Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе

Департамент образованияВладимирской области
Муниципальноеобразовательное учреждение
Гимназия №1
Реферат
Образ Базарова какхудожественное открытие Тургенева в романе «Отцы и дети». Закономерностьпоявления образа нигилиста в русской литературе.
ученицы 11 класса
Гнедич Ксении
Научный руководитель-
В.А. Прелюбодеянова
Свердловск
2009

Оглавление
Введение
1. Новыйгерой в русской литературе
1.1 Появление нового типа общественного деятеля в истории России
1.2 Трагическое одиночество Базарова
2. Средстваизображения
2.1 Композиционно- сюжетная структура
2.1.1Два цикла «странствий»
2.1.2Испытание любовью
2.2Литературные приёмы
2.2.1 Диалог
2.2.2 Деталь
2.2.3 Пейзаж
Заключение
Библиография

Введение
Я выбрала данную тему, так как мне импонирует необычайнаяширота охвата автором общественного явления. В романе «Отцы и дети» отразилосьтакое историческое явление, как революционно-демократическое общественноедвижение 60-х годов. В этом и состоит основная особенность Тургенева-романиста,то есть в умении точно отобразить современные ему события общественной жизни.Это качество Тургенева служит свидетельством его незаурядной наблюдательности ивдумчивости. Поэтому Тургенев живо откликнулся на появление нового героя в России,создав новый образ революционера-демократа в литературе.
Здесь мировоззрение писателя и его героя совершенно несовпадают. Будучи приверженцем реформенных преобразований, Тургенев отрицалреволюционный путь к переустройству России, хотя как дальновидный художник ощущалбесперспективность преобразований при помощи реформ.
Главный герой в романе разделяет передовые идеи своеговремени. Главной его особенностью стал нигилистический подход к жизни, широкораспространившийся среди народных масс в период написания романа. Но Базаров — лицо глубоко трагическое, хотя и производит впечатление титанической личности,отрицающей романтизм и всяческие слабости.
По сути, Тургенев открыл литературе нового героя, ранеене запечатлённого в художественных произведениях. Поэтому главная цель данногореферата- выяснить, в чём заключается художественное открытие Тургенева изакономерность появления образа нигилиста в русской литературе.
В ответе на эти вопросы и будет заключаться цель моей работы.Задачи:
1. Рассмотреть исторический факт появления нового типаобщественного типа общественного деятеля — революционера-демократа.
2. Соотнести его с литературным образом, созданнымТургеневым.
3. Выявить взгляд Тургенева на роль Базарова в жизни припомощи :
Определения места героя в демократическом движении и егоместа в частной жизни.
Определения композиционно-сюжетной структуры романа.
Выявления отдельных приёмов изображения персонажа,ставших художественным открытием Тургенева, а именно их нового наполнения: диалога-полемики,детали и пейзажа.

1. Новый герой в русской литературе
1.1 Появление нового типа общественного деятеля в историиРоссии
Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован 1862 году.В нём Тургеневу удалось поднять глубокие политические и философские проблемы,запечатлеть реальные жизненные конфликты и появление нового героя времени какна политической, так и на социальной арене жизни России, раскрыть суть идейныхспоров между противоборствующими общественными силами в России конца50-х-начала 60-х годов девятнадцатого века.
В то время самым злободневным стал вопрос об отменекрепостного права. При подготовке реформы 1861 года чётко определилисьпротивоположные позиции либералов-дворян революционных демократов-разночинцев.Будучи революционными демократами, Чернышевский и Добролюбов, увидевшие крепостническийхарактер готовящейся реформы, писали о революционной ситуации в России,призывали русский народ к «решительному делу». Либералы, напротив, считавшиеготовящуюся реформу действенной, возлагали на неё большие надежды.
Сам Тургенев был противником всяческих общественныхпотрясений и не верил в перспективность идей революционной демократии. Ножизненные наблюдения постепенно убеждали его, что демократы -большая сила,проявившая себя во многих областях общественной деятельности. Поэтому какхудожник он не мог не откликнуться на важные события современной ему эпохи исоздал образ нового героя, не встречавшегося ранее в литературе, которыйприходит на смену пассивным дворянским интеллигентам, таким как Рудин иЛаврецкий, время которых прошло. Такого нового героя –демократа, нигилиста, материалиста-естественникаавтор поставил в центре романа и старался изобразить его черты с предельнойприближённостью к жизни.
Конечно, нельзя сказать, что Базаров- полностьювымышленное лицо.Сам Тургенев отмечал, что толчком для создания вымышленногоперсонажа для него является «живое лицо». Поэтому творческим девизом Тургеневаможно считать его слова: «Я никогда не мог творить из головы. Мне, для тогочтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать себе живогочеловека, который служил бы мне как бы руководящей нитью…»*.
Тургенев понимал, что взгляды демократов-разночинцевформировались под влиянием учений лидеров демократического движения и не мог необратиться к «истинным отрицателям», как их называет сам автор, то естьреальным лидерам демократического движения, в учениях которыхдемократы-разночинцы 60-х годов находили материал для своих новых теорий,гипотез и политических и эстетических программ. «Истинными отрицателями»Тургенев называет Белинского, Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева.
Как известно, роман «Отцы и дети» посвящён авторитетномукритику В. Г. Белинскому. Отличавшийся резкостью, верностью и глубиной сужденийон так же как и прогрессивные деятели того времени был весьма характерным представителемдемократического движения 40-х годов. Резкие высказывания Белинского против«чистого искусства», по отношению к будущему послужили материалом для созданияобраза демократа Базарова.
Ученики Белинского Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешневтак же стали для Тургенева вдохновителями образа Базарова. Хотя Герцен не разпытался опровергнуть наличие схожих моментов в его взглядах и во взглядахБазарова. Кроме того он не безосновательно считал взгляды Чернышевского иДобролюбова наиболее близкими к взглядам тургеневского героя.
