Реферат по предмету "Философия"


Жизнь и творчество П.А.Флоренского

_П Л А Н : .
       I   Введение
       II  Биография
       III Творческое наследие П. Ф.
       IV  П.А. Флоренский: проблема общественного идеала
               а) его представления об общественном идеале
               б) исследование проблемы общественного идеала
       V   Зримый рай Павла Флоренского
       VI  Павел Флоренский и наука XX века
               а) введение топологических структур и единство научно-
                  го знания ;
               б) новая теория исторического процесса.
               в) формирование новых научных понятий, Московская ма-
                  тематическая школа, основной вопрос философии .
       VII Заключение
.

                                  - 2 -
        Павел Александрович Флоренский — выдающийся русский мыслитель
     ,  поистине  настоящая  гордость и слава России ,  по-видимому ,
     последний Леонардо мировой культуры ,  человек, даже в сталинс-
     ких  лагерях продолжавший научные исследования ,  и вместе с тем
     великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины  ,
     как Московская математическая школа .  Многое, слишком многое в
     его трудах связано ,  конечно же ,  с конкретными, характерными
     только для тех лет увлечениями научной мысли ,  некоторые далеко
     не тривиальные идеи его оказались просто ошибочными, — например
     ,  о близком и полном крахе культуры " Возрожденческого типа " .
     Но — какая это ошибка! Дай — то Бог так ошибиться нам или любо-
     му из ныне живущих исследователей. А самое главное — сколь мно-
     го и каких глубоких мыслей ,  идей, понятий все — таки остается
     в конце концов как непреходящая ,  навсегда " депонированная " в
     человеческую культуру духовная ценность .  И это  страшно  нужно
     нам сейчас для более глубокого понимания того, что же случилось
     со страной, куда нам идти дальше, какие идеалы исповедовать .
        В отечественной истории П.А.Флоренский предстает фигурой уни-
     кальной и глубоко закономерной ,  порожденной как бы самой логи-
     кой развития общественной и философской мысли. Религиозный мыс-
     литель и ученый — энциклопедист, он оставил заметный след в са-
     мых разных областях :  был математиком ,  физиком ,  инженером ,
     искусствоведом ,  историком, филологом, историком и богословом
     .  Столь  разносторонние интересы отнюдь не обособлялись друг от
     друга ;  напротив, взаимопроникали, сочетались в служении выс-
     шей  духовной истине ,  в утверждении " онтологичности духовного
     мира " ,  прочной опоры мимотекущего в вечности .  В своем твор-

                                  - 3 -
     честве  Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания ,
     которого искала русская мысль на протяжении всего XIX века :  от
     любомудров  и славянофилов ( В.Ф.Одоевского ,  А.С.Хомякова ) до
     Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева .  В " Автореферате " ,  написанным
     Павлом  Александровичем  в  середине 20-х годов специально для "
     Энциклопедического словаря Русского  библиографического  словаря
     Гранат ", он определяет " свою жизненную задачу " как "продол-
     жение путей к будущему цельному  мировоззрению  ".  Не  случайно
     устремляющемся  в конечной цели к преображению мира и человека ,
     к " восстановлению всяческих " .  В  искусствоведческих  работах
     советского  периода  ( " Храмовое действо как синтез искусств ",
     1918 ;  " Анализ пространственности в художественно -  изобрази-
     тельных произведениях " ,  1924 ) Флоренский раскрывает внутрен-
     нее функциональное сходство разных искусств ,  их живое творчес-
     кое единство в храме и храмовой службе .
        Родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской  гу-
     бернии ( ныне Азербайджан ),  в семье инженера ,  Строившего за-
     кавказскую железную дорогу. По матери его корни уходят в глуби-
     ну древнего армянского рода Сапаровых .  Отец и мать, как вспо-
     минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир ,  не-
     зыблемый  и прочный ,  в " рай ,  которому бы не была страшна ни
     внешняя непогода ,  ни холод, ни грязь общественных отношений ,
     ни ,  кажется, сама смерть ". Этот культ семейного начала глу-
     боко укоренился в душевном складе мыслителя. Дело строительства
     ,  духовного  взращивания  семьи было для него не менее важным ,
     чем научные изыскания ,  чем работа ,  чем пастырское служение .
     Но  возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец .  Алек-
     сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого (  долгое

                                  - 4 -
     время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии,  от
     соборного единства Церкви .  Тому были свои причины :  оба  ,  и
     отец ,  и мать, оторвались от своих родов и принадлежали к раз-
     ным христианским исповеданиям .  Сын же их восполнил односторон-
     ний  культ  семьи  культом рода ,  сердечной памятью о предках ,
     непрестанным обращениям души и ума к выносившем его поколениям (
     для воспитания в собственных детях этого чувства он написал вос-
     поминания об отце ,  дедах ,  прадедах ,  о себе самом  ,  своем
     детстве  ,  юности ,  как бы поведал им себя изнутри ) и верой ,
     сопричтенностью к Церкви, соединяющих всех в молитве, памяти и
     любви, преодолевающей губительность розни .
        У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-
     ности к математике, и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-
     ческой гимназии он поступает на физико — математическое  отделе-
     ние Московского университета .  Параллельно изучает философию на
     историко — филологическом факультете под руководством  известных
     философов  и профессоров С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-
     тина (1855-1920) .  По окончании же курса поступает в Московскую
     духовную академию. В 191 г. защищает мастерскую диссертацию " О
     духовной истине " и принимает сан священника .  С этого  времени
     окончательно определяется своеобразный параллелизм ,  внутренняя
     сопряженность его духовных и научных занятий .  Он читает лекции
     по истории философии в Духовной академии ,  редактирует журнал "
     Богословский вестник " ,  преподает физику и математику, разра-
     батывает курсы по методике геометрии, энциклопедии математики и
     т.д.
        В1914 г.  выходит книга Флоренского " Столп и утверждение ис-
     тины .  Опыт православной теодицеи ", переработанная им из дис-

                                  - 5 -
     сертации .  Здесь развивается соловьевская концепция всеединства
     к идея Софии. Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-
     сем к другу, с многочисленными лирическими вставками ), способ
     изложения материала (  богословские  рассуждения  сопровождаются
     математическими выкладками ,  примерами из самых разных областей
     ) свидетельствовали об особой позиции мыслителя ,  о  стремлении
     привести  к согласию религию и точное знание ,  о глубокой убеж-
     денности в равноположности истин веры  с  истинами  настоящей  ,
     нравственно  ориентированной науки .  В 20-ее годы у него у него
     уже окончательно складывается система " конкретной метафизики  "
     ,  где он пытается выстроить цельную картину бытия путем анализа
     различных его уровней и устойчивых структур ,  а также выявление
     символов горнего мира .  В 1922 году Флоренский готовит к печати
     большую работу " У водоразделов мысли. Черты конкретной метафи-
     зики  "  ( включает главы об обратной перспективе ,  о науке как
     символическом описании ,  об антиномии языка, философии имени ,
     органопроекции и т. д. ), но она так и не вышла в свет .
        П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины ,  ощущал нравствен-
     ный  долг  перед  грядущими поколениями ,  стремился сохранить в
     России основы духовной культуры. " Можно сказать, — писал Бул-
     гаков, — что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками
     и Парижем, но он избрал… родину, хотя то были и Соловки, он
     восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. Отец Павел
     органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного
     или  невольного  отрыва  от родины ,  и сам он и судьба его есть
     слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее прес-
     тупление. "
        Талантливый ученый в сталинское  время  подвергся  травле  по

