Реферат по предмету "Разное"


1. концепция инновационного менеджмента необходимость активизации инновационной деятельности в Украине чрезвычайно актуальна. Основными причинами этого, по мнению большинства ученых, являются

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙПредлагаемый конспект лекций содержит краткое изложение материала по основным темам данного курса. Остальные темы, указанные в программе курса, студент должен будет изучить самостоятельно из рекомендуемых литературных, учебных и методических источников. Для самостоятельного изучения предлагаются темы, наиболее полно освещенные в имеющейся учебно-методической литературе. ТЕМА 1. КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Необходимость активизации инновационной деятельности в Украине чрезвычайно актуальна. Основными причинами этого, по мнению большинства ученых, являются: незавершенность и нелогичность проводимых экономических преобразований;слабость рыночных инструментов экономики;сохранение экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов. Этот перечень мы можем дополнить следующими обстоятельствами:отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированных на повышение качества, социальное развитие, конкурентоспособность;ориентация развития украинской экономики не на активизацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиции. При этом упускается из виду, что факторы производства и инвестиции должны быть не целью функционирования социально-экономических систем, а средством активизации инновационной деятельности и повышения за счет этого экономического роста. Углубление в проблематику курса следует предварить хотя бы кратким обзором литературных источников, сформулировать свои положения. Это тем более важно, что в настоящее время еще четко не обозначилась общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Так, рекомендуется под научно-техническим прогрессом понимать развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в воздействии науки на уровень техники и технологии, а с другой, - в применении новейших приборов в научных исследованиях /Абалкин Л.И./ Начальная фаза научно-технического прогресса относится к позднему Возрождению, и особенно ощутимый импульс он получил в ХУ1-ХУ11вв., когда нужды растущего мануфактурного производства, расширение мореплавания, торговли положили начало союзу научной, технической, изобретательской деятельности / НТП: Словарь / В.Г. Горохов.- М.: 1987/ На уровне фирмы научно-технический прогресс реализуется в виде инновации. В термин «ИННОВАЦИЯ» вкладывается самый различный смысл. Так, Й. Шумпетер еще в 30-е годы ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности. Обратите внимание еще на несколько определений:инновация - это итоговый результат создания и освоения принципиально нового или модернизированного средства /новшества/;инновация в широком смысле - прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продуктов, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера;нововведение - это развитие технологии, техники, управления на стадиях зарождения, освоения, диффузии на других объектах;в «словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу. В соответствии с Руководством Фраскати /документ принят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати/ инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, процесса, либо в новом подходе к социальным услугам. В книге «Инновационный менеджмент» / Под ред. Н. П. Завлина, А. К. Казанцева и др./ инновация определена как использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной /научно-технической/ деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому я уделяю такое внимание рассмотрению сущности базового понятия «инновация», которое должно отвечать ряду требований. Во-первых, считаю целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытийизобретенийпатентовтоварных знаковрационализаторских предложенийдокументации на новый или усовершенствованный процессорганизации, производства или другой структурыноу-хаупонятийнаучных подходов или принциповдокумента/стандарта, методики, инструкции и пр./результатов маркетинговых исследований. Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Во-вторых, новшества могут разрабатываться как для собственных нужд /для внедрения в собственном производстве, либо для накопления/, так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары. В-третьих, неправомерно в понятие «инновации» включать разработку инноваций, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации. Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара / стратегический маркетинг, НИОКР и т.д./ Итак, мы можем ввести еще одно определение. Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению /или превращению в инновацию/ и распространению в другие сферы /диффузия/ называется ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. М. Портер выделяет 4 стадии конкурентного развития страны:стадия развития на основе факторов производства;стадия инвестиционного развития;стадия инвестиционного развитиястадия развития на основе благосостояния. На основе рассмотренного деления можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:развитие на основе факторов производства;развитие на основе инвестицийразвитие на основе инновационной деятельности. Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Обращаю Ваше внимание еще на несколько аспектов современного экономического развития на основе инновационной компоненты. С точки зрения уровня развития стран, международной кооперации и интеграции мировое сообщество делят на такие группы: Технологическое ядро: США, Япония, Германия, Англия, ФранцияСтраны первого технологического круга : Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австрия, Южная Корея и др.Страны второго технологического круга: наиболее продвинувшиеся развивающиеся страныПостсоциалистические страны Восточной ЕвропыСтраны СНГ и ближнего зарубежьяНаименее развитые и развивающиеся страны. Организация инновационной деятельности в странах-лидерах:горизонтальная интеграция НИОКРсоздание вычислительных сетейпроведение совместных исследованийгосударственная поддержка новых технологий. К специфическим характеристикам современных технологий можно отнести:узкую специализациюбыструю устареваемостьнеобходимость постоянного развитиявысокую рискованность финансовых ресурсовбыструю распространяемость по всему мируразработку и внедрение ноу-хауразвитие при тиражированииневозможность распространения только с помощью документации и др. Эти свойства создают неопределенность и неравномерность распространения инновационного продукта, постоянное появление «ниш», в которые могут встроиться аутсайдеры, сложность сохранения позиций лидерства и монополизма в технологической сфере. Используя разработанные в мире передовые технологии, можно перейти лишь на стадию инвестиционного развития. Стадия же инновационного развития предполагает определенный технологический монополизм, получаемый в результате собственных разработок и изобретений. Однако уже в начале ХХ1 столетия развитие науки и техники будет не целью, а средством социально-экономического развития стран. Многие исследователи склонны считать, что будущее человечества связано не с технотронным, обществом, а с гуманистическим обществом, основанным на достоинстве, знаниях, свободе личности. Гуманист - это и есть достойный человек, стремящийся к знаниям, добру и красоте. Важнейшей определяющей основой гуманистического общества будет идеологическая структура – определенная система философских, научных, художественных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, месте человека в нем. В процессе становления гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Поэтому одной из главных задач общества гуманизма является производство знаний. В пользу этого тезиса говорит тот факт, что, например, в промышленно развитых странах накопление человеческого капитала к концу ХХ в. В 3 – 4 раза превысило накопление капитала в материально-вещественной форме; значительно возросли расходы на строительство новых музеев, библиотек, театров, спортивных сооружений. Однако, не имея возможности далее развивать эту весьма привлекательную интеллектуальную тему в рамках краткого конспекта, обратимся к не менее важной для понимания сущности курса «Инновационный менеджмент» проблеме - классификации и кодированию инноваций. Известны различные подходы к классификации инноваций. Обращу Ваше внимание на некоторые типологии, чаще всего встречающиеся в специальной литературе. 1-я типология по 9-ти признакам / А. Пригожин /: 1) по типу новшества:материально-технические /техника, технология, материалы/социальныеэкономическиеорганизационно-управленческиеправовыепедагогическиепо инновационному потенциалу:радикальные /базовые/комбинаторные /использование различных сочетаний/модифицирующие /улучшающие, дополняющие/. 3) по принципу отношения к своему предшественнику:замещающие /вместо устаревшего/отменяющие /исключают выполнение операций/возвратные /к предшественнику/открывающие /новые, аналогов нет/. 4) по объему применения:точечныесистемные /технологические, организационные и т.п./стратегические /принципы управления, производства и т.п./ 5) по эффективности /целям/:эффективность производстваэффективность управленияулучшение условий труда 6) по социальным последствиям:вызывающие социальные издержкиновые виды монотонного трудавредные условия и т.п. 7) по особенностям механизма своего осуществления:единичные /на один объект/диффузные /на многие объекты/завершенные и незавершенныеуспешные и неуспешные. 8) по особенностям инновационного процесса:внутриорганизационныемежорганизационные 9) по источнику инициативы:прямой социальный заказв результате изобретения 11 типология по 7 критериям /М.