Реферат по предмету "Психология"


Дж. Уотсон. Выработка реакции страха. Опыты с маленьким Альбертом

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 
Технологическийинститут
Федеральногогосударственного образовательного учреждения высшего профессиональногообразования
«Южныйфедеральный университет»
Творческаяработа по общей психологии
на тему:
Дж.Уотсон. Выработка реакции страха. Опыты с маленьким Альбертом
выполнила студентка II курса
гр. Псв-168 Осинцева Т.В.
Проверила: Истратова О.Н.
Таганрог
2009г.

 «Яникогда не хотел проводить опыты на людях.
Мне самомувсегда претило быть подопытным.
Мненикогда не нравились тупые, искусственные инструкции,
которыедаются испытуемым.
В такихслучаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно…»
Дж. Уотсон
Дж. Уотсон, американский психолог, первым попытался изучить врожденныеэмоциональные состояния человека. Эксперимент ставится на мальчике Альберте.Альберт, является 11-ти (по некоторым данным 9-ти[1])месячным ребенком, сыном сотрудницы Дж. Уотсона (по другим сведениям крошкаАльберт был сиротой[2]). Это уже не младенец.Альберт может иметь определенный опыт в своей жизни. Проведенный эксперимент навосприятие пространства не может стать показательным на все 100%. Ребенкакладут на поверхность стола, середина которого прозрачная, на другом концеребенка подзывает мама. В эксперименте ребенок подползает к прозрачному участкустола и начинает испытывать беспокойство и т.п. Если ребенок за 11 месяцев ужеимел опыт падения, то он мог запечатлеть его и высота для него становитсяочевидной угрозой для жизни. Поэтому, подползая к стеклу, через которое можнопопасть к маме, он эмоционально выражает ощущение страха. Эксперимент,связанный с неожиданным выдергиванием матрасика из-под ребенка вообще нельзявоспринимать как объективную оценку чистого эмоционального состояния, какреакцию на потерю опоры. При выдергивании матрасика у ребенка могло возникнутьболевое ощущение от трения или падения с матрасика, что привело к крику иплачу.
Но если взять ребенка без опыта падения, то у такого ребенка возможно небудет возникать чувство страха перед высотой или другой опасностью. В различныхмультфильмах («Осторожно, обезьянки!») сатирах Бидструпа («Познание мира»,«Родительские переживания» и д.р.), в кинофильмах («Младенец на прогулке,или ползком от гангстеров»), наглядно иллюстрируются как младенец, незадумываясь, может ползти по узкой доске без страха высоты, перейти черездорогу с движущимися автомобилями, не испытывать дискомфорта от громких звуков.Подталкивая своего 5ти месячного ребенка, который лежал животом на кровати, подстопы, я увидела, что он испытывает интерес и продолжает ползти к её краю. Онпродолжал отталкиваться от моих рук даже тогда, когда его тело почти наполовину было в воздухе. Провести эксперимент в лабораторных условиях у менянет возможности, но могу сказать точно, что ребенок 5ти месяцев абсолютно не испытывалстраха высоты, страха падения с кровати.
Навешивание железного бруска над кроватью ребенка и удар по бруску изовсех сил приводит к реакции, где у ребенка начинается прерывистое дыхание, азатем плач. Дж. Уотсон характеризует эту реакцию как страх или испуг в ответ набезусловный стимул. Но если мы воспримем звук[3] не как абстрактноезвучание, а как физическую волну, воздействующую на еще не окрепший организм,на тонкий слух, то плач можно рассматривать как ответ на болевой шок от силывоздействия волны. Боль является следствиемфизического воздействия, а не эмоциональной составляющей. Когда звуковые волныдостигнут нашего уха, они заставляют колебаться его барабанную перепонку. В тотмомент, когда до барабанной перепонки уха доходит часть звуковой волны, вкоторой воздух сгущен, последний оказывает давление на барабанную перепонку, иона несколько прогибается внутрь. Когда же до барабанной перепонки доходитчасть звуковой волны, в которой имеет место разрежение воздуха, то поддействием этого разрежения барабанная перепонка выгибается несколько наружу.Так как в звуковой волне сгущения и разрежения воздуха следуют все время другза другом, то, следовательно, барабанная перепонка будет то прогибаться внутрь,то выгибаться наружу. Чем больше амплитуда колебаний волны и чем ближе мынаходимся к источнику звука, тем больше энергии дойдет до нашего уха, темсильнее будет испытываемый болевой шок.
А если звуковая волна войдет в резонанс с сердцебиением, то пульсацияможет усилиться до такой степени, что вполне вероятен летальный эффект. В миресуществуют звуки, влияющие на нервную систему и приводящие к необоснованномустраху. Например, звук низкой частоты (ниже 20 Гц) вызывает тошноту и звон вушах, а также ухудшение зрения и безотчетный страх. Воздействие можетусилиться, если оба колебания совпадают по фазе и частоте. Мускулы, циркуляциякрови, нервы – все приводится в движение силой вибрации, поэтому тело человекаявляется живым звуковым резонатором. При уровне интенсивности свыше 150 дБвозможна акустическая травма внутреннего уха, а также разрыв легочной ткани,отек миокарда, деструктивные изменения клеток печени и поджелудочной железы,кровоизлияния во внутренних органах. При этом наблюдаются рвота, нарушениядыхания, глотания, пространственная дезориентация. Биологическое действиеупругих волн слышимого диапазона частот связано главным образом с наличием вокружающей среде шумов. Их неблагоприятное влияние сказывается какнепосредственно на слуховом анализаторе, так и на состоянии всего организма,звук высокой интенсивности (свыше 130 дБ) и шум могут вызвать оструюакустическую травму или при длительном воздействии медленное развитиетугоухости, а также нарушение функций сердечно-сосудистой системы,двигательного анализатора, Ц.Н.С. и других систем. Кроме того, мощное звуковоевоздействие может привести к денатурации ряда тканевых белков и повышениюпроницаемости цитоплазматических мембран. При средних уровнях интенсивности(110—130 дБ) могут возникнуть нарушение мозгового кровообращения, изменениечастоты и ритма сердечных сокращений, частоты дыхания, снижение остроты зрения,вестибулярные реакции (тошнота, головокружение). Так же известно, что у разныхлюдей порог болевой чувствительности отличается. Следовательно, результаты,проведенных экспериментов над мальчиком Альбертом и другими детьми говорят очисто индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.
