Реферат по предмету "Философия"


философия Розанова как выразитель русской ментальности

Новосибирский Государственный ПедагогическийУниверситет Реферат На тему Философия В.В. Розанова каквыразитель русской ментальности Выполнила студентка 34гр. ИИГСОКудрявцева В.В. Проверила Головина Л.И. г.Новосибирск2006г.Написатьреферат о связи философии Розанова и менталитета русского человека сначалапоказалось невозможным, мне казалось, что нет связи

между тем и тем. Но темазаинтересовала меня, и я решила попробовать разобраться с этим. О русскомхарактере написано очень много заметок, наблюдений, эссе и толстых работ онем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно изло. писали по-разному и писали различные люди. Менталитетрусского человека сам по себе представляет большой интерес, что представляетсобой загадочная русская душа? Что в ней такого, что ей интересуются многие имногие люди причем не только иностранцы,

стремящиеся разгадать русских и вследствие этого благополучно взаимодействоватьс ними, но и сами русские люди пытаются понять, что они есть, что представляетсобой русская нация? И в чем собственно заключается эта пресловутая загадка? Словосочетание русский характер , русская душа ассоциируется в нашем сознании с чем-тозагадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным, и до сих пор продолжаетволновать наши чувства.

Почему до сих пор эта проблема остается для насактуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально игорячо? Я считаю, чтов этом нет ничего ни удивительного, ни предосудительного. Национальный характер это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент егонародного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление этоимеет поистине судьбоносное значение

для его истории. Ведь точно так же, какотдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление осебе, формирует себя самого и в этом смысле свое будущее. Я, да и многие моидрузья и знакомые, когда я спросила их о менталитете русского человека,задумались и никто сразу не смог ответить в чем он заключается. Посленекоторых раздумий они называли мне некоторые качества русского человека, их япопытаюсь обозначить

в своем реферате. Кто такойВ.В. Розанов? О чем он говорит, и о чем думает?Розановпришел к религии и к решению жить в соответствий с волей Бога. Розанов не былпоэтом, но, как и поэты-символисты, был ищущим Бога .Розановобладал большим литературным дарованием и был в высшей степени оригинальныммыслителем и наблюда телем жизни. Его произведения не носили систематическогоили даже последовательного характера,

но в них часто обнаруживались искрыгения. В книгах истатьях Розанова уделяется большое внима ние критике христианства. Истинноеисторическое христианство, по его мнению, есть печальная религия смерти,проповедующая без брачие, пост и аскетизм. Вместо любви к человеку она по свящаетсебя теологии конечным результатом такой религии является самопожертвованиестароверов путем самосожже ния, как это произошло в 1896г. вблизи

Тирасполя это слу чилось со староверами, которые боялись всеобщей переписи и считали ееделом антихриста Розанов хочет светлой религии, но ему совсем неизвестнадуховная радость, потому что он вовсе не знает христианства как религии света он хочет языческой, чувственной радости. Ветхий завет привле кает его больше,чем Новый. Он говорит, что в Ветхом завете наказание кратковременное ифизическое, и, по сути дела, никогда

Израиль не испытывал страха. В Ветхомзавете пребывает дух свободы и даже непокорности, и как будто Иегове и пророкамнравится эта непокорность. Они ведут с ней борьбу так, как наездник укрощаетнепокорную лошадь или мать обращается сосвоим гениальным ребенком но они пришли бы в ужас при мысли сделать нечторобкое и покорное из энергичного и живого, чтобы мы могли жить тихо и мирно .Религия Ветхого завета привлекла внимание Розанова своей заботой о человеке исвоей любовью к семейной

жизни. Но языческий культ плоти, в особенности культфаллоса, служит, по мнению Розанова, источником всякого вдохновения. Холлербахговорит, что, обожествляя пол, Розанов превращает религию в сексуальныйпантеизм .Несмотря навосхваление Ветхого завета, Розанов одно время выступал как антисемит. Такаядвойственность его позиции объяснялась беспринципностью, и в 1913г. он былизгнан из петербургского

Религиозно-философского общест ва. Как указываетХоллербах, Розанов был психологически юдофил, а политически антисемит, такчто он был не дву рушником , а скорее двуличным .Итак, вот ктотакой Розанов. Теперь посмотрим что он говорит о русском менталитете.Но сначалаопределимся с определением менталитета.Менталитет ментальность от позднелат . mentalis - умственный , образ мыслей,совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельномучеловеку или

общественной группе. Менталитет -особенности и индивидуального и общественного сознания людей, их жизненныепозиции, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой национальнымитрадициями и т.п. Менталитет свидетельствует о специфических чертахсоциализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенностикак субъекта общественной жизни. Современнаяпсихология рассматривает менталитет как своеобразное социально-психологическоеядро самосознания

любой общности, позволяющее единообразно восприниматьсоциальную действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии сопределенными устоявшимися нормами и образцами поведения, адекватно воспринимаяпри этом друг друга. В этом смысле менталитет можно назвать организующимначалом, способствующим культурно-исторической преемственности. Следуетотметить, что каждая личность является неповторимой, незаменимой, своеобразнойи единственной в мире. Это нельзя не понимать.

