Реферат по предмету "Психология"


Гендерные различия в представлении чувства любви

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Березниковский филиал Кафедра психологии Гендерные различия в восприятии чувства любви Курсовая работа студентки первого курса очного отделения по специальности "Психология" группы БФ/О-


ПСХ-1-05 Трефиловой Елены Александровны Научный руководитель- преподаватель Леонтьева Татьяна Борисовна г. Березники 2006 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение….3 Глава 1. Любовь….1. Определение любви… 2. Многообразие форм любви… 3. Восприятие мужчиной и женщиной чувства любви по Бердяеву Н.А 11 Глава 2. Гендерные исследования в восприятии чувства любви…14 2.1.


Определение гендера… 2. Гендерные исследования….3. Гендерные различия в восприятии чувства любви… 20 Заключение… 23 Библиография… 24 ВВЕДЕНИЕ Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время


часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, её надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Э.Фромму , следующие обстоятельства: • большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым»,


а не «как любить», не с позиции возможности любви; • представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; • смешиваются понятия «влюблённость» и «состояние любви», [16;с.27]. Гендерные исследования в области психологии в нашей стране - это совсем новое и пока еще слабо разработанное научное направление. До начала 90-х годов в отечественной психологии почти совсем не публиковались работы, которые можно было бы рассматривать как предпосылки гендерных исследований.


Можно отметить лишь, что в последние годы увеличилось количество опубликованных работ, в которых представлены результаты изучения психологических различий между представителями мужского и женского пола, ценным в этих работах является обращение к изучению тех аспектов психологии пола, которые раньше не изучались (например, статьи С.И.Кудинова(1998),В.В.Романова(1997), Б.И.Хасан и Ю.А.Тюменевой(1997)). Несмотря на существующие различия, мужчины и женщины в психологическом


смысле очень похожи друг на друга. По данным Р.Пломина и Т.Фокса фактор пола обусловливает не более чем пять процентов от общей дисперсии показателей интеллекта, и только один процент - в параметрах вербальных способностей [9;с.109]. Можно назвать всего несколько фамилий психологов-исследователей, которые в рассматриваемый период опубликовали работы, относящиеся к направлению "психология пола".


Т.А.Репина(1984) изучала различия между мальчиками и девочками в общении, работа В.В. Абраменковой (1987) посвящена изучения половой дифференциации в межличностных отношениях в группах детей, В.Е.Каган(1987,1989) исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков, И.И.Лунин(1986) изучал культурно-исторические аспекты психологии пола, а Т.И. Юферева(1985) - образы мужчин и женщин в сознании подростков.


Слабое и одностороннее развитие проблематики психологии пола в нашей стране в рассматриваемый период может быть объяснено и рядом объективных причин. Эти причины следующие: • отсутствие адекватных концепций для анализа проблем половой дифференциации; • недостаток зарубежной психологической литературы; • выраженное идеологическое противостояние двух систем (социалистической и капиталистической), затрудняющее проникновение идей и теорий феминизма в Россию, как теоретических оснований для гендерных исследований.


Объект: Восприятие чувства любви. Предмет исследования: Гендерные различия в восприятии чувства любви. Цель данного исследования: Изучения различий в восприятии чувства любви. Задачи: 1. Провести теоретический анализ материалов по данной теме. 2. Показать различные точки зрения ученых-психологов на тему любви.


3. Описать влияние различных факторов на восприятие чувства любви. 1.Глава. Любовь 1.1 Определение любви Этот вопрос издавна интересовал человечество. Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее. Интересен тот факт, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины [15;с.87]. Любовь - непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом


которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость [15; с.17] Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности [15; с.18]. Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы [15; с.74]. Глубина любви и её видовое многообразие определяются ни одним предметом любви, но и отточенностью самой


способности любить, развитостью человеческих качеств любящего. Страсть любить, как отмечает Э.Фромм(1990), это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» [15; с.23]. Однако большая часть людей не способна развить её до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. В психоанализе, в рамках созданной


