Реферат по предмету "Политология"


Политический портрет Александра II Николаевича

Александр II - император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и государыни императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г. Александр II получил прекрасное образование: военное, литературно-гуманитарное. Воспитателями наследника престола были генерал К.К.Мердер и поэт В.А.Жуковский. Мердер обратил на себя внимание как командир роты в учрежденной 18 августа 1823 г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович, тогда еще великий князь, узнав про его педагогические способности, кроткий нрав и редкий ум, решился вверить ему воспитание своего сына. В эту важную должность Мердер вступил 12 июня 1824 г., когда великому князю едва исполнилось шесть лет, и с неутомимым усердием исполнял ее в продолжение десяти лет. Несомненно, что влияние этого высокогуманного воспитателя на юное сердце его питомца было самое благотворное. Не менее благотворно было влияние и другого наставника великого князя - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий. «План учения» был рассчитан на обучение наследника с 8 до 20 лет. Он включал в себя изучение истории, географии, политики, философии, математики, химии, техники, а так же он должен был заниматься рисованием, музыкой и гимнастикой. Принципы, которым следовал Жуковский, были следующие: «Уважай закон и научи уважать его своим примером. Закон, перебегаемый царем, не будет, храним и народом.… Люби и распространяй просвещение: оно – славнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ, без достоинства. Люби свободу, т.е. правосудие, ибо в нем и милосердие царей и свобода народов… окружай себя, достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя предает его на жертву корыстолюбивым рабам…»
По завершению образования Александр первым из царей посетил Сибирь (18377.) и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. В 1838 г. путешествовал по Европе, он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией, в православии Марии Александровне, на которой он женился в 23 года. Еще, будучи наследником, Александр II участвовал в делах управления. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и Синода. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий Александр II неоднократно заменял своего августейшего родителя; в 1848 г., во время своего пребывания при венском, берлинском и других дворах, он исполнял различные важные дипломатические поручения. Приняв в свое управление военно-учебные заведения, Александр II с особенной любовью заботился об их нуждах и постепенном усовершенствовании, как научного преподавания, так и воспитания. В 36 лет (19 февраля 1855 года) вступает на престол. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II. В этот период была в разгаре и принимала неблагоприятный оборот Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. Совокупный штурм Севастополя, произведенный 27 августа, заставил русские войска покинуть южную часть города и перейти на северную. Падение Севастополя положило конец этой борьбе и 18 февраля 1856 года заключен Парижский мир, по которому устья Дуная отошли к Турции. Черное море объявлено нейтральным и открыто для торговых судов всех наций. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г. По своим взглядам Александр II был либерал, но очень умеренный. Воспитан был в традициях самодержавия и имперских приоритетов. Очень непоследовательно, но проводит ряд реформ. Необходимость реформ заключалась в том, что по окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности ." На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.
Главным событием в правлении Александра II стало подписание Манифеста 19 февраля 1861года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. За это народ назвал его Освободителем. Это был акт исторического значения. Более 20 миллионов крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, т.е. имели все права, предоставленные законами империи, в том числе право собственности. Реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином. Была расширена среда действия общинной демократии. Вводилось крестьянское самоуправление в масштабах волости. В рамках волости крестьяне самостоятельно решали такие вопросы, как: строительство школ, пропаганда агротехнических зданий, организацию пожарного дела, открытие библиотек, улучшение крестьянского быта, помощь и благотворительность для бедных. Однако слоя собственников реформа 1862 года не создала. Земля передавалась общине. Общинная собственность не могла отчуждаться. Более того, крестьянин землю, собственником которой он не был, должен был купить у помещика. Переход к мелкому частному хозяйству очень сложен. Это целая революция во всех сферах жизни многомиллионного крестьянства. Поэтому уничтожить общину в России в одночасье – указом, невозможно.
