Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Литературно-художественный стиль

Содержание
 
Введение
1. Литературно-художественный стиль
2. Образность как единица изобразительностии выразительности
3. Лексика с предметным значением какоснова изобразительности
Заключение
Литература

Введение
В зависимости от сферы примененияязыка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевыхразновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организациив них языковых средств.
Функциональный стиль — этоисторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка(его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельностии общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средстви их специфической организацией.
В основе классификации стилейлежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематикаи цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека,соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство).Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая(административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственноим выделяются и стили официальной речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический,литературно-художественный (художественный). Им противопоставлен стиль неофициальнойречи — разговорно-бытовой.
Литературно-художественныйстиль речи стоит в этой классификации особняком, поскольку до сих пор не решен вопросо правомерности его выделения в отдельный функциональный стиль, поскольку он имеетдостаточно размытые границы и может использовать языковые средства всех других стилей.Спецификой данного стиля также является наличие в нем различных изобразительно-выразительныхсредств для передачи особого свойства – образности.

1. Литературно-художественныйстиль
Как мы уже отметили выше,вопрос о языке художественной литературы и его месте в системе функциональных стилейрешается неоднозначно: одни исследователи (В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов,М.Н. Кожина, А.Н. Васильева, Б.Н. Головин) включают в систему функциональных стилейособый художественный стиль, другие (Л.Ю. Максимов, К.А. Панфилов, ММ. Шанский,Д.Н. Шмелев, В.Д. Бондалетов) считают, что для этого нет оснований. В качестве аргументовпротив выделения стиля художественной литературы приводятся следующие: 1) язык художественнойлитературы не включается в понятие литературного языка; 2) он многостилен, незамкнут,не имеет специфических примет, которые были бы присущи языку художественной литературыв целом; 3) у языка художественной литературы особая, эстетическая функция, котораявыражается в весьма специфическом использовании языковых средств.
Нам кажется весьма правомерныммнение М.Н. Кожиной о том, что «выведение художественной речи за пределы функциональныхстилей обедняет наше представление о функциях языка. Если вывести художественнуюречь из числа функциональных стилей, но считать, что литературный язык существуетво множестве функций, а этого отрицать нельзя, то получается, что эстетическая функцияне является одной из функций языка. Использование языка в эстетической сфере — одноиз высших достижений литературного языка, и от этого ни литературный язык не перестаетбыть таковым, попадая в художественное произведение, ни язык художественной литературыне перестает быть проявлением литературного языка».[1]
Основная цель литературно-художественногостиля – освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностейкак автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействиена читателя при помощи художественных образов.
Используется в литературныхпроизведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах,трагедиях, комедиях и т.д.
Язык художественной литературы,несмотря на стилистическую неоднородность, несмотря на то, что в нем ярко проявляетсяавторская индивидуальность, все же отличается рядом специфических особенностей,позволяющих отграничить художественную речь от любого другого стиля.
Особенности языка художественнойлитературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность,образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимоввсех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. В художественном стиле(по сравнению с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятияслова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора,жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементомкоторого является это слово: во-первых, оно в контексте данного литературного произведенияможет приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях,во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведенияи оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическоеили комическое:
Употребление языковых средствв художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержаниюпроизведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своихпроизведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство,правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскомузамыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные фактыязыка, но и отклонения от общелитературных норм.
Широта охвата художественнойречью средств общенародного языка настолько велика, что позволяет утверждать мысльо принципиальной потенциальной возможности включения в стиль художественной литературывсех существующих языковых средств (правда, определенным образом соединенных).
