«Мотивация учебной деятельности школьников» Цель: познакомить родителей с их ролью в повышении мотивации учебной деятельности; дать рекомендации по развитию интереса к учению у детей. Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. Но в подростковом возрасте (особенно в 13-14 лет) ученик, в общем-то, сознавая роль учения, всегда увлечен чем-то (любимым занятием, спортом, общением с друзьями, играми, компьютером и т. П.). Поэтому уроки приготавливают второпях, предметы, требующие усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно, лишь бы скорее от них избавиться и заняться любимым делом.Но надо отметить также и то, что недобросовестное отношение к учению далеко не всегда является следствием сильного увлечения каким-то другим делом. Порою у таких учащихся отсутствует мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала. Мотивация учения - это внутренняя потребность, побуждающая ученика учиться. Многообразные конкретные мотивы учения можно разделить на основные группы.Широкие социальные мотивы, вытекающие из понимания общественной значимости, осознаются в виде стремления стать полезным людям, подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, в виде желания стать образованным человеком.Узкие, или близкие, мотивы учения представляют собой какой-то дополнительный смысл учения, появившийся в связи с взаимоотношениями в семье, коллективе или в связи с другими жизненными обстоятельствами. Для узкого мотива характерно желание хорошо учиться ради достижения побочной для учения, но важной для личности цели, например, заслужить одобрение родителей, завоевать авторитет в коллективе, получить обещанный подарок, или же, избежать наказания со стороны родителей и т.д.Еще один мотив - непосредственный интерес к изучаемым предметам, стремление узнать новое, проникнуть в тайны природы, овладеть новыми умениями и навыками. В основе этого мотива – пробуждение у школьников интеллектуальных чувств.Широкие социальные, близкие мотивы учения и учебные интересы дополняют друг друга и вместе составляют прочную мотивационную основу для успешной учебной деятельности. Поэтому-то важно формировать у школьников все виды этих мотивов.Причины отставания в учебе.Если ребенок отстает в учении, необходимо уделить внимания тому виду мотивов, который у него менее развит или который мог бы в данной ситуации мобилизовать его душевные силы на решение учебных задач.Очень часто недобросовестное отношение к учению складывается из-за неумения ребенка правильно организовать свое поведение, распределить время, которым он располагает, из-за нежелания проявить усилия или просто из-за привычки бездельничать.Итак, если учение в сознании подростка занимает второстепенное место, он учится не вполне добросовестно, но все же проявляет определенное старание. На уроках в той или иной мере работает, радуется хорошим отметкам, огорчается по поводу плохих. Чтобы избежать неудовлетворительных оценок, охотно списывает задания у товарищей, пользуется подсказкой, пропускает занятия в дни контрольных работ по тому предмету, по которому у него проблемы, пользуется любым поводом, чтобы не посещать школу. Кроме того, чтобы избежать замечаний со стороны родителей, такой ученик может прибегать к обходным путям – подделать отметку, умышленно потерять дневник и т. п.При недобросовестном отношении к учению у ребенка очень ослаблены учебные интересы, проблемы в знаниях по тому или иному предмету настолько велики, что ученик уже не в состоянии самостоятельно справиться с учебным материалом, к тому же он потерял веру в собственные силы. Это неверие усугубляется неверием одноклассников в его возможности, неуважением с их стороны. Положение такого ученика в классе становиться незавидным. Страдающее самолюбие, потребность проявить себя, не располагая реальными возможностями это осуществить, толкают такого ученика на поиск выхода из тягостного положения.Одни, переживая неудачи в учении, притворяются безразличными, а на уроках разными выходками смешат товарищей. Это смех и хлопоты с ним учителя доставляют такому ребенку моральное удовлетворение, ибо он в какой-то мере, в каком-то смысле был в центре внимания всех.Другие ищут другую деятельность, других друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной компании.Поэтому мы, педагоги, подбираем приемы педагогического воздействия на таких учеников с целью активизировать у них интерес к учебе. Но и вы, родители, тоже можете оказать помощь нам, педагогам, и своему ребенку в развитии познавательной деятельности. Каждый раз после родительского собрания, ознакомившись с успеваемостью своего ребенка, некоторые из вас пытаются улучшить ее, проводя беседы или читая нравоучения. Но даже если мы принудим ребенка что-либо выучить, зазубрить, вряд ли он станет от этого умнее. Постижение знаний должно происходить осознанно.Так что же делать?Во-первых, надо хвалить ребенка даже за самое маленькое достижение. Во-вторых, воспользоваться следующими приемами.· Закрепление нового навыка требует повторений, с обязательными промежутками между ними. Поэтому не требуйте от ребенка мгновенного усвоения какого-либо материала. Пусть переключится на какое-то время на другие виды деятельности, затем опять вернется к изученному.· Учите ребенка слушать и «рисовать» в уме себе «картинку» того, о чем говорит учитель, при этом совсем не отвлекаясь. Потренируйте его дома. Расскажите ребенку что-нибудь, а он опишет вам возникшую у него картину или даже зарисует ее. Научившись этому, на домашние задания подросток будет тратить меньше времени.· Трудно то, то непонятно. Поэтому имейте дома справочную литературу, словари, энциклопедии, где ребенок, найдет объяснение непонятным словам.· Необходимо научить ребенка думать. Подумайте над какой-нибудь проблемой при ребенке вслух, проанализируйте, порассуждайте, чтобы он услышал ход ваших мыслей. Обсуждайте с ним различные проблемы, в том числе и житейские. Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности