисциплинарного экзамена лишает курсанта права сдачи следующих этапов ИМЭС, итоговой оценкой по результатам всех этапов является «неудовлетворительно». Курсант, получивший оценку «неудовлетворительно» по результатам итогового междисциплинарного экзамена, отчисляется из филиала и получает академическую справку установленного образца.Выпускники, не сдавшие ИМЭС, допускаются к итоговому междисциплинарному экзамену повторно не ранее следующего периода работы государственной аттестационной комиссии после издания приказа о восстановлении в число курсантов выпускного курса. В случае изменения программы ИГА, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с программой, действовавшей при их первой аттестации. 5.9. Результаты испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных аттестационных комиссий. По итогам двух этапов ГАК выставляет обобщённую результирующую оценку с учётом теоретических знаний и практических навыков дифференцированно: «5» - если оценки теоретических и практических этапов – «5». «4» - если обе оценки «4»; теория «5», практика «3»; теория «4», практика «5»; теория «4», практика «3». «3» - если обе оценки «3»; теория «3», практика «4». Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности оплачивается из расчёта: 1 этап 0,5 часа, 2 этап – 0,5 часа на каждого курсанта. Оплата труда членов ГАК проводится по фактически затраченному количеству учебных часов, но не свыше указанных норм.^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1Перечень вопросов по дисциплине«Судовые энергетические установки и их эксплуатация»Индикаторная диаграмма четырехтактного ДВС, параметры давления и объема на каждом такте. Классификация и маркировка ДВС.Основные неподвижные детали ДВС (остов дизеля), назначение, материал, конструктивные особенности.Детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ), назначение, материал, конструктивные особенности.Система газораспределения ДВС, назначение, принцип действия.Тепловой баланс ДВС, уравнение теплового баланса ДВС. Круговая диаграмма рабочего цикла четырехтактного двигателя.Система охлаждения ДВС, назначение, элементы схемы системы охлаждения.Топливная система ДВС, назначение, элементы схемы топливной системы. Топливный насос высокого давления (ТНВД), назначение и принцип действия. Форсунки ДВС, назначение, разновидности. Система смазки ДВС, назначение, схемы циркуляционной смазки. Работа масляного клина, сущность смазки. Система сжатого воздуха, назначение, элементы системы. Система пуска ДВС, разновидности, способы облегчения пуска. Пуск судового дизеля сжатым воздухом, элементы системы пуска. Реверсирование судовых ДВС, назначение, последовательность операции реверса. Понятие индикаторной мощности ДВС, факторы, влияющие на мощность. Понятие «эффективная мощность ДВС». Факторы, влияющие на мощность. Коэффициент полезного действия (КПД) ДВС, влияние давления сгорания и давления сжатия. Индикаторная диаграмма рабочего цикла двухтактного ДВС.Круговая диаграмма рабочего цикла двухтактного ДВС. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала ДВС прямого действия, однорежимные.Регуляторы частоты вращения коленчатого вала ДВС не прямого действия, всережимные. Требования к техническому состоянию ДВС.Перечень вопросов по дисциплине«Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов».Контрольно-измерительные приборы (КИП), назначение, приборы постоянного и периодического контроля. Степени автоматизации судовых ДВС. Измерительные элементы контрольно-измерительных приборов (КИП). Устройство, принцип работы. Исполнительные элементы контрольно-измерительных приборов (КИП). Механический индикатор, назначение и принцип работы. Прибор максиметр, назначение и принцип работы. Приборы - измерители уровня жидкостей, определение расхода топлива. Манометрическое комбинированное реле (КРМ), назначение, принцип работы. Элементы автоматизации топливных систем ДВС. Автоматическая остановка дизеля при падении давления масла. Автоматический выключатель предельных оборотов дизеля 6ЧСП 18/22, принцип действия. Терморегуляторы ДВС, назначение, принцип работы. Комбинированное реле КРД, назначение, принцип работы. Автоматизация компрессорных установок. Дистанционно-автоматические управления ДВС (ДАУ). Аппаратура защиты системы сжатого воздуха. Автоматическое регулирование частоты вращения коленчатого вала, чувствительные