Реферат по предмету "Разное"


1. Национальная экономика: понятие, особенности, структура и инфраструктура

1. Национальная экономика: понятие, особенности, структура и инфраструктура.Национальная экономика – экономика той или иной страны. Национальная экономика современного государства представляет собой сложную взаимосвязанную хозяйственную систему (производственную, финансовую, денежную деятельность), охватывающую весь соц-эконом. комплекс страны. Под национальной экономикой понимается существующая в рамках национальных границ совокупность хозяйственных сфер, отраслей, производств и возникающих в них и между ними экономических отношений. Главная сфера национал.экономики - сфера производства.Национальное хозяйство представлено определенными эк. субъектами:Домохозяйствами БизнесомГосударством Мировым хозяйствамРезультат взаимодействия всех этих субъектов выражается в показателях ВНП, уровне инфляции, величине инвестиций, уровне безработицы. Целью национальной экономики является максимизация общественного (национального благосостояния).В рамках этой общей цели выделяют 3 основные задачи (т.е. 3 макроэкономические цели):Достижение устойчивого роста экономики, кот. имеет место, когда увеличивается общий объем производства товаров и услуг, обеспечивающий наиболее высокий уровень населенияМинимизация уровня инфляции, т.е. достижение умеренных темпов роста ценОбеспечение полной занятости, т.е. такой, который соответствует естественному уровню безработицы.Между этими целями существует противоречивая взаимосвязь. Эк. рост сопровождается снижением безработицы и повышением цен, и наоборот. Нац.экономика характеризуется по функциональным, отраслевым и территориальным признакам.Функционально нац.экономика состоит из совокупности 3х эконом.ресурсов:, которыми располагает данное государство: природная среда, капитал и человек.^ По отраслевому принципу нац.экономику принято делить на 2 группы, каждая из которых представляет определенную сферу отраслей экономики. 1 – отрасли материального производства, в т.ч. промышленность, с\х, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание; 2 – отрасли социальной сферы: культура, образование, фундаментальная наука, здравоохранение, соц.защита, жкх, бытовое обслуживание, туризм, спорт.Характеристика экономики по территориальному принципу состоит в том, что она представляет собой совокупность эконом.субъектов, осуществляющих хоз.деятельность на определенной территории страны. Такими территориями, например, в России являются субъекты Федерации, т.е. административные области и республики. Объектами территориальной (региональной) экономики могут быть также экономические районы (Центрально-Черноземный), административные округа (Северо-западный) и территориально-производственные комплексы (Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс).Особенности нац.экономики определяются её развитостью: уровнем развития техники и технологии, состоянием производственных сил. На этой основе выделяют высоко-, средне- и слаборазвитые страны. Обобщающие показатели уровня развития страны: ·доля в мировой экономике, ·ВВП в натуральном и стоимостном выражении, ·национальный доход, · уровень жизни (среднегодовой доход, ср.зар.плата, прожиточный мин.) Россия занимает далеко не первые позиции, она в 10-15 раз отстает от всех развитых стран.^ 2. Экономические функции государства и цели гос.регулирования в рыночной экономике. Необходимость систематического гос.вмешательства в эконом.процессы, происходящие в обществе, впервые возникла, когда совершенная конкуренция в кон.19-нач.20 в. стала по объективным причинам сменяться господством монополий. Именно тогда западная экономическая наука (Кейнс) вынуждена была признать, что свободная конкуренция уже не может обеспечить экономический рост, её последствия катастрофичны, государство должно взять на себя регулирующую роль, активно вмешиваясь в экономику. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и соц. защищенности личности. Основные функции:Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста – системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики гос-во пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию.^ Обеспечение занятости – гос-во стремится обеспечить полную занятость трудового населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.^ Регулирование цен – динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики.Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов – гос-во в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие эконом.субъекты в равные условия (свобода конкуренции, антимонопольное регулирование)В рыночной экономике гос-во берет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту соц.-эконом. противоречий , не допустить обнищания отдельных социальных слоев. Основными каналами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях гос-во берет на себяфункцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством.