7. 1. Рекомендации по физической культуре Физкультура — один из важнейших факторов здоровья. С другой стороны, она может нанести здоровью вред. В 1990 гг. ведущие специалисты в области физкультуры ввели в обиход выражение «физкультура, способствующая здоровью», или «оздоровительная физкультура», желая научным образом отделить те виды физкультуры, которые способствуют оздоровлению, от тех, которые не дают подобного эффекта. Четкую границу провести все-таки тяжело: например, классический бокс по понятным причинам далеко не способствует здоровью, тогда как оздоровительный бокс влияет на здоровье положительно, подобно прочим оздоровительным видам спорта. Содействие оздоровлению сердечнососудистой системы в России и Финляндии — одна из насущных проблем современности, поскольку эти болезни дают очень высокую смертность в этих странах. Также упражнения для развития опорно-двигательного аппарата должны стать ежедневной практикой для каждого человека. Кроме того, физкультура должна быть увлекательной, чтобы люди с удовольствием могли заниматься ей каждый день. Особенно мотивация постоянного движения школьников — важная задача для педагогов. Основная цель школьных уроков физкультуры — заставить школьников двигаться за пределами уроков. Дети в плохой физической форме, двигающиеся мало — большая и сложная проблема для учителей физкультуры. Вдохновить таких учеников на движение — значит принести обществу большую оздоровительную и хозяйственную помощь. Задача общества — построить такие спортивные сооружения, которые бы мотивировали всех двигаться.Первые физкультурные рекомендации для детей раннего возраста дали в начале 1990-х годов на конгрессе врачей и практиков лечебной физкультуры в Канаде. Тогда рекомендовали заниматься физкультурой один час в день, до первого пота и учащения дыхания. Позднее, на конгрессе специалистов, уточнили рекомендации, но только в 2005-2006 гг. появились первые рекомендации специалистов для детей и подростков. Международные рекомендации весьма напоминают представленные далее рекомендации Министерства образования Финляндии. В Финляндии рекомендации даются все-таки более подробно. Институт Урхо Калеви Кекконена также разработал рекомендации, в которых физкультура более-менее задействована. И все-таки в этих рекомендациях не учитываются дети и подростки, так же, как и в рекомендациях, одобренным министерством образования. Эти рекомендации можно адресовать школьным педагогам и персоналу. ^ Рекомендации физкультуры здоровья Этот способствующий здоровью «физкультурный пирог», разработанный Институтом физкультуры Финляндии (UKK) — новый способ пропаганды физкультуры здоровья. Его цель — достижение гармоничной физической формы. Модель, разработанная Институтом физкультуры, основывается на понятии хорошей физической формы, появившемся в начале 1990-х годов. Традиционно показателем здоровья являлась способность заниматься спортом и физкультурой, однако хорошая физическая форма включает также другие физические показатели, помимо простой способности. Области, сопутствующие хорошей физической форме, — состояние систем дыхания и кровообращения или выносливость; уверенность движений и равновесие (контроль движений); мышечная сила, подвижность суставов и крепость костей (состояние опорно-двигательной системы), контроль над весом. «Конкретная» физкультура 2-3 часа в неделю, через день Развитие выносливости Мышечная сила, контроль движения ^ 2-5 раз в неделю 1-3 раза в неделю 20-60 минут за раз 20-60 минут за раз Плавание танцы Гребля тренажерный зал Бег горные лыжи Лыжи игры с мячом Велоспорт зарядка Быстрая ходьба упражнения для тонуса ^ Будничная, практичная физкультура и физкультура по дороге на работу 30 минут в день как минимум 10 минут за раз ^ 5-7 дней в неделю Ремонт ходьба (по делам) Работы в лесу генеральная уборка Работы во дворе игры . ^ Основная физкультура 3-4 часа в неделю, желательно днем. Возьми хотя бы половину. Общие, распространенные во всем мире, рекомендации для поддержания хорошей физической формы: для здоровья взрослым рекомендуется двигаться с умеренной нагрузкой 30-60 минут в течение нескольких дней в неделю, лучше в течение светового дня. Людям средних лет и пожилым достаточно бодрой прогулки для выполнения этого требования. 6-11-летним рекомендуется каждый день заниматься физическими упражнениями в течение часа, что способствует поддержанию хорошего состояния сердца и кровеносной системы, а также опорно-двигательного аппарата. Интенсивными и умеренными упражнениями можно заниматься коллективно или в одиночку. 