Реферат по предмету "Разное"


10. 02. 19 – теория языка

10.02.19 – теория языка Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138 Цель программы-минимум: определить тематический состав базовых знаний по теории языка, необходимых кандидату наук по данной специальностиЗадачи: представить структуру теории языка как научной и учебной дисциплины, исследующей вопросы онтологии языка в качестве уникального феномена общественного бытия, роли языка в коммуникации и познании, принципов строения языка как семиотической системы особого рода; представить основные разделы современного языкознания в системах соответствующих понятий, в исторической логике развития отдельных направлений и дисциплин и их методологий, в иерархии проблем и результатов исследования языка применительно к потребностям общественной практики; показать мировоззреническое, методологическое и культурно-образовательное значение теории языка в системе лингвистических дисциплин, а также в преподавательской, исследовательской, редакторской, переводческой практической работе.Требования к уровню знаний экзаменуемого соискателя ученой степени по специальности 10.02.19 - теория языка: Соискатель обязан знать основные направления, концепции и терминологию современного языкознания, в том числе классические и обобщающие теоретические труды по базовым направлениям и дисциплинам. Соискатель обязан обладать навыками критического лингвистического мышления, профессионального анализа лингвистических теорий, методов и исследовательских результатов. Соискатель обязан понимать связь языкознания с другими филологическими и гуманитарными дисциплинами, а также связь языкознания с историей и культурой своей страны и мира. Соискатель обязан ориентироваться в истории языкознания и отдельных лингвистических дисциплин. Соискатель обязан ориентироваться в текущей лингвистической литературе, в научной лингвистической периодике, в имеющейся справочной и библиографической литературе.1. Введение 1.1. Онтологическая природа языка в качестве класса знаковых систем, выступающих как основное средство коммуникации, как феномен сознания и как общественное явление в его отношениях к социальному бытию, коллективному и индивидуальному сознанию человека. 1.2. Структура языкознания. Основные оппозиции, определяющие структуру лингвистики: 1) языкознание общее и частное; 2) синхронное и диахроническое; 3) внутренняя и внешняя лингвистика; 4) теоретическое и прикладное языкознание. Основные общелингвистические дисциплины: сравнительно-историческое языкознание (компаративистика); ареальная лингвистика и лингвистическая география; структурная типология языков и лингвистика универсалий; социолингвистика и социальная типология языков; коммуникативная лингвистика (лингвистическая прагматика, теория коммуникации и теория речевых актов); психолингвистика (теория речевой деятельности), нейролингвистика и когнитивная лингвистика; лингвистика текста; этнолингвистика, лингвокультурология и лингвострановедение; математическая и компьютерная лингвистика; историография лингвистики. 1.3. Методология и методы лингвистики. Общелингвистические методологии (структурные методы, методы диахронических исследований, методы лингвистического анализа письменных источников, методы изучения устной речи, экспериментальные и статистические подходы, компьютерное моделирование). Частные методы и методики отдельных лингвистических дисциплин. 1.4. Место языкознания в кругу наук о человеке и обществе. Использование в лингвистике результатов и методов исследований в области теории коммуникации, семиотики, психологии, литературоведения, культурологии, истории, этнологии, антропологии, социологии, философии, информатики, кибернетики, математики, логики. Значение результатов и методов лингвистики для перечисленных дисциплин и отраслей знания. 2. История языкознания 2.1. Древнейшие лингво-филологические традиции мира: знания о языке в Древнем Китае, Древней Индии и в европейской античности. Грамматика Панини (V-IV в. до н.э.). Семиотические идеи античной философии. Спор о природе имен в Древней Греции (теория "фюсей" и теория "тесей"). Диалог Платона "Кратил" (IV в. до н.э.). "Поэтика" и "Риторика" Аристотеля. Античное учение о тропах и фигурах. Грамматическое учение и анализ строения знаков у стоиков. Александрийская филологическая школа. "Грамматическое искусство" Дионисия Фракийца (ІІ в. до н.