Перечисленные факты свидетельствуюто том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющихему занять в системе функциональных стилей русского языка свое, особое, место.
2. Образность как единицаизобразительности и выразительности
Изобразительность и выразительность– неотъемлемые свойства художественно-литературного стиля, следовательно отсюдаможно заключить, что и образность – необходимый элемент данного стиля. Однако, этопонятие все же значительно шире, чаще всего в лингвистической науке рассматриваетсявопрос образности слова как единицы языка и речи, или, иначе говоря, лексическойобразности[2].
В указанном плане образностьрассматривается как одна из коннотативных характеристик слова, как способность словазаключать в себе и воспроизводить в речевом общении конкретно-чувственный облик(образ) предмета, зафиксированный в сознании носителей языка, – своего рода зрительноеили слуховое представление.
В работе Н.А. Лукьяновой «Осемантике и типах экспрессивных лексических единиц»[3]содержится целый ряд суждений о лексической образности, полностью разделяемых нами.Приведем (в нашей формулировке) некоторые из них:
1. Образность есть семантическийкомпонент, актуализирующий чувственные ассоциации (представления), связанные с определеннымсловом, а через него и с конкретным предметом, явлением, называемым данным словом.
2. Образность может быть мотивированнойи немотивированной.
3. Языковая (семантическая)основа мотивированных образных экспрессивных слов – это:
а) образные ассоциации, возникающиепри сравнении двух представлений о реальных объектах, явлениях, – метафорическаяобразность (кипеть – «находиться в состоянии сильного негодования, гнева»; сохнуть– «сильно переживать, заботиться о ком-, чем-либо»);
б) звуковые ассоциации – (жогнуть,хряпнуть);
в) образность внутренней формыкак результат словообразовательной мотивированности (наяривать, звездануть, съежиться).
4. Языковая основа немотивированнойобразности создается за счет ряда факторов: затемненности внутренней формы слова,индивидуальных образных представлений и т. п.
Таким образом, мы можем сказать,что образность – одно из важнейших структурно-семантических свойств слова, котороевлияет на его семантику, валентность, эмоционально-экспрессивный статус. Процессыформирования словесной образности наиболее непосредственно и органично сопряженыс процессами метафоризации, то есть служат изобразительно-выразительными средствами.
Образность есть «изобразительностьи выразительность», то есть функции языковой единицы в речи с особенностями ее структурнойорганизации и определенного окружения, что отражает именно план выражения.
Категория образности, являясьобязательной структурной характеристикой каждой языковой единицы, охватывает всеуровни отражения окружающего мира. Именно в силу этой постоянной способности к потенциальномупорождению образных доминант стало возможно говорить о таких качествах уже речи,как изобразительность и выразительность.
Они в свою очередь характеризуетсяименно способностью к созданию (или актуализации языковых образных доминант) чувственныхобразов, их особой представленности и насыщенности ассоциациями в сознании. Истиннаяфункция образности обнаруживается не иначе, как при обращении к реальному предметномудействию – речи. Следовательно, причина таких качеств речи, как изобразительностьи выразительность, кроется в системе языка и может быть обнаружена на любом из егоуровней, и эта причина и есть образность – особая неотделимая структурная характеристикаязыковой единицы, тогда как уже предметность отражения представления и активностьего построения может быть исследована лишь на уровне функциональной реализации языковойединицы. В частности, это может быть лексика с предметным конкретным значением,как основное средство изобразительности.
3. Лексика с предметнымзначением как основа изобразительности
Смысл языкового знака можетбыть или предметным или логическим. Знак языка, имеющий предметный смысл, обозначаетпредметы и явления, их действия, их признаки (например, свет — физическое явление,светить, осветить — действия света, светлый, светло — определенные признаки какого-топредмета или действия). Знак языка, имеющий логический смысл, обозначает логическиеотношения (для света — отношения цели, из-за света — отношения причины, на свету— отношения места, не тень, а свет — отношения противопоставления).
Языковые значения предметногоряда называют лексическими языковыми значениями, языковые значения логического (мыслительного)ряда называют грамматическими языковыми значениями.
Исходя из сведений о том,что предметы в языке обозначают имена существительные, то правомерным будет заключить,что они составляют основу изобразительности и подробно рассмотреть данное утверждение.
Отметим, что, по мнению лингвистов,в художественной речи имена существительные выполняют не только информативную, нои эстетическую функцию[4]. Употребление их может бытьобусловлено экстралингвистическими факторами, поскольку тема произведения обращаетавтора к существительным тех или иных лексико-грамматических разрядов. Вещественные,собирательные, отвлеченные, конкретные существительные, употребительные в любомиз функциональных стилей, находят применение и в художественной речи. При этом стилистическинейтральные существительные вовлекаются в систему выразительных средств языка иобретают соответствующую экспрессивную окраску. Например, имя собственное обретаетновое символическое значение в названии повести Н.С. Лескова, использовавшего приемантономасии — «Леди Макбет Мценского уезда» и т.д.
