§ 1. Содержание учебного курса «География туризма»География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам. Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается. Основой формирования предметной области географии туризма является разведение понятий «туризм» и «рекреация». География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и во времени, но туристская выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – туристское пространство и туристское время. Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих.^ Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей. С. Р. Ердавлетов, видный казахский специалист, определяет географию туризма как науку, изучающую территориальную организацию туризма, предмет которой составляют анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. По его мнению география туризма в настоящее время определяется чаще всего как географическая дисциплина, занимающаяся природными и антропогенными условиями и последствиями туристского движения. В течение многих лет география туризма занималась главным образом инвентаризацией и оценкой туристских достоинств, исследованием разных уровней развития туристского хозяйства, напряженности туристского движения, а также роли туризма в социально-экономическом развитии туристских территорий и регионов. Очень важным направлением исследований был анализ локализации туристского движения и классификация туристских территорий. Приведем еще ряд определений географии туризма, встречающихся в научной и учебной литературе. География туризма – 1) отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, минеральные воды, история, культура и т. д.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков; 2) научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования.^ География международного туризма – основной раздел географии туризма, занимающийся изучением размещения основных туристских центров и центров туризма в различных районах мира, проблемы глобального туристского районирования, а также фактическую территориальную организацию международного туризма, тенденции и перспективы их развития. Не будем отрицать сложившегося в нашей стране мнения о том, что география туризма является важнейшим разделом другой, более крупной науки, рекреационной географии. Рекреационная география – 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы; 3) научная отрасль, исследующая территориальные рекреационные системы – закономерности возникновения, размещения и функционирования мест отдыха на территориях и акваториях планеты.§ 2. Цели, задачи и структура учебной дисциплиныЦелью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира, России и Ближнего Зарубежья. Перед географией туризма стоит целый ряд задач. А. Ю. Александрова полагает, что география туризма должна решать следующие задачи, которые можно разделить на две группы – общие и частные:Общие задачи географии туризма: гносеологическая (познавательная); конструктивная (преобразовательная); мировоззренческая; образовательная; культурно-просветительная; воспитательная.Частные задачи географии туризма: географическое изучение пригодности территорий для занятий туризмом; изучение воздействия туризма на территорию и формирования ее хозяйственного комплекса; исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристского продукта; разработка теоретических основ управления территориально-организованными системами туризма и прогнозирование их развития; проектирование территориальных систем туризма; оптимизация пространственной организации туризма; информирование населения о туристском потенциале территории (самая сильная функция географии туризма).Задачи, стоящие перед географией туризма: изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности понятий о территориальных рекреационных системах и туристском районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего туристско-рекреационного освоения; рассмотрение и анализ значения международных туристских связей, и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира; характеристика туристских и рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков; анализ континентальных, национальных и региональных особенностей развития туризма; обзор основных форм взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой, изучение основ рекреационного и туристского природопользования; определение роли ресурсной составляющей в туристском бизнесе, позволяющей грамотно оценивать и использовать привлекательные с точки зрения развития рекреации и туризма территории; определение и характеристика географии основных туристских потоков и направлений туризма с показом долгосрочной динамики основных направлений; определение значимости инфраструктурной составляющей для успешного развития туристской деятельности с непременным выделением и характеристикой ее основных отраслей (индустрия размещения, индустрия питания, индустрия перевозок и индустрия развлечений). В структуре курса «География туризма» выделяются следующие разделы: Теоретические основы географии туризма. Индустрия туризма, туристский рынок и факторы их развития. Ресурсная составляющая туристской деятельности (география туристских ресурсов мира). Инфраструктурная составляющая туристской деятельности (география туристской инфраструктуры). География основных туристских потоков, доходов и расходов. География основных направлений (видов) туризма. Характеристика туристских регионов мира. Туристское страноведение. Международный туризм в России и странах Ближнего Зарубежья. § 3. Географические основы туристской деятельностиВ настоящее время в географической науке происходят серьезные изменения, связанные с интеграционными процессами между общественно- и естественно-географическими дисциплинами, географией и экономикой, социологией и экологией. При широком толковании социально-экономическая география, как интегральная наука изучает все, что относится к деятельности человека. Поэтому исследование общественных потребностей в содержательном проведении свободного времени населения и организации путешествий становится одной из задач социальной географии. Динамично развиваются рекреационная география и география туризма, объектом исследования которых являются территориально-рекреационные геосистемы, представляющие собой совокупность природных и общественных объектов используемых в деятельности по организации отдыха и туризма. В рамках новой формирующейся науки – туризмологии, интегрирующей в себе все достижения связанные с исследованием туристских явлений и отношений, применение деятельностного подхода, как объяснительного принципа, в настоящей познавательной ситуации имеет реальный смысл. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), созванная ВТО в целях выяснения реальной сущности туризма во всех его аспектах, указывает, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений. Анализ теоретического поля географических, социальных и экономических исследований явлений и отношений в области туризма позволяет сделать вывод, что туризм – это не только сложное социально-экономическое и социально-культурное явление современности, но и широкий спектр видов деятельности, привлекающий специалистов различных отраслей народного хозяйства. Одним из довольно полных определений понятия туризма как вида деятельности, представленного польским географом С. Лещицким еще в 30-е годы прошлого столетия, применяющегося и сегодня – это «совокупность вопросов теоретических, хозяйственных, географических, статистических, правовых, культурных и социальных, связанных с оздоровительно-туристским движением. Однако, в рамках теоретической системы обозначившейся туризмологии недостаточно просто назвать туризм и всю связанную с этим понятием человеческую активность туристской деятельностью. Суть деятельностного подхода заключается в анализе специфических для человека форм преобразования наличной действительности окружающей географической среды. География как фундаментальная наука и ее дочерние ответвления не исключение. Здесь необходимо подчеркнуть, что частные науки социально-гуманитарного профиля, к которым можно отнести социальную географию и ее прикладные направления, да и сама методология науки вынуждены пользоваться определенными представлениями о деятельности, например, производственной или социальной деятельности, деятельности как предмете культурологии, рекреационной, научно-познавательной и прочей деятельности. Все эти науки анализируют тот тип деятельности, который выступает их предметом. Они исходят из каких-либо частных структур, в которых воплощается деятельность в данном случае. Они вносят свой вклад в исследование этих структур, имеющий определенное значение для понимания деятельности как таковой. Известно, что исторически географические условия и природная составляющая во многом определяли виды деятельности как формы активности человека в освоении географического пространства территории его обитания. Ландшафтообразующие: рельеф, климат, растительный и животный мир обуславливали приспособляемость человека к географической среде, которая давала ему предметы и средства труда, инициировала мысль, идеи и мировоззрение и, в конечном счете, формировала специфику его культуры в многообразном спектре видов деятельности. Земное пространство, географическое положение, ресурсы задавали спектр видов деятельности и их возможностей для адаптации человека в природной среде, а затем и хозяйственного освоения пространства занимаемой территории. От места к месту набор видов деятельности и объем возможностей различались в зависимости от наличной природной действительности. На первых этапах возникновения и развития хозяйственной деятельности человека каждое племя или небольшая община находили все необходимое для жизни в окружающей природной среде. Исходя из данного посыла спектр человеческой деятельности был географически детерминирован. Однако в условиях замкнутого натурального хозяйства отдельная небольшая территориальная общность людей не могла организовать экономически эффективного производства необходимых материальных благ. Основополагающую роль в развитии хозяйства сыграло разделение труда между территориальными общностями кочевников-скотоводов и земледельцев, отделение городских видов деятельности – ремесел и торговли, физического труда от умственной деятельности. Каждый из возникающих в процессе развития видов деятельности как бы занимал свою нишу в географическом пространстве. Через кочевые миграции, торговые пути и военные походы расширялись обмены продуктами и товарами, элементами культуры. Постепенно возникают зачатки географического разделения труда. Торговые путешествия превращаются в особый вид деятельности людей, знающих дороги в сопредельные и более дальние территории. Позже они привлекают как предпринимателей так и любознательных людей. Цели миссионерства и паломнических путешествий становятся менее меркантильными, а развитие дипломатических связей, дорог, колесно-гужевого транспорта обусловливают появление почтовых пунктов и объектов гостеприимства и, естественно, видов деятельности по обслуживанию путников и организации условий для благополучного путешествия. Постепенно путешествие, как вид преодоления географического пространства для достижения различных целей, трансформируется в понятие туризм как вид деятельности по организации путешествий и обеспечения условий для путешествующих. Географическое пространство как вместилище природных и социально-экономических объектов для туризма, включающего широчайшую гамму видов деятельности, обеспечивающих его функционирование, становится