Реферат по предмету "Разное"


19 век. Общая характеристика

Билет 1. 19 век. Общая характеристика. -новая эпоха, насыщенная социальными движениями и конфликтами. напряженные духовные искания. Начало и истоки- в последних десятилетиях 18 века, эпохи «ок. 1800». -перемены в миросознании людей. Вернер Хофман назвал его «разорванным столетием». -архитектура перестает играть определяющую роль в сложении стилеобразующей тенденции. -значительное обособление путей развития арх-ры и изобразительного искусства. -относительное стилистическое единство- начало века. Неоклассицизм. Отчасти в конце столетия- модерн. -19 век- расцвет станкового искусства. Особенно живописи и графики. Зедельмайер назвал 19 век « столетием частной жизни». -попытки воскресить большой придворный стиль были ( Первая и Вторая Империя) не слишком успешно. -поколеблены основы религиозного искусства.( началось еще во время Просвещения).новая система жизненных и духовных ценностей. Бодлер: « 19 век- время потери веры». Исключения- религиозное возрождение в Германии и некоторые др. пример». На первый план выходит индивидуальное чувство веры. ( Фридрих,Рунге. Редон..). -объединяющая религиозная идея в 19 веке утрачена( это отмечали Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хейзинга,Вейдле..). -художественная жизнь подвергается сильной коммерциализации. Часто заказчиком выступают широкие слои общества. Часто с более сниженными вкусовыми пристрастиями. -с другой стороны, именно в 19 веке у художников большая свобода творческого мировосприятия. -новый тип творческого сознания. Гегель в своих лекциях по эстетике отметил, что художник раскрепощается становится независимым от традиционных содержательных и стилистических норм. - в 19 веке появилось множество концепций и приемов. нет единой стилистической структуры. Тенденция индивидуализации творческого сознания. Оборотная сторона: много непонятых художников. -смена движений в 19 веке: классицизм. Романтизм.реализм. импрессионизм. Постимпрессионизм.)( иногда, в структуру последнего относят и символизм). -однако при всей сложности и многообразии идейных и стилистических устремлений в культуре 19 века можно различить 2 потока.1)официальное искусство.2)условно говоря, оппозиционное. Именно здесь- все основные новации. В 19 веке салонно-академическое искусство получило скорее негативную оценку. -19 век окончательно снимает эстетические и жанровые ограничения. 2.Архитектура Англии. Первая половина 19 века. 1818-Сент Пэнкрэс Черч в Лондоне. Индивидуальное истолкование античной Греции. С колоннадой. Перестройка ряда кварталов и магистралей в Лондоне. ^ Риджент стрит. Проект Джона Нэша- крупнейшего архитектора начала 19 века в Англии.1810- утопический проект Оуэна. В Орбистоне пытался организовать фабричный проселок «Единство».создание рациональных жилищ. Детских Салов клубов. Не достроили.Моффан проект озеленения и улучшения жилых кварталов. Не осуществлен. 1849вышла книга Дж. Бекингема « Национальное и зло и как с ним бороться».в приложении были эскизы идеального города Викторио.^ Проекты фабрично-заводских поселков.текстильная фабрика на реке Эйр близ Шипли. В Иоркшире.( арх. Локвуд и Моусон)Много новых инженерных сооружений. Акведуки Телфорда. Нач. 19 века.Для первой четверти 19 века в Англии характерно увлечение античными формами. Греческая классика пришла на смену Риму. Вышла книга Стюарта и Ревета об античном зодчестве. ^ Крупнейшие арх-ры: Джон НЭШ 1752-1835. широко использовал ионический ордер. Террасные дворцы на Риджент Парке.Королевский павильон в Брайтоне. 1815-1821.луковичные купола.подковообразные арки. Китайские мотивы в интерьерах.ДЖОН Соун 1753-1837. Английский банк в Лондоне. Простая и ясная композиция. Роберт Смерк 1780-1867. Роберт Смерк и Сидней: 1823-1847. Британский музей. Все помещения сгруппированы вокруг большого внутреннего двора. Прием анфилады. Обычен для музеев. Попытка объединить весь ансамбль единым мотивом ионической колоннады. 8 колонный портик в центре. Смерк и Нэш строят в окрестностях Лондона псевдоготические замки. Увлекался готикой и ^ Д.Уайт. замок ФОНТХВИЛЛ. Чарльз Барри. 1840-1867. Парламент. В соавторстве с Пэджином( он поклонник готики). Мотивы перпендикулярной готики, но с соблюдением симметрии и ясностью построений. Сторона, выходящая на Темзу-соблюдение симметрии. Сторона , связанная с Вестминстерским холмом ассиметричная. Часовая башня и башня Виктории. Барри: ^ Клуб путешественников. На манер палаццо Пандольфини. 