В.М.Кресс, Губернатор Томской области, председатель рабочей группы Госсовета РФ по реформированию электроэнергетики РФОсновные направления государственной политики реформирования электроэнергии России 1. Электроэнергетика России, ее современное состояние и проблемы 1.1 Электроэнергетика России, ее роль в экономике и жизни общества Электроэнергетический потенциал России был в основном создан в период с 50-х до конца 80-х годов XX века, когда развитие электроэнергетики шло опережающими остальную промышленность темпами. При росте национального дохода за этот период в 6,2 раза производство электроэнергии выросло более, чем в 10 раз.Установленная мощность электростанций России на 01.01.2000 г. составляла 214,3 млн. кВт, при этом по Единой энергосистеме (ЕЭС) России она достигла 193,0 млн. кВт. Выработка электроэнергии в 2000 г. всеми электростанциями Российской Федерации оценивается в 877 млрд. кВ*ч. В установленной мощности электростанций России 68% составляют тепловые электростанции, из них более половины - ТЭЦ, 21% - ГЭС, 11% - АЭС. При этом ТЭЦ вырабатывают более 30% тепловой энергии, потребляемой в стране.Размещение электростанций по территории страны отражает размещение производительных сил и населения: более 50% - в европейской части, около 22% - на Урале, около 22% - в Сибири, около 6% - на Дальнем Востоке. В Сибири половину генерирующих мощностей составляют ГЭС, АЭС сосредоточены в Центре, на Северо-западе и Средней Волге, доля ТЭЦ высока в северных и восточных районах. Газ как топливо для электростанций занимает практически монопольное положение в европейской части страны и на Урале (от 65 % на Северо-западе, до 90 % на Средней Волге), уголь - в Сибири (85 %) и на Дальнем Востоке (79 %).Примерно 40-45% потребленной энергии экспортируется через производство экспортной продукции, что способствует пополнению валютных запасов страны. Существенен и прямой вклад электроэнергетики в бюджетную систему страны через уплату налогов и других платежей.Таким образом: • электроэнергетика России является важнейшей инфраструктурной отраслью, призванной обеспечивать экономику и социальную сферу страны электроэнергией и теплом с требуемыми надежностью и качеством;• структура электроэнергетики имеет существенную специфику в различных регионах страны в зависимости от природно-климатических, экономических и других факторов;• нормальное функционирование электроэнергетического комплекса в нынешних сложных социально-экономических условиях обеспечивается ЕЭС России как технологически единым комплексом.1.2. Итоги проведенного реформирования и проблемы электроэнергетики РоссииНеобходимость реформирования электроэнергетической отрасли вначале определялась общими условиями перехода экономики России к рыночному типу функционирования хозяйства. ЕЭС России создавалась десятилетиями в плановой экономической среде, по другим критериям, не присущим рыночной экономике. Отход от директивного управления развитием отрасли объективно требовал изменений в механизме взаимодействия звеньев энергетической системы и смежных отраслей.Первый этап реформирования - реализация Программы разгосударствления электроэнергетики страны, осуществленной в 1992-1993 годах, - был выполнен с существенными отклонениями, определяемыми как несовершенством нормативной правовой базы, так и субъективными факторами.В результате электроэнергетика России, за исключением атомной, была приватизирована. В настоящее время государство владеет 52% акций РАО "ЕЭС России". Пакетами акций региональных энергосистем государство не располагает (за исключением "Иркутскэнерго", где государство владеет 40%-ным пакетом акций), поскольку внесло их в уставной капитал РАО "ЕЭС России". При этом 33% голосов по федеральному пакету акций передано субъектам Российской Федерации.В 1995 г. была предпринята вторая попытка проведения преобразований в отрасли и разработана программа реформирования электроэнергетики, принятая Правительством Российской Федерации. Она предполагала расширение федерального рынка энергии и мощности путем поэтапного вывода на него электростанций России с последующим созданием на их базе нескольких генерирующих компаний. Однако не было выполнено ни одно из трех принятых Правительством Российской Федерации в 1996-1997 годах постановлений по реализации программы. Острота положения в электроэнергетике потребовала утверждения основных направлений реформирования электроэнергетики Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 426. Они практически не отличались от программы 1995 г., однако также не были выполнены.