Но однако в силу географических,исторических, территориальных и других факторов, каждая нация общность, территориальноеобразование имеет определенные особенности, характерные только для нее. В этомслучае Россия не составляет исключения, а скорее наоборот - характер русских,его отличительные черты, образ жизни, логика русских, смешавших в себе многокровей, не дублируются и не понимаются в совершенстве ни в одном другом народе.Конечно нельзя отрицать, что отдельные черты встречаются у нескольких народов,

но везде они имеют свою специфику и неповторимость. Однако следует заметить,что качества присущие всему народу могут и не повторяться в отдельном егоиндивидууме, но они проявляются в тот или иной отрезок времени. Русскийменталитет, образно говоря, представляет собой двухслойный пирог , ибо,большевики, сокрушив политические институты прежней России, бытовыепредставления и установки людей достаточно умело приспособили

к новымидеологическим артефактам так, стихийный коллективизм, векамиформировавшийся в общине, позволил утвердить в умах советских людей какприоритет трудового коллектива над индивидуальным интересом, так и понятиеравенства как уравнительного принципа распределения доходов что же касаетсянекогда базовой идентичности дореволюционной России -православной, то она былатрансформирована в классовую, а вера в царствие небесное сменилась поначалустоль же истовой верой в победу коммунизма.

Вера всудьбу, надежда на авось Стержнемтрадиционного и сохранившегося по сей день, причем во многом неосознаваемого,русского мировосприятия является вера в благосклонность судьбы, надежда на то, чтовсе само по себе образуется. Русский язык как символическая среда этническойкультуры очень точно отражает это ядро национального менталитета в такой, кпримеру, пословице как что ни делается - все к. лучшему . Эти словаявляются квинтэссенцией типичного русского оптимистического фатализма на фонепассивности,

невмешательства в течение жизни, которая делается как бы сама посебе, мне же остается надеяться - авось, повезет . Эта позиция прямопротивоположна типичной для протестантской этики базовой установке наиндивидуальную инициативность и стремление самому делать себя и свою жизнь. Другимархетипическим элементом русского менталитета является своеобразная трактовкаценности свободы воли, интерпретируемой как ничем неограниченное самоутверждениебез оглядки на других .

Русская воля - это лишь мнимый синоним свободы , посути это ее полная противоположность свобода ограничена законом, воля - этосвоеволие, свобода предполагает уважение прав другого человека, воля жебеспредельна и не терпит никаких сдерживающих начал. Политическим институтом воли стал анархизм, кстати, единственное политическое течение зародившееся вРоссии, а не привнесенное извне. Фатализм иволя постоянно конкурируют в русском менталитете, они, как это не парадоксально,скорее дополняют

друг друга, чем противостоят себе. Думается, что именно этиродовые мифологемы лежат в корне социальных форм коллективногобессознательного, из которых уже произрастают осознаваемые ценности,нормативные представления и социальные ожидания. К числубазовых ценностей русских людей относятся следующие коллективизм какпредпочтение групповой самоидентификации индивидуальному самоопределению,патернализм и этапом в его русской интерпретации, т.е. державность. В массовомсознании продолжает удерживаться традиционное представление о маргинальностибогатства

от трудов праведных не наживешь палат каменных . Социалистическийстрой для его сторонников олицетворяет не только справедливость, но и настоящую свободу , счастливую жизнь , в то время как капитализм - этообщество-фантом, где все мнимо царит не свобода, а ее видимость свободаумереть от голода спасение утопающих - дело рук самих утопающих это иесть сегодняшняя свобода и т.п гражданские права лишь на бумаге права толькона словах, но не на деле иллюзорна сама жизнь все ненастоящее, кругом -ложь и обман .

Социализм -это власть народа для народа , в интересах народа , между тем каккапитализм - это власть денег богачей , толстосумов , тех, кто нахапалнародное добро и т.п Если советская власть существовала для человека вариант для простого человека , то криминальный режим направлен противчеловека, все покупается и продается . Именнопоэтому социализм у его сторонников ассоциируется с положительными эмоциями благо , идеал , радость

, счастье , свет и др а капитализм приводит кстрессовым состояниям страх , ужас , безумие , издевательство над простымчеловеком и др Ценностьравенства в определенном смысле - ядро русско-советской идентификации,ориентированной на коллективизм православную соборность , крестьянскую общину , а позже трудовой коллектив и отторгающей индивидуализм преждевсего по нравственным мотивам как поведение неправедное , а поэтому нетерпимое.Коллективизм же, предполагающий нормативность усреднения и маргинальностьвсякой индивидуальной

инициативы, психологически более комфортен до сих пор длямногих людей, причем это результат воздействия не столько даже советскойидеологии, сколько базовых мифологем, транслируемых из поколения в поколение входе семейного воспитания. хоть мошна пуста, да душа чиста , с миру понитке - голому рубаха По содержаниюэтих пословиц очевидна ценностная направленность во-первых, богатство содной стороны, и нравственность , с другой - несовместимы, во-вторых же, болеесостоятельные сограждане обязаны делиться