                                  - 6 -
     всем направлениям своей творческой деятельности .  Так ,  работа
     по сохранению Троице — Сергиевой Лавры была истолкована как  по-
     пытка создать " православный Ватикан " ,  преподавание во ВХУТЕ-
     МАСе — как создание " идеалистической коалиции " с В.А.Фаворским
     ,  а теоретическая работа, в которой описывался электроинтегра-
     тор — прототип современных аналоговых машин, была названа дале-
     кой от науки .
        В 1928 году ученого ссылают в Новгород ,  но затем возвращают
     по  ходатайству Е.П.Пешковой .  В 1933 г .  он был осужден на 10
     лет. Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-
     ся  его прибывание в Соловецком лагере .  Но и здесь несмотря на
     все издевательства и мучения не прекращается его творческая дея-
     тельность .  В частности, он занимается проблемой добычи йода и
     агар — агара из морских водорослей и делает более  десяти  запа-
     тентованных научных открытий .  25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-
     кий был вторично осужден. Жизненный и научный подвиг  мыслителя
     подошел к концу.
        П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-
     ют публиковаться с 70-х годов в богословских изданиях ,  с конца
     80-х годов в светских изданиях в России. В 1990 Г. выходит трех
     томное собрание его сочинений ,  включающее основные философские
     труды .  Его творчеству посвящают статьи ,  докторские и  канди-
     датские диссертации. Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-
     кого преобретает систематический характер .
        В творческом  наследии  отца  Павла Флоренского произведениям
     принадлежит сравнительно скромное, но довольно заметное место .
     Помимо  сугубо  литературных достоинств поэтические произведения
     его несут в себе и затаенные ,  гностические мотивы ,  символы ,

                                  - 7 -
     которые он рассматривал как термины из духовного мира .
        Рассмотрим гностические мотивы в поэзии раннего Флоренского ,
     обратившись прежде всего к сборнику его стихотворений " В вечной
     лазури " .
        Сборник этот  построен как цельная соната из библейских реми-
     нисценций и символов. Традиционная фактура стиха, традиционные
     размеры  и  рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной
     строфикой ,  сложными ритмами и ассонсами.Заслуживает  внимание
     стихотворение " Назорей " ,  в котором ветхозаветный обряд назо-
     рейства ,  добровольного аскетического подвига  ,  описанного  в
     Книге  Чисел переосмысливается Флоренским в гностическом аспекте
     посвящения :
        Пред Тобой не поставлю свечи ,
        не возжгу я лампад .
        Златотканной узорной парчи
        не одену наряд .
        Облеченный в мерцающий лен ,
        сам хочу пламенеть .
        И Тобой, Свет, и Пламя, зажжен,
        бледным воском сгореть . 55 0
        Привычные поэтические символы, наполняются особым смыслом в
     этом контексте.Свет и Пламя на языке гнозиса означает  знание и
     любовь.Посвящаемый входит в святая всех святых своей души, по-
     беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-
     жественную свободу — рождение в новую жизнь .
        В этом сборнике ,  в отличие от более  ранних  ,  поэтическая
     символика  Флоренского  заметным образом " оцерковляется " .  Не
     случайно стихи, вошедшие в него, были предварительно напечата-

                                  - 8 -
     ны  в  журнале  " Христианин " и прошли духовную цензуру ректора
     Вифанской Духовной семинарии протоиерея А.Беляева .
        В стихотворении  " У окна " поэт превосходно иллюстрирует ус-
     ловность и в то же время многозначительность ассоциативной  сим-
     волики .  Традиционные значения символов перемежаются здесь с их
     контрастным гностическим наполнением на противоположном семанти-
     ческом фоне ,  в более широком контексте. Лепестки цветущих ви-
     шен сменяются хлопьями снега ,  ветви деревьев пронзают душу как
     копья, а саван оказывается подвенечным убором :
        - Гляди-тко ,  родимый.Гляди-тко :  в цвету
        за окнами  вишни белеют ,
        и ветром весенним — смотри! — на лету
        несет лепестки их и веет !
        -Ах нет не ошиблась, — то ветер свистит
        метельный  и  мертвенно-белый .
        Прохожий замерзший вон видишь ?  -
                                     спешит
        и дышит на ус индевелый .
        - Мой Брат! О, мой милый! пахнуло теплом .
        Послушай… гудят колокольни .
        В истоме все сладкой за этим стеклом .
        Пойдем же к истоме безбольной !
        - Там нет лепестков так куда ж я пойду .
        По савану? в снежныя хлопья ?
        Там ветви стенают в холодном бреду
        и тянутся к небу как копья .
        - Не саван! Нет, это -венчальный убор .
        Дрожит мое сердце :  Он близко ... 5 6