Также в числе функций гос-ва: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, всевозможные выплаты и пособия и др.Учитывая уровни экономики, можно сказать, что на микроуровне гос-во осуществляет эконом.регулирование, а на макроуровне – эконом.планирование.В кон. 1980х – сер.1990х гг. многие правительства стали рассматривать 2 основные цели макроэкономической политики: полная занятость и борьба с инфляцией, - которые реализуются путем государственного регулирования.Главные формы:Административные методы через расширение гос.собственности на материальные ресурсы, управление гос.предприятиями, законотворчество; сфера применения – борьба с монополиями, воспроизводство окружающей среды и сохранность невоспроизводимых ресурсов, социальная сфера, защита национальных интересов в международных экономических отношениях.^ Экономические методы с помощью различных мер макроэкономической политики. Однако нужно помнить, что эконом.регуляторы, улучшая ситуацию на одном рынке, могут привести к ухудшению на другом, поэтому управление с помощью экономических методов – это постоянный учет негативных последствий и их компенсации.Методы вмешательства государства в экономику:Прямое вмешательство. Размеры гос.сектора могут служить критерием эконом.роли гос-ва, хотя этот критерий неабсолютен. Гос-во обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает его совладельцем части общественного капитала. Также прямое вмешательство – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.^ Косвенное вмешательство предполагает осуществление гос.регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.При проведении макроэкономической политики важно помнить, что рынок не может нормально функционировать без гос-ва, устанавливающего «правила игры» в рыночной экономике. Но существуют и объективные пределы гос.вмешательства.^ 3. Мезоэкономика: понятие, система, основные народнохозяйственные комплексы, региональная экономика.Мезоэкономика – совокупность средних по своим размерам (промежуточных между малыми предприятиями и нац.экономикой) форм хозяйствования.^ Особенности эконом.отношений в мезоэкономике:Тип общей долевой собственности.На рубеже19-20вв. с широким переходом к акционерной форме собственности в западных странах капитализм, представленный до этого микроэкономикой, приобрел совершенно новые черты.^ Кооперация труда больших масштабов и новые виды разделения труда.Большие технические преобразования машинной индустрии в 20в. резко ускорили концентрацию производства. На базе мощных заводов широко развернулась централизация экономики, кот. приняла следующие формы:Горизонтальную – группировка предприятий с однородной технологией;Вертикальную – комбинирование предприятий предшествующей и последующей технологических ступеней;Диагональную – соединение предприятий разных отраслей, не связанных между собой технологически. Так возникают конгломераты, позволяющие уменьшить риск банкротства, а убытки одних подразделений компенсировать прибылью других;^ 3. Коренные изменения структуры рыночных отношений и ценообразования по нескольким направлениям:Господствующее положение крупных мезообъединений, которые монополизируют рынки, устанавливая на них выгодные им цены;^ Контрактная экономика. Крупные акционерные капиталы стремятся преодолеть стихийное развитие рынка, чреватое для них большими потерями. Для этого они заключают с партнерами долгосрочные контракты, подкрепляя их векселями. Объектом контрактов становятся не строго определенные физические блага, а права собственности на них.^ Новые конкурентные преимущества мезоэкономики. Крупные фирмы могут более успешно соперничать с конкурентами на нац.рынке и в международной торговле. Вместе с тем непрерывный НТП способствует снижению средних затрат ресурсов на единицу продукции. Этому же способствует экономия средств производства при расширении масштабов выпуска изделий.^ Отделение управления от собственности. Владельцы капитала в своем подавляющем большинстве перестают непосредственно влиять на процесс принятия хоз.решений – это становится делом менеджеров.В мезоэкономике производство управляется на основе плана – намеченной работы с указанием её целей, содержания, объема, методов, последовательностей, сроков выполнения.Формы мезоэкономических объединений:^ I. Мезосистемы - все более усложняющиеся объединения акционерных обществ и банков. Открытые акционерные общества. В отличие от частного капитала, ОАО имеет двойственную природу: с 1 стороны, в нем действует реальные капитал; с другой - ОАО привлекают огромные суммы чужих денежных средств и занимаются эмиссией ценных бумаг, образуя фиктивный капитал, в который входят акции, облигации, закладные листы ипотечных банков. Однако ценные бумаги представляют собой лишь титул (правовое обеспечение) собственности на денежный капитал. Значительная количественная разница между реальным и фиктивным капиталом обнаруживается уже при создании ОАО. Крупные инвесторы при создании корпорации получают суммы денег, значительно превышающие величину реального капитала, и образуют учредительскую прибыль – разницу между суммой цен акций, продаваемых основателями корпорации по рыночному курсу, и действительным капиталом, вложенным в производство. Именно за счет увеличения фиктивного капитала ОАО становятся исходным пунктом и основой образования сложных конструкций мезосистем.