своим добром с бедными, такимобразом, равенство в бедности воспринимается нравственнее неравенства вбогатстве. Уровеньматериального благополучия семьи зависит прежде всего от властей , а не отсобственных усилий. Кто-то больше уповает на федеральные власти, кто-то - нагородские, это в конечном счете - частности, важно другое - человек вобеспечении достойного существования не рассчитывает на собственнуюинициативность. Действующийпрезидент по данным исследования воспринимается как добрый и строгий отец,которого обманывают

плохие коррумпированные чиновники. Любые, даже неправовыедействия популярного лидера оправдываются по той же нормативной схеме отец уже по одному своему статусу имеет право казнить и миловать . царь-батюшка ,олицетворяющий государство и располагающий по своему усмотрению судьбамиотдельных людей, и, с другой миллионы этих маленьких людей - ходоков за правдой , простаивающих у парадных подъездов власти, в тщетной надежде на отеческую справедливость. Религиозность

Основная,наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность исвязанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, котороеосуществимо лишь в Царстве Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла инесовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей,вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа люби Бога большесебя и ближнего, как себя.

Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма,и потому они творят лишь абсолютные ценности нравственное добро, красоту,познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру. Благаотносительные, т. е. те, пользование которыми для одних лиц есть добро, а длядругих зло, не привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за нимисоставляет главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, т. е. лиц,которые не обладают совершенной любовью к

Богу и предпочитают себя своемуближнему, если не всегда, то, по край ней мере, в некоторых случаях. Так как членыЦарства Божия совершенно свободны от эгоизма, то тело их не материальное, апреображенное. В самом деле, материальное тело есть следствие эгоизма онополучается как завоевание некоторой части пространства путем актовотталкивания, создающих относительно непроницаемый объем. Такое тело доступноранениям и разрушению, оно полно несовершенств и связано необходимо с борьбойза

существование. Преображенное тело состоит из творимых небожителями процессовсвета, звука, тепла, ароматов и служит выражением их духовного творчества,создающего абсолютные ценности. Такое духовно-телесное целое обладает идеальнойкрасотой. Не содержа в себе актов толкания, преображенное тело не может бытьподвержено отталкиванию поэтому оно способно проникать через все материальныепреграды, оно не доступно никаким ранениям и ничем не может

быть разрушено.Телесной смерти члены Царства Божия не подвержены. Вообще никаких несовершенстви никакого зла в этом Царстве нет. Исканиеабсолютного добра, конечно, не означает, что русский человек, напримерпростолюдин, сознательно влечется к Царству Божию, имея в своем уме сложнуюсистему учений о нем. К счастью, в душе человека есть сила, влекущая к добру иосуждающая зло, независимо от степени образования

и знаний его эта сила голос совести. Русский человек обладает особенно чутким различением добра изла он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений,никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, чточеловек и даже все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно ввыськ абсолютному совершенству, к Богу. Различие между людьми и народами состоит втом, в какой форме и в какой степени

осуществляется у них это стремление вверхи каким соблазнам они подпадают при этом. Значительная часть моих заметок орусском народе посвящена вопросу о характере его искания абсолютного добра. Приведенныхпримеров достаточно, чтобы показать, что даже иностранцы, хорошопознакомившиеся с Россией, отмечают глубокую религиозность русского народа.Считая основным свойством русского народа христианскую религиозность и связанноес нею искание абсолютного

добра, осуществимого лишь в Царстве Божием, я буду вследующих главах пытаться объяснить некоторые другие свойства русских людейсвязью с этой существенной чертой их характера. СВОБОДОЛЮБИЕ К числупервичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканиемабсолютного добра и силой воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражениеее свобода духа. Это свойство тесно связано с исканием абсолютного добра.

Всамом деле, совершенное добро существует только в Царстве Божием, оно сверхземное, следовательно, в нашем царстве эгоистических существ всегдаосуществляется только полудобро, сочетание положительных ценностей скакими-либо несовершенствами, т. е. добро в соединении с каким-либо аспектомзла. Когда человек определяет, какой из возможных путей поведения избрать, унего нет математически достоверного знания о наилучшем способе действий.

Поэтому тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякуюценность не только мыслью, но даже и на опыте. Вследствиесвободного искания правды и смелой критики ценностей, русским людям трудностолковаться друг с другом для общего дела. Шутники говорят, что, когда троерусских заспорят о каком-либо вопросе, в результате окажется даже и не три, ачетыре мнения, потому что кто-либо из участников спора будет колебаться междудвумя мнениями. В организациях, основанных для какого-либо общего дела, легковозникают

расколы, об разуются несколько партий, кружков в политическихпартиях несколько фракций. Казачествовозникло как результат бегства смелых, предприимчивых людей, ищущих свободы отгосударства. Заселение се вера Европейской России и Сибири совершалось взначительной мере деятельностью людей, старавшихся уйти подальше отгосударственной власти. Таким образом, грандиозная территория Российскойимперии сложилась отчасти потому, что вольнолюбивые русские люди бежали отсвоего государства,

но, когда они заселяли новые земли, государство настигалоих. Дажекрепостное право духовно не превратило русского крестьянина в раба. Презрение кмещанству в высшей степени характерная черта русского общества, именнопрезрение к буржуазной сосредоточенности на собственности, на земных благах, натом, чтобы жить как все , иметь хорошую обстановку, платье, квартиру. Борьба противмещанства, т. е. против буржуазного умонастроения и строя жизни, ведетсярусской

интеллигенцией во имя достоинства индивидуальной личности, во имясвободы ее, против подавления ее государством или обществом, против всякогонизведения ее на степень лишь средства. Получениевысшего образования в университетах и технологических институтах не было вРоссии привилегией богатых людей. Русский бытовой демократизм содействовалобилию стипендий и помощи студентам со стороны обществ при университетах.Поэтому русская интеллигенция была внесословной и внеклассовой.

