Реферат по предмету "Разное"


Iv из книги «дисциплинарный санаторий»

IV ИЗ КНИГИ «ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ САНАТОРИЙ» РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ САМОЙ ЧЕРНОЙ КНИГИ ВЕКА Вместо предисловия 1. Старое HARD-насилиеУинстон Смит "верил, что он был рожден в 1944 или 1945 году", то есть мы с ним ровесники. Поскольку 1984 г. давно просвистел мимо и ничего похожего на общество, созданное воображением Оруэлла, на поверхности глобуса не обнаружено, я перечитал приключения человека моего возраста. Сюжет — глуп. В Великобритании 1984 г. (в Океании) внебрачный секс между членами партии запрещен. Уинстон Смит нарушает запрет (уже пять лет тюрьмы минимум). Чуть раньше он начинает вести дневник (двадцать пять лет или смерть). Снимает комнату для свиданий с Джулией (над антик­варным магазином, в квартале "пролов") у (как позже оказы­вается) агента "Полиции Мысли". Вместе с Джулией поддает­ся провокации злодея О'Брайена и вступает в заговор (словес­ный) против Партии (смертная казнь). Получает запрещенную книгу Голдстейна (еще раз смертная казнь). Смита арестовы­вают, пытают, подавляют его волю. В последней главе он отпущен "на свободу", но читателю ясно, что тотчас за пре­делами книги его неминуемо арестуют и ликвидируют. Ясно и то, что глупый сюжет используется Оруэллом, дабы проде­монстрировать читателю общество будущего — Великобрита­нию-Океанию 1984 г. Считал ли автор продукт своего твор­чества пророчеством или лишь возможной моделью будущего, к оценке книги отношения не имеет. Так же как и причины ее написания. Смит во мне сочувствия не вызвал и в высшей степени не понравился. По сути дела, он стандартный персонаж английс­кой литературы — маленький человек (пять фальшивых зубов, язва на ноге). Забыв об Океании, видим типичного английс­кого клерка среднего возраста. (Вспомним Т. С. Элиота: "Я старею, я старею /Я постель бутылкой грею/ Можно ль мне носить пробор?..", или протагониста романа Грэма Грина "The Human Factor"1 — Кастла, советского шпиона.) Оруэлл уверяет нас, что ужасная история его клерка разыгрывается в будущем — в 1984 г. Внимательный читатель обнаружит, что в книге паразитически удобно устроилось прошлое (роман написан в 1948 г.). Судите сами. Падающие через каждый десяток страниц на Лондон "ра­кетные бомбы" заставляют вспомнить ФАУ-2, посылаемые германцами на Лондон в 1942-1944 гг. Уинстон и Джулия встречаются на колокольне, в местности, куда "30 лет назад упала атомная бомба". Банды юношей "в рубашках одного цвета" и "крепкие мужчины в черной униформе, в железом подбитых сапогах и с дубинками в руках" заимствованы из германской истории 1920-1945 гг. Туда же относятся голубые и (для высшей иерархии партии) черные комбинезоны героев книги. "Плавающие крепости" Океании конечно же содраны с американских бомбардировщиков "Летающая крепость". "Трехлетний план" и "колонии для бездомных детей" отсыла­ют нас безошибочно к истории СССР. Давно установлено, что Голдстейн с козлиной бородкой списан с Троцкого. "Две минуты ненависти" и "неделя ненависти", вероятнее всего, заимствованы из ритуалов какой-либо из фрейдистских сект. "Великие чистки 50-х и 60-х годов", без сомнения, ведут свое происхождение от сталинских чисток. (Какими бы абсурдными эти процессы ни казались с Запада, они были следствием и необходимостью борьбы за власть. Дабы процессы над лидерами партии не превратились в процессы над партией, Сталин был обязан выдумать все эти невероятные "предатель­ства" и связи с иностранными разведками. Цели своей он достиг...) В "1984" — засилье деталей прошлого и лишь пара деталей (предположительных) будущего. Прежде всего знаменитый телескрин, о котором известно, что его нельзя выключать (член высшей иерархии партии О'Брайен имел право выклю­чать свой на полчаса). Во время написания романа телевиде­ние уже существовало, пусть и в зачаточном, полуэксперимен­тальном состоянии. Оруэлл выбрал новое изобретение глав­ным персонажем будущего и основным средством контроля. (Он было заикнулся на первых страницах по поводу полицейс­ких геликоптеров, висящих над улицами, полиция заглядывала в окна, но, поняв, насколько сей метод глуп, поправился: "геликоптеры были не важны, однако. Полиция Мысли была важна".) Установка в жилищах членов Партии принимающе-передающих телевизионных аппаратов теоретически воз­можна. Однако, не говоря уже о цене проекта, центр обработки информации должен быть чудовищно велик, и, может быть, половине наблюдаемых придется наблюдать за