Причины невыполнения указанного этапа реформирования электроэнергетики связаны в основном с недоработанностью этих программ (отсутствие оснований для предполагаемого форсированного изменения структуры управления электроэнергетикой, неучет региональной специфики экономики и энергетики, технологических особенностей электроэнергетики и др.). В результате, хотя отдельные модификации в системе функционирования и регулирования отрасли были проведены, структура электроэнергетики и система функционирования рынка энергии остались прежними, консервируя отраслевые проблемы. Кроме того, в условиях кризиса финансовой системы, неотработанности и неэффективности правовых и имущественных отношений субъекты Российской Федерации находили достаточно обоснованные возражения, которые принимались высшими должностными лицами государства.Все это привело к накоплению проблем в электроэнергетическом комплексе России, которые характеризуются прежде всего: - недостаточностью инвестиционного капитала (в 5-6 раз меньше по сравнению с необходимым объемом в последние 8-9 лет), что ведет к снижению технологического уровня энергопроизводства и опасному старению основных фондов (по данным Госкомстата России, степень износа основных фондов в электроэнергетике превысила 50%); полным отсутствием инвестиционной привлекательности отрасли;ухудшением эффективности производства электроэнергии и тепла (в частности, собственные нужды электростанций плюс потери в электрических сетях возросли с 17,1% в 1991 г. до 23,1% в 1998 г.; топливная составляющая затрат в неизменных ценах за последнее десятилетие увеличилась на 11%, причем примерно на четверть - за счет роста удельного расхода топлива и на три четверти - за счет роста цен на топливо; удельная рентабельность отрасли упала с 25,5% в 1993 г. до 11,3% в 1999 г.);ухудшением показателей финансовой устойчивости большинства компаний отрасли; положение усугубляют огромная накопленная задолженность потребителей (более 125 млрд. руб., что сравнимо с годовой выручкой холдинга) и хоть и снизившаяся за последние два года, но все еще значительная доля неденежных форм оплаты энергии (более 15 %);недостатками действующей в настоящий момент системы тарифного регулирования по формуле "себестоимость плюс" (энергокомпании оказываются незаинтересованными в снижении издержек и повышении эффективности своей работы); - несовершенством других форм государственного регулирования электроэнергетики (система государственного нормативного регулирования отрасли в ходе реформ оказалась практически полностью разрушенной, в отрасли действуют нормы, принятые в СССР, которые не соответствуют новому экономическому укладу; неэффективна система управления государственными активами в электроэнергетике и др.);- наличием существующих в отрасли хозяйствующих субъектов множества обязательств, признаваемых и обществом, и государством, и акционерами энергетических компаний, но, как правило, не оформленных в явном виде (наличие "неотключаемых потребителей", субсидирование бытового потребления по "социально приемлемым" ценам, обязательства по осуществлению балансирующей генерации и пр.);- отсутствием условий для добросовестной конкуренции в отрасли, монополизацией не только на федеральном, но и на локальном уровне всех основных звеньев электроэнергетики; действующий в настоящее время Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) в сочетании с используемой системой установления тарифов на основе планируемых балансов производства и потребления электроэнергии по сути воспроизводит принципы планово-распределительной системы хозяйствования; - снижением надежности топливоснабжения электростанций и энергоснабжения потребителей во многих регионах страны; - существенными перекосами в структуре потребляемых отраслью топливных ресурсов, прежде всего - в чрезмерной доле газа; - снижением научно-технического, энергомашиностроительного и строительного потенциалов;- отсутствием эффективной системы корпоративного управления и др. Преодоление указанных негативных факторов невозможно без глубокого анализа причин кризиса и принятия решений по реформированию электроэнергетики с позиций общегосударственных интересов.