Не будь войны1914 года и большевистской революции, Россия, благодаря сочетанию бытовойдемократии с политической, выработала бы режим правового государства с большейсвободой, чем в Западной Европе. Чуткость козлу была причиной того, что в русской литературе подверглось решительномуосуждению дарвинистическое учение о борьбе за существование как фактореэволюции. Свобода духа,искание совершенного добра и в связи с этим испытание ценностей ведут к тому,что у русского

народа нет строго выработанных, вошедших в плоть и кровь формжизни. Самые разнообразные и даже противоположные друг другу свойства и способыповедения существуют в русской жизни. Можно открыть противоположные свойства врусском народе деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость обрядовериеи искание правды индивидуализм, обостренное сознание личности и безличныйколлективизм национализм, самохвальство и универсализм,

всечеловечность эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие искание Бога ивоинствуюшее безбожие смирение и наглость рабство и бунт. Печально то,что иногда весьма противоположные свойства, добрые и дурные, совмещаются водном и том же русском человеке. русским народом можно очароваться иразочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшейстепени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть .

ДОБРОТА К числупервичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его.Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с неюрелигиозностью народа. Добротарусского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствиизлопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным кмаксимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека,однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце унего

смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевнуюмягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо незаслуживает доброго отношения к нему. Жалостливость русского народа, выражаетсяв том, что простой народ относится к преступникам как к несчастным истремится облегчить участь их, хотя и считает их заслуживающими наказания. Доброта одно из основных свойств русского народа поэтому даже и бесчеловечный режимСоветской власти

не искоренил ее. Доброта русского человека свободна отсентиментальности. У русских и у всех славян высоко развито ценностноеотношение не только к людям, но и ко всем предметам вообще. Это выражается вславянских языках в обилии уменьшительных, увеличительных, уничижительных имен.Уменьшительные имена, выражающие чувство нежности, особенно распространены иразнообразны. Велико богатство их ля личных имен Иван Ваня, Ванечка,

Ванюша Мария Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка. Многие не личные имена могутприобретать форму ласкательную, уменьшительную, увеличительную, уничижительную,например дом домик, домище, домина, домишко. Уменьшительно-ласкательные именамогут быть образованы весьма различными способами, например головка, головушка,камешек, кораблик, кружок, чемоданчик, волосок, волосочек. Не только от существительных,и от других частей речи существуют ласкательно-уменьшительные формы, напримерприлагательные

миленький, рад-радешенек, наречия рядышком, прямехонько. Уположительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русскогочеловека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника,вследствие желания мира, добрых отношений с людьми во что бы то ни стало.Русские крестьяне лгут иногда из любезности. Надо заметить еще, что источникомлжи русского человека

может быть слишком большая живость воображения, о которойбудет сказано. Русский народсвоеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца и какнекоего чудотворца. Христианство призывало к милосердию и покаянию и русскийнарод принял этот призыв. Его характеризовали как смиренный, трудовой, кроткий,терпеливый. Действительно эти качества присущи русским, но они проявлялись лишьв отношении к религии и государству.

В остальном русский народ нельзя былоназвать ни кротким , ни смиренным. Русский человек не терпел покушения на своюличную свободу. Русский, делая что-то по указке предпочитал считать, что делаетэто только потому, что согласен с этим и потому что, то что он делаетнеобходимо для другого. Этим он как бы осознавал свою значимость, но стоило намекнутьрусскому что он ничто, как тут же бунт.

Русским свойственно мнение того, чтогосударство вольно решать судьбу человека, но это тоже своеобразное выражениесвободы - русский сам выбрал это государство, изъявив свою волю призваниеварягов для образования государства . Русские свободны в выборе условностей,правила имеющее большое значение на Западе для них не имеют большой ценности,для них священны только действительные святыни . Отсюда и безалаберноеотношение к частной собственности и к богатству владение означаетпринадлежность

чему-то, в богатстве задыхается духовная свобода . Свобода духарусского народа нашло отражение в искании абсолютного добра, к существованиюразнообразных и противоположных друг другу свойств и способов поведения русских.Можно открыть противоположные свойства в русском народе деспотизм, гипертрофиягосударства и анархизм, вольность жестокость, склонность к насилию и доброта,человечность, мягкость обрядоверие и искание правды

индивидуализм,обостренное сознание личности и безличный коллективизм национализм,самохвальство и универсализм, всечеловечность эсхатологически мессианскаярелигиозность и внешнее благочестие искание Бога и воинствующее безбожие смирение и наглость рабство и бунт. Прежде всегодоброта русского выражается в отсутствии злопамятности, жалостливости кнесчастным, в жизни по сердцу . Все эти качества русских доброта,религиозность, свободолюбие синтезировались с друг другом,

то есть повлиялидруг на друга, одно повлекло другое, дало особенные качества третьему. Так,например, доброта русских дала привиться христианству, так же как ихристианство в сильной степени повлияло на особенное милосердие русских. Русские оченьэмоциональны, сентиментальны, направлены на семью. Это чрезвычайно важно длярусского человека. Семейственность, создать свое маленькое государство, свойрод все это очень много значит для восточного менталитета.