^ Система участия. В этом случае крупный собственник капитала приобретает контрольный пакет акций основной корпорации, которая, в свою очередь, овладевает контрольными пакетами акций других дочерних, внучатых и т.п. компаний, в силу этого подчиненных основной корпорации.^ Холдинговый контроль.Холдинг-компания – организация, применяющая свой капитал для приобретения контрольных пакетов нескольких АО в целях управления ими. Они создаются для проведения единой политики и осуществления единого контроля общих интересов больших компаний в масштабе одной или нескольких отраслей.Траст-компания. По трасту (доверенности) своих вкладчиков траст-компания проводит операции с ценными бумагами и имуществом физических и юридических лиц.^ II. Мезоэкономическая интеграция.Вершиной образования мезоинтеграции (объединение в целое каких-либо частей) является формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). ФПГ – совокупность юридических лиц, которые действуют как основное и дочерние общества или объединяют свое имущество на базе системы участия. Они призваны: а) обеспечивать технологическую или экономическую интеграцию, б) осуществлять инвестиционные или иные проекты, в) повышать конкурентоспособность и расширять рынки товаров и услуг, г) повышать эффективность производства, д) создавать новые рабочие места. Преимущества ФПГ: лучше используют преимущества крупного производства в ускорении НТП и повышении эффективности производства, обладают большей устойчивостью в рыночной экономике, упрочивают эконом.связи во всем нац.хозяйстве. ФПГ полностью контролируются и направляются финансовой олигархией – небольшой группой крупнейших владельцев торгово-промышленного и банковского капитала.^ 4. Основные формы, методы, институты и противоречия государственного регулирования экономики.Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов.Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:регулирование рыночных отношений;регулирование товарно-денежных отношений.Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях как:прямой контроль государства над монопольными рынками;административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;обеспечение экономической безопасности производства;разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля над их выполнением;определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека;защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно работают на повышение эффективности экономических отношений.Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой чрезвычайно трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но нельзя количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля над практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:обеспечение правовой базы регулирующей функционирование инфраструктуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспечения равноправия всех форм собственности;перераспределение общественного продукта в интересах социально незащищенного и экономически не самостоятельного населения;корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры и сбалансированности национального продукта и национальной экономики;стабилизация экономических процессов, контроль над уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста;содействие и поддержание рыночного механизма демонополизации экономики.Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.В экономической деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в экономический оборот, и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится до 25% национального богатства.Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму. Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития экономики в целом, оценка социально-экономических последствий НТП с общенациональных позиций;координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды;создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом;поддержание в нормальном состоянии кредитно-денежной и финансовой системы.Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли экономики или региона. Это прерогатива исключительно государства.Изучение данной темы дает обильную пищу для полемики и дискуссий. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели, в большинстве случаев, тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно благоприятствовать реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство излишне.