Реферат по предмету "Государство и право"


Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»

Содержание
Введение
Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей
1.1 Дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан
1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей
Глава 2. Нормативно-правовые основы работы сдетьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Федеральное законодательство
2.2 Региональное и муниципальное законодательство
2.3 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовойбазы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей
Заключение
Список литературы
Введение
Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономическогостроя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографическиепроцессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе.С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства,а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица.Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детскойбезнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создаютугрозу национальной безопасности.
Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качестваличности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации,жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваютсяспонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаету ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другимлюдям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье,характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почтиво всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило,сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов иинтернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают вовзрослую жизнь.
Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни длякого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющиеродителей, чаще всего лишенных родительских прав. Это означает, что с точки зрениясоматического и психического здоровья с учетом теплой тяжелой наследственности,неблагоприятного протекания перинатального развития, тяжелых условий жизни в раннемвозрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».
Но специфика психического, или точнее психологического развитиядетей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма ипатология».
Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуюто том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируетсяспецифические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать,хорошие они или плохие, они просто другие.
Причины, определяющие неблагоприятное в психологическом развитиидетей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:
- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность техего форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольныхдетских домах;
- в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;
- в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детскихдомах;
- в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайнойузости окружающей среды;
- в недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей детскихдомов, их безучастности в отношении к детям;
- в недостатках программ воспитания и обучения;
- в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения:помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.
Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий социальныхработников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы скаждым ребенком, оказавшимся в страшной ситуации отсутствия родительского попеченияпо тем или иным причинам. Каждый из аспектов работы с ребенком-сиротой и ребенком,оставшимся без попечения родителей, должен быть юридически обоснован, нормативновыверен и точен. Такие дети нуждаются в особой заботе государства, в то числе, вособой нормативно-правовой защите.
Из деятельности в сфере опеки и попечительства несовершеннолетнихстановится все более ясно, что основная масса исследований детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей относится только к области психологии и психодиагностики.Практически никто из исследователей не обращается к анализу законодательства, принятогона федеральном и региональном уровнях в отношении детей данной категории. А законодательствопока оставляет желать лучшего.
Таким образом, целью данной работы является изучениенормативно-правовых основ социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей; объектом исследования служат дети-сироты, дети,оставшиеся без попечения родителей, а также лица от 18 до 23 лет из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей; предмет исследования — нормативно-правовые акты в отношении социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей.
Задачи данной работы:
1. теоретический анализ исследуемого вопроса;
2. систематизация нормативно-правовых актов, на которых базируется социальнаязащита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. анализ законодательства Калужской области, регулирующего положение детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей;
4. разработка рекомендаций по совершенствованию федеральных и региональных законодательныхнорм в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,как особая социальная категория граждан
Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществедетей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителейвследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительскихправ обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядкеродителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей,родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либозаботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление(удочерение).
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколькосуществует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все временавойны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей,вследствие чего дети становились сиротами. Но лишь в последние годы число социальныхсирот значительно превысило количество так называемых биологических сирот, т.е.детей, родители которых умерли.
Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерлиоба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрастедо 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связис отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительскихправах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченнодееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающиминаказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождениемв местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказомродителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальнойзащиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнкаоставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между этими категориямидетей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, онитакже считаются оставшимися без попечения родителей.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительноеувеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик.Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, котороесвязано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и измененияотношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растётбеспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явлениеустранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей(искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитыватьдетей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей,защищать их права и интересы во всех учреждениях и т.д.
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численностидетей, утративших попечение родителей, точно указать количество детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторымподсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч, из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка. Причинамиотказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья,недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизмматери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителямииз-за обнаружения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозомизвестных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительнымиврожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говоритьособо — это матери — подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательнойбеременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов.В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываютсяв учреждениях для сирот. Впоследствии после достижения совершеннолетия такие детивыходят из интернатных учреждений во «взрослую» жизнь со статусом«лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»и с рядом нерешенных проблем «за спиной».
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находилисьв возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которыеостались без попечения единственного или обоих родителей.