30-90 минут ежедневной физической активности можно разбить на отрезки по 10-20 минут. Основная задача рекомендаций для поддержания хорошей физической формы — снизить порог увеличения физической нагрузки. Особенно это касается тех, кого не интересует традиционная физкультура или тех, для кого она по медицинским показаниям слишком утомительна. Обрисованная таким образом задача проблематична тем, что люди начинают истолковывать любое движение как достаточное для поддержания формы. В идеале, конечно, следует двигаться больше, чем обозначено в задачах. ^ Основная активность и «конкретная» физкультура Физкультурный пирог разделен на две равные части, в которых приняты во внимание рекомендации по поддержанию физической формы и другие известные промежуточные куски-взаимосвязи физкультуры и здоровья, а также физкультуры и физической формы. Нижняя часть пирога символизирует основную активность, когда физкультура является неотъемлемой частью будней, например, походы в магазин, дорога на работу и домой. Основная активность положительно влияет на общее состояние здоровья и контроль веса. Ежедневная физическая активность полезна всем, также людям, увлекающимся физкультурой для поддержания формы. Физкультурные рекомендации верхней части «пирога» развивают конкретную область физкультуры для поддержания формы, например, упражнения для укрепления кровеносной системы или опорно-двигательного аппарата, отсюда название: «конкретная физкультура». К такому виду относятся, в частности, бег, езда на велосипеде, лыжи, плавание, занятия в тренажерном зале. В свете новых рекомендаций риски для здоровья, вызванные физической пассивностью, можно предотвратить, если заниматься обычной физкультурой 3-4 часа в неделю или «конкретной» физкультурой 2-3 часа в неделю. Обычной физкультурой следует заниматься ежедневно, а «конкретной» — по меньшей мере через день. В идеале занятия должны охватывать оба слоя пирога. Задачи «конкретной» физкультуры можно варьировать в зависимости от наклонностей и возраста человека. Мужчине средних лет важно улучшить по помощи физкультуры аэробное состояние, чтобы способствовать здоровью сердца и кровеносной системы. Пожилой женщине важней развивать контроль над движениями и улучшить состояние опорно-двигательного аппарата. Детям и молодежи, с точки зрения физического здоровья, весь «пирог» можно считать основной рекомендацией.^ Рекомендации финских специалистов по физической активности школьников Физкультура во многом способствует поддержанию здоровья и хорошего самочувствия школьников. Рекомендации по физической активности школьников разработаны с учетом определенной позиции по количеству, качеству и осуществлению занятий физкультурой, а также по поводу неподвижности и сидения на месте. Исследований в области физкультуры и ее влияние на здоровье детей и молодежи проводится гораздо меньше, чем для взрослых. Влияние физкультуры весьма многообразно, а необходимое количество физических занятий колеблется в зависимости от того, какие именно области здоровья и хорошего самочувствия исследуются. Эти общие рекомендации базируются как на мнении специалистов, так и на научных исследованиях о влиянии физкультуры на здоровье и хорошее самочувствие школьников. Рекомендации по физической активности школьников являются общими, подготовленными с точки зрения оздоровительной физкультуры для всех категорий школьников от 7 до 18 лет — как активно занимающихся спортом, так и нуждающихся в специальной поддержке. Рисунок: Рекомендованные ежедневные упражнения для школьников различных возрастов. Часов в день возраст(красный = слишком мало физкультуры, зеленый = рекомендуемое количество, возраст / часов в день )^ Основные рекомендации по физической активности для детей школьного возраста: Все дети в возрасте 7–18 лет должны двигаться разнообразно и соответственно своему возрасту по меньшей мере 1–2 часа в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более двух часов. Сидение у экрана или монитора допускается не более двух часов в день. ^ Количество физической активности Рекомендуется как минимум два часа физической активности для 7-летних и как минимум час для 18-летних, посредством чего можно уменьшить риски для здоровья, вызванные неподвижностью. Для достижения оптимальной пользы хорошо двигаться еще больше. Верхняя граница