Реферат по предмету "Прочее"


экономика предприятий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Экономика предприятия» Работа студента Группа: ТМ1-06 Ф.И.О: Кузьмин Е.В. Преподаватель: Лягушова М.С. Тольятти 2008 Содержание Введение 3 Вопрос 28. Инвестиционная деятельность предприятия. 1. Понятие инвестиций и их экономическое содержание 4 2.


Классификация инвестиций 3. Необходимость инвестиций 4. Инвестиционная деятельность предприятий 5. Структура инвестиционного цикла 6. Управление инвестиционной деятельностью предприятия 9 Вопрос 29. Характеристика бизнес-плана 1. Сущность бизнес-плана 2. Условия составления бизнес-плана 3. Пользователи бизнес-плана 15 4.


Структура бизнес-плана и его содержание 15 Вопрос 30. Издержки обращения на предприятии. 1. Классификация издержек обращения 2. Показатели издержек обращения предприятия 3. Факторы, влияющие на издержки обращения 21 Заключение 23 Список используемой литературы 25 Введение При переходе к рыночной экономике предприятия России столкнулись с массой проблем, решить которые все


разом оказалось большинству из них не под силу. Это привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису. Вопрос о том, как работать в условиях рынка, как управлять предприятием и принимать решения, еще долгое время останется актуальным. Все дело в том, что отечественные предприятия не имеют практически никакого опыта работы в рыночной экономике. Они не располагают достаточной информацией, не знают, какая информация им необходима, как


ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и использовать полученные сведения в принятии управленческих решений. Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели,


стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора. Глубокие изменения в экономике России и все большая ее интеграция в мировую экономику ведут к тому, что прежние формы управления все больше приходят в несоответствие со складывающейся хозяйственной средой. Это обуславливается прежде всего необходимостью решения крупных системных проблем хозяйствования.


К ним относятся: повышение конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях резкого старения основных производственных фондов и усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей; нехватка оборотных средств; несовершенство подготовки менеджеров к ведению экономики предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования и многое другое. Таким образом, ключевым фактором повышения эффективности управления хозяйственной деятельностью предприятий является системное изучение всех сторон экономической деятельности,


в том числе: инвестиционной деятельности предприятия; бизнес-плана предприятия, как основы развития предприятия, комплексное изучение издержек обращения на предприятии. Вопрос 28. Инвестиционная деятельность предприятия Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки,


расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно. Поэтому ему необходимо тщательно разрабатывать инвестиционную стратегию и постоянно совершенствовать ее для достижения вышеназванных целей. 1. Понятие инвестиций и их экономическое содержание Инвестиции – это вложения в активы предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения ее качества,


увеличения количества продаж и прибыли. Инвестиции предприятия обеспечивают простое и расширенное воспроизводство капитала, создание новых рабочих мест, прирост заработной платы и покупательской способности населения, приток налогов в государственный и местный бюджеты. Инвестиции несут в себе риск. Если прогноз прибыльности не подтвердится, это грозит потерей вложенных в дело средств. Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты предпринимательской деятельности


для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде. Понятия «инвестиции» и «капиталовложения» тождественны. Термин «капиталовложения» применялся в директивной экономике. Экономическая категория «инвестиции» используется в рыночной экономике. С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как накопление основного и оборотного капитала.


С финансовой точки зрения инвестиции – это замораживание ресурсов с целью получения доходов в будущем периоде. С бухгалтерской точки зрения инвестиции – это объединение произведенных капитальных затрат в одну или несколько статей активов и пассивов баланса. 2. Классификация инвестиций Существует следующая классификация инвестиций: 1. В зависимости от вида (предмета) инвестиций:  материальные (движимое и недвижимое имущество,


имущественные права, включая право владения землей и природными ресурсами);  финансовые (денежные средства, права на участие в делах других фирм, долговые права);  нематериальные инвестиции (опыт и знания специалистов, патенты, авторские права и т.п.). 2. В соответствии с объектом инвестиций выделяют:  реальные (капиталообразующие) инвестиции — долговременные вложения средств в производство, связанные с приобретением реальных активов; 


