Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь

БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
 
Кафедраменеджмента

РЕФЕРАТ
На тему:
 
«Проблемы,сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь»

МИНСК,2008

Изучение спецификиэкономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблемпредпринимательского сектора в Республике Беларусь.
Главной проблемой дляпредпринимателей Беларуси являются административные процедуры.
По данным опроса,проведенного Международной финансовой корпорацией (далее – IFC), более 40% субъектов МСБ считают,что деловая среда в стране в 2005 г. ухудшилась. Среди причин, вызвавших такоенегативное отношение к существующим условиям ведения бизнеса, лидируютмеханизмы прохождения административных процедур. При этом, несмотря на улучшения,имевшие место в отдельных областях административного регулирования, практическивсе основные процедуры, с которыми субъекты хозяйствования сталкивались в 2005году, были для них сложными.
В качестве проблем,присущих всем административным процедурам, можно назвать большойдокументооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о частоменяющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за ихнесоблюдение.
В целях ускоренияпрохождения тех или иных административных процедур, а также при урегулированииспорных вопросов с государственными органами субъектам МСБ приходится прибегатьк неофициальным платежам. По данным опроса, только 70% субъектов МСБ однозначнозаявили, что они не осуществляли неофициальных платежей в 2005 г., следовательно, почти треть предпринимателей это практиковали.
Две трети субъектов МСБназвали личные связи наиболее эффективным инструментом урегулирования спорныхситуаций с государственными органами. Около 40% предпринимателей считают, чтоиспользование неофициальных платежей более эффективно, чем обращение в суд илив вышестоящие государственные инстанции.
В отдельныхадминистративных процедурах произошли позитивные изменения, но сложностиостались.
Существенных изменений впроцедуре регистрации в 2005 г. по сравнению с 2004-м не произошло;зарегистрировать предприятие стоило в среднем 678 долларов США и занимало около70 рабочих дней. Однако в результате работы, проводимой государственными органамипри консультационной поддержке IFC на протяжении всего 2005 г., в начале 2006-го был упрощен механизм согласования наименования регистрируемых предприятий.В апреле 2006 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «Овнесении дополнений и изменений в Декрет от 16 марта 1999 г. № 11», который предусматривает применение принципа «одного окна» для прохожденияпострегистрационных процедур, а также снижает срок и стоимость регистрации. Сравнениесроков процедуры регистрации до и после принятия Декрета №6 представлено втаблице 2.4.
Таблица 1 – Сравнение процедурырегистрации до принятия Декрета №6 и послеПоказатель до принятия Декрета после принятия Декрета Продолжительность рассмотрения документов в регистрирующем органе, дн. 25* 20 Продолжительность постановки на учет после получения свидетельства о регистрации (пострегистрация), дн. 16** 10 Количество государственных органов и учреждений (шагов) для регистрации предприятия 10 4
Примечание 1 – * средниепоказатели по данным опроса предпринимателей за 2005 г.
Примечание 2 – **предельные сроки, установленные Декретом №6
Несмотря на позитивныеизменения, анализ нормативных документов, регулирующих вопросы регистрациипредприятия, показывает, что в Беларуси эта процедура остается болеепродолжительной и дорогой по сравнению с другими странами СНГ (рисунок 2).
В стремлении обезопаситьрынок от недобросовестных субъектов хозяйствования и предотвратить образованиефирм-однодневок государство чрезмерно зарегулировало процедуру открытиябизнеса. По данным опроса, проведенного IFC, для большинства предпринимателей,проходивших процедуру регистрации в 2005 г., процедура была сложной .
Такая негативная оценкаобусловлена, прежде всего, необходимостью  посещения большого количестваучреждений и инстанций, для того чтобы собрать все требующиеся документы. Этоприводит к значительному увеличению сроков регистрации.
