Реферат по предмету "Разное"


Mnogokachestvennost

MnogokachestvennostВ.Н. Сагатовский Вопросы о том, что такое, бытие, существование, что означает «есть», не получили в философии однозначного и общепринятого решения. Ещё в 1929 году в «Бытии и времени» М. Хайдеггер справедливо заметил: «Но уже когда мы спрашиваем, «что есть бытие?», мы держимся в некой понятности этого «есть», без того чтобы были способы концептуально фиксировать, что это «есть» означает»1. К сожалению, ни он сам, ни авторы, придерживающиеся иных ответов на поставленный вопрос, не сделали его предметом рефлексии, не подвергли проблематизации, но приняли за аксиому то или иное понимание, представляющееся им само собой разумеющимся. И такое понимание часто вообще находится на докатегориальном уровне, не удовлетворяет критерию всеобщности и принимается как бы «условно». Так Хайдеггер относит «есть» только к фиксации наличного сущего, которое существует, а не «бытийствует», не является событийным. Бытие же отличается от такого существования и связывается с глаголом «es gibt» (даваться, иметь место)2. Такое разделение можно понять, но почему же фундаментальная категория «есть» вдруг получает частное значение? И где всеобщий инвариант «есть» и «es gibt»? Пренебрежение к устойчивости как форме существования, акцент на текучесть имеет тенденцию к абсолютизации неопределенности. И тогда бытие вообще становится чем-то «ускользающим»3, а это уже прямая дорога к постмодернизму с его ризомой и смертью мира означающего. Не лучше и другая крайность, что можно проиллюстрировать на примере материализма физикалистского типа. Логик Б.Д. Блинов, например, предлагает такие дефиниции: «Существующее – нечто, способное быть данным человеку в ощущениях его», «Несуществующее - нечто, неспособное быть данным человеку в ощущениях его»4. Отступление от такого понимания, характерное для «религиозных и некоторых философских учений» квалифицируется как «отрыв от практики»5. Ну ладно, если бы речь шла о методологии наблюдения и эксперимента в науке классического периода. Но почему фундаментальная категория онтологии должна определяться через отношение к человеку и через частный случай такого отношения? Разве, если не быть зашоренным предрассудком преимущественности физического существования, не очевидно, что и лошадь и кентавр есть, существуют – только одна как физическое тело, а другой как продукт воображения? И гипотеза не в меньшей вере существует как возможность, чем реализованный инженерный проект как действительность. Чуть ниже мы убедимся в неслучайности подчеркивания слова «как». Обратимся теперь к классической метафизике и убедимся, что и там нет философски отрефлектированного представления о том, что такое «есть» «на самом деле». И подлинная метафизичность как раз и состоит в абсолютизации тех или иных сложившихся представлений о том, что есть какое-то абсолютно самое дело. В неклассической метафизике типа Хайдеггера это событийность, время, которое «временит». У «неоторванного от практики» (какой?!) материалиста это вещь, которую можно в руках подержать. А в метафизике классической это допущение «вещи в себе» или, если обратиться к ХХ столетию, «самого само» у А.Ф Лосева как неких абсолютных равных себе эталонов, по отношению к которым все прочее оказывается относительными и несовершенными проявлениями. Разумеется, речь идет не о метафизике как противоположности диалектике (в такой метафизике было бы нелепо упрекать такого поборника диалектики как Лосев), но как учении о «первоначалах» мира в целом, как бы этот мир не понимался. Когда Кант говорит о «вещах в себе», то подразумевается не только их недоступность нашему сознанию в том виде, в каком они есть «на самом деле», но и то, что существуют такие – равные самим себе - первоначала. А.Ф. Лосев в своей работе «Самое само» последовательно проводит различие между бесконечностью способов инобытия вещи и «самой вещью». Вещь не есть ни один из своих признаков, ни все признаки вместе взятые. Становление вещи, её история «уже предполагает, что до всякого становления и до всякой истории вещь есть сама вещь»6. В конце концов, он приходит к выводу, что «самое само» вещи есть индивидуальность – абсолютная (непредикативная), свободная и невыразимая. «Мысль – утверждает Лосев – стоит перед дилеммой, которую она сам же себе вечно ставит: если стремиться к самому существу вещи, то оно невыразимо и недостижимо; а если стремиться к выразимому и достижимому, то это не есть существо вещи, не есть её самое само»7. В отличие от Канта здесь не просто утверждается невыразимость вещи - первоначала, но, как это не парадоксально (а, по мнению Лосева,– диалектически), указываются её признаки: она свободно эманирует