Оглавление 1. Введение 72. Часть I. Анализ разновидностей консалтинговых услуг и их применение к инновационно-медицинской сфере 11 2.1. Понятие консалтинга 11 2.2. Понятие инновации, инновационной компании 13 2.3. Классификация консалтинговых услуг и их особенности применительно к инновационно-медицинской сфере 17 2.4. Московская Ассоциация Предпринимателей 283. Часть II. Анализ -актуальности и перспектив технологии 29 3.1. Описание компании 29 3.2. Актуальность технологии 30 3.3. Описание технологии 32 3.4. Сравнение с альтернативными технологиями диагностики. Возможность комплексного использования 33Сравнительный анализ результатов обследования больных РМЖ по данным ренгено-маммографичекого и радиотермометрического обследований http://www.radiometry.ru/radiometry/books/upload1/4/analysis.htm 36 3.5. Возможности технологии 36 3.6. Преимущества технологии 36 3.7. Недостатки технологии и инновационные решения компании 38 3.8. Описание прибора 39 3.9. Технические характеристики устройства: 40 3.10. Преимущества устройства 41 3.11. Потенциальные потребители технологии на отечественном и зарубежных рынках: 42 3.12. Инвестиционные перспективы 43 3.13. Патентное исследование и Статус интеллектуальной собственности 43 3.14. Препятствующие и содействующие факторы, ожидаемые риски при экспорте технологии на зарубежные рынки 49^ 4. Часть III. Анализ текущей ситуации и перспектив российского и зарубежного рынка медицинского оборудования 50 4.1. Макроэкономический анализ 50 4.1.1. США 50 4.1.2. Россия 51 4.2. Тенденции развития зарубежного рынка медицинской техники 52 4.2.1. Глобальный рынок медицинской техники 52 4.2.2. Рынок медицинской техники США 54 4.2.3. Рынок медицинской техники ЕС 56^ 5. Часть IV Вывод технологии на зарубежные рынки и состав консалтинговых услуг 56 5.1. Формы вывода технологии на международный рынок 57 5.2. Вывод технологии на рынок США 58 5.2.1. Регистрация венчурной компании в США 60 5.2.2. Получение лицензии FDA 61 5.2.3. Получение патента USPTO 62 5.3. Вывод технологии на рынок ЕС 64 5.4. Состав консалтинговых услуг 666. Заключение 727. Глоссарий 758. Источники 779. Приложение 1. Копии документов. 79^ 10. Приложение 2. Презентация 80 1.Введение Отрасль медицинской техники является одной из немногих, в которой российские разработчики и производители способны подавать надежды. Несмотря на то, что российская продукция пока в целом уступает западным аналогам в плане качества, надежности и функциональности, по оценкам экспертов в долгосрочной перспективе это отставание может быть преодолено. На российском рынке отечественные производители добиваются успехов за счет более низких цен. В основном вселяет оптимизм то, что российский рынок медицинской техники является на данный момент одним из наиболее активно растущих в мире. По экспертным оценкам некоторых аналитиков, его рост достигает 20-25% в год. Суммарная емкость российского рынка медицинской техники составила в 2010 году свыше 3,2 млрд. долларов США, что составляет около 1% от общемирового рынка медицинской промышленности. При этом, что немало важно, растет доля отечественной продукции. Если сейчас она составляет 20-25% по различным оценкам, то к 2020 году она составит более 40%, что приблизит торговый баланс России к показателям развитых стран (где он составляет 50-60%). Общий объем российского рынка к этому времени составит более 300 млрд. рублей. Данная статистика подтверждает конкурентоспособность отечественного медицинского оборудования на российском рынке. В связи с этим у некоторых российских производителей в настоящее время появляются амбициозные планы по экспорту своей продукции на рынки не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Однако, у компаний, чья продукция имеет зарубежных конкурентов, шанс успеха в этом деле не велик, из-за того, что как было сказано выше, их продукция пока еще сильно уступает в качестве западным аналогам, а возможность добиться успеха за счет более низких цен также маловероятна для российских производителей в связи с высокими таможенными пошлинами для них, так как Россия пока не является членом ВТО. Однако у малых предприятий, не имеющих крупносерийного производства, но при этом занимающихся разработкой и внедрением новых инновационных технологий, не имеющих иностранных аналогов, есть шанс занять собственную нишу на зарубежных рынках. Но вывод инновационной технологии на зарубежный рынок малоэффективен без профессиональной консалтинговой поддержки, особенно для малой компании. Возникнув в начале XX в., консалтинг превратился сегодня в самостоятельную часть бизнеса, а применительно к инновационной сфере деятельности в одну из наиболее эффективных и динамично развивающихся его форм. В мировом инновационном консалтинге заняты сотни тысяч специалистов. Российские инновационные