Кроме того, необходимостьхождения по инстанциям приводит к тому, что для регистрации предприятия 52%предпринимателей, по данным исследования, воспользовались в 2005 г. услугами посредников, таких как юридические фирмы, консультационные компании и независимыеюристы.
Формально средняяпродолжительность рассмотрения документов регистрирующим органом длябольшинства предприятий не превышала установленных законодательством сроков –30 дн. – и, согласно данным опроса за 2005 г., составляла в среднем 25 рабочих дн… В то же время каждому пятому потенциальному предпринимателю приходилосьждать свидетельство о регистрации более 30 дн. Основная причина – необходимостьпредоставления дополнительных документов по требованию регистрирующего органа,что обусловлено разрешительным принципом регистрации, действующим в Беларуси.
С учетом времени,затрачиваемого предпринимателем на подготовку всех необходимых документов,общая продолжительность процедуры регистрации предприятия достигла в 2005 г. в среднем 70 дн.: около 29 дн. занимало рассмотрение заявления и сопутствующих документоворганам регистрации, и около 16 дн. тратилось на то, чтобы стать на учет вовсех соответствующих ведомствах. Все это время предприятие не моглофункционировать, в результате чего и сектор МСБ, и государство несли потери ввиде недополученной прибыли и упущенных налоговых платежей.
Процесс регистрации былтакже сопряжен со значительными материальными затратами – как официальными, таки неофициальными. Общая сумма официальных затрат на регистрацию юридическоголица в 2005 году в среднем составляла 678 у.е., или 22,3% от ВВП на душунаселения. При этом значительная доля расходов – не менее? общей суммы –приходилось на нотариальные платежи при заверении учредительных документов и ихкопий.
По мнениюпредпринимателей, наиболее заметным изменением в процедуре лицензирования за 2005 г. стало сокращение сроков выдачи лицензий лицензирующими органами с 45 дн. (в 2004 г.) до 27 дн. Однако 67% субъектов МСБ, получавших лицензии в 2005 году, назвали процедурулицензирования сложной. Причины подобной оценки, по мнению предпринимателей,кроются, прежде всего, в большом количестве документов, которые необходимопредставить для получения лицензии, и отсутствии четких лицензионныхтребований, не допускающих усмотрение со стороны чиновников. Все это ведет кувеличению сроков получения лицензии, что отметили как проблему около половиныреспондентов, получавших лицензии в 2005 г. Кроме того, несмотря на задачу довести количество лицензируемых видов деятельности до 12 – 14, поставленнуюПрезидентом перед Правительством, в Беларуси лицензируются 49 видов деятельности,включающие около 350 подвидов. Более того, около половины всех получаемыхсубъектами МСБ лицензий выдаются на виды деятельности, безопасность которыхобеспечивается другими административными процедурами. Так, около 50% лицензий,получаемых субъектами МСБ, – это лицензии на розничную торговлю и общественноепитание, которые фактически дублируют процедуры гигиенической регистрации исертификации.
Согласно результатамисследования, проведенного IFC, две трети предпринимателей (67%), получавшихлицензии в 2005 г., оценили процедуры лицензирования как сложные, указав наактуальность тех же трудностей, с которыми сталкивались предприниматели приполучении лицензий в предыдущие годы.
Главными проблемамипо-прежнему остаются большое количество необходимых документов, отсутствиечетких требований к соискателю лицензии, а также усло­вие наличия штатасотрудников, когда предприятие фактически не начало рабо­тать. Эти факторывлияют в большей степени на продолжительность и фактичес­кую стоимостьлицензирования. В то же время следует отметить, что острота про­блем несколькоспала. Предприниматели объясняют это тем, что лицензирующие органы стали режетребовать различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминанияв отраслевых положениях о лицензировании.
Так, при продлениидействующей лицензии, а также при внесении в нее измене­ний необходимопредставлять полный пакет документов, как если бы субъект хо­зяйствованияполучал лицензию впервые и должен был доказать свою способ­ность заниматьсяданным видом деятельности.
