1. «Военная демократия» как организация управления у восточных славян в догосударственный период. В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется и воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов сильных патриархальных семей. Действует племенное собрание — вече. Основную часть племени составляли «люди» — «людины». Это определение означает в единственном числе «свободный человек». Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами — тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. Таким образом, форму общественных отношений, существовавших у славян в VII - VIII вв. можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). ^ 2. Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления в нем (IX-XII вв.). Норманская и антинорманская теории. Власть в Древнерусском государстве принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной. Он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, нанимать иноземные войска. Некоторую роль играло в это время и вече. Управление осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, то есть по признаку военной организации. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе церкви митрополит, которому подчинялись епископы.Суть «норманской теории» происхождения славянского государства вытекает из «Повести временных лет», в которой сообщается, что для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их признания. С критикой положений первых «норманистов» выступил М.В. Ломоносов. Он высказал предположение о важности славянского элемента в составе варягов. Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возникшие предпосылки образования государства были реализованы с участием норманского князя Рюрика и его дружины. ^ 3. Десятичная система управления в Древней Руси. Характеристика института наместничества и кормлений. Десятичная, или численная система управления - система управления, первоначально существовавшая в Древнерусском государстве. Своим возникновением обязана военной организации, была подчинена задаче комплектования народного ополчения. Начальники воинских подразделений (десятские, сотские, тысяцкие) стали руководителями более или менее крупных административных звеньев государства. Тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем десятичная или численная система управления уступила место дворцово-вотчинной. Местное управление находилось в руках наместников и волостелей. Волостель - высший представитель древнерусской областной администрации. Наместники и волостели из бояр и детей боярских получали доход с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости. Наместник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель — волостных, черных людей. Кормления, дававшиеся служилым людям - награда за военноую службу. Посаженные на кормление в волость волостели обязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода. Кормленщики назначались обыкновенно на срок. Наместники и волостели держали для суда своих тиунов, которые были их холопами. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки. Волостели постепенно исчезают к началу XVII века, благодаря реформам ^ Ивана Грозного и распространению с начала XVII века воеводского управления. 4. «Русская правда» - первый свод русских законов и правовая основа великокняжеской власти. «Русская правда» - это первый свод законов Древнерусского государства. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. В «Русской правде» новгородцы были уравнены в правах с членами княжеской дружины: формировалось представление о равенстве всех свободных людей перед законом. «Русская правда» регулировала также отношения внутри дружины, отношения с варягами, имущественные отношения. Русская Правда стала основным источником социальных, правовых и экономических отношений в славянских княжествах. Ее влияние присутствует в последующих исторических правовых документах. ^ 5. Возникновение удельной системы на Руси. Ее характеристика и роль в распаде Древнерусского государства. В середине ХI-начале ХII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Начальную фазу этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями – Изяславом (он получил Киев и Новгород), Святославом (Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале князья, помня завет отца о дружбе, старались жить в мире и чтить старшего брата Изяслава. Но вскоре между ними, а затем и их потомками, возникли конфликты и усобицы, длившиеся почти сто лет. Политическая раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Удельные княжества с быстро растущими городами в условиях натурального хозяйства были экономически самодостаточными и мало связанными друг с другом. Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком «старейшинства» среди русских князей. Таким образом, разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям. ^ 6. Государственные образования на Руси в начальный период политической раздробленности (XII-XIII вв.). Удельные князья, став хозяевами земель, выступали в качестве организаторов строительства новых городов, укрепления их крепостями. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко - Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков), в которых княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть военно-служебную роль. Общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до «старейшинства» среди других князей. Удельные князья были вынуждены признавать старейшинство великого князя.. Со второй половины XII в. роль киевских великих князей перешла к местным великим князьям, которые были ответственны за исторические судьбы Руси. В конце XII - начале XIII вв. на Руси три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: - для Северо-Восточной и Западной Руси - Владимиро-Суздальское княжество; - для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынское княжество; - для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика. Возросла роль общерусских и земельных съездов князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского значения в конечном счете терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц. ^ 7. Вечевой строй и особенности управления в Новгородской и Псковской республиках (XII-XV вв.). Новгородская земля, располагавшаяся на северо-западе Руси, развивалась по особому пути. В течение 30-х годов XII в. Киев окончательно утратил влияние на Новгород. Социально-политический строй, сложившийся как в Новгородской, так позднее и в Псковской земле, первоначально входившей в состав Новгорода, - боярская республика. Судьбы Новгорода и Пскова – главных центров Северо-Западной Руси – разошлись в XIII в. Псков перестал быть «пригородом» Новгорода, собственное псковское боярство стало проводить независимую политику. Высшим государственным органов Новгородской республики было вече. Вече – собрание не всего мужского населения, а только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы, утверждало договоры, рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти. Вече приглашало князя, который возглавлял дружину. Он принимал присягу на верность новгородским традициям, с ним заключался договор. В зависимости от имущественного положения жители Новгорода делились на «лучших» и «меньших». «Меньшие» не были меньшими по политическим правам. Псковская боярская республика во многом повторила судьбу великого Новгорода. Власть принадлежала боярской верхушке, которая вместе с выборными посадниками составляла совет господ и определяла вопросы, выносившиеся на вече. Помимо бояр – крупных вотчинников, источники упоминают купцов, житых людей и земцов. Несмотря на демократичность, республиканская организация носила сословный характер, имела четко выраженную олигархическую направленность. ^ 8. Организация княжеской власти и дворцово-вотчинной системы управления в русских землях в период политической раздробленности. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вершить суд на своем дворе или во время объездов своих владений. Наряду с продолжавшими действовать нормами «Русской Правды» в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы. В сборниках церковного права содержались нормы, касающиеся семейно-брачных и других сторон жизни феодального общества. В состав княжеской и вотчинной администрации входят военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие кадры. Материальное обеспечение их осуществлялось передачей им части доходов или же пожалованием земель в вотчину. Одной из важнейших обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи советом, обязанность думать вместе с ним. Этот совещательный орган при князе (боярская дума) не имел юридически оформленного статуса, созыв его и состав думцев также как и круг вопросов, ставившихся на обсуждение, зависели от князя. Рекомендации думцев для князя считались необязательными, но лишь немногие князья решались их игнорировать. При слабых князьях власть фактически сосредоточивалась в руках бояр-думцев. Помимо бояр и лиц из дворцового управления в княжеской думе принимали участие представители высшего духовенства. Опираясь на свой духовный авторитет возраставшее экономическое могущество, церковь начинает претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно вмешивать в политическую борьбу и княжеские усобицы. ^ 9. Русская православная церковь и ее роль в управлении русскими землями в условиях политической раздробленности. Влияние православия на формирование основных черт государственности трудно переоценить. Некоторые исследователи подчеркивают, что государство на Руси развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным. Православная церковь - важный элемент политической системы. Сохранение православия и единой для всей Руси церковной организации — митрополии, духовная власть которой не оспаривалась ни удельными князьями, ни местными духовными иерархами, являлось важнейшим условием сохранения единой культурно-политической русской общности. Епископы назначались в отдельных землях с санкции местного князя, участвовали в заседаниях советов при князе, заботились об укреплении своих княжеств. В атрибутику провозглашения того или иного претендента на киевский или новгородский стол, прочно вошла традиция крестоцелования. В ХII веке Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Опираясь на свой духовный авторитет возраставшее экономическое могущество, церковь начинает претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно вмешивать в политическую борьбу и княжеские усобицы. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями. ^ 10. Особенности управления русскими землями-княжествами в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды. Нашествие монголо-татар крайне разрушительно сказалось на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад. Запустели пашни, исчезли многие ремесла. Сократилась численность населения Руси. Продолжался процесс дробления русских княжеств. Монгольское завоевание значительно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Золотая Орда ставит русские земли под свой контроль, отказавшись в то же время от попыток оккупации их. Русь стала вассалом и данником Золотой Орды. На русские земли были наложены тяжелые налоги. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей и контролировавших уплату дани. Система баскачества существовала до начала ХIV в. После волны восстаний в русских городах во второй половине ХIII – нач. ХIV вв. сбор дани был передан в руки русских князей. Ярослав Всеволодович, наследовавший владимирский престол, был вызван в Орду и получил от Батыя ярлык на владение всеми русскими княжествами, исключая Юго-Западную и Киевскую Русь. Власть была номинальной из-за межкняжеских интриг и внутриордынских противоречий. Соперничество за великокняжеский стол разжигало вражду между князьями. В XIV—XV в Владимирское великое княжество пришло в упадок, распавшись на мелкие уделы, князья которых вели борьбу за обладание владимирским столом. ^ 11. Изменения в управлении на Руси в период возвышения Москвы (XIV-XV вв.). Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского (1263 г.), разделившего между сыновьями свои земли. Основателем московской династии стал младший сын Александра Невского Даниил. Он укрепил и расширил границы своего первоначально незначительного княжества. Борьба за ордынский ярлык на владение всеми русскими княжествами велась с переменным успехом, но в 1327 г. Иван Калита Московский вместе с татарским войском подавил восстание в Твери против насилия ханского баскака. Ярлык на великое владимирское княжение перешел к Ивану Калите. Начинается процесс объединения русских земель вокруг Москвы и формирование на основе разрозненных политических образований единого Русского (Московского) государства и общерусской системы государственного управления. Иван Калита, пользуясь полным доверием в Орде, получил право сбора дани со всей Руси и доставки ее в Орду. Это стало мощным рычагом роста финансового и экономического могущества Москвы, расширения территории княжества и подавления соперников. Частые поездки в Орду, демонстрация показного «смирения», нормализовали русско-ордынские отношения. На 40 лет русские земли избавились от татарских набегов. Используя все средства Иван Калита и его преемники постоянно расширяли границы Московского княжества. Они не только захватывали удельные княжества или отнимали у них «спорные» территории, но часто скупали земли, заключали договоры с ослабленными удельными князьями, превращавшимися в вассалов Москвы. Победа на Куликовом поле (1380 г.) не позволила Московскому князю Дмитрию Донскому свергнуть иго, но Москва окончательно закрепила за собой роль общенационального центра. ^ 12. Предпосылки создания Московского централизованного государства. Характерные особенности и черты его политического устройства. Формирование единого Русского государства шло и во многом определялось геополитическим положением – постоянным натиском на Восточно-Европейскую равнину как с севера и запада (Швеция, Польша, Литва), так и с востока и юга (Золотая Орда, затем Крымское ханство и другие ее осколки, Османская империя). Борьба за ордынский ярлык на владение всеми русскими княжествами велась между удельными князьями. В 1327 г. ярлык на великое владимирское княжение перешел к Московскому князю Ивану Калите. С этого времени начинается процесс объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Русского (Московского) государства и общерусской системы государственного управления. В результате победы На реке Угре в 1480 г Ивану III удалось добиться полной независимости Великого Московского княжества — крупнейшего государства в Европе. Главой государства стал «великий князь всея Руси» — титул, утвердившийся за Иваном III. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширялись. Боярская Дума. Административно-территориальное деление и соответственно местное управление не было унифицированным, что ставило задачу централизации государственного управления. К государственному управлению относились сбор налогов, система призыва на военную службу и судопроизводство. Дворцовая администрация отвечала за содержание великокняжеских войск, управляла владениями великого князя, снабжением дворца придворными службами. Обе администрации существовали параллельно, имели собственные органы. ^ 13. Избранная Рада и реформы управления (центрального и местного) Ивана Грозного. Российское государство первой половины XVI в. - сословная монархия. Власть в стране великий князь делил с удельными и служилыми князьями, боярской Думой и церковью. В середине XVI в. система управления, рассчитанная на небольшие владения, должна была уступить место новому аппарату власти. Было создано правительство - Избранная рада. Не входили в состав правительства, но оказывали большое влияние на всю правительственную деятельность конца 40-х — начала 50-х гг. XVI в. церковные власти. Основные шаги и направления деятельности Избранной рады: а) созыв Земских и церковных соборов; б) создание центральных органов государственного управления — приказов; в) Судебник 1550 г.; г) частичное ограничение местничества в 1550 г.; д )Уложение о службе 1555—1556 гг.; е) ограничение церковного землевладения. В середине 50-х гг. управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая-либо одна отрасль управления: Разрядный приказ — центральное ведомство по делам дворянского войска; Поместный приказ ведал поместным землевладением; Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов; и т.