в разнообразие соотносимого с ней познаваемого мира. Стало быть, сначала допускается существование абсолютного (ни с чем не соотнесенного) «самого само», а затем, исходя из него, объясняется генезис её проявлений. Бескачественная вещь-первоначало все-таки обладает качеством: не будучи ничем, она лежит в основе всего. Такой ход мысли, характерный для классической метафизики, на мой взгляд, имеет в своей основе определенные аксиоматически принимаемые, нерефлектируемые предпосылки (то, что Гуссерль назвал предпониманием). Во-первых, представляется само собой разумеющимся, что «мир в целом» должен иметь единое фундаментальное начало. Во-вторых, этот мир есть проявление этого начала, так или иначе порожден им. Имеет место, таким образом, как бы двойное существование: и абсолюта и того, что им обусловлено, т.е. относительного бытия. Но что означает существование, бытие, то, что есть и то и другое? Попробуем подойти к вопросу о том, что такое «есть» с позиций разработанной нами концепции коррелятивной онтологии8. Дадим её краткую характеристику через формулировку основных принципов. Последовательное проведение идеи всеобщего. Философская онтология есть теория всеобщего, более конкретно – учение об атрибутах (неотъемлемых свойствах) всего, что так или иначе существует (как актуальное или потенциальное, материальное или идеальное, вещь, свойство или отношение и т.д.), и их отношениях друг с другом. По определению эти отношения имеют структурный, а не генетический характер. Бессмысленно спрашивать, что является более общим и что породило друг друга: допустим, изменение или устойчивость, изменение или развитие. Порождает и является более или менее общим частное, но не всеобщее. Содержательность всеобщих категорий задается не отношением содержания к объему, так в этом случае их содержание оказалось бы нулевым (что и полагают позитивисты). По определению категории не могут быть определены через род и видовое отличие. Их содержание и определенность задается двояко: через соотношение со своей противоположностью и местом (и функцией) в той всеобщей структуре, «узловыми пунктами» которой они являются. Тем самым существующее не может обладать и качеством и количеством, быть и причиной и следствием и т.д. одновременно в одном и том же отношении; оно обладает ими всеми, но в разных отношениях. Существование атрибутов и отражающих их категорий, как и все существующее, подчиняется принципу конкретности существования. И это позволяет решить проблему кантовских антиномий. Отказ от генетического подхода в учении о всеобщем. То, что присуще всему, не может быть порождено. Философская онтология есть структурная наука. Бесконечность (наличие границ для любого существующего в виде другого существующего) не может иметь абсолютного начала. Имеет смысл спрашивать о начале конечного, допустим, мира, порожденного Большим взрывом. Но это не дело учения о всеобщем. Вопрос о начале «всего» мира (начале бесконечности!) по определению не может иметь ответа, а. стало быть, и смысла. Принцип конкретности существования содержит в себе определение существования (бытия, реальности, что в определенном смысле является синонимами) и отвечает на вопрос, что значит «есть» (быть, существовать). А именно: существовать в качестве чего-либо значит находиться в соотношении с чем-либо. Все так или иначе существующее называется сущим. Под качеством понимаются свойства, необходимые и достаточные для отличения сущего. Соотношение (коррелят) есть отношение между сущими: aRb (надеюсь, не надо оговаривать различие между «есть» как логической связкой и онтологическим «есть»). Таким образом, отрицается бескачественное бытие: не только, скажем, чистые бытие и небытие Гегеля или вещь вообще, но любое конкретное сущее без указания того соотношения, в котором оно является таковым. Бессмысленны высказывания типа «Вода есть растворитель», ибо она является таковым для сахара, но не для золота (можно было бы сказать: «Вода способна быть растворителем при определенных условиях»; сравните аналогичные формулировки законов природы). А «кошка вообще» (не как домашнее животное, представитель хищников и т.д.) имеет смысл лишь тогда, когда будет указано инвариантное соотношение, определенным образом объединяющее её признаки, данные в других различных коррелятах и позволяющее узнавать её в разных ситуациях. Принцип конкретности существования является онтологической основой гносеологического принципа конкретности истины. Полнота бытия любого сущего задается взаимным дополнением основных видов бытия, различающихся способом задания существования. Такими видами являются: объективная реальность (материя), субъективная реальность (идеальное на уровне индивидуальности) и трансцендентная реальность (идеальное на уровне целого). Материальный аспект бытия сущего задается соотношением с внешними сущими, которые характеризуются возможной повторяемостью (регулярностью). В основе субъективной реальности лежит начало, обладающее неповторимостью, что позволяет в соотношении с внешним исходить из внутреннего, т.