Хучек/: 1) оригинальность характера изменений:оригинальные /творческие/неоригинальные /подражающие/ 2) степень сложности:несвязанные /менее усовершенствованные/связанные /коллективный результат/ 3) отрасль хозяйства:материализованные /твердые/не материализованные /мягкие, управленческие/ 4) степень новизны:новинки в мировом масштабеновинки в стране или отраслиновинки на предприятии 5) радиус действия:внедренные на предприятиивнедренные вне предприятия 6) социально-психологические условия внедрения:рефлекторно осознаваемыевнедренные без длительного обдумываниязапланированныевнеплановыесфера применения:технические и технологическиеорганизационные и экономическиеобщественные /внепроизводственные/ 111 типология /С. Ильенкова /:1) в зависимости от технологических параметров: ^ продуктовые ^ процессные^ 2) по новизне: ^ новые для отрасли в мире ^ новые для отрасли в стране ^ новые для предприятия3) по месту на предприятии: ^ новации на входе ^ новации на выходе ^ новации системной структуры^ 4) от глубины вносимых изменений: ^ радикальные /базовые/ ^ улучшающие ^ модификационныепо сфере деятельности: ^ технологические ^ производственные ^ экономические ^ торговые ^ социальные ^ в области управления1У типология / Завлин П.Н./: 1) область применения: 2) этап научно-технического прогресса: 3) степень интенсивности: 4) темпы осуществления: масштаб инноваций:результативность:эффективность: Основными критериями классификации инноваций должны быть, на мой взгляд, следующие: а) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; б) возможность количественного /качественного/ определения критерия; в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. Приведенная классификация охватывает, на мой взгляд, все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе указанной классификации инновации кодируют. Кодирование может быть укрупненным /с одним знаком для признака/ и детальным /с двумя и более знаками для признака/. Кодирование инноваций возможно в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае вначале кода указывается код страны, отрасли, фирмы. Кодирование позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный эффект и активизирует инновационную деятельность. В заключение рассмотрения этой темы обращаю Ваше внимание на специфику предмета, принципов и структуры дисциплины «Инновационный менеджмент». Это одна из наиболее комплексных и сложных дисциплин. Поэтому для ее изучения, познания теоретических закономерностей и взаимосвязей, закрепления навыков необходимо применять принципы системности, комплексности, динамичности и др., основой которых являются научные подходы к менеджменту. ^ ТЕМА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в производстве, предпринимательстве, социальной сфере. В широком смысле стратегическое управление имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявления будущих факторов успеха. По своей сущности любые стратегические меры, предпринимаемые предприятием /фирмой/, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах. Так, например, одна из характерных для рыночного хозяйства стратегий - продуктово-рыночная - направлена на развитие новых видов продукции и технологий, сфер и методов сбыта, т.е. основана исключительно на инновации. Или стратегия развития предприятия, также основана на использовании научно-технических достижений в области организации, техники и технологии, т.е. на комплексе инноваций. Этот перечень можно было бы продолжить далее. Однако для целей организации и планирования инновационных процессов необходимо их обособленное рассмотрение в рамках специально выделяемой стратегии нововведений. Стратегия нововведений / или: инновационная политика/ предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов через инновационный процесс /стадия исследований, ввод нововведений в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду/. Стратегическое управление инновациями затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты стратегического развития предприятия и, следовательно, реализует свою функцию через общий и функциональный менеджмент. Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития и включает:нормативный менеджмент - разработка философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной рыночной нише; формулировка общих стратегических намерений;стратегический менеджмент - выработка набора стратегий, их реализация во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг / отдача от введенный активов за счет контроля/, управление стратегическими решениями в целом;оперативный менеджмент - разработка и реализация оперативных /тактических/ мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие. В рамках функционального менеджмента разрабатываются и реализуются частные /функциональные/ стратегические задачи, связанные с инновациями в отдельных сферах деятельности на предприятии /маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база и др./.