«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»Год Учителя… Разве мы могли подумать, молодые педагоги, что когда-нибудь будет объявлен год Учителя в России? Это действительно внимание первых руководителей и всего общества к святой профессии Учителя. Ведь не случайно и в г.Новосибирске будет открыт 5 октября 2010года памятник – символ Учителю. На самом деле, все мы родом из детства, и на протяжении всей жизни нас сопровождают наши наставники – учителя. В детстве это мамы,,+ наши первые учителя, затем классные руководители и учителя-предметники, потом наставники в вузе и на производстве. Мне повезло, со мной всегда были рядом замечательные учителя. Наверно поэтому, даже конечно, поэтому я выбрал профессию «учитель» и нисколько об этом не жалею, хотя в трудные минуты были шальные мысли изменить ей. Школа, учителя вместе с семьей помогают становлению молодого человека, способствуют формированию его характера, ценностно-смысловых компетенций, личности в целом. Особые слова благодарности и признательности хочется сказать нашей «старушке» – школе №38. Мне довелось учиться еще в деревянном одноэтажном здании в начальных классах. Школа была центром не только всеобуча, но и нашей досуговой деятельности: спортивные секции, хоры, театр миниатюр и многое другое. Очень интересной была общественная жизнь: слеты, смотры, походы, шефские концерты на заводе им. 16 партийного съезда. Наши учителя никогда не считались со временем, обучая и воспитывая нас. Всегда с глубоким уважением вспоминаю профессионалов своего дела: директора А.Н.Дергая, заместителей С.А.Высоцкую, Т.П.Корнилову, Е.Ф.Шикунову, классных руководителей: К.П. Усову, В.Л. Метелицу, Э.К. Чистову, учителей: Л.Н. Левкину, Е.Г. Олимпиеву, А.П. Митереву, О.П.Якушеву, А.П.Логинову, Н.С.Бондареву, Н.М.Колесникову. В воскресенье бегали на утренний сеанс в кинотеатр «Заря», а потом в библиотеку им.Т.Шевченко. Школьные годы оставили в моей памяти самый яркий след, потому что были наполнены увлекательными, знаменательными, интересными событиями. Мои учителя оказали на меня самое благотворное влияние и, конечно же, на выбор моей профессии. Я всегда был в гуще общественной жизни, поэтому и решил поступать в педагогический институт. После его окончания, с 1978 года и по сей день, служу Октябрьскому району. Первой ступенькой на моей педагогической лестнице восхождения была известная 75 школа, которая в то время была кузницей кадров, а возглавляла ее мудрый директор Н.М.Лидман. Она сразу же приняла меня на должность заместителя, и я стал перенимать богатый опыт у нее и второго заместителя Гудовской А.Н. Школа №75 научила меня преданно служить своему делу: профессиональная жизнь кипела и бурлила, но, несмотря на высокий темп, все делалось высококачественно. Не пришлось мне долго поработать в этом творческом коллективе: выдвинули на должность директора в школу №186. В то время это была самая крупная и самая аварийная школа в районе: 1600 учеников, 100 учителей, постоянное болото в подвале и «зеленый директор». Много было проб, ошибок, перемен. Огромную помощь и поддержку мне, молодому директору, оказали умудренные опытом наставники: Л.С.Елисеева, заведующая роно, и Э.Г.Волощук, заместитель директора. Известна пословица «Один в поле не воин», так и я один бы ничего не сделал, если бы не коллектив молодых и опытных учителей-энтузиастов, трудоголиков. Мы работали «от темна и до темна»: совершенствовали методическую работу, укрепляли материальную базу, организовывали художественную самодеятельность… И фамилия 186-ой зазвучала, школа стала одной из лидирующих в Октябрьском районе, о ней узнали в городе и области. Шло время, менялись обстоятельства, происходили поворотные события. Волею судьбы я стал директором сначала средней общеобразовательной, затем школы-центра, потом школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №193, а теперь МБОУ гимназия №11. Более 20 лет я руковожу теперь уже ставшим мне родным этим образовательным учреждением. О гимназии можно писать бесконечно: это первая гимназия в Октябрьском районе, здесь талантливые дети и творческие учителя, здесь замечательные традиции. В гимназии царит особый дух созидания: интеллектуального, материального, эмоционального. Гимназия всегда работала и работает в инновационном режиме. Достаточно назвать сложнейшие темы, над которыми работают педагоги, гимназисты и родители: «Безотметочная система обучения»; «Предпрофильное и профильное обучение гимназистов»; «Компетентностный подход в образовании гимназистов»; «Реализация комплексного проекта модернизации образования»; «Осуществление социальной адаптации гимназистов»; «Внедрение стандартов второго поколения», и станет ясно, что здесь реализуется фонтан идей, превращающийся в благодатный урожай достижений, которыми гордится не только гимназия, но и Октябрьский район, г.