                                  - 9 -
        Поэма " Белый камень ", посвященная А.Белому, написана Фло-
     ренским как своего рода гностический комментарий на стихи Апока-
     липсиса  — " Побеждающему дам вкушать сокровенную манну ,  и дам
     ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого ник-
     то не знает, кроме того, кто получает "
        Под сокровенной манной и белым камнем, очевидно, подразуме-
     ваются  символы  ;  по  традиционному толкованию ,  тело и кровь
     Христа, которые вкушают верующие в таинстве Евхаристии и приго-
     вор Божьего Суда над каждым христианином, наказание или награда
     .
        По другому толкованию ,  более близкому гностикам, белый ка-
     мень — цвет радости и победы — знак принятия в Небесное  Царство
     ; новое имя -внутреннее обновление, перерождение и посвящение ,
     позволяющее вступить в это царство .  Получение белого  камня  -
     знак принадлежности к белому братству ,  как мистическому ордену
     . Белый камень с начертанным на нем белым именем означает завер-
     шение божественного усыновления в жизни вечной .
        Знаменательно ,  что для поэзии Флоренского типичны сновиден-
     ческие образы ,  и именно в гностическом обрамлении они получают
     верное истолкование.Вот ,  например, фрагмент из стихотворения
     " Весна. Над Москвой — рекой " :
        Сладкой тоской изнывая ,  стою над рекой и не знаю ,
        что, в эту ночь оживаю ,  иль в Вечную Жизнь умираю .
        Странно внутри так звенит ...
                            Или храма  то отзвук несется
        плавно — широкой волною. Иль новая сила дается ?
        Сердце от радости плачет ... 5  7
        Нужно обратить внимание на то, что у Флоренского есть нес-

                                  - 10 -
      колькостихотворений с одинаковым названием " Сон ". В одном из
     них написанном в Тифлисе в 1901 году ,  запечатлены  следы  того
     удивительного состояния, когда в жаркий полдень на лесистом бе-
     регу Куры Флоренский испытал состояние транса  и  наития  и  ему
     вдруг  открылась относительность и условность позититвизма и не-
     зыблемость вечных духовных истин .  " В какую-нибудь минуту ,  -
     вспоминает Флоренский, — пышное здание научного мышления рассы-
     палось в труху, как от подземного удара… Произошел глубинный
     сдвиг воли, и с этого момента смысл умственной деятельности из-
     менил знак " .
        Как поэт Флоренский эволюционировал от гностической символики
     к символике церковно литургической .  Направление этой  эволюции
     заметно уже на страницах сборника " В вечной лазури " .  Влияние
     на гностические мотивы в поэзии Флоренского оказали, как это не
     парадоксально на первый взгляд ,  оказали народные частушки .  "
     Частушка — это народное декаденство ,  народный индивидуализм  ,
     народный импрессионизм ", — пишет Флоренский .
        " Все дороги ведут в Рим ". А дороги, как известно, состо-
     ят  из разных " стадий " .  Гностическая " стадия " на путиотца
     Павла открыла ему высокие духовные озарения ,  и не  следует  ее
     умалять ни ревнителям ортодоксальной церковности, ни привержен-
     цам точного знания .
        Можно с полным правом говорить о своеобразных социально — по-
     литических воззрениях П.А.Флоренского ,  раскрывающих его предс-
     тавления об общественном идеале .  Мы находим их в таких работах
     , как :  «Около Хомякова» ,  «Философия культа»,«Обратная перс-
     пектива» ,  «Итоги», «Троице-Сергиевая Лавра и Россия», «Пред-
     полагаемое государственное устройство в будущем» и др .

