«Методика обучения решению задач интегрированного содержания на уроках химии». Червякова Татьяна Александровна,учитель химии МОУ СОШ №2р.п. Беково Пензенской области.Стаж - 21 год В настоящее время очень актуально внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому развитию личности школьника. Исходя из этого, мы, учителя, должны создавать реальные условия для этого. С учётом этих требований придётся пересмотреть устаревший подход к методике преподавания предмета «химия». И рассматривать изучение химии не как самоцель, а интегрировать химические знания и умения со знаниями смежных наук, таким образом, развивая у детей целостное представление о мире и месте человека в нём. Процесс интеграции (взаимопроникновения) знаний и умений при обучении химии можно представить в виде следующей логической последовательности.1. Интеграция знаний в рамках одной учебной дисциплины, т.е. установление взаимосвязей между темами и разделами курса химии. Такая форма интеграции лежит в основе, например, решения комбинированных химических задач. Например, 5г алюминия обработали соляной кислотой объёмом 60мл массовой долей 30% (ρ=1,18). Когда реакция закончилась, к раствору добавили 480мл раствора едкого натра молярной концентрацией 2,5. Каков состав раствора и реакция среды? …Или применении интегративных карточек.«Классы неорганических соединений». Вари-анты А Б В Г 1 ЭхОу-2 Мет (ОН)т НпАп МетпАпт 2 Na2O Ca(OH)2 H2SO4 Cu(NO3)2 3 ? + CuO ? + Fe(OH)2 ? + H2SO4 ? + CaCO3 4 SO3 + ? NaOH + ? HCl +?Н2+… CuCl2+?Cu+.. 5 H2O Ca(OH)2 H3PO4 CaSiO3 6 оксид основание кислота соль 7 Al2O3 +… Fe(OH)3+… HNO3 +… ZnCl2+… 8 = Интегративный характер этих карточек обеспечивается включением в них относительно самостоятельных и дидактически законченных информационных узлов обучения (модулей). Данные модули содержат в закодированном виде следующую химическую информацию: общие формулы классов веществ (вариант 1), состав (вариант 2), химические свойства (варианты 3 и 4 ), получение (варианты 5, 6, 7) веществ всех классов с помощью реакций разного типа, расчётные задачи (вариант 8), химические свойства и получение конкретных веществ. Выполнение вариантов А, Б, В и Г требует умений учащихся интегрировать знания в пределах данного модуля (только одного класса неорганических веществ), а выполнение вариантов 1-9 – умений интегрировать знания из разных модулей ( по всем классам неорганических соединений).2. Взаимосвязь химических знаний с реальными проблемами окружающего мира. Эти проблемы могут иметь социальную и прикладную направленность. В данном случае перед учителем встаёт вопрос выявления «мостиков» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности. Например, такие задания предлагаются мной в элективном курсе «Химия вокруг нас».(А так же используются на уроках.)^ В разделе «Химия и медицина»: Для проведения клинического анализа крови (подсчёта лейкоцитов) в медицинских лабораториях готовят раствор уксусной кислоты массовой долей 2%. Приготовьте 800г такого раствора, имея 98%-ную уксусную кислоту и воду. Физиологический раствор содержит 0,9% хлорида натрия. Какую массу соли и воды нужно взять для приготовления 1кг такого раствора? Какая масса и какое количество соли вводится в организм при вливании 100г физиологического раствора?^ В разделе «Химия на кухне»: В оцинкованном железном ведре находится квашеная капуста. Напишите уравнение электрохимической коррозии, если целостность цинкового покрытия нарушена. Укажите катод, анод, электролит.(Опишите процесс, если квашеная капуста находится в лужёном ведре, с повреждённым оловянным покрытием). В результате упаривания яблочного пюре с сахаром в домашних условиях содержание глюкозы и фруктозы увеличилось на 3кг 600г. Рассчитайте массу сахарозы, подвергшейся гидролизу и массу воды. Интеграция знаний из разных школьных дисциплин.^ С краеведением: На Бековском сахарном заводе 30кг сахарной свёклы, содержащей сахарозу массовой долей 10%, обработали горячей водой объёмом 500л. Рассчитайте массовую долю полученного раствора, если степень извлечения сахарозы из свёклы составляет 80%.^ С биологией: В школьном кабинете биологии для приготовления влажного препарата требуется 20%-ный раствор формальдегида массой 1кг. Какой объём метана потребуется для получения и приготовления этого раствора?^ С литературой: Вспомните, как начинается известная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: «За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле, Жил старик в одном селе. У старинушки три сына. Старший умный был детина, Средний сын и так, и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу…» Задание. И так, зная, что за один сезон пшеница выносит с 1Га до 75кг азота, какое из минеральных удобрений вы посоветовали бы братьям для восполнения азота в почве: NaNO3 или (NH4)2 SO4 ?С экологией: Используя уравнение Менделеева-Клапейрона, рассчитайте объём хлора, содержащегося в баллоне объёмом 80л при давлении 10атм., используемого для обеззараживания воды на Пензенской водоочистительной станции. Вывод: опыт использования интегрированного подхода к изучению химии показывает, что его применение содействует гуманизации, технологизации и оптимизации образовательного процесса, способствует духовному и творческому развитию личности.