физической активности здесь не определяется, но и она существует для детей и подростков, если упражнения однотипные и слишком энергоемкие. ^ Каждый день Ежедневная физкультура — залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Школьнику необходима физическая активность каждый день. Влияние физической активности нельзя суммировать. Если в какой-либо день не удалось позаниматься физкультурой, это не страшно, но длительных периодов без движения следует избегать. В возрасте 7– 12-лет 1½ - 2 часа в день В детстве минимальная физическая активность составляет два часа в день. Рекомендуется все-таки двигаться более двух часов в день. Дети обучаются методом проб ошибок, поэтому им нужно много времени и возможностей, чтобы научиться двигаться и обучаться посредством физкультуры. Не стоит вообще ограничивать физическую активность и естественное движение: здоровый ребенок остановится и сделает паузу, если естественная нагрузка будет чрезмерной. И все-таки чрезмерная физическая нагрузка может принести вред здоровью ребенка, если физкультура будет однообразной или содержать длительные периоды напряженной физической нагрузки без перерыва. Ребенку нужно также достаточно времени, чтобы успокоиться и поспать. Ребенок легко выполнит кратковременные, даже интенсивные упражнения, однако стоит избегать длительных изнуряющих тренировок. В возрасте 13–18 лет 1 - 1½ часа в день. В молодом возрасте минимальная физическая нагрузка несколько меньше, чем в детстве. И все же подростку также рекомендуется двигаться несколько часов в день. Подростки старше 13 лет могут усидеть на месте дольше, чем маленькие дети. Взрослые могут вообразить, что ежедневную потребность подростков в движении можно удовлетворить небольшой физической нагрузкой. На самом деле 13-18-летние переживают бурный период роста и развития, так что их потребность в движении не сильно отличается от потребностей детского возраста. У подростков часто возникает впечатление, что они и без того много двигаются. Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогают подростку найти подходящий способ заниматься физкультурой. Занимаясь самостоятельно или под руководством, подросток может развить свое физическое состояние и хорошее самочувствие. Ежедневные занятия физкультурой должны содержать несколько коротких, по крайней мере, десятиминутных периодов интенсивной нагрузки. Ежедневная физическая нагрузка должна содержать периоды интенсивного движения, во время которого удары сердца и дыхание должны несколько учащаться. Бодрая ходьба, езда на велосипеде или кресле на колесиках — хорошие примеры такой физической активности. У ребенка совокупная физическая активность состоит из относительно коротких активных промежутков в течение всего периода бодрствования, большинство которых происходит с низкой интенсивностью. Наибольшая польза достигается, когда, по крайней мере, половина всей физической активности в течение дня состоит из 10-минутных интенсивных физкультурных периодов. В течение такого единовременного периода ребенок должен больше двигаться, чем сидеть на месте. Перемены в этом смысле хороший пример: ребенок может активно двигаться в течение 10 минут и 5 минут сидеть на месте. Ежедневная физкультура должна содержать также интенсивные, напряженные занятия, в течение которых дыхание и сердечный ритм заметно учащаются. Интенсивная физкультура вызывает более глубокие изменения и благотворнее влияет на органы, больше развивает выносливость и оказывает положительное влияние на сердце, чем легкие бодрые движения. Периоды интенсивной физкультуры у детей осуществляются обычно в виде интервалов (от нескольких секунд до нескольких минут), в течение которых чередуются периоды движения и отдыха. Не стоит требовать от детей длительных интенсивных упражнений. У подростков интенсивная физкультура часто соединяется с занятиями спортом самостоятельно или в секциях. Будни подростков редко содержат ситуации, когда учащается сердечный ритм. Поэтому важно, чтобы хотя бы в подростковом возрасте каждый выбрал бы для себя вид спорта, в котором получил бы достаточно интенсивные нагрузки. Таблица: Распределение физкультурных занятий детей и подростков по длительности и интенсивности физической нагрузкиИнтенсивность Кратковременные Долговременные Бодрые упражнения Умеренная нагрузка: дворовые игры, напр. «классики» массовые игры (лапта, вратарь в футболе) некоторые домашние хлопоты и работы по двору бодрая прогулка в школу (более 15 мин.) езда на велосипеде, плавание, лыжи прогулки на природе (более 15 мин.)