Важно подчеркнуть, что употреблениеимен существительных в эстетической функции может быть и не связано с их метафорическимпереосмыслением. В автологической речи (т.е. в речи, свободной от тропов) именасуществительные также могут играть важную стилистическую роль, выступая как яркийисточник экспрессии.
Особый стилистический интереспредставляет использование писателями отвлеченных существительных для усиления действенностиречи.
Принципиальное отличие стилистическогоиспользования отвлеченных существительных в художественной речи состоит в активизацииих выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительныемогут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функцияпорой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологическихсредств.
Русские писатели всегда придаваливажное значение освоению отвлеченной лексики в художественной речи. Отвлеченныесуществительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами — для отражениядуховного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетическихкатегорий. Например, у А.С. Пушкина: «Но я не создан для блаженства...; И сердцебьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь,и слезы, и любовь».
Поэты второй половины XIXв. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическоезвучание. Так, у Н.А. Некрасова часто употребляются слова: свобода, вера, святыня,скорбь, нищета, отчаянье, борьба, насилие. Чтобы усилить экспрессию отвлеченныхсуществительных, получающих в контексте политическую окраску, поэт использовал особыйграфический прием — писал их с прописной буквы: «Чрез бездны темные Насилия и Зла,Труда и Голода она меня вела… [о музе]».
Противопоставленные отвлеченнымсуществительным имена существительные конкретные также обладают большими потенциальнымивозможностями создания речевой экспрессии в художественной речи.
Писателям, публицистам свойственнопреимущественно наглядное мышление в противовес отвлеченному, что практически находитотражение в широком использовании конкретных существительных, Искусное введениеих в текст создает зримые картины. Причем в художественной речи эстетическую функциюмогут выполнять существительные, употребленные в прямом значении, не подвергаясьобразному переосмыслению:
Особая стилистическая ценностьконкретных существительных определяется их изобразительными возможностями при описаниихудожественных деталей. В этом случае слова, называющие бытовые реалии, нередковесьма прозаические вещи, заключают в себе большую образную энергию и представляютнеограниченные изобразительные возможности для описания жизни героев, обстановки,картин природы, быта.
Большой простор для стилистическихнаблюдений открывает изучение экспрессивной функции имен существительных собственных.Их экспрессивная окраска обусловлена стилистическими особенностями использованияв разных стилях речи и богатой традицией эстетического освоения в русской литературе.
Потенциальные экспрессивныевозможности личных имен обусловлены еще и тем, что многие из них восходят к греческимкорням и несут в себе скрытое символическое значение: Митрофан — слава матери, Елена- избранная, светлая и т.д. Писатель, нарекая своего героя, может кратко выразитьи свое отношение к нему; ср.: у А.Н. Островского Катерина — вечно чистая, Варвара- дикарка, грубая.
Редкостные, странные именапридают речи юмористическую окраску: Варух, Солоха, Хивря. Яркую экспрессию создаетстолкновение неупотребительного имени с весьма распространенным отчеством или фамилией:Феодулия Ивановна (Гоголь); Аполлон Мерзавецкий (Островский); Васисуалий Лоханкин(Ильф и Петров). Один из приемов обыгрывания имен собственных — применение знаменитогоимени к заурядному или комическому персонажу: сапожник Гофман, жестянщик Шиллер(Гоголь).
Однако наряду с богатым наборомсниженных характеристических фамилий в русской литературе известно и немало существительныхимен собственных, свободных от подобных ассоциативных оценочных значений. Они воспринимаютсяне как нейтральные, а как хорошие, открытые для создания вокруг них ореола положительныхэмоционально-экспрессивных оттенков; ср.: Онегин, Печорин, Ларины, Ленский, Инсаров,Ростов.
Другую группу стилистическиактивных имен собственных составляют географические наименования. В русском литературномязыке вокруг них создаются нередко особые экспрессивные ореолы, обусловленные различнымиассоциациями. Так, в годы Великой Отечественной войны острое политическое значениеобрели многие географические названия: Брест, Сталинград, Волга, Урал, Ялта и др.Они получили яркое публицистическое звучание благодаря героизму воинов, прославившихрусскую землю самоотверженной борьбой с фашизмом. Ряд географических названий связываетсяв сознании русского человека с национальной гордостью, патриотической темой: Москва,Владимир, Смоленск, Бородино, иные наименования ассоциируются с традициями русскогоискусства: Кижи, Палех, Гжель.
литературныйхудожественный стиль лексика