Современники Тургенева усматривали сходство взглядовБазарова и другого демократического лидера- Н. А. Добролюбова. И действительно,Тургенев привнёс в образ Базарова нетерпимость Добролюбова к либералам, к ихпустым спорам об общественном благе и к другим либеральным свободам. ТакДобролюбов в статье «Литературные мелочи прошлого года» писал: «… нам и всеймолодой, свежей публике кажутся так мелки и смешны декламации пожилых мудрецовоб общественных язвах, адвокатуре, свободе слова и т. д.»*.
Итак, политические и философские взгляды Добролюбова иЧернышевского послужили источником для создания идейного облика Базарова.
Также «истинным отрицателем» можно считать талантливогокритика Д.И. Писарева, близким по политическим воззрениям к Добролюбову иЧернышевскому.
В 1857-1859 годах Писарев опубликовал в журнале «Рассвет»несколько статей о воспитании, рецензии о некоторых произведениях известныхрусских писателей, в которых отстаивал и пропагандировал демократическиеубеждения.
С 1861 года, став постоянным сотрудником «Русскогослова», выходят его статьи на философские темы, в которых критик отстаиваетматериалистические взгляды Чернышевского, более того, говорит о материализмекак единственной философии, которая сможет подавить умственное и нравственноерабство в русском народе, а также восхваляет занятие естественными науками, вто время развивавшимися в России быстрыми темпами.
Воспоминания Е.Н. Водовозовой дают понять, что тяга кестественным наукам была действительно распространена среди молодёжи 60-хгодов: «В шестидесятых годах благоговение к естествознанию распространилось вогромном кругу русского общества и носило особый характер… Первым средством длясамообразования, для подготовки себя ко всякого рода деятельности и к настоящейполезной общественной жизни считалось тогда изучение естественных наук, накоторый смотрели как на необходимый фундамент всех знаний без исключения».
И, действительно, 60-е годы пришлись на возрождениеточных наук и науки в целом. Распространение естественнонаучных книг этомуявлению только способствовало. Даже существовало суждение о том, что каждомууважающему себя человеку необходимо ознакомиться с естественными науками внезависимости от того, имеет ли это отношение к его деятельности. «Новоенаправление захватило собою всё, — писал И.И. Мечников в статье об А.Ковалевском, — что было наиболее отзывчивого и чуткого среди молодогопоколения. Оно проникло не только в гимназии и университеты, где естествознаниепреподавалось систематически и более или менее в полном виде, но и в такиеучебные заведения, где место его было гораздо более скромно».
Итак, можно сказать, что образ Базарова-это совокупностьнаиболее характерных черт демократов-разночинцев, отдающих предпочтение делунежели словам, среди которых стал формироваться новый тип массового деятеляосвободительного движения. Поэтому В.В Воровский говорил, что Тургенев наделилсвоего центрального героя «чертами реального общественного типа,развернувшегося вскоре пышным цветом и заполнившего своей проповедьюрационализма и индивидуализма целое десятилетие».
1.2 Трагическое одиночество Базарова
Несмотря на чрезвычайную популярность демократическогодвижения, тургеневский Базаров очень одинок. «Нас не так мало, как выполагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинныхединомышленников Базарова. Писарев ищет причину одиночества в том, что он ещёне встречал человека, «который бы не спасовал перед ним. Базаров один, сам посебе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество,он весь поглощён собою и работою… »*.
В России в это время уже выросло целое поколениедемократов- разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А ктоже сподвижники Базарова? Он нередко говорит «мы», хотя писатель ни разу неупомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.
Зато в романе представлены его мнимые ученики ипоследователи. Это прежде всего Аркадий, который переходит из категории «детей»в категорию «отцов».Увлечение Аркадия Базаровым- не более чем дань молодости.
Их отношения нельзя назвать дружбой, которая основана наглубоком взаимопонимании. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделатьего «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо. «Э-э! да ты, явижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, — прозорливо замечает Базаров. –Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И всё же Базарову тяжелорасставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.
В романе Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Другиеего последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлялидеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют идеи шестидесятников. Они видят внигилизме только отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуютэтой новой «моде».
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своёмчувстве к Одинцовой он раскрывается как сильная, страстная и глубокая натура.Даже здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительнойбыла любовь Павла Петровича к княгине Р. Лёгким увлечением было чувство Аркадияк Одинцовой, тогда как его любовь к Кате стала результатом подчинения слабойнатуры более сильной.
Базаров любит по-другому. До встречи с Одинцовой он,очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Ноего грубость, вызванную отвращением к «красивым словам», не следует путать сцинизмом. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», которыйоскорблял её грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человеканезаурядного и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа ».Развязность Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством егосмущения и даже робости. Одинцова всё поняла «и это ей даже польстило. Однопошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».
Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышаетБазарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывалобы уважения. Он охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в нейумную собеседницу.
Опровергая взгляды героя романа на любовь, писательзаставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал: «В разговорах с АннойСергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ковсему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтикав самом себе».
В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряютсвойственные ему суровая прямота, честность. Евгений откровенно называет еёаристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могласделать вывод, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любвисвоими убеждениями.
Но не это отпугнуло её. Некоторые критики утверждали,будто бы Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломилаБазарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот,каким знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базаровак тяжёлому душевному кризису. Всё валится у него из рук, и само его заражениекажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состояниистановится неосторожным.
Но Базаров не отказался от борьбы со свой болью, нераскис, не стал унижаться перед своей возлюбленной. Он всеми силами стремитсяпобороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И если бы не смерть, он, можетбыть, и справился бы с этой болью.
Способность к истинной любви Тургенев всегда считалважной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в любви выше«уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной иэгоистичной Одинцовой. Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.