э.) как источник учения о частях речи и их категориях. Анонимная "Риторика к Герению" (І в. н.э.) как источник европейского учения о трех стилях. 2.2. Языковые ситуации и лингвистическая идеология, характерные для Средних веков. Культурно-религиозные надэтнические языки (латынь, греческий, церковнославянский) и народные местные языки, их социальный статус и взаимоотношения. Философский спор номиналистов и реалистов о природе универсалий (общих понятий) и их обозначений. Знания о языке в Средневековой Европе. 2.3. Лингвистические идеи и интересы в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения. Гуманистическая (латинская) образованность; реставрация классической латыни гуманистами. Разработка принципов филологической критики текста (Эразм Роттердамский). Начало письменно-литературных традиций на народных языках. Деятельность европейских языковых академий, связанная с нормированием народных языков. Создание академических словарей и грамматик. Развитие внимания к разнообразию языков. Создание многоязычных словарей. Поиски "философского" логически выверенного языка ученых (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц). Концепция всеобщей рациональной грамматики. Грамматика "Пор-Рояль" (1660) . 2.4. Основные направления в развитии лингвистики ХІХ-ХХ вв. 2.4.1. История диахронического языкознания. Научные свидетельства родства языков и формирование сравнительно-исторического метода исследования языков (Ф. Бопп, Я. Гримм, Р.К. Раск, А.Х. Востоков, А. Шлейхер). Младограмматическое направление в компаративистике (с 1870-х гг.: К. Бругман, Г. Пауль, В. Дельбрюк): критика биологизма, отказ от стадиально-типологических концепций; понятие "звукового закона" и нарушающей его аналогии. Расцвет исторического языкознания на рубеже ХІХ-ХХ вв. Выдающиеся компаративисты и историки языка: Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, В. Ягич, А.И. Соболевский, А. Мейе, М. Фасмер, Е.Ф. Карский, Е. Курилович, Э. Бенвенист, О.Н. Трубачев, Вяч. Вс. Иванов, Т.В. Гамкрелидзе. 2.4.2. Становление ареальной лингвистики и лингвогеографии во 2-ой половине ХІХ в. (Г. Шухардт, И. Шмидт, М. Бартоли, Г. Венкер, Ж. Жильерон). Отказ от модели языковой семьи как "родословного дерева". Развитие представлений о языковой непрерывности, изоглоссах и идиолектах. Создание диалектологических атласов. Лингвистическая география ХХ в. (А. Мейе, В. Пизани, В. Порциг, В.М. Жирмунский, П.А. Бузук, С.Б. Бернштейн, Р.И. Аванесов, Н.И. Толстой) 2.4.3. История типологического языкознания. Типологические классификации в работах основоположников компаративистики (Ф. фон Шлегель, В. фон Гумбольдт). Типология языков в книге Э. Сепира "Язык" (1921). Стадиальная типология Н.Я. Марра и И.И. Мещанинова. Идеи лингвистической характерологии (В. Скаличка). Становление лингвистики универсалий в 1960-х гг. (Дж. Гринберг, Ч. Хоккет, Б.А. Успенский). 2.4.4. История психологического направления в языкознании. Предшественники и классики психолингвистики: В. фон Гумбольдт, Г. Штейнталь, А.А. Потебня, В. Вундт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевский, К. Бюлер. Психолингвистические идеи Л.В. Щербы. Р.О. Якобсон и его исследования афазий, детской речи, бессознательного; Якобсон о биогенетическом законе применительно к языку. Ж. Пиаже и его работы по онтогенезу речи. Концепция внутренней речи Л.С. Выготского. Работы по психологии речи Н.И. Жинкина. А.Р. Лурия и нейролингвистические методы в психолингвистике. Идеи Н. Хомского ("хомскианская революция"): постулирование врожденного характера языка, разработка моделей порождающей (генеративной) трансформационной грамматики, разграничение глубинных и поверхностных структур. Генеративистская направленность модели "смысл↔текст" (И.А. Мельчук. Ю.Д. Апресян, А.К. Жолковский). Психолингвистические работы А.А. Леонтьева, Р.М. Фрумкиной, Л.В. Сахарного, И.Н. Горелова, А.А. Залевской, Ю.А. Сорокина, Н.В. Уфимцевой, К.Ф. Седова, В.Ф. Петренко, В.П. Белянина. 2.4.5. История лингвокультурологии и этнолингвистики. Идеи В. фон Гумбольдта о влиянии языка на мировоззрение народа. Школа "Слова и вещи" (Г. Шухард, К. Фослер). Неогумбольдтианство (Л. Вайсгербер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Гипотеза "лингвистической относительности" Э. Сепира и Б.Л. Уорфа. Этнолингвистическая школа Н.И. Толстого. Этнолингвистика в Польше (Е. Бартминьский). 