_______________________________________________________________________^ Интенсивная физкультура, Высокая интенсивность Подвижные игры Игры с мячом Интенсивный бег по кругускоростные лыжные гонки или бег ^ Разнообразие соответственно возрасту Радость и переживания от физкультуры Физкультура — естественная составляющая жизни детей и подростков. Физкультура должна быть забавной, доставлять детям и подросткам радость и переживания. Это возможно, когда физкультура осуществляется под углом зрения детей и подростков и отчасти также на их условиях. С точки зрения социального и этического развития можно рекомендовать обучающие и тренировочные методики, основанные на коллективных действиях, но развивают также самостоятельность. Не стоит переоценивать значение состязательности. Физкультура для детей и подростков должна быть разнообразной и соответствовать возрасту Основная моторика и специфические умения требуют для своего развития многообразной физкультурной практики и повторов. Для детей физкультурное многообразие — условие обучению основным умениям. Физический рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно, поэтому в процессе занятий физкультурой они развиваются быстро и легко овладевают новыми умениями. Развивающийся организм ребенка требует ежедневной, многообразной физкультуры для того, чтобы стимулировать развитие. Младшим школьникам требуется много двигаться ежедневно, чтобы удовлетворить свои потребности в движении. Обучение основным навыкам движения самостоятельно — основное право каждого ребенка. Хорошие двигательные навыки — лучшее обеспечение безопасности ребенка в его буднях. Развитие основной моторики требует множество разнообразных упражнений в движении и множество повторов. Разнообразная физкультура поддерживает нервно-психическое развитие и укрепляет предпосылки ребенка к познанию нового, в том числе, научных фактов. Автоматизация основных навыков — процесс длительный, требующий тысячекратного повторения. Эта автоматизация освобождает чувства ребенка для новых открытий и обучения новым, все более специфическим навыкам. Основные умения укрепляются, когда ребенка стимулируют двигаться как можно более в разнообразной среде: в помещении и на улице, на различных поверхностях, на различной местности: на снегу, льду, в воде, на песке, на траве и т.д. В школьном возрасте имеют значение комбинации различных основных умений и движений, а также основные умения в различных видах спорта. Развитые способности двигаться открывают бесчисленные возможности увлечений в последующей жизни. Занятия спортом в детстве, например, 1-2 раза в неделю — прекрасное, но не достаточное дополнение к общей порции движения, которую получает ребенок. С общей точки зрения важнее, что происходит в промежутке между занятиями дома, в школе, во дворе или на стадионе. Спортивные увлечения, осуществленные специалистом на условиях, приемлемых для ребенка, привносят в детские будни дополнительное движение. В подростковом возрасте многообразная физкультура способствует равномерному развитию физических особенностей. Некоторые физические особенности можно развить уже до переходного возраста, другие — в переходный период, а третьи — основательно и безопасно только после окончания переходного периода. Разнообразие физкультуры и изменчивость влияет также на мотивацию подростков – приятно заниматься разнообразной физкультурой, она не надоедает. Для подростков имеет значение самостоятельность и собственные условия – подросток хочет отделиться от авторитетов и узнать границы собственных возможностей. Важно участие молодежи в продумывании и проведении занятий физкультурой. Подростки в переходном возрасте любят сравнение по группам. Физкультура в группах или команда предоставляет для этого прекрасную возможность (групповые игры, танцевальные группы и т.д.) ^ Не менее 3 раз неделю укрепление мышц, а также физкультура, развивающая подвижность и здоровье скелета Для развития и поддержания мышечного тонуса или мышечной силы физкультура должна содержать упражнения, дающие нагрузку на определенные группы мышц. Укрепление мышечной системы детей школьного возраста рекомендуется начинать еще до наступления переходного возраста, совершенствуя технику выполнения, используя вес собственного тела или не слишком тяжелые предметы. Также эспандеры могут помочь увеличению мышечной массы. Виды физкультуры, развивающей мышечную массу, например, — культуризм, оздоровительный спорт, упражнения в тренажерном зале, гимнастика, аэробика и т.