А русские все жебольше восточные, чем западные люди, следовательно и в культуре у нас гораздобольше восточного, чем западного, хотя сейчас все направлено на то, чтобысделать Россию как можно более прозападной. Может быть в чем-то это и неплохо,но я бы не хотела, чтобы некоторые культурные ценности Запада приживались уменя на родине. Тем не менее на Востоке никогда не отрицалось значение полачеловека, значение секса в жизни людей.

По этому поводу во многих восточныхстранах было создано множество трактатов,чего стоит одна только Камасутра .А в русском же менталитете нет проблемы пола,проблемы секса. До недавнего времени положение женщины в обществе нерассматривалось, никому не приходило в голову говорить о проблеме пола всемейных отношениях. Розанов первый кто поднял эту проблему и начал говорить оней. Он говорит о женщине, о том чтотакое женщина, говорит об идеале женщины, об идеале мужчины, говорит

о семейныхотношениях в контексте общения мужчины и женщины, не как конкретных личностях,а как общения двух полов, сексуальное общение. Также Розанов много вниманияуделяет проблеме пола в язычестве. Посмотрим что конкретно говорит Розанов овыше перечисленных проблемах Русскиеговорят В тихом омуте черти водятся , а о китайцах мне привелосьпрочитать, что у них будто бы есть поговорка Когда женщина походит наангела, то берегись и знай, что в ней сидит дьявол .

В обоих случаяхстарые люди, сложившие поговорку, как бы предупреждают молодых, указывая им недоверяться наружным признакам, предполагать за ними обратное внутреннеесодержание. Поговорки эти, конечно, сложены не в отношении только пола, но ониедва ли бы сложились в этой общей форме, если бы половая жизнь, половые образы,фигуры, играющие такую выдающуюся роль во всякой народной, общинной и частнойжизни, стояли в резком противоположении тезисам этих поговорок.

Очевидно - нет!И китайцы, и русские указали, что половая страсть не ревет в поле ,а скорее крадется в лозняках что это что-то на вид тихое и иногдадаже ангелоподобное , по крайней мере у женщин. Но здесь мы должнывойти в небольшое рассуждение. С первого же взгляда очевидно, что наибольшийсамец должен выглядеть, должен иметь все сопутствующие вторичные качествасовсем иные, чем наибольшая самка именно уже потому, что онпротивостоит ей, что он есть другой ее полюс!

У очень мужественных мужчинрастет большая борода неужели же из этого мы заключим, что совершеннейшаяженщина должна тоже иметь бороду или хоть те маленькие усики, которые иногдапоявляются у женщин Между тем предположение, что женщина-самка должна быть разухабиста именно подобно предположению, что у Жанны д Арк илиДездемоны, у Офелии и Татьяны росли усики. Конечно, это глупо, и в такой мере,что можно, отметив ее, и не останавливаться на опровержении.

Нет, самец исамка - они противоположны, и только! Отсюда - все выводы, вся философия иистина. Наибольшая противоположность мужчины и женщины и выразит наисильнейшийв них пол! Т. е. чем менее мужеподобна женщина - тем она самочнее как чем менее женоподобен мужчина - тем наиболее он самец.Паллада-Афина, воительница и мудрая - не замужня, немать и вообще очень мало самка. В ней возраста нет она не знала детства, небудет бабушкой.

Ей, мужеподобной параллелен толькоженоподобный Ганимед, который никогда не будет отцом, мужем и дедушкой. Явно,что в противостоянии своем наибольший самец и наибольшая самка суть 1 герой,деятель 2 семьянинка, домоводка. Один будет 1 деятелен,предприимчив, изобретателен, смел, отважен и, пожалуй действительно топает и стукает другая же 2 тиха,нежна, кротка, безмолвна или маломолвна. Вечнаяженственность - прообраз одной. Естькакое-то тайное, невыразимое, никем еще не исследованное

не только соотношение,но полное тожество между типичными качествами у обоих полов их половых лиц детородных органов с их душой в ее идеале, завершении. И слова о слияниидуш в супружестве, т. е. в половом сопряжении, верны до потрясающейглубины. Действительно, души сливаются у особей, когда они сопряжены в органах! Но до чего противоположны и от этого дополняют друг друга эти души!Вечная женственность стыдлива и скромна до степени,что это отмечается в медицинском документе что ему

