Реферат по предмету "Разное"


[безличн.],  и [безличн.]

9  КЛАСС       СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ       Пунктуация в сложносочиненном предложении       Схематические диктанты       Указать виды простых предложений, входящих в состав сложных, по образцу: Жарко, и хочется пить. [безличн.], и[безличн.].       I. 1) Мороз и солнце. (А. Пушкин) 2) Мороз, и трудно дышать. 3) Мороз, и под ногами скрипит снег. 4) Болото кончилось, и деревья сомкнулись. 5) Небо быстро тускнело, и на нем стали проблескивать первые звездочки. (В. Мясников)      II. 1) Вдруг стемнело, и он потерял дорогу. 2) Неожиданно тропа выскочила на трассу, и пришлось затормозить. 3) Вспышка померкла на горизонте, и стало темно. 4) Солнце приближалось к горизонту, и стало прохладно. 5) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.      III. 1) Опять вышла луна, и на каменной поверхности склона появились короткие резкие тени выступов. (В. Пелевин) 2) Листьев было много, и они мягко глушили шаги, пружиня под ногами. 3) Набежавшие тучи полностью скрыли белый диск луны, и в одно мгновение на поляне потемнело.(С. Майоров) 4) Осень, и под ногами ковер из разноцветных листьев. 5) Цветы и травы покрывают зеленый холм, и никогда сюда лучи не проникают. (А. Блок)         Объяснительные диктанты       I. 1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Место выглядело невероятно красивым, и мы решили остановиться здесь. (Т. Полякова) 3) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л. Толстой)4) Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты.(Л. Толстой) 5) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги, и дверь распахнулась.(А. Адамов) 6) Дорога кончилась, и за поворотом возникли широкие ворота из жердей и домик сторожа за ним. (А. Адамов) 7) Вертолет тарахтел уже где-то вдали, и от него продолжали отделяться крошечные человеческие фигурки. (А. Константинов) 8) Заяц — трус, и тот охотиться любит.(Пословица) 9) День прошел тихо, но в сумерках они заметили человека, бесшумно кравшегося к огромному дереву. (М. Семенова) 10) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно, а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 11) Недавно дождь прошел, но асфальт уже успел высохнуть. (В. Пелевин) 12) Облака вокруг были высокие и редкие, с ярко-голубой от лунного света кромкой, и небо из-за этого казалось в несколько раз выше, чем обычно. (В. Пелевин) 13) Либо это злая и неумная шутка, либо кто-то вводит тебя в заблуждение. 14) «Я ли взят в плен, или он взят в плен мною?» — думал каждый из них. (Л. Толстой) 15) От ослепительного света мрак вокруг сгустился, зато ярко вспыхнули кольца на шесте шлагбаума. (Стругацкие) 16) Ноги сразу промокли, зато грязь быстро обтерлась о сырую траву. 17) Один мой приятель пытался писать ее портрет, у него тоже ничего не получилось. 18) Свирель запела на мосту, и яблони в цвету. И кто-то поднял в высоту звезду зеленую одну, и стало дивно на мосту смотреть в такую глубину, в такую высоту. (А. Блок) 19) Вокзал по-прежнему жил своей шумной жизнью, и народу к вечеру стало, кажется, еще больше. (А. Адамов)20) Было жутко, и все, не сговариваясь, держались вместе. 21) Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг? (Н. Заболоцкий) 22) В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, и она открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна.(Н. Заболоцкий) 23) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (А. Пушкин) 24) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А. Пушкин)       II. 1) Несколько тревожных минут — и плот снова вышел на мерно вздымавшуюся просторную воду. (И. Ефремов) 2) Мгновение тишины — и возле переправы раздался грохот взрывов. 3) Солнце неожиданно пробилось сквозь завесу облаков — и тут же наступила кромешная тьма. 4) Прыжок — и во все стороны полетели брызги. 5) Все вместе тронулось — и вот толпа валит в пустых равнинах.(А. Пушкин) 6) Несколько минут спуска — и Гриша, довольно улыбаясь, остановил машину на свежей траве. (И. Ефремов)       III. 1) Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. (В. Шукшин) 2) В Москве вдруг похолодало и который день уже моросил мелкий, нудный дождь. (А. Адамов) 3) На рассвете случилось небольшое землетрясение и произошел снежный обвал. (В. Малов) 4) В небе снуют быстрые облака и клокочут буйные ветры, в нем то гаснет заря, то разгорается утро. (М. Семенова) 5) Время от времени деревья расступались и вверху мелькал треугольник задумавшегося бледного неба. (В. Пелевин) 6) На улице совсем близко полыхнула молния и раскатился гром, и гроза набрала полную силу.