1851. павильон Англии на Всемирной выставке в Лондоне. Проект Пэкстона.первое крупное здание из железа и стекла.Кинг кросс стейшн. – 1851 ^ Льюис Кэббит. Пример сплошного остекления. 1851. Читальный зал британского музея.арх . Смерк и Паницци. Огромный купол. Немногим меньше, чем Пантеон. Его конструктивную основу составляют радиальные металлические ребра. 3.Архитектура Франции. Первая половина 19 века. 1799-1814- Консульство и первая империя. Начало промышленного переворота. Новые типы зданий.рост городов. Необходимость перестройки.более рациональное размещение боен. Складов.рынков. -вопросы утилитарного благоустройства. -проблема ансамбля -доходные многоквартирные дома. -отель эволюционирует от арх. решений а ля дворец к типу городского буржуазногоособняка. -появление новых планировочных приемов. Уже в первые 10-летия 19 века в несущих конструкциях появляется железо. Господствующей стилевой системой в первые годы рев. и в начале 19 века- классицизм. Постепенно идет поиск новых форм вместо классицистических. Тесное переплетение приемов классицизма и эклектичных заимствований их арх. разных эпох и стран.^ Стиль Империи: пышная репрезентативность форм и конструкций. 1793- упразднение Ак. арх-ры. Ее функции перешли к одному из институтов Академии изящных искусств. Вместе с тем открылась и Политехническая школа.2 пути развития арх. 19 века: эклектика и рационализм. Первые: умеренные классицисты Персье и Фонтен. 2-школа профессора политехнической школы Дюрана. 1794-97 создание регулирующего плана Парижа. Еще нет больших промышленных городов, зато с конца 18-нач 19 увеличивается роль предместий.^ Нов. Города. Пока мало. 1805 Понтиви 1811 Ля Рош сюр ЙОН. Возведены Наполеоном на остатке старых городов. -рост Парижа. Стремление Наполеона превратить его в достойного соперника Рима. Градостроительные проблемы.ориентирование улиц и площадей на какой-либо памятник в перспективе. -пересечение улиц по осям Оформление фасадов по единому образцу. Лучевая система планировки. Пробивка новых улиц=систематический снос старой застройки. Прокладка ул. Риволи. Прав. берег Сены. На ней удалось выдержать единообразие фасадов по схеме Фонтена. Левый берег Сены- ^ Авеню Обсерватории.Ул. Валь де Грас с ориентацией на ц-вь Мансара. -сооружения возводят с расчетом на арх. эф-кт их расположения. Храм Славы( ц-вь Мадлен) Триумфальная арка на площади Звезды и на площади Карусель. Характерная черта первой империи- грандиозный размах проектов и весьма скромное их осуществление. Генеральны план Парижа Персье-Фонтана( любимых арх. Наполеона) -большую роль в плане играет утилитарная сторона. Инженер Брюер назначен Наполеоном начальником всех строительнвх работ. -упорядочивание и развитие водоснабжения. 1802-1805: судоходный канал Урк ( Сена и приток Марны) делится на Сен Мартен и Сен Дени. 1806- указ о возведении 60 новых фонтанов Ввод в действие первых больших коллекторов С 1802 идет реконструкция набережной Сены. Уже с 1786 по 1809 идет снос домов с мостов. Перестройка и перенос рынков. Благоустройство( что за цинизм) боен на периферии^ Новые мосты:-Искусств1803. пеший.с металлическими конструкциями -АУСТЕРЛИЦА -Йена Отели стали меньше, но удобнее. Большая роль отводится планировочным решениям. Нет курдонера.^ Квартал НОВЫЕ Афины.1819-1821 арх. Константен.все дома выходят на улицу.внутренний сад. Ку каждого индивидуальная планировка.ощутимо влияние арх. Виньолы и Палладио. Отель Марс в Новых Афинах -доходные дома. На первом этаже- лавки.рустованный первый этаж с аркадой. Строгие прямоугольные окна с сандриками. Постепенно решение фасадов усложняется. Сочетании 2-3 видов руста. Усложняется форма окон. Сложнее стал узор балконных решеток. -появился нов. Тип: на одной территории в глубине- отель. На улицу выходи т доходный дом. -появились внутренние пассажи с лавками.( галерея комической оперы)^ Галерея Вивьен и Кольбер.( арх Вилло1827) Крупных монументальных зданий мало. Император и его семья- сселяться в старых резиденциях. -пример убранства интерьеров времен империи- отель Богарне. И Де Полонь. Копирование античных образцов. Преобладание прямых линий. Сочетания гладкой поверхности и украшений из бронзы.