^ 5. Общественный (национальный) продукт и его формы. Общий национальный продукт или ВНП – это ст-ть всех конечных товаров и услуг, произведенных за год факторами пр-ва, принадлежащих гражданам данной страны. Т.е. национальное богатство будет приращиваться за счет произведенного продукта за определенный год. Прирост чистого ВНП и характеризует это богатство, которое фиксируется в динамике, росте эффективности экономики. Сущ. Формула: ВНП= ВВП ± торговый баланс (+, когда экспорт превышает импорт и ВНП>ВВП; - когда экспорт ниже импорта и ВНП ВНП= ВВП – затраты на пр-во товаров. ВНП можно подсчитать тремя методами: производственным(суммирования добавленных стоимостей), методом конечного использования (путем суммирования расходов) и методом суммирования доходов рын.субъектов данной страны. . Соответственно, ВНП должен равняться суммам : ВНП = сумма добавленных стоимостей = сумма расходов = сумма доходов.Поскольку ВНП является денежным показателем, то возникает необходимость выделения номинального и реального ВНП.Номинальным является ВНП, подсчитанный в ценах текущего года, реальным является ВНП, подсчитанный в ценах базисного года , то есть в постоянных ценах. Для того чтобы учесть ценовой фактор роста ВНП, используют дефлятор. Дефлятор ВНП (Dвнп) характеризуется отношением номинального ВНП (ВНПN) к реальному (ВНПR):Dвнп = ВНПN / ВНПRДефлятор иначе называют Индексом Пааше (Ip):Ip = P2Q2 / P1Q2 , где P2 и Q2 – цены и кол-во товаров текущего года, а P1 – цены предыдущего года. ^ 6.Внешнеэкономическая политика гос-ва. Торговый баланс.Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регули­рующая экономические отношения страны с другими государст­вами. Содержательность внешнеэкономической политики обусловливается общественным строем страны, задачами национального хозяйства, а также совокупностью внешних факторов. Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей: - создание условий для доступа и функционирования отечественной продукции на мировых рынках;- формирование рациональных торговых режимов, а также валютно-финансовых отношений между странами;- обеспечение защиты внешнеэкономических интересов страны. Основные направления экономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются политика внешней торговли, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д. Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы;- соответствующей системы экономических институтов;- теоретической базы для формирования внешнеэкономической политики, учитывающей национальную специфику государства.Существует два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Экспорт и импорт, наряду с иностранными инвестициями, явл внешними факторами воздействия на макроэкономическое равновесие. Соотношение между экспортом и импортом определяется при составлении платежного баланса страны, составной частью которого явл торговый баланс. Считается, что превышение экспорта над импортом говорит об активном сальдо торгового баланса и => здоровом состоянии экономики. Обратная тенденция (превышение импорта) говорит о том, что сальдо отрицательное, и это приводит к внешнеторговому дефициту, который приводит к дополнительным долгам гос-ва.^ 7. Совокупный общественный продукт и его структура. Результатом производства как главной сферы экономики является совокупный общественный продукт (СОП), который предстает как вся совокупность благ, произведенных в обществе за определенный период. Особенность СОП заключается в том, что, будучи показателем, характеризующим состояние всей экономики, он не утрачивает свойства отдельных товаров, из которых состоит. Как и отдельный товар, СОП одновременно предстает в виде совокупности полезностей (потребительных стоимостей) и совокупности стоимостей. В этой связи выделяют две формы СОП: натурально – вещественную и стоимостную. По натурально – вещественной форме СОП состоит из совокупностей средств производства и предметов потребления.^ В средствах производства выделяются те, что должны заменить, использованные при производстве данного СОП средства производства. Предметы потребления с учетом их натурального состава делят на предметы текущего и долговременного пользования. По стоимостной структуре СОП делится на совокупность старой и новой, или вновь созданной в обществе, стоимости.^ Старая стоимость – та часть стоимости СОП, которая перенесена на него со средств производства, использовавшихся при его производстве. Поскольку она равна стоимости износа этих средств, то ее учет позволяет определить количественные параметры фонда возмещения средств производства в масштабах общества.^ Новая стоимость – это стоимость СОП без учета старой стоимости, т.е. это стоимость созданного в обществе чистого продукта. Учет новой стоимости позволяет определить количественную величину возрастания общественного богатства. С учетом деления чистого продукта общества на фонд потребления и фонд накопления общества (ФП и ФН) можно представить стоимостную структуру СОП: СОП = стоимость ФВ + стоимость ФП + стоимость ФН. (где ФВ – это фонд возмещения материал.