Реферат по предмету "Разное"


«Актуальные формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних»

«Актуальные формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних» Девиантный образ жизни несовершеннолетних - это образ жизни основанный на девиантном поведении - отклонении от общепринятых норм поведения - нравственных и правовых; включающем антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аддиктивные (аутоагрессивные) поступки (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общ.ред. С.Ю.Циркина - 2001г.). Отклонения в поведении бывают патологические и непатологические. Патологические отклонения в поведении, как правило, являются результатом патологий психического развития несовершеннолетних и нервно-психических заболеваний, в основе которой лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Такие дети и подростки нуждаются в квалифицированной психоневрологической помощи. Однако большинство детей с поведенческими девиациями составляют социально дезадаптированные (с нарушенным взаимодействием индивидуума со средой, характеризующимся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям) и криминально направленные несовершеннолетние, воспитывающиеся в функционально несостоятельных семьях. Нарушения поведения таких детей носит социально-педагогический характер. Социальная дезадаптация подростка представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление, результат нарушенного взаимодействия личности и среды. Под «средой» мы понимаем особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностных характеристик педагогов, психогигиенических факторов учебного процесса, взаимоотношений в семье, а также состояние психического здоровья родителей и самого учащегося, его взаимоотношения со сверстниками и т. п. Любой из перечисленных факторов может создать предпосылки для формирования девиантного образа жизни, в происхождении которого участвует, как правило, комплекс факторов. Главную роль в социализации ребенка мы отводим семье и школе. Неблагоприятное воздействие на социализацию ребенка семейного фактора происходит при бедности или неблагоприятных жилищных условиях; в неблагополучных семьях с тяжелым эмоциональным климатом, низким интеллектуальным и культурным уровнем членов семьи, с примитивностью их запросов, бездуховностью; при трудовой незанятости родителей или, наоборот, при их чрезмерной занятости; при алкоголизме, наркомании одного или обоих родителей; при наличии делинквентного члена семьи или инвалидов, в том числе и по психическому заболеванию. Способы воспитания имеют исключительное значение в этом смысле. Так, к социальной дезадаптации приводят уродливые способы воспитания - отторжение ребенка родителями, заброшенность, запущенность, пренебрежение ребенком, или, наоборот, чрезмерная опека, заласкивание, вседозволенность, или жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение родителей, или противоречивость требований и форм поощрения и наказания (при наличии в семье нескольких взрослых, выполняющих роль воспитателей). Школьный фактор - отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание душевного состояния школьника; несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи при пропуске занятий, вымогательство, психическое и физическое насилие - все это порождает в подростке агрессию, внутренний протест и стремление к противостоянию.Социальный фактор приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества. Так в последние годы отмечается утрата прежних идеалов при отсутствии новых, стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализма; появление множества значимых для подростка сверхдорогих соблазнов; безнаказанность спекуляции, воровства, взяточничества и коррупции. Значительную роль в становлении личности играют средства массовой информации с пропагандой секса, зла, насилия, криминально образа жизни и т.п. Огромное значение в социализации ребенка имеет непосредственно средовый фактор: влияние компаний сверстников, «улицы», легкость свободного от занятий и обязанностей образа жизни, искаженный образ «лидера», «кумира», доступность алкоголя, наркотиков, легкость заработка, острота новых ощущений и впечатлений, романтический ореол правонарушений делают свое пагубное дело в разрушении социализации детей и подростков и в формировании девиантного образа жизни. В настоящее время нездоровая экологическая обстановка в стране также не способствует успешной социализации подрастающего поколения. Таким образом, негативное воздействие оказывает и соматической фактор, тяжелые физические заболевания, в том числе и инфекционные, оставляющие после своего завершения длительные состояния повышенной утомляемости, истощаемости, слабости; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого лечения в больницах, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи. С соматическим фактором тесным образом связан и психические фактор: тяжелые психические заболевания, приводящие к инвалидности встречаются относительно редко. Но не только они способны вызвать тяжелые формы социальной дезадаптации. В преобладающем большинстве случаев, по словам И. М. Новчука, к формированию девиантного образа жизни несовершеннолетних приводят мягкие, пограничные психические расстройства. Кроме того, сам по себе возрастной фактор (подростковый период) создает условие для возникновения социальной дезадаптации - особенности подросткового периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку, поэтому нельзя не учитывать как предпосылку социальной дезадаптации, возрастную зону риска.^ К коррекционно-профилактическому фактору мы относим наличие или отсутствие, а также особенности функционирования службы социально- психологического сопровождения образовательного учреждения, способной своевременно выявить признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дезадаптации у школьников; квалификация и уровень слаженности взаимодействия специалистов такой службы. В процессе общения с окружающими людьми наши дети уже попали в ситуацию, которая обусловила у них определенное отношение к миру, людям, к самому себе, как правило, негативное. У каждого подростка путь формирования своей личности был разным и непростым. Вот почему коррекция и профилактика девиантного образа жизни несовершеннолетних выделено нами в приоритетное направление работы. В результате многочисленных исследований психологи пришли к выводу, что основными условиями и причинами возникновения девиантного поведения подростков являются:^ Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения, нарушения вэмоционально-волевой сфере.