                                  - 11 -
        Проблема общественного  идеала не может быть понята без обра-
     щения к культурологической концепции П.А.Флоренского ,  сущность
     которой связана с интерпретацией понятия " культура ".  Культура
     рассматривается философом как специфический вид  деятельности  ,
     направленной на раскрытие безусловных ценностей.Само этимологи-
     ческое происхождение слова считает он ,  свидетельствует о том ,
     что культура есть порождение, " прорастания культа, побеги его
     , боковые ветви его "  51 0. Поэтому он называл свое понятиекульту-
     ры сокральным ,  т.е.  исходящим из признания священнодействия ,
     таинства в жизни человека и общества. Он писал: " Вера опреде-
     ляет культ, а культ миропонимание, из которого следует культу-
     ра " . 5 2 0
        Идеалом общественного устройства, соответствующим сакрально-
     му пониманию культуры ,  П.А.Флоренский  считает  теократическое
     государство с монархической формой правления,, далеким прототи-
     пом которого является Византия .  Именно в теократии  происходит
     освящение власти .  Строение теократии строго иерархично :  вос-
      хождениек миру горнему имеет ступени .  Являясь отражением мира
     Божественного ,  теократия воспроизводит его иерархию .  " Граж-
     данское устройство, — пишет Флоренский, — мыслится как отобра-
     жение небесной иерархии, Христом возглавляемой " .
        Идеалом общественного устройства ,  соответствующим  рациона-
     листическому миропониманию ,  является, с точки зрения философа
     , идеал, обожествляющий " искусственную революционную государс-
     твенность " ,  утверждающий преимущество представительской формы
     правления перед христианской монархической властью. Это привело
     к  духовному  опустошению  мира государственного и личностного .
     Общество утратило свою целостность .  Отказ от феургического де-

                                  - 12 -
     лания  в  государственной сфере повлек за собой взаимоотчуждение
     людей и распад духовной жизни личности .
        Важной вехой  в  исследовании П.А.Флоренским проблемы общест-
     венного идеала является его работа  "  Предполагаемое  государс-
     твенное устройство в будущем " .  В ней П.А.Флоренский, во-пер-
     вых ,  формулирует общие положения любого государственного  уст-
     ройства, претендующего на статус разумности; во-вторых, раск-
     рывает сущность современного ему этапа культурного развития  че-
     ловечества  ,  оценивает  представительную демократию и монархию
     как формы правления; в-третьих, дает развернутую характеристи-
     ку сложившегося к началу 30-х годов советского общества, в-чет-
     вертых ,  представляет конкретный социально-политический идеал ,
     при  воплощении которого в СССР возможно преодоление возникшей в
     обществе кризисной ситуации и оздоровление общества .
        По-мнению Флоренского, для функционирования государства нуж-
     на прежде всего  разумность государственного строя.Она  зависит
     от  "  ясного  понимания  основных положений ,  к которым должна
     приспособиться машина управления "  53 0, т.е. идеей метафизического
     плана, из которых исходит государственный деятель. Государство
     не может быть разумным ,  если несется без руля и  ветрил  ,  не
     имея прочных идеальных основ своей деятельности. " Мудрость го-
     сударственного управления,  - пишет Флоренский, — не в истреб-
     лении тех или иных данностей… а в их умелом направлении ."
        Существующие представительские формы правления  ,  по  мнению
     Флоренского, не в состоянии решить главную задачу государства :
     сочетать свободу проявления людей  с  необходимостью  направлять
     политическое  целое к решению его собственных задач .  Прочность
     представительской формы правления  проявляется  прежде  всего  в

                                  - 13 -
     легкомысленном  отношении к политике ,  в убеждении в ее доступ-
     ности всем без исключения .  Вовлекая своих граждан в политику ,
     представительное  государство  способствует  ее вырождению ,  ее
     превращению в политиканство .  Борьба  за  политическую  свободу
     оборачивается исключительно опасным обманом и самообманом народа
     ,  так как возникающее в итоге государственное устройство, " не
     давая удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабля-
     ет целое " .  Ни одно правительство ,  если оно не  желает  себе
     краха  ,  заключает  мыслитель ,  не должно опираться на решения
     большинства .
        Будущее Нашего общества Флоренский связывал с провозглашением
     децентрализации и индивидуализации. В союзном устройстве должна
     быть  проведена  большая индивидуализация отдельных республик во
     всем ,  что не затрагивает целостность государства .  В целом же
     экономический  порядок  в  стране может быть охарактеризован как
     государственный капитализм, когда орудия производства принадле-
     жат непосредственно государству .
        Будущее экономической жизни страны Флоренский видит в своеоб-
     разной  изоляции ее от мирового рынка ,  продиктованной в первую
     очередь экспансионистским устремлением Запада. Слепо копировать
     западные образцы нельзя. То, что за границей естественно, для
     нас будет искусственно .  " Чутко прислушиваясь  к  заграничному
     опыту, — подчеркивает ученый, — мы должны решать свои задачи и
     своими средствами. " 5 4 0
        " Мнимости в геометрии " — важный труд Павла Флоренского, За
     который он испил в полной мере чашу мученичества  в  Соловках  и
     расстрела в 1937 году .
        Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-