предметом труда. Целенаправленное конструирование географических образов пространства туристско-рекреационных территорий и дизайн ландшафтов для рекреации и отдыха становится актуальной задачей системы туризм и туристской деятельности Весь спектр человеческой активности в пределах географической среды осваиваемого пространства территории в целях развития отдыха и туризма можно назвать туристской деятельностью. К такой деятельности можно отнести деятельность туроператоров, турагентов и обслуживающих учреждений по: охране и организации туристского пространства для удовлетворения потребностей приезжих в туристских достоинствах места прибытия; обеспечению транспортной доступности объектов туристского интереса; организации необходимых условий для туристского пребывания в местах отдыха или на маршрутах, являющихся целью путешествия, посредством организации и предоставления необходимых услуг обслуживающими учреждениями (ночлег, питание, развлечения, связь, транспорт). Рассматривая туристскую деятельность как определенный тип преобразования природной и социальной действительности надо подчеркнуть, что она определяется исторически выработанными на основе культурно заданных норм социокультурными программами деятельности по освоению географического пространства в своих целях. Наличие этих программ и позволяет говорить о туристской деятельности, как специфически человеческой форме активности, содержание которой составляет целесообразное и целевое изменение и преобразование географического пространства на основе освоения и развития наличных форм культуры для целей туризма.§ 4. Рекреация, отдых, туризм и досуг: определение и соотношениеОчертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее исследования – эта задача может быть решена, если развести базисные понятия «досуг», «отдых», «рекреация», «туризм». Следует уточнить их соотношение, содержательную характеристику, области применения. Самыми широкими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и научную литературу, являются досуг и отдых. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в научной литературе чаще дистанцируются друг от друга. Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями. В современной науке прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий досуга и свободного времени. Особенно это характерно для западной социологической школы. Многие ее представители понимают под досугом часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непреложных обязанностей – домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), то есть свободное время. В советской литературе досуг изучался в русле статистического анализа бюджетов времени, в соотнесении с другими их статьями. В новых условиях отечественная социологическая наука продолжает развивать традиционный подход в исследовании сферы досуга как свободного внепроизводственного времени. В отличие от досуга отдых и/или рекреация в широком ее понимании – категория, прежде всего медико-биологическая, а затем уже социальная. Определенное соотношение биологического и социального принципиально разводит досуг с отдыхом и рекреацией. В то же время оно подчеркивает смысловое единство двух последних понятий. Рекреация обычно определяется как «отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным. Оно лучше отвечает задачам эмпирических и прикладных исследований, тогда как отдых удобнее использовать в качестве фундаментального понятия в одном ряду с категорией «труд». Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором – предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый, и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека, вне зависимости от его социального статуса. Отечественная рекреационная география характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий досуга и рекреации, смысловые границы между ними становятся все более размытыми. «Досуг может быть рекреацией, когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и … релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности». В отличие от рекреации понятие туризма по содержательному, социально-экономическому наполнению изначально тяготело к категории досуга. Туризм – многогранное понятие, отражающее всю сложность самого явления. Это и разновидность миграции населения, и бизнес, сектор мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия трактовок туризма. В отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто предстает в виде своеобразной «понятийной рамки». Ее внутреннее пространство заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды – оздоровление, познание окружающей действительности, развлечения, посещение родственников и знакомых, участие в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонение религиозным святыням (паломничество), лечение и некоторые другие. По мере того как туризм выходил из «тени» рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются прежде всего объема понятий и содержательного наполнения. Выше уже говорилось о главном отличии туризма от рекреации, состоящем в разном соотношении социальной (социально-экономической) и биологической составляющих. Туризм и рекреация различаются также объемом понятий. Рекреация, как уже отмечалось, включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. Непременным его условием является сравнительно длительная смена обстановки, привычного образа жизни человека. На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами «понятийной рамки» туризма. Объем рассматриваемых понятий разнится еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов по месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека. ВТО относит к деловому туризму поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и другие служебные поездки. За короткое время деловой туризм превратился в перспективный и высокорентабельный сектор туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%. Таким образом, туристская деятельность не всегда является рекреационной, а рекреационная – туристской. Интересным взглядом на соотношение работы, туризма, рекреации и досуга является точка зрения английских географов С. М. Холла и С. Дж. Пейджа. Они представили свою модель в виде схемы. Пунктирные линии на схеме показывают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы их взаимопроникновения и интеграции – деловой туризм и «серьезный» досуг (повышение квалификации, общественная деятельность, творческая и интеллектуальная деятельность и т. д.).