другой поло­виной партийного населения. Даже компьютеры не решают проблему, так как программирование разрешенных и нераз­решенных движений и текстов — сизифов труд. (Не говоря уже о бесцельности всей затеи — наблюдения. Разве при отсутст­вии телескрина современный цивилизованный европеец или американец позволяет себе в стенах своей квартиры экстра­вагантное поведение? Самое большее, на что может рассчиты­вать наблюдающий Big Brother или его служащие, - секс-сцены и скандалы.) Современное телевидение, безус­ловно, контролирует население. Но не наблюдая, а показывая. "Ньюспик", вместе с телескрином обязанный постоянно напоминать читателю, что дело происходит в будущем, дейст­вительно принадлежит настоящему (и Оруэлла и нашему) и будущему. Вульгаризация, упрощение и смешение языков — феномен нормальный. Происходит он повсюду, со всеми сразу языками мира и во множестве форм. Например, вкрапле­ние английского в языки мира. "Франгле" — испорченный английским французский существует, и плацдарм его расширя­ется. Но вовсе не с помощью "мужчин в черной униформе и с дубинками в руках", но добровольно, согласно необходи­мости и желаниям масс. Основную предпосылку, на которой держится интрига суперкниги, то, что в будущем внебрачный секс будет караем "пятью годами исправительных лагерей" (в лучшем случае), Оруэлл придумал сам, а не заимствовал из опыта прошлого, посему неправдоподобность резко бросается в глаза. Не говоря уже о воспеваемом всеми режимами семейном содружестве противоположных полов (семья — свя­щенная единица для советского и гитлеровского режимов, для Петена вчера и для Раймона Барра и Рейгана сегодня), секс был законным и заслуженным правом немецкого солдата, офицера и партийного чиновника. Публичные дома сопровождали немецкую армию. Второй человек в СССР после Сталина, глава грозного МВД — Лаврентий Берия разъезжал в авто по улицам Москвы, выискивая красивых юных девушек. Идиоту известно, что сексуально удовлетворенный гражданин менее склонен интересоваться социальными проблемами. Казалось бы, уже находящаяся у власти партия должна быть заинтересована в том, чтобы население сублимировало часть своей энергии (хотя, разумеется, власть всегда предпочитает упорядоченный сексуальный союз). Лишь сумасбродная, умопомешавшаяся власть способна вдруг запретить секс (хотя бы и только членам правящей партии) и сурово карать за нарушение запрета. Фраза Оруэлла, характеризующая сексуальный акт Уинстона и Джулии: "Это был удар, направленный против Партии. Это был политический акт", — нонсенс. Звучит, однако, красиво, как "встреча швейной машинки и зонтика на столе для анатомирования трупов". (Кстати говоря, между лотреамоновскими "Песнями Мальдорора" и "1984" существует определенная невменяемая летучая похожесть, как один кошмарный сон похож на другой.) У персонажей Оруэлла отсутствует честолюбие, нет у них даже человеческой жажды, власти или ненависти к тем, кто эту власть оспаривает. (Ее, впрочем, никто в книге и не оспаривает.) Они повинуются машинной логике или, может быть, даже квантовой механике. Непонятно, почему О'Брайен выбирает в жертвы совсем ничтожного Уинстона Смита, почему он и Полиция Мысли затягивают Смита в сеть, словно агенты ФБР, затягивающие американского сенатора в скандал с целью свалить его. К середине книги выясняется, что за Смитом следили с самой первой страницы, читали его дневник, следовали за ним в кварталах "пролов", подослали агента — хозяина антикварного магазина, наблюдали (через спрятанный за гравюрой телескрин) его акты любви с Джулией... Арестованному Смиту готический злодей О'Брайен (позаимствованный из следователей-инквизиторов Достоевского?) адресует театральные речи, простительные разве что школьнику, выкручивающему руки другому школьнику в темном углу здания школы. "Когда вы наконец сдадитесь нам, это должно быть сделано по вашей собственной, свободной воле..." — шипит он. Невозможно поверить в серьезность супервласти, один из высших чиновников которой ведет себя как опереточный злодей. Знаменитая сцена пытки (несостоявшейся) крысами сделана мэтром Оруэллом в манере Эдгара По устарело-патриархаль­ной. (Но эффекта он добивается, ибо само слово rat2в большинстве населения земного шара вызывает неприятней­шие эмоции.) Все большее количество людей занимается Смитом по мере приближения конца книги, и все большее раздражение вызыва­ет Уинстон Смит. Почему они возятся с больным варикозом, не могущим наклониться без боли в костях, преждевременно состарившимся чиновником