Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Московский Государственный Строительный Университет

Московский Государственный Строительный Университет
Не останавливаясь на первом периоде формирования вуза из различных образовательных организаций, относящемся к началу прошлого века, можно, тем не менее, констатировать, что уже первый выпуск 27 инженеров-строителей в 1921 г. не был комом. Однако истинное развитие учебная работа получила с приходом в МИСИ в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого века выдающихся ученых и специалистов-практиков. Именно научные школы формировали академическую, образовательную среду института, обогащая ее новыми идеями, теориями и методами. Огромную роль в процессе воспитания принципиально иного поколения специалистов-строителей сыграли не только профессионализм, но и интеллигентность, высокая порядочность патриархов науки тех лет. В условиях серьезного отбора формировался преподавательский корпус вуза, хорошей школой в 30-е - 40-е годы стала аспирантура; привлечению молодежи в научно-педагогические кадры высшей квалификации способствовала проводимая государством политика поддержания высокого престижа образования и науки, сохранившаяся до конца 80-х годов.
Серьезным испытанием для МИСИ стала Великая Отечественная война. Большой отряд студентов нашего вуза был отправлен летом 1941 года на строительство оборонительных рубежей. Занятия в это время не велись. Однако уже через шесть месяцев после начала войны эвакуированный в Новосибирск вуз продолжил занятия на базе Новосибирского ИСИ. В этот период учебный процесс планировался и осуществлялся совместно силами обоих вузов. В программы дисциплин были введены разделы, отражающие научные результаты ученых МИСИ, актуальные для военного времени (“Ледовые дороги”, “Сварка на морозе” и др. ).
Возвращение из эвакуации в Москву также прошло организованно, и вуз быстро наладил учебную работу, тем более, что в учебные аудитории пришли посерьезневшие за фронтовой период студенты, горящие желанием восстановить разрушенное врагом.
В послевоенные годы продолжал укрепляться профессорско-преподавательский состав МИСИ, в т. ч. за счет более широкого привлечения на преподавательскую работу ведущих ученых из НИИ и специалистов из промышленности. Объединению в одном коллективе наиболее сильных педагогов и ученых способствовало и слияние в конце 50-х годов МИСИ и Московского института инженеров городского хозяйства и строительства.
Для конца сороковых -пятидесятых годов характерно открытие целого ряда новых специальностей, например, подготовка инженеров-архитекторов, возобновленная лишь в конце 90-х. Между тем многие выпускники этой специальности стали крупными руководителями проектных организаций, руководителями служб городского архитектора и т. д.
Большую роль в выдвижении МИСИ в этот период в качестве ведущего строительного вуза сыграли подготовка и издание профессорами института большого количества фундаментальных учебников по различным дисциплинам, многие из которых были впоследствии неоднократно переизданы. Патриархами академической школы МИСИ тех лет заложен и тот фундамент высокой ответственности за качество лекций и практических занятий, выполнение всех требований организации учебного процесса, которые вуз поддерживает до настоящего времени.
Дальнейшее развитие учебно-методической работы вуза соответствовало тенденции максимально быстрого переноса научных достижений в содержание образования; этому способствовал расцвет научных школ МИСИ в 60-е-70-е годы. Продолжали открываться новые направления подготовки (например, “Строительство тепловых и атомных электростанций”), новые кафедры и факультеты, стали широко применяться технические средства обучения, большое внимание уделялось учебной и учебно-методической литературе. Вуз сыграл важную роль в подъеме всего высшего строительного образования СССР, выполняя функцию ведущего методического центра, сохраненную им до настоящего времени. МИСИ обеспечивал учебной литературой и методическими разработками большинство строительных вузов и факультетов Союза, разрабатывал примерные учебные планы и программы дисциплин, оказывал другую методическую помощь. Особо следует отметить высокий уровень работы и большую популярность факультета повышения квалификации преподавателей МИСИ.
Перестройка, начавшаяся в середине 80-х, привнесла ряд новшеств в учебную работу вузов. Было отменено распределение выпускников, введено свободное посещение студентами занятий и др. В этот и последующий периоды руководство МИСИ внимательно следило за происходившими и грядущими изменениями; их анализ и прогнозирование позволяли либо упреждать, либо быстро реагировать на упомянутые перемены. Например, распределение выпускников было быстро заменено системой целевой подготовки по заказам организаций, многие элементы которой сохранились и по сей день. С другой стороны, увеличение академических свобод сопровождалось резким сокращением финансирования, старением учебно-лабораторного оборудования, падением престижа высшего образования, особенно в начале 90-х годов. Исключительно тяжелым оказался период 1993-2000 гг. , когда государственного финансирования вузов хватало лишь на мизерную зарплату преподавателям и сотрудникам и стипендии студентам.
К чести вуза, не сложившего руки, в этот период был предпринят ряд инициатив, позволивших не только не снизить, но и повысить уровень учебно-методической работы и престиж вуза в целом. Используя результаты анализа мировых тенденций в высшем образовании, особенностей формирования рыночной экономики в России, вуз предложил и открыл ряд новых специальностей и специализаций. Осознавая, что не менее важным, чем подготовка будущих специалистов, является оснащение новыми знаниями работающих в отрасли, МГСУ уделил большое внимание повышению квалификации и переподготовке специалистов, а также участию совместно с Федеральным лицензионным центром в становлении лицензионной деятельности в инвестиционно-строительной сфере экономики России.