                                  - 14 -
     ям. Они правильно истолковали смысл книги. Это был несомненный
     удар по материализму ,  считающему материю  главной  реальностью
     мироздания .  Как раз эта реальность при световых скоростях ока-
     зывается нулевой, мнимой, а мнимости потустороннего мира, об-
     ретают истинную реальность .
        Священник и богослов  Павел  Флоренский  умышленно  отказался
     здесь от любимых богословских и канонических рассуждений .  Цен-
     ность труда в том и заключается, что, оставаясь в пределах фи-
     зики, геометрии и космологии, автор фактически полностью подт-
     верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-
     го опыта .  Это настоящее " опытное богопознание ", известное с
     древних времен .  Суть такого пути — в свободном  следовании  за
     истиной, которая сама ведет к Богу .
        В доносых рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в  геомет-
     рии  " справедливо указывалось ,  что этот труд возвращает нас к
     средневековым христианским представлениям о Земле, как центре и
     цели всего небесного мира. Правильнее сказать, что здесь подт-
     верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-
     го мира из света :  " И сказал Бог — да будет свет, и стал свет
     " .
        Авторы доносов  обрушивались  и  на  теорию относительности ,
     вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-
     тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-
     никновения нашего  мироздания  из  светового  сгустка  величиной
     меньше булавочной головки .
        Однако Флоренский пошел в  этом  направлении  намного  дальше
     Эйнштейна. Там, где для создания теории относительности закан-
     чивается реальность ,  для автора " Мнимостей в геометрии "  она

                                  - 15 -
     только  начинается  .  Флоренский  считает ,  что скорость света
     300000 километров в секунду — не предел, а только граница между
     миром земным и миром небесным. Одна секунда бега светового луча
     очерчивает все пределы земного мира .  По звездному времени  это
     сутки ,  а в пространстве граница между землей и небом пролегает
      междуУраном и Нептуном, как и считал Птолемей .
        Становится ясно, что сотворив свет, а именно с него начина-
     ется сотворение мира ,  Бог одновременно создал вечные и неруши-
     мые  сущности  вещей .  Смерть и разрушения возникают на границе
     между нашей и " мнимой ", а правильнее сказать — вечной  реаль-
     ностью .
        Здесь необходимо вспомнить " Иконостас "  Флоренского  и  его
     учение об обратной перспективе в иконописной традиции. Обратная
     перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности ,  как
     бы  охватывающей  зрителя.Плоскость иконы — это реальность .  "
     Мнимость " -  сферическая  вогнутость  ,  создаваемая  взором  и
     кистью художником. Согласно его учению, мистическое пространс-
     тво иконы — не изображение рая, а его вместилище. " Мнимости "
     - зримый рай .
        Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до  сих
     пор понимают немногие .
        Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века  явля-
     ется ,  введение и систематическое использование им — для точной
     ,  математической экспликации своих, ныне революционизировавших
     естествознание  идей новых — топологических структур современной
     математики .  Он успешно продолжил здесь линию по выявлению  со-
     вершенно новой, чисто математической " онтологии " мира, нача-
     тую еще Галилеем ,  Ньютоном, Максвеллом, Эйнштейном и многими