министерства Правды? Фактичес­ки Смит — законопослушный гражданин. Он аккуратно ходит на работу и даже находит в своей работе известное удовольствие. Подавлять волю Смита нет нужды, она у него подавлена еще на первой странице книги. Все, чем занимают­ся О'Брайен (государство Океания в его лице, Партия и Боль­шой Брат) и Оруэлл, — это следят за уже бескрылой мухой на стекле, время от времени ловят ее и отрывают по одной ножке у нее. Отпущенная опять на стекло, как она станет себя вести? Если муха (Уинстон Смит), может быть, и убедительна в своей ничтожности, отрывающий ей ножки Большой Брат (О'Брайен, Партия) не удался. Не хватило таланта у мистера Оруэлла. Ясно, что он хотел сделать книгу о "чистом" наси­лии. Но получилась карикатура, будущее в стиле романов для консьержек. "Божественный" маркиз в "120 днях Содома" преуспел в той же цели куда больше. (Что до меня, я пред­почитаю футуролога Герберта Уэллса и его "Машину време­ни".) Творца "1984" вдохновляло превратно понятое чужое, неанглийское прошлое. Оруэллу казалось, что общества Гер­мании и сталинской России были скреплены исключительно насилием. Государственное насилие, вне сомнения, присут­ствовало необходимым элементом в структуре обоих режи­мов, но количество и значение насилия преувеличено и Ору­эллом в 1948 г., и вообще иностранцами, не жителями Германии или СССР. (У других — всегда Ад.) Мифологичес­кие "тоталитарные" системы были воздвигнуты Западом в своем воображении с невинной грацией. Дабы вызвать в себе необходимую для борьбы с врагом ненависть, следо­вало хулить врага, и в результате на месте реальных стран и систем прочно обосновались Монстры. Путем отсечения реальных мотивировок поведения остался лишь феномен уродливой абстрактной жестокости. Партия в "1984" столь же жестока и злобна, как скальпирующий белого индеец в вестернах. Если забыть о славе "1984" и попытаться оценить книгу по стандартам литературы, то удивляет инфантильность и мелод­раматичность книги — качества, присущие поп-литературе. Никогда таковым не объявленный "1984" написан, по сути дела, в жанре бестселлера. (Понятно, почему "Book of the Month Club" потребовал в свое время от Оруэлла, чтобы он убрал главы из книги Голдстейна и Апендикс, объясняющий принципы "Ньюспик". Только эти два куска написаны не в поп-стиле.) Вполне закономерно также, что "1984" вдох­новил поп-звезду Дэйвида Боуи на создание шоу. "1984" — это будущее, каким оно представлялось популярному, вскормлен­ному дешевыми газетными мифами воображению. Всегда отстающему от реальности на полстолетия.^ 2. Новое SOFT-насилиеМягкие методы управления массами зародились задолго до окончания второй мировой войны. Подавляя население других стран, своих германцев Гитлер соблазнил нацизмом. Арестантом в крепости Ландсберг, еще в 1924 г. он набросал модель популярного автомобиля "Фольксваген" и проект иде­ального дома среднего германца: пять комнат с ванной. Своей нацией он, кажется, собирался управлять с помощью мягкого насилия. Испуганное проявлениями своего собственного каннибали­зма в первую и более всего вторую мировую войну, "цивили­зованное" человечество отшатнулось от hard-3 к soft-4 режи­мам. (Плюс сыграли роль еще два важнейших фактора: 1) сдерживающее агрессивность влияние ядерных вооружений и 2) появление новых технологий производства, сделавших возможным закармливание масс.) Если сущность hard заклю­чается в физическом подавлении человека, soft основано на поощрении его слабостей. Идеал жесткого насилия — превра­тить мир в тюрьму строгого режима, идеал мягкого — превра­тить человека в домашнее животное. Soft оперирует не черной униформой, дубинками или пыт­ками. В его арсенале: фальшивая цель человеческой жизни (материальное благополучие), страх unemployment, страх эко­номического кризиса, страх и стыд быть беднее (хуже) соседей и, наконец, просто лень, присущая человеку, как и энергия, инертность. Самоубийства безработных — пример могучей хватки мягкого насилия, степени психологического давления, того подстрекательства к PROSPERITY — ПРОЦВЕТАНИЮ, которому подвергается гражданин цивилизованных частей планеты. В витрине современной цивилизации завлекающе светятся экраны телевизоров, компьютеров. Публика ослеплена изоби­лием информации и могуществом моторов автомобилей, в ко­торых она весело несется (12 тысяч смертей в год на автодоро­гах Франции) в порыве коллективного безумия передвижения. Портрет Большого Брата на стенах выглядел бы убого в сравнении со все более могущественными трюками паблисити. Ослепленный