З. Фрейдом теории любви это понятие, как и большинство других, имеет сильную сексуальную окрашенность. Один из основных терминов– либидо – обозначает, по словам самого Фрейда, «энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь» . Сам З.Фрейд подчеркивает неоднозначность понятия «любовь», указывая, что им обозначают множество различных отношений. Ядро этого понятия – половая любовь.[14;с.29]


Самый простой вид любви – чувственная любовь, когда сексуальное влечение находит объект для прямого сексуального удовлетворения, и с достижением этой цели влюбленность исчезает. Такая ситуация, по мнению З.Фрейда, встречается нечасто, так как влечение существует и в промежутках между сексом. Часто возникает феномен сексуальной переоценки, которая распространяется и на телесную, и на психологическую область и выражается в слабости суждения о совершенствах сексуального объекта.


Некритичность и высокая оценка качеств объекта сочетаются с готовностью подчиниться этому объекту и поверить любым его суждениям. Авторитет объекта во многом порождается такой доверчивостью любви, идеализация создает ошибочное суждение, и иногда объект может заменить недостигнутый Я-идеал.). Такая замена легче происходит в случае несчастной любви, поскольку сексуальное удовлетворение понижает сексуальную переоценку.[14;с.29] Э.Фромм, один из знаменитых последователей психоанализа, рассматривает


не половую, а братскую любовь. Он называет любовь единственной страстью, удовлетворяющей потребность человека в единстве с миром и обретении чувства целостности и индивидуальности, и определяет любовь как «единство с кем-то или чем-то вне самого себя при условии сохранения определенности и целостности собственного Я». Любовь делает ненужным существование иллюзий. В акте любви человек, сохраняя свою уникальность, одновременно объединяется со всем сущим.


Источник любви – противоречие отдаленности и единства. Любовь, по мнению Э.Фромма, является выражением продуктивной ориентации в сфере чувства. Парадокс любви в том, что два человека, оставаясь двумя, становятся при этом одним.[16;с.36] 1.2.Многообразие форм любви Э.Фромм выделяет пять видов любви. Продуктивную любовь к равному он называет братской любовью. Она лежит в основе всех других видов любви. Под ней понимаются забота, ответственность, уважение и


понимание любого другого человека, а также стремление помогать ему в его жизни. Для братской любви характерно отсутствие исключительности, это любовь ко всем людям, любовь равных. В отличие от нее, в случае материнской любви существует неравноправие взаимоотношения партнеров, потому что ребенок зависит от матери. Необходимым условием его развития является увеличение своей независимости от матери вплоть до того момента, когда он перестанет в ней нуждаться.


Третий вид любви - эротическая любовь. В отличие от братской любви, относящейся ко всем людям, а также материнской, направленной на ребенка и любого, кто нуждается в помощи, эротическая любовь направляется на одного человека (обычно противоположного пола). Предмет желания здесь – единство и слияние с этим человеком. При отсутствии здесь братской любви и наличии в качестве мотивировки только желания слияния следует


говорить о желании без любви, проявляемом, по мнению Э.Фромма, в садизме и мазохизме. Садомазохизм часто смешивают с любовью; особенно это касается именно мазохизма, так как принято думать, будто жертвы и готовность ради любимого полностью отказаться от самого себя являются образцом «великой любви». Проявления садизма под видом любви выражаются, например, в управлении другим человеком, когда утверждается, будто это делается ради его блага.


Четвертый вид любви – любовь к себе. Она является противоположностью эгоизма, который коренится именно в недостатке любви к себе. Это утверждение противостоит распространенному убеждению, что любить себя грешно, а любить других – добродетельно. Любовь к одному человеку, в том числе и к себе, не может существовать без любви к человеку как таковому. Поэтому эгоист, не умея любить других, не умеет при этом любить и самого себя. Любовь к богу как пятая форма любви имеет множество разных проявлений с различными свойствами,


как, впрочем, и любовь к человеку. В основе религиозной формы любви, как и любой другой, лежит чувство отдаленности и стремление преодолеть вызванное им отчаяние путем единения.[16;с.68] Подлинная любовь – это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьба для развития и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить.


