Реферат по предмету "Разное"


603950, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д

РОЛЬ СТАТИСТИКИ В АНАЛИЗЕ РЫНКА ТРУДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИБолнов Лев Валерьевич Ирхин Игорь Юрьевич г. Нижний НовгородУправление государственной службы занятости населения Нижегородской области 603950, г.Нижний Новгород, ул. Варварская, д.32 official@gsz.kreml.nnov.ruРоль и ответственность органов, формирующих государственную статистику, всегда была и остаётся исключительно значимой для государства и общества в целом. Современная статистическая система нашей страны является полноправным членом международного статистического сообщества. Рынок труда - один из важнейших компонентов рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда - основным рабочим органом Международной организации труда. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки кадров и т.д. Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков. В отличие от других его специфика состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Мы исходим из того, что сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость труда и затраты на рабочую силу, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда и производственный травматизм, возможность получения образования, профессионального роста, трудовые конфликты и т.д. – то есть, все основные составляющие рынка труда, исследованием которых занимается статистика. Важным для анализа рынка труда является тот факт, что статистика изучает количественные аспекты в непрерывной связи с качественной стороной явлений. Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 90-х годов. Тогда потребовался переход страны на принятую в международной практике систему учета. Весной 1991 года с принятием Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» обязанность граждан трудиться в общественном производстве была заменена на «исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду». Говоря языком статнаблюдений – каждый стал для себя определять степень экономической активности. Без последствий быть осужденным по статье тунеядство. Был сформирован административный источник информации о безработице, зарегистрированной в органах государственной службы занятости. Одновременно были начаты работы по пересмотру состава показателей занятости населения и затрат на рабочую силу, концепций и определений, методов сбора данных с целью их приближения к международным стандартам. В этот период осуществлен пересмотр традиционных для плановой экономики тематик работ и системы показателей, методов и источников информации, разработана концепция измерения экономической активности населения в условиях изменений на рынке труда. И уже в 1992 году статистическими органами было проведено первое обследование. А по его материалам подготовлена информация об экономической активности населения. Вначале опросы населения проводились один раз в год. С 1999 года по август 2009 года обследование проводилось с квартальной периодичностью. Но, грянул кризис. Проблемы на рынке труда обострились. Потребовалась более оперативная информация, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации. И с сентября 2009 года обследование проводится ежемесячно по состоянию на вторую неделю. Для любого регионального правительства особую ценность представляют разделы этого обследования по субъектам Российской Федерации. Ибо они (таблицы) позволяют говорить о том, что происходит в сферах занятости и безработице. Определять – куда движется областной рынок труда. А самое главное – сравнивать свои показатели с соседями по федеральному округу и другими субъектами РФ. Это обследование вооружает органы власти такими ценными показателями рынка труда, как численность и уровень занятости, численность и уровень безработицы, уровень экономической активности населения. Который, кстати, составляет в Нижегородской области 69 процента. Этот показатель растет год от года и превысил отметку 2002 года почти на 4 процентных пункта. Величина выборки этого обследования 0,06 процента численности населения, или чуть более 1,27 тысячи человек из 1,8 млн. численности экономически активного населения Нижегородской области. Степень надежности обследования в месячном исчислении особенно важна в посткризисном периоде, когда государство хочет оценить эффективность финансовых вливаний в занятость, с точностью до десятых долей процента общей безработицы. По информации Росстата действующий с 2010 года объем годовой выборки в три раза больше, чем был при проведении обследований с квартальной продолжительностью. Это позволяет надеяться на большую точность среднегодовых показателей занятости и экономической активности. Сегодня по данным Росстата стандартная относительная ошибка выборки по показателям «численность безработных» и «уровень безработицы» по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 3 % до 8 %. Обследование населения по проблемам занятости позволяет в едином измерении формировать согласованные между собой данные о распределении населения на три категории: занятые, безработные, экономически неактивное население. Важно, что отнесение респондентов к одной из указанных категорий производится не на основе их мнения, кем они себя считают - занятыми, безработными или неактивными, а на основе сочетания ответов на вопросы Анкеты, которые последовательно задаются респондентам, с целью выяснить их статус экономической активности. Методология классификации населения по экономической активности разработана с учетом международных стандартов, установленных Международной организацией труда (МОТ). Другим, не менее важным направлением является статистический учет показателей, отражающим обращаемость населения в органы государственной службы занятости за получением государственных услуг в сфере занятости населения. Государственная служба занятости в непрерывном режиме проводит системное статистическое исследование состояния рынка труда и действий органов службы занятости - мониторинг