портфельные (номинальные) инвестиции – вложения средств в ценные бумаги, в долю (пай) другого предприятия, выдача за счет собственных средств кредита. В случае портфельных инвестиций основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, как правило, осуществляемое посредством операций покупки и продажи ценных бумаг. Таким образом, портфельные инвестиции - это чаще всего краткосрочные финансовые операции; 


интеллектуальные инвестиции - вложение средств в подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (человеческий капитал), рекламу, в исследования и разработки (инновации), социальные мероприятия. Их особенность в том, что объект инвестирования и объект получения эффекта не совпадают ни во времени, ни в пространстве, что затрудняет их планирование и оценку. 3. По источникам финансирования инвестиции могут быть:  собственные, включая следующие


источники финансирования: амортизационные отчисления; прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия; средства от реализации активов; средства акционеров;  заемные, включая банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы;  лизинговые инвестиции в форме финансового, оперативного и возвратного лизинга;  инвестиционные ассигнования из республиканского и местного бюджета и внебюджетных фондов;  зарубежные инвестиции, включая источники: капитал и кредиты иностранных


юридических и физических лиц;  международные инвестиции, состоящие из кредитов Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, средств международных фондов и т.п. 4. По связи с процессом воспроизводства (направленности действия) инвестиции подразделяются на три группы:  нетто-инвестиции - начальные инвестиции, осуществляемые при создании или покупке предприятия, а также вкладываемые в расширение производственного потенциала (экстенсивные инвестиции);


 реинвестиции - средства, направляемые на восстановление изношенных и выбывших фондов. Реинвестирование – процесс связывания вновь освободившихся инвестиционных ресурсов посредством их направления на приобретение или изготовление новых средств производства с целью восстановления изношенных основных фондов предприятия. К реинвестициям относятся: а) инвестиции на замену, в результате которых имеющиеся объекты заменяются новыми; б) инвестиции на рационализацию оборудования.


При этом имеется в виду, что рационализация не изменяет производственную мощность и качество продукции, направлена на снижение издержек производства; в) инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, созданием новых видов продукции и освоением новых рынков сбыта; г) инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды. брутто-инвестиции, которые состоят из нетто-


инвестиций и реинвестиций. В практике планирования инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. 5. По срокам осуществления инвестиции подразделяются на – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. 3. Необходимость инвестиций Необходимость инвестиций при реализации стратегии предприятия может быть обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы: 1. Обновление материально-технической базы предприятия;


2. Увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности; 3. Освоение новых видов деятельности; 4. Повышение качества продукции. Планирование инвестиций относится к наиболее сложной и ответственной области принятия решений, что обусловлено следующими факторами: различными видами инвестиций и стоимостью инвестиционных проектов; множественностью альтернативных вариантов инвестиционных проектов; ограниченностью ресурсов; огромным


рисков, связанным с принятием инвестиционных решений; необходимостью скорейшего получения отдачи от инвестиций и т.п. Проблема состоит в том, что степень риска и ответственности за принятие инвестиционного решения может быть различной. Например, если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, то решение может быть найдено достаточно просто и принято безболезненно, поскольку альтернативные варианты решений обусловлены техническими параметрами оборудования и требованиями продукции.


Сложность здесь состоит только в том, чтобы обеспечить их соответствие. Иначе выглядит задача, если необходимо инвестировать процесс освоения новых видов деятельности. В данном случае при принятии решения необходимо учесть целый ряд трудно поддающихся оценке факторов: возможность освоения рынка; изменения положения фирмы на рынке; цену товара, объем продаж, финансовое положение и т.д. 4. Инвестиционная деятельность предприятий


Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций. Другими словами это работа предприятия по формированию и реализации инвестиционных ресурсов. Объектами инвестиционной деятельности являются:  вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды производственного и непроизводственного назначения, а также оборотные активы (средства) во всех отраслях народного хозяйства;  ценные бумаги (акции, облигации