затрат, состоящий из средств пр-ва всего общества (средства труда и предметы труда). Поскольку фонд накопления возникает при расширенном воспроизводстве СОП, то при простом воспроизводстве СОП будет равен ФВ + ФП. Реально существующий в любой экономике СОП считается малопригодным в качестве показателя экономического развития. Здесь на роль главного показателя состояния и развития национальной экономики выдвинут валовой национальный продукт.^ 8. Теории сравнительных издержек и преимуществ. Впервые о теории сравнительных преимуществ заговорил Д. Риккардо. Он пересмотрел концепцию А. Смита о том, что абсолютным преимуществом обладает только та страна, у которой выпуск определенного товара на единицу затрат больше, чем у других стан. (Например в силу благоприятных климат.условий). Если же такого преимущества нет, но страна не может выгодно торговать. Риккардо же заявляет об обратном: преимуществом будет обладать даже та страна, у которой не будет абсолютного преимущества. В этом случае она будет специализироваться на выпуске такой продукции, сравнительные издержки на которую ниже. Такие преимущества Риккардо называет сравнительными. Таким образом, две страны будут получать выигрыш от торговли, если будут специализироваться на пр-ве тех товаров, в которых у них будут сравнительные преимущества. Однако в реальной действительности, полной специализации не происходит. Это объясняется тем, что альтернативные издержки возрастают по мере увеличения объемов пр-ва. Поэтому в мировой торговле имеет место быть лишь частичная специализация.^ 9. ВВП: структура, способы счета.Наряду с ВНП применяют показатель ВВП. Если ВНП определяется по национальному признаку, то ВВП по территориальному. Таким образом, соотношение между ВНП и ВВП заключается в следующем: ВВП = ВНП + доходы иностранных фирм на территории страны - доходы национальных производств за рубежом. Для большинства стран разница между ВВП и ВНП незначительна. ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны. ВВП делится на 4 группы: а) потребление (С) или потребительские расходы - это стоимость совокупности товаров и услуг, приобретенных домохозяйствами. б) инвестиции (I) – стоимость товаров и услуг, приобретенных бизнесом для будущего использования. Они включают производственные инвестиции (вложения в основные производственные фонды или основной капитал), непроизводственные инвестиции (вложения в непроизводственные фонды (жилье и т.п.)), инвестиции в запасы (вложения в прирост товарных запасов фирм). в) государственные расходы (G) - стоимость товаров и услуг, приобретаемых правительством различных уровней (не входят трансфертные платежи, т.к. эти выплаты производятся безвозмездно). г) чистый экспорт (NX), внешнеэкономические расходы - стоимость товаров и услуг, вывозимых из страны за вычетом товаров и услуг, ввозимых в страну. Таким образом, ВВП = C + I + G + NX. ВВП рассчитывается 3 способами: 1. По расходам. 2. По доходам. 3. По добавленной стоимости.Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков. При расчете ВВП по добавленной стоимости учитывают стоимость, которая добавляется каждой фирмой и отраслью в создание ВВП. Величина ВВП представляет собой суммированную по экономике добавленную стоимость. При расчете ВВП по расходам суммируются следующие величины:потребительские расходы населения (C)валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig)государственные закупки товаров и услуг (G)чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны. Таким образом ВВП по расходам: Y = C + Ig + G + NX. При расчете ВВП по доходам суммируют все виды факторных доходов, а также амортизационные отчисления (сумма средств, необходимых для восстановления изношенных фондов) и косвенные налоги на бизнес (такие налоги, которые поднимают цену товара (например, НДС)). Таким образом, структура ВВП по доходам включает:з/п и оклады;процент;ренту;прибыль;амортизацию;косвенные налоги.^ 10. Глобальные экономические проблемы цивилизации и роль государства.Глобальные проблемы – проблемы, которые касаются каждого человека и всего человечества в целом. Глобальные проблемы, которые вызывают тревогу всего мира и угрожают жизни на земле, явственно обнаружились в 60-70 гг. 20в. и значительно обострились в дальнейшем. Главная причина этого обострения – высокие темпы экономического роста на основе использования достижений НТР. Прогресс неминуемо содержит в себе и элементы регресса. С позиций негативных последствий НТ и экономического прогресса целесообразно рассматривать и всю совокупность глобальных проблем современного мира. Выделяют 5 основных глобальных проблем:Предотвращение ядерной войны и разоружение (на Земле и в Мировом океане не осталось мест, не повергнутых атомной радиации. Проблема обезвреживания ядерных отходов полностью не решена);экологическая проблема ( в результате промышленного и с/х производства на основе НТП воздух, вода, земля оказались отравленными отходами промышленного производства и хим. удобрениями.);демографическая (соц-эконом. отсталость развивающихся стран, высокая смертность и низкая рождаемость развитых стран);сырьевая и энергетическая (основа – ограниченность природных запасов нефти и газа, а достойных аналогов пока нет);продовольственная (голод испытывает население слаборазвитых стран, где темпы роста населения обгоняют темпы роста нац.