Новосибирск, Новосибирская область, Россия. Всех результатов не назовешь, они вошли в главный итог: гимназия №11 дважды победила во Всероссийском национальном проекте «Образование» и получила по 1млн.рублей, в 2006 году была победителем областного конкурса «Школа года», в 2009 году стала абсолютным победителей городского конкурса «Школа года». Как видно, гимназия №11 имеет высокий рейтинг не только в Октябрьском районе, но и в г.Новосибирске, и в НСО. Конечно же, это прежде всего благодаря мастерам своего дела, искренне преданным своему педагогическому кредо, своей гимназии. В гимназии трудится высококвалифицированный стабильный коллектив. Называть всех – несолидно, называть часть – несправедливо. Поэтому ценю свой коллектив как неразрывное целое сообщество творцов, способных как на рутинную, повседневную работу, так и на большие дела, поднимающие их на высокие ступени восхождения. Неразрывная связь поколений помогает гимназии развиваться, опираясь на опыт коллег-ветеранов: ВЗ.Бодиновой, Э.И.Костюхиной, Г.Г.Михеева, Г.Г.Желонкиной, В.П.Куликова, Н.Н.Зевакиной и других. Благодаря высокому профессионализму учителей, грамотному подходу команды управленцев педагогический коллектив практически не меняется, многие учителя работают 20 лет и более, поэтому и появилась очередная добрая традиция в коллективе – праздник «20 лет вместе». А показателем психологического комфорта в коллективе стала деятельность учительского хора, в состав которого входит более 70% учителей. В этот замечательный год – год Учителя – желаю своим любимым учителям здоровья, дальнейшего совершенствования и профессионального роста, тепла и внимания родных и близких.^ Сергей Иванович Бегунов, директор МБОУ гимназия №11 г.Новосибирска, отличник просвещения, Заслуженный учитель РФ, занесен в энциклопедию «Лучшие люди России».Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты. Федор АбрамовПрофессиональный рост учителя – это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед нм задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Профессиональный рост учителя осуществляется посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях. В этом случае особое место отводится методической работе. Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированости и сохранение здоровья учащихся (М.М.Поташник).Функции методической работы на уровне педагогического коллектива: 1.Консолидация, сплочение коллектива. 2.Выработка единого кредо, общих ценностей, традиций и ритуалов. 3.Анализ, обобщение и распространение прогрессивного опыта, рожденного именно внутри коллектива. 4.Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей.Функции методической работы на уровне конкретного учителя: 1.Обогащение профессиональных знаний. 2.Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений учителя XXI века как учителя эрудиционного типа. 3.Развитие устойчивых нравственных качеств личности. 4.Развитие современного стиля педагогического мышления. 5.Развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства. 6.Развитие эмоционально-волевой саморегуляции поведения и деятельности учителя. 7.Формирование готовности к профессиональному самообразованию. 8.Формирование умений самопроектирования повышения своей квалификации. Структура методической рабоы, определенная в гимназии, позволяет выполнять все указанные функции. Научно-практические семинары и педагогические чтения, научно-практические конференции и психолого-педагогические семинары, заседания кафедр и участие в конференциях различного уровня, деловые игры и работа группы «Соискатель», выпуск информационного вестника – все это способствует обогащению профессиональных знаний, формированию нового мышления педагогов и развитию профессиональных навыков, педагогической техники, формированию умений самопроектирования повышения своей квалификации. Об этом убедительно говорят результаты аттестации педагогов за 2010 год: ПЕДКАДРЫ(без совместителей) Количество работников Из них фактически имеют категории на 01.05.2010 Не имеют категории Высшую (кол-во/%) I к. (кол-во/%) I I к. (кол-во/%) Всего имеют в.,1,2 кат. Всего Кол-во % Кол-во % 1.