элементы и принцип работы. Измерительный прибор для измерения давления сгорания (Рz). Измерительный прибор для измерения давления сжатия (Ре). Принцип действия. Системы автоматической сигнализации и защиты (СПАС 30). Контрольно - измерительные приборы для измерения температур, типы приборов, принцип работы. Контрольно-измерительные приборы для измерения давления, типы приборов, принцип работы. Контрольно-измерительные приборы для контроля частоты вращения коленчатого вала механического типа. Контрольно-измерительные приборы для измерения угловой скорости вращения коленчатого вала электрического типа. Контролируемые параметры работающего двигателя.Перечень вопросов по дисциплине«Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота» Понятие технической эксплуатации флота. Задача технической эксплуатации флота. Постоянный и периодический контроль. Техническое обслуживание. Мероприятия, выполняемые при ТО-1; ТО-2; ТО-3; ТО-4; ТО-5. Система планово-предупредительного ремонта судов. Текущий, средний, капитальный, доковый ремонт. Предприятие как комплексное производство. Основные, заготовительные, вспомогательные цеха. Специализация и кооперирование промышленных предприятий речного транспорта. «Нулевой» этап судоремонта. Виды освидетельствований, проводимые экспертами «Р.Р.Р.». Мероприятия, проводимые при швартовых и ходовых испытаниях. Назначение, классификация и расчётные характеристики речного порта. Склады порта, классификация по длительности хранения грузов. Характеристика грузов. Комплексное обслуживание флота. Назначение, требование, ответственность. Инженерные сети и коммуникации порта. Диспетчерская система управления транспортным процессом. Назначение, функции, взаимосвязь с различными службами пароходства. Автоматизированная система управления на речном транспорте. Мероприятия, направленные на повышение эффективности эксплуатации судов. Технические условия, регламентирующие свойства изделия. Термины «неисправность», «дефект» - область применения. Технические работы по сохранению, возобновлению, реконструкции и ликвидации изделия. Главный вид технических работ на судоремонтном предприятии. Стадии дефектации, демонтажа, восстановления, сборки и монтажа. Определение потребности судов в судоремонте. Классификация предприятий по специализации. Плавучие производственные мастерские. Классификация, производственная структура. Подготовка судна к ремонту. Влияние обьёма подготовительных работ на продолжительность ремонта судна. Индивидуальный, узловой, секционно-блочный методы выполнения работ. Необходимость применения данных методов ремонта. Текущее и перспективное планирование ремонта судов, назначение, задачи. Принципы компоновки генерального плана судоремонтного предприятия. Виды отказов судовой техники. Развитие дефектов и их последствия. Комплекс технических решений по обеспечению выполнения санитарных норм на судне. 25. Мероприятия, проводимые экипажем по приведению судна в зимовочное состояние.^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Перечень практических задач по дисциплине «Судовые энергетические установки и их эксплуатация».Подготовить машинно-котельное отделение к эксплуатации согласно правил ПТЭ, ОТ и ТБ. Провести расконсервацию дизеля после продолжительной стоянки. Подготовить систему охлаждения главного дизеля перед пуском. Подготовить топливную систему главного дизеля перед пуском. Подготовить систему смазки главного дизеля перед пуском. Подготовить систему сжатого воздуха перед пуском главного дизеля. Проверить систему газораспределения перед пуском главного дизеля. Подготовить систему пуска сжатым воздухом главного дизеля. Подготовить и запустить главный дизель после кратковременной стоянки, соблюдая правила ПТЭ, ОТ и ТБ. Подготовить и запустить ДГ, подать питание на ГРЩ, соблюдая правила ОТ и ТБ. Подготовить и запустить главный дизель после продолжительной стоянки, выполнить контроль параметров работающего дизеля, соблюдая ОТ и ТБ. Подготовить реверс - редуктор перед пуском дизеля. Подготовить и запустить главный дизель после кратковременной стоянки, переключить электропитание с ДГ на валогенератор. Провести ежедневное техническое обслуживание главных дизелей, соблюдая правила ОТ и ТБ. Перечислить сроки и объемы технического обслуживания главного дизеля ТО-1. Перечислить сроки и объемы технического обслуживания главного дизеля ТО-2. Перечислить сроки и объемы технического обслуживания главного дизеля ТО-3. Перечислить сроки и объемы технического обслуживания главного дизеля ТО-4. Перечислить сроки и объемы технического обслуживания главного дизеля ТО-5. Подготовить и запустить ДГ, переключиться с берегового питания на генератор. Подготовка системы стартерного пуска ДГ. Подготовить и запустить судовой котел, соблюдая правила ОТ и ТБ. Подготовить и запустить компрессор, закачать воздух в пусковые баллоны. Судовой дизель запускается с трудом, перечислить способы облегчения пуска дизеля. Подготовить и запустить пожарный насос, подать воду на гидранты.