Курсы повышения квалификации организаторов патриотического воспитания по теме: «Пути совершенствования патриотического воспитания детей и подростков в условиях учреждения общего и дополнительного образования»Описание опыта работы по теме:«Создание гражданско-патриотической системы воспитания в Акбулакском районе»Автор: Бартош Марина АлександровнаДолжность: методист по патриотическому воспитаниюквалификационная категория: первая Наименование учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Акбулакского района Оренбургской области»2010 год^ Бартош Марина АлександровнаДата рождения: 05.061978Образование: высшее Окончила Оренбургский государственный педагогический университет Специальность: учитель историиКатегория: первая квалификационная категорияПедагогический стаж: 15 лет^ Информация об опытеУсловия возникновения, становления опыта Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к учреждениям дополнительного образования детей. Дополнительное образование ставит и решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. При решении этой проблемы дополнительное образование учитывает влияние социальной среды, в которой растут и формируются многие учащиеся. Акбулакский Дом детского творчества является координатором патриотического воспитания в районе. Творческие объединения патриотической направленности работают в Доме детского творчества и в ОУ района. Главным содержанием деятельности по определению эффективности патриотического воспитания является диагностика развития личности учащегося. Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Диагностика проводилась с воспитанниками творческого объединения «Символы России», которые являются, учащимися кадетского класса. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны самые информативные методики: анкетирование; наблюдения;методика КОС Диагностика была начата по методике (Приложение №1). ^ Актуальность опыта. Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма: его сущности и истоков, форм проявления, идеалов и ценностных ориентиров гражданина России; его влияния на процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Проблема гражданско-патриотического воспитания приобретает особую актуальность для российского общества, переживающего выход из кризиса. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обуславливают изменения в социокультурной жизни, влияют на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. Важнейшим явлением в сфере общественного сознания молодежи стало заметное усиление патриотических настроений (связь с обычаями и традициями своего народа). Уже очевидно, что наше общество окончательно пришло к пониманию: учить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который живѐт в нѐм – значит укреплять основы государственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующейся не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. Поэтому в формирование личности, сочетающей в себе развитую гражданскую, правовую, политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Кроме того, школа должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования России до 2010», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сфере общего образования») отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Изучение состояния гражданско-патриотического воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия: между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей; между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье; между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию; между необходимостью повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников как одного из направлений деятельности классного руководителя и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения этого процесса в школе первой ступени. Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание механизма, обеспечивающего организационно- педагогические условия повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания учащихся в районе. Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического воспитания повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность. всего воспитательного процесса в районе ^ Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с 2008 года по настоящее время и состоит из трех этапов. Первый этап – подготовительный (2008-2009 годы). Была определена область исследования. На основе теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные теоретические параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотезы, методология и методы, понятийный аппарат. Была определена база проведения экспериментальной работы. ^ Второй этап - практический (2008-2009 годы). На втором этапе исследования проводился констатирующий эксперимент с целью выявления первоначального состояния патриотической воспитанности. На основе результатов, полученных в процессе проведения данного эксперимента, и теоретического анализа литературы была составлена программа экспериментальной работы. ^ Третий этап- подведение итогов (2009-2010г.) На третьем этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных результатов экспериментального исследования были сформулированы основные выводы и рекомендации, выполнено литературное оформление результатов исследования. ^ Диапазон опыта охватывает систему патриотической работы в районе. Теоретической базой опыта являются научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике. Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота. В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Черньппевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее это – разные по содержанию понятия, разные по характеристикам качества личности. В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что вопросы патриотического воспитания школьников исследованы довольно широко и на разных уровнях. Вместе с тем в педагогике недостаточно исследована деятельность классного руководителя по проблеме патриотического воспитания школьников и не хватает методической литературы. Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятий и терминов. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический опыт. Обобщая, можно дать такое определение: «патриотизм» - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности. Содержание понятия патриотизма включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства уважительное отношение к историческому прошлому Родины; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. «Гражданственность» – комплексная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу Родины, сопричастность с еѐ судьбой. Поэтому истинный патриотизм предполагает, как видно из данных определений, единство духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо сам человек не выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения. Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать воспитательную систему в детском коллективе. Воспитание в культурологической концепции Е.В.Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, социализации, жизненном самоопределении. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению, гуманная, духовная, творческая и адаптивная. Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь по законам Истины, Добра и Красоты. Концепция гуманно-демократической воспитательной системы В.А.Караковского основана на незыблемых ценностях: Земля – общий дом человечества, малая родина; семья – естественная среда развития личности; культура – великое богатство человека; человек – абсолютная ценность. Интегративным направлением является гражданско-патриотическое, осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое. Идеология патриотизма как система ведущих идей, актуализирующих представления человека об окружающем мире и себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства, положена в основу патриотически ориентированного подхода А.Н.Вырщикова и М.Б.Кусмарцева. Такой интерес педагогов-новаторов к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов велика. Новизна опыта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания в районе способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности. В опыте уточнено понятие гражданско-патриотического воспитания, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создания организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности, разработана и апробирована система гражданско-патриотического воспитания младших школьников и пути ее реализации в их практической гражданско-патриотической деятельности. ^ Технология опыта. Цель опыта: повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно- педагогических условий гражданско-патриотического воспитания учащихся. ^ Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи: 1. Изучение и анализ теоретических основ патриотического и гражданского воспитания в России. 