2.4.6. Лингвистическая философия (философия "обыденного языка" Дж. Мура и позднего Л. Витгенштейна) в качестве основы логического анализа естественного языка. Изучение роли языка в концептуализации мира (языковая картина мира и ее национальные варианты). Когнитивная лингвистика. Выявление "логики" (конвенций, "правил") использования языка в повседневной коммуникации. Логико-семантический анализ речевых актов (Дж. Остин, П. Грайс, Дж. Сёрль). 2.4.7. Структурализм как концепция языка и как лингвистическая методология. Предшественники структурализма: Ф.Ф. Фортунатов (концепция грамматической формы и грамматических классов), И.А. Бодуэн де Куртенэ (идеи различения "языка и речи", синхронии и диахронии). "Курс общей лингвистики" Фердинанда де Соссюра (1916) и его влияние на современное языкознание. Противопоставление языка и речи у Соссюра; понятие значимости в концепции Соссюра. Основные направления структурализма: функциональная лингвистика Пражского лингвистического кружка (В. Матезиус, Б. Гавранек, Й. Вахек, В. Скаличка, отчасти Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, С.О. Карцевский); глоссематика Копенгагенского лингвистического кружка (Л. Ельмслев, Х. Ульдалль, В. Брёндаль), американская дескриптивная лингвистика (Ф. Боас, Л. Блумфилд, З. Хэррис); московский структурализм (Московский лингвистический кружок 20-х гг. (Г.Г. Шпет, Г.О. Винокур, Р.О. Якобсон, М.Н. Петерсон) и его преемники: В.Н. Сидоров, А.И. Смирницкий, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, С.К. Шаумян, М.В. Панов). История машинного перевода. Формальные модели языка. Теоретическая семантика конца ХХ в. (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая) 2.4.8. Семиотические идеи Нового времени (Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Р.О. Якобсон, У. Эко, Р. Барт). Тартуско-московская семиотическая школа (Ю.М. Лотман, Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский).^ 3. Семиотическая концепция языка 3.1. Предмет и задачи семиотики. Значение семиотики для теории коммуникации, лингвистики и других гуманитарных дисциплин. Знаковый характер всех средств хранения и передачи информации в природе и обществе. Определение и структура знака: план содержания (=означаемое) и план выражения (=означающее) знака. Концепции монолатерального строения знака. Квазисемиотические явления в природе и обществе. Субзнаки (фигуры, дистинкторы, экспоненты). 3.2. Основные классификации знаковых систем. Сенсорные каналы восприятия информации и физическое (материальное) разнообразие знаков. Типы знаков в зависимости от физической природы означающего. Семиотики, использующие знаки разной физической природы. Континуум классов знаковых систем в зависимости от происхождения: 1) оппозиция биологических (врожденных) и культурных семиотик; 2) два типа культурных семиотик: естественные и искусственные знаковые системы. Различия в онтогенезе важнейших семиотик у индивида или особи. 3.3. Типы знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого в различных знаковых системах. Знаки-индексы (=симптомы), знаки-иконы (=копии) и знаки-символы в языке и в других семиотиках. Конвенциональная природа языковых знаков. Проявление неконвенционального отношения к знакам (в детской речи, в религиозном и поэтическом сознании и др.). Вопрос о звуковом символизме и его эмпирические решения. Первичная (природная) и вторичная (внутрисистемная) мотивированности языковых знаков и ее виды. Различия между семиотиками в характере и степени мотивированности плана выражения знаков. Различия между классами знаковых систем семиотического континуума в соотношении знаков-индексов, знаков-копий и знаков-символов. 3.4. План содержания и функциональные возможности различных знаковых систем. Различия между классами знаковых систем семиотического континуума в характере и объеме передаваемой информации; в надежности передачи информации; в способности изменяться; в составе выполняемых функций в жизни людей или животных. План содержания знаковой системы языка (языковой семантики). Языковая картина мира и ее антропоморфный характер. Языковые значения и концепты. Отличие языковой картины мира от обыденного сознания, художественного сознания и научных картин мира (физической, биологической и др.). Аспекты плана содержания знака: денотативный аспект (=сигматика), парадигматический аспект (=семантика), синтагматический аспект (=синтактика), прагматический аспект (=прагматика). 