Рис. 1. Соотношение понятий «работа», «досуг», «рекреация» и «туризм»В развитие этой идеи в западной науке выделяются «чистый» туризм (деловой, образовательный); «чистая» рекреация (кратковременная рекреационная активность в рамках повседневности); переходная форма – рекреационный или лечебно-оздоровительный туризм и пограничные виды туризма. Одни из них – спортивный, религиозный, культурно-познавательный – занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие (поездки на дачу) располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией. В отечественной практике достаточно часто встречается модель, показывающая сущностные основания рекреации и туризма. Согласно этой модели к внутренним сущностным силам человека относятся: потребность в физиологическом отдыхе (рекреация); потребность в движении (пространственная активность). При стимулировании со стороны познания формируются рекреация широком понимании и туризм как форма путешествия; при стимулировании со стороны трудовой деятельности – миграция. К социальной составляющей деятельности людей можно отнести в первую очередь рекреацию, путешествия и туризм в меньшей степени можно определить как социальные явления. Туризм имеет экономическую природу, а рекреация – социальную. § 5. Понятие, цели и функции туризмаВ современной научной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». Все эти подходы рассматривали в своих работах И. В. Зорин и В. А. Квартальнов. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы. В России данное понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью». В силу ряда причин индустрия туризма, рассматривая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин – отсутствие правильно организованного статистического учета туристской деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства. Воспользовавшись наиболее авторитетным изданием по туристской терминологии – энциклопедией туризма В. А. Квартальнова и И. В. Зорина можем привести следующие определения туризма и туристской деятельности: Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих. Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса. Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей. «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» (Манильская декларация по мировому туризму). Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную. Популярная форма организации отдыха, проведения досуга. Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам. Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного курортного и гостиничного дела. Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию Лейпера. Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент; туристы и туристская индустрия. Географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации. Сделаем небольшое, но важное отступление от темы.Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: а) определенным набором услуг; б) достопримечательностями; в) информационными системами. Дестинация может быть первичной или вторичной. ^ Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиентов интерес посетить ее и главной целью при этом является удовлетворение интереса за определенный, достаточно длительный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации – удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней. Термин туризм (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит «прогулка». До недавнего времени в разных странах понятия «туризм», «турист» понимались неодинаково. В нашей стране в связи с тем, что туризм и санаторно-курортные учреждения управлялись разными системами, понятие «турист» ограничивалось участниками туристских путешествий и походов и отделялось от понятия «отдыхающий» в санаториях, пансионатах и домах отдыха. В других странах разные виды рекреационной деятельности также часто определялись в разных терминах. С развитием туризма в современном мире, особенно международного и с созданием международных туристских организаций, сделалось необходимым дать общепринятое определение понятию «туризм». Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Хунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти ученые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды. Туризм – частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе и именуется в общем случае туристом.Туризм это: а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста, и б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий – туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. Приведем теперь классическое определение туризма. Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное ВТО и широко используемое в международной практике: «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места. Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Здесь уместным будет привести определение, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «туризм есть совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью». В основе системы туризма, по мнению швейцарского ученого К. Каспара, лежат две субсистемы: субъект туризма (турист – потребитель туристских услуг) и