Всего педагогических и руководящих работников, из них: 93 69(74%) 15(16%) 5(5,5%) 89 95,5% 4 4,5% Участие педагогов в профессиональных конкурсах также подтверждает справедливость сделанных выводов: Татарникова Ю.А. – победитель конкурса на получение бюджетного сертификата для повышения своей квалификации; Корниенко Н.А. – победитель районного конкурса «Учитель года», финалистка городского конкурса «Учитель года- 2010», ее имя занесено на районную Доску Почета (см.приложение № 1) Жигулина Т.П, Черненко Н.В., Харитонова Л.Ф. – победители городского конкурса проектов «Новая школа г. Новосибирска»; Павлоцкая С.А., Федорченко О.С, Шмаков В.М., Гайдай Л.А.. – победители городского конкурса, проводимого центром информационных технологий «Эгида»; Галиулина Т.Н. – лауреат городского конкурса «Учитель-инноватор»; 25% учителей приняло участие в региональной и всероссийской конференциях, представив на них материал с обобщением своего опыта. Консолидации, сплочению коллектива, выработке единого кредо, общих ценностей, традиций и ритуалов, стимулированию группового педагогического творчества и инициативы учителей способствуют и мероприятия, которые рождены собственно в коллективе и являются его «ноу хау» : праздник «Ступени восхождения», «Двадцать лет вместе» и хор педагогического коллектива, который в прошедшем учебном году был удостоен чести выступать с камерным хором во время открытия Года Учителя в «Глобусе». Анализ, обобщение и распространение прогрессивного опыта, рожденного именно внутри коллектива, осуществляется не только через традиционные формы (выступления на педагогических советах, проведение педагогических мастерских и мастер-классов), но на празднике в честь одного учителя «Педагогическом бенефисе» и конкурсе методических идей «Педагогическая шкатулка». Эти формы можно отнести к инновационным формам работы с педагогическим коллективом. Как уже отмечалось, профессиональный рост учителя связан с конечным результатом деятельности педагога – обучение, воспитание, развитие, социализация и сохранение здоровья школьников. Внедрение передовых технологий позволяет добиваться хороших результатов. Нормой стали уроки, внеклассные мероприятия, занятия факультативов, спецкурсов, подготовка к экзаменам с использованием обучающих программ и Интернет-ресурсов. Подавляющее большинство педагогов проводили занятия в кабинетах информатики или использовали 1 компьютер на уроке систематически (1-2 раза в неделю). Использование имеющихся в гимназии 35 ноутбуков (включая 24 CMPC) и 34 проекторов позволило увеличить количество уроков с использованием ИКТ, поскольку теперь все кафедры имеют кабинеты, оснащенные компьютерами и проекторами. Повышению эффективности использования интерактивных досок способствовали проведенные МУДО «Эгида» на базе гимназии курсы по использованию интерактивной доски, которые окончили 36 педагогов. Инновационные средства активизации деятельности учащихся появились в арсенале педагогов, использующих тестирующие устройства. После подключения гимназии к Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» усилиями технической службы через центральный сервер к Интернет подключены в общей сложности 102 компьютера. Это позволило обеспечить доступ педагогов и учащихся ко всемирной паутине. В течение учебного года были проведены тематические заседания кафедр, посвященные методике применения ИКТ. Проводились систематические консультации учителей-предметников по вопросам использования ИКТ, работе в сети Интернет, консультации по освоению ТСО, оказывалась помощь учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков с использованием ИТ. Проектная деятельность учителей в создании электронных УМК сводится к созданию электронных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, буклетов и брошюр в программе Microsoft Publisher, документов в Microsoft