компании, в частности производители инновационного медицинского оборудования, исчерпав возможности решения проблем повышения конкурентоспособности своими собственными силами, все чаше обращаются к консультантам в попытках решения этих проблем. К консультантам все чаще обращаются не только организации, находящиеся в кризисном состоянии, но и успешные организации, стремящиеся стать еще более конкурентоспособными и эффективными. Консалтинг в сфере инновационного менеджмента, и, в частности в сфере экспорта инновационного медицинского оборудования включает в себя все составляющие поддержки любого бизнеса, но имеет также и ряд своих специфических составляющих. Исследованию специфики консалтинговой поддержки вывода инновационного медицинского оборудования на зарубежные рынки и анализу наиболее актуальных консалтинговых услуг в данной сфере и посвящена настоящая работа. Исследование будет проводиться на примере одного реально осуществляемого проекта российской компании «Фирма РЭС», поддерживаемой рядом консалтинговых компаний, входящих в Московскую Ассоциацию Предпринимателей. Ключевая сфера деятельности компании «Фирма РЭС»- микроволновая радиотермометрия, т. е. технологии измерения температуры тканей человеческого тела при помощи измерения их электромагнитного излучения в сверхвысоких частотах. Компания является первой и единственной в мире, которой удалось разработать специальную помехозащищенную антенну-аппликатор, что позволило создать портативный радиотермометр для диагностики рака молочных желез, который можно использовать в обычных помещениях без специальной экранировки. Актуальность данного изобретения трудно переоценить. Рак молочных желез является одним из самых грозных женских онкологических заболеваний. Основным путем успешного излечения и снижения смертности от рака молочной железы в настоящее время является повышение эффективности ранней диагностики. Наиболее эффективной диагностика будет в том случае, если применяется несколько методов, основанных на различных принципах действия. Однако здесь во всем мире существует проблема в недостаточном разнообразии методов диагностики, так как в настоящее время массово применяется только рентгеновская маммография, иногда в сочетании с ультразвуком. При использовании только этих двух методов довольно велика вероятность необнаружения некоторых видов опухолей на ранних стадиях. Использование же радиотермометрического метода, основанного на совершенно иных физических принципах в комплексе с маммографией способно существенно повысить процент правильных диагнозов при обследовании. Однако невозможность использования радиотермометрических устройств в неэкранированных помещениях до сих пор препятствовала использованию технологии радиотермометрии для создания устройств диагностики рака. Но данная проблема была решена компанией «Фирма РЭС» Устройства компании показали свою эффективность в ходе многочисленных испытаний, и в данный момент успешно используются в более чем 150 российских медучреждениях. Десятки экземпляров присутствуют также и в ряде зарубежных клиник. Стратегической целью компании является завоевание лидерства на российском рынке медицинской техники в сегменте приборов для неинвазивной бездозовой диагностики молочных желез, а также массовый выход на зарубежные рынки, в первую очередь на рынки США и ЕС. Однако выполнение этих целей невозможно без профессиональной консалтинговой поддержки. В рамках данной работы будет произведена оценка новизны технологии, ее возможностей и преимуществ, краткое исследование соответствующего сегмента мирового рынка медицинской техники и будут рассмотрены алгоритмы вывода технологии на рынки США и ЕС, применявшиеся компанией. Цель - продемонстрировать аналитическую работу консалтинговой компании по поддержке инновационно - медицинских проектов на конкретном примере, а также выявить наиболее актуальный состав консалтинговых услуг для компании-производителя инновационного медицинского оборудования, желающего вывести свою продукцию на зарубежные рынки. Актуальность данной работы обусловлена недостатком накопленной и систематизированной информации о консалтинговой поддержке международных инновационных проектов с учетом специфики медицинской отрасли, притом, что как было сказано раньше, данная отрасль является одной из немногих, где у российских производителей есть определенные перспективы. Работа разделена на четыре части. Первая часть описывает различные типы консалтинговых услуг, и их специфику в инновационной и медицинской сфере. Вторая часть содержит анализ деятельности компании возможностей и преимуществ технологии, препятствующих и содействующих факторов при ее передаче, а также краткое патентное исследование. Третья часть содержит краткое исследование глобального рынка медицинского диагностического оборудования, а также рынков США и ЕС. Четвертая часть представляет собой описание конкретных шагов компании по выводу продукта на рынки США и ЕС, исходя из которых будет выведен состав консалтинговых услуг для российского производителя медицинского оборудования, желающего вывести свою продукцию на зарубежные рынки. ^ 2.