Реферат по предмету "Экономика"


Понятие предприятия. Прибыль и рентабельность

--PAGE_BREAK--
Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.

Коммерческий риск— это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.

Финансовый рисксвязан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

Страховой риск— это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах — перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

Помимо приведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:

1. Допустимый риск— это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

2. Критический риск— это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

3. Катастрофический риск— риск, при котором возникает неплатеже — способность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Существует еще большее количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании.

Существование риска непосредственно связано с неопределенностью.

Неопределенностьпредполагает наличие факторов, при которых результаты действий непредсказуемы, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.

Различают следующие три типа ситуации:

1.      ситуация определенности, когда выбор конкретного плана действий из множества всегда возможных приводит к известному, точно определенному исходу;
2.      ситуация риска, при которой выбор конкретного плана действий может привести к любому исходу из их фиксированного множества.
3.      ситуация неопределенности характеризуется тем, что выбор конкретного способа действий может привести к любому исходу из фиксированного множества, но вероятности их осуществления неизвестны. Здесь можно выделить два случая: либо вероятности неизвестны в силу отсутствия необходимой статистической информации, либо об объективных вероятностях вообще говорить не имеет смысла.
Таким образом ситуация риска характеризуется следующими признаками:

ü     наличие неопределенности;

ü     необходимость выбора альтернатив действий (при этом нужно иметь в виду, что отказ от выбора также является разновидностью выбора);

ü     возможность оценить вероятность осуществления выбранной альтернативы, т.к. в ситуации неопределенности вероятность наступления событий в принципе неустанавливаема.
Ситуация риска — это разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определенно.

Иными словами, риск — это оцененная любым способом вероятность, а неопределенность — это то, что не поддается оценке.

Говоря о неопределенности, отметим, что она может проявляться по-разному:

ü     в виде вероятностных распределений (распределение случайной величины точно известно, но неизвестно какое конкретно значение примет случайная величина)

ü     в виде субъективных вероятностей (распределение случайной величины неизвестно, но известны вероятности отдельных событий, определённые экспертным путём);

ü     в виде интервальной неопределённости (распределение случайной величины неизвестно, но известно, что она может принимать любое значение в определённом интервале).
2. Диверсификация, концентрация и централизация предприятия


Диверсификация– это своего рода расширения ассортимента, внешнее изменение вида продукции,  производимой предприятием или фирмой, это освоение новых видов производства для повышения эффективности производства.

Концентрация – это своего рода сосредоточение производства одного или нескольких родов продукциисразу на нескольких крупных предприятиях.

Централизация– приумножение масштабов производства на базе объективного процесса развития производительных сил.

Диверсификация производства также является фактором проникновения капитала той или иной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности.

Диверсификация создает благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более прибыльные и перспективные, увеличивает устойчивость корпорации во время экономических кризисов.

Диверсификацияможет осуществляться на основе как концентрации, так и централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство, во втором — покупает имеющиеся там предприятия путем приобретения акций.

На базе диверсификации формируются концерны — большие многоотраслевые корпорации, которые постепенно становятся ведущей формой промышленных монополий. В их состав входят уже десятки и сотни предприятий, относящихся к разнообразным отраслям и размещенных во многих странах мира. Диверсификация упрочивает производственные позиции концернов и повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно применять ресурсы.

Процессы концентрации производстваи централизации капитала обычно проходят в таких формах, в которых расчет на рост экономической эффективности совмещается со спекуляцией.

Диверсификацияпомогает стабилизировать поток доходов через расширение ассортимента товаров и услуг, что выгодно и работникам данной фирмы, и поставщикам, и потребителям.

Концентрация производства и капитала— главное условие успешного развития современной экономики. Практика последних десятилетий свидетельствует, что экономика наиболее устойчива в странах, где в оптимальных пропорциях и модификациях совмещаются мелкие и крупные объединения при ведущей роли крупных.

Концентрация капиталапри этом реализовывается главным образом за счет объединения мелких и средних фирм. Вместе с тем организовываются объединения и крупных фирм, что позволяет им выживать и развиваться в условиях усиления конкуренции на мировом рынке.
3. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.

Банкротство — это признанная арбитражным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как путем применения ликвидационной процедуры.