^ Цели стратегического управления инновациями. Разработка инновационной политики предприятия /фирмы/ предполагает определение целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его ресурсами. В жизненном цикле любого предприятия четко прослеживаются элементы относительных статики и динамики. Здесь все зависит от содержания цели, которая перед каждой стадией ставится. Рассматривая цели как некое предвосхищение результата, их подразделяют на:функциональные /поддержание достигнутого состояния системы/;новые /приобретение нового качественного состояния системы/. В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать задачи:сопоставление существующего состояния с желаемым - функция инициативы;выработка руководящих требований к действию - инструмент управления;определение критериев оценки информации и выбора альтернатив - принятие решений;обеспечение бесконфликтного сосуществования лиц, принимающих решения, - инструмент координированиясоздание предпосылок Различают следующие виды целей:по охватываемой цели /общая часть/по значению /главная, второстепенная/по денежному выражению / денежный, безденежный/по количеству переменных в цели / одно – и многопеременные/ по предмету цели / на общий и производственный результат/по месту в иерархии целей /высшие, промежуточные и низшие/по взаимному соотношению целей /комплементарные – дополняющие, индифферентные – безразличные и конкурирующие цели/. Наиболее распространенным приемом целеполагания на предприятии является построение так называемого дерева целей, представляющего собой процесс разделения главной /глобальной/ цели, на ее составляющие /частные цели/ и расположение их по иерархическому принципу. В дереве целей различают несколько уровней стратегических целей:Цели предприятия в целом - ожидаемое состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц /продуктово-рыночных комбинаций/Цели стратегических хозяйственных единиц /СХЕ/ - целевые установки для отдельных СХЕ, на которые распределены предприятияЦели функциональных сфер деятельности - директивные задания для функциональных подразделений предприятия, которые закладываются в основу разработки стратегии. Между целями складываются множественные отношения по горизонтали и вертикали, которые должны обязательно учитываться в процессе целеполагания. В инновационном менеджменте различают:базовые стратегии - модель поведения предприятия в целом и отдельной СХЕ в той или иной конкретной рыночной ситуации. Например, стратегия выбора рынков; стратегия конкуренции на выбранном рынке. И далее на выбранном рынке: достижение преимущества в конкуренции на основе лидерства в качестве продукции; лидерство в ценах; рыночная специализация; рыночная кооперация.функциональные стратегии - комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятий. Они имеют подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют стратегии: оборонительную и наступательную. Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. Наступательные стратегии включают: Активные НИОКР; ориентированные на маркетинг; стратегию слияния; стратегию приобретения. Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций и, следовательно, более применимы на предприятиях, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом менеджеров и творческим научно-техническим потенциалом. Задачи стратегического управления инновациями. Стратегическое управление инновациями означает значительно более широкое понятие чем лишь перспективное планирование крупномасштабных новшеств, оно включает ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних /продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии/ и внутренних /новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень/; потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; ее организационные формы; этику и культуру предпринимательства. Общие задачи стратегического управления состоят в том, чтобы ответить на вопросы:Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в перспективе. Учитывая ограничения со стороны внешней среды.Посредством каких нововведений, какими методами /проекты, программы/ будут достигнуты стратегически цели.В каких масштабах и из каких источников произойдет выделение ресурсов под стратегические цели.В рамках каких организационных форм / традиционная линейно-штабная, матричная или проектная, СХЕ или центры руководства каждой целью/ осуществляется инновационный процесс на предприятии.Посредством какого стиля управления, с каким составом сотрудников и с помощью какого инструментария следует обеспечить Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов управления и основана на решении следующего комплекса задач:разработка стратегических целейоценка возможностей и ресурсов предприятия для их реализациианализ тенденций в маркетинговой деятельности и в научно-технической сфереопределение инновационных стратегий с выбором альтернативподготовка детальных оперативных планов, программ, проектов и бюджетовоценка деятельности предприятия с учетом установленных целей и планов. Проблематика стратегического управления инновациями не ограничивается исключительно задачами достижения новых экономических и научно-технических высот. Предприятие, представляя собой живой постоянно движущийся организм, первичную клетку, которая зарождается, развивается, структуризуется, переживает крах и исчезает, проходя свой органически присущий ему жизненный цикл / содержание и структура жизненного цикла довольно подробно описана в учебной литературе, здесь мы опускаем этот вопрос!