е. внешнее выступает как знак-заместитель (сигнал, несущий информацию, которая снимается внутренними информационными структурами и доинформационным переживанием и фундаментальным настроем – в переводе на более знакомый в наше время язык – жизненным миром). Трансцендентная реальность есть такая самотождественность целого, которая предполагает в определенном отношении тождественность целого и частей-индивидуальностей (в терминологии С.Л. Франка – Мы в соотношении с Я и Ты9). В этих видах мы имеем разные типы «есть» как соотношения, но само понимание бытия как соотношения остается инвариантным. Все три вида являются всеобщими. Это значит, во-первых, что ни один из них не является абсолютной основой, порождающей остальные (как в материализме, субъективном и объективном идеализме), и, во-вторых, они не рядоположены, но выступают атрибутивными сторонами любого сущего. Если вдуматься в приведенные выше формулировки, то очевиден радикальный разрыв со стороны коррелятивной онтологии с теми указанными ещё раньше предпосылками, которые затемняют всеобщую природу бытия (существования, того, что есть). Нет, оказывается, никакой «вещи» вне соотношения с другими «вещами». Есть просто разные типы соотношений. Данная «вещь» вступая в другие соотношения, либо меняет свои качества, либо, меняя свойства, сохраняет инвариантное качество. Но не существует некоего абсолютного инвариантного соотношения, порождающего все прочее. В объективной реальности мы наблюдаем цепочку соотношений, уходящих в бесконечность. Бесконечность взаимодействий резюмируется в потенциально бесконечном множестве качеств. Однако в субъективной и трансцендентной реальности эта бесконечность, вроде бы, упирается в непредикативное основание индивидуальности (Я и Ты) и целостности (Мы). Но эта непредикативность касается только отношений с внешними сущими. Имманентно неповторимость Я и Мы обладает конститутуирующим их соотношением самотождественности и особым тождеством целого и частей: трансценденция присутствует в экзистенции, экзистенция сопричастна трансценденции. Но поскольку это самотождественное бытие находится не рядом с другими видами бытия, а в любом сущем, то оно ограничено другими его бытийными сторонами, соотносящимися с другими сущими. И потому оно не является вечным и абсолютным первоначалом, хотя и скрепляет этот мир. Разумеется, надо оговорить наличие разных уровней субъектности и трансцендентности, но не один из них не объемлет бесконечность мира «в целом», так как мир всегда открыт становлению. Говоря о радикальном разрыве с метафизикой, мы, последовательно проводя принцип конкретности существования, подчеркиваем, что в учении о трансцендентной реальности коррелятивная онтология многое берет из идеалистической классики. Разрыв касается вполне определенных вещей. Для ясности проиллюстрируем это на примере отношения к одному из классиков древней метафизики – неоплатоника Прокла. Вот некоторые положения из его «Первооснов теологии». «11. Все сущее эманирует из одной причины – из первой. 40. Всему эманирующему из другой причины предшествует то, что получает свое существование само от себя и обладает самобытной сущностью. 47. Все самобытное неделимо и просто. 51. Все самобытное изъято из того, что измеряется временем по сущности. 52. Все вечное есть одновременно целое… 68. Всякое целое, содержащееся в части, есть часть целого, состоящего из частей. 69. Всякое целое, состоящее из частей, причастно цельности, которая предшествует частям. 107. Все, что в одном отношении вечно, а в другом преходяще, есть вместе с тем и сущее, и становление.»10. Какие-то из этих положений мы категорически не принимаем, другие – принимаем полностью, третьи – с оговорками. К числу первых в соответствии с приведенной выше аргументацией относятся положения 11 и 40, отказ от которых, собственно, и означает разрыв с классической метафизикой. К числу вторых – 47, 52, 68. К числу третьих – 51, 69, 107. Эти последние положения необходимо рассмотреть особо. Относительно положения 51 требуется уточнить, что «изъятие из времени», не абсолютно, но имеет место до тех пор, пока существует сущее в своем качестве, взятое в полноте бытия, включающего в себя три его основных вида (трансцендентную реальность как самобытие в том числе). Иными словами, время «выключено» для самотождественных Я и Мы, пока имеет место бытие сущего, в котором Я и Мы представлены как неповторимая основа субъективной реальности и целое, по отношению к которому Я выступает как часть Мы. В положении 69 неточным представляется характеристика целого, к которому причастны части, как «предшествующего», ибо это возвращает к идее порождающего первоначала (неважно, в виде креации или эманации). С позиций коррелятивной онтологии речь может идти только о разных уровнях целостности по объему включения частей (в том смысле, в котором К. Ясперс говорил об «объемлющей» роли трансценденции по отношению к экзистенции11). В положении 107 проводится прямо коррелятивная идея об относительности качественных характеристик (т.