Трагическое одиночество Базарова проявляется не только вего общении с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях снародом, отзывы о которых также противоречивы. И своим происхождением, и родомзанятий, и складом ума, и помыслами герой романа значительно ближе ккрестьянам, чем Павел Петрович, хотя тот упрекает Базарова, что он «не знаетрусского народа».Недаром речь Базарова так близка к народу. «Вы порицаете моёнаправление, — говорит он Павлу Петровичу, — а кто вам сказал, что оно во мнеслучайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы такратуете? »
Вспомним, как в спорах с Павлом Петровичем и АркадиемБазаров, казалось бы, пренебрежительно говорил о русских мужиках. Но онвыступал не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием, невежеством. «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья- пророк вколеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?» Базаров убеждён,что нигилизм обусловлен интересами простых мужиков, вызван «народным духом».Герой романа не склонен идеализировать народ, видя его долготерпение и рабство;свобода едва ли пойдёт ему впрок, «потому что мужик наш рад самого себяобокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
Такую точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев.«Все истинные отрицатели, которых я знал, — без исключения (Белинский… Герцен,Добролюбов…), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиямнародной жизни», — писал он.
Многие демократы 60-х годов подчёркивали важностьтрезвого отношения к крестьянству, отказа от его идеализации. Поэтому неудивительно, что в устах Базарова не раз звучат резкие суждения о народе:«Русский мужик Бога слопает». Во второй половине произведения Базаров как будтодаже презирает народ за его предрассудки, пассивность, заблуждения,знахарство, пьянство. В двадцать первой главе он весьма скептически говорит обудущем мужиков и своём собственном: «… я и возненавидел этого последнегомужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мнедаже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе,а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
Такие суждения о народе рождены авторским желаниемснизить образ своего героя, наделить его антидемократическими репликами.Поэтому Базаров жестоко иронизирует над деревенским мужиком, подтрунивая надним и славянофильским представлением о силе крестьянства: «… от вас начнётсяновая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы». На непонятныеему слова мужик отвечает «… а против нашего, то есть миру, известно, господскаяволя; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику».Базарову горько слышать эти рабские проявления покорности и угодливости.Поэтому он «презрительно пожал плечами и отвернулся». Характерно, что Базаров«… владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя онникогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Слуги «чувствовали, что онвсё-таки свой брат, не барин». И горничная Дуняша, и Пётр светлели при встречес гостем, а дворовые мальчики «бегали за дохтуром», как «собачонки», испытываяк нему особую, неподдельную симпатию.
Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременноепоявление в России, его обречённость, Тургенев хочет показать глубину тойпропасти, которая отделяет Базарова от народа.«Увы! – говорит Тургенев, — презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров, этотсамоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах всё- таки чем-товроде шута горохового…».

2. Средства изображения
Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годовопределил композицию «Отцов и детей». Центральное место в романе занимает образБазарова. Из 28 глав он не появляется только в двух. Все персонажи группируютсявокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, более отчётливооттеняют его облик, незаурядность его натуры.
Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Причём он изображён автором в столкновении с другими героями. пройдя два цикла«странствий», Базаров претерпевает значительные изменения, Тургенев заставляетсвоего героя поступиться рядом убеждений. Базаров эволюционирует на нашихглазах, пройдя испытание любовью.
2.1 Композиционно-сюжетная структура
Все основные лица романа раскрываются во взаимоотношенияхс Базаровым, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркиваютего превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в средеуездных аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов былразночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя,материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в изображенииавтора.
Заголовок тургеневского произведения тесно связан сосновным конфликтом романа. Противопоставление «отцов» и «детей», отражённое вназвании книги, сразу же настраивает читателя на восприятие той антитезы,которая является основой всего романа. В романе понятие «отцы» употребляется вшироком понимании, предполагающем социальное положение, систему взглядов,нравственные нормы поведения.Прежде всего, название романа подразумеваетборьбу идейных направлений. Образ демократа-разночинца Базарова раскрывается впротивопоставлении другим героям.
Павел Петрович выступает как идейный противник Базарова,в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, его барскоевысокомерие и индивидуализм. Хотя Кирсанов и считает себя либералом ичеловеком, любящим прогресс, его взгляды во многом консервативны, «принсипы»окостенелы; он испытывает презрение к естественным наукам, к приверженцам идейдемократизма. Его либерализм достаточно ограничен, западничество страннымобразом соединилось со славянофильством. От его личности веет холодом. При всёмсвоём внешнем эстетизме он нередко бывает глух к прекрасному. Когда он смотрелна звёзды, «в его прекрасных тёмных глазах не отразилось ничего, кроме светазвёзд». Народная вера и народные начала жизни чужды ему. Потому так непримиримовстретил он Базарова, сразу же почувствовав в нём противника. Главная причина,вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чём онвряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечёркивал всю его жизнь. ПавелПетрович полагал, что ведёт жизнь благородную, что он достоин уважения. Асточки зрения Базарова, он «архаическое явление»; существование его- «распущенность, пустота»; «принсипы» его – самооправдание человека, который сидит «сложаруки».
Особенно ярко устарелость его взглядов проявляется вспорах и поединках с гостем. Тургенев иронизирует над Кирсановым- старшим,показывая комизм его положения в сцене дуэли, которую он вводит для «наглядногодоказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства».
По-иному Тургенев характеризует Николая Петровича,другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатныйчеловек. Не будучи высокомерным, он становится своего рода мировым посредникоми терпеливо «вразумляет мужичков». Но добрые намерения отца Аркадия не приносятжелаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищетой. Оброка крестьяне неплатят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произноситНиколай Петрович в порыве отчаяния. Усиливая ощущение беспомощности младшегоКирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, носправедливых прозвищ: «трусишка», «человек отставной», «божья коровка»,«старенький романтик», «его песенка спета».Таким резким противопоставлениемхарактеров и взглядов Тургенев хочет создать впечатление о силе Базарова, о егопревосходстве над другими героями романа. Сам автор категорически утверждает:«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича. Слабость и вялость илиограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хорошихпредставителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливкиплохи, что же молоко?».