и др.), т.е. финансовые инвестиции;  целевые денежные вклады юридических лиц и граждан в банках;  научно-техническая продукция и другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Субъектами инвестиционной деятельности являются:  инвесторы (застройщики);  исполнители работ (подрядчики);  пользователи объектов инвестиционной деятельности;  поставщики товарно-материальных ценностей, оборудования, проектной


продукции для строительства объектов;  финансовые посредники (коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и др.);  иностранные юридические и физические лица государства и международные организации. Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где происходит практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:  сфера капитального строительства,


где происходит вложение инвестиций в основные фонды отраслей хозяйства (отраслевых комплексов) Эта сфеpa объединяет деятельность (на рынке инвестиционных товаров) заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования и материалов, граждан по индивидуальному строительству и других субъектов инвестирования;  инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;  сфера обращения финансового капитала (денежного,


ссудного, финансовых обязательств в различных формах);  сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности (рынок движимого и недвижимого имущества), где применяются залоговое право и ипотечный кредит. 5. Структура инвестиционного цикла Главными этапами инвестирования являются: 1. преобразование ресурсов в капитальные вложения (затраты), т.е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно


инвестирование); 2. превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости (в форме сданных в эксплуатацию объектов и производственных мощностей); 3. прирост капитальной стоимости в форме дохода (прибыли), т.е. реализуется конечная цель инвестирования. Таким образом, начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую взаимосвязь: доход - ресурсы - конечный результат, т.е. процесс накопления повторяется.


Процесс накопления финансовых ресурсов, не входя в инвестиционную деятельность, является ее необходимой предпосылкой. Инвестиционная деятельность - основа индивидуального кругооборота фондов на предприятии. Инвестиционный цикл (период) включает один оборот инвестиций, т.е. движение стоимости, авансированной в капитальное имущество, от момента аккумуляции денежных средств у застройщика (инвестора) до момента их возмещения. Структура инвестиционного цикла показана на рис.


1. Государство стимулирует инвестиционную деятельность предприятий путем предоставления им налогово-амортизационных преференций (льгот по налогообложению или льготных норм амортизации). Рис. 1. Структура инвестиционного цикла 6. Управление инвестиционной деятельностью предприятия Инвестиционное управление на предприятии – это процесс, направленный на формирование и эффективное использование инвестиционных ресурсов, осуществляемый путем взаимного информационного обмена между объектом и субъектом


управления. В качестве объекта такого управления современная наука называет инвестиции и инвестиционную деятельность. Управление инвестициями можно рассматривать как вид управленческой деятельности по формированию и эффективному использованию инвестиционных ресурсов, или как собственно инвестиционную деятельность предприятия. Управление каждым (экономическим) объектом осуществляется по особой технологии, поэтому, различая инвестиционную деятельность предприятия как таковую и управление этой деятельностью, необходимо


выделять также две технологии управления. Технология управления – это выполняемая субъектом управления совокупность работ, процедур, операций и входящих в них информационных преобразований, соотнесенная с содержанием объекта управления и целесообразная его состоянию. Из двух технологий управления – инвестициями и инвестиционной деятельностью – исходной следует признать технологию управления инвестициями, которая по всем составляющим (структуре информационной системы,


обслуживающему ее документообороту, процедурам выполнения) отличается от технологии управления финансами, денежными средствами, инновациями и прочими объектами. Именно сущность инвестиций «задает» целевое назначение, статус, численность, внутреннюю организацию и характер работы «инвестиционного» (не финансового, не бухгалтерского, не инновационного и т. д.) подразделения предприятия. В настоящее время технология управления инвестициями на предприятии разработана крайне


неравномерно: одни управленческие работы получили детальное и глубокое освещение (процедуры инвестиционного проектирования), другие – только частичное (продвижение бизнес-планов на инвестиционный рынок), третьи, относящиеся к формированию и использованию ресурсов в целом по предприятию, – вообще не рассматриваются. К тому же, современная технология управления инвестициями имеет разрозненный и несистематизированный вид; нечетко определен круг работ, входящих в нее и необходимых для достижения результата управления.