^ 2. Сопоставление основных положений имеющихся концепций реформирования электроэнергетики России 2.1. Организация разработки и рассмотрения альтернативных вариантов реформирования электроэнергетики Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 7 января 2001 г. № 8-рп, рабочая группа Президиума Государственного совета Российской Федерации привлекла ведущих экспертов страны к разработке альтернативных предложений по реформированию электроэнергетики.Всего в Рабочую группу было представлено 11 предложений, каждое из которых представляло собой концепцию реформирования. Кроме того, были заслушаны доклады консультирующей Правительство Российской Федерации по данному вопросу компании «Артур Андерсен», изучены предложения Российской академии наук, рассмотрены идеи экспертов по отдельным узким вопросам (прогнозы развития экономики страны, оценки состояния электроэнергетики, прогнозы цен на электроэнергию, результаты моделирования оптовой торговли электроэнергии в России с учетом имеющихся сетевых ограничений, анализ зарубежного опыта дерегулирования электроэнергетики и др.).Указанным 11 вариантам концепций реформ были присвоены следующие рабочие номера1 и наименования: (1) Минэкономразвития России (представлено2 А.В.Шароновым), (2) РАО "ЕЭС России" (представлено А.Б.Чубайсом, В.Г.Завадниковым и В.Ю.Синюгиным), (3) Сибирского энергетического института (представлено Н.И.Воропаем), (4) Национального инвестиционного совета (представлено А.Д.Некипеловым и С.Я.Чернавским), (5) Минэнерго России (представлено В.В.Кудрявым и Г.М.Васильевым), (6) Минатома России (представлено Б.И.Нигматуллиным), (7) А.И.Кузовкина (представлено автором), (8) компании "Русский алюминий" (представлено И.С.Бохматом), (9) группы членов Рабочей группы (представлено Г.В.Лебедевым и Ю.Н.Кузнецовым), (10) Всероссийским электротехническим институтом (представлено В.П.Фотиным), (11) группы миноритарных акционеров РАО "ЕЭС России" (представлено А.М.Бранисом).Во всех вариантах реформирования электроэнергетики затрагивается большой круг проблем. Поэтому Рабочая группа сочла необходимым выполнить работу по структуризации позиций авторов различных вариантов реформирования. С этой целью Рабочая группа разработала форму «паспорта предложения», которую заполнил каждый из авторов.Таким образом, каждая из 11 концепций была представлена тремя материалами:- изложением концепции в письменном виде;- презентацией, сделанной на расширенных заседаниях Рабочей группы;- паспортом предложения.Содержание и анализ 11 концепций даны в Приложении.^ 2.2. Выводы по результатам сопоставления имеющихся альтернативных концепций реформирования электроэнергетики · Подтверждено наличие представительного количества альтернативных концепций реформирования.· Практически все концепции предусматривают последовательное реформирование отрасли, связанное с реализацией одного или нескольких промежуточных этапов. Большинство концепций рассматривает процесс реформирования как достаточно длительный.· Большинство концепций не содержит предложение о продаже собственности в так называемых потенциально-конкурентных секторах (генерации и сбыте) и не рассматривают продажу в качестве необходимого инструмента институциональных преобразований в отрасли.В то же время реорганизация компаний отрасли предлагается авторами большинства концепций. Приоритетом здесь является полное соблюдение прав акционеров. В связи с этим наиболее безболезненным способом реорганизации представляется пропорциональное разделение акций создаваемых/выделяемых компаний среди существующих собственников активов.· Все концепции единодушны в отношении необходимости реформирования существующей тарифной политики как на федеральном, так и региональном уровне. При этом сама возможность перехода на свободное ценообразование и конкурентные отношения на рынке электроэнергии в целом не является предметом существенных разногласий между авторами концепций. Основным вопросом остается признание конкуренции в качестве первичного "самодостаточного" инструмента реформ или вспомогательного, внедрение которого требуется в целях получения дополнительного экономического эффекта для общества после создания необходимых условий для перехода на конкурентные отношения.