Выступление председателя комитета В.Е. Казаринова на «круглом столе» в Государственной Думе РФ на тему: «Инвестиционный климат в российских регионах: состояние, проблемы и перспективы»30 июня 2011 годаДобрый день, уважаемые коллеги!Много лет активно и плотно работаем с ОПОРОЙ, Торгово- промышленной палатой, СРО строителей и другими общественными организациями предпринимателей. Инвестиционный климат для внешних и внутренних инвестиций - это во многом разные вещи. Внешние и большие - это очень важно и нужно, но не везде реально.Рабочие места и налоги в бюджет в малонаселенных и отдаленных территориях - в основном это могут быть только внутренние - региональные, местные инвесторы. В итоговом документе по результатам круглого стола нет почти ничего, что реально сможет повлиять на улучшение внутреннего инвестклимата в регионах. Потенциал внутренних региональных инвестиций - десятки миллиардов в год по среднему периферийному субъекту федерации, такому как Архангельская область, Мурманская, Карелия или Кировская.Инвестклимат для внутренних инвестиций в подобных регионах никакой, громадное количество проблем, если реально ничего меняться не будет, то и перспектив никаких. Общаемся со многими коллегами из других регионов, если не брать города - миллионники и столицы, все в основном очень плохо Рейтинги международные правы - реально условия для инвестиций в России быстро ухудшаются: резко растут налоги (на фонд оплаты труда - основная затратная часть в сельском хозяйстве или производстве в сфере МСП), тарифы естественных монополий увеличиваются намного быстрее, чем размер инфляции, просто катастрофа с кадрами, рост зарплат быстрее роста производительности труда... На наш взгляд, ключевая проблема в плохом инвестиционном климате - действующие межбюджетные отношения, на местах нет стимулов - как не создавай новые рабочие места, доходов на все полномочия все равно не хватит, а то и отберут или урежут субсидии. Без реальной заинтересованности мэров городов в инвестициях потенциальный инвестор будет искать другие места для своих капиталов.Какова главная задача глав муниципальных образований и глав субъектов сегодня? Выбить как можно больше денег из вышестоящего бюджета!!! Со следующего года полномочия в сфере медицины передаются с уровня муниципальных образований на уровень субъекта. Вчера на сессии областного Собрания мы внесли изменения в областной Закон о межбюджетных отношениях. Забрали у муниципалов все возможные по закону остатки НДФЛ, остатки налога на имущество предприятий, налоги от упрощенной системы налогообложения, чтобы средств хватило на реализацию этих полномочий. Сейчас стимулов улучшать инвестклимат и условия для ведения бизнеса на уровне муниципальных образований вообще не осталось. В муниципалитетах должны по максимуму оставаться налоги от бизнеса. Если будет реальная работа по улучшению инвестклимата и условий для бизнеса – будут реальные доходы, достаточные для реализации полномочий: прибыль, УСН, налоги на землю и имущество предприятий и т.д. Значит, у мэров появится весомый стимул развивать бизнес. Следующая проблема: земля и незавершенка. В муниципалитетах большое количество земельных участков, приобретенных в прошлые периоды, в том числе и по коррупционным схемам, зарегистрирована незавершенка, земля в собственности, мизерные налоги, мертвые для муниципалитетов активы. Необходим резкий рост налогов при отсутствии процесса строительства в период более определенного срока, нужен механизм принудительного возмездного изъятия или принуждения к продаже по рыночной цене. Не работает закон 159-ФЗ до сих пор. Соответственно, нет многомиллиардных инвестиций малого бизнеса в арендуемые ими муниципальные объекты недвижимости. Нужен четкий перечень полномочий МО, ограничения на сохранение в муниципальной и государственной собственности больших непрофильных активов, мупов в сфере торговли, общепита, ЖКХ и т. д. Следующая проблема. Платность техподключения к инженерным сетям при реализации инвестпроектов!!! Десятки миллионов рублей только за право подключить не очень большой производственный объект к системам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Может быть, это не критично для крупного бизнеса, но очень важно для субъектов МСП. Все необходимо включать в тарифы, предусматривать там инвестиционную составляющую, как в большинстве цивилизованных стран, а не сваливать все издержки монополистов на потенциальных инвесторов. Далее. Государственная экспертиза проектов строительства объектов недвижимости: долго, дорого плюс коррупция. Экспертизу - частным компаниям с высокой степенью ответственности, СРО, гарантийный фонд. Вопрос сроков и цены может решить только конкуренция с законодательным закреплением ответственности за качество экспертизы. 