Word, обработке числовых данных в Microsoft Excel. Этими программами в той или иной степени владеет подавляющее большинство педагогов гимназии. Сегодняшний день настоятельно требует умения создавать web-документы. Именно поэтому гимназия активно сотрудничала с центрами ИТ «Эгида», ОблЦИТ, НИПКиПРО (в текущем году курсовую подготовку прошли 46 педагогов. Курсы, организуемые на базе гимназии, позволяющие педагогам повысить свою квалификацию без отрыва от производства, были бы наиболее эффектины. Была продолжена работа по реализации программы «1 ученик – 1 компьютер». В 2009-2010 учебном году ставилась задача освоения педагогами сетевого общения. Педагоги М.А. Воротникова, Р.Н Щербакова, Г.Г Мурашкина, Н.В. Черненко принимали участие в педагогических электронных форумах и Skype-конференциях, Подготовили и провели городскую Skype-конференцию «Эффективность использования CMPC в образовательном процессе». В 2009-2010 году гимназия стала городской экспериментальной площадкой по информатизации. Творческая группа педагогов Гайдай Л.А., Еремич Л.Л., Шмаков В.М., Гирченко В. А., Черненко Н.В. работали над темой «Создание методического мультимедийного пособия по эффективному использованию инновационных форм работы на уроках естествознания и развитию творческой, проектной деятельности учащихся». Целью этой работы стало обобщение имеющегося опыта работы в использовании новых технологий и мультимедиа учебных пособий, как в урочное, так и во внеурочное время по предмету естествознание. Но главным результатом проводимой работы является независимая экспертиза обученности школьников^ Результаты централизованного тестирования в начальной школеРезультаты диагностической работы по русскому языку в 4-х классах ^ 4АЦариева М.И. 4БОленникова О.Н. 4ВЩербакова Р.Н. 4ГУлахович С.Г. ИТОГО По списку 29 26 26 27 108 Писали работу 29 уч. 25 уч. 24уч. 26 уч. 104 уч. Общий балл по классу 66,4% 71% 67% 66% 67.6% Повышенный уровень / 70 – 100 %/ 1241.38% 1560.00% 833.33% 1038.46% 45уч. /43.26%/ Базовый уровень/45 – 69%/ 1344.83% 936.00% 1458.33% 1557.69% 51уч. /49%/ Не справились/0 – 45 %/ 413.79% 14.00% 28.33% 13.85% 8уч. /7.6%/ Качественная успеваемость за год -68.97%) -(64.00%) -(58.33%) -46.15%) -(59.36%) ^ Результаты проверки математической подготовки учащихся 4-х классов, проведенной Центром технологии тестирования «Кенгуру плюс» Содержание 4АЦариева М.И. 4БОленникова О.Н. 4ВЩербакова Р.Н. 4ГУлахович С.Г. Итого Порегиону Количество учащихся писали работу 28 Справились (средний балл) 53.0 56.1 59.9. 56.7 56.3 52.7 Не справились с (менее 40%) - - - - - - чтение, запись и сравнение чисел, 85% 86% 87% 88% 86% 82% арифметические действия, 67% 77% 70% 71% 71% 71% действия с именованными числами, 56% 63% 67% 69% 64% 60% решение текстовых задач, 61% 57% 70% 65% 63% 61% геометрические фигуры, 57% 59% 64% 55% 59% 52% понимание математического языка. 61% 57% 59% 61% 59% 58% Качественная успеваемость 64.5% 66.5% 69.5% 53.5% 63,5% 64% Сравнительный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что учащиеся начальной школы показывают результаты лучше, чем в целом по региону. Такая же тенденция отмечается и среди выпускников 9 и 11 классов ^ Русский язык (новая форма экзамена) класс учитель кол-во выполнявших работу % от всего класса «5» «4» «3» «2» абсолют. качество 9 А Астфьева М.С. 16 73 % 2 11 3 - 100 % 81 % 9 Б Астфьева М.С. 19 83 % 1 16 2 - 100 % 89 % 9 В Коваленко Н.А. 18 75 % 1 9 8 - 100 % 56 % 9 Г Лузенкова Т.Ю. 26 100 % 6 10 10 - 100 % 62 % 9 Д Лузенкова Т.Ю. 24 100 % 1 19 4 - 100 % 83 % 9 Е Астфьева М.С. 16 67 % 1 12 3 - 100 % 81 % Всего: 119 83 % 12 77 30 - 100 % 75 % Алгебра (новая форма экзамена) Класс учитель Кол-во учащихся Работу писали Оценки Абсолютная успеваемость Качественная успеваемость “5” “4” “3” “2” 9А Т.А.Кривенцева 22 16 3 8 5 - 100% 69% 9Б Т.А.Кривенцева 23 18 5 11 2 - 100% 89% 9В Т.А.Кривенцева 24 15 7 5 3 - 100% 80% 9Г Т.А.Кривенцева 26 26 8 10 6 2 92% 75% 9Д Т.А.Кривенцева 24 24 3 12 6 3 87% 71% 9Е Т.А.Кривенцева 23 20 5 10 4 1 95% 79% Всего 142 119 31 56 26 6 96% 77% Информация об учителях, выпускники которых набрали максимальное количество баллов по результатам новой формы государственной (итоговой) аттестации или количество баллов, отличающееся от него на 1-2 балла Предмет Ф.