Реферат по предмету "Педагогика"


Технология коллективного воспитания АСМакаренко

Министерствообразования и науки РФ
Курганскийгосударственный университет
Педагогическийфакультет
Кафедра «Организацияработы с молодежью»


















Курсовая работа
Технологияколлективного воспитания А.С. Макаренко
























Курган 2010
Оглавление


Введение
1. Понятие коллектива
2. Технология А.С.Макаренко
3. Современноеприменение технологии коллективноговоспитания А.С. Макаренко
Заключение
Введение


Человек — биосоциальноесущество. Воспитание человека возможнотолько в окружении людей. Только вобществе себе подобных он может усвоитьвсе знания и навыки, необходимые дляжизни. Воспитание в коллективе для негоестественно. Оно дает человеку необходимыйопыт общения и взаимодействия сокружающими. Эффективность такоговоспитания обуславливает также тотфакт, что общественное мнение чаще всегоимеет для человека большое значение.Следовательно коллектив обладаетзначительным влиянием на личность. Этовлияние можно эффективно использоватьв воспитательных целях.
Вопросу коллективноговоспитания посвящены работы великогопедагога А.С. Макаренко. Наследие АнтонаСемёновича давно и заслуженно сталоклассикой отечественной и мировойпедагогики. Технология жесткогоколлективного воспитания опиралась насоветскую идеологию. Общественный стройпоменялся. Но технология А.С. Макренкосохраняет свою актуальность. Его теориястала некой базой, которую, вполне можноадаптировать и использовать сегодня.Воплощение его идей во многихобразовательных и воспитательныхучреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты.
Цель: изучитьтехнологию А.С. Макаренко и возможностиее применения в настоящее время.
Задачи:
1)проанализироватьлитературу и интернет-ресурсысоответствующие данной теме
2)познакомиться стехнологией коллективного воспитанияА.С. Макаренко
3)выявить элементытехнологии, которые применяются всовременной воспитательной системе
Объект: технологияколлективного воспитания А.С. Макаренко
Предмет: возможностисовременного применения данной теории
Гипотеза: Элементытехнологии А.С. Макаренко могут бытьиспользованы в современной практике.
1. Понятие коллектива