3.5. Типы строения знаковых систем в природе и обществе. Одноуровневые и неодноуровневые семиотики. Различия между классами знаковых систем семиотического континуума в их уровневом строении. Уровневое строение языка.4. Структура плана выражения и плана содержания языка 4.1. План выражения языка. Дихотомия устной и письменной субстанций плана выражения: звуки (аллофоны) и фонемы, слоги; буквы, знаки препинания. 4.2. План содержания языка: многоуровневая иерархия систем языковых значений. Основные классы значащих (имеющих значение) единиц: 1) морфема; 2) лексема (и фразема); 3) словообразовательная модель; 4) синтаксическая модель словосочетания; 5) структурная схема (=предикативная основа, синтаксическая модель) простого предложения; 6) структурная схема (синтаксическая модель) сложного предложения. 4.3. Уровневое строение языка. Проблема определения состава уровней. Качественное своеобразие отдельных уровней. Взаимодействие и корреляция уровней языковой структуры. Проявления межуровневого изоморфизма. 4.4. Системный характер плана выражения и плана содержания языка. Понятие о значимости в концепции Соссюра. Теория оппозиций Н.С. Трубецкого и ее значение для исследования фонологии, грамматики, лексики, а также других гуманитарных объектов. Принципы классификации оппозиций: 1) оппозиции чистые и смешанные; 2) оппозиции бинарные, тернарные и четырехчленные; 3) оппозиции привативные, эквиполентные и градуальные; 4) оппозиции пропорциональные и изолированные. Привативные оппозиции в фонологии, грамматике, лексике, стилистике. Взаимоотношения маркированного и немаркированного членов привативной оппозиции. Парадигматические и синтагматические взаимоотношения между языковыми единицами в фонологии, грамматике, лексике. Своеобразие системной организации основных уровней языковой структуры (фонологии, лексики, грамматики) с учетом следующих признаков: 1) простота – сложность системы; 2) степень детерминированности – вероятностности (стохастичности) системы; 3) статичность (устойчивость) – динамичность системы. 4.5. Единицы языка и единицы речи: фонема – аллофон (звук), графема – аллограф, морфема – алломорф, лексема – аллолекса, семема – аллосема, структурная схема предложения (модель предложения) – высказывание. Отношение языка и речи к норме. 4.6. Языковая семантика как отражение в языке объективной действительности. Типы языковых значений. Элементарные (=реализуемые в отдельных словоформах) значения: грамматические, словообразовательные, лексические. Типы граммем (=элементарных грамматических значений): 1) оппозиция словоизменительных (=собственно грамматических) и классификационных (=лексико-грамматических) значений; 2) оппозиция синтаксических (=реляционных, =синтагматически обусловленных) и несинтаксических (=нереляционных) значений; 3) оппозиция внутриязыковых и внеязыковых граммем. Типы лексических значений: прямое (=номинативное), переносное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное значения. Полисемия и типы переносных значений. 4.7. Звуковая организация языка. Уровень звуковых смыслоразличительных единиц: система сегментных (фонетико-фонологических или слоговых) и супрасегментых (акцентологических и интонационных) средств. Дифференциальный фонологический признак как минимальная нелинейная смыслоразличительная единица. Фонологическая система и ее подсистемы. Синтагматика (дистрибуция) фонем. 4.8. Морфемика и словообразование. Классы морфем. Морфонология и морфонемы. Различие между словоизменением и словообразованием. Словообразовательный (под)уровень языка как система способов словопроизводства и система словообразовательных моделей (типов) деривации обозначений. Своеобразие словообразовательных значений (в сравнении с грамматическими и лексическими значениями). Парадигматика и синтагматика морфем. 4.9. Грамматический уровень языка как система грамматических значений и система средств их выражения. План содержания грамматической системы языка: категории морфологии; семантика синтаксических моделей (синтагм, предикативных и полипредикативных структур). Особенности отражения мира в грамматической семантике (в сопоставлении с лексической семантикой). Различия в составе грамматических категорий по языкам мира. Средства выражения грамматических значений. Грамматические способы. Предложение как автономная единица языка и высказывание как часть текста. Актуальное членение предложения. Парадигматические и синтагматические отношения в синтаксисе. Сверхфразовое единство (≈сложное синтаксическое целое) и лингвистика текста. 