Если любить - это значит иметь установку на любовь ко всему, если любовь – это черта характера, она должна присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в своей профессиональной деятельности и, кроме этого, любовь должна присутствовать в отношении ко всему окружающему миру, ко всем проявлениям жизни. Любовь – одна из немногих сфер, в которой человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную


незаменимость. Здесь он - высшая ценность, высшее значение. Именно потому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Необходимо отметить и то, что любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать: работать, даже совершать зло,


но не любить) – ни другого, ни себя. Любовь – дело свободной инициативы, она основа самой себя. У неё нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты!


В ней можно быть только чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни.


Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь – это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте. Наша современная раскованность и даже распущенность в пропаганде секса, культ изощрённой эротики приучают


современного человека поклоняться тому в любви, что в ней является вторичным и подчинённым духовно-нравственному и эстетическому началу. Какое бы счастье не приносило сексуальное общение, всё же «звёздная вершина» любви – в духовной гармонии, сердечной близости, и абсолютной незаменимости любимого человека, тогда как в сексе замена вполне возможна. Сейчас – будь то художественная литература, искусство, религия или философия – нужно, прежде всего, будить в человеке способность любить и в особенности – любить другого


человека. В. Соловьев писал, что смысл человеческой любви — это оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь переносит наш жизненный интерес из себя в другое. И задача любви состоит в том, чтобы оправдать этот смысл, требуется сочетание двух существ, которое


создало бы из них одну абсолютную идеальную личность.[11] В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.» [11] Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях,


будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь - это эротическая любовь. [14;с.29] Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, «если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,»-пишет


Э.Фромм. А так как любовь «основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»[16;с.94] 1.3.Восприятие мужчиной и женщиной чувства любви по Н.А.Бердяеву Есть глубокое, трагическое несоответствие между любовью женской и любовью мужской, есть странное непонимание и жуткая отчужденность. Женщина - существо совсем иного порядка, чем мужчина.


Она гораздо менее человек, гораздо более природа. Она по преимуществу - носительница половой стихии. В поле мужчина значит меньше, чем женщина. Женщина вся пол, ее половая жизнь - вся ее жизнь, захватывающая ее целиком, поскольку она женщина, а не человек. В мужчине пол гораздо более дифференцирован. Женщина по природе своей всегда живет одним, не вмещает в себе многого.


Женщина плохо понимает эту способность мужчины вмещать в себе полноту бытия. Женщина гораздо более отдается одному, тому, что сейчас ею обладает, одному переживанию, вытесняющему всю остальную жизнь, весь мир. У женщины одно делается всем, в одном она все видит, в одно все вкладывает. Все бытие отождествляется женщиной с тем состоянием, которое в данное время ею обладает. Женщина, страдающая от неразделенной любви, на вопрос, что такое бытие, всегда ответит: бытие есть


неразделенная любовь. С этой особенностью женской природы связано сравнительно слабое чувство личности и большая зависимость от времени, от сменяющихся во времени переживаний. В мужской природе сильнее чувство личности и большая независимость от сменяющихся во времени состояний, большая способность совмещать во всякое время всю полноту духовного бытия. В мужской природе есть способность переживать в себе во всякое время, то есть независимо от времени,


всю полноту духовной жизни своей личности, всегда чувствовать себя собой в полноте своих сил. Мужчина не склонен отдаваться исключительно и безраздельно радости любви или страданию от какого-нибудь несчастья, у него всегда еще есть его творчество, его дело, вся полнота его сил. В поле мужского сознания что-то выступает на первый план, другое отступает, но ничто не исчезает, не теряет своей силы. Женщина отдается исключительно и безраздельно радости любви или страданию от несчастья,


она вся растворяется в этом одном, всю себя в это одно вкладывает. Личность женщины вечно подвержена опасности распадения на отдельные переживания и жертвенного заклания себя во имя этого переживания. Поэтому женская природа так склонна к гипнозу и к одержанию. Женская истерия имеет связь с этой особенностью женской природы, и корни ее метафизические. С этим связано и все высокое в женщине и низкое в ней, жуткая чуждость ее природе мужской.