И.О. учителя Категория Стаж Ф.И.О. выпускника Балл математика Кривенцева Татьяна Анатольевна высшая 18 Будкина Наталия Александровна 31 математика Кривенцева Татьяна Анатольевна высшая 18 Воротникова Юлия Константиновна 32 математика Кривенцева Татьяна Анатольевна высшая 18 Сенченко Никита Сергеевич 31 математика Кривенцева Татьяна Анатольевна высшая 18 Хохлова Татьяна Юрьевна 30 русский язык Коваленко Наталья Александровна высшая 26 Будкина Наталия Александровна 43 русский язык Лузенкова Татьяна Юрьевна высшая 27 Ванькова Ольга Андреевна 43 русский язык Лузенкова Татьяна Юрьевна высшая 27 Таловская Бэла Марковна 42 русский язык Лузенкова Татьяна Юрьевна высшая 27 Рябцева Елизавета Павловна 42 русский язык Астафьева Марина Сергеевна высшая 25 Кармачев Кирилл Константинович 43 химия Серяпина Светлана Алнксандровна высшая 26 Ванькова Ольга Андреевна 32 история Мосунова Светлана Артемьевна высшая 20 Воротникова Юлия Константиновна 36 ^ Итоговая аттестация за курс средней (полной) школыРусский язык (ЕГЭ) № п/п Ф.И.О.учителя Класс Количество выпускников в классе Средняя годовая отметка класса по предмету Средний балл ЕГЭ класса по предмету 11а Устинова Г.А. 11А 25 3,68 63 11б Коваленко Н.А. 11Б 28 4 70 11в Коваленко Н.А. 11В 25 3,96 67,6 11г Коваленко Н.А. 11Г 25 3,88 62,1 11д Лузенкова Т.Ю. 11Д 17 3,41 54,5 11е Павлюченко Н.В. 11Е 23 3,43 57,9 Проходной балл – 36 баллов. Самый высокий балл по гимназии у Зениной Лолиты, 11 Б - 100. Самый низкий балл по гимназии у Флинк Станислав, 11 Б - 42 балла.^ Математика (ЕГЭ).Проходной балл по предмету – 21балл. Самый высокий балл (85балла) по гимназии у Семенова Виктора (11б) № п/п Ф.И.О.учителя Класс Количество выпускников в классе Средняя годовая отметка класса по предмету Средний балл ЕГЭ класса по предмету 11а Фурманчук Л.А. 11А 25 3,48 46,3 11б Фурманчук Л.А. 11Б 28 3,92 54,6 11в Батурина Л.С. 11В 25 3,68 47,7 11г Лушникова Л.М. 11Г 25 3,96 52,4 11д Шпигунова Л.В. 11Д 17 3,41 43,5 11е Лушникова Л.М. 11Е 23 3,35 44,5 ^ Информация об учителях, чьи выпускники набрали 90 и более баллов на ЕГЭ ^ ФИО учителя предмет выпускник Кол-во баллов 1. Черненко Н.В. информатика Коржавин В.Матвеев А. 9090 2.Копылова М.В. информатика Агеева А. 92 3.Устинова Г.А. русский язык Истомина М. 94 4.Коваленко Н.А. русский язык Моисеева А.Гордиенко К.Зенина Л. 9494100 Но всякий результат познается в сравнении, поэтому оценим свои достижения в сравнении с показателями по району, городу и области, с результатами других гимназий:Сравнительная таблица по среднему баллу ЕГЭза 2009 – 2010 учебный год № Предмет 2009 – 2010 2008 – 2009 Район Город Область Россия город село 1. Русский язык 65,7 56,2 61 60,1 58,4 55,6 58 2. Математика 50,3 44 45 42,3 43,3 39,6 43,7 3. История 57,5 40,7 54 46,9 45 44,9 48,7 4. Обществознание 63,9 60,7 57 56,6 55,5 54,5 56 5. Литература 54 52 52,6 48,7 48 53 6. Физика 59,1 44,1 46 51,6 52,8 52,5 49,8 7. Химия 60,8 41,3 44 49,9 52,2 50,5 55,1 8. География 77 70 50 51,2 47,7 52,5 52 9. Биология 65 50,9 49 51,5 53 51 54,7 10. Информатика 75,2 62,4 68 62,2 63 61,8 62,3 11. Английский 74 65 62,6 57,8 56,8 55,1 Итого (средний балл) 63,9 52,3 53,7 53,4 52,4 47,5 52,2 Данные сравнительного анализа позволяют сделать вывод о том, что технологии, используемые педагогами, способствуют повышению качества обученности, т.к. по всем предметам результаты этого года на порядок выше, чем предыдущего. Учащиеся городских классов гимназии по всем позициям показали результаты лучше, чем результаты по району, городу, области и России. Одним из показателей эффективной организации образовательного процесса является поступление учащихся в высшие учебные заведения.^ Поступление выпускников в вузы в 2009 – 2010 учебном году Кол-во выпускников Поступило в вузы Бюджет Внебюджет По профилю 143 141 (99%) 75 (53%) 66 (47%) 89(63% ) Требование к современной школе – должна быть развивающей и развивающейся. Развитие школы возникает одним путем – через инновационный процесс, т.