д. В младшем школьном возрасте физкультура очень полезна для детского скелета. У тех детей, которые активно двигаются, минеральный состав скелета богаче, а кости прочнее, чем у тех, кто двигается мало. Более всего для укрепления скелета детей и подростков подходят различные прыжки и быстрые игры с частой сменой направления движения или подобные видные спорта. Хорошим увлечением являются кружки, базирующиеся на элементах спортивной гимнастики, гимнастические группы, во время занятий в которых практикуются прыжки, спортивные школы общего направления и подвижные игры с мячом. С точки зрения подвижности и поддержания амплитуды движений суставов, следует тренировать различные суставы, используя их полные возможности. Примером физкультуры, развивающей подвижность, являются разные формы растягивания и гимнастики.^ Избегая долгого сидения ”Человек способен насидеть себе болезнь и набегать здоровье” (Источник: Арттури Салоканнел и Севери Савонен. Руководство по здоровью для финских мальчиков и девочек. 1940) Школьникам следует избегать длинного непрерывного сидения в течение школьного дня и в свободное время. Излишнее сидение подрывает здоровье школьника. Неподвижность стоит предупреждать по многим причинам. Те дети и подростки, которые проводят много времени у экрана телевизора или монитора, по всей вероятности не смогут выполнить спортивные нормы. Установлено, что излишнее сидение вызывает самостоятельные, независимые от занятий физкультурой вредные последствия для здоровья, такие как ожирение, а также нарушения опорно-двигательной системы. С другой стороны, в момент неподвижности происходят также позитивные, полезные вещи, такие как учеба, чтение, письмо, размышления, общение с друзьями и с семьей. В достаточных количествах неподвижность и отдых необходимы ежедневно. ^ Не более двух часов в день перед экраном телевизора или монитором Сегодня школьника заставляет сидеть просмотр телепередач и видеофильмов, видеоигры и использование компьютера (работа за компьютером, гуляние по Интернету, игры, почта, общение в чатах). Время, проводимое за медиаразвлечениями, возросло взрывообразно, и в данный момент большая часть молодежи проводит за компьютером по 6-8 часов в день. Понятно, что такая затраты времени сама собой составляет препятствие для ежедневных занятий физкультурой и достаточного сна ночью. Развивающийся ребенок требует множество различных ощущений для всех органов чувств (зрительные, слуховые, мышечные, эмоциональные, обонятельные, вкусовые ощущения и чувство равновесия). Сидение перед экраном обеспечивает практически только зрительные и слуховые ощущения и не способствует формированию тела ребенка. Медиаразвлечения заставляют ребенка сидеть неподвижно, а статичные позы могут спровоцировать слишком большое напряжение мышц. У подростков органы чувств и мышечный аппарат более всего приспособлены для сидения за просмотром медиаразвлечений, и все же именно в этой возрастной группе для предотвращения статического напряжения мышц, а также обеспечения достаточного обмена веществ в опорно-двигательной системе следует избегать длительного сидения. Долгие периоды неподвижности, недостаточная физкультура и нездоровое питание — особенно с точки зрения недостачи кальция и витамина D – могут представлять реальную угрозу для развития скелета. Инновацией являются разработанные в последние годы компьютерные игры, требующие физической активности, которые предоставляют возможность одновременно играть на компьютере и двигаться. Эти игры с точки зрения физической активности и здоровья более полезны, чем игры, требующие полной пассивности, поэтому их стоит порекомендовать. ^ От малоподвижного к физически активному человекуРебенку или подростку, который мало двигается, нужно время для достижения минимально рекомендованного двигательного уровня. Если школьник недостаточно или вообще не увлекается физкультурой, хорошо постепенно добавлять физкультуры по полчаса в день, а потом понемногу от минимальных рекомендаций до достаточного уровня. Одновременно стоит уменьшать время неподвижного сидения. Одновременно с постепенным наращиванием подвижности уменьшать время пребывания на одном месте: поначалу 15 минут дополнительной физкультуры и на 15 минут меньше сидения, затем полчаса и т.