(Н. Подольский) 7) К вечеру погода наладилась и стало тепло. 8) Опять вокруг моего дома цвел и благоухал косогор и буйным белым половодьем цвела картошка. (Ф. Абрамов) 9) В дальнем конце села еще пиликала гармошка и звонкий голос старательно выводил частушки. (П. Проскурин) 10) Ночью был ветер и метель была. (П. Проскурин) 11) Вскоре пули начали свистать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю. (А. Пушкин) 12) Кто они такие и что им надобно? 13) По словам охотников, зверь в этих местах давно вывелся и птица исчезла.       IV. 1) Вода сбыла, и мостовая открылась, и Евгений мой спешит, душою замирая, в надежде, страхе и тоске к едва смирившейся реке. (А. Пушкин) 2) Тучи, затянувшие небо, уже подсвечивало желто-розовым, и, похоже, собирался дождь. (В. Мясников) 3) Жара стояла невыносимая, и, казалось, весь город переселился на пляж. (А. Адамов) 4) В лесу еще лежал снег, сильно осевший, плотный, и только вокруг стволов протаяли круглые лунки, застекленные сверху тонким ледком, да чернели высокие зимней резки пеньки. (А. Жуков) 5) Все молчали, и, словно испугавшись общего молчания, лошадь снова оглянулась на хозяина. (Ф. Искандер) 6) Много лет не ходила она по такой теплой летней дороге босыми ногами и теперь шла медленно, совсем одна на большом лугу, и никуда не хотелось ей торопиться. (Ю. Трифонов)       V. 1) При сих словах он поскакал назад, держась одной рукой за пазуху, и через минуту скрылся из виду. 2) Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую. 3) Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойничью пристань. 4) Он пошел в свою комнату, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и заячьем тулупе. 5) Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.        (А. Пушкин)       Предупредительные диктанты       I. Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких осенних облаков. День был серый, бесприютный. Шумели со свистом голые лесные вершины, и скрипела со стоном надломленная неподалеку береза. У оврага одиноко каркала мокрая ворона, усевшись на сучке старого дуба, и пугала людей.        (По А. Жукову)       II. Погода уже три дня стоит тихая, теплая. На улицах ни клочка снега, и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже стаивают последние капли, и в палисаднике на деревьях надуваются почки. На дворе сухая дорожка, и около крыльца между камнями зазеленела мшистая трава.      Все предметы ярко освещены, и комната повеселела. Какое-то новое для меня чувство проникает в душу. Мокрая земля, блестящие на солнце ручьи, пахучий сырой воздух и радостное солнце — все мне говорит о красоте, счастье и добродетели.        (По Л. Толстому)       III. Тройка подхватила с места мгновенно, и мы понеслись по ледяной дороге. Обрывистый берег убегал назад, и хмурые и холодные туманные сопки, казалось, надвигались на нас. Было грустно, серо и тихо.      Вдруг возок, скользнув с наклонной льдины, опять опрокинулся, и нам пришлось выйти. Огромные белые льдины обступили нас со всех сторон, закрывая перспективу реки. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана.        (По В. Короленко)       IV. Кое-где на фоне черного леса клубился в сыром воздухе дымок, и искры вылетали и таяли во тьме. В одном месте большая черная скала торчала кверху, и, пробегая по ней, тучи, казалось, задевали за ее вершину. Внизу все еще царствовала темнота, и езда по узкой каменистой дороге не вызывала у нас особой радости.        (По В. Короленко)       Контрольные диктанты       I       Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.      Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.      Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)        (По И. Бильфельду)       II       В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.      Я смотрел в открытое окно, лежа в теплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало.1 Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух все стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про все на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищенные голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нем духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов)        (По И. Шмелеву)       III       Ходит осень по русской земле...       