жонгляжем ПРОЦЕНТОВ, под дробь барабанов СТАТИСТИКИ (цивилизация отдает реши­тельное предпочтение относительной математике, блиста­тельным цифрам, в которых у публики нет времени разобраться), под грохот ставшей обязательной поп-музыки все более худшего качества (эмоции музыки как проти­воположность мышлению) совершает "цивилизованный" житель счастливых "развитых" стран свой скоростной пробег от рождения к retirement5. Необыкновенно высокий матери­альный уровень жизни, любит повторять счастливчик сам себе, достигнут лишь в Европе, Соединенных Штатах, Австралии и нескольких других — белых в большинстве своем — точках планеты вроде Израиля и Южной Африки. Есть исключения, скажем Япония, но в основном весь остальной, несчастный небелый мир влачит жалкое сущест­вование. (Сколько презрения в термине "слаборазвитые страны"!) Разнеженный, живущий в кредит (и часто за счет презираемых "слаборазвитых" стран, у которых он за бесценок скупает raw materials (сырье), сельхозпродукты и собирает гигантский урожай процентов на занятые им деньги), цивилизованный человек панически боится unemployment — свободы. Потому он каждый день отдается под покровительство государства-опекуна, потеряв (отказав­шись от них сам!) основные привилегии человека, присущие ему как биологическому виду, — независимость и свободную волю. За послушание его награждают ЗАМЕНИТЕЛЯМИ. Его грезы о путешествиях воплощаются в организованный туризм, жажду авантюр он может безопасно удовлетворить, включив теле или пойдя в синема. Полицейские романы и фильмы с неумеренным количеством револьверов и выстрелов — substitute6 необходимой человеческому существу ежедневной дозы борьбы за жизнь. Отвыкнув от защиты самого себя, современный цивилизованный человек параноически озабочен своей секюрити7. Но его вмешательство в обес­печение его же секюрити не только нежелательно, но карается законом. В цивилизованном обществе мягкого режима без­опасность граждан есть бизнес полиции. В обществе мягкого режима (в этом его принципиальное отличие от жесткого) не Партия, не банда злоумышленников подавляет трепещущее большинство, но все в той или иной степени подавляют всех сами. Ибо таков характер отношений. Однако многих общество мягкого режима обслуживает лучше. Ничтожный Уинстон Смит оказывается в нем в лучшем положении, чем энергичный (пусть и позер) О'Брайен. (Я вижу, как Смит в этот самый момент выставил варикозную ногу на асфальт автодороги, ведущей к Лазурному Берегу. Пробка. Впереди тысячи машин с Смитами и Джулиями и их детьми, отправляющимися в отпуск... О'Брайен, водрузив на нос очки, грустно читает Библию в камере тюрьмы Флери-Мерожис. Выпалил из охотничьего ружья в соседей — эмигрантов-арабов, не вынеся шума...) Чтобы они не забыли, что живут в наилучшем из об­ществ, доместицированным массам демонстрируют с боль­шим удовольствием дистрофических африканских детей, об­лепленных мухами. Или скелеты Аушвица... Мораль этих демонстраций такова: бесполезно пытаться устроить ка­кое-либо другое общество. Поглядите, к чему приводят по­пытки. Что произвели марксизм в Эфиопии и гитлеровский фашизм?.. И напуганные массы сидят тихо. И опыляют их мозги паблисити сыров, вин и стиральных порошков. Предлагают им покупать суперделикатную туалетную бумагу и носить не черные, но ярких детских расцветок ткани. (К насиль­ственной математизации и насильственному озвучиванию жизни следует еще добавить и насильственную "инфанти-лизацию".) Среди всех преступлений наиболее ужасным (и вовсе нена­казуемым) является преступление против себя самого — неис­пользование индивидуумом его единственной жизни. Слушал глупые музыкальные шумы, парковал автомобиль, занимался не тяжелым, но неинтересным трудом, а срок пребывания на земле закончился. Коллектив, так называемое "цивилизован­ное человечество" преуспело в создании (и навязывании всем и окраинам планеты) бесцветной, скучной, глупой, лишенной реальных удовольствий жизни. Жизни домашних животных. Против насилия Большого Брата, доброго, старого hard-режима в сапогах и зловещей униформе возможно было однажды (как доказывает история, это рано или поздно проис­ходило) подняться на восстание. Но вот подняться на восста­ние против собственных слабостей возможно ли?