Существует большоеколичество определений понятия коллектив.Рассмотрим далее некоторые из них.
Коллектив — (от лат.collectivus — собирательный), относительнокомпактная социальная группа, объединяющаялюдей, занятых решением конкретнойобщественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.). [1]
В психологическойэнциклопедии коллектив —группа объединенных общими целями изадачами людей, достигшая в процессесоциально ценной совместной деятельностивысокого уровня развития.
По другому определениюколлектив – это общность людей, в основежизнедеятельности которой лежитценностно-ориентационное единство егочленов, причем основные ценностныеориентации являются общественно-значимыми.
А.С. Макаренко подколлективом понимал объединение людейдля достижения общих целей в общем труде- объединение, отличающееся определеннойсистемой полномочий и ответственности, определенным соотношением ивзаимозависимостью отдельных своихчастей. Он подчеркивал, что коллектив- часть советского общества: “черезколлектив каждый его член входит вобщество”. Более подробно коллектив втехнологии Макаренко мы рассмотрим вследующей главе.
В основном в современнойлитературе употребляются два значенияпонятия “коллектив”. Первое: подколлективом понимается любая организованнаягруппа людей (например, коллективпредприятия); второе: под коллективомпонимается только высокоорганизованнаягруппа. В педагогической литературе, коллектив — это организационная формаобъединения людей на основе какой-либоопределенной целенаправленнойдеятельности. Коллектив отличаетсярядом важных признаков. Рассмотрим их.
1. Общая социальнозначимая цель.
2. Общая совместнаядеятельность для достижения поставленнойцели, общая организация этой деятельности.
3. Отношенияответственной зависимости. Между членамиколлектива устанавливаются специфическиеотношения, отражающие не только единствоцели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживанийи оценочных суждений (моральное единение).
4. Общий выборныйруководящий орган.
Кроме названныхкачеств, коллектив отличается и другимиочень важными особенностями. Этохарактеристики, отражающие внутриколлективнуюатмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива.Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу.Группа формально сотрудничающих людейможет обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
Психологическиразвитой как коллектив считается такаягруппа, в которой сложилась дифференцированнаясистема различных деловых и личныхвзаимоотношений, строящихся на высокойнравственной основе. Такие отношенияможно назвать коллективистскими. Ониопределяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Под нравственностьюимеется в виду построение внутриколлективныхи внеколлективных отношений на нормахи ценностях общечеловеческой морали.Ответственность трактуется какдобровольное принятие коллективом насебя моральных и других обязательствперед обществом за судьбу каждогочеловека независимо от того, являетсяон членом данного коллектива или нет.Ответственность также проявляется втом, что члены коллектива свои словаподтверждают делом, требовательны ксебе и друг к другу, объективно оцениваютсвои успехи и неудачи, никогда не бросаютначатое дело на полпути, сознательноподчиняются дисциплине, интересы другихлюдей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественномудобру.
Под открытостьюколлектива понимается способностьустанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основевзаимоотношения с другими коллективамиили их представителями, а также сновичками в своем коллективе. На практикеоткрытость коллектива проявляется воказании разносторонней помощи другимколлективам, не членам коллектива.Открытость является одной из важнейшиххарактеристик, по которой можно отличитьколлектив от внешне похожих на негосоциальных объединений.
Понятие коллективизмавключает в себя постоянную заботу членовколлектива о его успехах, стремлениепротивостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм –это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе.Чувство коллективизма не позволяет егочленам оставаться равнодушными, еслизадеты интересы коллектива. В такомколлективе все важные вопросы решаютсясообща и, по возможности, при общемсогласии.
Для подлинноколлективистских отношений характернаконтактность. Под ней понимаются хорошиеличные, эмоционально благоприятныедружеские, доверительные взаимоотношениячленов коллектива, включающие вниманиедруг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такиевзаимоотношения обеспечивают в коллективеблагоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованностьпроявляется в умелом взаимодействиичленов коллектива, в бесконфликтномраспределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.Организованность – это также способностьколлектива самостоятельно обнаруживатьи исправлять недостатки, предупреждатьи оперативно решать возникающие проблемы.От организованности непосредственнозависят результаты деятельностиколлектива; --PAGE_BREAK--
Одним из условийуспешной работы коллектива и установлениядоверительных взаимоотношений являетсяхорошее знание членами коллектива другдруга и состояния дел в коллективе. Этознание называется информированностью.Достаточная информированностьпредполагает знание задач, стоящихперед коллективом, содержания и итоговего работы, положительных и отрицательныхсторон, норм и правил поведения. Сюдаже входит хорошее знание членамиколлектива друг друга.
Эффективностьпонимается как успешность решенияколлективом всех имеющихся у него задач.Одним из важнейших показателейэффективности высокоразвитого коллективаявляется сверхаддитивный эффект. Онпредставляет собой способность коллективакак целого добиваться результатов вработе гораздо более высоких, чем этоможет сделать такая же по численностигруппа людей, работающих независимодруг от друга, не объединенных системойописанных отношений.
Группа людей становитсяколлективом не сразу, а иногда и нестановится вовсе. Представленная вышемодель — это некий идеал коллектива.
Таким образом, понятиеколлектив имеет множество значений иопределений. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, объединенная общейдеятельностью для достижения общихцелей.
Для того, чтобы статьэффективным воспитательным инструментом, коллектив должен обладать определеннойорганизацией и качествами, которые мырассмотрим в следующей главе в ходеизучения технологии А.С. Макаренко.