Кроме того, большинство авторов концепций рассматривают функционирование региональных энергетических комиссий (РЭКов) и их политизированность как одну из основных проблем отрасли в области регулирования. Они предлагают либо полную ликвидацию РЭКов, либо их преобразование в филиалы ФЭК.· Несмотря на отсутствие в концепциях специальных разделов, можно сделать вывод о стремлении всех авторов избежать в результате реформ излишнего роста тарифов на электроэнергию и тепло и некомпенсируемых социальных издержек для малоимущих групп населения.· Существующий федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности признается всеми авторами как неэффективный и требующий реформирования, в связи с чем вопрос модели оптового рынка становится одним из ключевых блоков реформирования.· В большинстве предложенных концепций привлечение инвестиций в отрасль представлено как важный приоритет, в то же время не требующий специальных мер (таких, как продажа активов инвесторам). По мнению авторов большинства концепций, улучшение условий функционирования отрасли в результате реформирования обеспечит основу для естественного прихода инвесторов в отрасль. Кроме того, для привлечения инвестиций в отрасль критичными является соблюдение прав акционеров в процессе реформирования и создание инвестиционно-привлекательных компаний на базе активов отрасли.· Несовершенство и недостаточность отраслевого законодательства и нормативного обеспечения и необходимость их срочного развития признается всеми авторами.· Вопрос разделения видов основных деятельности в электроэнергетике и их раздельное регулирование, в принципе, может быть предметом консенсуса между авторами концепций, но не по соображениям отнесения этих видов к потенциально конкурентным или монопольным, а по признаваемому всеми авторами объективно необходимому созданию условий для появления новых независимых производителей электроэнергии. Это же обстоятельство определяет и признание всеми авторами необходимости обеспечения для существующих и будущих независимых производителей свободного доступа к сетевой инфраструктуре рынка.· Большинство авторов концепций считает необходимым сохранение вертикальной интеграции АО-энерго как средства обеспечения надежности энергоснабжения (при раздельном учете по видам деятельности). Эти концепции предполагают обеспечить функционирование рынка электроэнергии путем эффективного регулирования АО-энерго для обеспечения свободного доступа к их распределительным сетям. Альтернативная точка зрения, высказанная авторами меньшинства концепций, заключается в корпоративном разделении генерации, распределения и сбыта АО-энерго.· Большинство концепций предполагают отделение Федеральной Сетевой компании (в том или ином составе) от холдинга РАО "ЕЭС России" в области генерации и сбыта электроэнергии для создания условий для функционирования оптового рынка электроэнергии и исключения конфликтов интересов.· Всеми авторами признается необходимость обеспечения независимости диспетчерских служб (системного оператора) от коммерческих интересов, связанных с владением генерирующими активами или с предоставлением на коммерческой основе услуг по организации расчетов за электроэнергию. Принимая во внимание, что в настоящее время и в процессе переходного этапа реформ ЦДУ ЕЭС и ОДУ остаются в собственности РАО "ЕЭС России", авторами различных концепций формулируются внешне различающиеся, но, по сути, совпадающие предложения о выводе диспетчерских служб из-под контроля со стороны собственника генерирующих активов.· Всеми авторами признается факт наличия сетевых ограничений в ЕЭС России, определяющих невозможность формирования единого оптового рынка по всей территории Российской Федерации. Степень глобализации указанного оптового рынка, предусматривающая количество региональных (зональных) оптовых рынков, различается. При этом в соответствии с двумя основными альтернативными точками зрения зональные рынки должны создаваться либо в трех (Европейская часть ЕЭС (включая Урал), ОЭС Сибири и ОЭС Востока), либо в семи (в каждой из ОЭС) энергозонах.· Для формирования эффективного конкурентного предложения на рынке авторами концепций, в зависимости, от степени глобализации оптового рынка, предлагаются различные варианты консолидации генерирующих активов от создания крупных межрегиональных компаний по видам электростанций до сохранения на зональных оптовых рынках отдельных электростанций без их укрупнения. Решение этого вопроса во многом будет связано с принятием решения о степени глобализации оптового рынка. Консолидация генерирующих активов приведет к созданию жизнеспособных компаний, обладающих инвестиционным потенциалом.