Требования на получениеряда лицензий до­пускают возможность усмотрения сотруд­ников лицензирующегооргана. Например, требование Постановления Совета Министров Республики Беларусь№ 1350 о представлении в лицензирующие органы перечня «торговых объектов,принадлежащих на праве собственности или ином законном основании...». Этоделает лицензионные требования неконкретными и создает почву длязлоупотреблений и кор­рупции.
Наличие подобныхсложностей в процедуре привело к тому, что около четверти предпри­нимателейприняли решение прибегнуть к неофициальным платежам. Только 74% респондентов,получавших лицензии в 2005 г., однозначно заявили, что у них не былонеобходимости в осуществлении нео­фициальных платежей для решения различныхвопросов в процессе получения лицензии.
Охват субъектов МСБлицензированием по сравнению с 2004 г. не умень­шился и составил около 72%. Приэтом, по данным опроса, 49% субъектов МСБ, получавших какие-либо лицензии в 2005 г., обрели лицензии на розничную торговлю и общественное питание.
Если принять во внимание,что согласно п. 1. Декрета Президента № 17 «О лицен­зировании отдельных видовдеятельности» лицензирование осуществляется в це­лях обеспечения сохранностиздоровья и жизни людей, национальной безопасно­сти и правопорядка, охраныокружающей среды, то лицензирование таких видов деятельности, как, например,розничная торговля и общественное питание, не со­ответствует целямлицензирования. Безопасность промышленных товаров и про­дуктов питания,реализуемых через сеть розничной торговли, обеспечивается, прежде всего,процедурами сертификации, гигиенической регистрации и регла­ментации продуктови товаров.
Таким образом, дублируядругие регуляторные процедуры, лицензирование становится фактором сниженияэффективности деятельности субъектов МСБ. Поэтому при оценке обоснованноститребования получения отдельных лицензий крайне важно учитывать реальныеэкономические потери как для субъектов МСБ, так и для государства, которыемогут быть вызваны данным требованием.
Существующая в Беларусисистема разрешений, связанных с ведением предпринимательской деятельности,охватывает около 90% субъектов МСБ. Всего же в Беларуси, по оценкамгосударственных органов, существует более 1000 различных разрешений.
Количество получаемыхразрешений в 2005 г. по сравнению с 2004-м не изменилось – в среднем шестьразрешений на одного субъекта МСБ. Средняя продолжительность получения одногоразрешения возросла с 53 дн. в 2004 г. до 79 дн. в 2005-м, а общие затратыувеличились с 1 400 до 2 070 у.е.
Как показывают результатыисследования, увеличение длительности и стоимости получения разрешений несвязаны с изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих эти процессы.Предприниматели и специалисты государственных органов считают, что роствременных и денежных затрат связан с неурегулированностью процедуры. Отсутствиев законодательстве (1) перечня разрешений, (2) описания документов, необходимыхдля получения разрешений, (3) описания оснований для отказа в полученииразрешений, (4) регламентации предельных установленных сроков и стоимостивыдачи разрешений ведут к затягиванию сроков и увеличению издержек приполучении разрешений субъектами МСБ.
Все это на практикесоздает многочисленные проблемы для предпринимателей. Например, по даннымисследования, для открытия кафе или другого объекта общественного питаниянеобходимо собрать 21 пакет документов (всего 83 документа) и посетить 30различных государственных органов и ведомств. Общее ко­личество ступеней приполучении разрешений для открытия объекта оказания бы­товых услуг – 45; объектаторговли или производства продуктов питания – 47; объекта общественного питания– 51.
В процессе полученияразрешений с предпринимателей также могут необоснованно взыскиватьсядополнительные платежи, не предусмотренные нормативными актами. Так, например,при получении заключения государственного пожарного надзора на проектированиереконструкции на субъект хозяйствования может быть возложено обязательство повыделению средств на развитие материально-технической базы пожарныхаварийно-спасательных подразделений, сумма которых должна быть согласована с сотрудникамигосударственного пожарного надзора.