е. многокачественности), но остается непреодоленным платоновское противопоставление сущего и становления. В результате чего и сущее и становление теряют статус всеобщности. Ничуть не лучше и философы новейшего времени (от Ницше до Хайдеггера, и в крайнем варианте – до постмодернистов), которые только становление объявляют подлинным бытием. В коррелятивной онтологии сущее – это все, что, так или иначе, существует, т.е. обладает качеством через соотнесенность с другим сущим; становление в том числе. Основа субъективной реальности (Я или свободная индивидуальность по Лосеву) и трансцендентная реальность (Мы) тоже не являются абсолютно бескачественным бытием; их качество образуется такими свойствами как самотождественность, неповторимость, тождество целого и части в том отношении, что часть сопричастна целому, а целое присутствует в части. Итак, отказ от метафизики не делает бытие абсолютно подвижным и неопределенным. Река, конечно, катит на нас новые воды, но достаточно определенное время она не теряет качество реки. И даже потеряв это качество, бытие не становится абсолютно ускользающим, ибо приобретает, скажем, качество озера или болота. В бытии нет ни абсолютно абсолютного, ни абсолютно ускользающего. Оно многокачественно. И суждение о существовании чего-либо обязательно содержит в себе указание на то, как оно существует (прямо или контекстуально), т.е. соотнесено с каким-либо иным сущим любой природы (материальной, идеальной, актуальной, потенциальной, устойчивой, становящейся и т.д.). Только при таком понимании значение термина «есть», как синонима бытия или существования, приобретает статус всеобщей категории, а онтология как наука о всеобщем поднимает таким образом свое фундаментальное понятие с обыденного или частнонаучного уровня на подлинно философский. Примечания 1.Хайдеггер М. Бытие и время. СПб. 2002. С. 5. 2. См.: Сагатовский В.Н. «Есть» и «es gibt» / Современная онтология II. СПб. 2007. 3. См.: Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994. 4. Блинов Б.Д. Беседы по логологии. Мышление запредельное современному. Пермь. 1998. С. 42. 5. Там же. С.41. 6. Лосев А.Ф. Самое само / Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М., 1994. С. 12. 7. Там же. С. 18. 8. Развитие концепции коррелятивной онтологии см.: Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и её роль в медицинском познании. Томск. 1968; его же. Вселенная философа. М., 1972 (второе издание исправленное и дополненное. СПб. 2008); его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999; его же. Бытие идеального. СПб. 2003; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб.2006; его же. Философские категории: авторский словарь. Ч.1: Онтология / http://vasagatovskij.narod.ru. 2011. 9. См.: Франк С.Л. Непостижимое / Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 378-385. 10. Прокл. Первоосновы теологии / Антология мировой философии. Т. 1, Ч. 1. М., 1969. С. 556-565. 11. Ясперс К. Философская вера / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. С. 425.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Авторская позиция и форма ее выявления ФМ Достоевского Преступление и наказание
Реферат Организация торгово-технологического процесса в магазине
Реферат Шпора по финансовому менеджменту
Реферат Виды, цели и задачи аудиторского контроля
Реферат The Faith Of Young Goodman Brown Essay
Реферат Кадастры природных ресурсов
Реферат Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Актуальна, поскольку государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамич­ном развитии
Реферат Психологическая защита больных алкоголизмом
Реферат Характеристика транспортных услуг на современном этапе
Реферат Игра как театральная социальная деятельность
Реферат Закони Хамурапі
Реферат Выставка как PR-технология в формировании эстетических вкусов и потребностей населения
Реферат Характеристика организационных форм международного бизнеса
Реферат Прозябшая роза – прорастающая трава – трава умирающая: эволюция пушкинского образа в русской поэзии