Реферат по предмету "Разное"


«Религия и наука в контексте культуры»

______________________________________________ «Религия и наука в контексте культуры» XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX {{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{2002 Содержание Культура и религияНаука. Вера в наукеСходства и различие науки и религииВера в религииВзаимодействие религиозного и научного знанияКатегория культуры – одна из самых широких среди понятий гуманитарного знания. Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura, - обработка, возделывание. Культура включает творческую деятельность созидание, приемы и продукты (ценности) этой деятельности, а так же способы их хранения и использования. Под «зонтом» культуры равно пребывают школа и фабрика, телестудия и театр, астрономическая обсерватория и киоск с гороскопами, клуб и архив, дискотека и казино, галереи и музеи, лаборатория и бар, и конечно храм. Рублевская “Троица”, поклонение волхвов, явление Христа народу, Тайная Вечеря, православная литургия, протестантский хорал, баховские “Страсти”, буддийские храмы, собор Св. Петра в Риме, Давид, Моисей,... Культура и религия - не случайные соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества. Между тем история отношений религии и культуры уводит нас в такую седую древность, по сравнению с которой эти примеры кажутся жгуче современными, сиюминутными. Обилие материала, который получен современными этнологами относительно ранних ступеней в развитии человеческой культуры, столь велико, что пренебречь им сознательно, а не просто по невежеству – значит проявить научную недобросовестность. Ведь эта “доисторическая” история взаимоотношений религии и культуры по времени во много раз превышает те двадцать – тридцать столетий, применительно к которым и принято ставить вопрос о культуре и религии. Можно, конечно, возразить, сославшись на различие астрономического и исторического времени: последние века вместили в себя столько, сколько не содержат в себе предшествующие тысячелетия. Однако сам факт получения достоверных данных о том, что в огромную бесписьменную эпоху существовали чисто человеческие механизмы передачи социального опыта, и сам этот опыт, и способы его трансляции имели принципиально совершенно те же формы, что и в наши дни, заставляет внимательнее отнестись к проблемам ранних форм религиозного сознания и единства человеческой культуры на разных стадиях ее развития. На раннем этапе культуры сознание человека было мифологическим по содержанию и форме. Историки свидетельствуют, что у её истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалии и воображение, действительность и легенда. Массу своих архетипов (не столько в знаниях, сколько в верованиях) культура вынесла из мифологии. Один из таких архетипов – вера в чудесное. Религиозность, базирующаяся не на попытке получения объективного знания, а на таком типе отношения человека к миру как вера, убеждение в существование, в развитии, в пребывании чего-либо, не основанного на доказательстве, связано с тем, что источником религиозности является не объективная реальность, не действительность, данная нам в ощущениях, а то, что мы называем сверхнамочным бытием. Источником религиозного знания переживания, миропредставления является: Откровение. Откровение – это сверхнормальное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк, либо сам абсолют, Бог, воплотившийся на земле, или явившийся в этот мир и декларирующий что он хочет донести до человека. Откровение не подлежит критическому суду разума т.к. то, что мы получаем через него, является высшей, абсолютной информацией, которой органичный разум человека не в состоянии представить во всей полноте и развернутости и которая должна приниматься на веру итак верующий обозревает мир сквозь призму культа и в этом видение мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия вынуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире. Обращение к научному рассмотрению взаимосвязей культуры и религии требует, прежде всего, освобождения от груды застарелых предрассудков. К числу таких предрассудков принадлежат, и крайности в оценке времени возникновения религии. Живы отголоски старых споров между теологами и “просветителями-безбожниками”. Первые доказывали, что религия существовала у человека всегда, вторые видели в доказательстве обратного мощный аргумент против тезиса о бытии Божием. В наши дни можно считать вполне установленным, что отсутствие признаков религии характерно лишь для становящегося, возникающего общества, то есть такого, которое еще нельзя назвать обществом всякое сложившееся общество, т.