Более половины субъектовМСБ (58%) находят процедуру получения разрешений сложной. Больше всегопроцедуру получения разрешений осложняют большой документообо­рот, сложностьтехнических норм и требований для неспециалистов, многоступенча­тость – все этовлекло за собой длительные сроки ее прохождения.
В результате сложных идлительных процедур многие предприниматели (каждый третий) были вынужденыприбегнуть к неофициальным платежам. Из всех рес­пондентов, получавшихразрешения в 2005 г., 67% однозначно заявили, что не прибегали к неофициальнымплатежам.
По данным исследования,проблемы, связанные с получением разрешений, при­вели к тому, что в 2005 г. более трети респондентов, имевших намерение от­крыть объект торговли или общественногопитания, отказались от него. В резуль­тате этого в 2005 г. без малого 6 000 рабочих мест не были созданы, а бюджет недосчитался около 20 млн. у.е..
Главная задачаразрешительной системы предотвратить возможную опасность здоровью и жизни людейили окружающей среде, которая может возникнуть при работе субъектовхозяйствования. При этом для оценки эффективности разреши­тельной системынеобходимо учитывать количество ресурсов, затрачиваемых на выполнение даннойзадачи, а также экономический эффект, который могут иметь применяемые меры дляэкономики страны.
Анализируя существующуюсистему разрешений в Беларуси с этой точки зрения, можно сделать вывод, что онагромоздка и неэффективна. Многие из разрешений, которые требуется получить дляосуществления хозяйственной деятельности, фактически дублируют другиепроцедуры, такие как лицензирование, сертифика­цию и другие. Это приводит ктому, что отдельные процедуры в рамках разреши­тельной системы не увеличиваютстепень защиты от опасных ситуаций (так как туфункцию выполняют другие процедуры). В то же время необходимость про­хожденияэтих процедур повышает издержки бизнеса, что приводит к потере кон­курентоспособноститоваров и услуг, произведенных в Беларуси. Кроме того, су­ществование этихпроцедур создает предпосылки для роста бюрократического аппарата и,соответственно, увеличению расходов на его содержание.
Отсутствие единогорамочного законодательного акта необоснованно расширяет сферу применениячиновниками разрешительных методов регулирования бизне­са. Это влечет за собойвозникновение чрезмерного количества требуемых в пред­принимательскойдеятельности разрешительных документов. Так, например, для открытия предприятияторговли, общественного питания или бытовых услуг пред­приниматель долженполучить восемь различных дополнительных разрешений, которые не предусмотренынормативными правовыми актами: разрешение СЭС и МЧС на стадии согласованияпредоставления помещения в аренду: согласования администрации района и РОВД оночном или круглосуточном режиме работы: решение исполкома о разрешениипроведения ремонта (реконструкции) помеще­ния; разрешения управления культурыгорисполкома, СЭС и ГПН на проведение дискотек в объектах общественногопитания.
Администрированиеналогообложения остается чрезмерно обременительным. Процедура администрированияналогообложения была в 2005 г. сложной для 67% субъектов МСБ. Сложность даннойпроцедуры, по мнению бухгалтеров, заключается в запутанном и противоречивомналоговом законодательстве, его нестабильности, а также в коротких периодахналоговой отчетности, из-за чего увеличивается документооборот.
Запутанность налоговогозаконодательства является следствием большого количества актов, регулирующиходни и те же отношения, подзаконных актов, из противоречивости, множестваотсылочных норм, несоответствия актов нижестоящего уровня актам более высокойюридической силы. Все это, по мнению руководителей МСП, приводит к тому, чтодаже среди налоговых органов нет однозначной трактовки той или иной нормы.
Нередки случаи, когдапредприятия, зарегистрированные в разных районах, посылают одинаковые запросы опорядке исчисления и уплаты налогов в налоговые инспекции по месту регистрациии получают разные ответы.