Женщина иначе переживает вечность, чем мужчина. Мужчина ставит полноту духовных сил своей личности в независимость от смены времени, от власти временных переживаний над полнотой личности. Женщина бессильна противиться власти временных состояний, но она во временное состояние вкладывает всю полноту своей природы, свою вечность. И глубоко различно мужское и женское отношение к любви. Женщина часто бывает гениальна в любви, ее отношение к любви универсальное, она вкладывает в любовь


всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью. Мужчина бывает скорее талантлив, чем гениален в любви, его отношение к любви не универсальное, а дифференцированное, он не всего себя вкладывает в любовь и не целиком от нее зависит. И в стихии женской любви есть что-то жутко страшное для мужчины, что-то грозное и поглощающее, как океан. Притязания женской любви так безмерны, что никогда не могут быть выполнены мужчиной.


На этой почве вырастает безысходная трагедия любви. Раздельность мужского и женского - этот знак падения человека делает трагедию любви безысходной. Мужчина ищет в женщине красоту, красоту в ней любит, красоту жаждет обожать, ибо утерял свою деву. Но красота эта остается внешней для мужчины, вне его, он не принимает ее внутрь себя, не приобщает ее к своей природе. Женщину потому так трудно любить вечной любовью, что в любви мужчина хочет преклониться


перед красотой, вне его лежащей. Боготворение заложено в культе мужской любви. А женщина редко являет собой тот образ красоты, перед которым можно преклониться, который можно боготворить. Поэтому любовь приносит мужчине такое жгучее разочарование, так ранит несоответствием образа женщины с красотой вечной женственности. Но высший, мистический смысл любви не в поклонении и боготворении женщины как красоты, вне лежащей, а в приобщении к женственности, в слиянии мужской и женской природы в образе


и подобии Божьем, в андрогине Любовь - горная, а не равнинная, с ней нечего делать тем, которые устраивают приспособление к равнинной жизни. Любовь нельзя удержать на равнине, она мертвеет и превращается в иное. Любовь - не жилец на равнинной жизни. В любви нет ничего статического, ничего устраивающего. Любовь - полет, разрушающий всякое устроение.[5; с.421] 2.Глава. Гендерные исследования в восприятии чувства любви 2.1.


Определение гендера Мощная волна женского движения на Западе конца 60х начала 70х годов дала толчек развитию исследований, которые теперь называются гендерными. Определение гендера(gender) как социокультурного пола мало, что объясняет тем, кто специально не интересовался гендерным подходом в современных исследованиях(в основном феминистских).Гендер- одно из центральных и фундаментальных понятий современного общества-нуждается в осмыслении,


актуальность которого очевидна. Хотелось бы немного раскрыть понятия гендера. В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного определения не недостаток или проблема а,скорее,особенность самого понятия. Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского:gender"-"гендер&qu ot;-"пол".[1;с.156].


Отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов разделения труда между полами, их культурные символы исоциально-психологические стереотипы, а также их влияние на различные аспекты социального поведения.[2;с.265] Гендер - одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть,


что "пол" имеет два значения. Первое - совокупность морфологических и физиологических особенностей. Второе - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины иженщины.[3;с.94] Если пол детерминирован биологически,то гендер (род) конструируется культурно.Существуют,таким образом два пола(мужской и женский) и два гендера(маскулиный и феминый).


Принципиальный вопрос состоит в том,соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с биологией или детерминируется ею.Например,в 20 веке предполагали,что женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства. Эти взгляды позже оспорили феминистки. Антропологи доказали культурную специфику представлений о гендере, сексуальности и половых ролях. Например,М.Мид в кросс-культурном исследовании показала, что социальные


задачи ,возлагаемые на себя мужчинами и женщинами, чрезвычайно различаются. Не существует единой для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом. Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детского восприятия, нежели как биологическую заданность. Считается, что впервые термин "гендер» - был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "


Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер-это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием "женственности" и бытие мужчины с "мужественным" поведением.


Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, в особенности феминистского направления, получил название "гендер" и основал новое направление социальных исследований-"гендерные исследования". 2.2.Гендерные исследования Гендерные исследования, которые проводятся в рамках социально-конструктивистского направления. Это направление развивается учеными-психологами, разделяющими позиции социального конструктивизма.


Теоретическим основанием для этих исследований является гендерный подход, который сконцентрирован на том, как специфическое поведение и роли приобретают гендерную окраску, как разделяется труд, символически подчеркивая гендерные различия, и как различные социальные структуры отражают гендерные ценности и преимущества. Гендерный подход в психологии ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами,


на возможностях их личностной самореализации в семейной и профессиональной сферах. Наиболее распространенной в рамках гендерного подхода является социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, "создание гендера" в повседневности, в публичной и приватной сферах, а также способы формирования знания о них. По данным


Р.Пломина и Т.Фокса фактор пола обусловливает не более чем пять процентов от общей дисперсии показателей интеллекта, и только один процент - в параметрах вербальных способностей [9;с.100]. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в гендерной теории оказывается проблема доминирования.


Вопрос о выяснении психологических различий между полами не является актуальным в рамках социально-конструктивистского направления. Более значимым является вопрос об оценке существующих различий. В большинстве индустриальных стран общественные структуры, распределяющие богатство, престиж и власть, симпатизируют чертам характера, воспринимаемым как "мужественные": рациональность, логика, агрессивность, амбициозность и независимость. Черты, которые ассоциируются с женственностью интуиция,


эмоциональность, пассивность, слабость, способность к воспитанию детей, готовность к самопожертвованию - недооцениваются. В результате женщины получают меньший, чем мужчины, доступ к власти и общественным ресурсам. Отечественных психологических исследований, проведенных в рамках социально-конструктивистского направления, пока крайне мало. В качестве примера можно привести работы М.В.Бураковой, Н.К.Радиной и Г.В.Турецкой. Социальная ситуация в нашей стране в последние годы претерпела


существенные изменения: "железного занавеса" между Россией и западными странами уже не существует; в стране нет жестких запретов, не позволявших ученым заниматься интересующими их проблемами; существенно расширились возможности знакомства с зарубежной научной литературой. Однако, большинство ученых-психологов, работающих в области психологии пола, по-прежнему строит свои исследовательские программы в русле поиска различий между полами.


Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной деятельности, отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия между полами, рассматривая эту работу, как одну из главных задач современной гендерной психологии. Представляется, что в рамках гендерной теории приоритетными должны стать такие направления психологических исследований, как: - изучение сходства в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин; - изучение продуктивных стратегий и тактик


поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов; - изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной; - изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов. Как утверждает известный социальный психолог Г.М.Андреева: «Психология, если она хочет действительно помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий, должна описать и объяснить


те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаикой социальных явлений. Выявить, каковы психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или, напротив, неуспешной значит оказать ему существенную практическую помощь для ориентации в нестабильном мире, в условиях радикальных социальных преобразований» [1;с.4].


Можно назвать всего несколько фамилий психологов-исследователей, которые в рассматриваемый период опубликовали работы, относящиеся к направлению "психология пола". Т.А.Репина изучала различия между мальчиками и девочками в общении, работа В.В. Абраменковой посвящена изучения половой дифференциации в межличностных отношениях в группах детей, В.Е.Каган исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков,


И.И.Лунин изучал культурно-исторические аспекты психологии пола, а Т.И. Юферева - образы мужчин и женщин в сознанииподростков. Указанные работы в основном были направлены на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения людей разного пола в различные возрастные периоды. Для обоснования полученных данных о половых различиях чаще всего использовались идеи, развиваемые в


концепциях двух ученых: В.А.Геодакяна и К.Юнга. Опираясь на учение об архетипах, разработанное в аналитической психологии К.Юнга, половые различия объяснялись влиянием архетипов, как структур детерминирующих и сознание, и поведение мужчин и женщин. Но поскольку в анализируемый период отечественные ученые были хорошо знакомы с содержанием концепции В.А.Геодакяна, психологические различия между полами чаще объяснялись биологической обусловленностью. Такие посылки, конечно, не способствовали развитию идей гендерного подхода, но они