^ 3. О структуре книгиВ основе книги лежит метафора — уподобление современ­ного "развитого" общества санаторию для психически боль­ных, где гражданина-больного содержат и лечат в мягком и все же дисциплинарном климате. Уподобление понадоби­лось мне для создания эффекта "остранения", для того, чтобы читатель поглядел бы на привычный ему окружающий мир чужим взглядом (в данном случае моим. — Э. Л.). Невиннее совсем еще недавно широко распространенного несправедли­вого уподобления СССР Гулагу уподобление европейских (и европейского происхождения) обществ санаториям роди­лось, я признаю, именно в этой семье уподоблений. Обще­ство-тюрьма, общество-концлагерь, почему бы не санаторное общество? Я вынужден был пользоваться английской и французской социальной терминологией по той простой причине, что, уехав из СССР пятнадцать лет назад, русской просто не знаю. В книге нет ничего, что бы не было уже известно читателю. Я лишь сложил всем видимые элементы в мою картину. Важен мой взгляд. Возможно было выбрать сотню цитат из Ницше, Маркса, Фрейда, Достоевского и украсить ими книгу, но я предпочел внятно изложить мои мысли и мое видение мира. (Не обладая латинским полемическим темпераментом, я склонен скорее к ясной сухости.) Цитаты употреблены только в практических целях, а не для подкрепления моей позиции мнениями авто­ритетов. В книге мало внимания уделено полиции. Потому что в "неполицейских", я настаиваю на этом, санаторных государ­ствах мягкого режима полисирование8 есть одна из функций администрации и как самостоятельная сила полиция не высту­пает. То же самое можно сказать об интеллектуалах, оттеснен­ных медией со сцены. Сегодня интеллектуалы не есть самосто­ятельная сила. Функция производства prefabricated9 мнений узурпирована медией. Сегодня мыслитель не Вольтер, не Сартр, но Ив Моруззи и Бернар Пиво10 — мыслители. Основ­ная масса интеллектуалов служит в сфере развлекательного обслуживания Санаториев, в университетах и исправно выпол­няет свои функции. Интеллектуалы сегодня привилегирован­ная вспомогательная группа, и их претензии на обладание истиной абсурдны, так же как и претензии на якобы особую "революционность". Если в сфере производства профессиональные категории граждан разветвлены и многосложны, то человек социа­льно-поведенческий может быть сведен к куда более простым категориям. Потому я оперирую в книге категориями "People"11, "администрация", "идеальные больные", "возбуж­дающиеся", "жертвы", а не какими-нибудь узаконенными blue-collar worker, white-collar worker12 и пр. Все большая универсализация стилей жизни, вкусов, потребностей и потре­бляемых продуктов сделала так, что различные отряды обще­ства (профессиональные, возрастные, с различной покупатель­ной способностью и т. д.) слились в один, с единой социопси­хологией, — в ПЕПЛЬ (PEOPLE). Я намеренно отказался выделить из People буржуазию и мало употреблял термин "middle class"13, поскольку сегодня поведенческая психология рабочего мало или совсем не отличается от психологии буржуазии. Фиктивным противникам санаторной системы также от­ведено мало места. Профсоюзы, компартия и даже крайние группы типа Аксьон Директ14 ведь не оспаривают принципы санаторной цивилизации Prosperity и Progress. Они возражают лишь против существующей системы распределения национальных богатств, предлагая заменить ее более справедливой, по их мнению, системой. В известном смысле оппозиционных партий в Санаториях нет. Экологисты и Фронт Насьональ15оппозиционны каждая лишь одной гранью. Мой анализ есть взгляд из Западного Блока, из Франции, страны, где я живу, и из Соединенных Штатов, где я прожил шесть лет. Отношениям к Восточному Блоку Санаториев (СССР и во­сточноевропейские государства) уделено множество страниц, и куда меньше внимания досталось на долю несанаторного мира — 3/4 планеты. Почему? Прежде всего, потому, что из противоборства двух Блоков с нацизмом и между собой и сформировались санаторная цивилизация и санаторные обще­ства. Во-вторых, количество моего внимания справедливо со­ответствует диспропорциональному вниманию, уделявшемуся до сих пор самим Западным Блоком СССР, одержимости Западного Блока Восточным. "Мы одержимы Востоком", — признался недавно администратор Эдгар Пизани постфак­тум. "Однако наши отношения со странами Юга куда более важны для нас... Отношения же с Востоком сделались сегодня проблемой не стратегической, но экономико-культурной". (Под "Югом" Пизани имел в виду страны Магриба: Алжир, Марокко, Тунис.) То, что лишь экономико-количественные показатели (культура Толстого, Чехова, Шолохова и Солженицына есть одновременно и культура Стендаля, Флобера, Пруста и Камю, бесспорно) отличают Блоки друг от друга, было всегда оче­видным. Лишь нарциссизм, невнимательность и необходи­мость иметь, пусть и