Министерство образования Российской Федерации Новосибирский Государственный Университет Юридический факультет Реферат по философии на тему: « Психологические истоки творчества Артура Шопенгауэра » Выполнил: Федорченко Д. В., студент 2 курса, группы 5920 Проверил: Тюгашев Е.А, к.ф.н. Новосибирск-2006 Содержание: Введение 3 1. Психология и творчество 4 Заключение 7 Список использованной литературы 82 Введение Шопенгауэр (1788-1860) во многих отношениях занимает особое место среди философов. Он пессимист, как почти все другие в каком-то отношении оптимисты. Он не полностью академичен, как Кант или Гегель, но не полностью отрешился от академических традиций. Он необычно свободен от национализма и столь же хорошо знаком с английскими писателями, как с писателями своей страны. Его мировоззрение по своему темпераменту имеет сходство с эллинистической эпохи, усталое и болезненное.3 1 .Психология и творчество Для начала следует сказать, зачем Шопенгауэр пишет все свои произведения. На этот вопрос можно ответить его собственными словами: « Нам становится невыносимо, что даже мы сами должны продолжать механический ход своих обыденных занятий и то горе, которое бушует внутри нас, должно оставаться чуждым тысяче наших собственных поступков. Вот почему, для того, чтобы восстановить гармонию между нашей внешней деятельностью и внутренними ощущениями, мы неистовствуем, кричим, рвем на себе волосы и катаемся по полу. У нас такие деспотические помыслы, что мы все хотели бы приобщить к нашим интересам и все принудить к участию в них. Единственным путем к этому было бы приобретение любви других - так, чтобы наша беда теснила и чужую грудь. Так как это слишком сложно, то мы выбираем часто более короткий путь и выбалтываем свою беду людям, равнодушным к ней, который слушает об этом с любопытством, но без участия, чаще всего - с удовольствием».1 Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он дает своим соперникам или тем, кого он своими соперниками считал. Наиболее яростно он стал нападать на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строго шопенгауэровскому мышлению. «У немецкой публики есть какое-то химическое сродство со всем бездарным; оттого она прилежно читала господ Фризе, Гегеля, Круга, Гербарта, Зала etc.etc., меня же они не коснулись».2 Вообще пессимистическое воззрение Шопенгауэра можно объяснить тем также, что он был экстравертом (Об экстравертом мужчине можно сказать: «Он не поддается учету и остается неопределенным в своей установке; он имеет склонность к капризам, к взволнованной суетливости; он всем недоволен, любит осуждать; судит отрицательно обо всем и обо всех, - самим же собою очень доволен. Хотя его суждения нередко бывают ложными, а проекты часто терпят крушения, однако он безгранично верит в них.)3 : «Профессора философии говорят с большим уважением о таких людях и книгах, которые явно этого не заслуживают, потому что они очень нуждаются во взаимности такой эвфемии; мне же последняя не нужна, поэтому я все буду называть своими именами.»41 Новые паралипомены: отдельные мысли о разного рода предметах. Глава XX. Психологические замечания2 Новые паралипомены: отдельные мысли о разного рода предметах. Глава XXII, §6895 К.Юнг «Психологические типы».М., 19974 Новые паралипомены: отдельные мысли о разного рода предметах. Глава XXII, §6724 «Счастье, таким образом, всегда лежит в будущем или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само отбрасывает от себя тень5» Действительно, проекты, труды Шопенгауэра постоянно терпели крушение. Так, в 1818 году он завершает книгу «Мир как воля и представление». Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 году. Это был первый, основной том всего сочинения. Как в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой. В 1826-1833 автор новой философской системы снова попробовал в Берлине свои силы как лектор. Университетский курс посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался. Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой. Затем отец Артура разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году покончил жизнь самоубийством. Поэтому-то мы можем много раз найти высказывания Шопенгауэра о самоубийстве: это и его афоризмы («самоубийца именно потому перестает жить, что не может перестать хотеть») и даже его отдельная глава, которая так и называется «О самоубийстве», в которой философ не принимает самоубийства. Овдовевшая мать Шопенгауэра переехала в Веймер, в 1813 году перебрался туда и философ, хотя он и не одобрял легкомысленного поведения своей матери. Он был просто шокирован, когда узнал, что она живет с молодым человеком по имени Мюллер фон Герсгенберг. В его (Шопенгауэра) теории и усматривается проявление Эдипова комплекса (Фрейд говорит, что в выборе сексуального партнера играют роль те его