«А что же делает Базаров среди этих личностей ?»-вопрошает Д.И. Писарев. И сам же приходит к выводу о том, что Базаровфактически не обращает на них внимания и занят работой: «шляется поокрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимаетсямикроскопическими наблюдениями». Николай Петрович для него «старенькийромантик». К Павлу Петровичу он относится не слишком дружелюбно, потому как неприемлет «элементов барства», но скрывает своё истинное отношение под видомпрезрительного равнодушия. Он не хочет признаваться сам себе, что можетсердиться на «уездного демократа», и тем не менее «он часто запальчивовозражает на тирады Павла Петровича и не вдруг успевает овладеть собою изамкнуться в свою насмешливую холодность». Базаров не выказывает желанияспорить или высказываться, хотя Павлу Петровичу удаётся вызывать его намногозначительный разговор. О враждебном действии друг на друга этих сильныххарактеров говорит Писарев: «Видя этих двух людей лицом к лицу, можно себепредставить борьбу, происходящую между двумя поколениями… Николай Петрович,конечно, неспособен быть угнетателем…но Павел Петрович и Базаров могли бы, приизвестных условиях, явиться яркими представителями: первый- сковывающей, леденящейсилы прошедшего, второй – разрушительной, освобождающей силы настоящего»*.
2.1.1 Два цикла «странствий»
Тургеневский Базаров претерпевает существенные измененияв глазах читателя на протяжении всего романа. Читатель наблюдает скитания душигероя, медленно назревающие перемены, связанные со знакомством с Одинцовой исопровождаемые внутренней борьбой.
Развитие личности Базарова можно разделить на двапериода: Первый цикл «странствий», под которым подразумевается развитиеличности Базарова до внезапно вспыхнувшей любви к Одинцовой, и второй цикл«странствий»- это доселе неизведанное Базаровым чувство любви к женщине,сопутствуемое душевными переменами.
В первом цикле «странствий» Базаров предстаёт перед читателемкак победитель. В четвёртой главе Базаров с чувством собственного превосходствасмеётся над показным англоманством Кирсанова-старшего. В шестой главе Базароввыходит победителем из спора о науке и даёт наставления Аркадию. В седьмойглаве ставит под сомнение чистоту отношений между мужчиной и женщиной, называяих чепухой и гнилью. В девятой главе он критикует хозяйство Николая Петровича:«Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли». Десятая главазначительна тем, что в ней описывается «схватка» между Павлом Петровичем иБазаровым, который в подтверждение своего нигилизма утверждает: «В теперешнеевремя полезнее всего отрицание- мы отрицаем», Павлу Петровичу непонятна егопозиция и на вопрос: «Все?» Базаров категорически отвечает: «Все». Базаровпребывает в твёрдой уверенности своей правоты и силы. Он непреклонен вотрицании принципов всего либерального, всего, во что верили отцы: принциповлибералов, английского аристократизма, парламентаризма, искусства и общины скруговой порукой.
Критик М.А. Антонович в своей статье «Асмодей нашеговремени» категорично высказывается по поводу отрицания всего Базаровым, говоряо том, что он систематически ненавидит всё, начиная от своих родителей,которых, по мнению Антоновича, он терпеть не может, и заканчивая лягушками,«которых он режет с беспощадной жестокостью». В первой половине романа, каксчитает критик, его холодное сердце не колышет ни одно чувство, ненависть онотпускает рассчитано, по гранам. Антонович сравнивает нигилиста с ядовитымсуществом, которое отравляет всё, к чему ни прикоснётся. У него есть друг, ноон его презирает; у него есть последователи, которых он так же ненавидит. Овлиянии Базарова на людей говорит так: «Всех вообще подчиняющихся его влияниюон учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенныечувства он убивает своей презрительной насмешкой, и ею же он удерживает их отвсякого доброго дела»*.
Нельзя с полной уверенностью утверждать, что Базаров непризнаёт ничего в период первого цикла «странствий». Вопросы, которых онкасается здесь подвергаются его критическому пересмотру с точки зрения его какестественника-материалиста, он хвалит Либиха и других немецких естественников:«Тамошние учёные – дельный народ».
По мнению Пустовойта, если в начале романа Базаров представляетсяв глазах читателя как человек трезвого и глубокого ума, гордый,целеустремлённый, обладающий способностью оказывать влияние на других людей и убеждённыйв верности нигилистических принципов, то после знакомства Базарова с ОдинцовойТургенев указывает на изменения, которые претерпевает герой.
Эту часть романа можно назвать вторым циклом «странствий»Базарова. Так, в двадцать седьмой главе Тургенев обращает внимание читателя наизменения, происшедшие в герое: «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидноблаговолила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая преждетревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидетьна месте, словно что его подмывало…».
Кроме того, в герое романа начинают обнаруживаться чертыдисгармонии, разлад с самим собой… его нигилизм представляется ему насилиемнад человеческой природой, его решимость «дело делать» кажется емубесперспективной. В Базарове усиливаются колебания, раздвоенность, сомнения впользе своей деятельности, глубокая рефлексия. Мы наблюдаем его метания,готовность «взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки».
Эти особенности во многом объясняют несвоевременную гибельБазарова. Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессиипривели к рассеянности при вскрытии трупа мужика, заражению и последующейсмерти. Но это всего лишь повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни.Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многомпотерявшей для него смысл. Хотя главной причиной гибели тургеневского героя можносчитать социально – историческую. Обстоятельства русской жизни 60-х годов недавали возможностей для коренных демократических преобразований, дляпретворения замыслов Базарова; ещё не созрели условия для обретения ими победынад самодержавием. И потому дело героя и сам он представляются обречёнными, чтохорошо ощущает Базаров, размышляя о «собственном ничтожестве» перед вечностью,о неизбежности смерти.
Но важен ещё и характер его поведения накануне смерти.Базаров не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, не «не виляет хвостом», нодумает о живых, о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальнойучасти. Что примечательно, перед смертью на ум Базарову приходит образОдинцовой, возбудившей в нём сильное чувство. Поведение Базарова перед смертьюсродни героизму: столько спокойствия, мужества, решимости проявляет он, столькотитанизма обнаруживает. Не случайно он называет себя «гигантом». При этом онуже не стыдится своего ранее скрываемого «романтизма», своей человечности.Любовь к старикам сплетается с его любовью к женщине и России. По словам Д.И.Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — всё равно что сделать великийподвиг…»*.