фиктивного, Абсолютного Врага мешали Западному Блоку опознать лицо своего брата-близнеца. Аб­солютный Враг остро необходим Западу для его внутреннего здоровья, для содержания своих граждан в субмиссивном16страхе, для того чтобы переносить ненависть и агрессивность из "нашего" общества вовне. Еще вчера одержимые Абсолют­ным Врагом — СССР, сегодня Западный Блок Санаториев одержим Исламом. Без Врага (вернее, без идеи врага, ибо реальное столкновение нежелательно и избегается) санаторная цивилизация не может быть уверена в своем существовании, ведь она определяет себя, отрицая (морально осуждая) против­ника. Я высказал в книге нелестные суждения о People — Наро­де. Что ж, рано или поздно кто-нибудь должен был выска­зать это публично. People очень долго уже пользуются иммунитетом не по заслугам, ханжески выдавая себя за жертву администраций, на самом деле являясь их подельни­ком (со-конспиратором) и деля с ними прибыль. Админист­раторы знают истинную природу People, но предпочитают молчать, дабы сохранить миф о плохих администрациях (в противоположность всегда "хорошим" и невинным Наро­дам), в своих целях. Тем самым сохраняется возможность соблазнения People "хорошей" администрацией. Выступить сегодня против диктатуры People кажется мне столь же благородной акцией, какой двести лет назад был бунт против абсолютизма.САНАТОРИЙ Ежедневная жизнь в любом из обществ белой цивилиза­ции, будь то Западный Блок — Европа и ее space17-колонии (Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Израиль...) или Восточный (СССР с компанией восточноевропейских стран), напоминает реаль­ность хорошо устроенного психсанатория. Подавляющее бо­льшинство "больных", заколотые транквилизаторами, ведут себя разумно и послушно. У больных гладкие, упитанные лица, они довольны своим состоянием. Покой царит в Санато­рии... Если случается скандал, медбратья-фельдшеры тихо и про­фессионально удаляют вдруг грохнувшегося на пол в припадке "больного". Удаляют тем незаметнее и тем элегантнее... в соответствии со степенью прогрессивности и богатства Санатория. В примитивных, менее "развитых" Санаториях провинции, какими были еще недавно СССР, Восточный Блок, "больных" до самого последнего времени удаляли грубо, с кровопусканием, с криками. Набрасывались, подминая, заламывая руки. Удаляли скандально. (Главный упрек Запада СССР до сих пор был направлен именно против употребления старых методов репрессий, но не против репрессирования как такового. Всегда осуждаем был непрогрессивный метод, но не суть.) Слишком крепкая метафора? Карикатура? Ну почему же... Все элементы реальности дисциплинарного Санатория налицо. Бросается в глаза схожесть структур. Больные — Население. Всяких рангов и званий медицинский персонал — Админист­раторы. Медбратья-фельдшеры с большими мускулами, ап­парат насилия, дабы держать в повиновении возбуждающихся "больных", — Полиция и Армия. Небольшая часть медпер­сонала психсанатория устраивает духовное обслуживание мас­сы "больных" — работники культуры и коммуникаций — ме­диа, интеллектуалы. Тихие, спокойные, трудолюбивые "больные", клеющие картонные коробки или копающиеся в санаторном саду, поощряются администрацией Санатория. Идеальный "боль­ной" (гражданин) определяется по наименьшему количеству хлопот, доставляемых им обслуживающему персоналу. Идеальный "больной" передвигается не медленно и не быстро. Он не хохочет, но и не грустен. На лице идеального "больного" всегда присутствует тихая при­ветливая осклабленность (вспомним знаменитую амери­канскую улыбку). Клея коробки, копаясь в земле, он с аппетитом потребляет пищу и не просит, чтоб его выпустили, освободили. Идеальный "больной" не "воз­буждается". "Возбуждаться" — самое серьезное преступление в Сана­тории. "Возбуждаться" — значит покинуть состояние тихой спокойности. Вдруг начать ходить от стены к стене, вскрики­вать: "Освободите меня, я здоровый!" — вариантов "возбуж­дения" множество. Прыжки, гневные речи, требования всячес­ких свобод и послаблений санаторного режима, обвинения администрации в мошенничестве, вплоть до тягчайшего — физического нападения на санитаров и членов админист­рации (Аксьон Директ, Армэ Руж, если ты достаточно вжил­ся в метафору и Франция уже для тебя Санаторий, чита­тель...). Серьезный вариант "возбуждения" — выражение сомнений в правильности действий обслуживающего пер­сонала. Неприятное отличие современных обществ от Санаториев для психически "больных" состоит в том, что из психсанато­рия все же можно однажды выйти. Покинуть же общество можно, лишь