Часть I. Анализ разновидностей консалтинговых услуг и их применение к инновационно-медицинской сфере 2.1.Понятие консалтинга Обычно отмечают, что развитие инновационного бизнеса во всех странах рыночной экономики опирается на мощную инфраструктуру его поддержки. Особое место в рамках этого инфраструктурного комплекса занимает управленческая инфраструктура. Основу управленческой инфраструктуры составляют консалтинговые фирмы. Понятие «консалтинг» применяется настолько широко, что его определение смущает самих профессиональных консультантов. Обычно выделяют два основных подхода к определению понятия «консультирование». В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Примером может служить определение, которое дает Фриц Стееле: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно определению, данному Лэрри Грейнером и Робертом Метцгером, «консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений». Эти два подхода взаимодополняют друг друга. На основе предварительного обследования организации консультант может дать рекомендации по оптимизации разделения обязанностей между работниками, делегирования полномочий, распределения сотрудников по отделам с одновременным уточнением задач, которые должно решать каждое подразделение. Консультируя по вопросам управления человеческими ресурсами, консультанты могут оказать помощь в решении задач регулирования отношений в коллективе и использовании происходяших изменений для повышения эффективности деятельности организации. Помощь консультанта может быть использована также для организации эффективных систем принятия решений и контроля, управления информацией, в том числе системы принятия решений, мобилизуемой при работе в кризисных ситуациях. В настоящее время антикризисное консультирование приобретает особое значение. Тем самым деятельность консультанта способствует созданию достаточно устойчивой и гибкой основы, позволяющей организации работать максимально эффективно и продуктивно. Консультант может также оказывать эффективную помощь при решении проблем структуризации финансовой деятельности фирмы, разработки инвестиционных проектов, приобретения новой компании или слияния нескольких компаний, согласования различных финансовых систем, определения реальной стоимости приобретаемой фирмы и т.д. При оценке эффективности инвестиционного проекта, как правило, консультанты не ограничиваются только анализом финансового состояния дел и их прогнозом, а дают рекомендации по оптимизации налогообложения, юридическому оформлению инвестиций, маркетинговой политике, управлению, структурной реорганизации и др. В случае принятия положительного решения об инвестициях консультант продолжает работу, предоставляя для заинтересованных сторон информацию, необходимую для принятия управленческих и финансовых решений. Максимальную актуальность в современных условиях приобретает для предприятия консалтинг в области информационных технологий и информационных услуг, разработка и внедрении информационных систем. Немаловажным моментом в деятельности предприятия является решение вопросов, связанных с разработкой маркетинговой политики, создания и поддержания его имиджа. Обостряющиеся конкурентные отношения не позволяют не обращать внимания на потребности и запросы потенциальных клиентов и потребителей товаров и услуг. Актуальным становится расчет перспективности той или иной продукции или вида деятельности. В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса). Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений определяют в этом случае термином «менеджмент-консалтинг» Учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение. Консалтинг — вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Это широкий комплекс консультационных и практических услуг, с одной стороны, а с другой — услуги в управлении и организации бизнеса. Консалтинг – это также вид профессиональной деятельности специальных компаний по консультированию руководителей и менеджеров предприятий в области экспертной, технической и экономической деятельности. Консалтинговые компании предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д.); по оценке торгово-политических условий экспортно-импортных операций; по разработке и проведению маркетинговых программ и т. п., по регистрации фирм различных форм собственности. Можно сказать, что консалтинг – это любая помощь соответствующих специалистов или компаний, оказываемая фирме по любому из направлений деятельности данной фирмы.^ 2.2.