Именно в это время складывается экономическая инфраструктура, обеспечивающая вскоре экономический подъем: строится все больше железных дорог, которые связывают центральные области европейской части России, понемногу развивается банковская система, создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку. После крестьянского Положения в ряду административных реформ важнейшее место занимает, без всякого сомнения, Положение о земских учреждениях. Еще 25 марта 1859 г. было дано высочайшее повеление о преобразовании губернского и уездного управлений. В числе реформ, ознаменовавших собою царствование Александра II, одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе (1862 год). Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Сущность судебной реформы сводится к следующему. Суд делается устным и гласным; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях; в третью же инстанцию (кассационный департамент Сената) может переноситься только по просьбе о кассации решения в случае явных нарушения законов или обрядов и форм производства; по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий; устраняется канцелярская тайна, и для ходатайства по делам и защиты подсудимых имеются при судах, присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации. Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения, сокращение срока военной службы с 25 до 15 лет, отменены унизительные телесные наказания (1863 год), обращено особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Далее, вследствие замеченных недостатков в устройстве военного управления, происходивших от излишней его централизации, в 1862 г. было дано военному министерству высочайшее повеление подвергнуть систему военного управления коренному пересмотру, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. Положение о военно-окружных управлениях. На основании этого Положения устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками. Народное образование также обратило на себя внимание государя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. 19 ноября 1864 г. появился также новый устав о гимназиях, значительно видоизмененный и дополненный уставом 19 июня 1871 г. По этим уставам, средние учебные заведения подразделены на классические и реальные. Народное образование в полном смысле урегулировано утвержденным 14 июня 1864 г. Положением о начальных народных училищах. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. даны Временные правила по делам печати. Царствование Александра II, столь богатое в отношении внутренних реформ, ознаменовалось также в отношении внешней политики целым рядом военных действий. Кавказская война, начавшаяся в 1817 году, сопровождала присоединение к России Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. В 1834-1859 гг. борьбу горцев Дагестана и Чечни против царских колонизаторов возглавлял Шамиль, создавший военно-теократическое государство - имамат. В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед. Но в 1850-х годах, вследствие превосходства царских войск, роста внутренних социальных противоречий, разорения и усталости народа, продовольственного кризиса, измены наместников движение пошло на спад. 26 августа 1859 года Шамиль был вынужден сдаться в плен на почетных условиях. Последние очаги сопротивления на Северном Кавказе были подавлены только в 1864 году. Весной 1864 года состоялось окончательное покорение Кавказа.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. была вызвана подъемом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных отношений. Вступление России в войну объяснялось желанием укрепить свое влияние на Балканах. В 1877 году произошло сражение на Шипке, русскими войсками были взяты Плевна и Карс (Закавказье). В начале 1878 года русская армия перешла через Балканский хребет, выиграла сражения у Шипки-Шейново, Филиппополя, взяла Адрианополь. Война закончилась Сан-Стефанским миром (1878 г.), по условиям которого Болгария, Босния и Герцеговина получали автономию; Сербия, Черногория и Румыния - независимость. К России отходили Южная Бессарабия и крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет. Сан-Стефанский мирный договор был пересмотрен на Берлинском конгрессе 1878 года. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. способствовала освобождению народов Балканского полуострова от османского ига. За Россией была закреплена часть Армении и Бесарабии. В 1867 г. правительство Александра II продало США за 7 млн. 200 тыс. долларов Аляску и Алеутские острова.
Конец царствования Александра II омрачился многочисленными покушениями на его жизнь, организовавшимся тайным социально-революционным обществом. 1 марта 1881 года Александр II был убит разрывным снарядом на Екатерининском канале в Петербурге. Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по сей день. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год. 2.В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год. 3.«История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год. 4.«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка технологии горячего блюда из мяса птицы и подбор средств измерения для контроля качества
Реферат Analysis of Sufism Through Art of Sufi Poetry.
Реферат Розвиток РПС
Реферат Волконский, Фёдор Фёдорович
Реферат Systems Implementation Essay Research Paper SYSTEMS PROJECT
Реферат Виробництво та виробнича функція. Закон спадної граничної продуктивності
Реферат Шимановский, Кароль
Реферат Факторный анализ прибыли от продаж и анализ порога прибыли
Реферат Выполнение перевода текстов применение причастия инфинитива герундия в английском языке
Реферат Способы ведения конкурентной борьбы
Реферат Английский эмпиризм 17-18 веков
Реферат Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах
Реферат Монополия - сущность и виды. Антимонопольное регулирование
Реферат О выборе профессии
Реферат Методы воздействия электропрогона и простукивания для поиска неисправностей РЭС