сбежав в другое, практически идентичное обще­ство. Из СССР в Соединенные Штаты, из Соединенных Шта­тов — во Францию. Минимальные различия в богатстве пита­ния, в климате, в количестве держателей акций крупных компаний (в Восточном Блоке обыкновенно держатель один — го­сударство); незначительные мелкие особенности поведения местных Администраций не скрывают подавляющей общно­сти социальных структур Санаториев. О да, никогда не исчезающий конкурентный дух враждебности и благородная задача напугания "своих" "больных" заставляет Восточный и Западный Блоки Санаториев яростно соревноваться между собой. Обязанность служителей культуры и идеологии — ре­кламировать выгодное отличие "нашего" Санатория от их Санаториев. Куда бы ни перебежал больной, повсюду он неизбежно слышит, что "наш" Санаторий — самый лучший из возможных. Справедливости ради следует сказать, что опреде­ленный Санаторий может оказаться удобнее для данного "больного". В Западных Санаториях, например, разрешают безгранично делать деньги, в Восточных делание денег пока ограничено. В одних разрешают писать все, но публиковать все не разрешают, в других можно и писать, и публиковать что угодно, в результате Санаторий ломится от книг, но именно по причине этой девальвации "больные" читать не желают. Десяток стран Западного Блока практически не контролирует свои смежные границы (так они договорились), однако ничего страшного не происходит. Куда уйдет "боль­ной" от своего места за обеденным столом Санатория? В несанаторный мир, в голодную Эфиопию? Б-р-р-р-р. Лишь совершенные безумцы решаются бросить ежедневную тарелку с теплым мясом. Старомодные Санатории: СССР и Восточ­ный Блок до сих пор бессмысленно контролируют свои пределы... После многих лет существования в Восточном Блоке так называемых "социалистических" администраций на сегодняш­ний день ясно, что они полностью имитируют "капиталисти­ческий" Блок Санаториев. До такой степени, что только раз­личия количественного порядка существуют между двумя Бло­ками Санаториев. У них одна и та же цель: продукция и проду­ктивность. Один и тот же параметр: Gross National Product18. Одна и та же концепция: развить продуктивные силы до предела. И одинаковая технология для достижения этого: иерархизация и статистификация человеческих масс с одной и той же целью — повышения эффективности их труда. Жест­кий менеджмент администраторов, отдающих приказания с высоких правительственных сфер, ассистируемых компьютерами, накормленными холодными фактами рынка, цифрами конкурентности, спада и подъема акций. В обоих Блоках одна и та же доблесть — трудоспособность. И висит над Санатори­ем СССР лозунг "Труд есть дело чести, доблести и геройст­ва!", а над американским — подобная ему до деталей "Великая Американская Мечта", то есть средство и для достижения коммунизма, и для достижения money предлагается одно - ТРУД. Санаторий — самая механическая социальная конст­рукция, какая когда-либо существовала. Не отношение к Богу, не отношение человека к человеку есть ее фу­ндаментальный принцип, но отношение человека к пред­метам. Идеал Санатория — сам Санаторий. Потому у него нет цели, и, оправдывая свое существование, он находит оправда­ние в прошлом и в несанаторном мире. Истолкованная сана­торными метрами история есть поступательное движение че­ловеческих коллективов из бедности и страданий прошлых веков к кульминации истории — в уютно устроенное сегодня. Вчера истории, согласно такому толкованию, было ужасным, варварским, достойным презрения, потому что в нем не суще­ствовало всеобщего образования, автомобилей и телевидения, стиральных машин и электрического освещения ночи напро­лет улиц и архитектурных памятников, компьютеров, телефо­на и оплаченных отпусков. Обитатель Санатория жалеет жителей прошлых веков, лишенных блистательных игрушек, проживших свой век без комфорта. Достигнув цели, никуда не стремясь (за исключением еще большего development19продукции и продуктивности), санаторный человек скучен. И скучна санаторная действительность. Скука в Санатории не просто эмоциональная атмосфера, но насильственно введен­ный, официальный климат. Поскольку возбуждение и его крайности (атрибуты поведения возбуждающихся) — отчая­ние или восторг признаны Санаторием опасными, Санаторий предпочтительно выбрал скуку как идеальный общественный климат. Ибо "больные" должны быть ограждены от крайних эмоций, а она и есть средняя эмоция между восторгом и отчаянием.