д. Таблица: Уменьшение времени неподвижного сидения и увеличение физкультуры как метод постепенного достижения нормы. (Созданное здоровье. Канада. 2002) Месяц Бодрое движениеежедневно Интенсивная физкультураежедневно Увеличение ежедневных занятий физкультурой вообще Дополнительное ежедневное уменьшение времени неподвижности 1 Не менее 20 мин в сутки + 10 мин = 30 мин 30 мин 2 Не менее 30 мин в сутки + 15 мин = 45 мин 45 мин 3 Не менее 40 мин в сутки + 60 мин = 60 мин 60 мин 4 Не менее 50 мин в сутки + 75 мин = 75 мин 75 мин 5 Не менее 60 мин в сутки + 90 мин = 90 мин 90 мин ^ Питание и сон дополняют влияние физкультуры Эта рекомендация подчеркивает значение физкультуры для поддержания хорошей формы, здоровья и самочувствия, но хорошего самочувствия не достичь без здорового и многообразного питания и достаточного ночного сна. ^ Здоровое питание 5 раз в день Достижение лучших результатов от физкультуры предполагает, что дети и подростки также получают здоровое и многообразное питание в соответствии с рекомендациями. Рекомендуется есть 5 раз в день: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Хорошо увеличить долю овощей и зелени в пище, чтобы выполнялась рекомендация 500 г в день. ^ Ребенку и подростку требуется 8-10 часов сна Достаточный сон важен с точки зрения здорового роста, учебы и отдыха от дневной нагрузки. Для сонного ритма важна регулярность и достаточно долгий ночной сон. Детям требуется 9-10 часов сна, а подросткам - 8 часов. По мере постепенного превращения нашего общества в общество 24 часов, воспитателям следует позаботиться о том, чтобы сон детей и подростков стал еще более регулярным. Физкультурные занятия нужно проводить таким образом, чтобы они не мешали ночному сну. Изнуряющая физкультура незадолго до отхода ко сну может помешать засыпанию и ночному сну. Это хорошо принять во внимание при составлении расписания школьных уроков. Также следует избегать перед сном просмотра передач и компьютерных игр, чтобы они не помешали ночному сну. ^ Достаточно активный день школьника Ежедневная активность школьников может состоять из физкультуры по дороге в школу, школьных уроков физкультуры, физкультуры на переменах, тренировок (кружки и секции), физкультуры в свободное время с приятелями и семьей. Сари 9 лет Время. Что происходит. Физическая активность. 7-00 Завтрак 7.40 Пешком в школу, бодрым шагом 10 мин 8.00 Урок I 8.45 Перемена: прыжки на скакалке 10 мин 9.00 Урок II 9.45 Перемена: прыжки на скакалке 10 мин 10.00 Урок III 10.40 Школьный завтрак 11.00 Перемена: игра в ляпы 10 мин 11.15 Урок IV 12.00 Домой пешком, бодрым шагом 10 мин 13.00 Приготовление уроков 14.00 Обед 15.00 Игры на улице с приятелями: лазание, вис на спортивном снаряде, прыжки. 60 мин 17.00 Полдник 18.00 Бодрая прогулка с родителями 40 мин 19.00 Ужин и просмотр ТВ 21.00 Отход ко сну Всего 2 часа 30 мин Сари упустит возможность проявить достаточную дневную активность, если она регулярно будет… • ездить в школу с папой на машине 10 мин • на переменах сидеть или стоять на месте 30 мин • возвращаться из школы на автобусе 10 мин • после школы играть на компьютере 60 мин Всего На 2 часа меньше физкультуры Томми 14 лет Время. Что происходит. Физическая активность. 7.00 Завтра 7.30 На велосипеде в школу 10 мин 8.00 Уроки I и II 9.30 Перемена: в школьном дворе ведение и забрасывание баскетбольного мяча в корзину 10 мин 10.00 Урок III 11.00 Школьный завтрак 12.00 Уроки IV ja V 13.30 Перемена: игры во дворе с товарищами 10 мин 14.00 Урок VI 15.00 На велосипеде домой 10 мин 16.00 Питание 17.00 Выполнение домашнего задания 18.00 На велосипеде в спортивную секцию 10 мин Тренировка в спортзале, разминка 10 мин интенсивная игра 25 мин укрепление мышц, потягивание 10 мин На велосипеде с тренировки 10 мин 19.30 Компьютерные игры, интернет 21.00 Ужин 22.00 Отход ко сну _________________________________________ Итого 1 час 45 мин Томми потеряет возможность проявить достаточную дневную активность, если он регулярно… • будет ездить в школу автобусом или на машине 20 мин • сидеть на переменах в коридоре 20 мин • не заниматься спортом 45 мин • ездить в секцию на автобусе 20 мин Или почти на 2 часа меньше физкультуры ^ Выполнение школьных рекомендацийШкольные руководители разных уровней В школе главной целью физического воспитания является поддержание физического, психического, социального и этического развития и хорошего самочувствия детей и подростков, а также привитие