                                  - 16 -
     другими и философски осмысленную только поздним Гуссерлем .
        Новые существенно важные компоненты самых современных  теоре-
     тических концепций естествознания опираются ,  оказывается ,  на
     главные, наиболее глубокие понятия фундаментального, основопо-
     лагающего  раздела современной математики — топологии как наибо-
     лее общего ,  современного учения о пространстве — о том  ,  как
     конкретно любые объекты научного познания " выстроены " в преде-
     ле из своих " частей " — любого рода их подобъектов .  Топологи-
     ческие  структуры — структуры предельного " прилегания " ,  пре-
     дельной " составленности " целого из любых своих "  частей "  -
     наряду  с алгебраическими структурами — являются наиболее фунда-
     ментальными для всей современной теоретичесой механики ,  а зна-
     чит, и для современного научного знания в целом .
        Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века  то  решение
     вопроса, к которому теоретическая физика подходит только в наши
     дни :  " Геометрия учит, что каково бы ни было расстояние между
     двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними ,  — кроме
     того, всегда может быть осуществлен путь, по которому расстоя-
     ние их равно нулю… Устанавливая такое сообщение между точками
     ..., мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точ-
     ки  .  Так  словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием
     познающего и познаваемого  ...  хотя  и  оставаясь  разделенными
     пространственно  ,  они оказываются совмещенными друг с другом .
     Слово есть онтологическая изотропа " . 58 0 Это первое серьезное  ,
     концептуальное применение новой научной дисциплины XX века — то-
     пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .
        Во времена Флоренского, конечно, общая топология еще только
     начинала складываться — и именно он был первым в  мировой  науке

                                  - 17 -
     XX века ,  кто начал применять ее новые, более глубокие общест-
     венно — пространственные понятия к решению действительно серьез-
     ных научных ,  философских проблем ,  в частности, прежде всего
     для более основательного осмысления того ,  как надо понимать  в
     наше  время единство научного знания и сам процесс исторического
     развития.Надо отдать должное врагам ученого  :  интуитивно  они
     совершенно правильно оценили очень важное для всего научного со-
     общества значение теоретических идей и интересов П.А.Флоренского
     - иначе как понять объявленное ими не более и не менее как " на-
     учным вредительством " публикацию в 1937 году в русском переводе
     первой  в  мире  систематической монографии по теории множеств -
     известной книги Хаусдорфа " Теория множеств ", конечно же, со-
     вершенно  " безвредной " для тогдашнего официального марксизма в
     идеологическом плане ?  Очень жаль ,  что в  результате  наветов
     отец Павел был слишком рано лишен возможности участвовать в этом
     очень результативном, эффективном движении философской мысли XX
     века, одним из основоположников которого он, собственно говоря
     ,  и являлся в России, в постепенном обобщении и  теоретическом
     углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики
     - топологии — до статуса основополагающих ,  лежащих у самых ис-
     токов человеческого познания философских категорий — категорий "
     Гегнет". Это смог сделать только другой великий философ XX века
     - Мартин Хайдеггер. Другая главная, огромная и великая заслуга
     П.А.Флоренского перед философской наукой XX века — выявление на-
     иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-
     рического развития ,  разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне
     построение подлинно научной ,  современной историософии. Он на-
     чинает с еще очень непростой классификации основных типов  чело-

                                  - 18 -
     веческих культур ,  известных документальной истории, выделяя в
     ней два главных ,  наиболее важных подразделения: культуру тра-
     диционные и культуры ,  в его терминологии ,  " Возрожденческого
     типа " ,  которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила
     начиная с Ренессанса ,  Европа Нового Времени, а в зачаточном ,
     еще недостаточно развитом — классическая Греция античности . 5 9 0
        Еще один большой круг гносеологических проблем ,  очень инте-
     ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших  пос-
     ледующее  — весьма интересное и основательное — развитие в фило-
     софской науке XX века ,  связан с конкретными особенностями фор-
     мирования наиболее глубоких ,  самых общих и фундаментальных по-
     нятий тех научных теорий ,  которые определяют ныне само наше  "
     видение " мира — миропонимание нашего времени,  — таких, напри-
     мер ,  как квантовая теория или теория относительности. Конечно
     , здесь он — как и вся русская философия того времени -находился
     под сильнейшим влиянием неокантианства. Но и здесь он смог ска-
     зать много нового и очень интересного .
        Как он мог тогда ,  — в самые перовые десятилетия нашего, XX
     века — в страшнейших, нечеловеческих условиях жизни так тонко и
     безошибочно  выделить  ,  определить  тот  класс  математических
     структур, с помощью которых мы, уже в самом конце этого века ,
     будем только начинать решать все эти ,  очень  кратко  описанные
     выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы ,  — это, пожа-
     луй, самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца
     Павла  .  Не одно поколение исследователей еще будет " в великом
     изумлении " стоять перед этой удивительной загадкой .
        Подводя итог следует вспомнить слова Е.Н.Трубецкого, которые
     он сказал ,  характеризую творчество философа :  " Движение  его