д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим Адашевым. Этот приказ, разбиравший «челобития» (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств. 1555—1556 гг. приняла широкий размах земская реформа. Власть наместников заменялась земскими старостами, выборными из зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. ^ 14. Сословно-представительная монархия в России: общая характеристика, особенности, государственные институты (XVI – середина XVII вв.).В XVI веке на Руси возникла сословно-представительная монархия. Началом, считается созыв первого русского собора 1549 года. В этот же период приходится принятие 2-х законодательных актов: судебника 1550 года, сборника церковного законодательства 1551 года. Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича. Особенность этого периода– сочетание самого сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа, характерной для Ивана IV. Царь – сохранил функции высшего органа власти. Боярская дума не могла ограничивать царя. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава. Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, «жалуются» новые земельные наделы «за службу» новой династии. Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остается верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Для XVII в. характерно переплетение состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д. Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает ослабевать. ^ 15. Общероссийские судебники 1497 и 1550 годов: общая харакеристика и роль в начале становления самодержавной власти в России. Одной из важнейших задач, была кодификация законодательства. В сентябре 1497 г. Иван III «уложил» свод законов, . Значение Судебника 1497 г. в юридической практике Российского государства огромно. Судебник определял порядок судопроизводства, согласно которому высшей инстанцией являлся суд бояр и окольничих при непременном участии дьяков. Судебник строго запрещал «посулы», т.е. взятки, и устанавливал твердые судебные пошлины. Судебник затрагивал не только судопроизводство, но и многие нормы частного права и социальную сферу. Судебник стремился к установлению контроля государства над институтом холопства и ограничению холопства. Важные установления касались крестьянства. Немалое место уделено в Судебнике вопросам охраны общественного порядка и наказаний за преступления. в 1550 г. был принят новый Судебник, заменивший прежний – 1497 г. Текст свода был четко систематизирован по отдельным статьям. Теперь на феодала возлагалась ответственность за преступления его крепостных, что еще больше связывало крестьян со своими господами. В Судебнике из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. Вводились наказания за взяточничество. до 1649 г. Судебник Ивана Грозного оставался основным сводом законов Московского государства. ^ 16. Возникновение приказной системы управления в России: ее характеристика, принципы деятельности, эволюция в XV-XVII вв.Вторая пол. XV в. - начала складываться центральная исполнительная власть. Первые органы – «избы» и «приказы». В середине XVI в. несколько приказов выделилось из ведомства казначея, которому приходилось выполнять функции дворцовой канцелярии, княжеского архива и внешнеполитического ведомства. Приказы общегосударственного значения: Посольский, в ведении которого находились внешние сношения; Поместный – служилое землевладение; Разрядный – военное дело и назначения воевод; Стрелецкий – войско стрельцов; Холопий – регистрация холопов; Разбойный – важнейшие уголовные дела; Челобитенный – жалобы на имя царя и расследования по ним; Большого прихода (совместно с территориальными приказами) – финансы. Каждому приказу были предоставлены собственные источники существования. Каждый из них чинил суд и расправу над людьми, относящимися к его компетенции. Укрепление власти царя, необходимость крайней мобилизации сил нации, а также проведение в жизнь норм Уложения 1649 г., прозвучавших на Соборе пожеланий сословий потребовали преобразований в приказной системе. Они проходили в 50—70 гг., но особенно серьезная перестройка управления была предпринята в 80-х гг. Ее целью было упрощение и централизация приказов. В связи с преобразованиями количество приказов стабилизируется на уровне 37—38. Приказы превращаются, в отличие от первой половины XVII в., в крупные учреждения с большим штатом и сложной структурой. Громоздкая приказная система с ее централизацией и бюрократизмом с трудом справлялась с возлагаемыми на нее функциями, порождала волокиту, злоупотребления, взяточничество. ^ 17. Организация и эволюция местного управления в России в XV-XVII вв.С присоединением к Москве удельных княжеств-земель сохранялась система управления, сложившаяся в XIV-XV вв. Удельным князьям предоставлялась довольно большая свобода действий во внутренних делах, Власть в уезде принадлежала наместнику, а в станах и волостях – волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы Они получали управление территориями «в кормление Кормления состояли из судебных пошлин и части налогов. На рубеже XV-XVI вв. в городах создается институт городовых приказчиков. В середине XVI в. институт кормлений постепенно был ликвидирован. Губная и земская реформы, а также введение воеводского управления ослабляли власть феодальной знати и усиливали позиции дворянства.