/. На стадиях жизнедеятельности фирмы возможны «кризисные ситуации». Понятие «кризис» тесно связано с понятием «угроза существованию». Оно отражает содержание отрицательных воздействий внутреннего и внешнего порядка, которые приводят к прекращению существования фирмы. Причины и мотивы кризисных явлений могут быть различной природы:финансирование / слишком высокая доля заемного капитала/снабжение /потеря поставщиков/производство /отсутствие собственных патентов, зависимость от лицензий/процесс управления / негибкий менеджмент/организация /застывшая иерархическая структура, бюрократия/персонал / высокая текучесть, недостаточная мобильность/Порядок разработки инновационных стратегий. Завершающим этапом стратегического управления является разработка механизма их реализации. При разработке инновационных стратегий необходимо учесть их следующие особенности.Стратегии предприятий находятся под влиянием изменений в окружающей среде. Они могут сами формировать эти изменения своим активным воздействием либо откликнуться в форме реакции /стратегии приспособления/. Изменения окружающей среды могут быть уже наступившими или еще только ожидаемыми.Стратегии дают возможность установить, каким образом можно ввести в действие имеющийся потенциал с учетом существующих и ожидаемых в будущем сильных и слабых сторон с тем, чтобы выполнить намерения предприятия.Стратегии предприятия дают лишь общее направление, по которому развивается предприятие. Поэтому они должны дополняться мероприятиями тактического порядка. Цель стратегий предприятия - формирование устойчивого потенциала успеха с учетом его преимуществ перед конкурентами. Указанные особенности находят отражение в технологии их разработки и оценки. В общем виде эту технологию можно представить следующим образом:Стратегический диагноз |Стратегический анализ |Формирование стратегии |Оценка программ |Реализация стратегии |Стратегический контрольЦентральный вопрос технологии разработки стратегии - принятие стратегических решений на основе выбора альтернативы. К объективно необходимым компонентам этого подхода относятся: параметры решения, альтернативы решения, целевая установка. Без них теряется смысл этой процедуры в целом. 1. Параметры решений - общие характеристики состояния системы, требующие учета при выборе решения. Различают экзогенные и эндогенные параметры решения: а) экзогенные /обусловленные извне/ - это показатели, характеризующие относительно не изменяющиеся параметры предприятия с точки зрения среды окружения /правовые и социальные нормы, технические знания, потребности населения, цена на производственные факторы, цены и качество конкурирующей продукции/; б) эндогенные /обусловленные внутри/ - относительно не изменяющиеся параметры, характеризующие внутреннее состояние предприятия / производственная мощность, квалификация работника и др./. Роль параметров решения проявляется во взаимодействии с альтернативами решения. 2. Альтернативы решения - это возможности продолжения политики предпринимательства, из которых лицо, принимающее решения, может в данной ситуации сделать выбор. Например, при появлении новых конкурентов на рынке: снижение цены, увеличение сметы расходов на рекламу, расширение ассортимента и др. Параметры решения ограничивают зону /диапазон/ альтернатив. Например, согласование цены с новым конкурентом не является альтернативой решения, т.к. это нарушение антимонопольного законодательства. Вывод: параметры решения сокращают сумму мыслимых, в принципе возможных альтернатив решения до суммы реально осуществимых.Целевая установка. После согласования альтернатив решения с параметрами решения обычно остается еще достаточно большое число реально существующих /осуществимых/ альтернатив / в том числе альтернатива ничего не делать!/. Целевая установка лица, принимающего решение, определяет, какую альтернативу решения из множества реально осуществимых, следует выбрать и «пустить в дело». Например, цель сохранить определенную долю участка на рынке при появлении новых конкурентов. Тогда в дело идут менее агрессивные альтернативы, а именно «увеличение сметы расходов на рекламу», а не «борьба цен». Следует отметить и наиболее характерные неудачи стратегических процедур, к которым относятся:нереальные плановые установкиневерная оценка ресурсовотсутствие обязательств руководящего состава, воли и способности к реализации стратегии. Существует обязательный каталог вопросов, на которые нужно получить ответы при проведении так называемого «стратегического диалога» от трех руководящих звеньев предприятия: руководства фирмой, ответственных за решение оперативных задач, штаба планирования. Основные вопросы из такого каталога:Обеспечит ли стратегия устойчивые преимущества в конкуренции?