невольно показывали неперспективность изучения психологических проблем пола и межполового взаимодействия в предложенном контексте. Слабое и одностороннее развитие проблематики психологии пола в нашей стране в рассматриваемый период может быть объяснено и рядом объективных причин. Эти причины следующие: отсутствие адекватных концепций для анализа проблем половой дифференциации; недостаток зарубежной психологической литературы; выраженное идеологическое противостояние двух систем


(социалистической и капиталистической), затрудняющее проникновение идей и теорий феминизма в Россию, как теоретических оснований для гендерных исследований. 2.3.Гендерные различия в восприятии чувства любви Второе тысячелетие знаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека-"гендер".Гендер - не имеет окончательного определения, его рассматривают как целый комплекс понятий, что является


не недостатком или проблемой,а скорее особенностью самого понятия. Гендерные исследования асимметричны и носят политическую окраску. В англо-саксонских странах понятия "феминистские исследования", "гендерные исследования", "исследования по проблемам женщин" часто считаются синонимичными. На мой взгляд, общество уже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина


и женщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденция в развитии гендерных исследований в социологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две "половинки" единого целого. Женщины и мужчины нередко демонстрируют приверженность к различным любовным стилям. Рассмотрим это явление более подробно. Сегодня популярна типология любовных стилей, которую в 1986


г. Разработали К. и С. Хендрик. Она включает 6 типов любви, обозначаемых греческими терминами (цит. По: Davies, 2001, и Келли, 2000): 1. Эрос – чувственная любовь ( страстность, преданность, физическое влечение). 2. Людус- любовь – игра ( множество партнеров, легкое, безответственное отношение к любви как к игре); 3. Мания – болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им ( одержимость, страстность и ревность). 4. Прагма – любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера.


5. Агапэ – альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель – счастье любимого человека); 6. Сторге – любовь, основанная на прочной дружной и уважении к партнеру. Разумеется, у одного и того же человека может наблюдаться сочетание различных стилей. М.Дэвис (Davies, 2001) в своем исследовании установил, что мужчины предпочитают эротический и игровой стили ( эрос и людус) и отвергают альтруистический и болезненный (агапэ и манию).


Женщины в своих отношениях с мужчиной стремятся к альтруистической любви (агапэ) и отрицательно и отрицательно относятся к легкомысленному стилю (людус). Это исследование демонстрирует, что Гендерные стереотипы проявляются и в сексуальных установках. Это не означает, что все мужчины проявляют в любви легкомыслие, а женщины – альтруизм. Однако разница в установках, в самом деле может порождать конфликты в сексуальных отношениях.


Альтруистичная женщина ждет от мужчины ответного стремления к самопожертвованию, а мужчину, настроившегося на легкий флирт, такое стремление женщины может раздражать и вызывать опасение, что им хотят покомандовать. Во избежание конфликтов психологи рекомендуют выяснять эти установки партнеров в самом начале отношений. С другой стороны, все это не означает, что оба партнера не способны меняться. Длительные счастливые любовные отношения невозможны без того, что бы мужчины и женщины не учились друг


у друга.[7;с.302] Мужчина и женщина видят смысл своего существования в счастливой жизни. И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья и стереотипы представления о нем, но тем не менее наблюдается некая общность и единство - счастливая жизнь без любви, без своего избранника (избранницы) в одиночестве невозможна. Несмотря на то, что 21 век - это век, в котором наиболее развернуты горизонты восприятия мира: вроде как больше потока информации благодаря научно-техническому


прогрессу, расширение коммуникации благодаря интернету-при этом, люди все равно так разобщены и одиноки. И по моему мнению, о чем действительно следует задуматься современному обществу-это о глобальности и масштабности проблемы разобщенности людей, мужчин и женщинт,насколько остро стоит проблема одиночества, преодолеть которую чрезвычайно сложно, прежде всего из-за стереотипов обусловленных экономическим и социальным положением, навязанных обществом и культурой.