качества, которые присущи образу родителя противоположного пола) и комплекс обиды. Теория Шопенгауэра заключается в следующем: Двое мужчин должны жить с одной молодой женщиной, пока она не достигает такого возраста, когда уже не в состоянии рожать детей. После этого они оба должны жениться на второй более молодой женщине, не забывая о своей бывшей жене. Вся личная жизнь Шопенгауэра не складывается. Страх быть брошенным обнаруживает в шопегауэровском характере женоненавистничество: « Только мужчина, чей интеллект затуманен сексуальным импульсом, может назвать прекрасной половиной эти низкорослые, узкоплечи создания с большими бедрами и короткими ногами.» Каждый раз, когда дело доходило до свадьбы, Шопенгауэр отказывался от своих намерений. Так, например, в отношении с одной из своих возлюбленных, Терезой, когда она на его глазах3 О ничтожествах и горестях жизни5 упала в обмороке, увидев Байрона, он порвал всякие с ней отношения, позже написав: «Я боялся, что мне наставят рога». С лета 1833 года Шопенгауэр окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и провел жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую. Шопенгауэр по соционическому типу относится к типу «Гамлет», то есть является этико-интуитивным экстравертом (эмоции этико-интуитивного экстраверта хорошо выражены и всем отчетливо видны, но они как бы отвлеченные. Он может распространяться о своих эмоциях и переживаниях, но его чувства платонические, он не смеет желать даже очень любимого человека. Некоторое значение имеет и неудовлетворительное сексуальное воспитание. Но это воспитание только дополнительно усложняет его жизнь. Экстраверт благожелателен к каждому, кто к нему проявил доброе чувство, но нужно много времени и настойчивого внимания партнера, чтобы чувство сплавилось с влечением. Влечение, как и всех интуитивных, имеет своеобразный "заочный" характер. Это значит, что он желает объект совершенно осознанно только при его отсутствии. Когда любимый перед глазами, влечение кажется чем-то призрачным и фантастическим. Если партнер из-за психической несовместимости недостаточно их понимает, даже и в браке избегает сексуальной близости. Свои чувства к партнеру экстраверт выражает не конкретной заботой о нем, а только драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на него свалиться. Интересно, что этико-интуитивному экстраверту присуща своеобразная высокомерная манера держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает, что-то изображает). Соционический тип отражается и в трудах философа: «От ночи бессознательности пробудившись к жизни, воля видит себя индивидом в каком-то бесконечном и безграничном мире, среди бесчисленных индивидов, которые все к чему-то стремятся, страдают, блуждают; и как бы испуганная тяжелым сновидением, спешит она назад к прежней бессознательности. Но пока она не вернется к ней, ее желания беспредельны, ее притязания неисчерпаемы, и каждое удовлетворенное желание рождает новое.Нет в мире такого удовлетворения, которое могло бы утишить ее порывы, положить конец ее вожделениям и заполнить бездонную пропасть ее сердца. И при этом обратите внимание на то, в чем обыкновенно состоит для человека всякое удовлетворение: по большей части, это не что иное, как скудное поддержание самой жизни его, которую необходимо с неустанным трудом и вечной заботой каждый день отвоевывать в борьбе с нуждою, а в перспективе виднеется смерть.»ь Гуленко В.В. «Как называть социотип/Соционика, ментология и психология личности» 6 Заключение С точки зрения исторической у Шопенгауэра важны два момента: его пессимизм и учение о том, что воля выше познания. Его пессимизм дал возможность людям пристраститься к философии, не убеждая себя в том, что все зло может быть оправдано. В этом отношении, как противоядие, этот его пессимизм было полезным. С научной точки зрения оптимизм и пессимизм в равной мере вызывают возражения: оптимизм принимает или пытается доказать, что вселенная существует, чтобы доставлять нам удовольствие, а пессимизм - что Вселенная существует, чтобы принимать нам неприятности. Научно нет никаких доказательств правильности ни того, ни другого взгляда. Вера в пессимизм или оптимизм - это вопрос темперамента, а не разума, однако среди западных философов более распространен оптимистический темперамент. Поэтому, по-моему, полезен и представитель противоположной партии, так как он выдвигает соображения, которых иначе не заметили бы.7Список использованной литературы 1.Шопенгауэр А. «Новые паралипомены: отдельные мысли о разного рода предметах».,М.-1992 2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.-1994 З.Фрейд 3. «Собрание сочинений»., Т. 1.М.-1991 4.Фред 3. «Введение в психоанализ». МЛ993 Юнг К. «Психологические типы». М.,-1995 Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление» 8