^ Перечень практических задач по дисциплине «Организация и технология судоремонта». Перечислить документацию на главный двигатель после текущего ремонта Показать характерные дефекты, повреждения фундаментной рамы ДВС, определить способы ремонта. Перечислить неисправности системы охлаждения, водяных насосов, обосновать способы ремонта. Перечислить неисправности топливной системы, способы дефектации и ремонт ТНВД. Устранить неисправности системы смазки, выполнить дефектацию и ремонт масляного насоса. Перечислить объемы работ при подготовке к внутреннему освидетельствованию баллоны сжатого воздуха. Перечислить характерные дефекты крышек цилиндров, назвать способы их ремонта. Перечислить характерные дефекты, повреждения распределительного вала. Способы ремонта распределительного вала. Перечислить характерные дефекты коленчатого вала и подшипников. Назвать способы их ремонта. Перечислить характерные дефекты, повреждения поршней и поршневых колец. Способы их ремонта. Перечислить характерные дефекты и повреждения рамовых подшипников, назвать способы их ремонта. Перечислить характерные дефекты, повреждения судового валопровода. Способы ремонта валопровода. Перечислить характерные дефекты и повреждения шкивов и шестерен. Способы ремонта. Перечислить характерные дефекты и повреждения механизма газораспределения. Способы ремонта механизма газораспределения. Перечислить характерные дефекты, повреждения трубопроводов. Назвать способы ремонта. Перечислить характерные дефекты и повреждения блока цилиндров и втулок цилиндров, способы их ремонта. Перечислить характерные дефекты и повреждения центробежных насосов. Способы ремонта. Перечислить характерные дефекты и повреждения поршневых насосов. Назвать способы ремонта поршневых насосов. Перечислить способы дефектации коленчатого вала. Перечислить содержание ремонтной ведомости на текущий ремонт ДВС. Определить характерные дефекты судовых фундаментов ДВС. Перечислить характерные дефекты, повреждения судовых котлов. Способы их ремонта. Перечислить характерные дефекты, повреждения компрессоров. Способы ремонта компрессоров. Перечислить характерные дефекты, повреждения пусковых клапанов. Способы ремонта пусковых клапанов. Перечислить характерные дефекты, повреждения центробежных насосов. Способы ремонта центробежных насосов.^ Перечень практических задач по дисциплине«Автоматика судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов».Показать контрольно - измерительные приборы (КИП) дизель генератора, выполнить измерение параметров.Показать контрольно - измерительные приборы (КИП) главного дизеля, выполнить измерение параметров.Показать контрольно - измерительные приборы компрессора, выполнить измерение параметров.Показать КИП контроля давления масла главного дизеля, измерить рабочее давление.Показать КИП контроля температуры охлаждения главного дизеля, замерить перепад температур.Показать КИП контроля температуры выхлопных газов главного дизеля, выполнить измерение.Показать регулятор придельных оборотов главного дизеля, пояснить назначение.Показать прибор защиты главного дизеля от пониженного давления масла, пояснить назначение.