· Авторы ряда концепций предлагают провести и консолидацию АО-Энерго (на межрегиональной основе для обеспечения конкуренции внутри отдельных энергозон). Такая консолидация позволит получить эффект масштаба и сделает компании жизнеспособными и инвестиционно-привлекательными.· Ряд концепций считают наличие Холдинга РАО "ЕЭС" одной из основных проблем повышения эффективности отрасли и предлагают ликвидацию холдинга путем пропорционального распределения принадлежащих ему акций дочерних компаний среди акционеров РАО "ЕЭС". Альтернативная точка зрения заключается в сохранении Холдинга как основной компании отрасли. При этом не совсем ясно, каким образом при введении рынка возможна его демонополизация.Резюмируя вышеизложенное, следует признать, что основным критическим блоком единой концепции будет являться модель оптового рынка, определяющая социально-экономические последствия реформ по влиянию на стоимость электроэнергии для конечных пользователей, формулируя требования к глубине внешнего регулирования, определяя структуру и мотивацию участников рынка, а также возможность мобилизации ресурсов для простого/расширенного воспроизводства и этапность преобразований.^ 3. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики С конца 80-х годов процессы реформирования электроэнергетического сектора, связанные с демонополизацией структуры отрасли и либерализацией отношений субъектов в ходе функционирования и развития электроэнергетики, с большей или меньшей активностью идут в различных странах с учетом национальной специфики отрасли и других условий. Во всех случаях реформирование преследует цель повышения эффективности функционирования энергосистем как элементов рыночного хозяйства:· в краткосрочном плане - за счет разделения конкурентных и монопольных видов деятельности, формирования конкурентных оптовых рынков электроэнергии, создания условий недискриминационного доступа конкурирующих участников к инфраструктуре, обеспечения непредвзятости и прозрачности деятельности организаторов рынка;· в долгосрочном плане - за счет включения рыночных механизмов привлечения инвестиций, внедрения новых высокоэффективных технологий и, в конечном счете, снижения стоимости электроэнергии для потребителей.Анализ зарубежного опыта реформирования электроэнергетики показывает следующее:· в условиях либерализованных рынков электроэнергии и тепла существенно возрастают сложность технологического и коммерческого управления энергосистемами (по оценкам зарубежных специалистов объем перерабатываемой информации и сложность ее обработки возрастают на порядок и более по сравнению с централизованно управляемой естественной монополией); значительная нестационарность управляемого технологического процесса вследствие влияния факторов спотового рынка требует усложнения системы технологического управления; недостаточная продуманность внедряемых принципов коммерческих отношений, их несогласованность с технологическим процессом может привести к конфликтным ситуациям; · разная степень либерализации цен на оптовом и розничном рынках, несбалансированность реформирования отдельных звеньев электроэнергетической отрасли экономики может привести к серьезным ценовым шокам и социальным напряжениям, особенно в периоды сезонных колебаний спроса (Калифорния);· высокая степень дерегулирования рынков электроэнергии в отсутствие системной частной или государственной координации действий рыночных агентов может привести к значительным колебаниям цен, их росту и дестабилизации всей системы электроснабжения (Новая Зеландия, Калифорния);· превалирование текущих целей энергокомпаний над долгосрочными может привести к сокращению работ по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии (Англия), снижению объема инвестиций вследствие роста финансовых рисков (Норвегия, США, Англия); ситуация еще более усугубляется в случаях наличия существенных политических рисков (в Казахстане, Украине, Грузии, Армении новые собственники энергетических объектов в течение нескольких лет не вкладывали средств в поддержание работоспособности оборудования и развитие объектов).