е. общество в полном смысле этого слова предполагает существование религии. Это, однако, отнюдь не может служить ни прямым, ни косвенным доказательством верности, какой бы то ни было исходной теологической посылки о действительном, реальном, а не воображаемом существовании божества или божеств. Наука обращена преимущественно к объективной сфере действительности и самого человека. Она обозревает действительность и человека как бы со стороны намеренно очищая поиск знаний и его результаты от субъективной и тем более мистической окраски. Мы привыкли к тому что, наука и религия представляет собой два диаметрально противоположных пласта, наличие одного из которых означает полное и тотальное отрицание другого. Религия, как известно, возвышает веру над разумом. В эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется и преследуется. В эпоху господства науки как формы познания мира уже религиозность преследуется как идеологически, так и другими средствами, вплоть до применения силовых методов. На самом деле отношение между научным и религиозным типом миропонимания, конечно гораздо сложнее. Безусловный авторитет в этом вопросе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, писал: “Я хотел бы, чтобы при всем развитии взаимопонимания между научным и религиозным познанием мира, мы не упускали из виду принципиальное расхождение в методологии этих двух путей человеческого прикасания к Истине” [Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Тайна Истины //Литературная Россия. 31 мая 1991 г.]. В философской энциклопедии дается следующее определение науки: "Наука - ... система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой.   Понятие "наука" применяется для обозначения, как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей" [Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. "Наука".]   Науки в общей классификации обычно разделяют на естественные (естествознание, или точные науки) и гуманитарные. К первой категории относят физику, химию, биологию, астрономию и др. Ко второй - науки философские и социальные. Это различение наук имеет важное значение для правильного понимания проблемы "наука и религия", поскольку основной ее вопрос в том и состоит, опровергают ли "точные науки" (естествознание) религию, а не наука вообще, в которую, по определению, входит весь комплекс человеческого знания, в том числе: и искусство, и социология, и какая угодно философия (религиозная, атеистическая, материалистическая), и сама религия. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Наука изучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Особенности научного миропредставления достаточно тонкие, детализированные своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Наука - система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, "духовного производства", имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.   В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения "догматы", которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: на признании, во-первых, реальности бытия мира и, во-вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком. 1. Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел (1970 г.) по этому поводу остроумно замечает: "Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого" [Рассел Б. Человеческое познание / Пер. с нем. М" 1957. С. 204.]. Эйнштейн (1955 г.) в свою очередь прямо заявляет: "Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания" [Эйнштейн А. Собрание научных трудов / Пер. с англ. М., 1967. Т. 4. С. 136.]. Эти высказывания известных ученых просто иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры, догмат (выражаясь богословским языком), но не знание. 2. Второй постулат науки - убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости - является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом совершенно однозначно. Так, академик Л.С.Берг (1950) писал: "Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим" [Берг Л. Теория эволюции. Пг., 1922. С. 67-68.]. То же самое утверждал Эйнштейн: "Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества" [Эйнштейн А. Указ. соч. С. 154.]. Отец кибернетики Н. Винер (1964 г.) писал: "Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги "Алиса в стране чудес" [Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. М" 1958. С. 195.]"Если даже эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы "наука и религия" теряет всякий смысл, - это вопрос о достоверности самого научного познания. Основными методами естествознания являются: наблюдение, эксперимент, измерение и догадка (гипотезы, теории). Руководствуясь ими, можно четко отделить область естествознания от всех иных областей творческой человеческой деятельности: гуманитарных наук, искусства, музыки и т.д. Научное знание, таким образом, является лишь малой частью человеческого знания в целом. Можно выделить несколько принципов, каждый из которых играет значительную роль: Принцип объективности означает признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта внешнего мира возможности его познания. И это познание - разумное, рациональное - должно следовать выверенным и аргументированным способом получения знания об окружающем мире. Принцип причинности, или говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно этому принципу событий, у которого нет реальной, фиксируемой цели или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или по крайней мере, одно следствие. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиции науки, используя механизмы доказательства и эксперимента. Принцип - рациональности, аргументированности, любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом тогда, когда оно доказано. Не доказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей. Принцип теоритичности. Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена теоретическая система, называемая научной теорией. Необходима развёрнутая логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из параметров в виде целостного, развёрнутого гефитического аппарата. Принцип системности. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющейся системой – это не только совокупность составляющих, но и совокупность сложных связей между ними. Принцип критичности означает, что в науке нет, и не может быть, окончательных, абсолютных утверждений на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной экспериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепроверок обнаружится несоответствие ранее утверждённых истин реальному положению дел, утверждение, которого было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Академик Л.С. Берг: "В науке все то, что способствует ее развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному... Итак, истина в науке - это все то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом, способным служить дальнейшему прогрессу науки. В науке вопрос об истине решается практикой.   Теория Птолемея в свое время способствовала прогрессу знания и была истинной, но когда она перестала служить этой цели, Коперником была предложена новая теория мироздания, согласно которой Солнце неподвижно, а Земля движется. Но теперь нам известно, что и это воззрение не отвечает истине, ибо движется не только Земля, но и Солнце. Всякая теория есть условность, фикция. Правильность этой концепции истины, поскольку она касается теории, вряд ли будет оспариваться кем-нибудь в настоящее время. Но и законы природы в этом отношении в таком же положении: каждый закон есть условность, которая держится, пока она полезна. Законы Ньютона казались незыблемыми, однако ныне их признают лишь за известное приближение к истине. Теория относительности Эйнштейна опрокинула не только всю механику Ньютона, но и всю классическую механику... Однако фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно. С одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективизированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной веры не сводятся к принятию на веру каких-то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве автоматической базы тех или иных научных теорий. Степень обоснования таких утверждений различна, но почти всегда они исходят из самоочевидности для познающего разума, интеллектуальной прозрачности, достаточности с позиций внешних по отношению к теории параметров. Всё это при ближайшем рассмотрении оказывается видоизменёнными установками веры. Конечно вера научная, убеждение в самоочевидности тех или иных научных основоположений, вовсе не сводится к тому, чем является вера, вероустановка в религиозных системах. Но религиозные системы- это не только своды положений которые апеллируют прежде всего к вере, но и некоторые обобщённые конструкции, опирающиеся на попытку аргументации и доказательности. Такие аспекты религиозного отношения к миру получили название теологии, или по-русски, богословия, где под установки вероисповедования подводится базис рационального обоснования и доказательства, тот базис, который в основном и в первую очередь работает в науке. Таким образом, научное понимание неотделимо связано с верой, сопровождается его, более того, в значительной степени начинается с некоторых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных интелектуально-прозрачных постулатов для исходных положений научного творчества. А религиозная вера нуждается хотя бы в частичном подтверждении убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании. Но дальше начинаются значительные расхождения. В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечивое мыслимое бытие. Религия представляет не то, что связано с миром объективного существования логически упорядоченного, а то, восходит к смыслу нашего существования. Религия интересуется смыслами и ценностями человеческого бытия, его этическими, нравственными и эстетическими компонентами. Религия отвечает на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления, которых нет, и не может быть в науке. Наука скорее пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формирует законы, основываясь на результатах экспериментального или теоретического исследования. Религия интересуется теми вопросами, которые не могут быть ответами на вопрос Как? Почему? Зачем? Почему этот мир устроен так, а не иначе? Зачем мы живём? Ответы на эти вопросы выводят человека к идее Бога, Абсолюта. Значение веры в религии очень велико. Саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении любой другой области человеческого знания.   Вера в религии необходима на всех этапах духовной жизни человека, и она всегда остается выражением духовных устремлений человека, его высших исканий. Начинается вера обычно с доверия тем, кто уже имеет соответствующий опыт и знания. Но постепенно, с приобретением собственного духовного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Один из великих святых так и сказал: "Душа видит истину Божию по силе жития" [Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. М., 1858. С. 195.].   