Сложность и запутанностьпроцедуры администрирования налогообложения также является причиной того, чтобухгалтеры МСП тратили в среднем 1,6 ч в день только на отслеживание измененийв на­логовом законодательстве (20% рабочего времени!).
Около 62% МСП говорят отом, что из-за сложной процедуры исчисления и уплаты налогов их бухгалтерывынужде­ны работать сверхурочно, в среднем око­ло 13 ч в мес. Совокупные издерж­кималого и среднего бизнеса от этого могут составить около 15 млн. у.е. в г., чтоболее чем 10 раз превышает сумму, которую государство планировало потратить извсех источников на поддержку малого бизнеса в 2006 г.
Сложность и запутанностьналоговой си­стемы, по мнению бухгалтеров, – главная причина многочисленныхнарушений налогового законодательства субъектами хозяй­ствования. В 2006 г. более 50% МСП, проверенных органами Министерства по налогам и сборам, были оштрафованы. Помнению предпринимателей, контрольные органы, проверяющие исчисление и упла­туналогов на предприятии, почти никогда не используют механизмы предупредитель­ноговоздействия.
Нестабильность налоговогозаконода­тельства подтверждается большим количе­ством изменений, вносимых внорматив­ные акты, регулирующие порядок исчисле­ния и уплаты налогов. Крометого, что сис­тема сама по себе очень громоздкая, в Закон о налоге надобавленную стоимость, например, с 1991 по 2006 г. изменения и дополнения вносились 24 раза. За 2005 г. по НДС принято 35 актов, по налогу напри­быль за 2004 г. – 13 актов.
Проверок стало меньше, нопроцедура нуждается в дальнейшем совершенствовании. Среднее количество проверок на одногосубъекта МСБ уменьшилось в 2005 г. по сравнению с 2004-м с 10 до 7, что привелок сокращению времени, которое субъекты МСБ тратят на работу с инспекторами, с24 до 10 дн. На предприятиях проводилось в среднем три проверкифинансово-хозяйственной деятельности и четыре технические инспекции. Главнойпричиной сокращения количества проверок стало усиление координации проверокфинансово-хозяйственной деятельности со стороны Совета по координации контрольнойдеятельности и улучшение процесса планирования проверок, в результате чегосущественно сократилась практика проведения проверок финансово-хозяйственнойдеятельности одного и того же субъекта хозяйствования различными контрольнымиорганами в течение короткого периода времени. Несмотря на это, 63% субъектовМСБ оценили процедуру проверок как сложную, прежде всего из-за затрудненногодоступа к информации о предъявляемых требованиях, а также непрофессиональногоотношения со стороны инспекторов. Из числа респондентов, у которых проводилисьпроверки, предвзятость инспекторов отметили 29%, некомпетентность инспекторов –24%, а 20% респондентов отметили несоблюдение инспекторами процедуры проверок инеправомерность действий.
По охвату проверкамисубъектов МСБ, по результатам исследования, лидировали органы Министерства поналогам и сборам, Министерства по чрезвычайным ситуациям, органы гигиены иэпидемиологии и фонда социальной защиты.
Дальнейшее сокращениеколичества проводимых проверок возможно за счет со­вершенствования процедурназначения технических инспекций. Доля техничес­ких инспекций в общемколичестве проверок составляет, по данным исследова­ния IFC, около 60%.
Так как цель техническихинспекций состоит в обеспечении соблюдения требова­ний законодательства,технических норм и правил с целью предотвращения угроз для здоровья граждан,окружающей среды или безопасности государства, то фо­кусировать их нужно на техотраслях, где эти угрозы наиболее вероятны. Однако, как показывают результатыопроса, техническим инспекциям в одинаковой степе­ни подвержены предприятия,относящиеся к отраслям с потенциально различной степенью риска. Индивидуальнымпредпринимателям и малым пред­приятиям инспекторы уделяют почти столько жевнимания, сколько и средним предприятиям.