Смута, едва не приведшая к распаду страны, показала необходимость существования в провинции не только военной власти, но и органа, связывающего все (а не только тягловое) население провинции с центром. К середине XVII в. воеводская система распространилась повсеместно. . Однако полного подчинения местного самоуправления воеводскому управлению не произошло — в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы. ^ 18. Формирование аристократической модели государственной службы в России в XV-XVII вв. Содержание принципа «местничества».Порядок назначения на думные и на другие высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю. Первоначально местничество носило служебный, а не родословный характер, но после включения в Думу служилых князей служилый принцип дополнился родословным. Положение служилого человека определялось по отношению к его родичам и по отношению к представителям других родов. В 1-й половине XVI в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины XVI в. местничество проникает в среду дворян, а в XVII в. даже в среду гостей и городовых чинов. В силу местничества люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительные места на военной и государственной службе. Попытки ограничить местничество предпринимались центральной властью начиная с середины XVI в. В 1550 г. было запрещено местничаться «новикам», то есть только что вступившим в службу людям, и ограничена возможность для местничества полковым воеводам. Во второй половине XVII в. местничество утратило значение регулятора во взаимоотношениях между царем и боярскими группировками и стало восприниматься как помеха. По инициативе видного государственного деятеля, фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицына в 1682 г. местничество было отменено особым соборным приговором. ^ 19. Соборное Уложение 1649 г. как правовая основа феодальной государственности в самодержавной власти России.Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года. К 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. В Соборном Уложении лишь намечается разделение норм по отраслям права. . В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Особо опасными определялись преступления против религии, затем шли государственные преступления против порядка управления. . В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. ^ 20. Боярская аристократия, ее место и роль в управлении Московским государством в XV-XVII в.Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй - поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины. Консолидация боярской аристократии сопровождалась закреплением ее привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности. С XVI века возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе. К концу XVII века многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре и дворянство. Поэтому в XVII веке стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отмененное в 1714 году. ^ 21. Роль и место Русской православной церкви в Московской Руси. Стоглавый собор и значение его решений для управления государством.Государственная доктрина Московской Руси, начиная с Ивана III, отталкивалась от православной теории «симфонии властей. В 1551 г. был созван церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах единого документа – «Стоглава». Непосредственное участие в работе собора принял и сам царь. Собор унифицировал церковные обряды, сделав их едиными для всей русской церкви. Регламентации подверглось и церковное искусство: предписывалось создавать новые произведения, следуя определенным образцам, среди которых особое место заняли творения Андрея Рублева. Возник вопрос и о церковном землевладении Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в «рост» и хлеб в «насп», то есть под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода. Особое внимание собор уделил нравам духовенства. Осуждению подверглись также пороки и грехи, свойственные всему обществу, в том числе – и живучие языческие представления и обряды. Также Стоглавый собор наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников ^ 22. Утверждение абсолютизма в России: его основные черты, особенности и этапы осуществления, результаты.Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати, XVII в. — время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия. Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь». Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти. Соотношение понятия самодержавие и абсолютизм, доминирующие предпосылки перехода к абсолютной монархии остаются дискуссионными в историко-правовой литературе. ^ 23. Административные реформы Петра I: причины, содержание, этапы осуществления, результаты.Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места. Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Это была первая административная реформа Петра. При губернаторе был образован совет «ландратов» который должен был избираться местным дворянством. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати. Господство в губернии гражданской бюрократии осложнилось еще господством военного полкового начальства. институт выборных комиссаров просуществовал недолго. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община — субъект самоуправления на селе. ^ 24. Правительствующий Сенат и органы государственного надзора при Петре I. Для финансового контроля Петр I создал Ближню