Заключение
 
Художественный стиль отличаетсяот других функциональных стилей тем, что в нем используются языковые средства всехдругих стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в измененнойфункции – в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоватьсяне только строго литературные, но и внелитературные средства языка – просторечные,жаргонные, диалектные и т.д., которые также используются не в их первичной функции,а подчиняются эстетическому заданию.
Можно сказать, что в художественномстиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выраженияпоэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.
В целом художественный стильобычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторскойиндивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковыхсредств, например лексики с предметным значением, имен существительных и т.д.

Литература
1. Стилистический энциклопедическийсловарь русского языка. М.: Флинта-Наука, 2003.
2. Блинова О.И. Образностькак категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск,1983.
3. Виноградов В.В. Проблемырусской стилистики. М., 1981.
4. Грузберг Л.А. Лексическаяобразность – что это? // Филологические заметки. Пермь, 2002.
5. Кожина М.Н. Стилистикарусского языка. М., 1983.
6. Лосев А.Ф. Проблемыхудожественного стиля. Киев, 1994.
7. Лукьянова Н.А. О семантикеи типах экспрессивных лексических единиц. // Актуальные проблемы лексикологии исловообразования. Новосибирск, 1979. Вып. VIII.
8. Мезенин С.М. Образностькак лингвистическая категория // Вопросы языкознания, 1983. — № 6.
9. Тазьмина И.Б. Образностькак коммуникативное качество речи // Вестник. – Абакан: ХГУ, 1998.
10. Хазагеров Т.Г., ШиринаЛ.С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону:Изд-во РУ, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ деятельности работы районного методического объединения учителей физической культуры за 2010-2011 учебный год
Реферат Сердечная астма СА и отек легких ОЛ
Реферат Оценка целесообразности организации собственного подразделения "Мастер окон"
Реферат Sexual Repression In D.H. Lawrence
Реферат Деякі напрямки підвищення рівня професійної підготовки спеціалістів у вищій школі України
Реферат Ан проект региональной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы с общим объемом финансирования из областного бюджета 234,1 млн
Реферат Древние Славяне - наши предки
Реферат Мой выходной день
Реферат Разгром 2
Реферат Дедуктивное умозаключение
Реферат 23 декабря 2009 года. МегаФон, первый общероссийский оператор мобильной связи, предоставляет бесплатный доступ к услугам в сети третьего поколения абонентам Столичного филиала – представителям сми и гостям Информационного центра «Сочи 2014» в Москве
Реферат Организация питания учащихся школ
Реферат Анализ выполнения производственной программы оборота столовой за предплановый год
Реферат Сетевые фильтры электропитания
Реферат Terwilliger Bunts One Essay Research Paper In