2.1.2 Испытание любовью
Настоящей причиной всех перемен Базарова и одновременножизненным испытанием было чувство, которое Базаров испытывал к Анне СергеевнеОдинцовой, хотя впоследствии М.А. Антонович скажет, что Базаров питал кОдинцовой не любовь, «а что-то другое, не похожее на настоящую возвышеннуюлюбовь»*.Так, на смертном одрегерой говорит ей: «Ну, что ж мне сказать вам… Что я любил вас? Это и прежде неимело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь- форма, а моя собственнаяформа уже разлагается».
Знакомство с Одинцовой происходит в четырнадцатой главеромана. Она умна, независима, горда, обладает решительным характером, нохолодна и испытывает «тайное отвращение» к мужчинам». Но Базаров поразил еёвоображение, заставив много думать о нём. Она так же заинтересовала герояромана своим спокойствием, начитанностью, незаурядностью, умом. Хотя при первомзнакомстве с Одинцовой он сначала отзывается о ней грубо и развязно: «Этакоебогатое тело!.. хоть сейчас в анатомический театр», «эта госпожа- ой-ой-ой». Освоей новой знакомой он говорит цинично: «баба с мозгом», «у ней такие плечи,каких я не видывал давно». Её холодность его завораживает, хотя Базаровразвязно говорит об этом: «вишь, как она себя заморозила!».Но постепенностановится понятно, что за напускным цинизмом Базарова скрывается желание «нерассиропиться». Ранее отрицавший красоту Базаров увлечён ею. Только недавно отвергавшийлюбовь он неожиданно для себя обнаруживает «романтизм»в своих переживаниях иповедении, сознаёт тщетность борьбы с самим собою.
Базаров уже не может сохранять привычную для неговыдержку, самообладание, он ловит себя на «всякого рода постыдных мыслях, точнобес его дразнил», вводит в свой лексикон такое понятие, как красота («Зачем вы,с вашим умом, с вашею красотою, живёте в деревне?»).
В целом, поведение героя становится странным: он«отправлялся в лес и ходил по нём большими шагами, ломая попадавшиеся ветки ибраня вполголоса и её и себя…», «забирался на сеновал, в сарай, и, упрямозакрывая глаза, заставлял себя спать…». Базаров стал часто предаватьсямечтаниям: воображал, как её руки «обовьются вокруг его шеи», как её «гордыегубы… ответят на его поцелуи». В то же время отгонял от себя эти мысли. Вскоренастаёт время главного испытания в романтической любви Базарова, котороепроисходит в двадцать восьмой главе романа.
Разговор, на который Анна Сергеевна вызывает Базарова,приводит к окончанию их отношений. Между ними происходит странная сцена.Базаров признаётся в любви к Одинцовой со свойственной ему прямотой ирезкостью: «… я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Ноаристократический рассудок Одинцовой пугает его «сильное и тяжёлое» чувство,«похожее на злобу». Автор акцентирует внимание на том, что Одинцовой «сталострашно». Она уверяет Базарова, что он не так понял её. Антонович считает, чтоАнна Сергеевна «узнав его ближе, с ужасом и омерзением от него отворачивается,отплёвывается и «обтирается платком»*.
Тургенев ясно даёт понять, что волевой и сильный Базаровспасовал перед неудачей на любовном фронте. Начиная с двадцать восьмой главы, читательможет проследить за эволюцией героя в сторону пессимизма и скептицизма: «Каждыйчеловек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может», в нёмпропадает самоуверенность, возникает озлобление, герой приходит к выводу, что«лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончикомпальца».
Неудачная любовь стала тяжёлым жизненным испытанием дляотрицавшего понятие «любовь» Базарова. Он пытается подавить в себеромантические чувства, взять себя в руки, но чувствует своё бессилие, «скуку дазлость». Герою даже приходит на ум сравнения себя с муравьём, который тащитполумёртвую муху. Даже, казалось бы, отдушина Базарова- наука(«…он принялся засвоих лягушек, за инфузории, за химические составы и всё возился с ними»)незанимает его настолько, чтобы избавиться от меланхолических мыслей.
По мнению Пустовойта, хотя Тургенев и даёт возможностьОдинцовой и Базарову встретиться в конце романа, но только для того чтобыподвести итог их взаимоотношениям. Оба героя понимают, что несостоявшуюсялюбовь нельзя вернуть, а следует дать ей возможность перерасти в примирение идружбу, о чём и говорит Одинцова: «Кто старое помянет, тому глаз вон…Однослово: будемте приятелями по-прежнему. То был сон, не правда ли? А кто же сныпомнит?»*.
Откровенно говоря, писатель не склонен верить словамсвоих героев. Для него понятна психология человеческих симпатий и поэтомусовершенно ясно, что мысли людей не всегда совпадают с их высказываниями. Самавтор комментирует объяснение Анны Сергеевны и Базарова таким образом: «Таквыражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, чтоговорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого незнали, а автор и подавно».
Несмотря на все старания Базарова преодолеть чувствозлости, Базаров так и остаётся с чувством опустошённости, тоски, порождённыхнеудачей в любви, хотя сам герой и не хочет этого осознавать. Он стараетсяспрятаться за маской того прежнего Базарова, желая Аркадию счастья, в то жевремя делает «усилие над собой, чтобы не выказать злорадного чувства», в беседес Одинцовой на его лице улыбка, хотя в тот момент «ему вовсе не было весело инисколько не хотелось смеяться».
В конце концов, Базаров приходит к мысли о пустом местечеловека «в жизненном нашем чемодане», о том, что счастье невозможно длячеловека, ведущего «терпкую, горькую, бобыльную жизнь». Тургенев совершеннопо-другому описывает состояние Базарова в двадцать седьмой главе: «лихорадкаработы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством.Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдаяи стремительно смелая, изменилась».