^ Общественные здания: Зал Конвента в ТюильриПалата депутатов в бывшем Бурбонском дворце. ( арх. Жизор)Храм Славы( Мадлен) 1807- Винтон- 1842 Юве. Тр. Арка . пл-дь Звезды. Шальгрен+ ск-ры Рюда, Этекс, Корто.^ Арка на площади Карусель. Персье и Фонтен. Ориентация на Септимия Севера, но изящнее и пропорциональнее.Вандомская колонна 1806-1810. Лепер и Гондуэн. Покрыта листами бронзы из австрийских орудий. Барельеф с военными сценами.^ Биржа и Коммерческий трибунал 1808-1826. Броньер и Делябар. Зд. В центре неб. Площади. Окружены коринфской колоннадой.Рынок Сен Жермен( БЛОНДЕЛЬ)1816 Окружен арками на столбах.^ Рыбный рынок в АнжереРынки в Марселе и Монполье. 1811-1816- первые бойни в Париже. Вильжюиф. Гренеле и др. У всех них единый план. Симметрично стоящие корпуса. Канализация. Аркады на столбах.\ 1808 декрет о постройке винных и водочных складов. Париж. На месте аббатства Сен Виктор. 1811-1831.(Гоше).простая утилитарная архитектура. Ритм повторяющихся элементов. Склады площади Марэ (большой застекленный фасад!).^ Архитектура 1815-1848 В определенной степени продолжение следовать принципам ампира. Многое завершают из начатого при Наполеоне. 30-40. арх Ж.Итторф. обращался в своих работах к античной полихромии( какие работы- непонятно.^ Анри Лабруст. Библиотека св.ЖЕНЕВЬЕВЫ. 1843-1850. компактный прямоугольный объем.логика архитектурных членений. Конструктивные изменения при применении металлических конструкций. 20-30- борьба романтизма и классицизма.4. Архитектура Германии в первой половине 19 века. Классицизм утвердился здесь позже, чем в Англии и Франции. Пруссия, Баден и мелкие государства Западной Германии – французское влияние. Идеи неоклассицизма в Пруссии—в теоретических трудах Кнобельсдорфа и Крубзациуса. Но в их постройках – черты позднего барокко и рококо. Самый ранний классицизм – К. Лангханс (1732-1808).Театры в замке Шарлотенбург в Берлине, Потсдаме, Данциге. Интерпретация французских идей. Дорический ордер в архаический пропорциях => первый шаг к «неогреческому стилю».Отец и сын Жилли. Французы. Фридрих Жилли (1771-1800) Проект памятника Фридриху Великому. Дорический храм на платформе. Повлиял на Шинкеля и Кленце.Ф. Вейнбреннер (1766-1826). Баден. Пытался придать классический облик Карлсруэ. Группировал здания так, чтобы достичь более полной уравновешенности объемов. Не всегда симметрично. В отдельных зданиях – геометрическая чистота форм.Петер Шпет (1772-1831). Увлекался идеями Леду и Булле. Построил Женскую тюрьму в Вюрцбурге. Редкий пример осуществленного проекта «циклопической архитектуры» за пределами Франции.Лео фон Кленце (1784-1864). Южная Германия. Родился в Хильдесхайме (Север), поэтому влияние Жилли. Учился в Париже. Ездил в Рим. Творческий размах. 1814 – инспектор строительных работ при Баварском дворе. Основные работы – Мюнхен. 1816 – Глиптотека и дворец Лейхтенберг. Глиптотека – один из первых специально строящихся музеев. Для античной скульптуры – это отразилось на наружном облике здания. Ионический 8колонный портик. Внутри – галереи по периметру. Потолок оформлен в римском духе. Синтез разных античных художественных элементов на рационалистической основе. ЛЕйхтенберг – для Евгения Богарне. По образцу палаццо Фарнезе. Неоренессансный стиль. 1826-1833 – Старая Пинакотека. Нет ориентации на какой-то конкретный памятник, а на стиль Высокого Возрождения в целом. Авторитет в строительстве музейных зданий (1849 – Новый Эрмитаж). Кенигсбау при королевском дворце в Мюнхене – воспроизведен фасад палаццо Питти. 1831-1842 – Вальхалла под Регенсбургом. Задумка еще в 1814 году после победы над Наполеоном. «В античном вкусе». Памятник «немецкому духу». Для прославления Германии – античные формы (а вот интересно, почему сразу каким-то нацизмом попахивает? А вот при прославлении Франции, Республики – нет?)Центр Мюнхена – «градостроительный» историзм. В разных частях города – стили разных эпох. Впрочем, это не только Кленце.Карл Фридрих (а че их всех Фридрихами-то зовут?!) Шинкель. Его работы как соревнование между романтизмом и классицизмом. Новая Гауптвахта на Унтер ден Линден в Берлине, 1816-1818. Уличный фасад фланкирован 2 глухими мощными башнеобразными пилонами. В середине – портик с плоским фронтоном. Теартр у Жандармского рынка в Берлине Военный мемориал на холме Кройнберг, 1818 и 40-метровая колючая «готическая башня» из чугуна. Собор св. Николая в Потсдаме, 1826-1849 – точные (почти рубленные) геометрические формы Парк Сан-Суси в Потсдаме. Римские бани – удачная попытка «оживления античности».