Понятие инновации, инновационной компании В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств. Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.^ Классификация инноваций По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр. По видам инновации бывают научными, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды). По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования. По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии. По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)Рассматриваемая в данной работе инновационная технология микроволнового термометра с помехозащищенной антенной может быть отнесена к отраслевой (медицинские устройства для неинвазивной бездозовой диагностики) по масштабу распространения. Инновация является технологической, по степени прогрессивности адаптирующей, так как адаптирует применение технологии микроволновой радиотермометрии для применения в медицинских диагностических устройствах. Инновация является завершенной и успешной, по степени новизны относительной и частичной, так как инновационной разработкой является лишь элемент устройства (антенна-аппликатор).^ Организационные формы инновационной деятельности.Интерпартнерство, малая инновационная фирма, венчурная фирма и типы венчуров Интерпартнерстсво представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности, когда инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам имеет возможность осуществить нововведения. Оно позволяет реализовывать новые формы деловой активности, создает возможности внутрифирменной реализации идей, самостоятельного выбора нового направления деятельности и внедрения на рынок в качестве независимого контрагента; дальнейшей модификации организационных структур для поддержки инноваций.^ Малая инновационная фирма является небольшим коллективом профессионалов, действующим самостоятельно или в составе крупной организации, специализируется на узком направлении инновационной деятельности и имеет возможность быстрой переориентации. Эта мобильность особо важна в таких сферах, как электроника, робототехника, новые конструкционные материалы, биотехнология, связанных с повышенным риском.^ Венчурная фирма создается учеными и изобретателями, покинувшими крупные фирмы, научные учреждения или университеты. Их деятельность часто финансируется крупными компаниями, которые сами не решаются осуществлять инновации, но стремятся их контролировать. В случае успеха они получают готовое научно-техническое достижение. Как правило, сами по себе венчурные фирмы не прибыльны, так как не занимаются организацией производства, но ими создается до 60% новшеств, например, ксерокс, микропроцессор, персональный компьютер. Они могут быть дочерними у более крупных фирм или самостоятельными.ООО «Фирма РЭС», проект которой рассматривается в данной работе относится ко второму типу инновационных предприятий - ^ Малая инновационная фирма.^ 2.3.Классификация консалтинговых услуг и их особенности применительно к инновационно-медицинской сфере Поскольку, как было сказано выше к консалтинговым услугам относится любая помощь, оказываемая фирме по любому направлению ее деятельности, видов консалтинговых услуг существует великое множество, и в данной главе будут рассмотрены лишь наиболее востребованные и актуальные для инновационного бизнеса, и в частности в медицинской сфере. Существует два основных вида классификации консалтинговых услуг: 1) с точки зрения метода консультирования 2) с точки зрения предмета консультирования С точки зрения метода консультирования выделяют: аналитику, прогнозирование, консультирование и непосредственное участие в деятельности компании-клиента. Единого подхода к классификации консалтинговых услуг по предмету консультирования не существует. Ниже приведена классификация Европейского справочника-указателя консультантов по управлению11. Общее управление1. Определение эффективности системы управления.2. Оценка бизнеса.3. Управление нововведениями.4. Определение конкурентоспособности 5. Диверсификация или становление нового бизнеса.6. Международное управление.7. Оценка управления.8. Слияние и приобретение.9. Организационная структура и развитие.10. Приватизация.11. Управление проектом.12. Реорганизация инженерных служб.13. Исследование и развитие.14. Стратегическое планирование.15. Поиск партнеров.16. Внутренний менеджмент.17. Кризисное управление.2. Администрирование 1. Анализ документооборота 2. Размещение или перемещение отделов 3. Управление офисом 4. Организация и методы управления 5. Регулирование риска 6. Гарантии безопасности 7. Планирование рабочих помещений и их оснащение^ 3. Финансовое управление 1. Системы учета. 2. Оценка капитальных затрат. 3. Оборот фирмы. 4. Снижение себестоимости. 5. Неплатежеспособность (банкротство). 6. Увеличение прибыли. 7. Увеличение доходов. 