2. Технология А.С.Макаренко


Центром педагогическойтеории А.С. Макаренко является его учениео коллективе. Макаренко ввел термин«коллектив» в профессионально-педагогическуюпрактику, понимая под ним определеннуюорганизацию детей.
«Коллектив долженбыть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определеннымикачествами»
Эти качества онопределил так: коллектив объединяетлюдей во имя общей цели, в общем трудеи в организации этого труда. Общие ичастные цели не должны противостоятьдруг другу. Каждое действие отдельногоученика, каждая его удача или неудачадолжны расцениваться, как неудачи наобщем фоне, как удача в общем деле.
Через коллективкаждый его член входит в общество, отсюдавытекает идея дисциплины, понятия долгаи чести, гармонии личных интересов.
Коллектив — это нетолпа, а социальный организм,«целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересыколлектива и общества. Благодаря опытуколлективной жизни у ребят развиваютсяуправленческие умения, каждый учитсяраспоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу ибыть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность исогласованность в действиях. Отдельныйчлен коллектива должен чувствоватьсвою зависимость от коллектива, бытьпредан его интересам и дорожить ими.
Коллектив способствуетвоспитанию энергичных и активных членовобщества, способных найти верныенравственные критерии для своих поступкови потребовать от других поведения всоответствии с такими критериями, — этобыло убеждением А.С. Макаренко и оноосуществлялось в руководимых им детскихучреждениях.
В своем развитииколлектив проходит три стадии:
На первой — коллективаеще нет, а педагог в это время выполняетроль диктатора, выступая с требованиямик воспитанникам
На второй — возникаетактив-группа наиболее деятельныхвоспитанников, поддерживающих начинанияпедагога и его требования к воспитанникам.
Третья — складываютсяорганы самоуправления, коллективстановится способным решать самыеразнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требованияидут к отдельному воспитаннику от всегоколлектива
«Под активом понимаютсявсе воспитанники, хорошо относящиесяк учреждению и его задачам, принимающиеучастие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, вклубной и культурной работе.»
Нужно стремиться ктому, чтобы большинство членов коллективасоставляло актив, особенно важно привлечьк работе наиболее деятельных ребят какможно быстрее, в начальный периодорганизации коллектива. Актив — опорапедагога, благодаря ему требованияпедагога передаются членам коллектива, становясь требованиями самих ребят.Члены актива могут занимать определенныедолжности, не может быть никакихматериальных привилегий и поблажек, необходимо предъявлять к активуповышенные требования.
Коллектив живет впостоянном движении. Если коллективдостиг поставленной цели, а новыхперспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет большестремлений, воодушевляющих участниковколлектива, нет будущего Коллективвсегда должен жить напряжённой жизнью.А.С. Макаренко сформулировал закондвижения. Его источником он считалзавтрашнюю радость, к которой стремятсявоспитанники. Он рекомендовал начинатьс постановки интересных, привлекательныхдля детей перспектив.
Перспективы могутбыть близкими, средними и дальними. Приэтом важно, чтобы они были общими, нужнагармония личных и общих перспектив.
Близкая перспективаособенно важна для детей младшеговозраста и на первых стадиях развитияколлектива: это кино, концерты, вечера, прогулки, экскурсии и др. Всякая, даженебольшая радость делает коллективболее дружным и бодрым.
Средняя перспектива— это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени: праздники, юбилейные даты, летний отдых, окончание и начало учебного года и др.Это событие требует долгой подготовкии обсуждения.
Далекая перспектива— это будущее учреждения.
«Коллектив естьрасширенная семья, и для каждого членабудущая судьба учреждения никогда неможет быть безразличной.»
Развитие детскогоколлектива, по Макаренко, должнопроисходить постоянно; оно должнонаправляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболееэффективные пути для его движениявперёд.
«Может быть, главноеотличие нашей воспитательной системыот буржуазной в том, что у нас детскийколлектив обязательно должен расти ибогатеть, впереди видеть лучший завтрашнийдень и стремиться к нему в радостномобщем напряжении, в настойчивой веселоймечте.»