Крупный мастер середины века – Готфрид Земпер. 1837-1841 – Дворцовый театр в Дрездене. Четкая внутренняя организация пространства. Главное – функциональность. Здание – точный слепок, оболочка того, что внутри. 1847 – Дрезденская картинная галерея. Удачно по функциям, но мрачный и тяжеловесный фасад. Билет 5. Давид и французский неоклассицизм Рубеж и разделение работ с предыдущим курсом. Наполеоновский цикл. Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800. несколько авторских повторений. Поэтичность и величественность. Конь – на дыбы. Спокойный всадник. Реализм деталей подчиняется идеальной аллегории образа героя – покорителя альпийских вершин, поставленного в ряд с Ганнибалом и Карлом Великим. Портреты Наполеона Наполеон в рабочем кабинете1812 Наполеон в императорском облачении 1806 Коронация – отказ от воображения в пользу правды, от цвета ради рисунка, от индивидуально чувства ради законов разума. Статический монументальный стиль. Скульптурная застылость и театральность композиций и образов. Момент возложения короны на Жозефину, чтобы не изображать Наполеона коленопреклоненным.в работе Давиду помогал Гро. Влияние Рубенса- Коронация Марии Медичи. Античные композиции – наследие от XVIII века. Леонид при Фермопилах. Спафо и Фаон . 1809. Эрмитаж. Марс,обезоруживаемый Венерой и грациями1824. Портрет мадам Рекамье 1800. Его работы – догма на Салонах. Романтики – отрицали. Но ценили торжество духе, культ героя = Давид для них тоже родоначальник современной живописи. Делакруа назвал его отцом современной живописи и скульптуры. Бодлер: Давид избавился от фривольностей ророко и вернул фр. Искусству героический дух. После окончательно падения Наполеона и реставрации Бурбонов в 1815 году Давид был осужден на пожизненное изгнание. Уехал в Бельгию.там создал множество портретов. ( портрет Сиеса1817).Школа Давида (там и Энгр). Продолжатели традиции – «четыре G» = Жироде, Жерар, Герен, Гро.Жироде-Триозон (1767-1824) и Пьер Нарцисс Герен (1774-1833) – Похороны Аталы, 1808, Лувр, Оссиан, 1800, Версаль. Идеальные герои становятся жертвами роковых обстоятельств. Пессимистическая экспрессия не вдыхает жизни в бездушные холодные формы.^ Портрет Шатобриана. Герен у Давида не учился, но влияние испытал. Морфей и Эрида.Сафо на Левкадской скале. У Герена учились Жерико и Делакруа.Жерар (1770-1837) приспособился к официальным вкусам. Прославился прежде всего своими женскими образами. Античный жанр.Портрет Жозефины1801.П-т мадам Рекамье.1805.Оссиан, вызывает призраков звуками своей арфы. По заказу Наполеона- поклонника Оссиана.1802.романтический классицизм. (галльские поэмы легендарного шотландского барда, были подделкой18 века Джеймса Макферсона. Популярны в период нарастания романтических настроений).^ Билет7. Антуан Жан Гро (1771-1835). Почти официальны историографии императора. На него Давид оставит свою мастерскую. Провозвестник романтизма. Самый преданный ученик Давида. Рано познакомился с живописью Рубенса. В конце жизни – ученики высмеивали => застрелился (о ужас! Надо было осторожнее в словах и оценках учителей!)1797 – Наполеон на Аркольском мосту (Лувр) – потом = манифест наполеоновского искусства. Некая романтичность образаЗачумленные в Яффе (1804, Лувр) – в роли утешителя страждущих.Битва при Абукире (1806, Версаль) Поле битвы при Эйлау (1808, Лувр). Обе – многофигурные композиции. В отл. от Давида Гро мыслил структуру своих работ как единое целое, а не сумму фигур, объединенных по принципу координации. Широта замысла, документальная точность, ощущение грандиозности происходящего. «Скорбная поэзия деталей»--Делакруа.Эти же детали вызывали недовольство полиции. Темперамент. Давид называл эти работы «на случай».Битва при НазаретеПортрет лейтенанта Легрена1808. посмертный. Почти идеальный пейзаж.Значительный интерес представляют рисунки Гро. Беглые перовые зарисовки. Буцефал, укрощаемый Александром8 Европейская скульптура первой трети 19 века Дания.Бертель Торвальдсен (1768/70-1844)Ездил в Рим. Верный поборник классицизма. 