Гекуба? , ипараллельно этому, точнее, в основе этого в ней лежит сильнейший инстинктматеринства, плодоношения, чревонаполнения, и, следовательно, предварительноевсего - совокупления! Стыдлива и скромна, потому что похотлива рвется, молча и застенчиво, к фаллу пропорционально целомудрию -вот формула! Мужская душав идеале твердая, прямая, крепкая, наступающая, движущаяся вперед,напирающая, одолевающая но между тем ведь это все - почти словесная фотографиятого, что стыдливо мужчина закрывает

рукой Перейдем к женщине идеал еехарактера, поведения, жизни и вообще всего очерка души - нежность, мягкость,податливость, уступчивостьВ психикеженской есть то качество, что она не жестка, не тверда, не очерчена резко иясно, а, напротив, ширится, как туман, захватывает собою неопределенно далекое и, собственно, не знаешь, где ее границы.Мужчинаникогда не наполнит ароматом весь дом психика его, образ его, делаего - шумны, но не распространяются . Он - дерево, а без запаха она- цветок, вечно пахучий,

далеко пахучий. Неудержимость рождения становитсяпонятной, как исполнение воли Всемогущего, Всеволящего. Тогда удерживатьего никто не станет рождается столько, сколько хочется , и волнарождаемости есть волна этого хочется , то подымающаяся, тоопускающаяся, не сдерживаемая в одном, не сдерживаемая в другом как молитвав чередованиях с отдыхом. Много рождается - хорошо, один рождается - хорошо, ниодного не рождается у кого-нибудь - это его индивидуальное

несчастье, какскинутого со счетов человечества но в общем и для самого человечества -и это хорошо! Все - хорошо, ибо все - безопасно нет у одноговозмещается обилием у другого.Человек, из полового акта вышедший ииз страстно-половых частиц сложенный, есть во всем своем я , целом и дробном - половое же существо, страстно дышащееполом и только им, в битвах, в пустыне, в отшельничестве, в аскетизме, торговле,но в самом чистом и святом виде, в самом нормальном - в семье.

Торговля иполитика - куколки и гусеницы а мотылек, душа - семья, отец-мать,сын-дочь, брат-сестра, свекор-сноха, свекровь-невестка, тетки-дяди, деды-внуки,род, круг, родной народец.Какой метафизический и божеский смысл влить в размножение аскеты- воистину пошлые аскеты так же мало в нем понимающие, как они незнают астрономии и течения звезд, не только говорят позорную дурь со своимпротиводействием ему, но еще и творят великий и страшный грех, отвергаяБожеский

Промысел, перепутывая планы творения, отрицают Бога, противятся Богу.Только по его великой глупости нельзя назвать его преступлением ибо глупые -невинны В содержании своем и безотносительно к глупости - аскетизместь не только грех, но до некоторой степени - весь грех, полный грех, целыйгрех. Что ложь, злоба, зависть, наши личные грехи в личныхделах - сравнительно с этим всовыванием палки в колесо божественной колесницы,которая, конечно, палку ломает или ее переезжает

Но все-таки зачем этохотя бы и бессильное желание?И невозможно сих старцев убедить, что ведь закон же даже нашнесовершенный закон позволяет брак 18-летнему и 16-летней, и что же за позор , в чем позор гимназисту и гимназистке быть в узаконенном состоянии ? А забота о детях, забота о будущем заработкеи пробуждение всех сокровищ отцовского и материнского сердца сделали бы изюноши и отроковицы - людей прекрасных, с чувством долга в себе, сответственностью в себе Нельзя ни в чем убедить.

Оставим эти темы. Раз брак 69-летнегостарца не оскорбляет юриста, попа, медика, не есть грехдля церкви, не есть вред для государства и общества, а брак цветущихневинностью и силами 16-летнего и 14-летней есть грех , вред и отвратительная безнравственность для всех их, тотут - могила, все кончено, дважды-два семь и проч. Тут надо пройтии умереть цивилизации, культуре культуре аскетизма , пройти целому циклучеловечества и начаться совсем новому летосчислению, чтобы люди вдруг началислышать, понимать и видеть, что 2х2 4.Высокое

здоровье и красоту древних греков,палестинских евреев и теперешних мусульман можно, между прочим, объяснить тем,что муж посещает жену свою, живущую отдельно в своемшатре тут совокупление происходит так нежно, ласкаясь, так свежо и, взаключение, так сладко и напряженно, с такой большой активностью в себе,как у нас случается, когда муж с заработка в недалеком городке или с ямщичьейпоездки возвращается в дом на побывку .А несколько обломовский характер вообщерусских, как племени, как массы, происходит едва

ли не от родительских кроватей , еженощного спанья вместе жены и мужа. Приэтом условии привычно все сл живается, формы приспособляются одна к другой, -детей рождается очень много в населении, но с невысокой жизненностью, вялых,анемичных, бесталанных, склонных к заболеванию. Известно, что детскаясмертность в России велика, как нигде. Нет бури, а все дождичек. Между темтолько из бури выходит - талант, красота, сила, жизненность.