Важным путем сплоченияколлектива является накоплениеположительных традиций. Традиции — этотакие устойчивые формы коллективнойжизни, которые эмоционально воплощаютнормы, обычаи, желания воспитанников.Традиции помогают вырабатывать общиенормы поведения, развивают коллективныепереживания. Ничто так не скрепляетколлектив, как традиция, утверждал А.С.Макаренко. В руководимых им воспитательныхучреждениях культивировались и бережносохранялись яркие, красочные традиции, которые объединяли коллектив коммунаров.Интересные традиции сложились во многихшколах: последний звонок, праздничныедни рождения школы, спортивные праздники.Традиции закрепляют все ценное в опытеколлектива, создавая в то же время егосамобытность. «Традиции украшают жизньребят».
Детский коллективпо мнению А.С. Макаренко должен обладатьследующими признаками:
1)мажор — основноекачество жизни. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислыхвыражений, постоянная готовность кдействию, радужное настроение, именномажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».
2)ощущение собственногодостоинства и гордости за свой коллектив
3)защищенность каждогов коллективе
4)внешняя красота иэстетика
5)присутствие игрыв жизни коллектива
Организациявоспитательного процесса у Макаренко— это организация формированияколлектива, который станет объектом исубъектом воспитательного воздействия.Воспитательная работа — прежде всегоорганизация, т.е. способность организоватьжизнедеятельность детей. Уважение вработе руководителя должно сочетатьсяс требовательностью.
Ведущие отношенияв коллективе — деловые и трудовые.Трудовая деятельность является основной.Труд сам по себе не воспитывает, авоспитывает его смысл.
Самоуправление вколлективе имело демократическийхарактер. Каждый член коллектива имелправо голоса, свободно высказывал своемнение. «Общее собрание членов коммуныбыло действительно реальным правящиморганом.» На общем собрании избиралисьорганы самоуправления: совет командиров, санкомиссия, хозкомиссия; эти органыработали по плану и регулярно.
Вся многообразнаядеятельность воспитанников быласлаженной и четко организованнойблагодаря самоуправлению.
Можно выделитьследующие концептуальные идеи и принципытехнологии А.С. Макаренко:
1)Концепция перспективныхлиний (ребенок должен понимать, зачемживет...) «Воспитать человека — значитвоспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняярадость».
2)Главный инструментвоспитания — коллектив “Толькосоздав единый коллектив, можно разбудитьв детском сознании могущественную силуобщественного мнения как регулирующегои дисциплинирующего воспитательногофактора”, — писал Макаренко
3)Включение детей всовместную деятельность
4)Принцип оптимистическойверы в ребенка
“Хорошее в человекеприходится проектировать, и педагогэто обязан делать”
5)Принцип доверия
6)Принцип сочетаниявысочайших требований и уважения    продолжение
--PAGE_BREAK--
«Как можно большеуважения к человеку и как можно большетребовательности к нему».
7)Принцип параллельноговоздействия (одновременное воздействиепедагога на личность и на коллектив)Макаренкосчитал, что воздействовать на отдельнуюличность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность.В этом принципе реализуется требованиеколлектива — “один за всех и все заодного”. “Принцип параллельногодействия” не исключает, однако, применения“принципа индивидуального действия”- прямого, непосредственного воздействияпедагога на отдельного воспитанника
8)Идея разновозрастныхотрядов
9)Использованиесоревнования и игры в жизни детей. Вдетском возрасте игра имеет большоезначение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, “надо не только дать емувремя поиграть, но надо пропитать этойигрой всю его жизнь”.
«Каков ребенок вигре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
10)Включение коллективав систему широких социальных связей.
“Настоящая педагогика- это та, которая повторяет педагогикувсего общества”.
Макаренко был уверен, что его педагогические идеи и практическиевыводы не являются частными, специфическимидля детей особого контингента. Онустановил, «что никаких особых методовпо отношению к беспризорным употреблятьне нужно» Поэтому его технология можетраспространяться на все категориидетей.
Таковы в основныхчертах представления А.С. Макаренко околлективе и воспитании в нем. Он считал, что не может быть абсолютной, единственноверной теории. Его открытия были рожденысамой жизнью, подкреплены практикой исовершались в совместной деятельностипедагога с воспитанниками.


