Реферат по предмету "Разное"


§ Содержание учебного курса «География туризма»

§ 1. Содержание учебного курса «География туризма»География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам. Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается. Основой формирования предметной области географии туризма является разведение понятий «туризм» и «рекреация». География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и во времени, но туристская выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – туристское пространство и туристское время. Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих.^ Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей. С. Р. Ердавлетов, видный казахский специалист, определяет географию туризма как науку, изучающую территориальную организацию туризма, предмет которой составляют анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. По его мнению география туризма в настоящее время определяется чаще всего как географическая дисциплина, занимающаяся природными и антропогенными условиями и последствиями туристского движения. В течение многих лет география туризма занималась главным образом инвентаризацией и оценкой туристских достоинств, исследованием разных уровней развития туристского хозяйства, напряженности туристского движения, а также роли туризма в социально-экономическом развитии туристских территорий и регионов. Очень важным направлением исследований был анализ локализации туристского движения и классификация туристских территорий. Приведем еще ряд определений географии туризма, встречающихся в научной и учебной литературе. География туризма – 1) отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, минеральные воды, история, культура и т. д.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков; 2) научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования.^ География международного туризма – основной раздел географии туризма, занимающийся изучением размещения основных туристских центров и центров туризма в различных районах мира, проблемы глобального туристского районирования, а также фактическую территориальную организацию международного туризма, тенденции и перспективы их развития. Не будем отрицать сложившегося в нашей стране мнения о том, что география туризма является важнейшим разделом другой, более крупной науки, рекреационной географии. Рекреационная география – 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы; 3) научная отрасль, исследующая территориальные рекреационные системы – закономерности возникновения, размещения и функционирования мест отдыха на территориях и акваториях планеты.§ 2. Цели, задачи и структура учебной дисциплиныЦелью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира, России и Ближнего Зарубежья. Перед географией туризма стоит целый ряд задач. А. Ю. Александрова полагает, что география туризма должна решать следующие задачи, которые можно разделить на две группы – общие и частные:Общие задачи географии туризма: гносеологическая (познавательная); конструктивная (преобразовательная); мировоззренческая; образовательная; культурно-просветительная; воспитательная.Частные задачи географии туризма: географическое изучение пригодности территорий для занятий туризмом; изучение воздействия туризма на территорию и формирования ее хозяйственного комплекса; исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристского продукта; разработка теоретических основ управления территориально-организованными системами туризма и прогнозирование их развития; проектирование территориальных систем туризма; оптимизация пространственной организации туризма; информирование населения о туристском потенциале территории (самая сильная функция географии туризма).Задачи, стоящие перед географией туризма: изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности понятий о территориальных рекреационных системах и туристском районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего туристско-рекреационного освоения; рассмотрение и анализ значения международных туристских связей, и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира; характеристика туристских и рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков; анализ континентальных, национальных и региональных особенностей развития туризма; обзор основных форм взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой, изучение основ рекреационного и туристского природопользования; определение роли ресурсной составляющей в туристском бизнесе, позволяющей грамотно оценивать и использовать привлекательные с точки зрения развития рекреации и туризма территории; определение и характеристика географии основных туристских потоков и направлений туризма с показом долгосрочной динамики основных направлений; определение значимости инфраструктурной составляющей для успешного развития туристской деятельности с непременным выделением и характеристикой ее основных отраслей (индустрия размещения, индустрия питания, индустрия перевозок и индустрия развлечений). В структуре курса «География туризма» выделяются следующие разделы: Теоретические основы географии туризма. Индустрия туризма, туристский рынок и факторы их развития. Ресурсная составляющая туристской деятельности (география туристских ресурсов мира). Инфраструктурная составляющая туристской деятельности (география туристской инфраструктуры). География основных туристских потоков, доходов и расходов. География основных направлений (видов) туризма. Характеристика туристских регионов мира. Туристское страноведение. Международный туризм в России и странах Ближнего Зарубежья. § 3. Географические основы туристской деятельностиВ настоящее время в географической науке происходят серьезные изменения, связанные с интеграционными процессами между общественно- и естественно-географическими дисциплинами, географией и экономикой, социологией и экологией. При широком толковании социально-экономическая география, как интегральная наука изучает все, что относится к деятельности человека. Поэтому исследование общественных потребностей в содержательном проведении свободного времени населения и организации путешествий становится одной из задач социальной географии. Динамично развиваются рекреационная география и география туризма, объектом исследования которых являются территориально-рекреационные геосистемы, представляющие собой совокупность природных и общественных объектов используемых в деятельности по организации отдыха и туризма. В рамках новой формирующейся науки – туризмологии, интегрирующей в себе все достижения связанные с исследованием туристских явлений и отношений, применение деятельностного подхода, как объяснительного принципа, в настоящей познавательной ситуации имеет реальный смысл. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), созванная ВТО в целях выяснения реальной сущности туризма во всех его аспектах, указывает, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений. Анализ теоретического поля географических, социальных и экономических исследований явлений и отношений в области туризма позволяет сделать вывод, что туризм – это не только сложное социально-экономическое и социально-культурное явление современности, но и широкий спектр видов деятельности, привлекающий специалистов различных отраслей народного хозяйства. Одним из довольно полных определений понятия туризма как вида деятельности, представленного польским географом С. Лещицким еще в 30-е годы прошлого столетия, применяющегося и сегодня – это «совокупность вопросов теоретических, хозяйственных, географических, статистических, правовых, культурных и социальных, связанных с оздоровительно-туристским движением. Однако, в рамках теоретической системы обозначившейся туризмологии недостаточно просто назвать туризм и всю связанную с этим понятием человеческую активность туристской деятельностью. Суть деятельностного подхода заключается в анализе специфических для человека форм преобразования наличной действительности окружающей географической среды. География как фундаментальная наука и ее дочерние ответвления не исключение. Здесь необходимо подчеркнуть, что частные науки социально-гуманитарного профиля, к которым можно отнести социальную географию и ее прикладные направления, да и сама методология науки вынуждены пользоваться определенными представлениями о деятельности, например, производственной или социальной деятельности, деятельности как предмете культурологии, рекреационной, научно-познавательной и прочей деятельности. Все эти науки анализируют тот тип деятельности, который выступает их предметом. Они исходят из каких-либо частных структур, в которых воплощается деятельность в данном случае. Они вносят свой вклад в исследование этих структур, имеющий определенное значение для понимания деятельности как таковой. Известно, что исторически географические условия и природная составляющая во многом определяли виды деятельности как формы активности человека в освоении географического пространства территории его обитания. Ландшафтообразующие: рельеф, климат, растительный и животный мир обуславливали приспособляемость человека к географической среде, которая давала ему предметы и средства труда, инициировала мысль, идеи и мировоззрение и, в конечном счете, формировала специфику его культуры в многообразном спектре видов деятельности. Земное пространство, географическое положение, ресурсы задавали спектр видов деятельности и их возможностей для адаптации человека в природной среде, а затем и хозяйственного освоения пространства занимаемой территории. От места к месту набор видов деятельности и объем возможностей различались в зависимости от наличной природной действительности. На первых этапах возникновения и развития хозяйственной деятельности человека каждое племя или небольшая община находили все необходимое для жизни в окружающей природной среде. Исходя из данного посыла спектр человеческой деятельности был географически детерминирован. Однако в условиях замкнутого натурального хозяйства отдельная небольшая территориальная общность людей не могла организовать экономически эффективного производства необходимых материальных благ. Основополагающую роль в развитии хозяйства сыграло разделение труда между территориальными общностями кочевников-скотоводов и земледельцев, отделение городских видов деятельности – ремесел и торговли, физического труда от умственной деятельности. Каждый из возникающих в процессе развития видов деятельности как бы занимал свою нишу в географическом пространстве. Через кочевые миграции, торговые пути и военные походы расширялись обмены продуктами и товарами, элементами культуры. Постепенно возникают зачатки географического разделения труда. Торговые путешествия превращаются в особый вид деятельности людей, знающих дороги в сопредельные и более дальние территории. Позже они привлекают как предпринимателей так и любознательных людей. Цели миссионерства и паломнических путешествий становятся менее меркантильными, а развитие дипломатических связей, дорог, колесно-гужевого транспорта обусловливают появление почтовых пунктов и объектов гостеприимства и, естественно, видов деятельности по обслуживанию путников и организации условий для благополучного путешествия. Постепенно путешествие, как вид преодоления географического пространства для достижения различных целей, трансформируется в понятие туризм как вид деятельности по организации путешествий и обеспечения условий для путешествующих. Географическое пространство как вместилище природных и социально-экономических объектов для туризма, включающего широчайшую гамму видов деятельности, обеспечивающих его функционирование, становится предметом труда. Целенаправленное конструирование географических образов пространства туристско-рекреационных территорий и дизайн ландшафтов для рекреации и отдыха становится актуальной задачей системы туризм и туристской деятельности Весь спектр человеческой активности в пределах географической среды осваиваемого пространства территории в целях развития отдыха и туризма можно назвать туристской деятельностью. К такой деятельности можно