здорового активного образа жизни. Задача школы — дать каждому ученику урок физической активности каждый учебный день. Новый взгляд на важность физкультуры Дополнительные ресурсы для повышения квалификации учителей Дополнительная физкультура в программе основной подготовки учителей В школу — пешком в безопасности Привести в порядок школьные дворы и сделать привлекательными для физических упражнений Ресурсы для кружковой деятельности Больше уроков физкультуры Физкультура — задача всей школы Способствовать ежедневной физкультуре — общая задача всей школы При разработке очередных учебных планов роль физкультуры должна быть высвечена не только в качестве учебного предмета, а в качестве общей для всей школы задачи. Роль физкультуры как средства поддержки роста и развития детей и подростков нужно поднять на новую высоту. Также поднятие хорошего самочувствия школьников при помощи физкультуры в школе должно стать регулярным. ^ Дополнительные уроки физкультуры для всех классов В расписание нужно ввести один дополнительный урок физкультуры во всех классах. Дополнительно факультативные занятия физкультурой во всех классах нужно удвоить. Учащимся всех возрастов нужно предоставить возможность лечебной физкультуры. На второй ступени обучения физкультуру нужно поднять на такой уровень, чтобы уроки были раз в неделю в течение всего учебного курса. Поднять уровень проведения уроков физкультуры, повысив роль физкультуры в обучении учителей в вузах и курсах повышения квалификации В программе подготовки учителей физкультуры нужно увеличить долю физкультуры. Также для тех, кто уже работает в школе, нужно организовать дополнительное обучение физкультуры и повышение квалификации. Учителям физкультуры старших классов и второй ступени нужно также предоставить возможность регулярно повышать квалификацию.^ Мотивация движения в оценке физкультуры В оценке физкультуры следует подчеркнуть самооценку учащегося и принять во внимание также задействованность и активность учащегося. Школьников, которые вообще мало двигаются, следует вдохновить на пересмотр собственных жизненных привычек. Методами оценки собственной активности могут служить, например физкультурная карта, шагомер, измеритель пульса, а сейчас также компьютерные и Интернет-программы. Директора и другие школьные руководители Активизировать кружковую деятельность Физкультура на переменах Хорошие условии для физкультуры Расписание недели и школьного дня Повысить качество преподавания физкультуры Физкультура в рабочих планах школы Хорошее самочувствие школьного сообщества и дружественная к физическому воспитанию культура деятельности^ Достижение хорошего самочувствия рабочего коллектива при помощи культуры деятельности, дружественной к физическому воспитанию Директор школы должен заботиться о том, чтобы в школе уделяли внимание хорошему самочувствию всего коллектива и чтобы школа поддерживала активный образ жизни. Культура деятельности, дружественная к физическому воспитанию, должна прослеживаться в школьных буднях. Всему коллективу школы нужно предоставить возможность заниматься физкультурой для поддержания рабочей формы. ^ Ежедневная физкультура как часть учебных и рабочих планов школы Школьникам нужно предоставить возможность ежедневной физической активности в течение школьного дня. Школьников стоит вдохновить заниматься физкультурой в процессе школьных мероприятий, а также путем участия, к примеру, в государственных кампаниях. В планировании и проведении физкультурной деятельности в школе учащимся должна отводиться определенная роль. ^ Новое качество уроков физкультуры Школы должны получить для преподавания физкультуры специально обученных учителей физкультуры. В 2002 году около 20 % учителей, преподающих физкультуру в средней школе, не имели специального физкультурного образования, а 15 % учителей вообще не имели педагогического образования. Группы для занятий по физкультуре следует уменьшить по сравнению с нынешними. Обучение физкультуре более эффективно в умеренных — прим. 16 чел. — учебных группах (не более 20 учеников). ^ Надлежащее расписание учебной недели и учебного дня Ритм учебного дня и учебной недели играет важную роль с точки зрения нагрузки школьников. Уроки нужно располагать так, чтобы физически активные мгновения разбивали учебный день и учебную неделю. Уроки не должны длиться более двух часов, а после сдвоенных уроков следует проводить более длинные перемены (15-30 минут).