2. Разработка эффективных форм патриотического и гражданского воспитания во внеклассной и внеурочной работе. 3. Определение критериев, показателей и уровней сформированности патриотической воспитанности учащихся. 4. Выработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического и гражданского воспитания в районе. ^ Ожидаемые результаты. Основным инструментом повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания главная цель которого - воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще; Целью и конечным результатом воспитания является образ патриота с активной гражданской позицией, культурно-просвещѐнный, нравственно-зрелый, способный к созиданию. ^ Активная гражданская позиция Наличие личной системы ценностей (нормы, правила общения, принципы толерантности, ответственности и обязательности), понимание ценностей мировой культуры.^ Патриотическое сознание . Любовь к Отчизне, преданность Родине, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, уважение к традициям кадетского корпуса, города, страны, их истории. ^ Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов: Активное стремление к выполнению социальнозначимых функций в различных сферах общества. Потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков.^ Высокая духовность Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, развитие чувство эмпатии любви, уважение; творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовольствие от творческого процесса. ^ Принцип системности. Воспитание успешно, если оно системно. Только через системный подход к организации жизнедеятельности образовательного учреждения можно обеспечить целостность становления личности воспитанника. ^ Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. ^ Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются. Принцип коллективной деятельности. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими. ^ Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других. ^ Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на определенные формы и методы воспитательного воздействия. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности. ^ Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо. ^ Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для сотрудничества детей друг с другом, детей и их родителей, формирования толерантного отношения к другим людям. Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания обучающихся призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям: Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц. Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллектив подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов. Система военно-патриотического воспитания включает: 1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе. 2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую с обучающимися (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, различные кружки, спортивные секции; учебные пункты будущего воина, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.). 3. Деятельность средств массовой информации, молодежных организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. ^ В качестве форм гражданско-патриотического воспитания учащихся через внеклассную и внеурочную деятельность выступали: беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности; торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти; экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы; смотры строя и песни, военно-спортивные игры; просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки; проектирование; встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками; тест-опрос, тренинги; социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию. ^ Автор опыта опирался на следующую совокупность воспитательных методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.Метод убеждения выступал как суждение педагога, аргументация, мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении, диалог с детьми, раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, дискуссия, специально организуемая педагогом, обмен впечатлениями по восприятию образа, совет, рекомендация по поводу жизненной ситуации. ^ Метод упражнения обеспечивал практические действия ребенка и реализовался следующим образом: пример педагога, просьба, поручение что-либо сделать, специальный тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки, коллективные творческие дела, проекты. Метод оценки заключался в самоанализе и самооценке воспитанников, в поощрении со стороны педагога и родителей, в создании благоприятного общественного мнения, ситуаций выбора и успеха. ^ Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организуется в три этапа:I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям. ^ II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций. III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.Опыт обеспечивает: рост успешности учащихся; нравственное и физическое взросление; расширение знаний о семье, малой родине, России; воспитание целостной личности. Результативность опыта Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям: 1. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности. 2 Изучение потенциальных возможностей подростков в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. 3. Определение характера отношения школьника к службе в армии. Результаты изучения эффективности воспитательной системы, позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности. (Приложение№1 призовые места в районных и областных конкурсах по военно–патриотическому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному и спортивному направлению; высокий процент поступления выпускников в ВУЗы в том числе в военные; участие в областных, районных патриотических слетах, сборах. Автор опыта считает, что поставленные задачи были в основном выполнены. Гражданско-патриотическое воспитание в классе имело четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родной город – родная страна. Ожидаемые результаты достигнуты. Библиографический список 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения). 3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы», 2005. 4. Программа «Патриотическое воспитание граждан муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» на 2006-2010 годы», 2005. 5. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24. 6. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001. 7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление). 8. Караковский В.А., НовиковаЛ.И., СеливановаН.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000. 9. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с. 10. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002. 11. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с. 12. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. 13.. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с. 14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48с. 15. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / автор- составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа). 1. Приложение №1 Диагностика изучения детского коллектива. 2. Приложение №2 Викторина по истории Отечества Приложение№3 «Зеркала времени» ителлектуально – историческая мгра Приложение №4 Районный семинар для руководителей школьных музеев «Школьные музеи как форма гражданско-патриотического воспитания» Приложение №5 Приложение № 6 Сценарий интеллектуально- исторической игры «Эхо времен»Сценарий районного этапа акции «Я- гражданин Росссии» Приложение №1 В диагностическом исследовании мы использовали методики: метод наблюдения за поведением подростков в конфликтной ситуации; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) на определение насколько склонны подростки к сферам деятельности, связанным с управлением деятельностью других людей и с коммуникациями; анкетирование «Определение отношения к службе в армии» на определение отношение к службе в армии.^ Изучение потенциальных возможностей подростков в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. КОС применяется в профориентации для определения того, насколько склонен оптант к сферам деятельности, связанным с управлением деятельностью других людей и с коммуникациями. Результаты опросника КОС позволяют говорить не об уровне профессиональной пригодности, а, скорее, о потенциале оптанта в сфере управления и коммуникаций. Для более точного прогноза успешности оптанта в будущей профессии из сфер управления и коммуникации.^ Назначение методики:Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей.Инструкция:Вам нужно ответить на все эти вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если в