40 лет живет там. Прижизненная слава. Реконструировал и реставрировал рельефв храма Афины на Эгине. В 1838 – триумфальное возращение в Копенгаген. По крови исландец. За ним нет мощной скульптурной традиции. ДА и вообще никакой традиции, кроме древней орнаментальной резьбы. Абсолютно очищенный академизм. Для него не степень мастерства, а смысл и существо искусства. Чаще всего работы не предназначены для архитектурной среды. Почти нет современных сюжетов. Только античность (Ясон, Ганимед, Геркулес, Амур и Психея, Геба, Венера, рельеф Вступление Александра в Вавилон = въезд Наполеона в Рим). Довольно условные и пустые – Христос и Апостолы для Фрауенкирхе в Копенгагене. Статуя Христа. Ангел с купелью. Три грации. Портрет графини Остерман-Толстой. Ганимед Портрет княгини Барятинской. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве.(типа Марк Аврелий). Памятник в Люцерне.-в память погибших при защите Людовика 16 швейцарских гвардейцев. Умирающий лев в нише отвесной скале. Франция – из 25 вопроса. Там было и про первую четверть.Германия. Скульпторы чаще делали гипсовые модели, а мраморные варианты – мастерская. В первой трети началась традиция тиражирования наиболее удачных вариантов (это написано в куске про Германию, но, наверное, это характерно для всей Европы)Иоганн Готфрид (что не Фридрих, то Готфрид) Шадов (1764-1850) Круг скульптора Триппеля, сподвижника Винкельмана. Надгробие 8летнего графа фон дер Марка, незаконного сына короля. Фигура мальчика полу во сне, полу наяву + традиционная аллегорика (меч, шлем, рельефы парок, антикизированная архитектура надгробия). Фигуры принцесс Луизы и Фредерики, невестки короля. Томная мечтательность. Предвосхищает романтизм. Формально – традиция английских скульптурных портретов. Но не принадлежит не одной типологии. Квадрига, венчающая Бранденбургские ворота. Портрет Гете Лежащая девушка 1826. одно из лучших изображений обнаженного женского тела в Германии.Англия^ Джон Флаксман 1755-1826. классицистические устремления. Много рельефов- белых на голубоватом фоне ( работал на мануфактуре Уэджвуда)в духе росписи античных ваз.^ Памятник адмиралу Нельсону в св. Павле1808-1818. сложная композиция. Помимо портретной статуи- аллегорическая фигура Британии и льва.Памятник Агнессе Кромвель1800. АвстрияФранц Антон Цаунер Конный памятник Иосифу II – типология от Марка Аврелия.ИталияКанова. См. билеты по барокко.Билет 9. Жан Луи Теодор Жерико 1791-1824 с его именем связано окончательное утверждение романтического миросознания.смелость композиционно-пространственных решений. К концу творчесива стиль его стал тяготеть ко все большей скульптурности. Именно Жерико вместе с Гро и Прюдоном Курбе назвал родоначальниками совр. Ис-ва. Род. В Руане.семья юриста.в 1796 семья переехала в Париж. Начал учиться у Карла Верне, мастера жанровых и конных сцен.там много рисовал лошадей. Его скульптура этого времени-экорше лошади.потом учился у Герена. Изучал композицию и писал этюды натуощиков.В скором времени оставил академические занятия и в 1811-1815 много копирует Рубенса, Ван Дейка. Караваджо и Сальваторе Роза в музее Наполеона. На Салон 1812 он представил Офицер легкой кавалерии (Лувр)другое название- офицер конных егерей императорской гвардии,идущий в атаку. .оригинальная композиция и живописное исполнение.колорит ,решенный на сопоставлении горячих тонов. Салон 1814. Раненый кирасир, покидающий поле боя. Трубачи наполеоновской императорской гвардии 1814 лувр. Военная служба Жерико-в составе корпуса мушкетеров он оказался причастен к организации бегства Людовика 18 в Бельгию. Непродолжительный опыт военной службы разочаровал Жерико в военной тематике. Потоп 1815. Лувр. Небольшая картина,но в ней создан образ вневременного и внечеловеческого значения. 1816 едет в Рим. По пути Флоренция.впечатлен искусством Мик-ло. Скачки берберских скакунов 1817. вернулся в Париж. Плот Медуза 1819. полемика вокруг работы. С трудом взяли в салон. Первоначально картина выставлена под названием Сцена кораблекрушения.помимо чисто политической подоплеки важной для Жерико, работа давала возможность предпринять углубленное исследование человеческой анатомии и психологии. Во время работы над полотном Жерико регулярно посещал больницу Божу. Где выполнял зарисовки умирающих ( кошмар какой) и зарисовки с трупов..дошло несколько таких подготовительных работ. 1820-21 находился на лечении в Англии.для доктора Жорже серия работ Десять помешанных- шедевр его позднего периода. Портрет душевнобольной , одержимой манией игры. Лувр. Портрет карабинера 1814. портрет Делакруа 1818. портрет умалишенного, воображающего себя полководцем 1822. Художник в мастерской 1819.