В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.      В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.      Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)        (По В. Белову)       IV       Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.      Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)        (По М. Горькому)       V       Ночь в Балаклаве       В конце октября дни еще по-осеннему ласковые, и Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей.      Поперек набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, поправляющие разорванную воздушную пелену. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины — местные жительницы.      Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Город погружается в глубокий сон, и все замолкает. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии. (154 слова)        (По А. Куприну)       Сложноподчиненные предложенияи знаки препинания в них.Сложноподчиненные предложенияс разными типами придаточных предложений       Схематические диктанты       Составить схемы предложений, указав вид придаточных.       I. 1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.         II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)       III. 1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)       IV. 1) Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили. 2) Странно, что он не волновался и не радовался. (В. Шукшин) 3) Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. (Е. Майлин) 4) Черная вода озера была настолько тяжела, что, поглощая солнечный свет, не отражала его. (В. Константинов) 5) То, что я собираюсь рассказать, всем послушать будет полезно.       V. 1) Как только я оказалась в людном, освещенном месте, мой страх прошел. 2) Пока не распутается этот узел, покоя мне не найти. 3) Когда этот человек улыбался, он становился привлекательным. 4) Едва я открывала рот, как старушка обрушивала на меня поток эмоций. (Е. Яковлева) 5) Я три раза нажимала на кнопку звонка, прежде чем за дверью послышались признаки какой-то жизни.(Е. Яковлева)       VI. 1) Из двух повздоривших друзей виновен тот, кто поумней. (О. Константинова) 2) А этот лес выглядел так, словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья. (М. Семенова) 3) Жизнь стала б скучной, серой, вялой, когда бы в ней наук не стало. (О. Константинова) 4) Они могли ехать рядом лишь по краю болота, где тайга рассыпается. (А. Казанцев) 5) Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга. (А. Казанцев)       VII. 1) Порой часы обманывают нас, чтоб нам жилось на свете безмятежней. (С. Маршак)2) Запомнить это оказалось неожиданно тяжело, хотя на память он не жаловался никогда.(М. Семенова) 3) Но среди проходивших мимо, сколько он ни напрягал зрение, не было ни одного знакомого лица. 4) События продолжали развиваться совсем не по тому сценарию, который предполагался утром. (Е. Яковлева) 5) Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы. (А. Казанцев)       VIII. 1) За поворотом, где дорога проходила под нависшей скалой, показалась плотина.(А. Казанцев) 2) Оставляя за собой цепочку следов, он бежал ровно и легко, словно ноги не увязали в сыпучем песке. (А. Казанцев) 3) За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время.(В. Мясников) 4) Деревья стояли настолько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил.(А. Казанцев) 5) Они не стали разводить костра, так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма. (М. Семенова)       IX. 1) Проникнуть на территорию, где размещалась опытная установка, оказалось невозможным.(Стругацкие) 2) За то время, что я провела в квартире старого коллекционера, на улице еще сильнее похолодало. (Е. Яковлева) 3) В большой светлой комнате, куда мы вошли, вдоль стен стояли шкафы с книгами. 4) Через минуту или две они вышли на плоскую площадку между скалами, один край которой обрывался в пустоту. (В. Пелевин) 5) Котловина, в которую мы спустились, была не очень велика.(И. Ефремов)       Предупредительный, объяснительный диктант       1) Как мы ни бодрились, но после всех дневных передряг еще два часа подъема показались очень тяжелыми. Поэтому все обрадовались, когда подковы лошадей зазвякали, высекая искры из камней, и показалась почти плоская вершина отрога. 2) Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к которой меня как-то сразу потянуло. 