е. через процесс создания, разработки, экспериментальной проверки и освоения новшеств. Содержание работы с педагогами при переходе школы в режим развития зависит от уровня подготовленности учителей, степени их креативности, сложности и специфики темы, положенной в основу развития. «Без стремления к научной работе учитель … попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» (Дистервег) В прошедшем учебном году гимназия закончила эксперименты по двум направлениям, представив отчеты в ГЦРО ( «Управление качеством образования на основе компетентностного подхода», «Модель управления инновационными процессами». См. приложение №2). Коллектив добился высоких результатов по данным направлениям инновационной работы. По решению главного управления образования мэрии г. Новосибирска, гимназии рекомендовано представить опыт своей деятельности всей педагогической общественности (сентябрь, 2010г). На начало учебного года образовательной учреждение продолжает работу над внедрением гендерного подхода в образование, оставаясь городской экспериментальной площадкой; внедрением стандартов второго поколения, оставаясь областной пилотной площадкой; информатизацией образовательного пространства, оставаясь городской экспериментальной площадкой. В следующем учебном году следует начать работу по совершенствованию форм общественного соуправления, тем более, что гимназия перешла в статус автономного образовательного учреждения, и по формированию технологий отслеживания и фиксирования результатов при компетентностном подходе, используя ИКТ. В связи с тем, что в 2010 году закончена реализация программы развития гимназии, предстоит разработка новой программы, в которой следует учесть указанные направления инновационной деятельности. Результатом эффективной педагогической деятельности коллектива является успешная социализация учащихся. Этому способствует сложившаяся система воспитательной работы в гимназии. Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем. Л.Н.Толстой В этом учебном году стартовала нравственно- патриотическая программа «Новое поколение», которая была разработана совместно коллективом педагогов, старшеклассников и родителей, а потому органично соответствует современному воспитательному пространству гимназии. Программа рассчитана на пять лет и просматривает три блока: воспитание в процессе обучения, внеурочная и внешкольная деятельность. Каждый блок включает в себя основные направления, тесно связанных между собой логикой формирования нравственности, патриотизма и гражданственности: «Лидер», «Здоровое поколение», « Содружество», «Культурное наследие», «Россиянин».^ Реализация программы «Новое поколение»Программа предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Это вопросы не только социальные, философские, экономические, но и педагогические. Программа подразумевает целенаправленную работу по нравственно-патриотическому просвещению (уроки человековедения, изучение истории родного края, спецкурсы, поисковую музейную работу и т.д.), актуализацию всех источников нравственного опыта учащихся (учебная, общественно-полезная, внеклассная работа, отношения между всеми участниками образовательного процесса и т.д.), формирование экологического мировоззрения (нравственное отношение к природе, понимание места человека в окружающем мире). При этом мы стараемся правильно соотносить традиции и инновации, мобилизуя личностные ресурсы как детей, так и учителей, родителей. Например, уже традиционными стали выездные профильные смены для одаренных детей гимназии. В прошедшем учебном году мы решили изменить формат данной традиции, проведя смену «Интеллектуал» совместно с учащимися и педагогами средней школы № 105 Калининского района, что позволило сделать опыт взаимодействия более интересным и эффективным и продолжить его уже на нынешней смене «Лидер». Тема развития ученического самоуправления стала одной из самых актуальных в этом учебном году. Система общешкольных мероприятий, педагогический совет, учеба актива были направлены на то, чтобы помочь учащимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Основа детского самоуправления закладывается в начальном звене. Система общего развития Л.