Такие жестокие реалии современной российской жизни, как экономическийкризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности,повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральныхценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослыхпсихических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многихнегативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей
Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качестваличности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации,жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваютсяспонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаету ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другимлюдям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье,характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почтиво всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило,сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов иинтернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают вовзрослую жизнь.
Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни длякого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющиеродителей, чаще всего лишенных родительских прав. Это означает, что с точки зрениясоматического и психического здоровья с учетом тяжелой наследственности, развития,тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях,составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развитиядетей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма ипатология». Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуюто том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируетсяспецифические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать,хорошие они или плохие, они просто другие.
Сегодня государство недостаточно стимулирует передачу детей,оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммына детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличиек ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаевлишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенкав таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований,каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегаютот жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомыхматери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороныродителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственнойволе ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленноепсихологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить,что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только в 1/3 случаевимело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвамивнутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактическихвоспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 — 5лет), так идевушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителейпродолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическомуразвитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников,растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют родкачественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства- от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и внеодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреватысерьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботыс последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываютсяна их социальном, психическом и физическом здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоциональногостимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые поврежденияличности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположениео том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «моментотторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы,чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводитк тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаютсяисправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальнымпоследствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие можетнормализироваться.
Помимо психических, психологических и психо-эмоциональных проблему воспитанников и выпускников сиротских учреждений и приютов существует еще множествонерешенных проблем: бытовая адаптация, наличие или отсутствие жилья, имущества,средств к существованию и т.д. В бытовом плане эти дети зачастую являются«вечными иждивенцами», т.к. привычка получать готовую пищу, чистую выглаженнуюодежду и постельные принадлежности, необходимые бытовые предметы (канцелярские товары,средства личной гигиены) у них вырабатывалась годами. Они с большим трудом адаптируютсяв обществе, где нужно ежедневно приобретать продукты питания и готовить из них пищу,самостоятельно следить за своим внешним видом и заниматься уборкой своего жилища,работать либо учиться без надзора воспитателей и педагогов и др. В момент выпускаиз учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такойребенок считает себя освободившимся от надзора учреждения и пытается вести самостоятельныйобраз жизни. И лишь немногие сиротские учреждения в последние годы начали вводитьв процесс психологической адаптации бытовую адаптацию: подростки, воспитывающиесяв таких «передовых» интернатах, детских домах и приютах имеют возможностьделать небольшие покупки, готовить пищу, стирать, убирать помещения, подготавливаясь,таким образом, к реальным условиям ежедневного быта.
После окончания пребывания ребенка в учреждении для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, ему зачастую некуда возвращаться: квартира,из которой его забирали много лет назад, принадлежит родителям-алкоголикам, родственникамили вообще посторонним людям; другого жилья у него нет, и помощи ждать неоткуда.Очень часто ребенок, оставшийся без попечения родителей и помещенный в государственноеучреждение, имеет закрепленное за ним жилое помещение и не может быть зарегистрированкак нуждающийся в улучшении жилищных условий, т.е. он не может рассчитывать на получениекакого-либо отдельного жилья, и вынужден через много лет вернуться к родителям,лишенным родительских прав. Либо жилья нет вообще.
И только в последние несколько лет у нашего государства появиласьвозможность частично начать реализовывать программы по обеспечению жильем детей,оставшихся без попечения родителей. Но это — колоссальная проблема, требующая немалыхфинансовых затрат со стороны федеральной и региональной властей.
Таким образом, проблема помощи детям-сиротам и детям, оставшимсябез попечения родителей требует не только объединения усилий социальных работников,психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком,оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. На современномэтапе развития российского общества крайне необходимо принимать меры по совершенствованиюотечественного законодательства на различных уровнях для оказания эффективной помощиуказанной категории детей в различных отраслях жизнедеятельности. Ведь сиротство- это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтомусоциальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактикасоциального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям,половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей,оставшихся без попечения родителей.
