КОСТ Наполеон (Coste, Napoleon) (27 июня 1805 - 17 февраля 1883)Coste (Claude Antoine Jean George) Napoleon - французский гитарист и композитор. Родился во Франш-Комтэ. Будучи совсем молодым, он уже начинает деятельность исполнителя и педагога. В 1830 году переехал в Париж, где подружился с жившими там одновременно с ним Ф. Сором, Д. Агуадо, Ф. Карулли и М. Каркасси, оказавшми большое влияние на его творчество. В 1856 году на международном конкурсе на лучшее сочинение и лучший инструмент, организованном в Брюсселе русским гитаристом Н. Макаровым, за свое сочинение "Большая серенада" получил вторую премию. Кост - один из лучших французских исполнителей XIX века, его часто сравнивают с Сором. Из-за травмы руки в результате несчастного случая вынужден был прервать концертную деятельность. Собственное творчество Коста относительно невелико, но свидетельствует о незаурядном композиторском таланте. Им написано около 70 произведений для гитары: вальсы, вариации, 'Концертное рондо', 'Большая серенада', цикл "Осенние листья", "25 этюдов" (соч. 38), пьесы для гобоя и гитары и др. В его даже небольших пьесах всегда чувствуется гармоническая стройность и оркестровая полифоничность.С именем Коста связано также новое, исправленное и дополненное издание "Школы для гитары " Сора, в которое Кост включил транскрипцию сюиты Робера де Визе.КОСТЕ НАПОЛЕОН. Известный французский композитор и гитарист. Родился в департаменте Дубе 28 июня 1806 года. Он был сыном офицера армии Наполеона Бонапарта и с детских лет его готовили к военной карьере, для которой он, казалось, имел все необходимые данные, но в 11–летнем возрасте длительная и тяжелая болезнь подорвала его силы, так что с военными амбициями было покончено. Юноша стал больше заниматься гитарой, к которой с 6–и лет склоняла его мать, восторженная любительница. Переехав с семьей в Валенсьен, в 18–летнем возрасте он становится преподавателем гитары, а через год выступает как концертный исполнитель под покровительством «Филармонического общества Валенсьена». В 1828 году в компании с выдающимся итальянским гитаристом и композитором Луисом Сагрерасом он исполняет концертные дуэты и другие сочинения коллеги, и в 1830 году один выступает в Париже, чтобы утвердить свою славу гитариста, которую он уже заслужил у публики, когда выступал. Он жил в предместье Сен–Жермен, несколько раз выступал и пользовался заслуженным успехом. В городе Просвещения он подружился с Сором, Агуадо, Карулли, Каркасси и Кастельячи; эта дружба вызывает в нем страстное желание встать на один уровень с ними, и он упорно и глубоко занимается изучением музыки. Некоторые специалисты считают, что он занимался с самим Сором, но об этом нет точных данных. Независимо от того, был ли это Сор или другой преподаватель, скоро полученные знания начинают приносить превосходные труды. Коста сочиняет, начиная с 1840 года произведения, ставшие украшением литературы для гитары. Так, в 1856 году Коста получает вторую премию на конкурсе музыки для гитары, организованном в Брюсселе русским аристократом Макаровым, гитаристом–любителем. Первую премию на этом конкурсе получил немецкий гитарист и композитор Х.М. Мерц. Косте представил на него пять сочинений, одно из них опоздало к конкурсу и не было принято: опус 27, «Осенние листья» (12 вальсов); опус 28, «Симфоническая фантазия»; опус 29, «Охота на эльфов» и опус 30 «Большая серенада». Жюри конкурса пришлось долго обсуждать присуждение двух первых премий; четыре члена жюри были за присуждение первого места Мерцу и трое – Косте, при одном протесте, отданном в пользу Косте. Наполеон был одним из первых и раньше Килесотти, кто переложил сочинения Роберто де Визео в старинной табулятуре. Этим он стал заниматься, начиная с 1867 года. Переложение было сделано для 7–струнной гитары и затем опубликовано для 6–струнной гитары в «Руководстве», известном нам сегодня под названием «Косте–Сор». Сочинения Визео исполнялись на исторических концертах, организованных в Париже известным музыковедом Фетисом, и Косте принял в нем участие. Парижское издательство Лемуана заказала Косте сборник упражнений и этюдов Сора, где были его оригинальные уроки и глава об игре на семиструнной гитаре, а также шесть небольших изящных сочинений Роберто де Визео. Эта публикация называлась «Полная школа гитары Фернандо Сора, отредактированная и дополненная многими примерами и