дохода);Также в числе глобальных проблем называют экономическую слаборазвитость стран «третьего мира». Глобальные проблемы представляют собой систему, т.е. все они взаимосвязаны, взаимозависимы.В эконом.науке различают методы прямого (административного) и косвенного (рыночного) воздействия на природопользователей.^ Прямое регулирование:нормирование – разработка и обязательное следование экологическим стандартам, нормам, ориентирам и прогрессивным нормативам;экологическая экспертиза – создание условий для реализации принципов предупреждения ущерба, и т.п.;планирование сферы природопользования – выбор оптимального варианта хозяйственной и природоохранной деятельности и т.п.;платежи за выбросы загрязняющих средств в окружающую средуприродоохранные фондыСуть методов косвенного регулирования состоит в применении побудительных, а не принудительных методов.Экономические методы регулирования эколого-экономических отношений:плата за выбросыпродажа прав на загрязнение окружающей средыпрямые и косвенные субсидии, займы и кредиты по низким процентам на природоохранную деятельностьрежим ускоренной амортизации экотехники, льготные ставки или полное освобождение от налоговльготные тарифы Основные трудности в решении глобальных проблем связаны с огромными дополнительными затратами на их решение, что не согласуется с законами конкуренции, снижения издержек и получением максимальной прибыли в условиях рыночных отношений. Разрешение противоречия между эконом. и социальными интересами на всех уровнях хозяйствования и составляет содержание решения глобальных проблем.^ Основные формы, в которых выражается роль государства в современной капиталистической экономике:1) Государственная собственность. Она выступает в виде собственности государства на природные ресурсы, государственного сектора экономики (производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы), а также в виде доли государства в капитале предприятий. Доля государства в суммарном капитале различна для разных стран. В целом она колеблется от 10 до 50 %. Наибольшее значение она имеет в ряде западноевропейских стран (Италия, Франция, Англия). В собственности государства могут находиться предприятия жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, энергетики, добывающей промышленности, машиностроения и др.2) ^ Перераспределение государством валового национального продукта через финансовую систему. Как уже говорилось в теме 11, в развитых капиталистических странах в настоящее время государство перераспределяет от 35 до 61 % валового национального продукта. Средства идут на финансирование различных программ, направленных на удовлетворение общественных потребностей, обеспечение сбалансированности и роста экономики.3) ^ Покупка и продажа государством товаров (ресурсов, продукции, услуг, ценных бумаг). Государство является крупнейшим покупателем и продавцом на внутреннем рынке развитых капиталистических стран, с объемом операций которого не может сравниться ни одна из промышленных монополий.4) ^ Государственное регулирование экономики.Роль государства в современной экономике оценивается разными концепциями по-разному. Неоклассическая теория считает, что государство выполняет те функции, которые не в состоянии выполнить рынок,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовая защита государственных служащих
Реферат Правотворчество как вид социального проектирования
Реферат Проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 158
Реферат Правовой режим земель обороны
Реферат Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Реферат Устройство дистанционного управления, сопряженное с шиной компьютера
Реферат Проблемы прикладного выбора при принятии решения типа "сделать или купить"
Реферат Правосубъектность высших военных учебных заведений Российской Федерации
Реферат Системные связи в лексике русского литературного языка донациональной эпохи (на материале рукописных книг Пролога XIII-XVII вв.
Реферат Проблемы содержания, исполнения и ответственности договора поставки
Реферат Брюллов А П
Реферат Правовые аспекты организационно-правовых форм юридических лиц
Реферат Классификация, количественные определения минеральных удобрений
Реферат Проблеми нотаріальної практики в сфері спадкування
Реферат Управление производством