4.10. Лексика и фразеология как уровень номинативных единиц (лексем и фразем). Парадигматические и синтагматические отношения в лексике. Типы слов (грамматические разряды слов; самостоятельные и служебные слова; апеллятивы и онимы; обозначения и междометия). Коннотации как часть прагматики слова. Устойчивость и идиоматичность как взаимно независимые и градуальные свойства фразем. Фразеология как наука о лексической сочетаемости лексем. Фраземы и их типы. Лексическая система и ее подсистемы: части речи, тематические группы слов, словообразовательные объединения слов (словообразовательные гнезда; слова, принадлежащие одной словообразовательной модели); лексико-семантические группы; антонимы, синонимы, паронимы, омонимы, гиперонимы, гипонимы, гетеронимы; меронимы; слова, связанные сетевыми, циклическими, фреймовыми отношениями, и др.). 4.11. Концепция и методы интегрального описания языка в семантической школе Ю.Д. Апресяна. 5. Структурная типология языков и лингвистика универсалий 5.1. Предмет и задачи лингвистической типологии. Основные направления типологических исследований: 1) структурные типологические классификации; 2) характерология языков; 3) выявление универсалий и фреквенталий; 4) сопоставительные и контрастивные исследования языков. Соотношение генеалогической и типологической классификации языков. 5.2. Принципиальная общность и сходные черты языков мира. Генетические, ареальные и типологические факторы, обусловливающие сходство языков. Природа универсальных и типологически сходных явлений в языках. Способы систематизации языков по сходству и соответствующие им классы языков: языковая семья, языковой союз и языковой тип. Классы типологических сходств: типологическая закономерность, языковой тип, лингвистическая универсалия. 5.3. Универсальные явления в языках мира. Методы выявления лингвистических универсалий. Принципы систематизации универсалий: 1) универсалии индуктивные и дедуктивные; 2) абсолютные и статистические; 3) простые и импликационные; 4) языковые и речевые (психолингвистические); 5) статические и динамические (диахронические); 6) поуровневая систематизация универсалий; 7) семиотические универсалии (универсалии, обусловленные принадлежностью языка к знаковым системам). 5.4. Фонетико-фонологическая и просодическая типология языков и важнейшие универсалии, относящиеся к звуковой организации языков. Типы строения слога. Слоговые и неслоговые (фонемные) языки. Вокалические и консонантные языки. Распространенные и редкие классы звуков. Типы звуковых цепей. Типологические различия между языками в составе и характере супрасегментных (просодических) средств языка. Тонические и атональные языки. 5.5. Морфологическая типология языков и морфологические универсалии. Аналитические, синтетические, полисинтетические (=инкорпорирующие) языки. Агглютинация и фузия как два типа морфологической организации слова. Количественные методы в определении степени аналитизма – синтетизма и агглютинативности – фузионности языков. 5.5. Синтаксическая типология языков и синтаксические универсалии. Контенсивная типология. Типология порядка слов в предложениях и синтагмах. Синтаксические универсалии. 5.7. Лексическая типология и характерология языков. Признаки, значимые для характерологии лексических систем. Лексические и лексико-семантические универсалии.6. Социальная лингвистика. Социальная типология языков и языковых ситуаций 6.1. Предмет и задачи социальной лингвистики (в отличие от социологии языка). Оппозиция "внешней" и "внутренней" лингвистики у Ф. де Соссюра. "Социолингвистическая переменная" как операциональная единица социальной лингвистики. Классы социолингвистических переменных. Направления в социолингвистических исследованиях. Методы социолингвистики: наблюдение, включенное наблюдение, устное интервью, анкетирование, тесты. 6.2. Своеобразие языка как общественного явления. Место языка в структуре общественного бытия и общественного сознания. Понятия "функции языка" (и смежные понятия), "функциональная лингвистика", "функция языковой единицы". Социальные функции языка / речи и их иерархия: коммуникативная, познавательная, побудительная (регулятивная), эмотивная, фатическая, метаязыковая, эстетическая (поэтическая) функции. 6.3. Общенародный (=этнический, или национальный) язык и формы его существования (т.