отнести деятельность туроператоров, турагентов и обслуживающих учреждений по: охране и организации туристского пространства для удовлетворения потребностей приезжих в туристских достоинствах места прибытия; обеспечению транспортной доступности объектов туристского интереса; организации необходимых условий для туристского пребывания в местах отдыха или на маршрутах, являющихся целью путешествия, посредством организации и предоставления необходимых услуг обслуживающими учреждениями (ночлег, питание, развлечения, связь, транспорт). Рассматривая туристскую деятельность как определенный тип преобразования природной и социальной действительности надо подчеркнуть, что она определяется исторически выработанными на основе культурно заданных норм социокультурными программами деятельности по освоению географического пространства в своих целях. Наличие этих программ и позволяет говорить о туристской деятельности, как специфически человеческой форме активности, содержание которой составляет целесообразное и целевое изменение и преобразование географического пространства на основе освоения и развития наличных форм культуры для целей туризма.§ 4. Рекреация, отдых, туризм и досуг: определение и соотношениеОчертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее исследования – эта задача может быть решена, если развести базисные понятия «досуг», «отдых», «рекреация», «туризм». Следует уточнить их соотношение, содержательную характеристику, области применения. Самыми широкими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и научную литературу, являются досуг и отдых. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в научной литературе чаще дистанцируются друг от друга. Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями. В современной науке прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий досуга и свободного времени. Особенно это характерно для западной социологической школы. Многие ее представители понимают под досугом часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непреложных обязанностей – домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), то есть свободное время. В советской литературе досуг изучался в русле статистического анализа бюджетов времени, в соотнесении с другими их статьями. В новых условиях отечественная социологическая наука продолжает развивать традиционный подход в исследовании сферы досуга как свободного внепроизводственного времени. В отличие от досуга отдых и/или рекреация в широком ее понимании – категория, прежде всего медико-биологическая, а затем уже социальная. Определенное соотношение биологического и социального принципиально разводит досуг с отдыхом и рекреацией. В то же время оно подчеркивает смысловое единство двух последних понятий. Рекреация обычно определяется как «отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным. Оно лучше отвечает задачам эмпирических и прикладных исследований, тогда как отдых удобнее использовать в качестве фундаментального понятия в одном ряду с категорией «труд». Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором – предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый, и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека, вне зависимости от его социального статуса. Отечественная рекреационная география характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий досуга и рекреации, смысловые границы между ними становятся все более размытыми. «Досуг может быть рекреацией, когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и … релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности». В отличие от рекреации понятие туризма по содержательному, социально-экономическому наполнению изначально тяготело к категории досуга. Туризм – многогранное понятие, отражающее всю сложность самого явления. Это и разновидность миграции населения, и бизнес, сектор мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия трактовок туризма. В отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто предстает в виде своеобразной «понятийной рамки». Ее внутреннее пространство заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды – оздоровление, познание окружающей действительности, развлечения, посещение родственников и знакомых, участие в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонение религиозным святыням (паломничество), лечение и некоторые другие. По мере того как туризм выходил из «тени» рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются прежде всего объема понятий и содержательного наполнения. Выше уже говорилось о главном отличии туризма от рекреации, состоящем в разном соотношении социальной (социально-экономической) и биологической составляющих. Туризм и рекреация различаются также объемом понятий. Рекреация, как уже отмечалось, включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. Непременным его условием является сравнительно длительная смена обстановки, привычного образа жизни человека. На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами «понятийной рамки» туризма. Объем рассматриваемых понятий разнится еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов по месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека. ВТО относит к деловому туризму поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и другие служебные поездки. За короткое время деловой туризм превратился в перспективный и высокорентабельный сектор туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%. Таким образом, туристская деятельность не всегда является рекреационной, а рекреационная – туристской. Интересным взглядом на соотношение работы, туризма, рекреации и досуга является точка зрения английских географов С. М. Холла и С. Дж. Пейджа. Они представили свою модель в виде схемы. Пунктирные линии на схеме показывают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы их взаимопроникновения и интеграции – деловой туризм и «серьезный» досуг (повышение квалификации, общественная деятельность, творческая и интеллектуальная деятельность и т. д.).