Глава 2. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротамии детьми, оставшимися без попечения родителей2.1 Федеральное законодательство
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихсябез попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главнойпроблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новыхсемьях (опекунских, приемных — т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь междудетьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми — сиротамии детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве,контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощив трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местногосамоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных (см. приложение1), федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государствао данной категории детей.
Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года«Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органыисполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют своиобязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статусэтих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительстваосуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъектаРФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченныйПравительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
В ст.7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачи органовопеки и попечительства определены таким образом:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлениинад ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций,в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществомграждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор вобразовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальныеуслуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей; а также иные задачи в соответствии с федеральными законамии законами субъектов РФ. Кроме того в указанном федеральном законе разъяснены полномочияорганов опеки и попечительства по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлениинад ними опеки и попечительства; представлению прав и законных интересов несовершеннолетнихграждан, а также недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством;выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; установлению опекии попечительства, а также освобождению от исполнения этих обязанностей; подбору,учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителямилибо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание виных установленных семейным законодательством формах; а также иным полномочиям,определенным федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам, возникающимв связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства,органы опеки и попечительства издают нормативные акты, которые могут быть оспоренызаинтересованными лицами в судебном порядке.
Однако данный закон распространяется как на несовершеннолетних,так и на совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки илипопечительства. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизируетСемейный Кодекс РФ.Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попеченияродителей. Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаяхсмерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах,признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей,уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в томчисле при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинскихорганизаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органыопеки и попечительства. Помимо выявления, вышеуказанные органы ведут учет и устройствотаких детей, а также ведут контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.Должностные лица различных организаций и учреждений, а также иные граждане, располагающиесведениями о детях, оставшихся по тем или иным причинам без родительского попечения,обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по местуфактического нахождения детей (п.1 ст.122 СК РФ). Орган опеки и попечительства втечение трех дней со дня получения таких сведений обязанпровестиобследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попеченияего родителей или родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решениявопроса о его дальнейшем устройстве. Орган опеки и попечительства в течение месяцасо дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обеспечиваетего устройство и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью в своеммуниципальном образовании, по истечении указанного срока направляет сведения в соответствующийорган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональномбанке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь, операторрегионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в течениемесяца со дня поступления сведений о ребенке, организует его устройство в семьюграждан, проживающих на территории субъекта РФ, а при отсутствии такой возможностинаправляет указанные сведения в федеральный банк данных о детях, оставшихся безпопечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка навоспитание в семью граждан РФ.
Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей,подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство),в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — в организациидля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123СК РФ).
Как видно из Семейного Кодекса РФ, усыновление или удочерение(далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихсябез попечения родителей. Статьи 124 — 144 СК РФ полно, детально и четко формулируютпорядок усыновления, критерии отбора усыновителей, порядок изменения усыновленномуребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, обеспечение тайны усыновления,правовые последствия усыновления, порядок и основания для отмены усыновления, идругое. Кроме того, ст.138 СК РФ в целях защиты материальных и имущественных правусыновляемого ребенка, сохраняет за ним право на пенсии и пособия, полагающиесяему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и после усыновления (п.8 ст.9закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ).
Иной формой устройства детей в замещающие семьи является опека(попечительство). Опека устанавливается над детьми, оставшимися без попеченияродителей, не достигшими возраста 14 лет в целях их содержания, воспитания и образования,а также для защиты их прав и интересов. Над детьми от 14 до 18 лет устанавливаетсяпопечительство. Ст.145-148 СК РФ, а также федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008года «Об опеке и попечительстве», а также иные законодательные акты РФрегулируют порядок установления опеки (попечительства) над детьми, оставшимися безпопечения родителей; возможность граждан быть кандидатами в опекуны (попечители);права и обязанности опекунов (попечителей); прекращение опеки (попечительства);а также все вопросы, возникающие при передаче несовершеннолетних граждан на различныеформы семейного устройства.