При решении указанных проблем в большинстве зарубежных стран накоплен положительный опыт по регулированию рынков и стимулированию инвестиционных процессов, а негативные проявления являются следствием отказа от экономической логики и неадекватного государственного регулирования;· динамика тарифов на электроэнергию и особенности происходящих процессов при эволюционном ходе реформ (Германия, Норвегия, Швеция, штаты Новой Англии и штаты группы "PJM" в США, Китай, Япония) показывают его преимущества и эффективность по сравнению с радикальными вариантами демонополизации и либерализации (Англия, штат Калифорния США, Новая Зеландия, Украина, Казахстан) вследствие поэтапной адаптации экономики к изменяющимся условиям при постепенном введении конкуренции и одновременном снижении роли государственного регулирования. Такой подход позволяет повысить устойчивость процессов реформирования электроэнергетики.· специфика технологических процессов в электроэнергетике предопределяет наличие монопольных видов деятельности, к которым прежде всего относятся услуги по передаче электроэнергии и диспетчеризации;· процессам реформирования в электроэнергетике, как правило предшествовала разработка соответствующей нормативно-правовой базы, и сопутствовало формирование конкурентного рынка топлива.Таким образом, зарубежный опыт демонополизации и либерализации в электроэнергетике неоднозначен. Однако эффективность реформ существенно повышается при условии их эволюционной и предварительно подготовленной реализации и адекватного использования механизмов государственного регулирования.^ 4. Условия реформирования электроэнергетики России Отмеченные в разделе 1 накопившиеся негативные факторы и проблемы электроэнергетики России, как показывают исследования, в случае сохранения сложившихся нерациональной хозяйственной структуры и отношений субъектов в отрасли могут привести к тому, что электроэнергетика окажется тормозом в развитии экономики страны.С другой стороны, исследования показывают, что при реализации вариантов реформирования на основе либерализации энергорынков, на начальном этапе практически неизбежно достаточно резкое повышение тарифов на энергию. В нормально функционирующей экономике имеются существенные адаптационные возможности. Однако они значительно затруднены в экономике, находящейся в кризисном состоянии. Кроме того, возможны кратковременные существенные всплески тарифов в результате нестабильной рыночной среды. Указанные факторы могут оказаться критическими при резких реформирующих воздействиях. Их требуется учитывать при принятии решений по реформированию электроэнергетики.Очевидно, что ситуация в смежных с электроэнергетикой отраслях и секторах национального хозяйства влияет на выбор целесообразных принципов и направлений реформирования электроэнергетики, равно как имеет место и обратное влияние.Топливные отрасли оказывают определяющее влияние (через цены на топливо, доля которого в тарифах на электроэнергию в перспективе может составить 39-44% на газовых электростанциях и 28-36% на угольных) на формирование производственной структуры электроэнергетики страны и, прежде всего, в европейской ее части, а также на динамику изменения цен на электроэнергию и тепло. В свою очередь, цены на топливо для электростанций определяются государственной политикой по реформированию топливных отраслей, а также по регулированию этих цен на внутренних рынках. Вследствие определяющего влияния ситуации в топливных отраслях на электроэнергетику концепции реформирования во всех отраслях ТЭК необходимо рассматривать согласованно.Тепловое хозяйство и коммунальная энергетика. Тепловое хозяйство страны испытывает ряд серьезных проблем, большая часть которых характерна и для электроэнергетики (дефицит инвестиций, износ оборудования и сетей, кризис неплатежей, неэффективность системы управления тепловым хозяйством, отсутствие необходимой законодательной базы и др.). В связи с тем, что доля ТЭЦ АО-Энерго в централизованном производстве тепловой энергии составляет около 35%, при рассмотрении направлений и принципов реформирования электроэнергетики необходимо учитывать и совершенствование организации управления тепловым хозяйством, являющимся одной из важных составляющих коммунальной энергетики. Не менее важно при этом уточнить статус коммунальных электроснабжающих организаций и реформировать систему их хозяйственного управления.