Тот же, методологически, путь проходит человек в науке и любой другой области деятельности. Путь к знанию всюду открывается верой человека определенной цели (идеалу), учителю, основным аксиомам данной науки, пока не начнется процесс самостоятельного познания предмета веры. Последующий же опыт, расширяя знание, укрепляет веру в правильность избранного пути, претворяя, таким образом, веру и знание в единое целое. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике...   Религиозная вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу и жизнеустойчивость в непосредственном личном опыте Его познания. На опыте зиждется вера в познание мира и во всех естественных науках. И только вера в небытие Бога, во всех своих модификациях, обречена вечно оставаться слепой, как не только не оправданная в опыте, но и находящаяся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех народов и всех времен. Итак, наука изучает сущее, религия интересуется должным. Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые не даст наука, и механизм поиска ответов на эти вопросы связан не с доказательностью и теоретическим или экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Таким образом, наука и религия взаимодействуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательных и интуитивно-этических способов освоения мира. Религия и наука - это две принципиально разные области человеческой жизнедеятельности. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Уже по этой причине они не могут противостоять друг другу. Более того, в силу единства духовной и физической природы в человеке взаимосвязь религиозного и научного знания естественна и необходима, особенно в настоящее время для обеспечения той нормальной гармонической жизни, к которой стремится человечество. Такая жизнь предполагает и хлеб для тела (наука), и хлеб любви и чистой совести в духовном единстве с Богом - для души (религия). Человек двусоставен, духовно-телесен, и его нормальное бытие невозможно без соответствующей гармонии этих двух начал, основанной на господстве нравственно-разумного начала над биологически-инстинктивным. Христианство рассматривает науку как необходимый инструмент этой жизни, которым, однако, нужно пользоваться очень осмотрительно, чтобы не уничтожить саму жизнь. Оно отрицательно относится к тому, что такой обоюдоострый и страшный по своей силе инструмент, как наука, развивается вне нравственных принципов Евангелия, поскольку такая "свобода" извращает само назначение науки - служить благу и только благу человека. Развиваясь же, сама по себе, без параллельного (опережающего) нравственного роста человечества, и открывая огромные силы разрушения и воздействия на окружающий мир, наука из послушного инструмента человека все более превращается в его властителя, что неминуемо приведет к катастрофическим последствиям. Современный экологический кризис, нарастающий с каждым днем в результате неудержимого (!) научно-технического прогресса, - тому яркое подтверждение. В то же время христианство видит в науке одно из средств познания Бога (Рим. 1, 19-20) и обоснования Его бытия [См., например, гл. IV, §3, п. 2: Телеологический аргумент]. Религия является той частью двухсоставной науки, которая занимается духовной стороной жизни, делая все возможное для такого воспитания человека и ученого, при котором он, познавая мир, никогда не смог бы использовать во зло, открывающиеся ему знания и силы. Ломоносову принадлежат замечательные слова: "Создатель дал роду человеческому две книги, - писал он. - Первая - видимый мир... Вторая книга - Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры". Наука и религия "в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет" [Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.Н.Беркова. Изд. "Советский писатель", 1948. С. 7.].Список используемой литературыКультурология Под редакцией Н.Г. Багдасарьян Высшая школа, М. 2001http://www.sergievposad.ru/ «В поисках истины»!Культура и Религия введение в проблематику http://atheism.ru Ю.А. Муравьёв


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обломов и Штольц по роману И.А. Гончарова Обломов
Реферат Роль естествознания в развитии общества
Реферат Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором
Реферат К.М. Тахтарев о закономерностях социальных явлений
Реферат Становление и развитие социальной психологии как науки
Реферат Kubla Khan Essay Research Paper Kubla KhanIf
Реферат История развития социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом
Реферат Банановый певун
Реферат Descarted Meditations Essay Research Paper Clear and
Реферат Проблема взаимоотношения личности и коллектива
Реферат Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством
Реферат Подтверждение страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию республики Беларусь
Реферат Акции по законодательству Российской Федерации
Реферат «между репетициями»
Реферат Методология изучения темы Признаки параллельности прямых