Методичка Методическая газета МОУ гимназии №14 г. Ейска. Год основания 2009.Выпуск № 8 Актуальный вопрос. Музейная педагогика «Музейная педагогика» (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие: способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры. Основой музейно — педагогической программы становится совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений. 1) Информирование — это первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация, а сегодня и с помощью информационных технологий. 2) Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях.3) Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Она предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них — возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. 4) Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Просветительная работа музеев многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее формы просветительной работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия. Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. Экскурсии подразделяются на обзорные (проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще), тематические (отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они проводятся по конкретным экспозициям), учебные. Последние предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов.Современные музеи делятся на две группы: профессиональные и образовательные. К первой группе относят музеи государственного, регионального уровня, а к музеям второй группы – музеи школьного уровня. Учебные музеи как кабинеты естествознания и истории существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре Событие гимназии.Hello, English!Всегда с нетерпением учащиеся нашей гимназии ждут традиционную неделю иностранного языка. В этом году приняли участие все классы начальной, средней и старшей школы. За проведение конкурсов в начальной школе отвечала Силина Л.П. Был проведен конкурс «Hello, English» в разных параллелях от 2-го до 4-го класса. Самое активное участие приняли вторые классы, особенно отличились 2 «Г» и 2 «Д». Победителям были вручены призы. В пятых классах проводились викторины “ Britain for me” (5 «В» учитель Смирнова Е.В), конкурсная программа «Времена английского глагола» (5 «а» учитель Нечитайлова Н.Л.), КВН (5 «Б» учитель Кожура С.А). В шестых классах были проведены конкурс «Полиглот» (6 «б», «в», учителя Полякова О.Ю., Моисеенко А.В. ) , Звездный час «Лондон» (6 «а» учитель Нечитайлова Н.Л), КВН (6«б» учитель Кожура С.А). В седьмых и восьмых классах также были проведены разнообразные конкурсы и викторины (учителя Кожура С.А, Нечитайлова Н.Л., Евко Н.И). Самое активное участие приняли учащиеся 7 б (Мамай В, Плохотников Т. ) и 8 «Б» (Кравченко Д., Лысько К.). В конкурсе на лучшее написание письма в 9 «А» классе (учителя Кожура С.А. и Нечитайлова Н.Л. ) победила Семенова Д. Классы среднего звена приняли активное участие в конкурсе презентаций (учитель Смирнова Е.В.) . Победил 9 «Б» класс (учащиеся Болотова А., Савицкий Е., Кондратьева Р, Щедрая Н. ,Сивоконь А). В старшей параллели были проведены конкурсы на лучшее сочинение, (победители Стельмах И. , Пиденко Н. ,11 «Б», учитель Кожура С.А.), на лучшую презентацию о любимом художнике ( победитель Дудник Ю. 10 «Б» учитель Кожура С.А). Также учащиеся с удовольствием принимали участие в конкурсе на лучшего переводчика стихотворений, конкурсе на лучший рассказ «Английский в моей будущей профессии». Все классы среднего и старшего звена принимали активное участие в конкурсе стенгазет. Первое место занял 7 «А» класс, второе место разделили 6 «А» и 8 «Б» классы, третье место занял 8 «Г» класс. Победители были награждены грамотами. Хочется поблагодарить педагогов и учащихся за яркие и познавательные встречи, которые еще раз доказали, что может быть «учение с увлечением»!Зам.директора по УВР Борисова С.О. Это интересно!IV Всекубанская спартакиада по игровым видам спорта среди учащихся общеобразовательных школ «Спортивные надежды Кубани» проводится с целью: 1) привить учащимся Кубани навыков здорового образа жизни; 2) привлечения подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культуры, спортом и спортивными играми; 3)выявление талантливых детей для пополнения контингента спортивных школ; 4) пропаганды спорта как альтернативы наркотикам, табакокурению и другим асоциальным проявлениям. Спартакиада проводится в 5 этапов: 1)сентябрь 2010 – январь 2011 (школьный этап); 2) январь 2011 – февраль 2011 (муниципальный этап); 3, 4, 5)- зональные, краевые, полуфинальные и финальные соревнования.Программа Спартакиады включает в себя 35 видов: 1) эстафеты с элементами игровых видов спорта «Веселые старты» (1-4 кл.);2) волейбол (5-11 кл.); 3) баскетбол (5-11 кл.); 4) гандбол (5-11 кл.); 5)мини-футбол (5-11 кл.); 6) настольный теннис (5-11 кл.); 7) спортивный туризм (5-11 кл.). Для поднятия духа спортсменов и активности болельщиков в программу Спартакиады введен чирлидинг –соревнование команд по специальной программе, представляющее собой выступление групп поддержки (болельщиков). Учитель физкультуры Сиволап О.