В широком смысле эта проблема взаимного непонимания, проблема физического и психического одиночества человека, утратившего, по Экзюпери, самую большую роскошь- роскошь человеческого общения. Мужское и женское - два основных жизненных начала. Именно их соединение дает жизнь, а гармония между ними составляет счастье на земле. Начала эти во многом противоположны, ничто не уничтожит психических различий мужчин и женщин, заложенных


в генах. Сосуществует на Земле как бы две цивилизации, оставаясь каждая сама собой и плохо понимая природу друг друга. Последствия этого непонимания удручают. Половина семей распадается, а многие из уцелевших трудно назвать счастливыми. Разочарование, разбитые судьбы, безотцовщина при живых отцах, одиночество, сексуальная неудовлетворенность, неврозы. Винят другого, винят себя Первопричина же большинства драм кроется в непонимании природы пола,


представление о нем через существующие стереотипы. Счастье в одиночку невозможно. Но чтобы найти свою вторую "половинку", не стоит следовать стихийному "регулятору" межличностных отношений, воспринимаемого людьми как "опыт" предыдущих поколений. Заключение Цель нашего исследования достигнута. Задачи решены. Материалы данной работы могут быть использованы в подготовке к лекции по теме:


Гендерные различия в восприятии чувства любви или Гендерная психология. Гендер — это социальная сфера жизни мужчин и женщин, которые изучаются отдельно друг от друга. А любовь — это андрогин, то есть «инь-янь», целостный организм. Теория гендера (социальных взаимоотношений мужчин и женщин) рассматривает только те стороны жизни, которые не связаны с любовью. Архивы психологии здесь неисчислимы, потому что гендерные различия (различия


мужчин и женщин) велики, и они часто касаются любовных отношений людей. Исходя из этого, цель моего дальнейшего исследования: Гендерные различия восприятия чувства любви у подростков. Формируются новые задачи: 1. Провести сравнительный анализ литературы по данной теме. 2. Установить, различия в восприятии чувства любви у подростков.


Библиография 1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М 1997. 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М 1994 3. Бердяев Н.А. О назначении человека М 1993. 4. БердяевН.А.Философия свободы М 1989. 5. Бердяев Н.А. Смысл творчества Философия любви. Сборник. Ч. 2 М 1990, с.


421-445. 6. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства//Вопросы психологии.2000. № 1. 7. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. Пособие СПб.: Питер,2005. – 431 с. 8. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков//Психологический журнал. Т.19. 1998. № 1. 9. Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М 1999. С. 287. 10.


Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков//Вопросы психологии. 1997. № 4. 11. Соловьев В. Любовь и гендер. //www.aquarun.ru. 12. Тарасенкова Л.Любовь в большом городе. Реальность любви и ее переживания.http://www.My-love.ru. 13. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М 1969 14. Фрейд З. Психология бессознательного. –


М 1989 15. Фромм Э. Душа человека / Перевод с англ – Т.В.Панфилова, Т.И.Перепёлова. – М.: АСТ, 1998 16. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990 17. Фромм Э. Душа человека / Перевод с нем. – В.А.Закс, Э.М.Телятникова. – М.: Республика, 1992 (Мыслители


XX века) 18. Хасан Б.И Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. № 3. 19. Шон Б.Гендерная психология. СПб.: 2001 256 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление государственным имуществом области на примере государст
Реферат Merit Pay Scales As Incentives In Health
Реферат Анализ ключевых отличей между подходами к малой и средней предпринимательской деятельности в России и Европе.
Реферат Розробка програмного забезпечення для розв'язку СЛАР методом Гауса
Реферат Семейство Ароидные
Реферат У Фэн
Реферат Сальмонеллез телят в СХПК им. Короткова Вурнарского района Чувашской республики за 2007 год
Реферат Виды и признаки общественных благ
Реферат Кофеин и его влияние на организм
Реферат Финансовые инвестиции
Реферат Калигула
Реферат 26 Января концерт памяти Владимира Высоцкого Начало в 18. 00 Дворец Культуры Железнодорожников
Реферат Документооборот в бухгалтерии
Реферат Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе
Реферат Венценосцы на Вологодчине