уроками для седьмой струны Наполеоном Косте», то есть, это то же Руководство, которое мы раньше называли «Косте–Сор». Лейпцигское издательство Шатца выпустило (№ 11 «Гитар Архив») первую часть этого Руководства, то есть, принадлежавшую исключительно Косте на 19 страницах без объяснений, в то время как издание Лемуана включает 51 страницу с мелким текстом и другими упражнениями, не вошедшими в «Гитар Архив». Вершина творчества Наполеона Косте – 25 этюдов, изданные и разошедшиеся в короткий срок. К счастью, они переиздавались Альфредом Котэном (см.) с редакцией и пальцовкой в издательстве Косталья и К° в Париже. В этих этюдах показана замечательная музыкальная структура произведений Косте, демонстрирующая глубокие знания автора в композиции, контрапункте и технике гитары. У нас из сочинений Косте есть опубликованные «Гитар Архивом» Шатца опус 41 с 12 пьесами, опус 5 с 14 пьесами, опус 52 с 37 пьесами, в большинстве с переложениями, которое немецкое издательство обозначает соответственно тетрадями 12, 13 и 14. Наполеон Косте был настоящим композитором для гитары, вдохновенный каким–то музыкальным видением, он чувствует, размышляет, делает наброски и, наконец, создает основу композиции в рамках самых лучших его канонов. Что касается гармонии, он стоит выше Леньяни (см. 36 каприччо Леньяни), по полифонии он превзошел всех классических итальянских композиторов Золотого века гитары. Не говоря уже об испанцах, которые не усвоили выдающихся достижений своих итальянских коллег, кроме Фернандо Сора, превзошедшего всех композиторов для гитары вплоть до нашего времени и включая Агуадо, который в гармонии не состоятелен, но выше как методист, и Таррегу с его вкладом в виде романтической мелодии.Как композитор Косте утверждает себя в элегантном, крепком по фактуре этюде № 20, который может принести большой успех тем исполнителям, которые захотят к нему обратиться. Широко известный этюд 22, фигурирующий в первом издании под № 24 – другое свидетельство таланта великого французского музыканта. Этюды 11 и 21, разработанные в одной тональности и форме, приятны и полезны для упражнений в легато. Прочная структура в 8, 9, 15, 16, 17 и 18 этюдах; гармоничен и образцовый этюд № 19, еще раз прославивший великого мастера. Музыкальная культура, как и художественная, имеет несколько ступеней с четко очерченными границами. Любители танцев вершинами произведений для гитары будут считать вальс Гарсии Тольса и не поймут романтизма в личности Тарреги, не увидят богатства, полноты оттенков гармонической гаммы классиков Косте или Сора. Вот почему многие считают лучшими композиторами Тольсу и Алаиса, другие – Таррегу великим маэстро композиторов–гитаристов. У нас имеется фотография Косте с четырьмя гитарами разной формы. Одна из них семиструнная, на которой он обычно играл (шесть струн на диапазоне и одна вне его, привязанные не к кобылке, а к имеющемуся на гитаре «колку»), эта гитара имеет по тональности 24 лада, охватывающие из высоких звуков только первую и вторую струну; на деке рядом с первой струной, между кобылкой и грифом виден деревянный выступ, который, как нам кажется, служит для отдыха или опоры. Второй инструмент – гитара большого размера с 19 ладами, удлиненной формы, шестиструнная. Еще одна гитара маленькая, шестиструнная с 17 ладами, 12–ый лад, как на обычных гитарах, доходит до начала гармонической коробки. Четвертый инструмент, судя по расположению струн, не гитара и не лютня, так как диапазон опирается на деку не перпендикулярно, а с одной стороны, поэтому 5 струн провисают свободно, но на грифе, и шесть на диапазоне, как и на семиструнной гитаре; на нем 24 лада и вообще он свидетельствует о таланте изготовителя, сумевшего так расположить две деки, отделенных одна от другой значительным расстоянием, и общую опору для 11 струн, за которыми следуют опоры для шести высоких струн, и наконец, клеммник, где кажется есть пластина неизвестного назначения. Эту фотографию часто помещают в Каталогах фирмы Шатца, и, хотя, мы предлагаем вам рассмотреть ее, она не столь ясна, как принадлежащая нам. Сочинения Наполеона Косте, возможно, будут вновь изданы в Буэнос–Айресе, так как они почти полностью имеются у гитариста–любителя Тискорнии. Издательства Шатца, Рильан и др. датой смерти автора считают 17 февраля 1888 г., в Париже; другие утверждают, что он скончался у себя на родине в департаменте Дубе.