Следующий эксперимент с мальчиком Альбертом тоже можно подвергнутьсомнению. Суть эксперимента заключалась в произведении громкого шума, когда ребенок тянулся к зверьку. Результатом был первоначальноиспуг, в дальнейшем фобия при виде данного зверька. Но, предположим, чторебенок не звука пугался, а реакции того животного, к которому он подползает.Если по-другому трактовать результаты эксперимента, то можно сказать, что мынаблюдаем не врожденные страхи, а приобретенные, посредством визуализации сконтактируемым объектом. Животное стало наглядным примером как надо реагироватьна данный шум.
Когда В. Мессинг «читал» информацию с рук — это было не чтение мыслей, аесли так можно выразиться чтение мускулов. В последствии было доказано, чточеловек имеет не ощущаемые для самого себя направляющие действия, когда думаето чём-либо. Клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма, аих движения не заметны не подготовленному глазу. Тоже самое можно сказать и озверьках. В эксперименте Дж. Уотсона крыса могла вырабатывать такие импульсы, аребенок, подобно В. Мессингу, «считывать» её мысли на расстоянии. Это возможнопотому, что маленькие дети воспринимают все более чутко, в отличие от взрослых,т.к. сознание и память не «забиты» информацией. Поведение зверька, который немог не отреагировать на громкий звук, стало примерной реакцией на данноесобытие. А если бы мы провели другой эксперимент, в котором ребенок будеттянуться не к зверьку, а к неодушевленному предмету, например яркой инезнакомой игрушке. Тут уже наверняка он не увидит реакции со стороны предметаи теперь уже не факт, что во время произведения громкого шума ребенокотреагирует на него. Теперь в поле его внимания есть точка фиксации (поВундту), и сознание ребенка полностью может быть поглощено стремлениемдобраться до предмета, изучить его. В качестве примера можно привести ситуациюна улице, если идут мать и ребенок. Мать держит ребенка за руку. Они проходятмимо забора, за которым внезапно залаяла собака. Что можно наблюдать со стороныв данной ситуации?
1.      Мать, имея «багаж» знаний и собственных страхов воспринимаетсобаку как угрозу, неосознанно хочет защититься и уберечь ребенка, онаодергивает свою руку и руку ребенка. Рывок может быть кратковременным, ноотчетливо воспринят ребенком как призыв к укрытию (ведь мать ужепредположительно не раз одергивала его от опасностей). А если нет опыта, когдамать одергивает из предостережения, то, почувствовав новую реакцию со стороныматери, ребенок будет испытывать только чувство интереса и удивления, но нестраха. Данное восприятие можно назвать перцепцией[4]в понимании В. Вундта.
2.      Мать идет с ребенком, не держа его за руку. Тогда при лае собакиребенок моментально смотрит на мать, как она реагирует на данную ситуацию иреагирует точно так же! Я надувала воздушный шар возле своего 5-ти месячногоребенка, и шар внезапно лопнул от перенадувания. Ребенок сразу посмотрел наменя и, увидев, что я смеюсь и весело удивляюсь, тоже улыбнулся.
Из этого следует, что эксперимент, проведенный Дж. Уотсоном не может бытьпоказательным и окончательным. Посторонний звук, может привлечь наше вниманиеили внимание ребенка и может быть охарактеризован как апперцепция по В. Вундту.
Понятие апперцепции[5] получило широкоераспространение в психологии, В. Вундт объединил в нём все три аспекта:
— осознание воспринятого,
— его целостность,
— его зависимость от прежнего опыта.
С помощью апперцепции он пытался объяснить избирательный характерсознания и поведения. Так, например, если раздающийся вблизи нас звук потрясаетбарабанную перепонку нашего уха, но до нашего сознания этот звук не доходит,тогда имеет место простая перцепция. Когда же мы обращаем на него свое вниманиеи сознательно его слышим, тогда имеем факт апперцепции. Поэтому апперцепция —сознательное восприятие известного чувственного впечатления и являетсяпереходом от впечатления к познаванию.
Эксперименты с Альбертом так никогда и не были успешно завершены. Уотсонописал это исследование как предварительное, а психологи обнаружили в егометодологии существенные изъяны. Тем не менее, результаты экспериментов сАльбертом были восприняты в качестве научного свидетельства и цитируютсяпрактически в каждом учебнике по основам психологии — причем обычно неправильно[6].Исследование 130 вводных учебников психологии, опубликованных с 1920 по 1989годы, выявило, что эксперименты с Альбертом вошли в число наиболее частоцитируемых[7]
Несмотря на то, что Альберта успешно приучили бояться белых крыс,кроликов и Санта Клауса, Уотсону не удалось отучить его от этих страхов, потомучто Альберта уже нельзя было использовать в качестве подопытного материала.Вскоре после этих экспериментов Уотсон покинул мир академической науки и большене занимался подобными проблемами.