^ Бурно протекающий подростковый кризис, стремление квзрослости, на фоне противоречий физиологического и психическогоразвития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях сокружающими и противоречивость в действиях и поступках).^ Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, прикоторой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, приэтом существует избирательная уязвимость в отношении определенногорода психогенных воздействий при хорошей и даже повышеннойустойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такиеподростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явленияокружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартнойситуации. Как отмечают специалисты (П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард,А.Е.Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны сдевиантным поведением подростков, но такие подростки обладаютменьшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Рядтипов акцентуации характера провоцируют девиантное поведениенесовершеннолетних.^ Негативное влияние стихийно-группового общения вформировании личности подростков - процесс освоения общественныхнорм и ценностей у подростков с девиантным поведением происходитчерез неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классномколлективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших,организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным факторомсоциализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия ивозможности для собственной самореализации и самоутверждения.Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения,но, как показывают практика и научные исследования, все зависит отхарактера и направленности группы: если групповое общение имеетантиобщественную, криминальную направленность, то и характердевиантного поведения подростка будет углубляться, а его деятельностьприближаться к криминальной, общественно опасной.^ Социально-педагогические причины, среди которых выделяютсясемья (родительская) и школа. Противоречивость семейного общения иотношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется вфункционально несостоятельных семьях, не выполняющих иливыполняющих формально свою ведущую функцию - воспитаниеполноценного человека. К таким семьям относятся: криминальные,конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные,антипедагогические. Но и в функционально-состоятельных семьях отказаться от работы в одном из направлений, остальные утрачивают эффективность. На основании вышеизложенного считаем наиболее актуальными следующие формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних:^ Социально-психологическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия и направлена на оптимизацию психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формирование навыков эффективного социального взаимодействия. Т.о. социально-психологическая коррекция включает в себя 4 основные компонента: психокоррекция, коррекция агрессивного и разрушительного поведения, тренинги личностного роста, общения, социальных навыков и социальной активности.Психокоррекция представляет собой психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих, личностных и межличностных проблем и повышение самооценки и качества жизни несовершеннолетних. Основной формой является групповая психокоррекция и лишь в отдельных случаях индивидуальная. Основной целью групповой психокоррекции является включение психодинамических процессов и достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов, в результате чего наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности подростков. В процессе групповой психокоррекции решаются следующие задачи: 1. Осознание подростками явлений созависимости, идентификациисобственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильныхчувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда.2. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение. 3. Избавление от хронического чувства собственной неполноценности.4. Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции. 5. Принятие собственной уникальности. 6. Получение подтверждения принятия средой сверстников. Психокоррекция включает в себя элементы психотерапии (различных подходов), арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы, внушение, самовнушение и т.д.^ Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет. Комплекс направлений коррекционной работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения: Обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целомвсей негативной ситуации приемлемым способом. Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом. Обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятиедеструктивных элементов в поведении. Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей,развитие симпатии. Цель тренинга личностного роста - создать условия для личностного роста несовершеннолетних с девиантным поведением и группы риска (необходимых, но недостаточных). Тренинг личностного роста ориентирован не на индивидуально-психологические проблемы подростков, а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи. По своим задачам и, возможностям он должен быть адекватен проблемам определенной возрастной группы, главным образом это подростки 14 - 16 лет. Ведущим видом деятельности для подростков является общение, однако далеко не все подростки умеют грамотно общаться, в этот период они еще только учатся общаться и делают это, как правило, с помощью проб и ошибок. Опасность состоит в том, что именно в этом возрастном периоде риск закрепления внеконструктивной модели общения очень велик. Сформировать навыки и умения конструктивного общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.