Такое состояние героя стало следствием его несчастнойлюбви, причину которому критик Писарев склонен искать в неспособности женщин«серьёзно ответить на серьёзное чувство»такого типажа как Базаров, «и покаженщина будет находиться в теперешнем зависимом положении, пока за каждым еёшагом будут наблюдать и она сама, и нежные родители, и заботливые родственники,и то, что называется общественным мнением, до тех пор Базаровы будут жить иумирать бобылями, до тех пор согревающая нежная любовь умной и развитой женщиныбудет им известна только по слухам да по романам».
Пребывая в удручённом состоянии, герой всё же решаетсяучаствовать в медицинской практике своего отца, которая становится причиной егозаражения, а впоследствии и смерти.
Как мы видим, Тургенев использовал приём развенчаниягероя-нигилиста, победителя и человека, увлекающего читателя своей силой,умением вести за собой людей, превосходством ума и прогрессивными взглядами внауке. Он заставляет его полюбить, а затем и отступить перед отрицаемой нигилистомромантикой, доказав, что любовный крах может сломить такого сильного человека.
Между тем, критик Пустовойт отмечает, что «то средство, ккоторому прибегает в данном случае Тургенев для развенчания нового героя, нетолько не казалось универсальным и достаточным, но вообще представлялось чем-товроде картонного меча в поединке» для реальных разночинцев. Прежде всего,реальный разночинец тех времён был «человеком сильным духовно, умеющим быстроподавлять своё горе и во имя общественного дела поступаться личными радостями иудовольствиями. В своей статье о романе Пустовойт приводит пример о Н.А.Добролюбове, пережившем смерть родителей. «На иждивении молодого критикаосталось семь младших братьев и сестёр. Но горе не сломило волевого иэнергичного юношу. В своём дневнике 18 декабря 1855 года он записал: «Меняпостигло страшное несчастье- смерть отца и матери,- но оно убедило меняокончательно в правоте моего дела…». Конечно, речь шла о революционныхубеждениях критика*.
2.2 Литературные приёмы
Литературные приёмы, к которым прибегают авторы,характеризуя своего героя, совершенно различны. Пустовойт, сравнивая приёмыГоголя, Гончарова, Достоевского и Л.Толстого, говорит о существенных различияхв способах характеристики героев. Так, Гоголь отдаёт предпочтение раскрытиюхарактера героя через окружающую его обстановку, вещи, предметы, одежду. Ароманы Гончарова отличаются преобладанием портретно-бытовой характеристикиперсонажей. Излюбленным приёмом Достоевского является психологическаяхарактеристика. Л. Толстой выдвигает на первый план характеристику героя вдействии и диалог.
Тургенев, хотя и пользуется всеми перечисленнымиспособами характеристики героев, предпочитает портретные детали, пейзаж идиалог-полемику. Казалось бы, автор не открыл новые приёмы. Но при углублённомрассмотрении данного вопроса становится понятно, что автор наполнил их новымсмыслом. Тургенев использует эти литературные приёмы в соответсвии со своейглавной целью- выявление нового героя в литературе и отражение его эволюции.Для этого Тургенев ставит героя в центр композиции и посылает ему испытание.Литературные приёмы играют настолько большую роль в романе, что нельзявоспринимать их как простой технический приём писателя.
2.2.1 Диалог
Диалог в романе с точки зрения Пустовойта «даёт возможностьразвивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения,наконец, в диалоге раскрываются, обнаруживаются характеры героев»*.
Итак, главным средством раскрытия характера нового герояв литературе можно считать диалог. Диалоги в романе- это прежде всего споры«отцов» и «детей», к которым автор причисляет Базарова.
Помимо оппозиционной точки зрения сама речьреволюционера-демократа необычна… Он разговаривает с интонацией суровогопрокурора, допуская в своей речи насмешки и сарказм. Его речь отличаетсяметкостью, простотой и лаконизмом. Она полностью лишена пафоса, высокопарностии иностранной лексики. Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языкаи умение владеть им, афористичность и лаконизм – черты, характеризующие речьБазарова. Он говорит как коренной русский, как истинный демократ, выходец изнарода. В его устах так органически, так естественно звучит просторечие (чай,«чувствует мой нос, что тут что-то не ладно», ан нет, как бишь, плюхнуть ит.д.). Он часто употребляет пословицы и поговорки («Бабушка надвое сказала»,«Шила в мешке не утаишь», «Земля не клином сошлась», «Взялся за гуж – неговори, что не дюж» ).Он и сам нередко создаёт выражения, родственныепословицам(«Решился всё косить – валяй и себе по ногам», «Наша пыль тебе глазавыест»). В речах Базарова проявляется свойственный ему чисто народный склад ума– трезвого, здравого, ясного. И Павлу Петровичу с ним не справиться. Даже Фенечказаметила это. «Я и не знаю, о чём у вас спор идёт, а вижу, что вы его и таквертите, и так…» — говорит она Базарову. Это истинно народная речь, и недаромона так нравится ямщикам. Демократизм героя обнаруживается и в егопроисхождении. Если один его дед – «секунд – майор какой-то», то другой –«землю пахал». И этим вторым дедом со стороны отца Базаров по-настоящемугордится, потому что это прошлое «укореняет» его в народной почве. В письме кК.К. Случевскому автор оценивал Базарова: «Он честен, правдив и демократ доконца ногтей». Россия знала немало таких Базаровых: ведь и Белинский, памятикоторого посвящён роман, и Добролюбов, и Чернышевский прошли тяжёлую жизненнуюшколу, с честью выдержав все испытания.