е. варианты языка): территориальные, социальные и функциональные варианты, литературный язык. Природа вариативности языка. Природа и социально-психологические и лингвистические черты языковой нормы. Различия между языками в степени стандартизированности (нормированности). Закономерности сложения литературных языков. Кодификация литературного языка, ее субъекты и методы. 6.4. Язык и культура. Культурное и природное в языке. Общечеловеческий, интернациональный (=региональный) и этнический (национальный) культурные компоненты в языковой семантике. Классы различий между языками, обусловленные различием культур. Гипотеза "лингвистической относительности" Э. Сепира и Б.Л. Уорфа и экспериментальные подходы к ее верификации. Национально-культурная специфика речевого поведения. 6.5. Язык и религия. Семиотические механизмы сложения представлений о сакральности (святости) языка (неконвенциональная трактовка знака в религиях Писания). Религиозные факторы в социальной истории языков. Основные коллизии исторического бытования сакральных текстов. 6.6. Расы, этносы (народы, нации), языки. Соотношение этнической, лингвистической и политической карт мира. Историческая динамика в количественном соотношении языков, народов и государств. Факторы, формирующие этнос, их иерархия и степень обязательности. Этническая самоидентификация (самосознание) и языковая самоидентификация человека и социума в ряду основных размерностей личности и общества. Этническое самосознание людей как определяющий признак этноса (нации). Факторы, трансформирующие диалект в язык. 6.7. Типология языковых ситуаций в аспектах диахронии, геополитики и социолингвистики. Признаки языковых ситуаций, значимые для их типологии. Языковые ситуации в доисторическое (бесписьменное) время. Культурно-религиозное двуязычие феодальной поры в разных регионах земного шара. Великие географические открытия и их последствия для языковой карты мира. Языковые ситуации развивающихся стран мира после развала колониальной системы. Этническое (национальное) и культурное двуязычие. Диглоссия как особый вид культурного двуязычия. Причины редкости сбалансированных (равновесных) языковых ситуаций. Языковые аспекты процесса глобализации. 6.8. Языки межэтнического общения. Модели сложения языков-посредников. Лингва франка, койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Мировые языки (=рабочие языки ООН) и международные языки. Типология искусственных языков-посредников (типа эсперанто), созданных по образцу естественных языков. Искусственные информационные языки (поисковые и логические). Системы международного смыслового письма (пазиграфии). 6.9. Языковая политика. Объекты и субъекты в языковой политике. Возможные цели языковой политики в одноязычном и многоязычном социуме. Типология государственных стратегий и национально-языковых идеологий и мифологий в регулировании взаимоотношений этносов и языков. Методы языковой политики. Аспекты юридической регламентации национально-языковых отношений и границы действия законов о языке. Юридический спектр подходов к миноритарным языкам: от наибольшего благоприятствования до запрещения. Законы о языке и права человека. Административная практика и финансово-экономические рычаги в национально-языковой политике. 6.10. Социальная (коммуникативная / функциональная) типология языков. Признаки, значимые для социолингвистической типологии языков. Геополитические факторы в судьбах языков. Коммуникативные ранги языков: мировые языки, международные, государственные (национальные), региональные, местные. Различия между языками в их юридическом статусе. Дипломатические ранги языков. Учебно-педагогический статус языка (язык обучения; язык как предмет преподавания; "иностранный язык", "классический язык"). Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра. Типы нормативно-функциональных укладов языков. Литературный язык и его нормативно-стилистическая система. Типологические различия между литературными языками. Факторы, определяющие своеобразие литературных языков7. Психолингвистика (теория речевой деятельности) 7.1. Психолингвистическая концепция языка /речи: язык как устройство для осуществления речевой деятельности (=для порождения и восприятия текста). Основные объекты психолингвистики: 1) структура языкового сознания; 2) закономерности порождения и восприятия текста; 3) онтогенез речи; 4) билингвизм и закономерности овладения неродным языком; 5) речевые расстройства. 