С. и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Ошибочно предполагать, что музеи организовывать должны учителя истории, биологии и краеведения. Каждый учитель-предметник способен привить любовь к своему предмету посредством музейной педагогики. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи. Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы. Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания. Это может быть и выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях. Деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п. Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям. С появлением компьютерной техники и выходом в сеть интернет появилась возможность участвовать в сетевых проектах и посещать сайты ведущих музеев страны. Так называемый виртуальный музей должен помочь ребенку, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея. Общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, повлиял на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика пытается ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами. Все большую популярность обретают сегодня музеи интерактивного характера, где возможно не только увидеть, но и опробовать, изучить, использовать по назначению экспонат. Эта интересная ветвь музейной педагогики требует отдельного разговора. Надеемся, что музейная педагогика найдет своих поклонников среди педагогов нашей гимназии! Учитель русского языка и литенатуры Семке Г.В.ПОЗДРАВЛЯЕМ!Гордимся олимпийцами!Закончился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 уч. г., и мы с удовольствием представляем вашему вниманию итоги работы учеников и учителей нашей гимназии. Победителями (1 м.) в номинации «политехническая» стала Свергунова С. и Софьянц А. (учитель Брацславская Е.В.), Стельмах И. (2 м.) в номинации «математика» (учитель Смирнова Л.В.), Грызунова А. (2 м.) в номинации «кубановедение» (учитель Федоренко В.В.). Призерами стали Шаталина О. (кубановедение 3 м. учитель Федоренко В.В.), Таран А. (математика 4 м. учитель Смирнова Л.В.), Софьянц А. (биология 5 м. учитель Аникеева Н.В.). Грамотами отмечены вошедшие в десятку рейтинга Таран А. (физика, политехническая учитель Диноян Л.А.), Синицын А.(информатика учитель Гусева О.Д.). По итогам Всероссийской олимпиады по информатике «КИТ», в которой приняли участие 19 учащихся 8-11 классов нашей гимназии, победителями в районе стали Свергунова С. (1 м.), Новичихин В. (1 м.), Гиренко С. (2 м.). Все они ученики Гусевой О.Д. Поздравляем всех олимпийцев и их учителей! Так держать!Зам. директора по УВР Смирнова Л.В.Шаги к большой науке! Подходит к концу зима, которая запомнится нам победами в конкурсах исследовательских работ. В декабре 2010 г. проходил конкурс Эрудитов на сайте w.w.w cerm. ru. «Центр развития молодежи», в котором приняли участие ученики 2-4 классов. Восемь наших воспитанников стали победителями, заняв 1 место в регионе и по России. Поздравляем Переходнюк Э.(учитель Мельникова М.В.), Кормушкина А., Богдашикова Е., Рябиков А., Филиппов М., Зайцев Р., Лесниченко В., Уфимцева П. (учитель Траневская Т.В.)! По итогам муниципального этапа конкурса учебно-исследовательских проектов школьников Малой академии наук учащихся «Эврика» наши учащиеся Гусев Д. 10 «Б»(2 м. учитель Семке А.И.), Сотскова Е. 10 «Б» (1 м. учитель Семке А.И.), Сизова В. и Епишкова О. 9 «В»(1 м. учитель Ткаченко О.В.), Размахнина Е. 9 «В» (3 м. учитель Семке Г.В.), Бондарчук М. 9 «В» (2 м. учитель Семке Г.В.) прошли на зональный тур в г. Приморск – Ахтарск. Там исследования Сотсковой Е., Сизовой В. и Епишковой О., Размахниной Е. получили высокую оценку и теперь станут участниками регионального тура конкурса. Эти же ребята в феврале 2011 г. попробовали свои силы в VI Межрегиональном конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды». Победители (Гусев Д., Сотскова Е., Епишкова О. и Сизова В.) и лауреаты (Размахнина Е. и Бондарчук М.) отправили свои работы на оценку жюри в г. Санкт- Петербург. Пожелаем им удачи!Радует успех Сотсковой Е., чья исследовательская работа по физике прошла в финал VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ учащихся им. Д.И. Менделеева и отмечена грамотой оргкомитета конкурса. Хочется обратиться к коллегам: не отказывайтесь от возможности творческой, исследовательской работы со своими учениками! Это приносит больше удовлетворения, чем проблем. А если возникают трудности в организации деятельности или в оформлении работы, обращайтесь в НОУ «Умники и умницы». Мы всегда рады ВАМ оказать помощь!Руководитель НОУ «Умники и умницы» Ткаченко О.В.___________________________________________________Подписано в печ. 20 .02.11 г. Тираж: 40 экз.Редколлегия: члены Методического советаАвтор проекта: Семке Г.В.