По этой причине реализация инвестиций часто подменяется реализацией инвестиционных проектов. Технология управления инвестициями на предприятии включает шесть управленческих работ (они приведены ниже с соответствующими процедурами). 1. Формирование инвестиционных ресурсов из собственных источников. 1.1. Формирование инвестиционных ресурсов за счет прибыли от реализации продукции. 1.2. Формирование инвестиционных ресурсов за счет прибыли из других источников.


2. Выбор объектов инвестирования на предприятии. 2.1. Выбор объектов неотложенного и альтернативного инвестирования. 2.2. Разработка плана обеспечения объектов инвестиционными ресурсами. 3. Выбор объектов инвестирования вне предприятия. 3.1. Выбор объектов реального инвестирования. 3.2. Выбор объектов портфельного инвестирования.


4. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов. 4.1. Процедуры разработки разделов бизнес-плана. 4.2. Расчет показателей эффективности проекта. 5. Формирование инвестиционных ресурсов из заемных и привлеченных средств. 5.1. Определение потребности в заемных и привлеченных ресурсах. 5.2. Продвижение бизнес-планов и инвестиционных предложений на инвестиционный рынок.


5.3. Принятие мер для получения государственной поддержки. 5.4. Составление отчета об обеспеченности планируемых объектов инвестиционными ресурсами. 6. Сбор, обобщение и анализ информации о ходе реализации инвестиционных ресурсов и их фактической эффективности. 6.1. Ведение мониторинга инвестиционной ситуации на предприятии. 6.2. Определение фактической эффективности инвестиций.


Вопрос 29. Характеристика бизнес-плана Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли. 1. Сущность бизнес-плана Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования,


форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников: 1. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми


оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач. 2. Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. 3. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства.


4. Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов. Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах


предпринимательства. Он актуален, как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных


производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. 2. Условия составления бизнес-плана Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана: 1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею,


содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует предотвращению ошибок и снижению риска. 2. Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования


мероприятий стратегического плана. 3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием. 4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и субъектам хозяйствования, то есть он является важнейшим средством коммуникации в контактах с


банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и партнерами. Исходя из перечисленных основных функций бизнес-плана можно сделать вывод о том, что он помогает: - руководителям предприятий детально продумать направления их деятельности и внутрифирменные возможности, а сотрудникам лучше понять целевые установки руководства, убедиться в их осуществимости, в финансовой стабильности предприятия. С этим связана уверенность коллектива в стабильной работе предприятия в будущем.


Это очень важно, поскольку практически каждое предприятие неизбежно сталкивается с рисковыми ситуациями на рынке; - кредиторам осознать приоритеты развития фирмы; - специалистам маркетинговых служб проанализировать конъюнктуру рынка и оценить конкурентные позиции фирмы; - оценить реальные результаты деятельности предприятия и разработать перспективную концепцию его функционирования. В конечном счете, бизнес-план может использоваться во-первых, для управления коммерческим проектом


и управления деятельностью самой фирмы. Такой план помогает обосновать экономическую целесообразность выбора направлений развития предприятия, определить источники финансирования реализации выбранной стратегии, профессиональный и численный состав персонала. Составление бизнес-плана заставляет предпринимателя осуществлять кропотливый и объективный анализ собственной деятельности, как бы взглянуть на себя со стороны глазами въедливого эксперта, предвидеть проблемы и вероятность столкновения с ними и, в соответствии


с этим, предельно мобилизоваться. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке. Во-вторых, бизнес-план используется для привлечения инвесторов и кредиторов. С этой точки зрения, он призван продемонстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимостью привлечения средств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для прибыльной предпринимательской деятельности


обычно не хватает. Бизнес-план позволяет решать следующие задачи: 1. определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках; 2. разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей; 3. проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов,


которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования; 4. предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта; 5. выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение; 6. оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с


помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.