7.2. Методы психолингвистики: 1) наблюдения над индивидуальной речевой деятельностью (ребенка, билингва, афатика; наблюдения над речевыми сбоями; интроспекция); 2) экспериментальные исследования: вербальных ассоциаций; процессов порождения и восприятия речи; 3) нейролингвистические ("экспериментально-патологические", в терминологии А.Р. Лурия) методы исследования механизмов речевой деятельности (в ходе диагностики речевых расстройств, лечения и восстановительного обучения). 7.3. Психофизиологические (мозговая) организация речевой деятельности. Речевые центры мозга (центр Брокá, центр Вéрнике). Функциональная асимметрия полушарий мозга и ее проявления в речевой деятельности. Патология речи и ее виды: 1) афазии; 2) расстройства речи при общих психических заболеваниях и пограничных состояниях; 3) расстройства речи, связанные с повреждением речевого или слухового аппарата. Виды афазий: синтагматические и парадигматические расстройства процессов порождения и понимания речевых сообщений. 7.4. Основные этапы процесса порождения речи. Концепции латентных фаз порождения речи: 1) черты "внутренней речи" в концепции Л.С. Выготского; 2) концепция Н.И. Жинкина: речемыслительный процесс как иерархия кодовых переходов (преобразования) информации; 3) концепция А.Р. Лурия: парадигматические и синтагматические компоненты процесса порождения высказывания; 4) концепции Н. Хомского: переход от глубинных (ядерных) структур путем их трансформации к поверхностным синтаксическим структурам. Основные характеристики и этапы процесса восприятия речи. Связь и асимметрия процессов порождения и восприятия речи. Основные этапы и черты процесса восприятия речи. Связь процессов порождения и восприятия речи. Вопрос о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) в речевой способности человека. 7.5. Язык и сознание. Роль речи в протекании основных познавательных процессов (восприятие, представление; формирование понятий и суждений; дискурсивное мышление и операции логического вывода; запоминание и припоминание). Несводимость познания к речемыслительным процессам. Виды невербального мышления. 7.6. Детская речь. Соотношение онтогенеза, филогенеза языка, распада и восстановления речевой способности человека. Открытие Ж. Пиаже эгоцентрического характера речи ребенка. Основные этапы и закономерности онтогенеза языковой структуры, речевых функций и коммуникативной компетенции человека. Этапы развития значения слова в онтогенезе. 7.7. Индивидуальное двуязычие (билингвизм) с точки зрения психолингвистики. Признаки, значимые для психолингвистической классификации билингвизма: 1) автономность (=координативность) и совмещенность; 2) симметричность и асимметричность; 3) рецептивность и продуктивность. Психолингвистические механизмы смешения языков. Интерференция и ее виды. Гиперкорректность. Интерференция при восприятии текста. 7.8. Психолингвистические методы в исследованиях лексики и грамматики (за пределами психолингвистики). Ассоциативные словари и их назначение.8. Коммуникативная лингвистика (теория речевого общения) 8.1. Лингвистическая прагматика как дисциплина, изучающая функционирование высказываний в общении, с учетом взаимоотношений между высказыванием, участниками общения и контекстом (ситуацией). Компоненты коммуникативного акта (говорящий, адресат, содержание общения (включая пресуппозиции), цель высказывания, речевой и ситуативный контекст, характер взаимоотношений между коммуникантами) и соответствующие им категории высказывания: дейксис, локализация, модальность, оценка, эмотивность; информативность, экспрессивность, актуальное членение, доступность для понимания; социально-этикетная сторона речи: уместный стандарт вежливости, формы обращения, адекватный стилистический регистр. 8.2. Виды прагматических значений языковых единиц: дейксис, модальность, экспрессия, оценка (денотативная и коннотативная), стилистическая маркированность. Ш. Балли о различении диктума и модуса высказывания. Типология модальных значений: 1) грамматическая модальность (индикатив, императив, конъюнктив, оптатив и их разновидности); 2) лексическая модальность: телеологическая (в зависимости о цели высказывания: побудить адресата к действию, спросить, запретить, предупредить, подавить агрессивные намерения и др.), деонтическая (значения 'дóлжно, обязан', 'нельзя, запрещено', 'можно, не запрещено', 'разрешено'); аксиологическая (значения 'хорошо', 'лучше', 'плохо', 'хуже' и т.п.); алетическая (значения 'возможно', 'верно', 'мало вероятно', 'истина', 'ложь, неправда' и т.