                                  - 19 -
     мысли определяется тем же основным контрастом ,  который опреде-
     лил собою весь ход развития русской религиозной мысли :  это, с
     одной стороны ,  — бездна зла ,  греховный миро, внутренне рас-
     павшийся, " рассыпавшийся в противоречиях ", а, с другой сто-
     роны ,  " свет Фаворский ", в непроходящей реальности коего ав-
     тор глубоко убежден. «Видимо, это высказывание можно применить
     ко всему жизненному пути отца Павла ,  испытавшего в своей безв-
     ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла, но
     и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-
     ной духовности, который не померкнет, пока жива Россия .
.

                         2С Н О С К И : 0
         51 0. Богословские труды. М., 1977. Вып. 17. С.117.
         52 0. Вопросы философии. 1988. N 12.С. 114.
         53 0. Литературная учеба .1991. N 3. С. 96.
         54 0. Литературная учеба .1991. N 3. С. 108.
         55 0. Флоренский П. В вечной лазури. Сергиев Посад, 1907, С.5.
         56 0. Флоренский П. В вечной лазури. Сергиев Посад, 1907, С.12.
         57 0. Флоренский П. В вечной лазури. Сергиев Посад, 1907, С.7.
         58 0. П.А.Флоренский Соч. в 2-х тт. Т.2. М.,1990, стр. 292.
         59 0. П.А.Флоренский .  Автореферат.  — » Вопросы философии"  ,
           1988, N 12, стр. 114 .
.

                      _ 2Л И Т Е Р А Т У Р А : . 0
      11) 0 Е.М.Амелина П.А.Флоренский :  проблема общественного идеала .
        Социально — политический журнал, N 9-10, 1994 г.
      12) 0 Е.В.Иванова Флоренский и Христианское Братство Борьбы .
        журнал Вопросы философии, N 6, 1993 г.
      13) 0 Г.Гачев Русская дума.: М., 1991.
      14) 0 Б.Цейтлин Физика — миф — свобода .
        журнал Знание — сила ,  N 12, 1992 г.
      15) 0 Сборник Русский космизм .
      16) 0 И.Акчурин П.А.Флоренский и наука  XX  века
        журнал  Свободная мысль, N 10, 1993 г.
      17) 0 В.Никитин Продлить на мгновение мечту ...
        журнал Наука и религия, N 10, 1992 г.
      18) 0 К.Кедров Зримый рай Павла Флоренского .
         журналНаука и религия, N 7, 1993 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация и законы электрических цепей
Реферат 1 Анализ производства и реализации продукции
Реферат Кардиология профилактика и лечение
Реферат Совершенствование процессов регулирования занятости экономически активного населения в хозяйственную деятельность России
Реферат Историческое Переделкино
Реферат Атрибутивные словосочетания в русском и английском языках (сопоставительно-типологический анализ) 10. 02. 01. Русский язык 10. 02. 20. Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Реферат Реализация конституционного принципа свободы совести в России (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ)
Реферат Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
Реферат Туристский продукт, особенности его сбыта и экономическая эффективность обслуживания
Реферат О тестовых заданиях
Реферат Анализ структурных закономерностей, функциональных особенностей и условий использования атрибутивных конструкций в различных функциональных стилях немецкого языка
Реферат Classic College Portrayal
Реферат Азвитым, умеющим строить коммуникативные связи, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения
Реферат Радиоактивное загрязнение территории Брянской области и состояние здоровья населения
Реферат Анима­лись предпринимательской деятельностью в течение большей части прошлого столетия, и их развитие привело к существующим на настоящий момент формам торговли