Исходя из положений Главы 21 СК РФ,одной изформ опеки (попечительства) над ребенком (детьми), признается приемная семья,осуществляющая свою деятельность по договору о приемной семье, заключаемому междуорганом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, насрок, указанный в этом договоре (см. приложение 2). Согласно Положению о приемнойсемье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату засвой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и другихправоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнутьв случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправлениявыделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляютсоответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительстваобязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальныхусловий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнениемвозложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованиюдетей.
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требуетего согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер заисключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
И только в случае отсутствия возможности передачи ребенка, оставшегосябез попечения родителей, на одну из вышеуказанных форм семейного устройства, сотрудникиорганов опеки и попечительства могут применить положения Главы 22 СК РФ, разъясняющуюустройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, в вышеуказанные организации, их деятельность, а также прававоспитанников отражены в ст.155.1 — 155.3 СК РФ. Кроме того, в законодательствеподчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей,должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религиии культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании.
На территории Российской Федерации в целях оказания содействияв устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи гражданРФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детейна воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия «государственныйбанк данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «региональныйбанк данных о детях», «федеральный банк данных о детях», «федеральныйоператор государственного банка данных о детях», «региональный операторгосударственного банка данных о детях» и «граждане, желающие принять детейна воспитание в свои семьи».
Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попеченияродителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора,обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихсябез попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складываетсяиз регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попеченияродителей. На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительнойвласти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попеченияродителей, организует их устройство в семьи. В Калужской области таким операторомявляется Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужскойобласти.
Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществленияучета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройствена воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принятьдетей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации одетях, оставшихся без попечения родителей. Он имеет единые требования: наличие стандартнойанкеты, фотографии ребенка, копий документов. Первым и главным из них является анкетаребенка (см. приложение 3), в которую включается вся личная информация оребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера,данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. Кроме того, органамиопеки и попечительства в соответствующие графы вносится информация о несовершеннолетнихбратьях и сестрах ребенка, а также о совершеннолетних родственниках. Специальныеграфы анкеты отведены для информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства,региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству иоказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, навоспитание в семью. К анкете ребенка прилагается фотография, обновляемаяодин раз в три года — для детей от 3 до 18 лет, и ежегодно — для детей до трех лет.
Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, по истеченииодного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семьюпо месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет нанего анкету, которую в 7-дневный срок вместе с фотографией и копиями личных документовребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банкаданных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копияанкеты хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении,в котором он находится. При изменении любых сведений, содержащихся в анкете ребенка,орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируютоб этом соответственно регионального и федерального операторов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в областиинформации, информатизации и защиты информации, анкета ребенка, оставшегося безпопечения родителей, относится к конфиденциальной информации. На основе анкеты можетбыть составлена производная информация с целью распространения ее в средствах массовойинформации или иным способом для информирования населения о детях, оставшихся безпопечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. При созданиии распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификацииличности ребенка, его родителей и других родственников (см. приложение 4).
Основанием для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемсябез попечения родителей, в государственном банке данных о детях является: устройстворебенка на воспитание в семью; возвращение ребенка его родителям или единственномуродителю; достижение ребенком совершеннолетия или приобретение им полной дееспособностидо достижения совершеннолетия; смерть ребенка.