рисунки:много изображений истязаний. Палач,удушающий пленника. Кентавр,похищающий нимфу. В Италии сделал много рисунков на ант. темы. Леда и лебедь. У Жерико много работ с лошадьми. Бег свободных лошадей.к ней сохранилось много эскизов. Скачки в Эпсоме 1821. Др. работы: Возвращение из России. Литография 1818. Бойня быков.( Картина.) 1817.нищий старик у витрины булочной-Литография 1821. слепой волынщик-Литография 1821. Билет 10. романтизм. Романтизм- широкое культурно-художнственное движение. Объединившее с конца 18 и на протяжении нескольких 20-летий 19 века самые различные сферы духовной жизни. Бодлер «романтизм это манера чувствовать». Существует множество национальных версий романтизма. -утверждение целостного восприятия мира, во всех его сложностях,противоречиях, конфликтах. -снимается иерархия жанров, столь характерная для классицизма. - расширяется тематика и репертуар. Гюго: «все, что есть в жизни, есть в искусстве». -динамическая концепция мира. Его восприятие в потоке постоянного движения. Шеллинг: «В мире нет застывших форм» -особое значение времени - часто присущ историзм -новая концепция личности. Фихте: «Личность –это все» Внимание к внутреннему миру души человека, миру его чувств. Гегель: «Абсолютная внутренняя жизнь – это подлинное содержание романтизма» -романтический культ чувств, противостоящий рационализму классицизма -право на свободу, вольное проявление чувств. -ранний период романтизма отличает героическое начало, идеи переустройства и развития мира ( Делакруа и др). -право на субъективное видение. -отрицание канонов В романтизме нет единой стилистической структуры. Это общность мироощущения, а не стиля.11 Иоганн Генрих Фюсли 1741-1825 Швейцарец по происхождению. В Италии – дружен с Бурей и Натиском. Преподает в АХ. Перевел Винкельмана на английский. Художник ужасного, фантастического, подсознательного. Важен литературный аспект. Иллюстрации (точнее, пишет на темы) Гомера, Песни о Нибелунгах, Данте, Тассо, Шекспира, Милтона. Реализация неизобразимых образов, самых кульминационных и драматических событий. Темы академические, но не по канонам исполненные. Видит во всем гигантские образы, но не всегда может их выразить. Усложненные движения. Прерывистая линия. Свет и тень – почти по-рембрандтовски решены. Выхватывание фигур светом. Иногда, скульптурность. Иногда – плоскостность. Некая эклектичность. Рука не успевает за фантазией. Названий у меня нет. Есть только описания. Ледяные области ада и Данте, идущий между вмерзшими в лед головами. 3 ведьмы, появляющиеся из тумана на пути Банко Ахилл, клянущийся о мщении у тела Патрокла Ариадна, наблюдающая бой Тесея с Миноватром. Пробуждение Титании, 1793-1794, Цюрих, Кунстхаус Клятва конфедератов на горе Рютли, рисунок, 1779, там же Ночной кошмар, 1782, Детройт, Институт искусств В своих рисунках Фюсли великолепно владел различными техниками.часто использовал сочетание пера и размывок. Богатейшие тональные эффекты. 12. Уильям Блейк.друг Фюсли. Единственный близкий ему по духу художник. Испытал некоторое влияние его искусства. Блейк самый крупный мастер раннего романтизма в Англии.не только в живописи,но и в поэзии.мистик и визионер.создал свою мифологическую космогонию. ИДЕИ Якоба Бëме. Парацельса и Свендеборга. Интерес к восточным религиям. Одержим идеей свободы. главным образом работал как график. Род. в Лондоне. Писал стихи и рисовал с ранних лет. учился в рисовальной школе Г.Парса. в совершенстве овладел графическим мастерством. Прежде всего резцовой гравюрой. проникся духом готики. Много рисовал в лондонских церквях. Хорошо знал средневековую миниатюру и витраж. 1789- иллюстрации к «Песням невинности». 1798- к «Песням опыта. Это сборники коротких стихотворений. Текст и иллюстрации Блейк решает как единое целое. Печатал на одной доске в технике выпуклого офорта. (выпуклым способом печатают текст и изображение,а фон ост. белым. Оттиски раскрашивали от руки.контур не черный,а цветной. Коричневый или синий- большая мягкость.). Гравюры к книге «Брак Неба и Ада». 1790-93.гравюры словно охвачены языками пламени. Смысл многих изображений до конца не раскрыт.^ Книга ЛосаКнига УризенаЕвропа 1794.Америка 1793. Вместе с фантастическими образами можно встретить реальные сцены- лист чума в «Европе».