п.); эпистемическая (значения 'знаю', 'допускаю', 'верю', 'уверен' и т.п.). 8.3. Речевое поведение и его детерминанты. Закономерности коммуникативной деятельности говорящего. Ролевое поведение в коммуникации. Иерархия поведенческих ролей человека (роли статусные, позиционные, ситуативные) и их речевые маркеры. Иерархическая структура речевого поведения: речевые стратегии, тактики, речевые действия, речевые акты. 8.4. Теория речевых актов. Речевой акт как единица нормативного социоречевого поведения (Н.Д. Арутюнова). Речевые акты, их целевой и конвенциональный характер. Компоненты речевого акта: пропозиция и пропозициональное отношение (=коммуникативная установка), референция. Косвенные речевые акты. Импликатуры. Явные и скрытые цели высказывания ("иллокутивные силы", по Дж. Остину). Классификация речевых актов по Дж. Сёрлю 1976 г. (репрезентативы, директивы, экспрессивы, комиссивы, декларативы) и ее последующие модификации. Перформативные высказывания и перформативные глаголы. 8.5. Процесс коммуникации (взаимодействия говорящего и слушающего), его слагаемые и детерминанты. Коммуникативная компетентность участников общения. Пресуппозиции. Правила разговора, подчиненные “принципу сотрудничества” (“максимы” П. Грайса: максимы количества, качества, уместности, адекватной манеры речи и др.). Закономерности коммуникативной деятельности слушающего. Презумпция осмысленности речи. Эмпатия. Коммуникативные неудачи, их типы и причины. Градуальный характер понимания информации.9. Диахроническая лингвистика 9.1. Изменчивость как фундаментальное свойство языка. Оппозиция синхронии и диахронии в концепции Ф. де Соссюра. Синхронное состояние языка как результат диахронии. Сходство истории языка и онтогенеза. История языка и ареальная лингвистика. Системность диахронии. Единство выводов синхронного и диахронического языкознания. 9.2. Структура диахронической лингвистики. Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) и его основные понятия: родство языков, звуковые соответствия, праязык, языковая семья, реконструкция незасвидетельствованных форм праязыка, внутренняя реконструкция, ностратическая гипотеза, генеалогическая классификация языков. Диахронические исследования языка за пределами компаративистики. Процессы социальной истории языков. История литературных (стандартных) языков и языковых ситуаций. 9.3. Разнообразие причинно-следственных связей в истории языка. Предпосылки языковой изменчивости, связанные с синэргетической природой языка. Вариативность речевых реализаций структуры языка как предпосылка языковой изменчивости. Языковой контакт и взаимовлияние языков как главный фактор их структурных изменений. Языковые антиномии как постоянные факторы изменений в языке. Социально-исторические и психологические факторы в истории языков. Языковые изменения, связанные с "фактором экономии". Сознательное ("договорное") начало в истории языков. 9.4. Образование языков и диалектов как результат этнических миграций и дивергентно-конвергентных языковых процессов. Модель "родословного дерева" языков в компаративистике ХIХ в. "Теория волн" И. Шмидта (1872). Ареально-хронологические модели смешения языков (теория языкового субстрата и суперстрата). Важнейшие и конвергентные процессы в истории языков. Индивидуальный билингвизм как модель языкового контакта. Интерференция как "первотолчок" и психолингвистический аналог смешения языков. Процесс заимствования и его основные детерминанты. "Языковой союз" как результат конвергенции языков-соседей. 9.5. Закономерности изменений на разных уровнях языковой структуры. Причины, характер и классы изменений в фонетико-фонологической и просодической организации языка; в грамматике; в лексике и фразеологии. Темпы языковых изменений. Различия в скорости звуковых, грамматических и лексических процессов. Неравномерность развития родственных языков. Неравномерность развития отдельного языка в разные исторические периоды. Вероятностный характер языковой динамики: необходимость и случайность в языковых изменениях. Универсальное в истории изменений языковых структур. Гипотезы единого "глоттогонического" процесса в грамматической эволюции языков. Диахронические универсалии. 9.6. Своеобразие языков на разных ступенях социальной истории народа. Языки первобытнообщинного мира. Создание письма и распространени


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.