3) Из глубины ущелья послышался глухой шум, который все нарастал и вскоре превратился в низкий непрерывный рев. Мы приблизились к одному из самых больших порогов, мощную силу которого не смогли укротить даже пятидесятиградусные морозы. 4) На ровном снегу не было видно никаких следов, сколько ни напрягали мы зрение. 5) Когда снова нас окутал мрак, до конца ущелья осталось уже немного. 6) Веселые, слегка озорные глаза снявшего скафандр водолаза ничем не выдавали утомление, которое он, несомненно, должен был испытывать. 7) Должно быть, я незаметно заснул на несколько минут, потому что очнулся от молчания мотора. 8) К закату солнца мы были на южной стороне, где и обнаружили родник в глубоком овражке, впадавшем в большое ущелье. 9) Страшное чувство потерянности охватывало меня, когда я вглядывался в бесконечные равнины. 10) Исследователи оказались на берегу быстрой и холодной реки, узкое русло которой пролегало в высоких крутых берегах. 11) Насквозь промокшие моряки вылезли на палубы, где их сразу до дрожи в теле прохватило холодным ветром.        (И. Ефремов)       Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными       А. I. 1) Мы все в доме, хотя дядя об этом никогда не говорил, чувствовали, как он любит свою лошадь. Надо сказать, что и Кукла [лошадь], несмотря на свою дикость, любила по-своему дядю.(Ф. Искандер) 2) Вполне возможно, что мы никогда так и не узнаем, кто написал «Слово о полку Игореве», если не будет сделана какая-либо неожиданная находка. 3) Однажды я встал раньше всех, потому что накануне приметил на дереве несколько плодов инжира, которые должны были поспеть за ночь. (Ф. Искандер) 4) «Хорошей дороги», — сказал дядя и отпустил поводья только после того, как лошадь тронулась, чтобы не казалось, что хозяин спешит избавиться от своего гостя. (Ф. Искандер)5) После того как путешественники вышли к озеру, повалил снег, который очень быстро превратился в жестокую пургу. (В. Малов) 6) С отрядом из шести человек Арсеньев поднимался вверх по одной из рек, чтобы исследовать перевалы в горном узле, откуда брали начало сразу четыре таежные реки. (В. Малов)7) Старшина пошел сам, потому что предводители должны идти первыми, когда угрожает опасность.(М. Семенова) 8) Стихи, к которым он раньше не питал никакой склонности, до такой степени потрясли его, что несколько недель он не мог думать ни о чем другом, а потом начал писать сам.(В. Пелевин) 9) Теперь, когда луну закрыл каменный гребень, приходилось ощупью находить ветки, чтобы схватиться за них. (В. Пелевин) 10) Через несколько десятков метров, когда тропинка превратилась в узкий карниз, под которым не было ничего, кроме стометровой пустоты и моря, остатки сна слетели с него окончательно. (В. Пелевин) 11) Я опять закрыл глаза, чтоб отдать себе, не двигаясь, отчет в том, как это я очутился здесь, под открытым небом, на берегу плещущей речки.(В. Короленко) 12) Никогда его в Лозищах умным не считали, и парни нередко издевались над ним, может быть, потому, что он, несмотря на свою необычайную силу, драться не любил. (В. Короленко)13) Пришлось сочинить длинный рассказ, который мало соответствовал тому, что случилось с ним на самом деле. (Р. Белоусов) 14) Сначала я не вникала в суть долетавшего до меня разговора, но очень скоро невольно прислушалась, хотя и не могла бы определить точно, что именно меня насторожило.(Е. Яковлева) 15) Беззвучно проплывали облака, которые от собственной тяжести спускались к руслу извилистой медленной реки, чтобы сопровождать ее до самого океана. (Е. Крестовский) 16) И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. (В. Шукшин) 17) Описывая местную флору и фауну, он думал о том, как научиться бережно хранить живую природу и в то же время брать у нее все, что надо человеку.(В. Малов) 18) Всего же более он был благодарен за то, что они больше не расспрашивали его, куда он подевал меч. (М. Семенова)       II. 1) Наполеон, которому надоело в походах ежедневно есть кур, пообещал снести голову повару, если тот хоть раз подаст их на обед. Однако у повара не было выбора. Он в очередной раз приготовил императору курицу и так «замаскировал» разными приправами, что Наполеон просто не узнал ее. 2) Молодых людей, масса тел которых превышала принятые стандарты, в Спарте подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города. А поваров, которые готовили вкусную еду, сбрасывали со скалы.        (В. Кудашева)       Б. Кругом стояла ничем не нарушаемая тишина и темень. Земля была на ощупь еще теплой, как недавно протопленная печь, дневной жар в воздухе еще не потух, не рассосался в темноте. Несмотря на полное безветрие, время от времени уныло шелестели зеленые пока колосья, словно жаловались кому-то на беспощадное, знойное лето, в которое они уродились, проклюнулись из земли и выросли, да неизвестно, сумеют ли они в такой испепеляющей жаре налить зерна, ради которых люди переносят такие муки.        (А. Иванов)       В. Розы — самые прекрасные из цветов — были известны много тысячелетий назад. В Древней Индии каждый, кто преподносил царю розу, мог просить все, что захочет. В Китае пять тысяч лет назад император приказал уничтожить половину розариев, чтобы освободить хоть немного земли для посевов зерна. Царица Египта Клеопатра, принимая Марка Антония, велела покрыть весь пол зала, где должен был проходить пир в его честь, ковром из розовых лепестков толщиной в полметра. В Греции роза считалась символом красоты. Особой любовью пользовался этот цветок у римлян. Воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, считая, что они надежнее защитят их и вселят в души мужество и отвагу. Некоторые патриции, отправляясь на прогулку на галерах, усыпали лепестками роз водную гладь. Однажды таким образом была покрыта поверхность огромного озера.        (По С. Черкасовой)       Г. Тексты состоят из букв, однако для понимания текстов одних букв недостаточно. Чтобы буквы и слова не сливались в сплошное пятно, текст нужно разделить на слова и части, для чего используются поля, интервалы между словами и строками, а также отступы, заглавные буквы и другие средства.      Цепочки слов в строках разделяются на отдельные слова при помощи пробелов. Не будь их, нам при чтении пришлось бы все время спотыкаться в поисках границ между словами. В таком тексте мы чувствовали бы себя, как в густом, темном лесу, где деревья стоят стеной и где нет ни дорог, ни тропинок, и уверенно идти по нему может только человек, хорошо знающий этот лес.        (По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)       Сложноподчиненные предложенияс однородным подчинением       I. 1) Он шел по своему городу, в котором вырос и который ему доверили охранять. (Э. Хруцкий) 2) В руке намертво был зажат наган с последним патроном, и он хотел сейчас только, чтоб немцы скорее повстречались и чтоб он успел свалить еще одного. (Б. Васильев) 3) И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнул их и когда понял, что навстречу идут свои. (Б. Васильев) 4) Она преданно и чистосердечно смотрела своими чудесными глазами, давая понять, что готова чем угодно помочь ему и что на нее он может всецело положиться. (А. Адамов) 5) Это был самый недобрый час ночи, когда холод и тьма зловеще смыкаются над землей и не верится, что наступит рассвет.(М. Семенова) 6) А вот, дыханье затаив, я слышу стон плакучих ив, что ствол свой низко наклонили и ветви в воду уронили. (О. Константинова) 7) Спускались они молча, потому что тропинка была очень узкой и идти по ней надо было осторожно. (В. Пелевин) 8) Вершина оказалась небольшой плоской площадкой, где росло несколько мелких кустов боярышника и торчал стальной шест маяка. (В. Пелевин)9) Когда стало светать и закричали первые петухи, во дворе появилась большая полосатая кошка.(М. Семенова) 10) Это непривычное состояние было настолько мучительно, что сердце остановилось и он проснулся. (Стругацкие) 11) Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно. (В. Пелевин) 12) Едва я успел сделать несколько шагов, как берег подо мной провалился и я оказался по пояс в ледяной воде. (И. Трофимкин) 13) На седьмой день пал на море такой страшный туман, что нос парохода упирался будто в белую стену и едва было видно, как колышется во мгле притихшее море. (В. Короленко) 14) Я слушаю, как снежный ком растет и вечность бьет на каменных часах. (О. Мандельштам) 15) В том месте, где лес незаметно становился парком и начинался пригород, стоял старинный особняк. 16) Народу возле станции было много, и чувствовалось, что сегодня воскресный день и грядет открытие дачного сезона.       II. Когда, например, мы считаем, что русский язык красив, когда мы называем его богатым, великим, то наше право на это основывается не на том, будто русский дательный величественнее и красивее, чем соответствующие формы других языков, или будто в русском языке больше слов, чем в других языках, а только на том, что формы и слова русского языка — это формы и слова великого народа, корифеев русской литературы, создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры. Именно поэтому и становится такой притягательной силой и таким мощным воспитательным источником правильная речь для русских людей.        (Г. Винокур)       III. 1) Июль незаметно, совсем незаметно сменяется задумчивым августом, когда в природе все умолкает, когда подсолнухи низко склоняют отяжелевшие головы и в садах фонарями светятся спелые яблоки, когда скворцы и ласточки собираются в стаи, а на березах появляется едва заметная желтая проседь. 2) Потом я вспомнил, какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться, как звенит прокаленным морозом снег, как потом каждая веточка и соринка солнечным светом утепляются в снег и как постепенно весь снежный мир становится синим.        (В. Песков)       Сложноподчиненные предложенияс несколькими придаточными с союзамии союзными словами, стоящими рядом       1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя.(И. Гончаров) 2) Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и когда писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Е. Майлин) 3) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (А. Константинов) 4) Больше всего на свете мне хотелось спать, потому что я чувствовал, что если я достаточно быстро засну, то проснусь опять самим собой. (В. Пелевин) 5) Однако он хорошо понимал, что, если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов) 6) Вы действительно согласны с тем, что, когда вас ударят по правой щеке, нужно подставить левую? (О. Погорелов)       Контрольные диктанты       I       Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» 2 стихи.      Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.      Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...» (169 слов)        (Из книги ^ А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)       II       Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем.      Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение — Лицей.      Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. Третьи считали, что это злостные затеи Сперанского, который втерся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы. Но что бы ни толковали в столичном обществе, в начале 1811 года был опубликован указ об основании Лицея, и вот ему, зодчему Стасову, предложено немедленно осмотреть здание, в котором будет находиться Лицей, и решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения. (160 слов)        (Из книги ^ М. Басиной «В садах Лицея»)       III       Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. Все готовились к 19 октября — дню, когда будет торжественно открыт Лицей.      Приехал граф Разумовский — министр просвещения. Все осмотрел и приказал провести в его присутствии репетицию предстоящего торжества. Ему поставили кресло. Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь.      Зал, где проходила репетиция, был небольшой, но красивый. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, которые были окрашены под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно здесь предполагалось впоследствии устраивать публичные экзамены и другие торжества. Зодчему, который переделывал здание, приспосабливая его к нуждам учебного заведения, приказано было сделать так, чтобы помещение это имело парадный вид. Стены зала были искусно расписаны. Воинские доспехи, знамена, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал. Мебели в зале не полагалось, потому что воспитанники должны были здесь заниматься фехтованием, а по вечерам — играть. (170 слов)        (По М. Басиной)       IV       Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.      Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чем прелесть этого необыкновенного сооружения.      Трудно сказать, когда лучше любоваться им. Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. В темных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. На рассвете, когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Покров надо видеть и в дождь, когда огромная туча словно останавливается, чтобы полюбоваться храмом.      Храм в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека. (175 слов)        (По Е. Осетрову)       V       В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.      Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.      Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.