Крупные потребители уже на первых этапах реформирования электроэнергетики, а в последующем - в еще большей степени могут выступать в качестве самостоятельных субъектов оптового рынка электроэнергии. Особенно это касается промышленных потребителей с преобладанием энергоемких производств (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, лесная и деревообрабатывающая промышленность). Поэтому в концепции реформирования электроэнергетики России требуется отразить их требования к организации оптового рынка.Энергомашиностроение и электротехническая промышленность. Ситуация в этих отраслях коренным образом влияет на развитие электроэнергетики и успешность ее реформирования. Проблемы здесь связаны с необходимостью восстановления работоспособности энергомашиностроительных предприятий, а в более долгосрочном плане - с их переориентацией на выпуск передового энергетического и электротехнического оборудования на базе новейших высокоэффективных технологий. Возрождение отечественной энергомашиностроительной и электротехнической промышленности немыслимо без возрождения системы научно-исследовательских и проектных институтов, которое невозможно без организации необходимой подготовки специалистов в вузах путем модернизации высшего образования и омоложения преподавательских кадров. Технические и технологические особенности отрасли также могут оказаться тормозом в осуществлении реформирования электроэнергетики. Ключевой вопрос - сохранение избытка мощностей, необходимого для организации конкуренции в сфере генерации, причем мощностей, готовых к несению нагрузки. Немаловажным фактором способным снизить конкуренцию на оптовом рынке является недостаточная существующая сетевая инфраструктура, ограничивающая возможность конкурентных поставок. Еще один аспект связан с необходимым кардинальным усложнением системы технологического управления, ее технического и информационного обеспечения.Реализация необходимых решений по устранению этих проблем потребует немалых средств. Однако данные проблемы не являются непреодолимыми и требуют создания специальных механизмов, направленных на развитие сетевой и технологической инфраструктур оптового рынка.Правительству Российской Федерации надлежит провести дополнительный анализ ситуации и динамики развития смежных с электроэнергетикой отраслей и секторов национального хозяйства, изучить имеющиеся технологические ограничения, в первую очередь узкие места в системах передачи электроэнергии, противоаварийного управления, обеспечения оперативного резерва мощности и пр. с целью устранения рисков потери устойчивого электро- и теплоснабжения страны в период реформирования.^ 5. Цель и базовые принципы реформирования 5.1. Цель и ключевая задача реформирования Учитывая особую важность отрасли, цель реформирования электроэнергетики России должна соответствовать общенациональным интересам, а именно - обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики страны и социальной сферы. Исходя из этого, стратегическая задача реформирования - переход электроэнергетического комплекса России в режим устойчивого саморазвития на базе прогрессивных технологий и рационального сочетания рыночных принципов и государственного регулирования, достижение на этой основе надежного, экономически и экологически эффективного обеспечения платежеспособного спроса национальной экономики и населения на электрическую и тепловую энергию во всех регионах страны, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.^ 5.2. Базовые принципы реформирования Исходя из роли электроэнергетики России в экономике и жизни общества, ее современного состояния и накопившихся проблем, а также с учетом цели и стратегической задачи реформирования, в качестве принципов реформирования электроэнергетики страны целесообразно определить следующие:• Рассмотрение электроэнергетики прежде всего как инфраструктурной отрасли, саморазвитие которой является необходимым условием устойчивого и эффективного функционирования и развития экономики и социальной сферы.• Постепенность и этапность реформирования электроэнергетики с учетом сложившихся условий и имеющихся возможностей, с детальным отслеживанием реакции экономики и социальной сферы на каждый этап преобразований.• Обеспечение национальной, в том числе энергетической безопасности страны.