Важную роль в этих видах деятельности сыграли многочисленные международные связи университета, позволившие получать необходимую информацию для последующего анализа и внедрения в отрасли. Партнерами МГСУ в этот период становятся Газпром, Департамент строительства Правительства Москвы и ряд других крупных организаций.
Дальнейшее развитие этого направления в учебной деятельности связано с разработкой идеологии, обучением и практическим внедрением других атрибутов современного рынка, осуществленными в конце 90-х годов.
Значительные усилия были предприняты вузом для замены явно устаревшей методологии послевузовского строительного образования, основанной в прежние годы на системе институтов и факультетов повышения квалификации. В это время практически прекратила свое существование прежняя принудительная система повышения квалификации. Вместе с тем, в отрасль на руководящие и инженерные должности пришло значительное число людей, не имеющих базового строительного образования.
В сложившейся ситуации МГСУ подхватил идею Мосстройлицензии о введении в качестве первого шага предлицензионной подготовки и аттестации специалистов, приняв активное участие в разработке методической и организационной базы. С 1994 по 2001 гг. в университете эту форму повышения квалификации прошли несколько тысяч специалистов строительных комплексов Москвы и Московской области.
Для дальнейшего развития этого крайне необходимого отрасли направления вузом был проведен анализ международного опыта и совместно с Российским обществом инженеров строительства разработана система непрерывного послевузовского профессионального образования (НПО) и аттестации, основанная на международных требованиях. В основу новой системы положен адаптированный к российским условиям опыт Международного института инженеров-строителей (Великобритания), разработанная им система признается в 140 странах мира.
Гибкая система НПО предусматривает постепенный набор знаний и самообразование по определенной программе с выходом на послевузовскую аттестацию, проводящуюся по международным правилам и включающую собеседование и письменный экзамен. Предложенная система введена в Москве, подготовлено ее широкое распространение в регионах на базе строительных вузов.
В вузе проводится большая профориентационная работа, приводящая к устойчивому росту конкурса в вуз в последние годы; координационная деятельность в рамках Ассоциации строительных вузов, объединяющей более 140 строительных вузов и факультетов СНГ; взаимодействие с дочерними вузами и многое другое. Характерными особенностями образовательной деятельности МГСУ в предстоящем периоде, согласно проведенному анализу, являются: постепенное снижение числа выпускников школ, которое может достичь 60% к 2008 году по сравнению с выпуском 1999 года (нерожденные дети“перестройки”); реализация принципа “образование через всю жизнь”, выражающегося в тесной увязке вузовского и послевузовского профессионального образования и переносе части быстроменяющихся специальных знаний в НПО; разумное использование дистанционного вузовского и послевузовского профессионального образования на основе информационных технологий. Серьезную тревогу вызывает также старение профессорско-преподавательского состава, падение престижа профессии педагога.
Уменьшение числа абитуриентов приведет не только к обострению конкурентной борьбы между вузами, но и объективно вызовет потребность в приеме желающих обучаться из ближнего и дальнего зарубежья. Важным фактором привлечения зарубежных рекрутов, несомненно, станет международная аккредитация МГСУ, которую вуз успешно прошел в 1999 г. В соответствии с ее результатами МГСУ внесен в реестр ведущих строительных вузов Европы, а его выпускники-инженеры приравнены к магистрам инжиниринга британских вузов. Ряд совместных образовательных проектов предусматривается с вузами Германии и Великобритании. Увязка вузовского и послевузовского образования, безусловно, потребует пересмотра Государственных образовательных стандартов базового образования и возможного введения образовательных стандартов послевузовского образования. Такая работа уже проводится на международном уровне силами Европейского совета инженеров-строителей; активное участие в этой деятельности принимают специалисты МГСУ. Последние годы XX века прошли также под знаком расширения форм обучения в университете; к традиционным добавились экстернат и дистанционное образование.
В условиях острого дефицита бюджетного финансирования важнейшую роль играет самообеспечение вуза, в том числе за счет дополнительных (платных) образовательных услуг. Для организации этой деятельности в университете в 1996 году создан Учебно-консультационный центр непрерывного образования, имеющий свои отделения на всех факультетах. Делегирование финансовых полномочий подразделениям в значительной степени способствовало повышению их производственной активности и успеху упомянутых ранее мероприятий. Произошедшие в мире изменения существенно изменили роль строителей в современном обществе. Строительство стало природообразующим фактором, а основная задача строителей - создание комфортной и безопасной искусственной среды обитания, дружественной природной среде, - не знает себе равных по значимости. Именно такое толкование строительства положено в основу преподавания в МГСУ. “Учить жизни через строительство” - вот сегодняшний лозунг вуза. Накопленный опыт и имеющийся задел, высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, увеличение притока молодежи в аспирантуру позволяют университету, входящему в свое девятое десятилетие, с уверенностью смотреть в будущее. Автор В. Карелин, ректор МГСУ, академик РААСН, МИА, РИА, профессор, д. т. н. А. ЗАБЕГАЕВ, проректор по учебной работе МГСУ, проф. , д. т. н.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.