94-ФЗ: зачастую на северных территориях издержки выше, но качество местных продуктов тоже выше, т. к. все свежее без консервантов. Рабочие места и налоги особенно важно для отдаленных слабо заселенных территорий. Нужна корректировка закона. Какой может быть инвестклимат на Севере без господдержки?Социальные гарантии для жителей севера оплачивает бизнес.Отпуск 52 дня, бесплатный проезд к месту отпуска,северные коэффициенты в размере + 120% к начисленной зарплате. Все это на фоне гораздо больших, чем в средней полосе, расходов на отопление и электроснабжение промышленных объектов. В советское время эти социальные гарантии оплачивало сверху государство. Один из ключевых вопросов именно для инвесторов - в силу длительности реализации инвестпроектов - стабильность налоговой системы.Административные барьеры инвесторы должны решать вместе с местными властями, а у власти на местах стимулов для этого нет. Пока у местных и региональных властей не будет понятных экономических стимулов, гарантий того, что дополнительные доходы у них не отберут, реально в регионах инвестклимат улучшаться не будет. Убежден, многие северные и отдаленные регионы в силу малой плотности населения и тяжелой логистики могут рассчитывать на инвестиции в основном регионального малого и среднего бизнеса.Предлагаем разработать и на базе Архангельской области реализовать пилотную ФЦП "Создание производств, предприятий сферы туризма и услуг на слабозаселенных и отдаленных территориях Крайнего севера и приравненных к ним районах" с последующим распространением полученного опыта на другие субъекты РФ, по объективным причинам не являющиеся лидерами рейтингов инвестиционной привлекательности.^ Предложения по дополнению проекта итогового документа «круглого стола» на тему «Инвестиционный климат в российских регионах: состояние, проблемы и перспективы»п.11 рекомендаций изложить в редакции «Разработать и реализовать региональные и муниципальные программы повышения инвестиционной привлекательности». Внести изменения в межбюджетные отношения в РФ: у муниципальных образований должны быть достаточные источники для формирования своих бюджетов за счет налогов, связанных с развитием бизнеса, с улучшением инвестиционной привлекательности МО. Налог на прибыль, налоги по УСН, сельскохозяйственный налог, ЕНВД (на наш взгляд отмена ЕНВД на федеральном уровне – серьезная ошибка), налог на имущество предприятий и организаций, налог на землю должны идти в бюджеты МО. В целях вовлечения в коммерческий оборот и экономическую деятельность неиспользуемых земельных участков и объектов незавершенного строительства внести изменения в федеральное законодательство, позволяющие принудительное возмездное изъятие неиспользуемых земельных участков и объектов незавершенного строительства у их собственников, если эти земельные участки(объекты незавершенного строительства) длительное время не используются по назначению. Ускорить принятие изменений в Закон 159-ФЗ о льготной приватизации, чтобы он реально смог работать. До сих пор муниципалитеты блокируют его выполнение путем утверждения перечней имущества, не подлежащего приватизации, завышения оценки и прочих административных барьеров. Серьезным сдерживающим фактором для инвестиций в регионах являются необоснованно длительные сроки и высокая стоимость государственной экспертизы проектной документации по объектам капитального строительства. Необходимо передать экспертизу в частный сектор при условии создания СРО экспертных организаций, формирования гарантийного фонда, законодательного закрепления высокой степени ответственности экспертных организаций. В районах крайнего Севера и приравненных к нему территориях бизнес несет высокие экономические издержки за счет предоставления льгот, предусмотренных федеральным законодательством, но которые не финансируются за счет бюджета. Это увеличенный отпуск (в Архангельской области 48 – 52 дня), северные коэффициенты к заработной плате (до 120% дополнительно), бесплатный проезд в отпуск и другие. Для обеспечения благоприятного инвестклимата на северных территориях необходимо указанные льготы предоставлять за счет государственного бюджета. Совместно с Правительством Архангельской области разработать и реализовать пилотную ФЦП «Создание производств, предприятий сферы туризма и услуг на слабозаселенных и отдаленных территориях Крайнего Севера и приравненных к ним районах» с последующим распространением полученного опыта на остальные северные территории.