ассоциации с Капричос Гойи. Пророческая поэма «Иерусалим». Неоконченная.гравюры то в форме заставок,то отдельные листы. Лучшие произведения Б.- графические интерпретации его собственных произведений.исключение- иллюстрации к «^ Книге Иова» и «Бож. комедии».уже в последние годы жизни. К Бож.комедии- ЭТО АКВАРЕЛИ. Свыше100. станковый характер. свободная и гибкая форма. Смелость композиций. экспрессия цвета. Приглушенная прозрачная гамма. При жизни Блейк был оценен лишь немногими. Сам он широкого признания не искал. созданные им принципы иллюстрирования подхватит Уильям Моррис.ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ. Рачсцвет пейзажа начался на рубеже веков акварели.Александр Козенс. И Козенс-млажший.Френсис Тауен. Томас Гертин. Джон Кром Старший-глава т.н. нориджской школы пейзажистов. . Непосредственное видение натуры. Свежесть цветов. Свобода исполнения. Мирная сельская жизнь. Воспевание природы- все это было уже в англ. Литературе. Поэты т.н. озерной школы- Вордсворта и Колриджа.Первостепенное значение в истории англ. пейзажа- Тернер и Констебль. Их часто противопоставляют. Констебль- обыденные мотивы англ. природы. Тернер- все неординарное и эффектное. Частое изображение катастроф в природе. ^ Билет13. Джозеф Меллорд Уильям Тернер (1775-1851) Кроме топографических видов, ландшафты с парками, марины в голландском вкусе, героические п-жи в стиле Пуссена и Лоррена, бурные кораблекрушения. 1802 – Академик. Дидона, строящая Карфаген – некая подражательность. Лорреновский свет. Битва при Трафальгаре – много кораблей. Им тесно. Переправа через ручей. Эти ранние работы еще не самобытны, вторичны и подражательны. В эти же годы – акварельные и масляные зарисовки берегов Темзы, Виндзорского замка. Топографическая живопись. Свобода от академических условностей. 1819 – в Италии. Освобождение от традиции героических п-жей Лоррена. НЕ Тоскана или Кампанья, а Венеция, где много воды. Или Везувий. Палитра – более жидкая. Похожа на акварель. В Венеции улавливает «дрожание воздуха». Очень импрессионистично. 1819 – Сан Джорджо. 1835 – «Венеция». Цикл с видами парка и интерьеры дома в Петуорте (дом лорда Эгремонта, друг). Тоже очень импрессионистично. Х.М. или темпера и гуашь на голубой бумаге. Музыкальная комната – солнце, свет, женщины (ага, что еще для счастья мужику надо?!). Интерьер в Петуорте. Потоки света дематериализую предметы. Широкие мазки.Романтик => нужен сюжет => Северное море с его меняющимися красками, контрасты холодных и теплых тонов. Метели, пожары, грозы, гибель кораблей – это ему интересно. Миражи и видения. Переход Ганнибала через Альпы, 1812. Единство цвета, света и формы = новая композиционная система. Вихри метели (не характерно для). Снопы тусклого света => спиральное воронкообразное движение, в которое затягивается все пространство между небом и землей. Стихия. Восхищение стихией и красотой рока. Тут же скудость английской традиции мифологической живописи. Далеко от Академии 1823 – Байский залив с Аполлоном и Сивиллой. Те же «вихревые мотивы» Начало 1840х – Метель на море. Метель. Остов корабля и рыбачья лодка. Вихрь. Но он зависает и никуда не падает. Эмоциональное напряжение. Физическое ощущение катастрофы. Гл.мотив – порыв и скорость. Большая западная железная дорога 1844. Последний рейд корабля «Смелый»1839. Утро после всемирного потопа1843. Восход солнца1835.Билет 14. Джон Констебль 1776-1837.родоначальник европейского пейзажа Нового времени.писать для меня все равно что чувствовать. Никогда не был в Италии.род. в Саффолоке.эти места он писал на протяжении жизни.из художников особенно ценил Гейнсборо.в Лондоне учился в Королевской акадмии искусств.много копировал Якоба Ван Рейсдала и Лоррена.рисунки и этюды с натуры-впервые утверждение метода пленера.его пейзажи 1800-1810 сочетают смелое обобщение формы и цветовое богатство.-схватывал общий характер природы.эти небольшие холсты отличают целостность видения. Свобода, но вместе с тем и продуманность композиции. Богатые оттенки и тональные переходы.широкая порывистая техника.свет и цвет – важнейшие элементы образной структуры пейзажей Констебля.» Свет и тень никогда не стоят на месте»- Констебль)большое внимание К. уделял изображению неба. Есть отдельные этюды с небом. Часто на обороте работ он отмечал время создания ,температуру и направление воздуха . Констебль стремился к сочетанию натурного видения и традиционной законченности.