8. Налогообложение. 9. Привлечение инвестиций^ 4. Управление кадрами 1. Профессиональное движение и сокращение штатов. 2. Организационная культура. 3. Налаживание внутренних связей 4. Поиск кадров. 5. Отбор кадров. 6. Психологическая поддержка сотрудников. 7. Программы поощрений. 8. Анализ функционирования 9. Повышение квалификации работников5. Маркетинг 1. Реклама и содействие сбыту. 2. Корпоративный имидж и отношения с общественностью. 3. Послепродажное обслуживание заказчиков. 4. Дизайн. 5. Прямой маркетинг. 6. Международный маркетинг. 7. Исследование рынка. 8. Стратегия маркетинга. 9. Разработка новой продукции. 10. Ценообразование. 11. Розничная продажа и дилерство. 12. Управление сбытом. 13. Обучение сбыту.6. Производство 1. Автоматизация 2. Использование оборудования и его техническое обслуживание 3. Промышленный инжиниринг 4. Переработка материалов 5. Регулирование внутреннего распределения материалов 6. Схема организации работ на предприятии 7. Конструирование и совершенствование продукции 8. Управление производством 9. Планирование и контроль за производством 10. Повышение производительности 11. Внедрение системы контроля качества 12. Управление запасами 13. Управление материалами^ 7. Информационные технологии (IT-консалтинг)1. Системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления 2. Поддержка применения компьютерной техники 3. Электронная издательская деятельность 4. Информационно-поисковые системы 5. Административные информационные системы 6. Проектирование и разработка систем 7. Выбор и установка систем 8. Внутренний аудит информационных систем 9. Восстановление информационных систем^ 8. Специализированные услуги 1. Обучающее консультирование 2. Консалтинг по управлению электроэнергетикой 3. Инженерный консалтинг 4. Экологический консалтинг 5. Информационный консалтинг 6. Юридический консалтинг 7. Консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению 8. Консалтинг в государственном секторе бизнеса 9. Консалтинг по телекоммуникациямКонсультирование по общему управлению это помощь в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды, определение целей и системы ценностей организации, разработка стратегии развития и бизнес-модели, прогнозирование, организация филиалов и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, совершенствование организационных структур и т.д. Данный вид консалтинговых услуг является классическим, и наиболее актуальным для инновационных компаний. Применительно к сфере международного обмена данный вид консалтинговых услуг включает в себя: оценка соответствия объектов консультирования современному уровню научных, технических и технологических знаний, тенденциям, приоритетам и принципам инновационной политики, требованиям национальной, экологической, технологической, общественной безопасности и коммерческой целесообразности; анализ возможностей и преимуществ технологии подготовка обоснованных консультационных заключений по всем аспектам инноваций, предотвращение негативных последствий, а также снижение степени риска негативных последствий принимаемых решений по вопросам продвижения инновационных технологий на рынок; анализ эффективности использования имеющихся у авторов или владельцев результатов научно-технической деятельности , оценка результативности и охраноспособности их научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных, изыскательских, и иных решений и разработок; прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации проектов или предложений, являющихся объектами консультирования; Главная цель предоставления таких услуг – систематизация сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде инновационного проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Организация и предоставление консультационных услуг по общему управлению в сфере инноваций представляет собой исключительно трудную задачу, и качество ее решения во многом определяется квалификацией консультантов, а также размерами средств, выделяемых на ее проведение. Квалифицированный сотрудник консалтинговой компании, оказывающей услуги по общему управлению по международным инновационным проектам должен обладать знаниями в соответствующей области, к которой относится технология. Применительно к сфере медицинского оборудования – это как минимум базовые знания о современных методах и устройствах для лечения заболеваний, а также основные показатели эффективности медицинских устройств, такие как точность, чувствительность, специфичность. Вторая часть данной работы призвана продемонстрировать, что представляют собой консалтинговые услуги, относящиеся к типу «общее управление» по анализу возможностей, новизны и преимуществ технологии на примере инновационного медицинского диагностического устройства.^ Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача — оптимизировать управление организацией.^ Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении следующих основных задач: 1) поиск источников финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения акций и паев на рынке, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т.д. По своей природе финансы являются составной частью многих видов консультационных услуг по менеджменту. Финансовая экспертиза, например, является важнейшей частью диагностических исследований хозяйственной деятельности. Во время выполнения проекта консультанты по финансовым вопросам могут тесно сотрудничать с консультантами по другим направлениям, особенно в сфере производства и маркетинга, оценивая финансовые последствия их предложений. Оценка инвестиционных потребностей проекта, и привлечение инвестиций – важнейшие составляющие любого инновационного проекта.^ Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе.^ Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы на производимые им товары и услуги предъявлялся платежеспособный спрос. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т.д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса. Маркетинг — это та область, в которой фирма осуществляет свои контакты с внешними экономическими объектами (клиентами и конкурентами), поэтому выживание фирмы зависит от того, насколько хорошо ей удается адаптироваться к условиям рынка. Обычно фирма старается найти новые потенциальные рынки, новую продукцию для существующих потребителей, новых потребителей для реализации имеющейся продукции и изучать деятельность потенциальных конкурентов. Применительно к инновационно-медицинской отрасли, ключевой составляющей консалтинговой поддержки в области маркетинга является исследование глобального и национального рынка в соответствующем сегменте. Третья часть данной работы представляет собой краткое исследование мирового рынка медицинского диагностического оборудования. Также крайне актуальными для любых инновационных проектов, и медицинских в частности, являются услуги по организации участия компании в специализированных выставках и деловых мероприятиях, что является основным способом для компании представить свою продукцию вниманию потенциальных партнеров и инвесторов.^ Консультанты по организации производства совмещают знания экономических, управленческих и инженерных вопросов, оказывая менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование и совершенствование продукции, оценка работ и т.д. Производственный процесс требует принятия решений со стороны управляющего для того, чтобы получить продукцию нужного качества, в нужном количестве, вовремя и с минимальными затратами. Таким образом, задача консультанта заключается в том, чтобы помочь найти оптимальные пути для достижения этих целей. К данному виду консалтинговых услуг относится также и создание, аудит системы менеджмента качества (СМК) и ее сертификация на соответствие международному стандарту ISO 9001. Система менеджмента качества - это система для руководства и управления организацией применительно к установленным государственным стандартам качества. СМК является частью системы менеджмента организации и направлена на улучшение результатов с поставленными целями достижения качества для того, чтобы удовлетворить требования всех участвующих в процессе сторон, в первую очередь потребителей. Сертификация системы менеджмента качества обязательна, если предприятие: Планирует участвовать в тендерах на получении муниципальных или государственных заказов на производство продукции или исполнение работ; Стремится снизить издержки производства путём сокращения количества брака; Нацелено на получение новых заказов, увеличение шансов получения льготных условий страхования или кредитования, повышение инвестиционной привлекательности; Заинтересовано в сотрудничестве с зарубежными производителями или выходе на международный рынок; Планирует повышать свою конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках, оптимизируя свои бизнес-процессы.2 Таким образом консалтинговые услуги в области системы менеджмента качества являются крайне актуальными для производителей инновационного медицинского оборудования, желающих выйти на международный рынок.^ Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия. Информационные технологии являются необходимыми для современных организаций. Консультант по менеджменту — это не просто техник по обслуживанию компьютеров; он должен помочь клиенту разобраться в возможностях и недостатках компьютеров, в обеспечении информацией и сократить разрыв между техническим персоналом и конечным пользователем компьютерных программ. Информационные системы часто вызывают нарекания администрации на отсутствие соответствующей информации или на задержки с ее получением. Поэтому консультант до