Показать терморегулятор системы охлаждения, пояснить назначение. Показать терморегулятор системы смазки, пояснить назначение. Показать предохранительный клапан системы сжатого воздуха, пояснить назначение. Показать редукционный клапан системы сжатого воздуха, пояснить назначение. Показать комбинированное реле КРД главного дизеля, пояснить назначение. Показать элементы системы автоматизации дизель- генератора. Показать элементы системы автоматизации главного дизеля. Показать приборы контроля параметров работающего главного дизеля, выполнить измерение. Показать приборы контроля параметров работающего дизель – генератора, выполнить измерение. Показать контрольно-измерительные приборы (КИП) стартерного пуска дизель – генератора, оценить готовность к пуску. Показать элементы системы автоматизации судового котла. Показать контрольно-измерительные приборы (КИП) судового котла, обосновать назначение. Показать регулятор частоты вращения дизель - генератора, обосновать назначение. Показать регулятор частоты вращения главного дизеля, обосновать назначение. Показать контрольно-измерительные приборы постоянного контроля параметров ДВС, выполнить измерение. Показать контрольно-измерительные приборы периодического контроля параметров ДВС, пояснить пользование.Назначение КИП судовых дизелей^ ПРИЛОЖЕНИЕ №3Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и техники, разрешенных к использованию на ИМЭС.Перечень плакатов Поперечный разрез двигателя НФД-48. Продольный разрез двигателя Л275. Крышка цилиндра, клапаны. Воздушный холодильник, сепаратор. Сервомотор реверса. Пусковые клапаны. Воздушные баллоны Распределительный вал и привод (реверсивный механизм). Топливные насосы «Бурмистр и Вайн». Система охлаждения двигателя 64СП 14/22 (Трюмный навесной насос). Детали и узлы системы охлаждения. Топливный насос (блочный) и узлы (элементы масляной системы). Система пуска и реверсирования. ТНДВ двигателя 64СП. Пост управления (крышки цилиндра) 64СП. Коленчатый вал. Форсунка двигателя 64СП. Коленчатый вал (64СП). Поршень Л275. Механизм реверса. Дизели НФД76 - продольный и поперечный разрез. Ремонт поршней. Заливка вкладышей (ремонт клапанной группы). Форсунка двигателя НФД. Водяной холодильник (исполнительные механизмы ДАУ). Индикаторы. Муфта отборы мощности. Пусковые баллоны. ТНДВ двигателя НФД. Пусковой клапан и воздухораспределитель Л275. Крышка цилиндра 64СП. ТНДВ двигателя 64СП. Распределительный вал НФД. Воздушный компрессор. Демпфер двигателя НФД. Реверс редуктор 64СП. Воздушные баллоны. Втулка цилиндров. Пусковой клапан и воздухораспределитель. Воздушный компрессор 64СП. Топливный фильтр НФД. ТНВД индивидуальные. Шатун. Форсунка НФД. Клапанный привод НФД. Клапанный привод Л275. Реверс редуктор 64СП. Шатун 4СП. Поршень Л275. Поршень-шатун НФД. ТНВД НФД. Регулятор оборотов Л275.Графики характеристик Внешняя характеристика двигателя Л275. Винтовая характеристика Г-60. Винтовая характеристика Л-275. Совмещенный график нагрузочной характеристики. Стендовая винтовая характеристика Г-60.Перечень наглядных пособий Двигатели в разрезе - 2 штуки; Местный пост управления двигателя 6 ЧСПН 18/22 - 1 штука; Турбокомпрессор в разрезе - 1 штука; Насос высокого давления в разрезе - 1 штука; Детали К.Ш.М. Распределительный вал - 1 штука. 7. Машины постоянного тока.Перечень стендов Стенд топливной системы; Стенд контрольно-измерительных приборов; Стенд образцов топливных форсунок; Стенд системы охлаждения и смазки; Стенд распределительного механизма; Стенд пускового и реверсивного устройства; Поперечный и продольный разрез двигателя; Стенд теоретических, индикаторных и круговых диаграмм.Приложение 4 Уфимский филиал^ ФГОУ ВПО «МГАВТ» "Согласовано" Зам. директора по учебной работе ”___”_________ 2011 г. Экзаменационный билет № 1 (I этап) Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 190502 "Эксплуатация транспортных энергетических установок" ”Утверждаю” Председатель государственной аттестационной комиссии”___”________ 2011 г. Индикаторная диаграмма 4-х тактного ДВС, параметры давления и объема на каждом такте. Манометрическое комбинированное реле (КРМ), назначение, принцип работы. Плавучие производственные мастерские. Их классификация, производственная структура.Рассмотрено на цикловой комиссии " ____" ___________2011 г.Уфимский филиал^ ФГОУ ВПО «МГАВТ» "Согласовано" Зам. директора по учебной работе ”___”_________ 2011 г. Экзаменационный билет № 1 (II этап) Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 190502 "Эксплуатация транспортных энергетических установок " ”Утверждаю” Председатель государственной аттестационной комиссии”___”________ 2011 г. Подготовить и запустить главный дизель после продолжительной стоянки, контроль параметров работающего дизеля, соблюдение ОТ и ТБ. Характерные дефекты, повреждения центробежных насосов, способы, технология ремонта. Показать комбинированное реле КРД главного дизеля, назначение.Рассмотрено на цикловой комиссии " ____" ___________2011 г.