Насколько реалистичны главные плановые установки?Существуют ли гарантии реализации стратегии в отношении необходимых ресурсов и способностей руководящего персонала?Является ли стратегия достаточно взвешенной организационно и процессуально?Насколько нечувствительна стратегия по отношению к определенным изменениям /например, факторы риска/?Насколько гибкой является стратегия?Ведет ли стратегия к повышению экономического потенциала предприятия или СХЕ? Любая стратегия будет признана успешной только в том случае, если полученные в процессе ее реализации результаты окажутся максимально приближенными к запланированной цели. Поэтому стратегический план всегда содержит в качестве обязательного компонента сферу оперативных задач, обеспечивающих практическую целостность и завершенность реализации стратегического замысла т.е. его воплощение. Далее коротко рассмотрим формы стратегического управления инновациями. Процесс стратегического управления, как мы уже знаем, состоит из взаимосвязанных фаз /этапов/: стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль. Интеграция этих фаз образует систему стратегического менеджмента, занятого решением стратегических задач. Для того, чтобы увязать все звенья указанной системы, необходимо наличие соответствующей организационной формы. Опыт показывает, что существующие организационные структуры обычно недостаточно способны концентрироваться на выполнении экстраординарных инновационных задач /они были сформированы для нерыночных типовых схем/. Для решения стратегических задач возникает необходимость в радикальном реформировании подходов к структурам управления, повышении уровня их вариантности. Это особенно важно при решении крупномасштабных инновационных задач, требующих определенного качественного рывка и концентрации сил всей системы. В наибольшей степени условиям реализации стратегических инновационных задач на предприятии соответствует матричная организационная структура. Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий, а сама работа является сложной. Важной составляющей матричной структуры является активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-либо конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей работы. Однако этот подход не исключителен. Решение стратегических задач далеко не всегда ограничивается лишь организационными мерами только в самой системе. Возникает необходимость комплексного охвата также элементов внешней среды предприятия. Выделяемые в этом случае организационные образования представляют собой условные управленческие единицы предприятия, основной задачей которых является достижение поставленных перед ним стратегических целей /внедрение на новый рынок, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и т.д./. Стратегической хозяйственной единицей /СХЕ/ может быть группа продукции /продуктовая линия/, либо продуктово-рыночная комбинация /сегмент/, либо самостоятельное рыночно-ориентированное подразделение предприятия. В результате образования СХЕ на многих предприятиях создаются так называемые инвестиционные центры /профит-центры/, представляющие собой автономно действующие предпринимательские звенья предприятия, располагающие достаточно самостоятельной стратегией поведения, собственным ресурсным обеспечением, организационно-технической базой и т.д. Однако для решения комплексной задачи обеспечения интенсификации инновационных процессов - необходимо использовать структуру целей проектируемой инновационной подсистемы. При этом используется метод декомпозиции ее глобальной цели, позволяющий построить функциональную модель инновационной деятельности предприятия. В данной теме мы только обозначили некоторые организационные структуры, в дальнейшем будут освещены более детально и другие организационные формы инновационной деятельности.ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НАИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ Как мы уже отмечали, управление инновационными разработками осуществляется в рамках постоянно меняющихся условий. Это предполагает необходимость непрерывного слежения за инновационными программами В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема и придется отложить или даже прекратить работу по проекту. Могут измениться требования потребителей и спрос, в связи с чем потребуется провести переоценку жизнеспособности проекта. Управляя инновационной программой, менеджер должен помнить, что имеет дело с чрезвычайно динамичным проектом. А потому система управления должна быть достаточно гибкой, допускать необходимые модификации. Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными: размер рынка, допустимая цена, требования к технической эффективности и время. В связи с этим важно определить, как


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.