Список использованной литературы:
1.   ИстратоваО.Н., Давыдюк Л.В. «Введение в общую психологию»
2.   Словарии энциклопедии на Академике. dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2632
3.   Оприроде звука и его свойствах www.junradio.ru/o_zvuke/o_zvuke_2.php
4.   Звуковыеволны.11-й класс. 2 ч. Гуманитарный курс
fiz.1september.ru/2002/15/no15_1.htm
5.   Биения.www.junradio.ru/o_zvuke/o_zvuke_4.php
6.   Онекоторых взаимосвязях звука и состояния человека
Статья. Опубликовано 5 Декабря, 2009
ru.wikipedia.org/wiki/Апперцепция
7.   Влияниеинфразвука на организм человека. andreyrazdrogin.narod.ru/infzvuk.html
8.   Звук- Медицинская энциклопедия. Все о здоровье сердца. www.serdechno.ru/enciklopediya/5228.html
9.   ОрешкинП. «Чтение мускулов», а не мыслей // Техника-молодёжи. 1961. № 1. с.32
10.  Шульц Д., Шульц С.История современной психологии. 1998г. Глава 9
11.  Психологическиеэксперименты. Архив рубрики «Хочу знать» www.infforall.ru/?cat=1
12.  Статья. «10 самыхжестоких опытов психологов»
vlasti.net/news/22471


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.