Банкротство всегда затрагивает интересы очень многих субъектов финансово-хозяйственных отношений:

ü     предприятий-кредиторов, которые должны успеть заявить свои требования и претензии, чтобы они были учтены при погашении долгов за счет имущества банкрота;

ü     наемных работников, с которыми в первую очередь должны быть осуществлены расчеты, а также каким обеспечены определенные гарантии при увольнении;

ü     предприятий, которые могут выступить в роли санаторов и поэтому заинтересованы в создании совершенного механизма банкротства.

Процедура банкротства является конечной стадией неудачного функционирования предприятия, которой предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. Банкротство редко бывает неожиданным, особенно для опытных финансистов и менеджеров, которые пытаются регулярно отслеживать тенденции в развитии собственных предприятий и наиболее важных партнеров.

Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано во всех странах, где ведется такая статистика. Например, английские исследователи подчеркивают, что около 70-80% новых фирм прекращают свою деятельность в конце второго года существования.

Успехи и неудачи деятельности предприятия рассматриваются как взаимодействие ряда факторов — внешних (на которые предприятие не может влиять) и внутренних (которые зависят от организации работы самого предприятия. Способность предприятия приспосабливаться к изменению внешних (социальных) и внутренних (технологических) факторов является гарантией не только выживания, но и расцвета предприятия.

Санация (с лат. sanatio — оздоровление, лечение) — это система мероприятий по предупреждению объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Течение трех месяцев со дня вынесения решения о санации должника комитета кредиторов необходимо подать для одобрения план санации. План санации должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника.

Мероприятиями по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

·        реструктуризация предприятия;

·        перепрофилирование производства;

·        закрытие нерентабельных производств;

·        ликвидация дебиторской задолженности;

·        продажа части имущества должника;

·        другие способы восстановления платежеспособности должника.

План санации рассматривается комитетом кредиторов, который созывается в четырехмесячный срок со дня вынесения хозяйственным судом решения о санации.

План санации считается одобренным, если на заседании комитета кредиторов такое решение было поддержано более чем половиной голосов.

Одобренный комитетом кредиторов план санации подается в хозяйственный суд на утверждение не позднее 5-ти дней со дня проведения заседания комитета кредиторов.

Если в течение 6-ти месяцев со дня вынесения решения о санации в хозяйственный суд не будет подано плана санации должника, суд вправе принять решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Основаниями для ликвидации предприятия могут быть:

ü     окончания срока, на который оно создавалось, или достижение цели, поставленной при его создании;

ü     решение собственника;

ü     решение суда о признании недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия;

ü     решение хозяйственного суда о признании предприятия банкротом;

ü     решение суда об отмене государственной регистрации предприятия за неподачи течение года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законодательством;

ü     другие основания.

Срок ликвидационной процедуры составляет 12-ть месяцев, однако хозяйственный суд может продлить этот срок на 6 месяцев.

Со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры:

ü     предпринимательская деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла по изготовлению продукции в случае возможности ее продажи;

ü     срок выполнения всех денежных обязательств по уплате налогов и сборов считается наступил;

ü     прекращается начисление неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций по всем видам задолженности банкрота;

ü     сведения о финансовом положении банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну;

ü     выполнение обязательств должника, признанного банкротом, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренном законодательством.

Если ликвидация предприятия осуществляется по решению собственника (самоликвидация), то ее общая процедура состоит из следующих действий.

ü     Принятие решения о ликвидации предприятия.

ü     Создания ликвидационной комиссии.

ü     Составление ликвидационного баланса.

ü     Подача заявления о снятии с учета в фондах социального страхования (10-й день после принятия решения о ликвидации.

ü     Представление ликвидационного баланса в орган ГНС (13-й день после принятия решения о ликвидации предприятия.

ü     Снятие с учета как плательщика налогов в органах ГНС.

ü     Составление баланса после проведения ликвидационных мероприятий и подтверждения его подлинности аудитором.

ü     Передача документов долгосрочного хранения в архив.

ü     Уничтожение печатей и штампов.

ü     Исключения предприятия из ЕГРПОУ:

ü     Заявление владельца,

ü     Оригиналы учредительных документов,

ü     Свидетельство о государственной регистрации,

ü     Подтверждение опубликования в прессе объявления о ликвидации.

ü     Очередность удовлетворения претензий при банкротстве следующая:

ü     покрываются расходы, связанные с ведением дела о банкротстве в хозяйственном суде;

ü     покрываются расходы ликвидационной комиссии, связанные по содержанию и сохранением имущества банкрота;
4. Переменные и постоянные издержки. Общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективность.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.

Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.

Средние переменные издержки (AVC) равны:

AVC = VC/ Q.

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

 Общие  издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC = f (Q),   TC = FC + VC.

Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис.6.1).



Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q  или  AFC +AVC = (FC + VC)/ Q.

Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.

Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.



Общие (валовые) издержки— сумма постоянных и переменных издержек при заданных объемах производства.

Поскольку общие издержки состоят из двух слагаемых, изменение первых происходит неравномерно.

Неравномерное изменение общих издержекявляется причиной изменения величины издержек, приходящихся на единицу продукции. Издержки, приходящиеся на единицу продукции (удельные издержки или удельные затраты), называют также средними издержками.

Средние издержки— издержки, величина которых определяется путем деления общих (валовых) издержек на количество выпущенной продукции;  это издержки на единицу производимой продукции.

При определении уровня эффективности производства средние издержки сравниваются сценой.

Средние издержки разделяют на следующие виды:


1)постоянные издержки;

2)переменные издержки;

3)общие (валовые) издержки.

Средние постоянные— издержки, величина которых определяется путем деления общих постоянных издержек на количество выпущенной продукции.

Размер постоянных издержек (затрат) не зависит от объема выпущенной продукции, поэтому по мере роста объема производства величина средних постоянных издержек снижается.

Средние постоянные издержкина протяжении краткосрочного периода не меняются.

Средние переменные издержкирассчитываются путем деления суммарных переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции.

На стадии освоения производства средние переменные издержки ниже средних постоянных издержек. По мере роста объема производства сумма средних переменных издержек имеет тенденцию к увеличению. Средние переменные издержки приближаются к средним общим издержкам.

Средние общие (валовые) издержкиопределяются путем суммирования средних постоянных и средних переменных издержек.

Наряду с общими и средними издержками имеют место также предельные издержки. Это — дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции.

Предельные издержкиносят переменный характера связи с этим они являются предельными переменными издержками (затратами).

Предельные издержкипоказывают изменения в издержках, связанные с уменьшением или увеличением объема производства.

Сопоставление суммы предельных издержек с суммой предельной выручки является неотъемлемой частью анализа принятия управленческих решений.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Предельная выручка— выручка от реализации каждой дополнительно выпущенной единицы продукции.
5. Виды прибыли.  Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. Нормальная прибыль предпринимателя – это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах: 1.как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации; 2.как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета «Прибылей и убытков» без предварительной записи на каких-либо других счетах.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, эакцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

Пвал = ВР – С, где ВР – выручка от реализации; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Ппр = Пвал – Ру – Рк, где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

Пдн = Ппр + Содр + Свдр, где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей:

Под = Пдн – Н, где Н – сумма налогов.

Прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль».

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).

Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

 1. Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

2. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

3.Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

4. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных: -штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций; -процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия; -курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте; -прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; -убытков от стихийных бедствий; -потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; -поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; -прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,

где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и услуг; Пи — прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; Пв.о – доходы (убытки) от реализации внереализационных операций.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму  отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению;  рентных платежей в бюджет; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;  доходов от казино, видеосалонов и пр.; прибыли от страховой деятельности;  прибыли от отдельных банковских операций и сделок;  курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;  прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль — это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Бухгалтерские затраты фирмы – это сумма ее фактических платежей за купленные ресурсы. В частности, фирма платит заработную плату своим работникам, покупает сырье и материалы, оплачивает коммунальные услуги, выплачивает процент за кредит, делает отчисления в амортизационный фонд, несет исследовательские и рекламные расходы, платит налоги, относимые на себестоимость и т.д. В конце отчетного периода бухгалтер суммирует все эти расходы в своем отчете.

Например, фирма применяет оборудование стоимостью 200 руб. и сроком службы 5 лет. Она ежегодно использует сырье и материалы стоимостью 80 руб. и платит 60 руб. заработной платы. Для покупки оборудования был взят кредит (200 руб.) под 10% годовых. Для упрощения предположим, что других платежей фирма не несет. Тогда ее бухгалтерские затраты будут:

Амортизация оборудования                                 40 руб.

Оплата сырья                                                         80 руб.

Заработная плата                                                   60 руб.

Процент за кредит                                                 20 руб.

Сумма бухгалтерских затрат                            200 руб.

Совсем другое дело – экономические затраты. Экономические затраты – это альтернативные затраты или затраты упущенных возможностей. Они представляют собой ценность тех благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов.

