1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВАВы будете изучать: предмет философии; философию как мировоззрение; специфику философского знания и его функции в обществе; структуру философского знания и методы философских исследований; генезис философии.Цели курса: дать представления о предмете философии и значении философии в жизни общества; познакомить c основными понятиями и структурой курса; дать представления о научной и философской картине мира; выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения; дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования; помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.После изучения курса вы сможете: иметь представление о предмете философии и её социокультурной ценности; знать понятия и уметь ими оперировать в ходе логических рассуждений; выявлять различия между мифологическим, религиозным и научным мировоззрением; уметь пользоваться философскими методами исследования; ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.1.1. Литература.Основная 1. Философия. Учебник. Под ред Ахмедовой М.А., Хана В.С. Т, 2004 2. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия. СПб, 2007 3. История философии. Под ред. Кирвеля Ч.С., Минск, 2001Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4т. М, 1969-1971 2. Антология философской мысли. М., 1993 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997 4. Ильин В. История философии: Учеб. Для ВУЗов. СПб., 2003 5. Каратини Р. Введение в философию. М., 2003 6. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М., 2003 7. Материалы по прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане. Т., Фан, 1976 8. Немировская Л.З. Философия: Курс лекций. М., 1998 9. Рассел Б. История западной философии. М., 1999 10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1998 11. Радугин А.А. Хрестоматия по философии. М., 1998 12. Современная западная философия. Словарь. М., 1991 13. Современный философский словарь. М., 1998 14. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д., 1995 15. Философия. Конспект лекций. Под ред. Трушкова В.В. М., 2001 16. Философия и методология познания: Учеб. Для магистров и аспирантов. СПб., 2003 17. Шермухамедова Н.А. Философия и методология науки. Т., 2003^ 1.2. Что такое философия? Социокультурнаяценность философского знания До изучения предмета от студентов приходится слышать «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К.Д. Кавелин в одной из статей вопрошал «…нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остаётся истиной и теперь… А философия?» Ответ К.Д. Кавелин даёт если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была её показателем…»1. Проблема сущности и роли философии сопровождала её c момента зарождения. (Собственно, и сама философия возникла c поиска ответа на вопрос: «Что есть всё?»). Выдающийся французский мыслитель Р. Декарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют»2. В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического периоды в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, как особый способ освоения действительности. Будучи включёнными в природу, они чувствовали свою слитность c окружающим миром, c таинственными стихиями и силами. Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечёт за собой смену миросозерцания мировоззрением. Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону. Появление определённого названия той или иной науки обычно связано c периодом её выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется в VII-V вв. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период проходил активный проыесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе c тем в самой философии формируются самостоятельные её разделы: онтология, гносеология (эпистемология), логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания. Возникает вопрос: «C какой целью человек, начав философствовать две c половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?». А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живёт, изменить его к лучшему. В частности, изменит мир, как полагает английский философ и математик Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путём морального совершенствования и самосовершенствования. Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Её назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной. Таким образом, можно дать предварительное определение философии. ФИЛОСОФИЯ является обобщённым знанием о мире и о месте человека в этом мире.Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала) 1. В чём проявляется социокультурная ценность философии? 2. Что такое «философия» и каким образом проходил процесс становления философского знания? 3.Каковы цель и предназначение философии? ^ 1.3. «Границы» философского знания Прежде чем определить «границы» философского знания и усомниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческого организма и т.д. А философы?». Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат c неизвестным, но, по мнению Б. Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия1. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело c известными фактами, а философия – c умозрением. Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира. Теперь необходимо определить «границы» между философским и научным знанием.^ Соотношение философии и науки. 1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Учёный отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?». В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». 2. Учёный осуществляет функцию получения точного знания. Задача учёного – дать объективную картину мира. Философ осуществляет функцию самосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки. 3. Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. 4. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические…). Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории. 5. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире. Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.Тем не менее, существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учёными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель – в античности; Фараби, Хорезми, Ибн Сина и др. – в средневековье; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М.В. Ломоносов – в период Нового времени; в ХХв. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др. На определённом этапе становления в философии преобладают признаки науки. Философия же как сложившаяся система знаний охватывает ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия». Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало? Может ли человек познать окружающий мир? В чём смысл человеческой жизни, её цель и её ценность?Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновахвсего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – «как возможно познание», для современного позитивизма – в чём суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д. Для диалектико-материалистической философии ХХв. существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?». Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру. Остановимся более подробно на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма. Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т.е. основы мира. тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIIIвв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, - писал он, - всё объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»1. Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами.МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи.ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит её.Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на её положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами. Следует подчеркнуть, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выделение этих традиций, безусловно являющееся определённой схематизацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, вфявить их сущность и исходные позиции. Философские учения, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным. Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. С момента возникновения научного знания возникает и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.ПОНЯТИЯ – это язык науки, который представляет собой информационно-знаковую систему для передачи мысли.Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, состовляющими основу организации мира как развивающейся системы. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. На основании сказанного определение философии может быть следующим.ФИЛОСОФИЯ – это знание об универсальных принципах и законах развития мира.Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и размышлять над первоисточниками. Следует отметить, что многие философы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литературной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Диалоги Платона, Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», П. Абеляр, «История моих бедствий», Т. Мор «Утопия», М. Монтень «Опыты», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», А. Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», А.Н. Толстой «Царство Божие внутри нас», «Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. По возможности нужно с ними познакомиться. Правомерно поставить очередной вопрос «Что даёт изучение философии?». Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философии воспитывает культуру разумного мышления, даёт возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности и др.Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала) 1. C постановки каких проблем начинается философия? 2. Что является предметом философского исследования? 3. Как соотносятся философия и наука? 4. В чём отличие и сходство материалистической и идеалистической философии?^ 1.4. Структура философского знанияКак любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жёстких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других. Важнейшим разделом философии является онтология.ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всём, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы бытия выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т.д. В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определённых сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия.^ Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura – природа) – древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана c естественно-научным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.^ Философская антропология (от греч. antropos – человек) – философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека c природой и обществом.^ Социальная философия (от лат. socium - общество) – наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвящённые отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времён античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIXв. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология.ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания.Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира. В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.Эпистемология (от греч. episteme – знание) – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времён античной философии, хотя многие её проблемы до ХХв. изучались в рамках формальной логики.Науковедение – дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. ХХв. Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos – слово, понятие, мысль, учение, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные c интеллектом, в том числе и c искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период. Основным разделом логики является формальная логика – учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлечённо от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. C конца XIXв. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания. Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia – отдалённый от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.Этика (от греч. ethos – обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т.е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создаёт ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяются этология – наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях человеческой жизни. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.^ История философии изучает развитие философской мысли от её зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является её периодизация, т.е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания.^ Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала) 1. Что входит в структуру философии? 2. Каков круг вопросов онтологии? 3. Какая главная проблема гносеологии? 4. Какую роль играют законы и принципы в становлении философского знания как системы?1.5. Функции философииФилософия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана c общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определённых социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.^ 1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создаёт систему взглядов о мире и о месте человека в нём c рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определённую сторону действительности, её фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведёт к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных c наукой. Например, великие естественно-научные открытия XIX-XXвв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности) явились важными факторами построения современной картины мира.^ 2. Гносеологическая функция. В теории познания отношение «мир – человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимодействии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и её критерия, её внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание. В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (от греч. empeiria – опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (от лат. ratio – разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг c другом сторон познавательной деятельности человека.^ 3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.^ 4. Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.^ 5. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай всё сомнению», проповедуемый многими философами со времён античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом важно подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.^ 6. Аксиологическая функция выражается в ориентации на определённые ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта c точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встаёт вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.^ 7. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно хорошо его объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Её задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор.^ 8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в её рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращённость к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «теория космизма» К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В.И. Вернадского и др. Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностическую и т.д. Вместе c тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду c перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также ещё и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, практическую, координирующую, интегрирующую, глобализационную, экспликативную, экологическую и другие функции философии1. Важность выполняемых философией функций можно подчеркнуть проницательным высказыванием русского философа Г. Челпанова: «…самой важной функцией философии является то, что она влечёт мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний»1. Философия хотя и не даёт однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в более продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.^ Вопросы для самопроверки (первый уровень воспроизведения материала) 1. Охарактеризуйте функциональное назначение философии. 2. В чём различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности? 3. Обоснуйте построение современной картины мира, опираясь на функции философии.^ 1.6. Философия в структуре мировоззренияВсякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.МИРВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.Таким образом, мировоззрение – образование интегральное, т.е. в нём принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззрения являются : 1) знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения); 2) ценности (нормы и идеалы); 3) программы действия. Взгляды как определённая система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда они превращаются в убеждения, в твёрдую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии c ними. Чем солиднее запас знаний, тем более серьёзную опору может получить мировоззрение. Наивное, непросвещённое сознание не располагает достаточными средствами для чёткого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям. Важным компонентом мировоззрения являются идеалы, в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придаёт ей осмысленность и целеустремлённость. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение c нормой, идеалом, идёт оценка происходящего. Вместе c тем в обществе формируются общечеловеческие ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определённом этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Другой аспект этого вопроса связан c рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан c мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие по глубине уровни отражения – мирвосприятие и миропредставление. Здесь создаётся уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства ещё преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный c абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.ФИЛОСОФИЮможно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Следует отметить, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на её место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История даёт этому самые убедительные доказательства. Философия – это самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Вместе c тем в качестве основных выделяют следующие типы мировоззрения: 1) мифологическое; 2) религиозное; 3) философское; 4) научное. Выделяют также мировоззрение обыденное, или эмпирическое, а также сциентистское и антисциентистское, художественное и др.^ Мифологическое мировоззрение (греч. mythos – повествование, сказание) – исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных бедствий, определить свой место в окружающем мире. Мифология – универсальная, обра