3. Современноеприменение технологии коллективноговоспитания А.С. Макаренко


Сегодня огромнаяценность теории и практики А.С. Макаренков том, что он сформулировал ряд важныхидей в области педагогики: связьвоспитания с жизнью, многостороннеевоздействие на отношения с помощьюдеятельности, многообразие внутриколлективныхи межколлективных отношений и др.
Идеи Макаренкопродолжают жить и развиваться.Подтверждение тому — примеры современныхучреждений, которые успешно используютэлементы его технологии.
Один из примеров — средняя школа № 2 г. Козьмодемьянска.Это особая школа, где в основном обучаютсядети из малообеспеченных, неблагополучныхсемей. Дети приходят туда с большимипроблемами в поведении, развитии ивоспитании. С 2000 года в школе поменялосьруководство и перед новым директоромвстал вопрос о том, как управлять школойи что можно сделать для ребят, лишенныхродительского внимания и заботы.Результаты работы с такими детьми, какправило, непредсказуемы, поэтомуопределенного рецепта или четкого планабыть не могло. На помощь пришли трудыА.С. Макаренко. Многие «золотые» идеиоказались подходящими для работы. ПоА.С. Макаренко воспитательная система- это обязательно живая система, сэлементами творческого развития, изменения, совершенствования. Она неможет быть твердой застывшей нормой.Эта мысль стала основной в воспитательнойсистеме второй школы:
«Наша воспитательнаясистема — система открытая, живореагирующая на изменения внутренних ивнешних условий. В зависимости отобстоятельств, вносятся коррективы ипоправки, отбрасываются устаревшие иненужные средства».
Система «перспективныхлиний коллектива и личности», разработаннаяМакаренко, также используется в даннойшколе.
«Воспитать человека— значит воспитать у него перспективныепути, по которым располагается завтрашняярадость...»
Ведущие направлениявоспитания — развитие воли, способностиличности утвердиться в жизни в соответствиисо своими способностями, знаниями, убеждениями.
Концептуальныепозиции педагогического коллективавыражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами А.С.Макаренко:
1)соединение обученияс производительным трудом,
2)учет возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся,
3)успешность детскоготруда
4)творческий характертруда
5)равенство прав иобязанностей воспитателей и воспитанников,
6)четкая организациятруда
По мнению директорашколы, проблема перевоспитания наилучшимобразом решается с помощьюпсихолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко:
Метод переубеждения— воспитаннику предоставляютсяубедительные аргументы, его включаютв критический анализ своих поступков
Метод переучивания— чтобы включить воспитанника в новыйнравственный опыт, со стороны воспитателяи коллектива требуется предварительнаяорганизаторская работа.
Метод метод переключения— занятие подростка трудом, учебой, новой общественной деятельностью.
Идее воспитания удетей жизненной активности и личнойответственности подчинена вся деятельностьпедагогического коллектива.
Еще один пример —Белгородская сельская школа — одна изтех, кто стал призером Международногоконкурса имени А.С. Макаренко. Условияэтого конкурса довольно жесткие, — участвуют школы, которые занимаютсяпроизводительным трудом, умеютзарабатывать деньги и пополняют свойбюджет из внебюджетных источников.
Директор отмечаетособую роль трудов А.С. Макаренко. Работашколы построена на основе его принципов.«Наш путь единственный — упражнения вповедении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики… Полноеотрешение от мысли, что для хорошейшколы необходимы и достаточны лишьправильное содержание образования ихорошие методы в стенах класса… Толькоорганизация школы как хозяйства сделаетее воспитывающей.»
Интересен опыт 5-йшколы г. Махачкалы. Организацияпроизводительного труда осуществляетсяна участке, выделенном заводом.Старшеклассники занимаются изготовлениемразнообразных товаров народногопотребления, получают специальноститокаря, слесаря, столяра. После окончанияшколы им выдают удостоверение посоответствующим разрядам этойспециальности. На средства, вырученныеот реализации изделий ребят, школаприобрела компьютерный класс, построиламастерские ювелирного дела, оборудовалашвейный цех и спортзал необходимыминвентарем, подготовила к работекерамический цех.
Дагестанская школаво многом восприняла традиции народнойпедагогики: коллективизм, глубокоепонимание необходимости труда и глубокоеуважение к людям труда, бережное отношениек его результатам.
«Теплый дом» (этоназвание детского дома в Омской области)также использует в своей работе принципытехнологии коллективного воспитания.Детский дом может полностью содержатьсебя (как в свое время колонистыМакаренко). Благодаря такому подходупоявляется возможность лучше одеть инакормить детей, а также организоватьинтересный отдых. Ребята получаютпрофессиональную подготовку. Средивыпускников можно встретить людейразличных профессий: офицеры, профессора, люди различных рабочих специальностейи др.
Как и в колониях А.С.Макаренко, в «Теплом доме» действуетсамоуправление. Работа построена намеханизме самодеятельной инициативыдетского коллектива.
Все, что делается — делается вместе. Не прерывается связьс теми, кто «окончил» детский дом.
В «Теплый дом» нередкопопадают трудные дети. Они постепенноисправляются и полностью вливаются всложившийся дружный коллектив.
Конечно вряд липолучится сегодня в чистом видереализовать технологию А.С. Макаренко.Но ее элементы встречаются, пожалуй вовсех образовательных и воспитательныхучреждениях. Методика коммунарскихсборов, например. Не случайно инициатори основатель коммунарского движенияИ.П. Иванов, говоря об идейных истокахэтой методики ссылался на Макаренко.Получилась как бы игра по мотивам еговоспитательной системы. Воспитательныйколлектив, как живой организм с постояннымии временными отрядами, четкое расписание, игровая и трудовая деятельность, традиции, общий сбор в качестве высшегооргана самоуправления, почетаниезнамени, «завтрашняя радость» — всеэто имеет прямую связь с идеями А.С.Макаренко. Элементы коллективноговоспитания нередко встречаются в работенекоторых педагогов. Полагаясь наавторитет всего коллектива можнопоощерить или наказать отдельныхличностей, например. Традиции, перспектива, трудовые акции, самоуправление, собранияи др. есть практически в каждой школе.
Идеи Макаренко нестолько прошлое, сколько будущеепедагогики и воспитания. А.С. Макаренко— классик не только советской ироссийской, но и мировой педагогики. Оносновоположник современной теории иметодики воспитания. Только с опоройна его наследие можно создать эффективнуювоспитательную систему.
Заключение