При практических расчетах экономические затраты включают в себя помимо явных (бухгалтерских) затрат также неявные затраты.

Таким образом:

Экономические затраты = Бухгалтерские затраты + Неявные затраты

Неявные затраты представляют собой сумму неполученных доходов фирмы на принадлежащие ей ресурсы. Речь идет о доходах, которые руководство фирмы могло бы получить, используя собственные ресурсы не в данном бизнесе, а как-то иначе.

Дело здесь в том, что предприниматели приходят в бизнес не с пустыми руками, но вкладывают в фирму какие-то свои ресурсы. Чаще всего ими являются собственные денежные средства предпринимателей, а также их собственный труд. Эти ресурсы достаются фирме как бы бесплатно, но отсюда вовсе не вытекает, что их расходование не должно быть учтено.

Для расчета неявных затрат надо учесть наилучшие из альтернативных возможностей руководства фирмы по использованию собственных ресурсов, которые они на самом деле вложили в данное предприятие. Предположим, руководство использует в этом бизнесе собственный капитал 100 руб., который в другом случае был бы положен в банк и приносил 10% годовых. Кроме того, руководители ради собственного дела оставили работу по найму, потеряв 20 руб. заработной платы. Поэтому неявные издержки составят:

Неполученный процент на собственный капитал           10 руб.

Неполученная заработная плата                                        20 руб.

Сумма неявных затрат                                                    30 руб.

Таким образом, экономические затраты в нашем примере будут: 200+30=230 руб.

Предположим теперь, что выручка фирмы от реализации произведенной продукции равна 220 руб. Бухгалтер поздравит с прибылью (20 руб.), а экономист зафиксирует убыток (10 руб.). Последнее означает, что руководителям было бы лучше вовсе не лезть в этот бизнес, а держать свои деньги в банке и работать по найму.

Таким образом, учет неявных затрат в составе полных экономических затрат необходим для того, чтобы определить выгодность данного бизнеса для предпринимателей.

Подведем итоги:

1. Разница между выручкой и бухгалтерскими затратами составляет бухгалтерскую прибыль
фирмы:

Бухгалтерская прибыль = Выручка – Бухгалтерские затраты

2. Разница между выручкой и экономическими затратами составляет экономическую прибыль
(сверхприбыль) фирмы:

Экономическая прибыль = Выручка – Экономические затраты

Поскольку, напомним, экономические затраты есть сумма бухгалтерских и неявных затрат, экономическая прибыль также равна разнице между бухгалтерской прибылью и неявными затратами:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – Неявные затраты

Схематично вышеизложенное можно представить так (схема 7-1):

Схема 7-1. Затраты, выручка и прибыль



3. Если экономическая прибыль отрицательна (убыток), бизнес невыгоден, какой бы ни была величина бухгалтерской прибыли. Это означает, что выручка слишком мала, и бухгалтерская прибыль не покрывает неявных затрат, а, следовательно, предпринимателям выгоднее использовать свои ресурсы не в данном бизнесе, а где-то в другом месте. В то же время фирма может вполне нормально существовать и не получая экономической прибыли, если бухгалтерская прибыль покрывает неявные затраты, т.е. потенциальные доходы от альтернативного использования принадлежащих предпринимателям ресурсов.
6. Экономическое содержание рентабельности. Рентабельность производства и рентабельность продукции. Основные пути повышения рентабельности предпринимательской деятельности.
Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Рентабельность — важнейший показатель эффективности деятельности организации, основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности является главным показателем межотраслевой конкуренции. Норматив рентабельности имеет тенденцию к понижению или повышению.

Рентабельность — это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления их использования.

Показатели рентабельности формируются как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств. Данные показатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.

Рентабельность зависит от уровня рентабельности продукции, скорости оборота капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности.

Данные показатели дают представление о возможности предприятия расплатится с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса .
             Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
       Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования


       Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
       1) показатели рентабельности капитала (активов),
       2) показатели рентабельности продукции;
       3) показатели, рассчитанные  на основе потоков наличных денежных средств.


        Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал :
       
       Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
       Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
       Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотримследующую очевидную зависимость:
       
       Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
       Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
       
       Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.


        Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
       
              -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
       - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
       -себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
       -изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
       
       Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок).  
       Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
       
       Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
       ЧПДС -чистый приток денежных средств
       
       Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ЧП/Себестоимость *100 %
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.