В связи с исполнением федерального законодательства в отношениидетей, оставшихся без попечения родителей, многие функции по выявлению, учету инепосредственной работе с этой категорией детей переданы на региональный уровень.И на современном этапе развития законодательства тот или иной регион РФ самостоятельностарается решить вопросы, связанные с проблемами детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей.2.2 Региональное и муниципальное законодательство
Исходя из положения п.3 ст.9 федерального закона «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемразграничения полномочий»и положения п.2 ст.121 СемейногоКодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной властисубъекта РФ. Все вопросы деятельности органов исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попеченияродителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом,Гражданским кодексом Российской Федерации. На основании этих законодательных актовГубернатором Калужской области 6 ноября 2007 года был подписан Закон Калужской области№ 359-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районови городских округов Калужской области государственными полномочиями по организациии осуществлению деятельности по опеке и попечительству», вступивший в силус 1 января 2008 года. На основании этого закона органы местного самоуправления наделяютсягосударственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опекеи попечительству в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты, определеннымиЗаконом Калужской области «Об организации и осуществлении деятельности по опекеи попечительству». Региональное законодательство регулирует правоотношенияпо опеке и попечительству на территории Калужской области. Основными задачами органовгосударственной власти при осуществлении деятельности по опеке и попечительствуявляются: защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством,обеспечение оптимальных условий их жизни, государственная поддержка опекунов и попечителей,а также исполнение органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейстатьей 7 областного закона «Об организации и осуществлении деятельности поопеке и попечительству» регламентируются такие действия органов исполнительнойвласти Калужской области, как:
1) выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей;
2) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью;
3) принятие решения о проведении психиатрического освидетельствованиянесовершеннолетних, а также о помещении их в психиатрические учреждения;
4) осуществление подбора и обучения лиц, способных к исполнениюобязанностей опекуна (попечителя), установление и прекращение опеки (попечительства),отстранение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей;
5) выдача разрешения (или отказ от выдачи разрешения) на совершениесделок с имуществом подопечного;
6) участие в формировании и использовании государственного банкаданных о детях, оставшихся без попечения родителей;
7) осуществление надзора за деятельностью опекунов(попечителей);
8) выдача заключений гражданам об их возможности быть усыновителями,опекунами (попечителями);
9) участие в рассмотрении судом дел об усыновлении, о нарушенииправ и законных интересов детей, о взыскании алиментов; а также иные действия, предусмотренныеуказанной статьей и сопутствующими законодательными актами федерального и региональногоуровней.
В рамках вышеуказанного закона финансирование расходов по организациии осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществляется за счет средствобластного бюджета. Субвенции в установленном размере зачисляются на счета муниципальныхрайонов и городских округов Калужской области и из выделенных средств производятсявыплаты опекунам (попечителям) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, а также вознаграждение опекунам (попечителям), осуществляющимвоспитание детей на возмездной основе.
Уполномоченные органы исполнительной властивправекоординировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществлениядеятельности по опеке и попечительству; осуществлять контроль за реализацией переданныхим полномочий; оказывать консультативную и методическую помощь, организовывать обучениеспециалистов; давать письменные предписания по устранению нарушений, выявленныхв процессе осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправленияи др.
Практически, деятельность органов местного самоуправления в Калужскойобласти по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,базируется на работе органов опеки и попечительства, являющихся структурными подразделениямиотделов образования муниципальных районов либо выделенных в отделы опеки и попечительствав составе администрации муниципального района. Органы опеки и попечительства занимаютсявыявлением, учетом и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,контролем за опекунами (попечителями), проживающимина территории муниципального района, контролем за имуществом детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории муниципального района,решением вопросов о лишении родительских прав либо ограничении в родительских правахв соответствии с законодательством РФ, и др. К компетенции органов опеки и попечительстватакже относятся вопросы перемены имени и фамилии ребенка, принятие решений об объявлении несовершеннолетнегополностью дееспособным (эмансипации) в случаях, установленных законодательством,проведение обследований условий жизни детей в случаях, предусмотренных законодательствомРФ. По результатам проводимой работы органами опеки и попечительства издаются нормативныеакты органа местного самоуправления, регулирующие отношения граждан в сфере опекии попечительства над несовершеннолетними.2.3 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовойбазы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В связи с постоянно изменяющейся экономической и политическойобстановкой в Российской Федерации, с большим количеством детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, крайне необходимо постоянное совершенствование законодательствав этой сфере.
Дети-сироты как массовое явление современного общества должныотдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразув нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи (а при невозможностиэтого — максимально комфортные условия в государственных учреждениях различноготипа); внеочередное обеспечение жильем в полном объеме; квотирование мест в учебныхзаведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учрежденияхразличных форм собственности и др.
Возможно, с целью пресечения иждивенческих настроений, частоприсутствующих в характере детей-сирот, обеспечение жильем необходимо проводитьпутем предоставления ипотечных беспроцентных кредитов, частично финансируемых государством.Кроме того, необходимо ограничить право собственности на жилье, приобретенное детям-сиротамгосударством за счет средств федерального и регионального бюджетов, в целях егосохранности и воспрепятствования мошенничеству.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, необходимо систематически проводить социально-бытовую адаптацию, длячего требуется увеличение количества психологов, социальных педагогов и социальныхработников, что, в свою очередь, требует увеличения финансирования вышеуказанныхучреждений.