^ Тренинг социальных навыков направлен на: 1) формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ; 2) формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе. Выбирая способы реализации целей, авторы ставили перед собой задачу не столько передачу знаний, сколько создания стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом соблюдалась определенная последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации. Основная цель тренинга социальной активности - пробудить у несовершеннолетних социальную активность, дать им опыт социально активного поведения. Тренинг рассчитан на несовершеннолетних подросткового и старшего подросткового возраста. По мере решения основных задач тренинга несовершеннолетние обучатся ряду полезных вещей: проявлять энтузиазм и заражать им других, быть строго дисциплинированным и собранным, уметь слушать других, понимать и строить свои отношения со временем и обществом, корпоративной культуре, достижению желаемого будущего, реализации своих творческих возможностей, добыванию знаний социально активным методом, сознательному преодолению инерции и лени и т.д. Данный тренинг должен являться завершающим звеном социально-психологической коррекции, т.к. может быть эффективен и полезен только при условии предварительной успешной коррекции основных проблем подростков «группы риска». Основной целью правового просвещения несовершеннолетних является формирование правосознания несовершеннолетних, что достигается путем решения следующих задач: ликвидация мнимой осведомленности несовершеннолетних в уголовном законодательстве, формирование навыков сопоставления своего поведения с требованиями Закона, формирование умения применять правовые знания в конкретных ситуациях. Правовое просвещение несовершеннолетних включает в себя популярные лекции правового характера, встречи со специалистами (инспекторами, судьями, специалистами отделов по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.п.), учебные дискуссии и деловые игры правового характера. Правовое просвещение родителей несовершеннолетних включает в себя популярные лекции и деловые игры правового характера, целью которых является формирование реального представления о правовой ответственности несовершеннолетних, требованиях Закона в отношении несовершеннолетних, предусмотренных наказаниях в отношении несовершеннолетних и их родителей, их правах и обязанностях, а также о правовых процедурах и органах. Основной целью психолого-педагогической работы с семьей является оптимизация родительско-детских отношений, достижение которой возможно в результате решения следующих задач:^ Психолого-педагогическое просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, сцелью повышения их психолого-педагогической грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации негативногоповедения ребенка на собственные неконтролируемые негативныеэмоциональные состояния, так как умение родителей владеть собойявляется лучшим гарантом адекватного поведения детей, а также помочьродителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения сдетьми и подростками (особенно подростками!!!) в целях исключенияответной агрессивной поведенческой реакции со сторонынесовершеннолетних или погашения уже имеющейся. Основной формойрешения данной задачи является проведение тренинга взаимодействияс детьми и подростками. Тренинг позволит родителям поверить в своисилы, здравый ум и житейский опыт, поверить, что процесс воспитания подконтролем и проблемы будут благополучно разрешены, а в случаенеобходимости они не останутся один на один с проблемой. Главная цельтренинга - счастливые родители.Часто родители девиантных детей имеют проблемы со своей собственнойсамореализацией, поэтому оказание им помощи в их самореализацииявляется неотъемлемой частью медико-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Для решения этойзадачи лучше всего подходит тренинг личностного роста. Его цель -создать условия для личностного роста родителей несовершеннолетних,находящихся в социально опасном положении, (необходимых, нонедостаточных). Тренинг личностного роста для родителей должен бытьориентирован не на индивидуально-психологические проблемы взрослых,а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи. Посвоим задачам и возможностям он должен быть адекватен проблемамродительской группы и создавать условия для их личностного развития.Организация семейного клуба. В обычной жизни родители имеют маловозможностей для обмена опытом воспитания своих детей ивзаимодействия с ними, в связи с этим мы считаем, что организациянеформального общения родителей проблемных детей за круглым столомили чаепитием с привлечением специалистов разного профиля (психологи,педагоги, юристы и т.д.) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Участие во встречах семейного клуба поможет решить многие семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений.Индивидуальная консультативная помощь семье в решении проблем взаимодействия с несовершеннолетним ребенком, а также в решении собственных психологических проблем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналітична оцінка фінансового стану та його прогноз на прикладі торгового підприємства
Реферат Проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству
Реферат Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Чернышевского "Что делать?"
Реферат «Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко»
Реферат Xiii научно-практическая конференция «риторика диалога: теоретические подходы, актуальные проблемы и практические достижения в преподавании»
Реферат 1. Бурильная колонна. Основные элементы. Распределение нагрузки по длине бурильной колонны
Реферат жестокость в школе
Реферат The Most Heroic Character In In The
Реферат Ventilation Essay Research Paper Ventilation is the
Реферат Характеристика интерактивной стороны общения
Реферат Raku Ware And Staffordshire Pottery Essay Research
Реферат Виды производств в гражданском процессе
Реферат Определение критического объема перевозок
Реферат О псевдоволнах электромагнитного поля
Реферат Rape Essay Research Paper RapeThis paper will