работы не сразу получили признание , хотя за Белую лошадь он получил звание причисленного к Академии.однако ее членом он стал только через 10 лет.1820-перелом в творчестве.еще большая свобода исполнения и большее единство восприятия мотива и его воплощения. Сближение натурного и картинного видения – Телега для сена 1821.есть второй вариант . он более сдержан. Обе работы показаны на Салоне 1824 в Париже.там он получил Зол.медаль.Делакруа назвал его «славой Англии». Впоследствии К. неоднократно выставлял свои работы в Париже.в 1820-е формат его полотен укрупняется. Монументальная концепция природы. Возвеличивание обычногомира.1820-е расцвет творчества. Расширяет круг своих мотивов.пейзажи морского побережья в Брайтоне. Лаконизм композиций. Широкая пространственность. Обобщение формы. Колористическое единство. Много видов собора в Солсбери.пишет его издали.собор воспринимается в единстве с ландшафтом. Поздние работы (30-х гг)более драматичны. Болезнь и смерть жены. Пейзаж выражает собственное душевное состояние мастера. Замок Хэдлей. Драматичный образ мрачной руины. В этих работах уже нет людей. Виды Стоунхенджа. Выполнены незадолго до смерти.умер в 1837. не оставил в Англии учеников и последователей. На континенте, особенно во Франции, его искусство стало ориеньтром для многих художников последующего поколения. Малверн-холл1809.Флефордская мельница со стороны шлюза 1811.Флетфордская мельница(вид на судоходной реке)1817. Стрэтфордская мельница 1820.Телега для сена 1821.Прыгающая лошадь. Эскиз 1825.Брайтонский пляж 1824.СОБОР В Солсбери 1823. др. вид-1827.Собор в Солсбери после грозы1831. Билет 15.немецкий романтизм. В Германии романтизм обнаруживает большую концептуальную и формальную неоднородность, чем в других странах.в отл. от Франции, в Германии не было революц. традиции. Немецкий романтизм не затрагивает современные проблемы. Идея свободы тем не менее является одной из основных. Людвиг Тик- один их характерных представителей немецкого литературного романтизма. Гегель:» «единственный путь к свободе для современного человека- это уйти в свои душевные переживания ». внутренний мир явл. содержание романтического искусства. Шеллинг: «искусство в деле воспроизведения бесконечного стоит на равной высоте с философией…картина открывает интеллектуальный мир». Рубеж 18-19 вв. в Германии- религиозное возрождение. Новалис «Христианство и Европа»(Н.- поэт раннеромантической эпохи).Шлейермахер:»Речи о религии». Утверждение божественной сущности мира.Фихте: «искусство формирует целостного человека. Оно обращается к душе». Т.е немецкий романтизм имел очень сильную религиозную основу.Шеллинг оказал особое влияние на формирование романтизма. Причем не только в Германии. Считал природу созданием мирового духа.процесс ее творения бесконечен. Физический и духовный мир в его представлении равно одухотворены. Искусство призвано объединить духовное и чувственное. Пантеистические представления были традиционны для немцев.они восходят в частности к взглядам Якоба Беме(нач.17 века)- интерес к нему был характерен жля эпохи.взгляды Беме о единстве Бога и природы.важную роль в формировании романтической эстетики сыграли члены т.н. йенского кружка. 1797. братья Шлегели. Вильгельм Вакенродер. Л.Тик. Новалис. к ним близок Шеллинг. Теория романтизма была ими сформулирована в статьях( в частности в журнале «Атенеум».. члены кружка противопоставляли рационализму культ чувства.среди йенцев особую роль играют символы и аллегории. Каждое произведение несет в себе смысл. Далеко выходящий за пределы представленного образа. В искусстве доминирующая роль отводилась музыке.именно она, более чем другие искусства раскрывает перед человеком беспредельность Универсума. Новалис даже предлагал смотреть картины только в сопровождении музыки. Шлегель отметил, что каждая подлинная картина должна быть иеруглифом. Вопрос только должен ли сам художник создавать свою аллегорию или должен примыкать к старым символам. Эти слова были сказаны в начале1800-х и они характеризуют 2 пути нем. романтизма.к первому относятся Рунге. Фридрих. Ко второму- назарейцы. ^ Билет17. Филипп Отто Рунге 1777-1810. первым выразил романтическое мироощущение. Род. на севере Германии.уч. в Копенгагенской Академии.т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.