Длясоздания данной работы была изученаразличная литература, относящаяся ктеме коллективного воспитания. Мыотметили основные идеи теории А.С.Макаренко и кратко рассмотрели возможностиих применения в сегодняшние дни.
Перваяглава посвящена понятию коллектива. Мыдали некоторые определения, пояснилиособенности отношений между людьми вколлективе. Мы выяснили, что понятие«коллектив» является сложным имногозначным. Существует множествоопределений и значений, у исследователейнет единого мнения по этому вопросу.Если попытаться обобщить, то можносказать, что коллектив — группа людей, объединенная общей деятельностью, длядостижения общих целей. Высокоразвитаягруппа предполагает, что отношениямежду людьми в ней базируются на принципахобщечеловеческой морали, присутствуетколлективизм, ответственность и т. д.
Втораяглава содержит основные положениятеории А.С. Макаренко. Главное место вэтой теории занимает коллектив. Онявляется основным воспитательныминструментом, одновременно ообъектоми субъектом воспитательного воздействия.В работе рассмотрены концептуальныеидеи и принципы теории А.С. Макаренко.
Втретьей главе рассказывается овозможностях применения коллективноговоспитания в современной практике. Даныпримеры нескольких учреждений, которыеактивно и успешно используют в своейработе идеи А.С. Макаренко.
Витоге мы пришли к выводу о том, чтопрактически все учреждения так илииначе используют принципы, открытыеА.С. Макаренко. А это означает, что нашагипотеза о том, что элементы теорииколлективного воспитания могут бытьиспользованы в современной практикеподтвердилась. Ссылки (links):
azps.ru/articles/soc/soc96.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.