При побывкахдомой или при посещениях шатра одной из жен , как и всвященное установление субботы ,во всех этих трех случаяхразыгрывалась гроза страсти, и естественно она разыгрывалась во всех красотахсвоих, так запечатленных в Песни Песней Да лобзает он менялобзанием уст своих У нас все это проходит сонно. Нет священства, атолько нужда.Но как у нас в старомосковскую пору новобрачных, даже незнакомыхдруг другу, укладывали в постель и они

делали , так и до сих поррусские скидают сапоги и проч и улегшись - делают , изатем - засыпают, без поэзии, без религии, без единого поцелуя, часто безединого даже друг другу слова! Нет культуры как всеобщего - и нетявлений, единичностей в ней, нет единичных праведных, благочестивых зачатий кроме счастливых редких случаев .Брак и семья в Европе органически, окончательно испорчены, и нерасцветут, пока не отцветет

Европа. Весь цветок Европы - черный, и белая розавырастет только на ее могиле.Замечательно, что единственная надежда здесь осталась в свободнойлюбви, и как она гонится, какое против нее озлобление! Дети, рождаемые средиединственных сохранившихся цветов, выкидываются всею массою в воспитательныедома, и среди вообще человеческих детей они имеют то же положение, какнаши проститутки среди женщин.Вот что означало собой древнее и священное заповедание чтиотца и матерь твою .

Значило не оставайся безбрачным , не оставайся бесплодным , радуйся с молодою женою своей, смолодым мужем своим .Но при христианском узком, скопческом браке,водопад стал падать в ручей и разбил ручей некоторые мужья пошли кпроституткам, многие жены стали проституировать, сохраняя положение и лживоелицо и имя. Истинная любовьнисколько не нуждается собственно в браке для своей реализации и моглабы остаться в форме содружества, знакомства, духовной связи. Ибоистинная идеальная любовь вытекает не из привязанности

или расположения лица кдругому, а из нравственного самоопределения человека действовать именно так, ане иначе, и иметь своим предметом не одно или несколько лиц, а всех людей - безразличия и при всех условиях их жизни. Мало этого, идеальная любовь даженикогда и не может создать никакого брака, ибо она имеет своимоснованием-источником то самое высшее нравственное начало природы человека,которое фактически в корне отрицается всем содержанием брак.Никогда не будет детей.

Никогда не будет дома, хозяйства иначе как в смысле помещения, стоянки, логова,квартиры, кельи, пещеры, палатки. Одна виноградинка и нет лозы и помещениевиноградинке совсем другое, чем лозе. Таким образом глубочайше будет разрушен типсоциальной жизни - разрушен не в бытовом, а в психологическом корне, т. е.более глубоко. Это есть то разрушение, на месте которого ничего не вырастает.Не менее разрушается тип истории. У него оставляется голова и отсекаетсятуловище.

Будущее не нужно тому, у кого не будет потомства будущееполное, всеобщее. Судьба последующего человечества представится под угломзрения не интересов этого человечества, а интересов группы этих одиночек, их -за неимением родового - духовного союза, духовной преемственности и связи.Эта группа людей будет жить и развиваться среди человечества, но противчеловечества, отрицая самый его корень. Наконец, в каждом племени и народеэта группа не будет иметь связывающих боковых скреп в виде

горячо лелеемогородства. Что братья и сестры мне? Мне важны ученики , -это типичный голос, типичное самоощущение каждого подобного одиночки и всех их.Племени, народа, рода - нет. Будущего- нет. Прогресс - не нужен. Что же остается, и особенно что остается дляочень высоких способностей, для большого горения духа? для той живости его,какая и вообще отличает младенца и раннего отрока обоюдополых от дебелогомужа и уставшей супруги Нет супружества, семьи!

И не надо!В этом состоит не что-нибудь в христианстве а всеоно. Подобно тому, как сотни предписаний Ветхого Завета можно же было свести кдвум Люби Бога и ближнего, ибо в этом весь закон и пророки так точно все поучения, притчи, образы, сравнения, обещания и правила НовогоЗавета можно свести к одной Не тяготей к женщине . Известно,что, отдавая вновь постриженного отрока в подчинение и руководство старцу,

емуговорят Вот, он будет тебе как Бог, повинуйся ему паче Бога .Почему так, истина ли в этом? Полная! Суть старца, уже выверенная, ужеочевидная монастырю, заключается в бессеменности, в невожделении к женщине. А вэтом закон и пророки . Поэтому вместо длинного богословия ипространных наставлений отроку и говорят вот старец, повинуйсяему и это совершенно то же, что исполнить все законы ипророков .

Свет бессеменный и уже кто взял зерно его - получит ивесь свет. Но старец - бессеменен, и повиноваться ему - все равно, чтоБогу повиноваться . Очевидно.Семейные добродетели суть немножко не те добродетели а если и есть пороки в бессеменных и бессеменности - то какие-топреходящие и вообще ничего Тут именно сонм своих людей ,одной категории. Самые добродетели противоположных нам - не нужны,и самые

пороки наши - извинительны . Главное, чтобы торжествовали мы и наше начало . Миру предстоит погибнуть Добродетели семейные потому - ничто, что самая семья должна исчезнуть,переродиться во что-то духовное и тогда естественно былые добродетелиее перестанут быть образцами ли, правилами ли, и вообще обратятся в ничто.Какой интерес, что некоторые деревья очень хороши в лесу, который завтрасгорит? Если же бессеменные и оказывают недостаток, напр участливости клюдям, черствости к семье, порой жестокости

- тюрьмы, казни, инквизиция товедь это исправится тем общим идеализмом, духовным царством, в выработкекоторого состоит сама суть бессеменности. Все исправится , кактолько мы успокоимся , а успокоимся мы тогда, когда все к нам придут . Пусть все согласятся на бессеменности, и мырастворим тюрьмы, и никогда, воистину никогда более не зажжем костров! Мы отпустим всякий грех чрезмерный как отпускали всегда своим,без наказания, по одному рассказу, разве с легким выговором. Мы будем кротки воистину, мы кротчайшие из людей!