Административноерегулирование ценообразования остается широко применяемым инструментом. В 2005 г. существенных изменений в регулировании ценообразования не произошло; цены на продукцию 61%предприятий малого и среднего бизнеса, как и в 2004 г., регулировались государством. По данным опроса, 71% субъектов МСБ заявили о том, что цены навесь объем выпускаемой продукции либо оказываемых ими услуг являются объектомадминистративного регулирования. При этом только 23% тех предпринимателей, ценына продукцию и услуги которых регулируются государством, отметили, чтосуществующий порядок регулирования ценообразования обеспечивает нормальноефункционирование и развитие предприятия.
Совокупные издержки,связанные только с администрированием ценообразования (не учитывая иныхиздержек, связанных с изменениями в экономике), обходятся белорусским субъектамМСБ в сумму около трех миллионов долларов США ежегодно (приложение 2). Несмотряна усилия государства сдержать рост цен административными методами, 68%субъектов МСБ считают, что заставить субъектов хозяйствования снизить ценыможет только конкуренция.
Помимо рассмотренных вышевопросов, связанных со сложностью административных процедур, впредпринимательской среде существует еще целый ряд проблем, появление которыхадекватно не объяс­няется классическими теориями макроэкономическогорегулирования. В частности, исходя из постулата теорий мейнстрима о том, чтопред­приниматели должны поступать исходя из максимальной экономичес­кой выгодыдля себя, трудно объяснить ситуацию, когда предприятия наращивают валовыепоказатели в ущерб показателям прибыли. Между тем, как показал проведенныйопрос руководителей белорусских предприятий, 56,9% из них приходитсяувеличивать предписываемые им в качестве обязательных объемы производства приодновременном снижении рентабельности такого производства. Только 5,4%респонден­там не доводился государственными органами показатель темпа ростаобъемов производства. Остальные же ответили утвердительно, причем 21%опрошенных заявили, что предписываемые показатели были нереальными.
С точки зренияклассической теории ситуация иногда доходит до абсурда. В частности,наблюдательному совету акционерного общества, в капитале которого нет долигосударства, было предложено уволить директора за отказ от выполнения такназываемых «прогнозных», а в действительности директивных плановых показателей,определенных местной исполнительной властью. Директор доказывал, что у его пред­приятияпереизбыток готовой продукции, что если и дальше наращивать ее выпуск, топредприятие окажется неплатежеспособным. В результате за 6 месяцев 2004 г. объем производства на предприятии вырос всего на 7% вместо доведенного задания в 14%. Этопозволило местной власти признать работу фирмы неудовлетворительной ирекомендовать уволить директора. При подобном подходе не кажется странным, что27,8% всех малых предприятий республики были убыточными.
Таким образом, предпринимательскиеструктуры в настоящее время несмотря на некоторые попытки снятияадминистративных барьеров находятся в более сложных по сравнению спредшествующими годами условиях. Рентабельность их деятельности зачастуюснижается, а возможности развития ограничиваются.Однако неследует думать, что органы государственного управления допускают стратегическийпросчет из-за недооценки значимости негосударственного сектора экономики. Политикав отношении этого сектора объясняется принятой в Республике Беларусьинституциональной экономической моделью, ориентированной преимущественно наадминистративно-правовые методы управления.

ЛИТЕРАТУРА
 
1.   Аналитический отчет Международнойфинансовой корпорации (IFC)«Деловая среда в Беларуси – 2006». – Минск, 2006. – 104 с.
2.   Германович, Г. В. Значение малого исреднего предпринимательства в экономике страны // Белорусская экономика:анализ, прогноз, регулирование / Г. В. Германович. – 2006. – №8. – С.33 – 38.
3.   Догиль, Л. Ф. Предпринимательство ималый бизнес / Л. Ф. Догиль. – Минск: Высшая школа, 2007. – 264 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.