Естественно, что такого необычного героя братья Кирсановыприняли настороженно и неоднозначно. Николай Петрович «побаивался молодого«нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», а ПавелПетрович»всеми силами души своей возненавидел Базарова, он считал его гордецом,нахалом, циником, плебеем». Схватки Базарова с дядей Аркадия были неизбежны.Споры, «сшибка» характеров, особенно ярко представленные в десятой главе,выявляют непримиримость конфликта в романе, неповторимость противников,отражают идеологические схватки эпохи, запечатлённой в произведении. В этихсхватках Павел Петрович горячится, нервничает, «наскакивает», наталкиваясь наневозмутимость, спокойствие, уверенность его оппонента. Хоть иногда в атаку иидёт «человек с душистыми усами», доминирует, лидирует в этих спорах всё-таки Базаров,критикуя консерватизм своего противника, барскую изнеженность, пустословиеотечественных либералов, проявляя устремление к делу.
В сцене, где изображено особенно острое столкновение«уездного аристократа» и «нигилиста», герои ведут себя по-разному. Мастердиалога, Тургенев с помощью удачно найденного, выразительного слова, деталипередаёт душевное состояние спорящих. Павел Петрович рвётся в бой: он «весьгорел нетерпением»; в особенно острый момент «Павел Петрович так и дрогнул»и,наконец, не выдержав, «возопил». Базаров, напротив, произносит свои реплики«равнодушно», он возражает Павлу Петровичу, «лениво отхлёбывая глоток чаю».Слова о том, что он всё отрицает, Базаров говорит «с невыразимым спокойствием».В его голосе звучат душевная сила, уверенность в своей правоте.
Он как истинный демократ не приемлет англоманства ПавлаПетровича, который постоянно употребляет выражения, подчёркивающиеблаговоспитанность истинного аристократа, утончённость его обращения даже стеми, кого презирает. В сцене вызова на дуэль он говорит Базарову:«чувствительно вам обязан», «честь имею кланяться». Этот изысканный языкраздражает Базарова. «Соблаговолите выбрать»,- говорит Павел Петрович.«Соблаговоляю»,- иронизирует Базаров.
Раздражает Базарова и обилие иностранных выражений,которыми злоупотребляет старший Кирсанов: «Аристократизм, либерализм, прогресс,принципы … подумаешь, сколько иностранных…и бесполезных слов! Русскому человекуони даром не нужны».
Тургенев представляет читателю Базарова и каквеликолепного оратора, как считает Пустовойт. Так, в десятой главе Базароввыступает против пустословия либералов: «…болтать, всё только болтать о нашихязвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мыувидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никудане годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательномтворчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёто насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все нашиакционерные общества лопаются единственно от того, что оказывается недостаток вчестных людях…»*.
Если рассмотреть синтаксическое построение фраз Базарова,то можно убедиться в наличии таких конструкций как «Мы догадались», «мыувидали»; союзов и союзных слов: что и когда, убеждающих читателя в ораторскихспособностях Базарова. Тургенев не только позволяет своему герою иронизироватьнад своими противниками в спорах, отпускать шутки в их адрес, но и позволяетему высказываться «во весь голос».
В спорах нигилиста Базарова и аристократа Кирсановазатронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядахреволюционные демократы и либералы: о путях дальнейшего развития России, ониспровержении основ самодержавно- крепостнического строя, о материализме, означении науки, искусства, о народе. Его взгляды близки к словеснойпросветительской деятельности «Современника», которой занимались Чернышевский иДобролюбов в конце 50-х годов.
Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейнуюборьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения.Диалог является важным средством раскрытия мировоззрения героев.
2.2.2 Деталь
Меткое слово, точная деталь позволяют писателю раскрытьобраз нигилиста Базарова и сложные общественные отношения между людьми.
Тургенев предлагает читателю встретить своего героя «поодёжке», а проводить «по уму». Первое, что бросается им в глаза, — чертыдемократизма, присущие Базарову. Всё — начиная с его одежды и до образа жизни –отличает его от «уездных аристократов». Его «длинный балахон с кистями»,который сам Базаров называет «одежёнкой», недаром возмущает крепостного лакеяПрокофьича, привыкшего обслуживать «настоящих господ». Изысканно одетому баринуПавлу Петровичу балахон также показался неприличным. С первого взгляда он«всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едвали не презирает его – его, Павла Кирсанова!». Кирсановым кажется необычнымхудое лицо Базарова«с широким лбом», «висячими бакенбардами песочного цвету»,лицо, которое «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».Описание внешности дополняется упоминанием «обнажённой красной руки».Длинные игустые волосы его «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Вседетали этого портрета существенны. Широкий лоб и просторный череп намекают нанедюжинный ум героя. Балахон, висячие бакенбарды и длинные волосы – этовыражение вкусов людей из окружения Базарова. Красная рука – свидетельствопричастности героя к физическому труду.
Дополнением к портрету Базарова становятся егосвоеобразные манеры. Он называет себя Евгением Васильевым – на крестьянскийлад. Он подаёт руку отцу Аркадия, выдержав паузу, помедлив(А вдруг дворянин непротянет своей?). Базаров разговаривает с Николаем Петровичем сидя, опустившисьна диван без приглашения и к тому же «потягиваясь». Он намеренно выказываетсвою бестактность, грубость, вульгарность манер.
Лаконизм повествования достигается благодаря тщательномуотбору точных слов. Мастерски используя богатство родной речи, Тургенев находитв слове оттенки, точно передающие сущность явления. Тургенев очень точно подмечаетдетали пейзажа во второй главе романа. Мы видим «деревеньки с низкими избёнкамипод тёмными, часто до половины размётанными крышами» («деревеньки»,«избёнки»-форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни).О многом говорити такое сравнение: «как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты сободранной корой и обломанными ветвями».Крестьянские коровёнки, «исхудалые,шершавые, словно обглоданные», жадно щиплют первую траву. А вот и самимужички-«обтерханные, на плохих клячонках» (народное слово” обтерханные”означает ободранные, потрёпанные ).
Таким образом, впечатляющие детали позволяют открытьсамое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев.Тургенев крайне редко поясняет значение их слов и поступков. В этом состоитодин из главных художественных принципов романиста. По словам Тургенева,писатель «должен быть психологом, но тайным, он должен знать и чувствоватькорни явлений, но представлять только самые явления».
2.2.3 Пейзаж
На протяжении всего романа душевные излияния героев, ихспоры между собой и размышления сопровождаются пейзажным фоном. Мастерскииспользуя богатство родной речи, Тургенев находит в слове оттенки, точнопередающие сущность явления.
Так, по словам Пустовойта, в одиннадцатой главе «Тургенев как бы ставит под сомнение целесообразность базаровского отрицанияприроды: «Николай Петрович потупил голову и провёл рукой по лицу. « Ноотвергать поэзию? – подумал он опять, — не сочувствовать художеству,природе?...»Далее писатель рисует чудесный пейзаж: «Уже вечерело; солнцескрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от неёбез конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадкепо тёмной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, дозаплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчётливо мелькали ногилошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозьчащу, обливали стволы осин таким тёплым светом, что они становились похожи настволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубоенебо, чуть обрумяненное зарёй. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер;запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклисьстолбом над одинокою, далеко протянутою веткою». В этом пейзаже всё кажетсяпрекрасным. Не только автор, но и читатель проникается тем же настроениемблагодаря мастерству Тургенева-художника.
Такой эмоциональный и художественный пейзаж заставляет читателязадуматься над правотой Базарова в отрицании природы. Напрашивается суждение отом, есть ли смысл отрицать природу, если она настолько прекрасна. Этапоэтическая зарисовка становится намёком писателя на будущие испытания, которыепредстоят герою, имея в виду безответную любовь к Одинцовой.
Внутренний процесс познания истинной любви заставляетБазарова по-новому почувствовать природу. Фон, на котором происходит егообъяснение с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется ввосприятии Базарова. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему слышалосьтаинственное шептание. Базарову, материалисту, учёному- биологу, шелестлистьев, ночные шорохи кажутся таинственными!
Последний пейзаж — это “реквием” по Базарову. Лирическойпечалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, накотором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Авторзадумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение.
Итак, все основные события в романе происходят на фонепейзажа, каждый из которых несёт свою функцию в толковании сцен романа. Нопейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

Заключение
В результате, мы выяснили, что появление нового героя — демократав русской литературе отвечает событиям социальной жизни России на моментнаписания романа. Хотя нельзя с полной уверенностью утверждать, что Базаровполучился подлинным революционером 60-х годов. П.Г. Пустовойт описываетосновные черты, которые обнаруживаются в Базарове, присущие революционнымдемократам: «отрицание старых принципов либералов-дворян, критика ихаристократизма, барства, наконец, стремление «место расчистить» для будущейжизни… тургеневский герой- лишь предтеча будущих революционеров»*.
Также мы рассмотрели вопрос композиционно-сюжетнойструктуры и её значение в романе. Поставив демократа Базарова в центре произведения,Тургенев раскрывает его лучшие качества, намеренно сталкивая с остальнымигероями: в спорах с Павлом Петровичем – зрелость ума, глубина суждений,непримиримая ненависть к рабству; во взаимоотношениях с Аркадием- способностьпривлекать на свою сторону молодёжь, быть учителем, воспитателем; в отношенияхс Одинцовой – умение глубоко и по-настоящему любить, цельность и честностьнатуры, сила воли и чувство собственного достоинства – все эти качества Базаровпроявил, пройдя два «цикла странствий».
Признанный мастер диалога и пейзажа Тургенев в очереднойраз показал своё умение раскрыть образ, прибегая к излюбленным приёмамроманистов- диалогу, детали и высокохудожественному описанию пейзажа. Мы видим,что Тургенев совершенно по-новому использует эти приёмы. Их новое наполнениенаталкивает читателя на мысли об авторском отношении к Базарову, ставит подсомнение нигилистические взгляды Базарова и даёт возможность в полной мереувидеть столкновение революционеров-демократов и либералов. Так, в одиннадцатойглаве Тургенев при помощи пейзажа намекает читателю на раскрытие истинногоБазарова в финале романа.
Вопрос одиночества Базарова стоит так же остро. Мы видим,что Базаров оказывается совершенно одиноким. Дворянам с ним не по пути. Народ,к которому он принадлежит по происхождению, характеру, многим привычкам ивкусам, не понимает его, видит в нем «барина».
Случайно заразившись трупным ядом, Базаров умирает, неуспев ничего совершить. Перед смертью, которую он встречает просто имужественно, Базаров как будто сознает, что он «не нужен России», точнее говоря(по мысли Тургенева), его время еще не наступило.
Этот финал определил отрицательное отношение передовойкритики к роману в целом, многие несправедливо увидели в нем «клевету» на молодоепоколение. Но время доказало правоту Тургенева. Писатель стал «родителем»нового героя- революционера- демократа, нигилиста по убеждениям, лидера, преждевсего отличающегося силой характера. Но он обречён на одиночество. Его роман поправу занял одно из центральных мест в русской литературе середины прошлоговека. Он открыл собой целый ряд произведений о «нигилистах» и «новых людях».

Библиография
1. Е.С.Роговер Русская литература второй половины девятнадцатого века.
2. М.А. Антонович Асмодей нашего времени.
3. Д.И. Писарев Базаров.
4. П.Г. Пустовойт Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История народа чичимеков
Реферат Б.Муссолини Политическая биография
Реферат Этиология патогенез классификация клиника и диагностика одонтогенной острой инфекции
Реферат Русская система мер
Реферат Основные вопросы по курсу "Финансы предприятия"
Реферат Войсковой круг и присуд, традиции станичного самоуправления
Реферат Проективные методики в психодиагностике
Реферат Проведение лечения и массовых клинических исследований животных
Реферат Doctrine Of Precedent Essay Research Paper This
Реферат Особливості фінансування бюджетних установ та організацій в Україні
Реферат Эстонское восстание 1343-45 годов
Реферат Социально-психологический климат в группе
Реферат Анализ возможностей использования контура административного управления корпоративной информационной системы
Реферат Сущность рекламы в маркетинге
Реферат Крестьянская реформа 1861 3