Рис. 1. Соотношение понятий «работа», «досуг», «рекреация» и «туризм»В развитие этой идеи в западной науке выделяются «чистый» туризм (деловой, образовательный); «чистая» рекреация (кратковременная рекреационная активность в рамках повседневности); переходная форма – рекреационный или лечебно-оздоровительный туризм и пограничные виды туризма. Одни из них – спортивный, религиозный, культурно-познавательный – занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие (поездки на дачу) располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией. В отечественной практике достаточно часто встречается модель, показывающая сущностные основания рекреации и туризма. Согласно этой модели к внутренним сущностным силам человека относятся: потребность в физиологическом отдыхе (рекреация); потребность в движении (пространственная активность). При стимулировании со стороны познания формируются рекреация широком понимании и туризм как форма путешествия; при стимулировании со стороны трудовой деятельности – миграция. К социальной составляющей деятельности людей можно отнести в первую очередь рекреацию, путешествия и туризм в меньшей степени можно определить как социальные явления. Туризм имеет экономическую природу, а рекреация – социальную. § 5. Понятие, цели и функции туризмаВ современной научной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». Все эти подходы рассматривали в своих работах И. В. Зорин и В. А. Квартальнов. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы. В России данное понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью». В силу ряда причин индустрия туризма, рассматривая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин – отсутствие правильно организованного статистического учета туристской деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства. Воспользовавшись наиболее авторитетным изданием по туристской терминологии – энциклопедией туризма В. А. Квартальнова и И. В. Зорина можем привести следующие определения туризма и туристской деятельности: Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих. Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса. Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей. «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» (Манильская декларация по мировому туризму). Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную. Популярная форма организации отдыха, проведения досуга. Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам. Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного курортного и гостиничного дела. Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию Лейпера. Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент; туристы и туристская индустрия. Географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации. Сделаем небольшое, но важное отступление от темы.Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: а) определенным набором услуг; б) достопримечательностями; в) информационными системами. Дестинация может быть первичной или вторичной. ^ Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиентов интерес посетить ее и главной целью при этом является удовлетворение интереса за определенный, достаточно длительный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации – удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней. Термин туризм (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит «прогулка». До недавнего времени в разных странах понятия «туризм», «турист» понимались неодинаково. В нашей стране в связи с тем, что туризм и санаторно-курортные учреждения управлялись разными системами, понятие «турист» ограничивалось участниками туристских путешествий и походов и отделялось от понятия «отдыхающий» в санаториях, пансионатах и домах отдыха. В других странах разные виды рекреационной деятельности также часто определялись в разных терминах. С развитием туризма в современном мире, особенно международного и с созданием международных туристских организаций, сделалось необходимым дать общепринятое определение понятию «туризм». Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Хунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти ученые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды. Туризм – частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе и именуется в общем случае туристом.Туризм это: а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста, и б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий – туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. Приведем теперь классическое определение туризма. Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное ВТО и широко используемое в международной практике: «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места. Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Здесь уместным будет привести определение, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «туризм есть совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью». В основе системы туризма, по мнению швейцарского ученого К. Каспара, лежат две субсистемы: субъект туризма (турист – потребитель туристских услуг) и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Орловский Государственный технический университет
Реферат Политика валютных интервенций Банка России
Реферат ЕКОНОМІЧНА ПРИРОДА КРЕДИТУ ТА ЙОГО РОЛЬ У СУСПІЛЬНОМУ ВІДТВОРЕННІ
Реферат Поведение затрат, их классификация
Реферат Скорость звука в различных средах. Эффект Доплера в акустике
Реферат Муне-Сюлли, Жан
Реферат Диффузия водорода из мантии Земли в космос
Реферат Види комерційних банків крітерії їх класифікації та особливості поб
Реферат H. Я. Дьяконова из истории английской литературы
Реферат Методы снижения налога на прибыль организаций на примере ЗАО Юничел
Реферат Особенности перевода лирики ИВ Гете на русский язык
Реферат Политология предпринимательства Политические проблемы и трудности становления отечественного
Реферат Фенілкетонурія клініка діагностика лікування
Реферат Интернет как новая коммуникативная социальная реальность
Реферат Малые предприятия. Правовые основы их деятельности.