Ни казни, ни суда, ни наказания -ничего не будет. Но не будет, когда все придут к нам. И станут как ангелы наземле, в земных еще условиях, но в небесном состоянии, в котором непосягают, не женятся, не вожделеют, не имеют детей. Мы предвозвестники этогонового состояния, преображенной земли и Нового Неба. Аминь и борьба. Конец иначало. Геенна и скрежет зубовный или вечная тишина

Райскогоблаженства Вот Церковь.Вот Христианство.Вот христианские народы.В середине всего этого лежит - Иночество!Как кристалл внутри Церкви и этот твердый кристалл нерастворим вХристианской цивилизации, и медленно ведет христианские народы, как племена икровь, как землю, и ведет само христианство, как что-то слишком сложное,состоящее из языческих и евангельских начал к разодранию, разрушению иоставлению на земле немногих избранных -

Царства бессеменных святых.Пол есть невещь, не бытие sein, das Ding , а скорее всего какое-то волнениев нас, что-то волнующееся в нас, какой-то свет и жар,рассекающийся на мужское - к самке, и женское - ксамцу, но в этом волнении - спутывающееся, переплетающееся, отражающееся на себя , идущее вспять и т.д. и т. д. Розанов старается показать, что христианство не только неотвергает плотской стороны в жизни человека, выражением которой является семья,но наоборот по

Евангелию, будто бы, семья-то и есть истинное и притомединственное воплощение идеала христианской жизни, обусловливающеесуществование самого христианства. Только этот взгляд говорит г.Розанов вводящий семью ко Христу, спасает от колебаний и даже гибели самохристианство . Аскетизм же - духовное жонглерство и естьгибель для

Христова учения, или, по крайней мере, извращение его.В философииВасилия Розанова плоть и пол означали возврат кдохристианству, к юдаизму и язычеству. Его религиозное умонастроение сочеталосьс критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которогоРозанов видел основу жизни. Жизнь у него торжествует не через воскресение квечной жизни, а через деторождение, то есть распадение личности на множествоновых рожденных личностей, в которых

продолжается жизнь рода. Розановпроповедовал религию вечного рождения. Христианство для него религия смерти.Запад в русском миропонимании - этопонятие вовсе не географическое, а некий не-наш дух и образ жизни, стильповедения и способ самореализации. Да и само отношение - подражание илиотвержение мы устремляем не столько к западу реальному, сколько квоображаемому, существующему исключительно в собственных представлениях, внациональном самосознании.

Впротивоположность русскому менталитету в западном менталитете, особенно всовременном его состоянии секс и проблема пола занимает одно из первых мест. Усовременной западной женщины, в ее модели поведении в основном преобладает феминизм. Главное - это независимость. Достижение всех жизненныхблаг своими силами, своим трудом и умом.Для западного менталитета главное - это достижение поставленной цели.

Для восточного менталитета главное- это процесс достижения поставленной цели.Западный менталитет представляет собой экстраверсию, то есть обращенностьвовне. Восточный менталитет представлен интроверсией, обращенностью вовнутрь.Это в полной мере отражается и на жизненной позиции западной и восточнойличности. Так, для первого более приемлемым является деятельный тип поведения,направленный вовне, для второго

созерцательный, который называется у-вэй ,принцип не-деяния, где под последним понимается отсутствие всякой внешнейдеятельности при максимальной внутренней сосредоточенности, которая как раз ипретендует на статус активной деятельности. Другимисловами, западный тип менталитета дуалистичен, в нем всегда присутствуют двапротивоположных начала, и между ними мечется человек. Восточный менталитетизбавлен дуалистичности, он однороден, то есть в нем снимается сам законпротивоположности

вещей. Все перетекает друг в друга, а не противостоит другдругу, то есть восточный тип менталитета можно назвать бесконфликтным. В заключенииследует сказать, что, безусловно русский народ многогранен и велик также, как иземля на которой он проживает. И безусловно те свойства, которыми обладаетрусский характер не повторяются в такой своеобразности ни у одного другогонарода. Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей, и вполневозможно, что именно на русском народе

лежит особая миссия примирения другихнародов, потому что именно он обладает сильной волей, крепким духом, чуднойрелигиозностью и особой добротой. Список литературы ЛосскийН.О. История русской философии 2002г. РозановВ.В. Люди лунного света 1913г. РозановВ.В. Опавшие листья 1913г. Россияглазами русского. С П. Наука, 1991г. КасьяноваК.

Особенности русского национального характера. 1993г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.