регистрируемого рынка труда. Задачей мониторинга является анализ текущих тенденций в сфере занятости, осуществление оценки состояния регионального рынка труда. Мониторинг представляет данные о районной дифференциации ряда показателей состояния рынка труда и реализации мероприятий программ содействия занятости населения. Цель мониторинга – организация наблюдения за состоянием регионального рынка труда для оперативного реагирования и принятия решений. Механизмы мониторинга и оценки помогают анализировать Нижегородский рынок труда и определять, идут ли программы содействия занятости населению в соответствии с планами и как их можно усовершенствовать. Например, служба занятости населения проводит статистические мониторинги и анализ сведений о содействии занятости граждан (форма 1-Т), о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения (форма 2-Т), об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников (№1-МВ) а так же сбор и свод разноплановых сведений используемых для наиболее полного анализа регионального рынка труда. Выпуски мониторинга содержат статистические материалы, которые характеризуют: - численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, в том числе по половозрастным характеристикам; - потребность предприятий и организаций в работниках, заявленную в органы службы занятости; - направления работы службы занятости по предоставлению государственных услуг в сфере содействия занятости населения; - уровень регистрируемой безработицы; - напряженность на контролируемом рынке труда; - другие показатели состояния рынка труда. Система мониторинга сформировавшаяся в Нижегородской службе занятости населения образует костяк, поддерживающий достоверность оценки программ занятости. Зачастую показатели именно этого учета используются в официальных оценках рынка труда и, прежде всего безработицы. Этому есть объяснение. Обеспечение государственных гарантий в сфере занятости финансируется из государственного бюджета, а значит и объемы средств на социальные выплаты, финансирование активных программ занятости, содержание службы занятости должны быть эффективными и подконтрольными. Обычно, когда речь заходит о численности безработных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В 2010 году общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследований населения по проблемам занятости в 3 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных. Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Как вытекает из положений законодательства о занятости населения в Российской Федерации, безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Закон четко установил, что безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. В среднем за 2010 год в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 0,6 млн. человек, или 10,4% составляли граждане, которые не могли быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них около 45% составляли лица (включая моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, и 55% - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Кроме факторов методологического характера, которые влияют на различие размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57-60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. Особую значимость вопрос наличия статистических данных приобрёл в период последнего мирового экономического кризиса, когда информация об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а так же мониторинг численности работников, работающих в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя и многие другие мониторинги, осуществляемые службой занятости в режиме еженедельной актуализации состояния Нижегородского рынка труда являлись отправными точками в принятии управленческих решений. Таким образом, для службы занятости населения Нижегородской области статистика - это система, способная реагировать на меняющиеся потребности. Статистические данные играют ключевую роль в анализе рынка труда Нижегородской области, являясь по существу отражением состояния рынка, характеризуют его структуру и динамику, оценивают его колебания, выявляют и моделируют влияние комплекса рыночных факторов и позволяют строить прогнозы его дальнейшего развития. Сегодня в России далеко не исчерпаны все возможности оценки и прогноза рынка труда. Чем больше экономика будет рыночной, тем больше её структура будет определяться не только показателями энергодобывающих отраслей, но и потребительским спросом. Тем больше будет востребована статистика новых созданных рабочих мест или статистика безработицы. За последние двадцать лет, как и в службе занятости населения так и органах статистики происходили масштабные реформы, проведенные вслед за политическими и экономическими преобразованиями в стране. Самая главная задача этих реформ выполнена – завоёвано доверие к статистике, как со стороны государственной системы, так и со стороны общества !


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Національна кредитна система
Реферат Обеспечение устойчивости работы агропромышленного объекта в условиях чрезвычайных ситуаций
Реферат А. А. Опарин Всемирная история и пророчества Библии
Реферат Актуальные вопросы использования помощи специалиста на стадии возбуждения уголовного дела
Реферат Личное и имущественное страхование в России
Реферат Keeping Abortion Legal Essay Research Paper Abortion
Реферат Информационная безопасность в сетях Wi Fi
Реферат Аналітичний огляд розміщення продуктивних сил Львівської області
Реферат Что значит жить по законам чести
Реферат Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 19
Реферат Учет расчетов по оплате труда персонала предприятия на примере ООО ФЛК
Реферат Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение Сеченова о центральном торможении
Реферат Центральный банк как субъект бюджетного процесса
Реферат Richard M Nixon Essay Research Paper Early
Реферат Техніко-економічне обгрунтування, проектування машино-приладобудівного цеху по виготовленню дере