В. Занкова, по которой работают учителя начальной школы, дает большие преимущества в создании воспитательной среды на уроке и вне уроков. Принципиальную роль играет то, что единство воспитания и обучения достигается не путем внешних увязок, а именно благодаря особенностям самого обучения по данной системе. Помогает созданию атмосферы искренности и доверия в классе «занковцев» организация органов самоуправления. Прежде, чем запустить механизм деятельности органов самоуправления в каждом классе начальной школы, ребятами совместно с педагогами определяются группы (сектора, службы или министерства), в которых дети могут выполнять определённые поручения. Данное направление работы применяют все учителя начальных классов. Такая работа, по мнению большинства классных руководителей, играет значительную роль в развитии самостоятельности гимназиста. Проведенная анкета среди учителей начальной школы отразила мнение на проблему организации ученического самоуправления в гимназии. 88 % классных руководители начальной школы отметили, что в классе созданы органы детского самоуправления характерные для данного возрастного этапа, 12% отмечают, что очень сложно иногда организовать учащихся, так как они пассивны или не приучены в семье к навыкам самостоятельности. К концу 4 класса практически у большей части гимназистов формируются положительные мотивы к самоуправленческой деятельности, вырабатываются навыки самостоятельной работы. Особенно ярко это можно увидеть на мероприятиях, проходящих на параллели, которые дети готовят на равных с учителем, соревновании «Класс года» или во время проведения летних профильных смен, где ребята вполне самостоятельно готовят задания и проявляют высокую активность. Работа по формированию органов детского самоуправления продолжается уже в среднем и старшем звене. И здесь очень важно учитывать возрастные особенности каждого коллектива и не столько ввести, как вырастить самоуправление в классе. Каждый класс имеет свой актив и свои сектора, занимающиеся конкретными вопросами, связанные с успеваемостью и досугом; дежурством, организует работы по хозяйственным вопросам, спорту и туризму, печати, культуры. Структура самоуправления в каждом классе индивидуальна. Например, в 8 В классе самоуправление формируется по уровням: 1 уровень - «Делай, как я» (5-6 класс) 2 уровень - «Придумываем и выполняем вместе» (7-8 класс) 3 уровень - «Делаем сами, но можем посоветоваться» (9 класс) 4 уровень - «Придумываем, организуем, проводим и анализируем сами» (10-11 класс) Интересно как сами ребята оценивают уровень ученического самоуправления в своих классах. Мы провели анкету «Уровень самоуправления в классных коллективах» среди учащихся 5-10 классов и попросили оценить их качество самоуправления в коллективе. Класс Уровень развития самоуправления классного коллектива низкий средний Выше среднего высокий 5 класс 40% 40% 20% - 6 класс 40% 40% 20% - 7 класс 20% 40% 20% 20% 8 класс - 60% 40% - 9 класс 16.6% 50% 16,6% 16,6% 10 класс - - 50% 50% По результатам анкетирования можно увидеть, что большинство классных коллективов имею средний и выше среднего уровни самоуправления в классе. Многие учащиеся отмечают, что самостоятельно планируют дела на год, готовят различные мероприятия в классе, сами без напоминаний классного руководителя организуют питание, распределяют дежурство по школе, проверяют дневники, придумывают сценарии, осуществляют шефскую работу. По итогам года победителями конкурса «Класс года-2010» стали 3Д класс (классный руководитель Самогородская Н.Н), 5Г (классный руководитель Устинова Г.А.), 8Б (классный руководитель Гайдай Л.А.) и 9В класс (классный руководитель Власова И.И.) В этом учебном году особо хочется отметить работу Совета старшеклассников. Предложенная учащимися и доработанная в процессе совместного обсуждения модель самоуправления учащихся предусматривает определенную совокупность прав и обязанностей членов ученического коллектива, позволяющих учащимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную активность. Все основные организационные вопросы ученического коллектива школы решаются через проведение совместных заседаний Совета старшеклассников и Совета старост. Совет старшеклассников периодически участвует в работе Совета гимназии. Совет старшеклассников состоит из представителей 9-11 классов, каждый из которых имеет свои функциональные обязанности. Деятельность Совета организована через сектора по отдельным направлениям: учебный, досуговый, шефский, трудовой, спортивный, информационный, гражданско-патриотический. Такое распределение позволяет учащимся чувствовать себя причастными к общешкольным делам, самостоятельно