Таким образом, все усовершенствования с целью улучшения положениясирот требуют немалых финансовых вложений, что является основной проблемой нашегогосударства.
Заключение
Наличие большого количества детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов к организации деятельностиорганов опеки и попечительства, позволяющих постоянно совершенствовать раннее выявлениедетского неблагополучия, организацию социальной защиты детей в их кровных семьях,а также социальную работу, как с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовкусемей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Семейный кодекс РФ и сопутствующие законодательные акты РФ исубъектов РФ расширили сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложивна них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся безпопечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.
Исходя из основной цели данной работы, был проведен краткийанализ федерального и регионального законодательства по вопросам осуществления деятельностипо опеке и попечительству несовершеннолетних.
В первой главе работы были даны характеристики объектов исследования — детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот,проведен анализ такого общественного явления как социальное сиротство.
Во второй главе было рассмотрено и проанализировано федеральноеи региональное законодательство по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, а также даны краткие рекомендации по его совершенствованиюи дополнению.
Проведенный анализ законодательства и приведенные рекомендациипозволили, в общем, выполнить задачи, поставленные в данной работе, подвести промежуточныйитог в исследовании и совершенствовании социального законодательства в отношениидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Любая деятельность в социальной сфере является финансово нерентабельнойдля государства, но только по уровню социальной обеспеченности детей и стариковв мире судят о развитии общества. В связи с этим стремление Российской Федерациик достижению уровня социального государства требует колоссальных финансовых и законодательныхвложений в детей, и, прежде всего, в детей-сирот. Несовершенство российского законодательствав этой сфере часто приводит к однобокому освещению проблемы и нерациональному еерешению.
Регулярный анализ законодательства в этой области постепенноприведет к его систематизации и усовершенствованию, что только положительно отразитсяна развитии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, 1993.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с изменениями и дополнениями.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениямии дополнениями.
4. Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
5. Федеральный Закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О Государственном Банке Данныхо детях, оставшихся без попечения родителей».
6. Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона»Об опеке и попечительстве".
7. Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграниченияполномочий».
8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантияхпо социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
9. Закон Калужской области от 2 июля 2007 г. N 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству».
10. Закон Калужской области от 6 ноября2007 г. N 359-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальныхрайонов и городских округов Калужской области государственными полномочиями по организациии осуществлению деятельности по опеке и попечительству».
11.Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов// Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. — Саратов,2001.
12.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальнойзащите женщин, детей и семьи. — М.: Академия, 2003.
13.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. — М., 2003.
14.Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. — М., ИНФРА-М,2002.
15.Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства.Пермь: изд-во Пермского университета, 1995.
16.Под. ред. проф.А.И. Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2005.
17.www.ombudsman. kaluga.ru
18.www.usynovite.ru
19.www.sirotstvo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Московские памятники победы в Великой Отечественной войне
Реферат Управление дебиторской задолженностью на материалах ООО "Торговый дом "Ресурс Поволжье"
Реферат Маркетинговое исследование потребительского поведения посетителей салонов красоты г. Санкт-Петербурга
Реферат Основы конституционного права Франции
Реферат Переход к международным стандартам бухгалтерского учета
Реферат Правоохранительная деятельность службы судебных приставов
Реферат Вікові аспекти імунологічної дизрегуляції при неповній глобальній ішемії мозку в самців щурів
Реферат Реклама как ритуал дара и подарка: риторические и жанрово-коммуникативные аспекты
Реферат Диссеминированный туберкулез легких
Реферат Европейские нормы по правам человека и усилия России по их соблюдению
Реферат Технологія зварювання металів і сплавів неплавкими електродами
Реферат Документирование деятельности государственных учреждений
Реферат Тринадцатилетняя война в Венгрии
Реферат Защита информации. Основные методы защиты и их реализация
Реферат Измерение угла опережения зажигания