• Рациональное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования с разработкой необходимой правовой базы для обеспечения функционирования и развития электроэнергетики.• Обеспечение баланса интересов всех участвующих субъектов, включая производителей и потребителей электроэнергии и тепла, смежные отрасли топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, население, регионы, акционеров, собственников, инвесторов и др.• Сохранение ведущей роли государства на всех этапах реформирования электроэнергетики.• Адекватный учет географических, экономических, региональных и других особенностей при выборе моделей реформирования, определении сроков и темпов их внедрения.• Необходимость реформирования и коренного повышения эффективности сферы энергопроизводства и энергопотребляющих секторов всех отраслей национального хозяйства России.^ 5.3. Роль государства в реформировании электроэнергетики Необходимость самого активного участия государства в процессах регулирования и управления электроэнергетикой России обусловлена следующим. С одной стороны, эта отрасль является стратегической, и ее состояние напрямую влияет на национальную безопасность и социально-экономическую стабильность в стране, и, с другой стороны, государство продолжает оставаться крупнейшим собственником в электроэнергетике, владея всеми атомными электростанциями и более чем половиной акционерного капитала РАО «ЕЭС России». Исходя из сказанного, предлагаются следующие мероприятия по усилению и совершенствованию роли государства в управлении электроэнергетикой: восстановление утраченных функций Минэнерго. Прежде всего, Министерство должно стать центром стратегического долгосрочного планирования и прогнозирования отрасли. Оно должно формировать государственную энергетическую политику, координировать разработку стратегий и программ развития электроэнергетики, а также программ научно-технического обеспечения этого развития, ведущихся на постоянной основе. Для этого Министерство должно быть укомплектовано квалифицированными специалистами; реформирование федеральной и региональных энергетических комиссий. Необходимо обеспечение независимости ФЭК и РЭК от исполнительной власти. Для этого необходимо Председателя ФЭК утверждать Указом Президента, а Председателя РЭК – Постановлением Законодательного Собрания соответствующего субъекта Федерации. В составе ФЭК целесообразно формирование межрегиональных энергетических комиссий по энергозонам ФОРЭМ для утверждения тарифов на межсистемные перетоки и планов развития и капитального строительства в ОЭС. Все энергетические комиссии должны формироваться на профессиональной основе; Усиление роли государства на уровне Федерации и ее субъектов в управлении энергокомпаниями. Для этого требуется выделение госпакета акций в региональных АО-энерго (пропорционально доле государства в акционерном капитале РАО и доле РАО в акционерном капитале энергокомпаний). Часть этого госпакета передается в управление субъектам Федерации, на территории которых находятся АО-энерго. Представители государства (включая Федерацию и ее субъектов) входят в состав Совета директоров АО-энерго, консолидированно выступая по вопросам государственной политики в энергетике.^ 6. Основные направления реформирования электроэнергетики Современное состояние и проблемы электроэнергетики России, цель и базовые принципы ее реформирования определяют следующие основные направления реформирования.^ 6.1. Структурное реформирование отрасли Предлагается реализовать следующие основные мероприятия. Выделение из состава РАО «ЕЭС России» Федеральной сетевой и диспетчерской компаний. Создание самостоятельной от участников рынка сетевой компании позволит обеспечить недискриминационный доступ на оптовый рынок энергокомпаний и крупных потребителей электроэнергии. Формирование независимой диспетчерской компании с иерархическим подчинением ОДУ непосредственно ЦДУ создает возможности для повышения диспетчерской дисциплины и улучшения диспетчеризации режимов энергосистем.В Федеральной сетевой и диспетчерской компаниях выделяются три зональных отделения (Европейская часть и Урал, Сибирь, Дальний Восток), в которых на переходном этапе целесообразно формирование зон оптового рынка электроэнергии. Это позволяет учесть специфические региональные особенности электроэнергетики (по структуре мощностей, ра