^ ВЫБОРОЧНОЕ НАСИЛИЕ Итак, good old20 Оруэлл, странный кентавр с ногами конно­го полицейского и тощим крупом анархиста, итонский галстук на шее, вдребезги ошибся. Живописав 1984 год, как тюрьму очень строгого режима, он уничтожил себя в глазах жителей конца нашего века, как футуролог. Следовало бы предвидеть, что две супервойны с горами трупов надолго дискредитируют моду на hard-насилие. Как и то, что развитие техники произ­водства вооружит администрации продуктами массового соблазна, теми же, которыми соблазнял германцев Гитлер: неизбежный домик и "Фольксваген" плюс игрушки послевоен­ного прогресса. В забежавшей вперед Америке все это уже имелось во времена Оруэлла, и план Маршалла начал видоиз­менять лежавшую в руинах Европу. Оруэллу следовало об­ратить внимание на то, что делалось за океаном, а не увлекаться романтикой страшных сказок. Европейские девуш­ки уже отдавались американским оккупантам за сигареты, нейлоновые чулки и шоколад. С тех пор массы охотно позволяют держать себя в повиновении в обмен на изобиль­ную пищу и автомобили, отпуска, проведенные в теплых местностях, в обмен на сны, навеваемые теле- и видео: впервые в истории заработала система мягкого насилия. Заработала эффективнее тюрьмы, лагеря колючей проволоки и пыток. С прибытием новой системы образовалась и новая шкала ценностей. По стандартам новой системы Уинстон Смит — примерный "больной" и с точки зрения сегодняшней Администрации заслуживает поощрения (за историю комрада Ожилви он заслуживает Доски почета или прибавки жалова­нья). Смит ведь труслив, вял, лишен честолюбия. Это требования администрации Большого Брата к "больным" (и к Смиту в частности) были чрезмерны, параноидны. В наши времена Смитом никто не станет заниматься. Никому и в голову не придет! Другое дело, если бы он был "возбуждающимся", его следовало бы сломать ради security Санатория и в назидание другим. Но в том-то и дело, что насилие стало разумным, выборочным, и Смит, биологически не принадлежащий к доминирующему меньшинству, оставлен в покое. Оруэлл умер в 1950 г. Возможно, знай он об интересном китайском эксперименте, он переписал бы "1984"? Во время корейской войны китайские психологи открыли, что могут предотвратить побеги американских пленных, изолировав leading figures21, содержа их под усиленной охраной, но оставив все остальное население пленных без какой бы то ни было охраны. Лидеры, оказалось, всегда составляли 5% от тотального количества пленных. Эта же цифра, утверждают биологи, годна также для большинства видов животных. Доминантное меньшинство и у шимпанзе, и у волков всегда составляет 5%. Исходя из подобного понимания человечества, управлять чело­веческими коллективами становится куда легче. Нет на­добности в телескринах, наблюдающих денно и нощно за "больными", не нужен дорогостоящий тотальный террор, достаточно репрессировать и держать под наблюдением "возбуждающихся". Насколько же облегчается задача ад­министрирования! Администрирование лишь несколько более усложняется на практике, поскольку личный состав человечества находится в непрерывном движении: рождается, умирает, обновляется... И вопреки логике, но согласно генетике, leading figures рожда­ются как во дворцах, так и в хижинах. И не следует думать, что все эти 5% — непременно "возбуждающиеся больные". Нет. Случай помещает представителей доминантного мень­шинства в Администрацию Санатория, в охрану, в сферу идеологического обслуживания, куда угодно. В этих областях деятельности "возбуждение" даже поощряется до определен­ной степени. Следует отметить принципиальную разницу меж­ду natural leader22 — именно он биологический лидер, по рожде­нию принадлежащий к доминантному меньшинству (на какой бы ступени социальной лестницы Санатория он ни оказался при рождении и впоследствии), — и лидером, ставшим тако­вым. Благодаря административной карьере, сделанной в ап­парате власти, или благодаря наследованию, то есть от рожде­ния помещенный в среду правящего класса. Революции обык­новенно не создают более справедливых обществ, но лишь (в пределах только одного поколения) восстанавливают биологи­ческую справедливость. Насильственно перевернув пласты на­селения, они разрушают созданную иерархию и выбрасывают наверх именно людей доминантного меньшинства. Наполеон и его простонародные маршалы, Ленин, Сталин, Троцкий, Махно и советские маршалы гражданской войны тому слу­жат яркими примерами. Без революционной ситуации эти герои никогда не поднялись бы нормальным социальным путем на поверхность, остались бы младшими офи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.